Русский министр, «кормчий» греции, вольный каменщик. Отечества достойные сыны

В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный чёлн…
А.С. Пушкин («Арион»)

История новогреческого государства связана со многими яркими представителями эллинизма. Одним из греческих патриотов, получивших признание в России и в Западной Европе начала 19-го века, был уроженец острова Корфу Иоанн Каподистрия.

Граф Иоанн Каподистрия был не только блистательным профессионалом мировой дипломатии, но и одним из образованнейших людей своего времени.

Иоанн Каподистрия (1776-1831) - российский и греческий государственный деятель, министр иностранных дел России (1816-1822 гг.) и первый правитель независимой Греции (1827-1831 гг.).

Он родился на острове Керкира (Корфу) в семье Антонио Каподистрия - потомка переселившихся на Керкиру в конце XIV века аристократов из городка Капо д’Истрия, занимавшего почётные должности на службе у венецианского правительства.

Юный Иоанн Каподистрия окончил курс философии и медицины в Падуанском университете, поступив на дипломатическую службу у себя на родине.

Республика Семи Островов

В 1797 году Ионические острова, входящие в Венецианскую республику, после захвата Венеции перешли под власть наполеоновской Франции. Двумя годами позже, в 1799 году, Россия и Турция совместными усилиями выбили французские войска с островов Ионического моря. Военными действиями с русско-турецкой стороны руководил адмирал Федор Ушаков.

На следующий год (1800) под протекторатом России образовалось первое после падения Константинополя независимое греческое государство - Республика Семи Островов (Эптаниса).

Первым президентом Сената Республики, кому в 1801 году выпала честь получить в Константинополе фирман о государственном самоопределении, был Антонио Каподистрия, отец Иоанна. Именно в это время на Семи Островах родилась Великая Идея о воссоздании Большой Греции.

Томас Лоуренс. Портрет Иоанна Каподистрии.
Коллекция Виндзорского королевского дворца, Лондон

На Корфу находились русский экспедиционный корпус и военные корабли. На посту полномочного посла (военный губернатор) был граф Джованни Мочениго, ионийский грек, состоявший на русской службе. В этот период Каподистрия занимался размещением русских гарнизонов на островах.

По принятии «демократической» конституции Президентом сената был избран граф Феотокис, в дочь которого - прекрасную Изабеллу Феотокис, как считается, был влюблен молодой 27-и летний Иоанн Каподистрия, взявший на себя обязанности Генерального секретаря державы (канцлер). Несколько месяцев спустя Феотокис умер и единственным реальным правителем Ионического государства стал граф Каподистрия (в то время Каподистрия-старший покинул политическую авансцену).

Иоанн Каподистрия с самого начала своей карьеры занимал важные посты в правительстве республики.

Тильзитский мирный договор 1807 года, между Александром I и Наполеоном, когда русское управление островами перешло к французам, послужил препятствием к дальнейшему карьерному росту Каподистрии на его родине. Граф вынужден был перейти на русскую службу и был причислен к коллегии иностранных дел (1809). Через два года он был назначен секретарём русского посольства в Вене, а затем вёл дипломатическую переписку адмирала Павла Васильевича Чичагова - автора проекта организации прорусского восстания на Балканах. На него же было возложено поручение выработать проект устройства только что присоединённой к России Бессарабии.

В 1813 году Каподистрия сопровождал Александра I как начальник канцелярии. Вслед за этим он был послан в Швейцарию с поручением привлечь её к союзу против Наполеона.

В 1815 году Иоанн Каподистрия участвовал в подписании договора на Венском конгрессе. Удачное исполнение поручения, в сочетании с его блестящими талантами, обнаруженными им на конгрессе, способствовали его стремительному продвижению по службе.

В этом же году ему было пожаловано звание статс-секретаря, а уже через год он был назначен управляющим Коллегией иностранных дел при министре иностранных дел Карле Васильевиче Нессельроде (1816-1856). На этой должности он находился до 1822 года, работая для укрепления союза между Францией и Россией и стараясь удерживать Александра от увлечения идеями Священного Союза (консервативный союз России, Пруссии и Австрии, созданный с целью поддержания установленного на Венском конгрессе (1815) международного порядка).

На российской государственной службе, в том числе дипломатической, в то время было, в общей сложности, около 150 дипломатов греческого происхождения.

Каподистрия пользовался полным доверием Александра I, а также покровительством Николая Петровича Румянцева - государственного канцлера Александра I (после Тильзитского мира).

Каподистрия и Пушкин

Позже Иоанн Каподистрия станет почётным членом литературного общества «Арзамас», сыграв немаловажную роль в судьбе молодого «арзамасца» Александра Сергеевича Пушкина, служившего под его началом в Коллегии иностранных дел, которого он сумел защитить перед царем. Благодаря его ходатайству и заступничеству, грозившая Пушкину ссылка в Сибирь была заменена переводом по службе в Бессарабию, Кишинёв (1820-1821) - в самый центр греческого революционного движения этеристов, где комиссия из посланных Каподистрией правоведов во главе с Петром Манега, эпирским греком из Франции, создавала под наблюдением генерала Ивана Никитича Инзова кодекс бессарабских законов, которые стали законами независимой Греции в годы правления Каподистрии.

Пушкин не раз нарисует потом на полях своих рукописей его портрет. Примечательно, что три рисунка с изображением графа Каподистрии расположены рядом с портретом красавицы и умницы Роксандры Скарлатовны Стурдза (1786-1844), дочери первого гражданского губернатора Бессарабской области, впоследствии графини Эдлинг и известной мемуаристки - давнишней знакомой поэта, приходившейся родной сестрой его одесскому приятелю, греку по происхождению, Александру Стурдза.

Роксана Скарлатовна Стурдза

В семье Скарлата Стурдзы объединились ветви двух родов - Стурдза и Мурузи, представители которых были господарями Молдавии и Валахии. После заключения Ясского мира 29 декабря 1791 года, предусматривавшего возврат Молдавии и Валахии Турции, семья Скарлата Стурдзы была вынуждена эмигрировать в Россию, потеряв всё своё состояние. Поэтому его дети вынуждены были поступить на службу: Александр - секретарём к министру иностранных дел графу Каподистрия, Роксандра - фрейлиной к императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I.


Роксана Скарлатовна Стурдза

С Иоанном Каподистрия Роксандра Стурдза познакомилась в доме у П.В. Чичагова. В лице неё Каподистрия нашёл горячую сторонницу дела освобождения греческого народа, тем более, что она была прекрасной собеседницей: блестящее образование в сочетании с проницательным умом позволяли ей поддерживать разговоры практически на любые темы - от философско-религиозных до политических. Известно, что с Роксандрой подолгу беседовал сам император Александр I, посещая свою супругу. По словам А. Шидловского, написанных им во вступительной статье к письмам графини Эдлинг, «император Александр часто находил утешение в беседах с этой женщиной, которая поражала его изяществом и силой своих убеждений». Именно внимание императора к ней и смутило Иоанна Каподистрию, который, как считается, был женихом Роксандры.

При одном из свиданий Каподистрия подарил Роксандре перстень с изображением бабочки, сгорающей над пламенем. Девушка поняла это как намёк на перемену их отношений и отказ от сделанного им ранее предложения. Несмотря на это, Роксандра не стала объясняться с женихом, пообещав ему взамен прежней любви дружбу. Позже она напишет в своих мемуарах: «Граф Каподистрия принадлежал к числу людей, знакомство с которыми составляет эпоху в жизни… Его прекрасная наружность отмечена печатью гения...».

Опала Иоанна Каподистрии

Весной 1822 года, несмотря на решительные возражения Каподистрии, Александр I принял предложение австрийского министра иностранных дел Клемента Меттерниха о проведении в Вене конференции держав по Восточному вопросу. Считая, что дальнейшее согласование дипломатических шагов России с австрийской политикой будет иметь неблагоприятные последствия для Греции, Каподистрия решил отстраниться от этих дипломатических мероприятий и не принимать участия в их подготовке и обсуждении на служебных докладах. В мае 1822 года император во время частной аудиенции, данной Каподистрии, предложил ему отправиться снова «для поправления здоровья» на воды, оставшись формально при своей должности (отставку он получил в 1827 году).

Заметим, что Альпийская республика стала для удалившегося в отставку и добровольное изгнание графа третьей (после России) родиной. Ведь именно здесь русский дипломат возродил независимую, подлинно нейтральную федеративную Швейцарию, и стал фактически автором её конституции, поняв её силу как независимого финансового центра обновлённой единой Европы. Кроме этого, он способствовал признанию кантона Во (столица Лозанна) в качестве полноценного участника Швейцарской Конфедерации. В благодарность за это, в 1816 году муниципалитет Лозанны предложил дать «Его Превосходительству, господину Жану, графу Капо д"Истрия почётное гражданство, как слабое свидетельство признательности, которую мы все ему выражаем».

Отсюда прирождённый политик и стратег умело руководил борьбой греков и их влиятельных европейских сторонников-филэллинов за независимость Греции, отдавая на это почти весь свой скромный пенсион. Финансировал же борьбу за независимую Грецию друг графа - богатый и влиятельный женевский банкир Жан-Габриэль Эйнар /Ιωάννης Γαβριήλ Εϋνάρδος - Иоанн Гавриил Эйнардос/ (1775-1863 гг.), который горячо поддерживал греческое восстание не только собственными средствами, но и пропагандой. В 1825 году Эйнар переселился в Париж, где стал во главе филэллинского комитета, оказав делу греков такие услуги, что греческое народное собрание в Аргосе натурализовало его (предоставило ему греческое гражданство). В 1827 году Эйнар ездил в Лондон в попытке устроить для Греции заём, но безуспешно. Неудача ждала его и в Париже. Тем не менее, в 1829 году он пожертвовал греческому правительству 700.000 франков из собственных средств.

Первый правитель Греции

В свою очередь, Иоанн Каподистрия, несмотря на то, что изначально дважды отклонил предложение тайного общества греческих повстанцев «Филики Этерия» стать во главе страны, в конечном итоге стал её первым правителем.

11 апреля 1827 года народным собранием в Трезене граф Каподистрия был избран на семь лет правителем Греции (Κυβερνήτης της Ελλάδος). Это слово было переведено в рескрипте императора Николая I графу Гейдену словом «председатель греческого правительства». Несмотря на неточность перевода, в отношении Каподистрии в русской документации использовался титул «президент».

Граф Каподистрия переждал Наваринскую битву (морское сражение между соединённой эскадрой России, Англии и Франции, одержавшей победу над турецко-египетским флотом), обеспечившую свободу Греции, и лишь 18 января 1828 года прибыл во вверенную ему страну. Когда между державами начались переговоры о выборе короля для Греции, Каподистрия, в официальных и частных письмах настаивал на том, чтобы было учтено народное мнение, выражавшееся в подобных случаях устами членов народных собраний, подобранных президентом, но, к сожалению, его замыслы не увенчались успехом.

«Республиканец» Иоанн Каподистрия, как его называл в письме Александр I, планировал получить греческую корону, ибо понимал, что отряды местных повстанцев, клефтов и кирджалиев, во главе со своими вождями, закалённые в кровавой партизанской войне с турками и вечных междоусобицах, ценят только сильную монархическую власть. Кстати, не без влияния со стороны Каподистрии, принц Леопольд Саксен-Кобургский (впоследствии король бельгийский) отказался от предложенной ему короны.

Его весьма жёсткая и дальновидная политика была прорусской, ведя к ослаблению и полному изгнанию из Европы дряхлеющей Турции и открытию для России проливов, за что 29 сентября (11 октября) 1831 года освободитель и бескорыстный просветитель Греции Каподистрия и был патриархально убит в ловко подстроенной свалке у входа в храм святого Спиридона в Навплионе братом и сыном обиженного им вождя жителей области Мани Петробея Мавромихали, бывшими его политическими противниками из протурецкого лагеря, за которыми стояли англичане (примечательно, что великолепный портрет Петробея кисти знаменитого художника Томаса Лоуренса является собственностью английской королевы).


Дионисиос Цокос (1820-1862).Убийство Каподистрии. Музей Бенаки, г..Афины

Константин Мавромихали был на месте забит народом, а Георгий успел укрыться в доме французской миссии (по решению французского посла Руана), но был выдан и казнён. Более того, за убийство своего правителя народное собрание наложило анафему на весь род Мавромихали. Интересно, что внимательно читавший газеты Николай Васильевич Гоголь в ранней редакции своей повести «Портрет» назвал страшного и преступного ростовщика-грека Петромихали по фамилии рода и имени его главы - Петробея.

О безвременной кончине Каподистрии Эйнар Жан-Габриэль скажет:

«Тот, кто убил Каподистрию, убил свою родину. Его смерть - бедствие для Греции и катастрофа для Европы».

Граф Каподистрия был похоронен сначала в городе Нафплион - первой столице независимой Греции, но шесть месяцев спустя его брат Августин, согласно завещанию Иоанна, перевёз его тело на Корфу, похоронив на окраине столицы острова в монастыре Пресвятой Богородицы Платитера (Ширшая небес).

Его именем назван аэропорт на острове Керкира (Корфу) и Афинский университет, а на монете достоинством в 20 евроцентов греческого монетного двора отчеканен его портрет.

Памятники Каподистрии установлены в Афинах, Нафплионе, в Лозанне, на Эгине, а также на острове Корфу и в Санкт-Петербурге, открытие которого прошло 29 мая 2003 года - в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Петербургский памятник первому правителю Греции Иоанну Каподистрии выполнен по проекту народного художника России, скульптора В.М. Клыкова. Это дар Ассоциации греческих общественных объединений России.


Греки Санкт-Петербурга перед памятником Иоанну Каподистрии

Памятник установлен на Греческой площади, рядом с Большим концертным залом «Октябрьский» - на месте снесенной в советское время Греческой церкви Святого великомученика Димитрия Солунского (при греческом посольстве), возведенной на средства предпринимателя греческого происхождения Дмитрия Егоровича Бернардаки. Надпись на постаменте гласит: «Иоаннису Каподистрии - благодарная Россия».

Подготовила: Мария Шонус-Афанасиади

Среди тех, кто отстаивал православную идентичность Греции в условиях экспансии идеологии европейского Просвещения был первый президент страны Иоанн Каподистрия (1776-1831).

С детства маленький Иоанн был погружен в изучение святоотеческого наследия, настольной книгой мальчика было Святое Евангелие. Среди родственного и дружеского круга родителей Каподистрии было несколько священников и монахов. О благочестии семьи будущего правителя Греции свидетельствует то обстоятельство, что две родные сестры Иоанна стали монахинями.

Иоанн не планировал заниматься политикой. Тихий и застенчивый от природы Каподистрия хотел посвятить себя медицине и словесности. В 1799 году по окончании Падуанского университета он вернулся на родной остров Керкира (Корфу) и начал работать врачом, причем лечил бедняков бесплатно, хотя и сам испытывал финансовые затруднения.

На дарования юноши обратил внимание адмирал Федор Ушаков. В 1801 году сенат Ионической республики поручил Каподистрии претворять в жизнь положения конституции, разработанной при непосредственном участии русского флотоводца.

В 1803 году Каподистрия был назначен государственным секретарем Ионической республики. В сферу его ответственности входило и народное образование. Каподистрия открыл 40 учебных заведений и утвердил греческий язык в качестве официального в Ионической республике.

Наиболее известен Каподистрия благодаря своей успешной деятельности на посту министра иностранных дел Российской империи. Простой, скромный, застенчивый и добрый человек выделялся на фоне тогдашних аристократических петербургских кругов. Его заслуги перед Россией в историографии оцениваются весьма высоко.

Иоанн Каподистрия никогда не забывал и о порабощенной Родине. Он жертвовал на строительство православных церквей в Греции, хорошо понимая роль Православия в сохранении национальной самобытности своего народа.

2 апреля 1827 третье Греческое национальное собрание избрало Каподистрию главой страны. Иоанн с самого начала воспринял власть как ответственное испытание. «Я полон решимость поднять данный мне свыше крест», написал Каподистрия в письме своему близкому другу. Иоанн отказался от назначенной ему в России пожизненной пенсии, чтобы подчеркнуть, что он независим от любого иностранного влияния. Не желая быть обузой для соотечественников он отказался и от президентской зарплаты. Иоанн использовал все свое имущество на благо Отечества. Даже драгоценные камни от своих многочисленных наград Каподистрия продал и передал деньги в государственную казну.


После опустошительной многолетней войны Греция находилась в тяжелейшем положении. Не функционировала судебная система, в стране царила анархия, кроме того Греция была обременена значительным внешнем долгом. Каподистрии предстояло построить государство с нуля, поэтому он начал проводить реформы и предпринял попытку консолидировать разобщенное общество. Работал Иоанн без отдыха, не делая перерывов даже на обед. За короткий срок были организованны армия и флот, заложены основы экономического развития, проведены преобразования в сфере управления.

На своем посту Каподистрия проявил свои моральные качества, не оставаясь в стороне от беды ближнего. Президента Греции повсюду сопровождал образ Пресвятой Богородице Платитеры из одноименного монастыря на Керкире. Из переписки Каподистрии видно, что он верил в Божественный Промысел, и свои надежды возлагал на Господа. Первое воззвание к греческому народу граф начал словами «Если Бог с нами, то кто против нас».

Граф посещал воскресные и праздничные богослужения, а на Утрене неизменно читал шестопсалмие. Каподистрия соблюдал посты. Пожертвовав личной жизнью ради служения соотечественникам, он так никогда не женился и вел целомудренную (по сути монашескую) жизнь.


Каподистрия полагал, что в основе общественного преуспеяния лежит приверженность Православию. В частности, он неоднократно высказывал убежденность, что только христолюбивое воинство сможет успешно защитить Грецию от внешней угрозы. Каподистрия обеспечил военные части священнослужителями, богослужебной литературой и молитвословами. Дал военным возможность регулярно исповедоваться, причащаться и соблюдать посты.

Нельзя назвать преувеличением утверждение историка Константинидиса, согласно которому Каподистрия «был единственным правителем в современной истории Греции, который любил и искренне заботился о Православной Церкви» .

Через три дня после того как Каподистрия вступил в должность президента Греции он организовал Церковную комиссию, задачей которой стало восстановление церковного порядка, помощь клиру, обеспечение его всем необходимым «чтобы освободившись от жизненных попечений» церковнослужители имели возможность «послужить Богу и заняться духовным воспитанием и защитой» верующих.

Каподистрия позаботился о восстановлении и возобновлении служб в разрушенных и заброшенных церквях. Мечтой президента Греции было открытие духовной академии по образцу аналогичных учебных заведений в России. Из-за сложности с финансами добиться своей цели Каподистрия не успел, тем не менее ему удалось организовать семинарию на острове Порос, выпускниками которой стали десятки молодых священнослужителей. Преподавателями в Поросскую семинарию Каподистрия назначил образованных афонских монахов - архимандрита Прокопия Дендриноса с острова Итака и иеромонаха Венедикта Русского с острова Сими.

Забота о Церкви и образовании - были главным содержанием политики Каподистрии. В циркуляре к преподавателям греческой провинции президент называл «страх Божий» основой образования и «началом премудрости», а благочестие характеризовал как «подлинное просвещение». Религиозное образование народа Каподистрия полагал «первой и наиважнейшей обязанностью греческого правительства».

«Вслед за святым Космой Этолийским Каподистрия полагал, что образование неотделимо от церковной жизни», - пишет профессор Георгий Металлинос, - «отнюдь не случайно, что протестантские миссионеры, наводнившие Грецию сразу после национально-освободительного восстания и стремившиеся к ее перестройке на основании западных идеалов, обвиняли Каподистрию в том что его школы были организованы по образцу православных монастырей и ежедневно сочетали образование с богослужением, в том числе предлагая чтение житийной литературы во время трапезы» .

Каподистрия организовал специальное министерство по делам религии и общественного образования, объясняя это тем что «были соединены две сферы неразрывно связанные, служащие общей цели нравственного воспитания граждан, являющейся основой общественного и политического возрождения народа» .

На острове Эгина Каподистрия открыл приют на 600 сирот, и организовал работу центральной школы выпускники которой, получали возможность продолжить обучение и получить высшее образование. Из переписки первого президента Греции с его швейцарским другом Дебове видно, что он стремился выстроить образовательную систему таким образом, чтобы дети имели возможность получить образование в духе патриотизма и православной традиции и только потом отправлялись учиться в заграничные университеты. «Тогда, когда они вернуться чтобы управлять Грецией, будут править как греки а не как чужеземцы», подчеркивал Каподистрия. Фактически граф предпринял попытку воспитать новую патриотически настроенную элиту, которая будет править в интересах Греции а не своих зарубежных покровителей . «Когда в основе образования будут лежать евангельские ценности - возродится и Греция», подчеркивал Каподистрия.

Выдающийся греческий историк протопресвитер Георгий Металлинос называет Каподистрию продолжателем «Филокалического возрождения». Православные традиционалисты исходили из того, что без духовного возрождения невозможно и возрождение общественное. Они противопоставили популяризацию православной традиции идеологической экспансии Европейского Просвещения и вызову со стороны западных миссионеров.

Будучи опытным дипломатом и политиком, граф Каподистрия трезво оценивал ситуацию, сложившуюся в Восточном Средиземноморье, и понимал, что полностью запретить деятельность могущественных миссионеров невозможно. В сложившейся ситуации выходом стало установление контроля над зарубежной миссией, ограничение активности миссионеров в сфере образования и параллельные усилия по подъему национальной (православно ориентированной) образовательной системы, во главе которой Каподистрия поставил в 1829 г. своего друга -традиционалиста русофила Александра Стурдзу. Первый президент Греции также запретил преподавание в школах грекам, получившим образование в Германии, Англии и Франции.

Каподистрия был последовательным противником неканоничного одностороннего провозглашения автокефалии Элладской Церкви от Константинопольского патриархата. Он вступил в переписку с Вселенским партархом Константином I, чтобы урегулировать взаимоотношения между Церквями “в духе православных канонов”.

Попытки президента Греческой республики проводить независимую внешнюю и внутреннюю государственную политику натолкнулись на яростное сопротивление могущественных проанглийских и профранцузских кланов. В конечном итоге это привело к физическому устранению Каподистрии, спланированному при поддержке анлийского и французского посланника в Греции. 27 сентября 1831 г. Первый президент Греческой республики был убит на ступенях церкви святого Спиридона Тримифунтского в городе Навплио. Показательно, что убийство произошло в 6.30 утра - Каподистрия участвовал в богослужении с самого начала, а не приходил в храм на несколько минут для проформы (что стало обыкновением для последующих поколений греческих политиков).


Устранение Каподистрии означало для Греции утрату возможности вести самостоятельную политику внутри странны и определяли ее внешнеполитические ориентиры. Кроме того это стало поражением традиционалистов (к числу которых несомненно относился и Каподистрия). К управлению страной вскоре пришли чуждые ей люди (в большинстве своем иноверцы), далекие от православной традиции и с пренебрежением относившиеся к духовному наследию Византии.

Афанасий Зоитакис

Βλ. Ι. Κωνσταντινίδου, Ἱ Ἱω. Καποδίστριας θεμελιωτὴς τῆς ἐκκλησιαστικῆς ἐκπαιδεύσεως, ΑΝΑΠΛΑΣΕ, -π.π., σ. 1.

Βλ. Ἀ. Γερομίχαλου, Ἵδρυσις καὶ Διοίκησις τῆς Ἐκκλησίας τῆς Ἑλλάδος, στὴν ΕΕΘ-ΣΠΘ, ἀρ. 11 (1967), σ. 346; Ἑ. Κωνσταντινίδου, Ἰω. Καποδίστριας καὶ ἡ ἐκκλησιαστική του πολιτική, Ἀθῆναι 1977.; Charles A Frazee, Ὀρθόδοξος Ἐκκλησία καὶ Ἑλληνικὴ Ἀνεξαρτησία, 1821-1852. Ἀθήνα 1987, σ. 97 ἐ.ἑ.

Γεν. Ἐφημ. τῆς Ἑλλάδος, 1829, ἀρ. 73, 74.

π. Γεώργιος Μεταλληνός «Ἰωάννης Καποδίστριας (Ὁ πολιτικός – μάρτυρας τῆς Ὀρθοδοξίας καὶ τοῦ Ἑλληνισμοῦ)» // «Εκκλησία», Αὔγουστος-Σεπτέμβριος 2008.

Граф Иоанн Каподистрия

…В тишине

На руль склонясь, наш кормщик умный

В молчанье правил грузный челн…

Пушкин . Арион

Как приходят во власть? По-разному, конечно, но само собой здесь ничего не делается. Люди сами выбирают силу, которая выносит их наверх. Иногда они стучатся в двери ложи вольных каменщиков. В XVIII и XIX веках это был многих славный путь наверх. И на нем встречаются фигуры неясные, молчаливые, стремящиеся пребывать в тени и вместе с тем влиять и властвовать.

Граф Иоанн Антонович Каподистрия (31.01.1776, Корфу – 29.09.1831, Навплия), венецианский грек из богатой и знатной семьи, окончил медицинский факультет Падуанского университета в Италии и быстро, к 1803 году, стал на родине влиятельным политическим деятелем, одним из министров республики Ионических островов, которую создавал его отец, получивший на это в Константинополе фирман турецкого султана. По свидетельству греческих масонов высших степеней, на принадлежавших ранее Венеции Семи островах с 1771 года существовала масонская ложа, подчинявшаяся Великой ложе Италии. Ее великим мастером был граф Антонио Каподистрия. Сын его не только знал об этом, но, в соответствии с обычаями, должен был унаследовать от отца молоток мастера и готовился к этому. Добрый, тихий и аскетичный Иоанн Каподистрия был человеком просвещенным и прирожденным просветителем, изучал в университете и философию, особое внимание уделив Пифагору, Платону и швейцарскому мистику и масону Лафатеру. Что, впрочем, не помешало ему полюбить венецианскую графиню Изабеллу Феотоки.

А начинал он свою карьеру лекарем на турецком военном корабле-госпитале эскадры адмирала Кадырбея. Почти все врачи тогда были масонами, орден вольных каменщиков набирал силу в Италии и вскоре встал во главе освободительного движения карбонариев (заметим, что Мадзини и Гарибальди были масонами), а политика, особенно «левая», тогда тоже требовала связей во влиятельной масонской среде. Есть сведения, что юный студент Иоанн увлекался революционными идеями французских якобинцев, но вскоре в них разочаровался. Самый таинственный период биографии графа – это время от окончания университета до образования республики в 1799 году после изгнания французов, когда греки на Ионических островах неожиданно получили конституцию и правительство из рук русского императора и султана. Тогда местная ложа приняла имя «Любовь к нации» («Филогенос Стоа») и встала во главе освободительного движения. Здесь переплелись стратегические «восточные» интересы России, Франции, Англии и Турции, отсюда началось освобождение континентальной Греции, здесь дальновидный и деятельный стратег Иоанн позднее собирал и наставлял буйных и своевольных «капитанов» – военных вождей греческого восстания.

Тогда и сложились многообразные связи графа, его дружба с богатым венецианским купцом Алексиосом Николаидисом и уроженцем греческого острова Закинф, будущим известным итальянским поэтом Уго Фосколо, началось полезное знакомство с загадочным и влиятельным венецианским графом Дж. Мочениго, ионийским греком, состоявшим на русской службе. Благородный и смелый Иоанн вернулся на родину, чтобы спасти отца, которого французские власти посадили в плавучую тюрьму и собирались расстрелять, а архив его масонской ложи захватили и вывезли в Париж.

После их изгнания Каподистрия сначала возглавил военно-морской госпиталь при захватившем Корфу адмирале Ф.Ф. Ушакове и турках, вскоре стал чрезвычайным комиссаром правительства республики, главой «русской партии» (существовали и другие партии, прежде всего, проанглийская), министром внутренних и иностранных дел, ведал военно-морским ведомством, командовал местной милицией, то есть организованными, оплачиваемыми и вооруженными русскими отрядами греков. В «ионическом» масонстве произошел раскол, под руководством графа Дионисия Ромаса возникла ложа «Благодеяние – Народолюбие», подчинявшаяся сначала Великому Востоку Франции, а позднее Лондону, а Иоанн Каподистрия создал в 1802 году на Корфу Общество друзей, организацию культурно-просветительскую, которая, по-видимому, была светским, легальным филиалом ложи его отца. Из этого «зерна» выросли потом легальная Филомузон этерия и тайная Филики этерия.

На Корфу находились в то время (1803 год) русский экспедиционный корпус, полномочный посол Мочениго (то есть всесильный военный губернатор) и военные корабли, и «дипломат» Каподистрия занимался по службе размещением русских гарнизонов на островах. Отец его возглавлял местный сенат. Это означало, что Иоанн как канцлер республики фактически обладал на Ионических островах всей полнотой власти, и лишь вынужденный возврат островов Наполеону в Тильзите пресек эту политическую деятельность и помешал молодому графу стать президентом.

Эти связи помогли Каподистрии в 1809 году перейти на русскую службу и сразу занять высокое положение (он получил чин статского советника и орден Св. Анны 2-й степени), а потом стать фактически русским министром иностранных дел, что для малоизвестного иностранца просто беспрецедентно. Он пользовался полным доверием мистически настроенного императора Александра I, покровительством просвещенного, окружившего себя учеными-масонами канцлера Н.П. Румянцева, был связан с адмиралом-масоном П.В. Чичаговым, автором проекта организации прорусского восстания на Балканах с участием его войск, и служил в его Дунайской армии в ходе русско-турецкой войны (его дипломатическая канцелярия была центром русского шпионажа на Востоке), затем был почетным членом промасонского литературного общества «Арзамас». Важна дружеская связь Каподистрии с масонами братьями Тургеневыми, особенно с Сергеем, который был советником русского посольства в Константинополе и посещал отставного министра в его швейцарском уединении.

С этой точки зрения интересна роль Каподистрии в судьбе молодого «арзамасца» Пушкина, которого он не случайно защищал перед царем Александром и которому продуманно покровительствовал, послав его в Кишинев, то есть в самый центр греческого революционного движения этеристов (князь Александр Ипсиланти был масоном, равно как и его братья-офицеры, князь Егор Кантакузин и другие знатные греки), где комиссия из посланных Каподистрия юристов (во главе ее был Петр Манега, офранцузившийся эпирский грек и, видимо, масон) под наблюдением генерала-масона И.Н. Инзова создавала кодекс бессарабских законов, которые не случайно стали законами независимой Греции при правителе Каподистрии.

Там Пушкин исполнял обязанности переводчика законов с французского (видимо, имелся в виду кодекс Наполеона) и вступил в ложу Овидий, где были и греки. Пушкинская характеристика князя А. Ипсиланти как человека лично храброго, но не имевшего качеств народного вождя и полководца («Кирджали»), показывает, что поэт понял глубокий стратегический замысел подлинного вождя Гетерии: провести в Молдавии шумную «разведку боем», пожертвовав пестрым местным войском этеристов и их нерешительным предводителем, оттянуть туда турецкие силы из Греции и ударить с тыла по Пелопонессу (внезапное появление Карагеоргия, этого страшного туркам «преступника и героя», по словам Пушкина, в Сербии тоже не было случайным). В Кишиневе Пушкин знал и претендента на молдавский престол Иордаки Росетти-Рознована, в чьем архиве найдено много писем Каподистрии. Росетти получил образование в Германии и Франции и, безусловно, был масоном. Одесский приятель Пушкина грек А.С. Стурдза служил под началом Каподистрии, а на его сестре Роксандре, красавице и умнице, впоследствии графине Эдлинг, известной мемуаристке, граф намеревался жениться. Министра хорошо знал и уважал учитель Пушкина Жуковский, советовавший в 1836 году Стурдзе поместить его воспоминания о Каподистрии в пушкинском «Современнике». А замечательный по выразительности портрет грустного и болезненного отставного министра нарисовал масон элитной ложи Избранного Михаила Александр Брюллов, талантливый брат знаменитого Карла.

Греческая этерия была, по сути, масонским делом, как и венты карбонариев в Италии и позднейшее движение младотурок, а осторожный Каподистрия был одним из тайных вождей Филики этерии (в 1811 году на русские деньги он организовал в Вене литературно-политическое Общество друзей муз, Филомузон этерия, прообраз нашего «Арзамаса», включавшее до восьмидесяти тысяч членов и хранившее крупные сумы в Мюнхене) и стал потом, после впечатляющей морской победы русских, французов и англичан при Наварине, фактически вице-королем Греции, куда он демонстративно вернулся на русском военном корабле. Должность его по-гречески красиво именовалась «кивернетис» – кормчий, регент, управляющий, но никак не президент.

Сохранился любопытный словесный портрет графа в московской вольной обстановке. Каподистрия всегда был в черном (мода же тогда требовала цветных фраков и жилетов), не носил никаких орденов, не играл в карты, был скромен, даже застенчив: «Стройный, довольно высокий ростом, одетый весь в черном, бледный лицом, которое представляло, как бы на древнем антике или медали, изящный тип греческой мужской красоты… Этот костюм и эта бледная античная фигура оживлялись выразительными, большими черными глазами, смягчались в своей строгости белизной галстука и волос, причесанных a la vergette и тщательно напудренных» (воспоминания Д.Н. Свербеева). И вот этот просвещенный европеец, врач, педагог и блистательный дипломат был отправлен русским царем в отставку, возглавил кровавую и долгую борьбу буйных греческих повстанцев, узнал всю предательскую изворотливость своего австрийского коллеги и опытного противника Меттерниха и «узкое своекорыстие и безграничную наглость английского министерства» (горькие слова самого Каподистрии).

Республиканец (так его назвал в письме Александр I) хотел получить греческую корону, ибо понимал, что полудикие орды местных повстанцев, клефтов и кирджалиев (Пушкин назвал свою замечательную новеллу не именем, а прозвищем знаменитого разбойника-грека), и их жестокие хитрые вожди, закаленные в кровавой партизанской войне с турками и вечных усобицах, ценят только сильную монархическую власть. Его весьма жесткая и дальновидная политика была прорусской и масонской и вела к ослаблению и полному изгнанию из Европы дряхлеющей Турции и открытию для России проливов, за что освободитель и бескорыстный просветитель Греции Каподистрия и был вполне патриархально убит у входа в церковь братом и сыном обиженного им вождя майнотов Петробея Мавромихали, полуграмотными политическими противниками из протурецкого лагеря, за которыми стояли англичане, и не только они. Хотя великолепный его портрет кисти знаменитого художника Т. Лоуренса является собственностью английской королевы. Интересно, что за убийство Каподистрии греческое народное собрание вскоре наложило анафему – проклятие на весь род Мавромихали, а внимательно читавший газеты великий русский писатель Гоголь в ранней редакции «Портрета» назвал страшного и преступного ростовщика-грека Петромихали, составив это «говорящее» имя из названия преступного рода и имени его главы, профессионального убийцы и деспота Петробея. Впрочем, убийство это – дело темное…

Скорее всего, Каподистрия стал масоном в своей греко-итальянской молодости, а потом не оформлял свои давние активные отношения с орденом, но был влиятельным членом его негласного верховного руководства. Он мог негласно посещать русские ложи, но навряд ли рискнул вступить в одну из них, это сразу же стало бы известным тайной полиции и императору и погубило бы карьеру министра. О многом говорит его осторожная, но последовательная защита на конгрессе в Троппау (1820) неаполитанской революции, у кормила которой стояли местные вольные каменщики. Каподистрия верил в победу и прогрессивность освободительных революций в Латинской Америке, хотя и знал противоположное мнение об этих «мятежах» Александра I. Сам министр писал русскому императору Николаю I: «Я со своей стороны никогда не принадлежал ни к какому тайному обществу». Но как показывает опыт, верить таким заявлениям нельзя.

Русский новейший масонский словарь А.И. Серкова уверенно называет графа масоном, но автор, с которым я консультировался лично по этому вопросу в сентябре 2002 года, не имеет пока документальных данных о его вступлении в конкретные русские ложи, считая, что данные эти можно найти только в зарубежных, точнее, французских архивах. И это верно, ибо министр – масон европейский, а не русский, его имя искать надо в списках лож Греции, Италии и Швейцарии.

Заметим, что альпийская республика стала для удалившегося в отставку и добровольное изгнание графа третьей (после России) родиной. Ведь именно Каподистрия возродил независимую, подлинно нейтральную Швейцарию, стал автором ее конституции. Отсюда прирожденный политик и стратег умело руководил борьбой греков и их влиятельных европейских сторонников – филэллинов за независимость и отдавал на это почти весь свой скромный пенсион, а финансировал эту борьбу, независимую Грецию и ее «кормчего» друг графа с большими деньгами и связями, женевский банкир Жан-Габриэль Эйнар, по всей видимости, влиятельный масон. В Женеве и Берне граф интересовался педагогическими идеями масона Песталоцци, встречался с бывшим русским министром иностранных дел и масоном Адамом Чарторыйским и воспитателем Александра I Лагарпом, бывал у философа Сисмонди. Это масонская среда. Западные авторитетные масонские словари Ленхоффа-Познера (Швейцария) и Д. Лигу (Франция) считают Каподистрию вольным каменщиком. Имеется множество косвенных доказательств этого, со временем найдутся, видимо, и необходимые архивные документы.

Но дело здесь не только в масонстве графа… Эта загадочная благородная фигура, стоящая на границе Востока и Запада, Европы и России, в центре вечно рокового «балканского узла», снова привлекает наше внимание, становится яснее и в свою очередь объясняет многое. Есть о чем тут и нам сегодня задуматься…

Десять важнейших в тогдашней мировой истории лет у кормила русской внешней, прежде всего восточной, политики стоял таинственный иностранец в весьма низком чине статс-секретаря, человек, фактически не знавший русского языка и объяснявшийся с царем и его министрами по-французски. Но только его сметливый, удачливый и даровитый подчиненный А.М. Горчаков, лицеист, друг Пушкина, впоследствии светлейший князь и канцлер, мог в чем-то сравниться с Иоанном Каподистрией. Граф был достойным противником ненавидевших его Меттерниха, Талейрана, английского кабинета министров и принес своей новой родине куда больше пользы, нежели безликие министры иностранных дел Чарторыйский, Будберг (вы их помните?) и тоже не говоривший по-русски, неискренний и вполне безликий вице-канцлер К.В. Нессельроде, известный своим низкопоклонством перед тем же Меттернихом, преступным втягиванием России в не нужное и вредное ей подавление венгерской революции и малосимпатичной ролью в травле Пушкина. Каподистрия был не только блистательным профессионалом мировой дипломатии и одним из образованнейших людей того времени, он понимал дипломатию именно как искусство возможного и проводил реальную внешнюю политику, а для этого ему нужно было знать реальную правду, движущие силы и подлинных деятелей этой политики.

Поэтому министр, учтя уроки закончившейся наполеоновской эпохи и используя фарисейскую крюднеровскую идею Священного Союза, сделал расколотую прежде Европу единой, а Россию – хозяйкой в этой объединенной Европе и на Востоке. Русский оккупационный корпус графа М.С. Воронцова стоял в поверженной Франции. Да, отставной министр смог из Швейцарии руководить действиями союзных армий и флотов, предельно ослабить Турцию и добиться независимости родной Греции, став первым ее президентом. Россия благодаря этой закулисной деятельности полунищего больного изгнанника почти достигла исполнения золотой мечты Екатерины Великой и Потемкина, а потом и Сталина – вышвырнуть Турцию из Европы, захватить проливы и православный Иерусалим – Константинополь, вытеснить Англию с Балкан, создать там не теперешний «пороховой погреб Европы», а сильный оборонительный пояс союзных славянских государств, прекрасно понимая при этом, что населяют их не древние славяне и античные греки, а лишенные государственности полудикие племена, турки различного разлива (звериная восточная жестокость православных сербов осуждена Гаагским трибуналом, а освобожденные нами «братушки» болгары потом спокойно воевали в двух мировых войнах против России на стороне Германии и Турции). Турецкий флот был уничтожен внезапным ударом при Наварине, Греция получила независимость, в 1829 году русские войска уже готовились войти в Константинополь (см. стихотворение Пушкина «Олегов щит»). Создавался новый, русский мир, границы и идея которого очерчены в замечательном стихотворении дипломата Ф.И. Тютчева «Русская география», но впервые обозначены в планах стратега Иоанна Каподистрии.

Еще немного – и не было бы позора Восточной войны и падения Севастополя, унизительного уничтожения русского военного флота на Черном море, затяжной кавказской проблемы, героической, но бесполезной русско-турецкой войны 1870-х годов и Берлинского конгресса, а, может быть, и первой мировой войны. Реальные творцы европейской политики сразу все это осознали, и первый президент независимой Греции Иоанн Каподистрия был умело убит в ловко подстроенной свалке у церкви профессиональным ударом ятагана, которого ни у одного из сразу схваченных неловких убийц не было. Дело о его убийстве – и ныне одно из самых секретных в английских государственных архивах. Россию же заняли очередным польским мятежом, бесконечной кавказской войной, напугали внутренними неурядицами и европейской революцией 1848 года; крутой и неумный формалист Николай Павлович в неярком и неверном окружении Бенкендорфа, Нессельроде и Канкрина постепенно потерял все, что завоевали для России ее крепостной солдат своим трехгранным штыком и граф Каподистрия своей дальновидной и смелой политикой.

Все это, разумеется, спорно, нуждается в новых исследованиях и по-разному может трактоваться, но, согласитесь, все это мог сделать и отчасти сделал один умный, сильный и самобытный человек, оказавшийся вовремя в нужном месте, обладавший государственной волей, основательными и реалистическими идеями и неповторимой личностью и не обнаруживший всего этого в обоих русских императорах – Александре I и Николае I. Все это заставляет нас по-иному взглянуть на роль личности в истории, мировой политике и дипломатии. Прежние марксистские уничижительные штампы тут не годятся, ибо роль эта исключительно велика.

Да, язык дан дипломату чтобы скрывать свои мысли, но он должен эти собственные мысли иметь , быть не безликим, трусливым, скользким чиновником «чего изволите» с богатой мимикой и бедным словарем, а зрячим профессиональным творцом реальной политики. А такая политика возможна только там, где есть сильная самобытная государственная власть, твердые и в то же время гибкие принципы и традиции, богатая история, достойные, умные и решительные люди власти, то есть те же личности. Трудно проводить свою политику, когда власть тебя все время продает…

Ну а если мы вспомним, что история и политика имеют обыкновение неожиданно повторяться, то поймем, что урок великого русского дипломата Иоанна Каподистрии – не просто любопытный исторический казус, он многое приоткрывает и объясняет в сегодняшнем состоянии мировой политики и дипломатии. У этого таинственного человека есть чему поучиться.

© Vsevolod Sakharov . All rights reserved.

Новость из мира искусства

Томас Лоуренс. Портрет Иоанна Каподистрии. Коллекция Виндзорского королевского дворца, Лондон

На портрете кисти знаменитого английского портретиста Томаса Лоуренса (1769-1830) изображён граф Иоанн Каподистрия (1776-1831), министр иностранных дел России (1816-1822) и первый правитель независимой Греции (1827-1831). По иронии судьбы этот портрет хранится в королевской коллекции Англии - страны, которая была по многим вопросам его политическим противником.
Имя выдающегося политика Иоанна Каподистии вновь прозвучало в начале декабря: в интернет-изданиях была опубликована новость о том, что российский Госфильмофонд совместно с греческими кинематографистами планирует съёмки исторического фильма об Иоанне Каподистрии. Его судьба оказалась ярче и насыщеннее событиями, чем любой захватывающий роман. Сценарий фильма уже готов, и сейчас идёт поиск средст на реализацию проекта. На главную роль пригласили актёра Евгения Герасимова.

На российской государственной службе, в том числе дипломатической, находились в общей сложности около 150 дипломатов греческого происхождения в ранге посла или посланника. Наиболее яркий и известный пример - Иоанн Каподистрия. За достойную службу на благо Российской империи Каподистрия был награждён орденом апостола Андрея Первозванного, высшей российской наградой до 1917 года.


Граф Иоанн Каподистрия (1776-1831). Национальный исторический музей, Афины .

Иоанн Каподистрия родился 31 января 1776 года в аристократической греческой семье на острове Корфу. Окончив курс философии и медицины в Падуанском университете, он поступил на дипломатическую службу на родине. В годы борьбы Греции за свободу и войны с Турцией участвовал в создании "Республики семи островов" на Ионических островах, которая находилась под покровительством России. По Тильзитскому миру (1807) русское управление островами перешло к французам. Для дальнейшей карьеры Каподистрия перешёл на русскую службу и был причислен к коллегии иностранных дел (1809). Через два года он был определён секретарем русского посольства в Вене, затем вёл дипломатическую переписку П.В.Чичагова - государственного и военного деятеля. На него же было возложено поручение выработать проект устройства Бессарабии, только что присоединённой к России. В 1813 году Каподистрия сопровождал императора Александра I в качестве начальника канцелярии, а затем был послан в Швейцарию с поручением привлечь её к союзу против Наполеона. Отправляя дипломата в Швейцарию, Александр I давал ему такие рекомендации: "Каподистрия человек весьма достойный по своей честности, мягкости обращения, по своим познаниям и либеральным взглядам. Он родом из Корфу, следовательно, республиканец, и выбор мой остановился на нём именно потому, что мне известны принципы, которыми он руководствуется".

Каподистрия участвовал в подписании договора на Венском конгрессе в 1815 году, где выступал в пользу Швейцарии, участвовал в разработке швейцарской Конституции, а также способствовал тому, чтобы кантон Во был признан полноценным участником Швейцарской Конфедерации. В благодарность, в 1816 году муниципалитет Лозанны предложил дать "Его Превосходительству, господину Жану, графу Капо д"Истрия (так по-французски писалось имя дипломата), почётное гражданство, как слабое свидетельство признательности, которую мы все ему выражаем".
Кроме императора Александра I участниками Венского конгресса были: Максимилиан I - король Баварии; Франц I - император Австрии; Людовик XVII - король Франции; Фридрих Вильгельм III - король Пруссии; Георг IV - принц-регент Англии. Удачное исполнение поручения, а также блестящие таланты, обнаруженные Каподистрия на Венском конгрессе, обеспечили ему быстрое продвижение по службе. В 1815 году ему было пожаловано звание статс-секретаря, а с 1816 года он был управляющим Коллегией иностранных дел при министре иностранных дел К.В. Нессельроде (1816-1856). Таким образом, было как бы два министра иностранных дел, взгляды которых на задачи русской иностранной политики значительно расходились. Император служил посредником между ними, гораздо более склоняясь на сторону Нессельроде.


Томас Лоуренс. Карл Нессельроде, 1818. Коллекция Виндзорского королевского дворца, Лондон

Важна роль Каподистрии в судьбе молодого Пушкина, который служил под его началом в Коллегии иностранных дел. Благодаря ходатайству и заступничеству Каподистрии перед царем Александром грозившая Пушкину ссылка в Сибирь была заменена переводом по службе в Бессарабию. Каподистрия послал Пушкина в Кишинёв, то есть в самый центр греческого революционного движения, где комиссия из посланных Каподистрией правоведов под наблюдением генерала и масона И.Н. Инзова создавала кодекс бессарабских законов. Впоследствии эти законы стали при правителе Каподистрии законами независимой Греции. Пушкину был дорог этот человек, и он несколько раз рисовал его на полях своих рукописей.


Иоанн Каподистрия. Рисунок Пушкина на черновике рукописи "Руслан и Людмила"

Рисунки Александра Сергеевича Пушкина приоткрывают ещё одну страницу биографии графа Каподистрии. Так, три его портрета расположены рядом с портретом Роксандры Стурдза-Эдлинг (1786-1844). Любимая фрейлина императрицы Елизаветы Алексеевны - Роксандра Стурдза, была давнишней знакомой поэта.
С Иоанном Каподистрия Роксандра Стурдза познакомилась в доме адмирала Павла Васильевича Чичагова. В лице Роксандры Каподистрия нашёл горячую сторонницу дела освобождения греков. Она оказалась прекрасной собеседницей: блестящее образование, полученное на дому, проницательный ум позволяли ей поддерживать разговоры практически на любые темы - от философско-религиозных до политических. С Роксандрой часто и подолгу беседовал император Александр I, посещая свою супругу.
Считается, что Каподистрия был женихом Роксандры, но его смутило внимание к ней императора Александра I. При одном из свиданий Каподистрия вручил Роксандре перстень с изображением бабочки, сгорающей на огне. Она поняла это как намёк на перемену их отношений, как отказ от предложения, и взамен прежней любви обещала Каподистрия дружбу. "Граф Каподистрия, - писала Роксандра Эдлинг, - принадлежал к числу людей, знакомство с которыми составляет эпоху в жизни… Его прекрасная наружность отмечена печатью гения...".


Роксандра Скарлатовна Эдлинг-Стурдза, литография из собрания князя А. Гагарина

В 1822 году, из-за разногласий с Александром I по внешнеполитическим вопросам, Каподистрия покинул Россию, вновь уехав в Швейцарию. Живя за границей, он охотно помогал приезжавшим русским, о чем с восторгом писал Батюшков своей тетке в Россию. В Швейцарии Каподистрия занимался изучением истории и много писал русским друзьям, ученым и литераторам.
Всю энергию на дипломатической службе Каподистрия отдавал на благо Российской империи, но душа его всегда принадлежала Греции. Он сочувствовал начавшейся в марте 1821 года революции в Греции, но дважды отверг предложение тайного общества греческих повстанцев "Филики Этерия" стать во главе страны, долго оставаясь зрителем борьбы и поддерживая повстанцев деньгами и заступничеством при европейских дворах.

11 апреля 1827 года народным собранием в Трезене граф И. Каподистрия был избран на 7 лет правителем Греции. Должность эта была аналогична президентской. Новый президент переждал Наваринскую битву (морское сражение между соединённой эскадрой России, Англии и Франции, с одной стороны, и турецко-египетским флотом — с другой), обеспечившую свободу Греции, и лишь 18 января 1828 года прибыл во вверенную ему страну. Когда между державами начались переговоры о выборе короля для Греции, Каподистрия в официальных и частных письмах настаивал на том, чтобы было учтено мнение народа, которое выражалось в подобных случаях устами членов народных собраний, подобранных президентом. Республиканец хотел получить греческую корону, так как понимал, что местные повстанцы и их жестокие вожди, закалённые в партизанской войне с турками и междуусобицах, будут ценить только сильную монархическую власть. Не без влияния со стороны Каподистрия, принц Леопольд Саксен-Кобургский (впоследствии король бельгийский) отказался от предложенной ему короны.


Нафплион времён Иоанниса Каподистрии

Его политика была прорусской, за это первый президент независимой Греции Иоанн Каподистрия и был убит в ловко подстроенной свалке у церкви святого Спиридона сыновьями Петробея Мавромихали, политическими противниками из протурецкого лагеря, за которыми стояли англичане. Дело о его убийстве и ныне одно из самых секретных в английских государственных архивах. Гибель Иоанна Каподистрии вызвала широкий общественный резонанс и нашла отражение в живописи.


Дионисий Tsokos. Убийство Иоанна Каподистрия, 1850. Холст, масло. Триест

Константин Мавромихали был на месте забит народом, а Георгий успел укрыться в доме французской миссии, но был выдан и казнён. За убийство Каподистрии народное собрание наложило анафему на весь род Мавромихали.


Картина того же художника в музее Бенаки

Граф Каподистрия был похоронен вначале в первой столице независимой Греции - Нафплионе. Однако через шесть месяцев его брат Августин, согласно завещанию Иоанна, перевёз тело правителя на Корфу и похоронил на окраине столицы острова в монастыре Платитера. Памятники Каподистрии установлены в Афинах, Нафплионе, Санкт-Петербурге, Лозанне, Эгине, а также на острове Корфу. Его именем назван аэропорт в Керкире, наконец, на монете достоинством в 20 евроцентов отчеканен его портрет.
Памятник графу Иоаннису Каподистрии в Нафплионе был создан в 1932 году, скульптор Михаил Томброса. Площадь, на которой установлен памятник, также носит имя Каподистрии.

Памятник Иоанну Каподистрии, первому президенту Греческой республики и статс-секретарю по иностранным делам императора Александра I (скульптор В.М.Клыков, архитектор М.А.Рейнберг) был открыт в Санкт-Петербурге в мае 2003 года.

22 сентября 2009 года памятник Иоанну Каподистрии был установлен в одном из красивейших мест Лозанны, на набережной Уши. Автором скульптуры стал российский скульптор Владимир Суворцев.

Существует мнение, что если бы не убийство Каподистрии, то его дальновидная и смелая политика могла очень сильно повлиять на дальнейшее развитие мира. Каподистрия во многом опередил своё время, он мыслил категориями единой Европы, отводя в ней достойное место России. Он отстаивал необходимость приверженности правовым основам в международных отношениях, выступал против одностороннего вмешательства во внутренние дела других государств. Стремясь обеспечить стабильность, И.Каподистрия предложил идею создания организации, которая предвосхищала Организацию Объёдиненных Наций. Можно утверждать, что он являлся одним из идеологов мирного устройства европейского континента.

Каподистрия Иоанн Антонович

Иоанн Каподистрия (11 февраля 1776 - 9 октября 1831) - русский и греческий государственный деятель, министр иностранных дел России (1816–1822) и первый правитель независимой Греции (1827–1831).

Родился 11 февраля 1776 года на острове Корфу, где отец его, Антон Каподистрия (1741–1819), потомок семьи, переселившейся на Корфу в конце XIV века из городка Капо д’Истрия, занимал разные почётные должности на службе у венецианского правительства.

Памятник Иоанну Каподистрии на о.Корфу

Иоанн Каподистрия, окончив курс философии и медицины в Падуанском университете, поступил на дипломатическую службу на родине.

С 1799 года работал главным врачом русского военного госпиталя на острове Корфу.

Адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков

В 1800 году по предложению адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова стал секретарем законодательного совета Республики Ионических островов.

В 1802 году ему было поручено объехать большую часть Ионических островов, ввести там русские гарнизоны и устроить гражданское управление.

В 1803 году он был назначен статс-секретарем Республики Ионических островов по иностранным делам, в 1807 году - начальником местной милиции.

Тильзитский мир 1807 года, по которому русское управление было заменено на французское, стал препятствием к дальнейшей карьере Каподистрии на родине, он перешёл в русскую службу и был причислен к Министерству иностранных дел (1809 год).

Через два года он был определён секретарем русского посольства в Вене, затем вёл дипломатическую переписку адмирала Павла Васильевича Чичагова.

В 1812 г. назначен управляющим дипломатической канцелярией русской Дунайской армии, на него же было возложено поручение выработать проект административного устройства Бессарабии, только что присоединённой к России.

В 1813 году Иоанн Каподострия сопровождал Александра I в качестве начальника канцелярии, а затем был послан в Швейцарию с поручением привлечь её к союзу против Наполеона. Удачное исполнение поручения, а также блестящие таланты, обнаруженные им на Венском конгрессе, обеспечили ему быструю карьеру.

Граф Иоанн Каподистрия участвовал в разработке швейцарской Конституции, а также способствовал тому, чтобы кантон Во был признан полноценным участником Швейцарской Конфедерации. В благодарность в 1816 году муниципалитет Лозанны предложил дать «Его Превосходительству, господину Жану, графу Капо д’Истрия (так по-французски писалось имя дипломата), почётное гражданство, как слабое свидетельство признательности, которую мы все ему выражаем».

Памятник Иоанну Каподистрии в Лозанне

В 1815 году ему было пожаловано звание статс-секретаря.

В августе 1816 года он был назначен управляющим Министерством иностранных дел и занимал эту должность до 1822 года. Работал для укрепления союза между Францией и Россией и старался удерживать Александра от увлечения идеями Священного Союза, кроме того, был противником вмешательства в борьбу партий в Неаполе, хотя особо энергичных действий в этом направлении он не принимал.

Граф Каподистрия был тонким почитателем искусств и особенно благоволил восходящей звезде великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Когда над головой поэта по случаю донесения на оду «Вольность» стали сгущаться тучи, и император Александр приговорил сослать молодого поэта в Сибирь, «два мужа твердых, благородных» Каподистрия и Карамзин дерзнули доказать «всю жестокость наказания и умолить о смягчении его».

Современники оценили хорошее расположение Каподистрии к Пушкину. Пушкинист Черейский писал следующее по этому поводу: «Слава великого подвижника лучами своими сольется со славою великого нашего поэта, как все святое, выспреннее сочетается с изящным».

Как грек, сочувствовал начавшейся в марте 1821 года революции в Греции, но как дипломат, не решался действовать энергично и оставался на службе, когда Россия во время вооружённого выступления под руководством князя Александра Ипсиланти, приняла явно враждебное Греции положение. Видимо, Каподистрия надеялся на то, что развитие событий заставит Александра I согласиться на «понудительные меры» против Порты.

Весной 1822 года несмотря на решительные возражения Каподистрии, Александр I принял предложение австрийского министра иностранных дел Клемента Меттерниха о проведении в Вене конференции держав по Восточному вопросу. Считая, что дальнейшее согласование дипломатических шагов России с австрийской политикой будет иметь неблагоприятные последствия для Греции, Каподистрия решил отстраниться от этих дипломатических мероприятий и не принимать участия в их подготовке и обсуждении на служебных докладах.

В мае 1822 года император во время частной аудиенции, данной Иоанну Каподистрии, предложил ему отправиться снова «для поправления здоровья» на воды, оставшись формально при своей должности (отставку он получил в 1827 году). Графу был пожалован орден Св. Владимира I степени. Ранее был награждён орденом св. Александра Невского.

Граф Карл Васильевич Нессельроде

Вследствие разногласий с императором Александром I по внешнеполитическим вопросам граф Каподистрия был отстранён от своей должности. Министром иностранных дел был назначен граф Нессельроде, внешнеполитическая линия которого привела к полной дипломатической изоляции России в канун Восточной (Крымской) войны 1853-1856 гг.

11 апреля 1827 года народным собранием в Трезене граф Иоанн Каподистрия был избран на 7 лет правителем Греции (Κυβερνήτης της Ελλάδος). Это слово было переведено в рескрипте императора Николая I графу Гейдену словом «председатель греческого правительства», несмотря на неточность перевода, в отношении Каподистрии в русской литературе использовался титул «Президент».

Новый Президент 18 января 1828 года прибыл во вверенную ему страну. Когда между державами начались переговоры о выборе короля для Греции, Каподистрия в официальных и частных письмах настаивал на том, чтобы было спрошено мнение народа, которое выражалось в подобных случаях устами членов народных собраний, но замысел Каподистрии не увенчались успехом. Принц Леопольд Саксен-Кобургский (впоследствии король бельгийский) отказался от предложенной ему короны.

Константин Мавромихали

В числе врагов Иоанна Каподистрии была семья Петро-бея (Мавромихали), посаженного им в тюрьму. Сын и брат Петро-бея, Георгий и Константин Мавромихали, жившие в Нафплионе под надзором полиции, напали на Каподистрию 9 октября 1831 года и убили его. Константин Мавромихали был на месте забит народом, а Георгий успел укрыться в доме французской миссии, но был выдан и казнён.

Временное правительство возглавили архистратиг Колокотронис, Августинос Каподистрия и Колетти - все из русофильской партии.

Граф Каподистрия был похоронен в первой столице независимой Греции - Нафплионе. Однако через шесть месяцев его брат Августин, согласно завещанию Иоанна, перевез тело правителя на Корфу и похоронил на окраине столицы острова в монастыре Платитера, который считался семейным склепом рода Каподистрия.

Государственные награды графа Иоанна Каподистрии:

Орден Святого Андрея Первозванного (1830);

Орден Белого орла (Царство Польское, 1818);
- Орден Святой Анны 2-й степени (1808);
- Орден Почётного легиона, большой крест (Франция, 1819).

Памятники Иоанну Каподистрии установлены в городах Афины, Нафплион, Санкт-Петербург, Лозанна, на острове Эгина и Корфу.

Памятник Иоанну Каподстрии в Санкт-Петербурге на Греческой площади

Памятник Иоанну Каподстрии в Нафплионе, Греция

При написании статьи был использованы материалы из доклада «Греки - второй государствообразующий народ России» историка Агафангела Гюрджиева, статьи «Иоанн Каподистрия - грек на службе России», свободной энциклопедии «Википедия».

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....