Преподобный иона, града киева похвала и украшение. Иона Киевский, прп

Архимандрит Кассиан (Шостак), наместник Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря о переносе святых и нетленных мощей удивительного старца.

Архимандрит Кассиан. Фото Юлии Маковейчук

Перенос мощей был больше 20 лет назад, но я хорошо помню

Отец Кассиан, в 1993 году святые и нетленные мощи преподобного Ионы Киевского были перенесены со Зверинецкого кладбища в соборный храм Ионинского монастыря на место своего первоначального упокоения. Вы участвовали в обретении мощей преподобного. Почему для переноса мощей было выбрано именно ночное время?

– Господь сподобил участвовать меня в переносе мощей преподобного Ионы. У нас была договоренность со Зверинецким кладбищем перенести мощи ночью (так обычно и делается) – чтоб было меньше глаз и суеты.

Могила прп. Ионы на Зверинецком кладбище

Сколько все же было « глаз» ?

– Участвовало довольно много людей – около десяти.

Это было больше 20 лет назад, но я все очень хорошо помню. Не было празднословия, непрестанно читалась Псалтирь, совершались панихиды, ощущалась действительно духовная атмосфера.


Перенесение мощей прп. Ионы. 1993 г.


Икона обретения мощей прп. Ионы

Радость была неописуемая – обрели мощи преподобного Ионы

Как все происходило? И что Вы чувствовали?

– Начнем с того, что мы были на Зверинецком кладбище всю ночь. Когда начали, уже было глубоко за полночь. Кладбище было закрыто, поэтому его открыли только для нас. Чувствовал необыкновенный прилив сил. Не было вообще усталости, хотя закончили переносить нетленные мощи только под утро, на рассвете. Была осень, самое начало октября. Радость была духовная, неописуемая – обрели мощи преподобного Ионы.

А что запомнилось?

– Когда переносили мощи преподобного Ионы в соборный храм Ионинского монастыря, одна женщина упала сверху вниз, где склеп, на каменные ступеньки. Все толпились, и, видимо, кто-то подтолкнул. Тогда еще склеп преподобного не был огражден. А высота большая. Пожилая женщина должна была, по идее, кости переломать, но она осталась невредимою (!)

Восстановление склепа прп. Ионы в Ионинском монастыре, 1993 г.


Склеп прп. Ионы Киевского в наши дни и рака с мощами


А на следующий день после перенесения мощей преподобного в обитель пришла женщина и сказала, что она исцелилась от экземы. Преподобный за короткое время исцелил ее больные руки.

Зверинецкий монастырь строил, молясь преподобному

Вы чувствуете присутствие преподобного Ионы в Вашей жизни?

– Я в Ионинском монастыре служил десять лет – под покровом преподобного. И Зверинецкий монастырь начинал строить, молясь ему.

Помощь преподобного Ионы и его присутствие – постоянно и неоспоримо для меня.

Я нес послушание в Киево-Печерской Лавре, из Лавры пришел в Ионинский монастырь, с 2000 года начал заниматься строительством Зверинецкого монастыря. Просил преподобного Иону помочь возвести монастырь на Зверинецких пещерах. А «переселился» в пещеры окончательно в 2011 году. И все это время в трудные моменты обращаюсь к преподобному Ионе.


Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь


Прп. Иона жил, как заповедовал Христос. Для меня это – пример

Какие заветы старца Вы запомнили и стараетесь воплотить в жизнь?

– Особенно люблю историю про послушание. Как-то один послушник, который нес тарелки, подошел к старцу Ионе, тот сказал послушнику: «Брось тарелки!» И послушник бросил тарелки на пол, не задумываясь. Хотя и послушание было глупым, но старец таким образом проверил юношу на главное монашеское качество – послушание.

В духовной жизни не всегда побеждает логика – надо учиться слышать Христа. И преподобный Иона в жизни вел себя так, как заповедовал Христос. Для меня это самый главный завет старца, я с этим живу постоянно.

Как преподобный Иона горячо молился Божией Матери, так и мы должны молиться Божией Матери и самому преподобному. И верить, что Господь за наши смирение и веру нас помилует.

Вы верите в чудеса?

– Я верю в Промысел Божий. Смотрю на жизнь, как на чудо. Все, что дает Христос, – это чудо. Жизнь во Христе – это и есть настоящее чудо!

Беседовала Наталья Горошкова


Преподобный Иона Киевский

В 1802 году в семье Павла и Пелагеи Мирошниченко родился сын, его назвали Иоанном. Родители Иоанна происходили из мещан посада Крюкова Полтавской губернии Кременчугского уезда. Семья Мирошниченко жила в бедности, и родители Иоанна не могли дать ему хорошего образования. Единственным, чему он научился, было чтение. Как большинство других детей его сословия, учился читать он по Часослову и Псалтири. От природы он был одарен Господом высокими и богатыми умственными дарованиями и твердою памятью. С детства он любил чтение книг, особенно религиозно-нравственных, и читал очень много.

Будучи с малых лет весьма набожным, Иоанн Мирошниченко очень часто посещал монастыри и первоначально поселился в качестве послушника у старца Серафима, известного всей России подвижника ХIХ века, жившего в Саровской пустыни Тамбовской епархии. Послушник Иоанн прожил на послушании у Старца восемь лет. За это время он научился творению умной молитвы. Тогда и было положено основание его духовной жизни. Не случайным был тот факт, что святой Серафим послал его к ученикам Паисия Величковского. Преподобный Серафим благословил Иоанну идти в Брянскую Белобережскую пустынь, куда, согласно воле старца, он поступил послушником в 1836 году. Через семь лет, в 1843 году, Иоанн Мирошниченко принял монашество с именем Ионы и в 1845 году был рукоположен в сан иеродиакона.

Проводя жизнь в обители в суровых подвигах поста и воздержания, в постоянной молитве и богомыслии, Иона развил в себе высокую степень самоуглубления и самовникания, тщательно следил за своею внутреннею жизнью и духовным развитием. Тут же он удостоился особого видения, повлиявшего на его дальнейшую жизнь, которое он понял как веление Промысла взять на себя дело устройства на берегах Днепра нового монастыря. Он решил уйти в Киев.

В 1851 году отца Иону встретил Киевский митрополит Филарет, по его воле и желанию в августе того же года иеродиакон Иона был переведен в Киевский Никольский монастырь. Затем в 1858 году он был рукоположен в сан иеромонаха, и через два года, в 1860 году, переведен в число братий Киево-Выдубецкого монастыря, расположенного на одной из весьма живописных окраин Киева, на так называемом Зверинце. Уже в это время иеромонах Иона выделялся своей духовной опытностью и благочестивой жизнью, и многие киевляне искали случая получить совет и наставление у отца Ионы, быть его духовными чадами.

Среди многочисленных духовных дщерей о. Ионы была и супруга тогдашнего киевского генерал-губернатора княгиня Васильчикова, весьма уважаемая отцом Ионой, много содействовавшая и помогавшая ему, особенно в построении Троицкой обители. В 1867 году построена была деревянная церковь во имя Святой Троицы, которая в 1871 году заменена обширным и великолепным каменным храмом. Княгиня Васильчикова пожертвовала от себя монастырю дачу в 55 десятин земли близ Киева. С этого же времени новый монастырь постепенно становится крупным собственником земли: частью - путем пожертвований, частью - путем покупки, где монахами ведется образцовое сельское хозяйство. В августе 1872 года о. Иона возведен в сан игумена. Указом Священного Синода от 17 января 1886 года о. Иона назначен настоятелем Киево-Межигорского Спасо-Преображенского монастыря с возведением в сан архимандрита. Резолюцией Киевского митрополита Иоаникия от 9 декабря 1899 года отец Иона по старости и болезни был уволен от управления Свято-Троицким монастырем и оставлен лишь настоятелем его.

Несмотря на свой преклонный - свыше 100 лет - возраст, о. Иона почти до последних дней своей земной жизни сохранил бодрость духа и проявлял присущую ему энергию, всецело направленную на дело благоустройства Свято-Троицкой обители. Последние два года свой жизни он страдал неизлечимой и тяжкой болезнью, от которой и слег в постель после 1901 года.

Несмотря на полный упадок физических сил, он почти до самой смерти принимал народ и оставил всем его знавшим высокий урок духовного бодрствования, самоотверженного труда во славу Божию. Глубокий старец, великий деятель архимандрит Иона, в схиме Петр, мирно почил о Господе 9 (22 по новому стилю) января 1902 года.

Жизнь и дела старца Ионы, прожившего свыше ста лет, высоко поучительны и наглядно свидетельствуют, как много может достичь при энергии, самоотверженной деятельности и любви к делу человек. Послушайте, дети, наказания отча, и внемлите разумети помышление. Дар бо благий дарую вам: моего закона не оставляйте (Притч. 4, 1-2). Так звучит завет старца. Со всей России к о. Ионе ехали люди, чтобы услышать его совет и получить благословение. Основанная им Свято-Троицкая обитель навсегда стала пристанью спасения, где царит дух смирения и послушания, дух искреннего братолюбия и всецелой преданности воле Божией.

(обретение мощей в 1993 году; Укр) и в Соборах Брянских , Киевских и Полтавских (Укр.) святых

Проводя жизнь в обители в суровых подвигах поста и воздержания, в постоянной молитве и богомыслии, Иона развил в себе высокую степень самоуглубления и самовникания, тщательно следил за своею внутреннею жизнью и духовным развитием. Тут же он удостоился особого видения, повлиявшего на его дальнейшую жизнь, которое он понял как веление Промысла взять на себя дело устройства на берегах Днепра нового монастыря. Он решил уйти в Киев .

В году отца Иону встретил Киевский митрополит святитель Филарет , по его воле и желанию в августе того же года иеродиакон Иона был переведен в Киевский Никольский монастырь . Затем в году он был рукоположен в сан иеромонаха , и через два года, в году, переведен в число братии Киевского Выдубицкого монастыря , расположенного на одной из весьма живописных окраин Киева, на так называемом Зверинце. Уже в это время иеромонах Иона выделялся своей духовной опытностью и благочестивой жизнью, и многие киевляне искали случая получить совет и наставление у отца Ионы, быть его духовными чадами.

1 марта года, выйдя на крыльцо своей келии в монастыре о. Иона, увидел на горе сияние и пожар. В страхе он побежал спасать своих братьев, но подойдя, заметил, что пламя, охватившее братский куренек, не причиняло им никакого вреда. Келья стояла невредимой, а рядом в столпе огня он увидел Божию Матерь с сонмом святых. Владычица коснулась головы его и возвестила, что пришла навестить это место, Сыном Ее издревле предызбранное. «Моя благодать пребудет здесь во веки. Неотступно буду посещать место это, и многие тут спасутся. Многие придут в обитель эту, ты их всех приими, никого не презирая - все чада Божии». После этих слов Владычица отступила и стала невидимой, а на снегу остались следы Ее пречистых стоп. 9 марта года место над выдубицким урочищем вновь озарилось огнем, вновь Иона увидел стоящую в столпе неопалимого огня Владычицу с сонмом святых. Утверждая отца Иону к послушанию воле Божией по обустройству здесь монастыря, Матерь Божия сказала, что он - лишь «грабли, секира, избранное Господом орудие дивных и святых дел». Так сама Богородица избрала угодника своего для устроения новой обители.

Среди многочисленных духовных дщерей о. Ионы была и супруга тогдашнего киевского генерал-губернатора княгиня Васильчикова, весьма уважаемая отцом Ионой, много содействовавшая и помогавшая ему, особенно в построении новой Троицкой обители . В году построена была деревянная церковь во имя Святой Троицы, которая в году заменена обширным и великолепным каменным храмом. Княгиня Васильчикова пожертвовала от себя монастырю дачу в 55 десятин земли близ Киева. С этого же времени новый монастырь постепенно становится крупным собственником земли: частью - путем пожертвований, частью - путем покупки, где монахами ведется образцовое сельское хозяйство. В августе года о. Иона был возведен в сан игумена . Многие дивились мудрой распорядительности и заботливости настоятеля, умению привлекать щедрые пожертвования на монастырь. В то же время старец отличался особой бережливостью и простотой в образе жизни.

Преподобный Иона стал известен всей Российской Империи, со всей страны к о. Ионе ехали люди, чтобы услышать его совет и получить благословение. За свою долгую многотрудную земную жизнь старец сподобился многих чудесных видений, даров прозорливости и исцелений.

Указом Святейшего Синода от 17 января года о. Иона назначен настоятелем Киево-Межигорского Спасо-Преображенского монастыря с возведением в сан архимандрита .

Весной года о. Иона сильно заболел. Все уже считали, что старец на смертном одре и пришли прощаться с ним.

Когда мне предстояло отойти в нескончаемую жизнь , - напишет он через некоторое время, - а было это в году, в апреле, под 23 число, ночью, в 4-м часу, Господу угодно было явить мне новую милость. Я лежал на кровати в темноте. И вот, в келии моей явился кто-то светлый, ясный, подошел ко мне очень близко, благословил меня крестным знамением и сказал: «Господь дарует тебе здравие, помощь, покров и Свою Божественную благодать, чтобы ты послужил Ему в Церкви Его святой. Вот крест, который ты соорудил и совершенно довершил его. А вот другой крест, начатый тобою, ты только приступил к его сооружению и тебе нужно в трудах доделать и докончить его столь же тщательно, как и первый. Когда ты окончишь второй крест, Господь позовет тебя к Себе. Встань, послужи и поработай Ему .

Вслед за этим явлением с поистине юношеской энергией старец, которому шел 98-ой год, довершил строительство громадного каменного корпуса, собрав 100 тысяч рублей на его возведение. Собирает он еще 200 тысяч на колокольню и получает утверждение Государем ее проекта.

Но, тем не менее, здоровье старца становилось все слабее. Резолюцией Киевского митрополита Иоанникия от 9 декабря года отец Иона по старости и болезни был уволен от управления своим Свято-Троицким монастырем и оставлен лишь настоятелем его. Несмотря на свой преклонный возраст, о. Иона почти до последних дней своей земной жизни сохранил бодрость духа и проявлял присущую ему энергию, но последние два года свой жизни он страдал неизлечимой и тяжкой болезнью, от которой и слег в постель после года. 15 декабря года он был соборован. С этого дня до самой кончины старец принимал у себя в келье богомольцев, а 6 января года стал прощаться с братией. У него спросили разрешения отслужить всенощное бдение и обедню о выздоровлении его, но он ответил: «Не надо служащих беспокоить, я все равно в среду отойду». В ночь с 8 на

Родился в Крюкове (Кременчуг) в 1802 году. Был основателем Троицкого монастыря в Киеве, где прославился великими чудесами. Преподобный сподобился не единожды видений святых и Пречистой Богородицы. Умер в глубокой старости 9 января 1903 года.

Преподобный Иона Киевский, в миру -- Иоанн Мирошниченко, происходил из мещан посада Крюкова Кременчугского уезда Полтавской губернии. Его юные годы протекали в то время, когда на Руси школьное образование доступно было не многим, а потому и Иоанн Мирошниченко грамоте учился дома. От природы он был одарен Господом высокими и богатыми умственными дарованиями и твердой памятью. С детства он любил чтение книг, особенно религиозно-нравственных, и читал очень много. До 22 лет он жил дома и занимался земледелием.

Будучи с детства весьма набожным, Иоанн Мирошниченко очень часто посещал монастыри, и потому решение поселиться в одном из них было закономерным. Юноша сначала стал послушником у старца Серафима Саровского , известного всей России подвижника ХIХ века, жившего в Саровской пустыни Тамбовской епархии. Прожил у него 8 лет. Умирая, преподобный Серафим завещал Иоанну Мирошниченко поступить в Брянскую Белобережскую пустынь, куда, согласно воле старца, он и поступил послушником в 1836 году. Пустынь сегодня востанавливается, в 2004 году была возвращена Церкви. Через семь лет, в 1843 году, Иоанн Мирошниченко принял монашество с именем Ионы, а в 1845 году был рукоположен в сан иеродиакона. Проводя жизнь в обители в суровых подвигах поста и воздержания, в постоянной молитве и богомыслии, Иона развил в себе высокую степень самоуглубления и самовникания, тщательно следил за своей внутренней жизнью и духовным развитием. Тут же он удостоился особого видения, повлиявшего на его дальнейшую жизнь, которое он понял как веление Божиего Промысла -- взять на себя дело устройства на берегах Днепра нового монастыря. Иона решил уйти в Киев.

В 1851 году отец Иона встретился с Киевским митрополитом Филаретом Амфитеатровом; по его воле и желанию в августе того же года иеродиакон Иона был переведен в Киевский Никольский монастырь (ныне разрушенный в Советское время). В 1858 году он был рукоположен в сан иеромонаха, и через два года, в 1860-ом, переведен в число братии Киево-Выдубецкого монастыря, расположенного на одной из весьма живописных окраин г. Киева, так называемом Зверинце. Ныне монастырь принадлежит Киевскому Патриархату.


Уже в это время иеромонах Иона выделялся своей духовной опытностью и благочестивой жизнью, и многие киевляне искали случая получить совет и наставление именно у отца Ионы, хотели быть духовными его чадами.

Среди многочисленных духовных дщерей отца Ионы была и супруга тогдашнего киевского генерал-губернатора Иллариона Илларионовича Васильчикова княгиня Васильчикова Екатерина Алексеевна, высокоуважаемая отцом Ионой и много содействовавшая и помогавшая ему, особенно в построении Троицкой обители.

Строить монастырь Ионе повелела сама Богородица.«Моя благодать пребудет здесь вовеки. Неотступно буду посещать место это, и многие тут спасутся. Многие придут в обитель эту, ты их всех приими, никого не презирая — все чада Божии ». После этих слов Владычица отступила и стала невидимой, а на снегу остались следы Ее пречистых стоп. Так сама Богородица избрала угодника своего преподобного Иону для прославления сего места и устроения на нем обители.

В 1867 году была построена деревянная церковь во имя Святой Троицы, которую в 1871 году заменил обширный и великолепный каменный храм.

Княгиня Васильчикова пожертвовала от себя монастырю дачный участок -- 55 десятин земли близ Киева. С этого же времени новый монастырь постепенно становится крупным собственником земли (которую получает частично путем пожертвований, частично - путем покупки), где монахами ведется образцовое сельское хозяйство.

Зарождение монастыря произошло следующим чудным образом:

По внушению Божию Филарет, митрополит Московский понудил княгиню Екатерину Алексеевну Васильчикову хлопотать о разрешении монастырей, и по настоянию его положеного учредить на месте сем общежительный мужской монастырь во имя Живоначальной Троицы. Княгиня Васильчикова часть своего имения Гусенцы Полтавской губернии Переяславского уезда отдала на монастырь и сделала дарственную. Представила блаженной памяти Императору Александру Николаевичу прошение от себя и документы о земле на обеспечение будущих иноков, о разрешении учредить мужской общежительный монастырь для вновь поступающей в него братии из мира только, но никак не из других монастырей.

Государь, получив от нее прошение, поехал к митрополиту Киевскому Арсению и говорит ему с удивлением: "Княгиня Васильчикова подала мне прошение об учреждении монастыря в городе Киеве на Зверинце. Я удивляюсь, что это с ней? Прежде она была против этого, а теперь сама ходатайствует об открытии монастыря". Владыко митрополит говорит: "Я думаю, что нет надобности еще открывать монастырь, так как там и так довольно". Государь, поговорив с Владыкой, поехал к себе во дворец. Однако мысль об открытии св. обители не оставляла государя. Дома он разговаривал об этом деле с великим князем Константином Николаевичем и государыней. К обеду государь нарочно пригласил обер-прокурора Св. Синода графа Толстого, министра двора Аллерберга, здесь же присутствовали великие князья: Константин Николаевич, Николай Николаевич, Михаил Николаевич и другие. Митрополит Арсений, княгиня Васильчикова и Строгановы. За обедом государь завел речь о желании княгини учредить в Киеве на Зверинце мужской монастырь. Государь от всех требовал мнения. Некоторые соглашались с желанием княгини, некоторые находили монастырь ненужным. Особенно против открытия монастыря восставал граф Аллерберг. Владыко Арсений поддерживал мнение Аллерберга, Государь и великие князья держали сторону Васильчиковой. Выйдя из-за стола, подняли серьезный спор о монастыре, монахах.

Государь рассердился, надел шинель и пошел прогуляться в сад. Там было совершено покушение на его жизнь, злоумышленник сделал выстрел в него из пистолета, но Господь Бог сохранил его целым и невредимым, пуля пролетела мимо него. Тогда государь. видя такое неисповедимое милосердие Божие и Божией Матери в спасении его жизни, пошел в Казанский Собор и отслужил благодарственный молебен Господу Богу и Божией Матери за спасение своей жизни и, возвратившись пешком из Собора, государь зарыдал.

Долго плакал государь; домашние и свита присутствовали здесь. Успокоившись немного, он говорит: "А что, господа, монастыря не надо? А я верю, что Господь Бог и Божия Матерь спасли мою жизнь молитвами того монастыря". Все молчали. Тогда государь пошел в кабинет, вынес прошение княгини и при всех написал: "Утверждаю и разрешаю вновь устроиться в гор. Киеве на Зверинце Свято-Троицкому общежительному монастырю на правах и началах древних святых обителей со скитом, где иноки по их усмотрению изберут место устроить скит для схимников, отшельников и совершенных безмолвников. Этот монастырь утверждается образцовым и на будущее время для всех монастырей. При этом монастыре учреждаются и благотворительные заведения: училище для сирот и полусирот, больница для братии и странных пришельцев и странноприимный дом. Для странных должен быть дан покой и пища от монастыря".

Все как оглушенные стояли, и стыднее всех было Аллербергу и подобным ему. Государь тут же повелел пригласить княгиню Васильчикову и соизволил при всех сказать: "Я вижу Промысл Божий, и молитвы нового монастыря спасли меня от смерти и Россию от страшного потрясения". И вручил ей подписанное прошение, добавив: "Если что нужно будет от меня - я все сделаю". Потом поехал к митрополиту Арсению и все пересказал ему о чудесном спасении жизни своей и о монастыре.

В августе 1872 года отец Иона был возведен во сан игумена. Указом Священного Синода от 17 января 1886 года его назначают настоятелем Киево-Межигорского Спасо-Преображенского монастыря с возведением во сан архимандрита.

Резолюцией Киевского митрополита Иоаникия от 9 декабря 1899 года отец Иона по старости и болезни был освобожден от управления Свято-Троицким монастырем и оставлен только его настоятелем.

«Хотите видеть почивших преподобных — идите в Лаврские пещеры. Хотите видеть живых — идите в монастырь отца Ионы » — так высоко почитали в народе преподобного Иону Киевского и его обитель.

Даже в очень преклонном возрасте (отец Иона прожил свыше 100 лет), почти до последних дней своей земной жизни, он сохранял бодрость духа и проявлял присущую ему энергию, которая всецело направлялась на дело благоустройства Свято-Троицкой обители. Последние два года своей жизни почтенный старец страдал неизлечимой и тяжкой болезнью, от которой и слег в постель в 1901 году. Под конец у него открылась водянка, и 15 декабря того же года отец Иона был соборован.

Несмотря на полный упадок физических сил, он почти до самой смерти принимал народ и стал для всех, кто его знал, высоким образцом духовного бодрствования, самоотверженного труда во славу Божию. Глубокий старец, великий деятель архимандрит Иона (в схиме - Петр) мирно почил о Господе в 0 часов 30 минут ночи 9 января 1902 года.

В 1918 г. монастырь чудом уцелел при гигантском взрыве расположенных на Зверинце складов боеприпасов. Как выяснилось потом, и саму трагедию, и спасение обители преп. Иона предсказывал еще в годы своей земной жизни. В 1934 г. монастырь был закрыт органами советской власти , монахи — разогнаны или репрессированы, а на территории монастыря создали ботанический сад . В 1940-х гг. обитель возродилась, но вскоре была повторно упразднена. Большинство монахов вместе с настоятелем были переведены в Киево-Печерскую Лавру, а некоторым из них пришлось скрываться в миру. Иеромонаху Димитриану удалось устроиться дворником в ботанический сад, организованный на месте монастыря, и поселиться в ветхой часовой башне, в которой он тайно служил Литургии. Так, исполняя данный при постриге обет пробыть в родной обители даже до смерти, он мирно отошел ко Господу в 1970 году.

В 1966 г., ввиду опасности капитальной перестройки обезображенного Троицкого храма, превращенного в склад, мощи преп. Ионы перенесли на Зверинецкое кладбище.

Создавая свою обитель, преподобный Иона пережил немало скорбей. И ему говорили: «Вы, батюшка, мученик». А он отвечал : «Нет, я после смерти буду мучеником». И действительно, его предсказание сбылось. В 1966 году в Свято-Троицком храме планировалось устроить музей ботаники. В связи с этим поступило распоряжение перенести находящиеся в храме захоронения на городское кладбище. Не дождавшись представителей духовенства, в храме начали работы. Могилы разграбили, взяв все, что могло представлять антикварную ценность. Мощи же преподобного Ионы обезглавили. Святотатцев не остановили ни чудо нетления мощей, ни седины старца. А о том, что мощи действительно были нетленны, свидетельствуют очень многие, в том числе и сотрудники ботсада, которые тогда были молодыми людьми — они видели мощи сразу после их поднятия из склепа в Свято-Троицком храме. Очевидцы вспоминают, что старец выглядел, как только что умерший, рассказывают о его руках, белой бороде… Оторванной головой преподобного стали прямо в храме играть в футбол, а потом отнесли ее и продали в анатомический музей. Так рассказывают многие люди. Это была известная в Киеве история. Но недавно стала известна еще одна версия. Согласно ей, глава преподобного попала к художникам, которые кощунственно удалили с нее все частицы плоти и оставили голый череп для рисования «с натуры». Оторвали преподобному и правую руку. По одним рассказам, какие-то мальчишки принесли ее потом и продали переносившим мощи священникам за три рубля. По другим — участвовавший в перенесении мощей схиигумен Агапит, тогда отец Мартирий, отгребал ногами застилавшую путь листву (на дворе стояла осень), и вдруг вылетела нетленная рука. Сразу поняли, что она от мощей. Ее подвязали к телу преподобного священническими поручами. Затем мощи подвижника перезахоронили в том же кипарисовом гробе, который святой сделал себе еще при своей жизни и в котором был погребен в 1902 году.

С восстановлением Ионинской обители в 1991 г. братия старательно заботилась о возрождении былой славы монастыря и старых традиций. Особой радостью стало возвращение в Ионинский монастырь мощей преподобного Ионы, которое произошло осенью 1993 года.

Сегодня мощи преподобного Ионы открыто почивают на прежнем месте в склепе на правой стороне Свято-Троицкого храма. При последнем перенесении они были положены в новый гроб. Старый выставлен в храме отдельно, в нем лежат неистлевшие погребальные облачения подвижника. Они уцелели при разграблении, поскольку были ветхими и простыми.

Взирая на широкое почитание старца Ионы Киевского и обилие чудес, происходящих по его молитвам, 22 ноября 1995 г. решением Священного Синода Украинской Православной Церкви он был причислен к лику святых.

ДОМИК ОТЦА ИОНЫ

Направо от входа в Свято-Троицкий монастырский храм стоит старенький одноэтажный деревянный домик под железною крышею. Размером он сажень длины, сажень ширины и около 2 сажень высоты. Разделяется он на 3 комнаты и кладовку - мастерскую, где о. Иона вырезал из дерева ложки. В первой комнате жил келейник, во второй была приемная и в третьей - спальня батюшки. Ныне в этом домике в приемной постоянно читается Псалтирь и поминаются умершие братия, создатели и строители обители, о них же заповедано инокам молиться. В келейницкой живет келейник отца Ионы, иеросхимонах Вассиан. В спальне стоит кровать старца. Во всех комнатах образа, пред которыми молился отец Иона. Образа не имеют на себе богатых окладов: здесь большой образ Троеручицы, здесь и маленькая иконка, тоже Троеручная, писанная на стекле и напоминавшая батюшке о чудесном спасении его жизни в Белобережской пустыни при переправе по льду через реку. Тут же и портрет - икона Серафима Саровского, писанная еще при жизни святого, у которого, как сказано раньше, отец Иона был келейником и учеником. Сохранились под стеной, в приемной, два шкафа с вещами и иноческой одеждой о. Ионы, а также лежат ложки недоделанные, им вырезанные. Налево от образов, расположенных в углу, стоит диван, на котором скончался батюшка. Есть также и его умывальник. Во время взрыва в 1918 г. все вещи, находившиеся в домике, были сдвинуты с места, в шкафу разбилось одно стекло, но ничего не погибло, хотя штукатурка во многих местах дала трещины. Соседний корпус и постройки сгорели, а келлия и обстановка сохранились.

Старца Ионы сохранилась рукапись, где он сам описал свою жизнь и чудеса
http://www.omolenko.com/zhitiya/staretsiona1.htm#Nav

А так же многие монахи и простые люди свидетельствуют о чудесах по молитвам к этому святому старцу, Ионе Киевскому. http://www.omolenko.com/zhitiya/staretsiona2.htm#Nav

Тропарь преподобному Ионе,

глас 4:

Я ко лучезарное солнце / от конец земли возсиявшее, /явился еси напоследок дний, / тезоименитому пророку подобяся во еже воздвигнути люди к покаянию. / Темже и Сама Пречистая с сонмом святых тебе многажды явишася, / Еяже повелением создана бысть обитель во имя Живоначальныя Троицы. / К Нейже имея дерзновение, / моли, преподобне отче наш Ионо, // подати нам милость и оставление грехов в день судный.

Кондак, глас 2:

Ч истотою душевною божественно вооружився, / и непрестанныя молитвы яко копие вручив крепко, / пробол еси бесовская ополчения Ионо отче наш. // Моли непрестанно о всех нас.

Тропарь перенесению мощей преподобного Ионы,

глас 4:

Д несь пресветло красуется стольный град Киев, / яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь, / всю вселенную созывает похвалити тя, Богомудре Ионо; / пречестная же славная обитель твоя, / юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче, / имущи в себе стада ученик твоих, веселия и радости исполняется. / Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, / в земли сокровенных, яко цвет благоуханен и кадило благовонно, / любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем / и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся, / отче преподобне Ионо, // моли Святую Троицу спасти души наша.

Кондак, глас 8:

Н аследник отцев был еси, преподобне, / тех последуя житию и учению, обычаю и воздержанию, / молитве же и предстоянию. / С нимиже, имея дерзновение ко Господу, / прощение согрешений и спасение испроси // вопиющим ти: радуйся, отче Ионо.

Молитва преподобному Ионе,

Киевскому чудотворцу:

О , священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Ионо!

Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу.

Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя.

Поминай нас, недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу: ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со Ангельскими воинствы, со Безплотными лики, с Небесными силами у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится.

Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас всесильному Богу о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми Праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Любой храм, тем более монастырь — это уголок Царства Божьего на земле. И все же, есть такие храмы и монастыри, где это ощущаешь особенно остро. Свято-Троицкий Ионинский монастырь г. Киева для очень многих людей стал именно таким — особо любимым островком Православия. Здесь неповторимо тепло и светло каждой душе. Придя сюда на час, хочется остаться на век.
Основанный великим, исполненным благодатной любви, старцем — преподобным Ионой Киевским, монастырь до сего дня хранит печать его святого заступничества и покровительства. А святые мощи его, почивающие в монастыре и соделавшие его «мучеником после смерти» — главная святыня утопающей в цветах обители.

Послушник старца Серафима

Иван Мирошниченко (мирское имя прп. Ионы) родился в 1802 году в местечке Крюков Полтавской губернии (ныне пригород Кременчуга). В поиске духовного руководства 19-летним юношей он отправился к высокочтимому старцу Серафиму Саровскому. Почти 8 лет Иван был верным учеником и безропотным послушником преподобного. Именно по благословению святого Серафима Иван стал послушником Брянской Белобережной пустыни (в 1836 г.), где принял монашеский постриг с именем Иона и был рукоположен во иеродиакона.

Ионовский монастырь

Позже, по повелению Божьему, боголюбивый инок пришел в Киев и поселился в Выдубецком монастыре. Здесь он прославился добродетелями и дважды сподобился видения Пресвятой Богородицы с предстоящим Ей сонмом святых (первый раз 1/14 марта 1861 г., и второй раз 9/22 марта 1862 г.). Божия Матерь благословила о. Иону и повелела начать строительство новой обители во Имя Святой и Живоначальной Троицы.

Решившись построить на горе свою келью, о. Иона принимает под свое духовное окормление двух монахов — Илариона и Гавриила. Иларион поставил куренек из хвороста, в котором и стал жить вместе с Гавриилом. А поздно вечером, после монастырских трудов и долгих молитв, присоединялся к ним и о. Иона, оставаясь на всю ночь.

И вот 1 марта 1861 г., выйдя на крыльцо своей келии в монастыре, он увидел на горе сияние и пожар. В страхе о. Иона побежал спасать своих братьев. Но подойдя, заметил, что пламя, охватившее братский куренек, не причиняло им никакого вреда. Келья стояла невредимой, а рядом в столпе огня он увидел Божию Матерь с сонмом святых. Владычица коснулась головы его и возвестила, что пришла навестить это место, Сыном Ее издревле предызбранное. «Моя благодать пребудет здесь вовеки. Неотступно буду посещать место это, и многие тут спасутся. Многие придут в обитель эту, ты их всех приими, никого не презирая — все чада Божии». После этих слов Владычица отступила и стала невидимой, а на снегу остались следы Ее пречистых стоп. Так сама Богородица избрала угодника своего преподобного Иону для прославления сего места и устроения на нем обители.

9 марта 1862 года место над выдубицким урочищем вновь озарилось огнем. И снова в беспокойстве спешил от Выдубицкого монастыря старец спасать своих братьев от пожара. И вновь увидел стоящую в столпе неопалимого огня Владычицу с сонмом святых. Утверждая отца Иону к послушанию воле Божией по обустройству здесь монастыря, Матерь Божия сказала, что он — лишь «грабли, секира, избранное Господом орудие дивных и святых дел».

Иларион и Гавриил нашли старца утром сидящим в глубоком снегу. Рассказав им обо всем, он просил их ничего никому не говорить, и описал эти события лишь в последние годы жизни. По устроении монастыря в 1910 году на этом месте была построена церковь, разрушенная в 1934 году, а в 1996 году новыми насельниками был установлен памятный крест.

Так Богородица положила основание новому монастырю, прославившемуся строгостью жизни своих насельников и ставшему одним из духовных центров на рубеже XIX-XX вв.

Первоначально отец Иона позаботился об устройстве скита при Выдубицком монастыре. Построен был двухэтажный деревянный дом и в нем церковь во имя Живоначальной Троицы. 4 мая 1864 года церковь была освящена настоятелем Киево-Выдубицкого Михайловского монастыря архимандритом Вениамином.

Жизнедеятельность Ионовского монастыря началась с постройки приюта для 30 сирот, школы и больницы. И только затем были поставлены кельи для братии. Спланировали и другие необходимые строения. В 1871 году было завершено строительство каменного храма с двумя приделами: во имя Живоначальной Троицы и во имя иконы Божией Матери «Троеручица», а в 1897 году устроен новый северный придел во имя Всех святых.

Постепенно монастырь созидал в своей ограде всё необходимое для жизни: возникла просфорня, мастерские для изготовления свечей, иконописная, переплетная, столярная, портняжная, сапожно-шорная, кузнечно-бондарная, слесарная. Дети из школы-приюта помимо общеобразовательных предметов получили возможность обучаться в этих мастерских ремеслам — столярному, портняжному, сапожному, кузнечному и другим.

Немало киевлян трудилось в Свято-Троицком монастыре, который к концу ХIХ в. по занимаемой территории, владению собственностью и хозяйственному укладу выдвинулся на заметное место среди монастырей не только киевской митрополии. Многие дивились мудрой распорядительности и заботливости его настоятеля, умению привлекать щедрые пожертвования на монастырь. В то же время старец отличался особой бережливостью и простотой в образе жизни.

Старец Иона

Но главной заслугой преподобного Ионы стало мудрое руководство великим множеством врученной Господом духовной паствы. Помня завет, данный ему Пресвятой Богородицей, он с великим смирением и неутомимостью, подобно лопате в руках Вседержителя, выгребал из адского огня человеческие души. Подвиг старчества, которым была украшена его жизнь, является вершиной иноческого делания. Воплощая в жизнь наследие, полученное на духовных пажитях преподобных Нила Сорского, Паисия Величковского, Серафима Саровского, он преподал XX-му веку спасительное учение об умном делании, передавая его последующим поколениям иноков.

Влияние преподобного Ионы распространялось и далеко за пределы монастырских стен. Все его действия совершались в Духе святом и были всегда в гармонии с Церковью и ее преданием, ибо, по слову апостола, уже не он жил, но жил в нем Христос (Гал. 2, 20). Он стал духовным руководителем множества мирян. Ежегодно в монастырь, который народная молва уже называла Ионовским — монастырем отца Ионы, приходило около 500 тысяч паломников. Двери кельи старца были всегда открыты. К нему приходили с бедами, а уходили с отрадой. Об исцеляющей силе молитв о. Ионы ходили легенды. Сам же он всячески скрывал свои добродетели. Поэтому спасение душ иноков и притекающих в монастырь богомольцев было главной заботой духовно опытного старца. «Хотите видеть почивших преподобных — идите в Лаврские пещеры. Хотите видеть живых — идите в монастырь отца Ионы» — так высоко почитали в народе преподобного Иону Киевского и его обитель.

Последние дни

Несмотря на свой преклонный — свыше 100 лет — возраст, о. Иона почти до последних дней своей земной жизни сохранил бодрость духа и проявлял присущую ему энергию, всецело направленную на дело благоустройства Свято-Троицкой обители. Последние два года своей жизни он страдал неизлечимой и тяжкой болезнью, от которой и слег в постель после 1901 года. Видя страдания своего наставника, один из келейников предложил: «Батюшка, помолитесь Божией Матери, чтобы Она разделила болезнь Вашу на всю братию». «Нет, не понесут, буду я один терпеть», — ответил подвижник. ...В последние дни жизни у него открылась водянка, 15 декабря о. Иона был соборован. С этого дня до самой кончины старец принимал у себя в келье богомольцев, а 6-го января 1902 года стал прощаться с братией. У него спросили разрешения отслужить всенощное бдение и обедню о выздоровлении его, но он ответил: «Не надо служащих беспокоить, я все равно в среду отойду». В ночь с 8 на 9 января служащий в соборе иеромонах, говоря ектенью, никак не мог помянуть о здравии архимандрита Иону, что-то его останавливало. Как оказалось, в это самое время блаженный старец отошел ко Господу. Великий деятель и дерзновенный молитвенник архимандрит Иона, в схиме Петр, тихо, мирно, непостыдно, в окружении своих духовных чад и учеников отошел ко Господу в 0 часов 30 минут ночи 9 января 1902 года, оставив всем его знавшим высокий урок духовного бодрствования и самоотверженного труда во славу Божию.

Погребение состоялось на 4-й день по преставлении — 12 января 1902 г. Кипарисовый гроб, который почивший старец изготовил собственноручно еще в 1888 году, был положен в склепе под Троицким храмом.

Испытания ХХ века

В 1918 г. монастырь чудом уцелел при гигантском взрыве расположенных на Зверинце складов боеприпасов. Как выяснилось потом, и саму трагедию, и спасение обители преп. Иона предсказывал еще в годы своей земной жизни. В 1934 г. монастырь был закрыт органами советской власти, монахи — разогнаны или репрессированы, а на территории монастыря создали ботанический сад. В 1940-х гг. обитель возродилась, но вскоре была повторно упразднена. Большинство монахов вместе с настоятелем были переведены в Киево-Печерскую Лавру, а некоторым из них пришлось скрываться в миру. Иеромонаху Димитриану удалось устроиться дворником в ботанический сад, организованный на месте монастыря, и поселиться в ветхой часовой башне, в которой он тайно служил Литургии. Так, исполняя данный при постриге обет пробыть в родной обители даже до смерти, он мирно отошел ко Господу в 1970 году.

В 1966 г., ввиду опасности капитальной перестройки обезображенного Троицкого храма, превращенного в склад, мощи преп. Ионы перенесли на Зверинецкое кладбище.

Мученик после смерти

Создавая свою обитель, преподобный Иона пережил немало скорбей. И ему говорили: «Вы, батюшка, мученик». А он отвечал: «Нет, я после смерти буду мучеником». И действительно, его предсказание сбылось. В 1966 году в Свято-Троицком храме планировалось устроить музей ботаники. В связи с этим поступило распоряжение перенести находящиеся в храме захоронения на городское кладбище. Не дождавшись представителей духовенства, в храме начали работы. Могилы разграбили, взяв все, что могло представлять антикварную ценность. Мощи же преподобного Ионы обезглавили. Святотатцев не остановили ни чудо нетления мощей, ни седины старца. А о том, что мощи действительно были нетленны, свидетельствуют очень многие, в том числе и сотрудники ботсада, которые тогда были молодыми людьми — они видели мощи сразу после их поднятия из склепа в Свято-Троицком храме. Очевидцы вспоминают, что старец выглядел, как только что умерший, рассказывают о его руках, белой бороде… Оторванной головой преподобного стали прямо в храме играть в футбол, а потом отнесли ее и продали в анатомический музей. Так рассказывают многие люди. Это была известная в Киеве история. Но недавно стала известна еще одна версия. Согласно ей, глава преподобного попала к художникам, которые кощунственно удалили с нее все частицы плоти и оставили голый череп для рисования «с натуры». Оторвали преподобному и правую руку. По одним рассказам, какие-то мальчишки принесли ее потом и продали переносившим мощи священникам за три рубля. По другим — участвовавший в перенесении мощей схиигумен Агапит, тогда отец Мартирий, отгребал ногами застилавшую путь листву (на дворе стояла осень), и вдруг вылетела нетленная рука. Сразу поняли, что она от мощей. Ее подвязали к телу преподобного священническими поручами. Затем мощи подвижника перезахоронили в том же кипарисовом гробе, который святой сделал себе еще при своей жизни и в котором был погребен в 1902 году.

С восстановлением Ионинской обители в 1991 г. братия старательно заботилась о возрождении былой славы монастыря и старых традиций. Особой радостью стало возвращение в Ионинский монастырь мощей преподобного Ионы, которое произошло осенью 1993 года. С возвращением главной святыни обители вернулась в сердца ее насельников уверенность, что возродится монастырь старца Ионы Киевского и исполнится обетование Царицы Небесной о его духовной роли.

Сегодня мощи преподобного Ионы открыто почивают на прежнем месте в склепе на правой стороне Свято-Троицкого храма. При последнем перенесении они были положены в новый гроб. Старый выставлен в храме отдельно, в нем лежат неистлевшие погребальные облачения подвижника. Они уцелели при разграблении, поскольку были ветхими и простыми.

Взирая на широкое почитание старца Ионы Киевского и обилие чудес, происходящих по его молитвам, 22 ноября 1995 г. решением Священного Синода Украинской Православной Церкви он был причислен к лику святых.

При подготовке статьи использованы материалы сайта Ионинского монастыря

Последние материалы раздела:

Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?
Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?

Клод Элвуд Шеннон – ведущий американский учёный в сфере математики, инженерии, криптоаналитики. Он приобрёл мировую известность, благодаря своим...

Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...