Ресурсы способствующие восстановлению здоровья человека. Рекреационные ресурсы мира

Снабжение организма ресурсами происходит благодаря крови, которую восстанавливают и очищают почки , печень , лёгкие, лимфосистема и органы гемопоэза.

Почки обеспечивают оптимальное содержание электролитов, воды и солей в крови и, в конечном счёте, снабжают ресурсами всю мышечную систему организма.

В функции печени входит регуляция биохимического состава крови, главным образом протеинового, очищение крови от токсинов и погибших клеток и др.

Легкие обеспечивают нормальное снабжение крови газами, в т.ч. кислородом.

Лимфосистема, которую образуют лимфатические сосуды, капилляры, узлы, стволы и протоки, является основным механизмом регуляции коллоидно-осмотического давления в тканях, утилизатором мёртвых клеток и единственной системой транспорта нормализованного протеина в кровь. Даже протеин из пищи первоначально попадает в лимфосистему и, нормализовавшись в лимфоузлах, транспортируется вместе с вторичным протеином из клеток в кровь через грудной лимфатический проток.

Система гемопоэза, главным образом костный мозг позвоночника , тазобедренная кость и рёбра, снабжают кровь ее основными элементами – эритроцитами, лейкоцитами, а также стволовыми клетками . Образовавшиеся в особо чистой среде и способные дифференцироваться в клетки ткани, в которую они поставляются через кровь, стволовые клетки омолаживают и обновляют ткани.

Т.о. практически все органы и системы задействованы в производстве ресурсов организма, которые сосредотачиваются во внеклеточном матриксе или в особых накопителях. Интенсивность производства ресурсов определяется соотношением их накопления и расхода, воздействием неблагоприятных факторов и динамикой поступления ресурсов из внешней среды.

Увеличение ресурсных резервов организма

Организм использует только накопившиеся ресурсы, и, когда они кончаются, он отключает клетки. Ресурсы накапливаются во внеклеточном матриксе и в специализированных буферных накопителях. Восстановление запаса ресурсов осуществляется посредством обмена с кровью. Кровь очищают и снабжают ресурсами почки, печень и лёгкие. Если стимулировать снабжение тканей кровью, то ресурсы будут накапливаться быстрее. Но со стимуляцией кровоснабжения увеличивается количество токсинов в крови. Поэтому общий объём крови, протекающий через все ткани организма, фиксирован и зависит от способности почек и печени обезвреживать и удалять из организма токсины. Чем меньше в ткани токсинов, тем активнее она снабжается кровью и ресурсами. Поэтому молодой, чистый организм восстанавливает ресурсы значительно быстрее старого. Очаг заболевания, в котором, по определению, сосредоточены токсины, всегда хуже снабжается кровью и восстанавливается с меньшей интенсивностью.

От потенциала почек и печени и от количества токсинов в тканях зависит интенсивность накопления ресурсов. Ресурсы нужны не только для поддержания нормального тонуса и полноценной активности, но и для поддержания молодости, основным врагом которой является накопление погибших клеток.

Для предотвращения накопления повреждённых клеток в организме рекомендуется вести здоровый образ жизни , а при обнаружении того или иного заболевания немедленно

Класс

I вариант

Часть I

1. Что такое граница?

а. Линия на карте;

б) Линия, где кончается одно суверенное государство и начинается другое;

в) Линия, препятствующая свободному передвижению населения между государствами;

г) Установленные по соглашению с соседними государствами линии, определяющие пределы государственной территории.

2. Доля городского населения мира составляет:

а). 46%; б). 28%; в). 60%; г). 75%.

3. К странам переселенческого типа относятся:

а). Япония; б). ФРГ; в). Канада; г). Испания.

4. Выберите правильное определение природных ресурсов:

а). Сырьевые материалы вовлеченные в производственные циклы и многократно в них преобразованные;

б). Различные виды сырья;

в). Разнообразные дары (богатства) природы, используемые в хозяйственной деятельности человека:

г). Все разнообразные природные среды на планете тесно связанные с историей человечества и влияющие на его хозяйственную деятельность.

Обладает выгодным ЭГП; граничит с высокоразвитой страной; имеет выход к двум океанам; столица - один из самых древних городов; на территории сохранились очаги древней цивилизации; имеются крупные запасы руд цветных металлов; велика добыча нефти; достаточно высокий уровень экономики позволяет характеризовать ее как «ключевую» в группе развивающих стран.



Часть II

1. К концу XX века в мире уменьшилось влияние на размещение промышленности фактора:

а). Сырьевого; б). Транспортного; в). Экономического; г). Энергетического. Объясните свой выбор.

2. Укажите страну, являющуюся одним из мировых лидеров по развитию марикультуры.

а). Япония; б). Россия; в). Монголия; г). Саудовская Аравия.

Ответ объясните.

3. Выберите из списка три страны, в структуре электроэнергетики которых преобладают ГЭС:

а). Канада; б). Польша; в). Норвегия; г). ЮАР; д). Бразилия; е). Великобритания.

Ответ объяснить.

4. Какие из глобальных проблем человечества в ближайшее десятилетие, по всей видимости, потеряют свою остроту? Какие проблемы станут более острыми? С чем это связано?

Часть III

1. Какими причинами можно объяснить сокращение добычи железной руды в европейских развитых странах и, напротив, увеличение добычи в развивающихся странах? Укажите не менее двух причин.

2. Чем объяснить «провалы» поколений в возрасте 30-40 лет в половозрастной пирамиде Германии?

3. Какая взаимосвязь существует между двумя проблемами:

1). Рациональное использование природных ресурсов;

2). Охрана окружающей среды от загрязнения.

II вариант

Часть I

1. Что такое политико-географическое положение страны?

а). Место на политической карте мира;

б). Отношения с другими государствами

в). Отношения к государствам, находящимся в данное время в конфликте;

г). Место на политической карте мира, связь с другими государствами и международными союзами.

2. Численность населения мира в настоящее время составляет:

а). 2 млрд. чел.; б). 6 млрд. чел.; в). 10 млрд. чел.; г). 25 млрд. чел.

3. Наибольший показатель ВВП на душу населения в:

а). Швеции; б). Польше; в). Румынии; г). Испании;

4. Выберите правильное определение экономических ресурсов:

а). Разнообразные дары природы, используемые в хозяйственной деятельности человека;

б). Все разнообразие природной среды на планете, влияющие на его хозяйственную деятельность;

в). Сырьевые материалы, вовлеченные в общественное производство и многократно в нем преобразованные;

г). Различные виды минерального сырья.

5. Определить страну по ее краткой характеристике:

В прошлом колония одной из европейских держав; самая многонациональная страна в мире; по уровню экономического развития относится к группе развивающих стран; столица - не самый крупный город страны.

Часть II

1. К новейшим отраслям мировой промышленности, возникшим в эпоху НТР, относятся:

а). Каменноугольная; б). Железорудная; в). Микроэлектроника; г). Автомобильная.

Объясните свой выбор.

2. Территория, какой страны может уменьшиться в результате глобального потепления климата на Земле? Ответ объясните.

3. Крупнейшим экспортером какао в мире является:

а). Мексика; б). Кот-д-Ивуар; в). Египет; г). ЮАР.

Ответ объяснить.

4. Для каких стран мира усиление парникового эффекта наиболее губительно, а какие, наоборот, могут получить некоторые преимущества от этого процесса? Обоснуйте свой ответ.

Часть III

1. Какими причинами можно объяснить сокращение потока сырой нефти с Ближнего Востока в Европу в 1990 годы по сравнению с 1970 годами?

Укажите не менее двух причин.

2. Почему доля лиц в возрасте старше 65 лет в населении Польши в несколько раз выше, чем в Индии?

3. С течением времени и по мере развития производительных сил прямая зависимость человека от природы уменьшилась. Настанет ли такое время, когда человек не будет зависеть от природной среды?

Класс

Тест 7. Итоговый контроль по темам «Межотраслевые комплексы России:

ТЭК, машиностроение, ВПК»

Вариант 1

1) В. Вернадский 2) Н. Вавилов 3) Н. Кондратьев 4) В. Докучаев

А2. Какой город является крупнейшим центром науки и образования России?

1) Санкт-Петербург 2) Москва 3) Новосибирск 4) Сколково

A3. Какой из городов является технополисом?

1) Зеленоград 2) Владимир 3) Суздаль 4) Киров

А4. Укажите главный фактор размещения предприятий

приборостроения.

1) материалоемкость 2) военно-стратегический 3) наукоемкость 4) экологический

А5. В каком из городов находится крупный автомобиль­ный завод?

1) Самара 2) Уфа 3) Тольятти 4) Саратов

А6. Укажите главный космодром на территории России.

1) Байконур 2) Мирный 3) Капустин Яр 4) Краснознаменск

А7. Укажите город, в котором нет производства атомных подводных лодок.

1) Северодвинск 2) Нижний Новгород 3) Комсомольск-на-Амуре 4) Екатеринбург

А8. Какое топливо имеет больший тепловой коэффициент?

1) каменный уголь 2) бурый уголь 3)газ 4) торф

А9. Укажите основную нефтяную базу России.

1) Волго-Уральская 2) Дальневосточная 3) Северо-Западная 4) Западно-Сибирская

А10. Какое месторождение находится на территории За­падно-Сибирской базы?

1) Мегион 2) Ромашкинское 3) Туймазинское 4) Войвож

A11. Какой фактор учитывается при размещении НПЗ?

1) транспортный 2) сырьевой 3) потребительский 4) энергетический

А12. Укажите город, который раньше назывался Челябинск-65.

1) Озерск 2) Новоуральск 3)Северск 4) Воткинск

В1. Назовите крупную АЭС России.

В2. Как называется перевод оборонного комплекса на производство мирной продукции?

Вариант 2

А1. Какой МОК оказывает разнообразные услуги произ­водству и населению?

1) агропромышленный 2) научный 3) инфраструктурный 4) военно-промышленный

А2. Какая отрасль является наиболее наукоемкой?

1) цветная металлургия 2) пищевая 3) машиностроение 4) химическая

A3. Какой город является технополисом?

1) Саров 2) Сергиев Посад 3) Псков 4) Тольятти

А4. Укажите главный фактор размещения предприятий горно-шахтного оборудования.

1) специализация и кооперирование 2) трудоемкость 3) металлоемкость 4) наукоемкость

А5. В каком городе нет производства автомобилей?

1) в Москве 2) в Нижнем Новгороде 3) в Екатеринбурге 4) в Миассе

А6. В каком городе производят баллистические ракеты?

1) в Москве 2) в Нижнем Новгороде 3) в Воткинске 4) в Казани

А7. Укажите город, в котором производят вертолеты.

1) Казань 2) Красноярск 3) Екатеринбург 4) Нижний Тагил

А8. Какое место занимает Россия по запасам нефти?

1) первое 2)второе 3) третье 4) четвертое

А9. Укажите месторождение, которое находится за пре­делами Волго-Уральской базы.

1) Ромашкинское 2) Туймазинское 3) Ишимбаевское 4) Самотлор

А10. Укажите регион России, в котором отсутствуют НПЗ.

1) европейская часть России 2) Урал 3) Западная Сибирь 4) Дальний Восток

A11. Какая база дает 90% газа России?

1) Оренбургско-Астраханская 2) Западно-Сибирская 3) Тимано-Печорская 4) Волго-Уральская

А12. Укажите город, который раньше назывался Златоуст-36.

1)Озерск 2) Трехгорный 3) Саров 4) Заречный

В1. Назовите единственную приливную электростанцию России.

В2. Как называется соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии и их использования в хозяйстве?

Класс

Тест 16. Итоговый контроль по темам «Внутренние воды и водные ресурсы», «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»

Вариант 1

А1. Кто из русских ученых называл реки «продуктом кли­мата»?

1) М. Ломоносов 2) А. Воейков 3) Л. Берг 4) О. Шмидт

1) Северная Двина 2) Анадырь 3)Дон 4) Обь

A3. Какая река относится к наиболее длинным рекам Рос­сии?

1)Обь 2) Онега 3) Нева 4)Дон

А4. Как называется превышение истока реки над ее усть­ем, выраженное в метрах?

1) уклон реки 2) режим реки 3) падение реки 4) длина реки

А5. Какое питание получает большинство рек России?

1) смешанное 2) ледниковое 3) дождевое 4) подземное

А6. Какое озеро является самым большим в России?

1) Байкал 2) Каспийское 3) Ладожское 4) Ханка

А7. Укажите причину возникновения болот.

1) избыточное увлажнение 2) замедленный сток 3) малое испарение 4) все перечисленное верно

А8. Какую площадь занимает многолетняя мерзлота в России?

1) более 50% 2) более 80% 3) около 20% 4) 14%

А9. В каких горах большее количество ледников?

1) на Алтае 2) в Саянах 3) на Урале 4) на Кавказе

А10. На какие нужды человек расходует большее коли­чество воды?

1) на ежедневное питье, бытовые нужды 2) на производство сахара 3) на выплавку стали 4) на производство капрона

A11. Укажите верное утверждение.

1) Вырубка лесов усиливает равномерность стока.

2) Посадка лесов усиливает неравномерность стока.

3) Чрезмерная распашка земель способствовала обмелению рек.

4) Вырубка лесов снижает эрозию почв.

А12. К какому типу относится почва, содержащая от 10 до 20% частичек глины?

1) суглинок 2) глина 3) супесь 4) песок

А13. Какие почвы самые плодородные?

1) серые лесные 2) дерново-подзолистые 3) каштановые 4) черноземы

А14. Укажите причину высокой плодородности почвы степей.

1) достаточное увлажнение 2) большое количество тепла

3) травы - благоприятный растительный опад 4) огромная биомасса растений

А15. Что такое мелиорация?

1) внесение удобрений 2) орошение почвы

3) все мероприятия по повышению плодородия почв

4) меры по восстановлению почвенного покрова

А16. Какое растение типично для полупустынь и пу­стынь?

1) типчак 2) тюльпан 3) мак 4) солянка

А17. Какой заповедник был учрежден в дельте Волги?

1) Волжский 2) Каспийский 3) Астраханский 4) Приморский

А18. Как называются природные ресурсы, способству­ющие восстановлению здоровья человека, его отдыху?

1) минеральные 2) водные 3) лесные 4) рекреационные

В1. Установите соответствие.

В2. Какое значение имеет рыхлая структура почвы?

Вариант 2

А1. Кто из русских ученых, отмечая особенно важную роль рек в жизни народов России, указывал, что реки приносили русскому человеку только добро?

1) А. Воейков 2) В. Ключевский 3) М. Ломоносов 4) Н. Пржевальский

А2. Какая река является горной?

1)3ея 2) Печора 3) Волга 4) Нева

A3. Какая река России самая полноводная?

1) Лена 2) Енисей 3) Амур 4) Волга

А4. Как называют отношение величины падения реки к ее длине?

1) падение реки 2) режим реки 3) уклон реки 4) питание реки

А5. Какой режим у рек России является преобладающим?

1) с летним половодьем 2) с зимним половодьем 3) с весенним половодьем 4) паводковый режим

А6. Какое озеро имеет вулканическое происхождение?

1) Каспийское 2) Ладожское 3) Байкал 4) Кроноцкое

А7. Какими бывают подземные воды?

1) минеральными 2) пресными 3) термальными 4) все перечисленное верно

А8. Какова высота снеговой линии в горах?

1) чем южнее, тем выше снеговая линия 2) чем севернее, тем выше снеговая линия

3) чем выше горы, тем выше снеговая линия 4) снеговая линия находится везде на одной высоте

А9. Укажите неверное утверждение.

1) Многолетняя мерзлота облегчает строительство дорог.

2) Многолетняя мерзлота осложняет добычу полезных ископаемых.

3) Многолетняя мерзлота является источником водного питания для растений летом.

4) Многолетняя мерзлота затрудняет строительство зданий.

А10. Укажите антропогенную причину возникновения селей в горах.

1) облесение склонов гор 2) травосеяние 3) террасирование склонов гор 4) сведение лесов на склонах гор

A11. Какой ученый является основоположником науки о почвах?

1) А. Воейков 2) В. Докучаев 3) М. Ломоносов 4) Л. Берг

А12. Укажите основное свойство почвы.

1) плодородие 2) механический состав 3) влажность 4) структура

А13. Укажите причину низкого плодородия почв тайги.

1) недостаток влаги 2) неблагоприятный растительный опад

3) небольшой растительный опад 4) малое количество животных в почве

А14. Что такое рекультивация почв?

1) мероприятия по повышению плодородия почвы 2) внесение удобрений

3) борьба с эрозией почв 4) меры по восстановлению почвенного покрова

А15. Какие виды преобладают среди растительного мира?

1) травы 2) кустарники 3) деревья 4) всех видов одинаковое количество

А16. Какое дерево отсутствует в тайге европейской части России?

1)ель 2) пихта 3)сосна 4) лиственница

А17. Как называются особо охраняемые территории с уникальными природными объектами и с контроли­руемым рекреационным использованием?

1) заповедники 2) национальные парки 3) заказники 4) памятники природы

А18. Какими природными ресурсами богата тундра?

1) плодородными почвами 2) пастбищами для оленей

3) благоприятным климатом 4) растительными ресурсами

В1. Установите соответствие.

В2. Перечислите не менее трех причин отсутствия в тун­дре древесной растительности.

Ответ:______

  • Какие из компонентов природы оказывают наибольшее влияние на жизнь и деятельность человека?
  • Какие природные ресурсы вам известны?

Природные условия России отличаются большим разнообразием. Природные условия - это совокупность свойств окружающей нас природы, которые так или иначе влияют на жизнь человека. Прежде всего имеются в виду естественные условия, столь необходимые для нормальной жизни, труда, отдыха населения, которыми характеризуется природная среда на определенной территории.

Свойства природы оценить однозначно при этом довольно сложно. Например, в горах - чистый воздух, весьма полезный для здоровья, поэтому именно среди жителей гор много долгожителей. Чудесные горные ландшафты привлекают множество туристов в разное время года. Однако в горах чрезвычайно трудно строить дороги, поселки, заводы и фабрики.

В России преобладают территории с равнинным рельефом. Известно, что именно на равнинах, по берегам рек начинали селиться люди. Поэтому рельеф России за исключением высокогорий не является преградой для расселения человека.

Или другой пример. Суровая природа Севера - сильные морозы, сопровождающиеся и ветром и пургой, да еще в условиях полярной ночи, на первый взгляд весьма неблагоприятны для жизни человека. Но тундры - прекрасные пастбища для оленей, место обитания большого количества водоплавающих птиц.

Как же в этой ситуации можно оценить природные условия?

Обязательно следует рассматривать природные условия не вообще, а с конкретной точки зрения, с позиций развития сельского хозяйства, промышленности, транспорта, медицины, туризма.

В качестве природных условий обычно рассматриваются рельеф, климат, свойства почвенного и растительного покрова, характер залегания грунтовых и подземных вод, режим поверхностных вод, горно-геологические условия добычи полезных ископаемых.

По картам определите, какие территории нашей страны обладают наиболее благоприятными природными условиями для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Зная качественные характеристики всех перечисленных компонентов природы - особенности рельефа и климата, плодородие почв и т. д., - можно дать оценку природных условий для развития сельского хозяйства, для развития санаторно-курортного хозяйства, для строительства дорог и т. д. При этом молено оценить природные условия как благоприятные с точки зрения жизни и здоровья населения или с точки зрения удобств развития той или иной отрасли хозяйства или неблагоприятные, затрудняющие хозяйственное освоение территории, но полностью его не исключающие, а с другой стороны, мало пригодные для обитания.

При всем разнообразии природных условий России значительная часть ее территории - прежде всего горно-таежные области на северо-востоке страны, районы Крайнего Севера и Сибири с ее резко континентальным климатом - могут быть оценены как неблагоприятные для жизни и хозяйственной деятельности человека. И лишь в европейской части территории нашей страны, а также на юге Сибири и Дальнего Востока и рельеф, и климатические, и почвенные условия весьма благоприятны для человека.

Природные ресурсы . Компоненты природы, которые в данное время используются в производстве, называются природными (естественными) ресурсами. Состав используемых людьми природных ресурсов во времени значительно менялся.

Все природные ресурсы: минеральные, климатические, водные, земельные, биологические можно условно разделить на две группы: исчерпаемые и неисчерпаемые.

Докажите, что деление ресурсов на исчерпаемые и неисчерпаемые весьма условно и что даже неисчерпаемые природные ресурсы могут быть непригодными для использования.

Богаты недра России. Наша страна почти единственная в мире из тех, что полностью обеспечивают себя минеральным сырьем. В России добываются, например, все виды минерального топлива, из них основную массу составляют нефть и природный газ.

Рис. 63. Классификация природных реурсов

По картам атласа и учебника определите, какие крупные месторождения России расположены в полярных широтах; добыча каких полезных ископаемых осложнена сильной заболоченностью территории и наличием многолетней мерзлоты.

Почвенно-климатические ресурсы большинства областей и краев России создают необходимые предпосылки для успешного развития разных отраслей высокопродуктивного сельского хозяйства. Наиболее крупные массивы пахотных земель располагаются в черноземных областях Русской равнины, Западной Сибири и в нечерноземной полосе умеренной зоны.

Наша страна богата лесными ресурсами, более 40% ее территории покрыто лесами. Особенно большую ценность представляют хвойные породы Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, в лесах много орехов, ягод, лекарственных растений, а в тайге - наиболее ценных пушных зверей.

Большая часть территории России хорошо обеспечена и водными ресурсами: пресными речными, озерными и подземными водами. Этих ресурсов вполне достаточно для водоснабжения городов и сел, промышленных предприятий, орошения сельскохозяйственных угодий.

Рис. 64. Канал Москва - Волга

Реки России (а в нашей стране около 120 тыс. рек, длина которых превышает 10 км) - это не только источники колоссальных запасов гидроэнергии, но и дешевые транспортные артерии. Протяженность важнейших судоходных путей страны - свыше 100 тыс. км.

Рис. 65. Работают изыскатели

Разнообразные российские ландшафты - от ледяного безмолвия Арктики до субтропиков Сочи, от европейских дубрав до уссурийской тайги - таят в себе еще не полностью освоенный рекреационно-ресурсный потенциал. Рекреационные ресурсы - это ресурсы, способствующие восстановлению здоровья человека, создающие условия для его полноценного отдыха. Живописные природные ландшафты, мягкий климат, наличие водоемов, минеральных источников и др. - вот условия для развития рекреаций.

По карте определите, какие виды курортов существуют в России, где они расположены.

С каждым годом все больше и больше новых территорий осваивают туристы.

Особенности размещения природных ресурсов . Чтобы оценить природные ресурсы любой территории, недостаточно просто перечислить те ресурсы, которыми она располагает. Важно проследить, как они размещаются по территории, в благоприятных ли климатических и геологических условиях залегают те или иные месторождения полезных ископаемых.

Поэтому оценка природных ресурсов территории как обязательный элемент включает и оценку природных условий.

Это лишь первый этап экономической оценки природного потенциала страны. Более глубоко этот вопрос будет рассмотрен в курсе экономической и социальной географии России.

Вопросы и задания

  1. Дайте оценку природных условий вашего края для жизни и деятельности человека. Объясните, какие именно компоненты природы и с какой точки зрения вы будете оценивать.
  2. Оцените природно-ресурсный потенциал России.
  3. Какие закономерности прослеживаются в размещении природных ресурсов нашей страны?
  4. Какими природными ресурсами наиболее богата ваша местность?
Роль рекреации в жизни людей.

«Главным сокровищем жизни являются не земли, которые ты завоевал, не богатства, которые у тебя в сундуках… главным сокровищем жизни является здоровье и чтобы его сохранить, надо много знать»

Авиценна

В крупных городах и промышленных центрах на состояние здоровья населения оказывают негативное воздействие многочисленные экологические факторы: физические (тепловые, шумовые, электромагнитные, вибрация), химические (диоксид серы, оксиды азота, диоксины, тяжелые металлы и пр.), биологические, социально-экономические. Основные факторы риска возникновения экологически обусловленных заболеваний горожан – уровень атмосферного загрязнения, гигиеническое состояние почв, качество питьевой воды, шумовое загрязнение, проблема отходов и т.п.

Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

Кризис здоровья в мире – общепризнанный факт. С естественно-научных позиций причины кризиса здоровья носят эколого-генетический характер. Они кроются в противоречии между медленной скоростью естественной эволюции человека как биологического вида с его ограниченными адаптивными возможностями и интенсивным темпом преобразования окружающей среды. Естественный ход эволюционного вида Homo sapiens (человек разумный) оказался нарушенным; причина – исчерпание резервов наследственной изменчивости и в связи с отсутствием выраженного действия естественного отбора в человеческих популяциях. Накопление мутаций, отягощающих наследственность, представляют собой одно из следствий нарушения нормального течения эволюции.

По исследованиям ученых, если не остановить отрицательные тенденции, то с середины XXI века значительно ускорится дегенерация популяций, соматические, психологические и генетические адаптивные возможности человека как вида будут подорваны, может начаться постепенное вымирание.

Мишель де Монтень отмечал «Здоровье – это драгоценность, ради которой стоит даже пожертвовать частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимо унизительной»

Рекреация в переводе с латинского языка означает «восстановление». Действительно, рекреационные ресурсы – это ресурсы, способствующие восстановлению здоровья человека, создающие условия для хорошего отдыха. Рекреация необходима всем людям. Без отдыха снижается производительность труда, накапливается усталость и раздражительность. Доступность для человека полноценного отдыха – один из важных показателей качества жизни.

Главная задача рекреационного хозяйства
Главная задача рекреационного хозяйства – обеспечение отдыха людей, поправление здоровья в специальных оздоровительных учреждениях, базах отдыха, развитие различные форм туризма. Разнообразие рельефа, климата и природных зон, рек и озер, источников минеральных вод и лечебных грязей, исторических и культурных памятников создает условия для удовлетворения самых разнообразных запросов. Как правило, при организации рекреационного обслуживания, ориентируются не на один, а на несколько видов ресурсов. Чем разнообразнее ресурсы зоны отдыха, тем привлекательнее она для рекреационного обслуживания.
Виды рекреационных ресурсов
Рекреационные ресурсы подразделяются на две группы:

-природно-рекреационные, то есть объекты и явления природы, используемые в целях отдыха, туризма и лечения. К ним относятся морские побережья с благоприятным климатом, берега рек и озер, горы, лесные массивы, минеральные источники, лечебные грязи. На основе природно-рекреационных ресурсов создаются различные курорты. По характеру лечебных факторов курорты подразделены на бальнеологические, грязевые и климатические, а также с несколькими основными лечебными факторами. Конечно, расчленение курортов на перечисленные три группы весьма условно. Как правило, каждый курорт располагает несколькими лечебными факторами. Кроме того, применяют искусственно приготовленные, а также привозные лечебные средства.

К числу бальнеологических курортов относятся: Ессентуки, Железноводск, Пятигорск, Кисловодск. Грязевые курорты в лечебном процессе используют различные виды грязей: иловую, ключевую, торфяную, железистых и других источников. Наиболее известны грязевые курорты: Анапы, Сочи, а также города-курорты КМВ. Климатические курорты подразделяются на приморские, горные, равнинные, лесные, степные и с климатом пустынь. Они представлены чрезвычайно хорошо и, пожалуй, не нуждаются в дополнительных уточнениях.

Сегодня многих людей привлекает активный отдых, поэтому большой популярностью пользуются горные туристические базы (например, на Кавказе), туристические базы на берегах озер (Телецкое, Байкал и др.). Основные формы природно-рекреационных территорий - это зеленые зоны вокруг и в самих городах (парки, скверы), заповедники (государственные, биосферные), национальные парки.

-культурно-исторические достопримечательности , используемые для посещения туристами. Это памятники истории, археологии, архитектуры, искусства. Россия обладает не только уникальными природно - рекреационными ресурсами, но и своими культурно – историческими ценностями. Среди наиболее известных можно назвать Московский Кремль, архитектурные памятники Санкт-Петербурга, парковые ансамбли Петергофа, города « Золотого кольца России » и мн. др.

Рекреационное обслуживание населения вне его места жительства – главным образом организация туризма и экскурсий, а также дома отдыха и пансионаты и т.д.

Рекреационное обслуживание основано на использовании ресурсов, способствующих восстановлению здоровья человека, создающих условия для хорошего отдыха. Как правило, при организации рекреационного обслуживания ориентируются не на один, а на несколько видов ресурсов. Выделяют:


  • санаторно – курортное лечение (климато-бальнеогрязелечение); оздоровительное рекреационное обслуживание (пляжно-купальное, прогулочное);

  • спортивное (альпинизм, охота, рыболовство, спортивный туризм);

  • познавательный туризм (круизы, поездки по историческим местам);

  • отдых на садоводческих и дачных участках.

Чем разнообразнее ресурсы зоны отдыха, тем привлекательнее она для организации рекреационного обслуживания.

1.Вспомним тему прошлых уроков?

2. Вспомним: так что же такое «пр.ресурсы»?

3. ЧЕЛОВЕК! Самое ценное творение природы на нашей планете. Благодаря творениям его рук на земле выросли города, развивается экономика. Мы живём в XXI веке, веке технического и научного прогресса, который требует от любого человека колоссальных нагрузок и усилий, с которыми может справиться только здоровый человек. В процессе жизнедеятельности человек расходует свои силы, разрушает здоровье. Как с этим можно справиться?

Только заботясь о здоровье и отдыхе людей.

Сейчас конец четверти Ваши высокие интеллектуальные нагрузки тоже требуют от вас отдыха и восстановления здоровья.

От латинского слова «восстановление» и произошло название ресурсов, которые мы будем изучать сегодня.

Стр.330 учеб.9 кл. найдите, пожалуйста, что это за слово?

От слова «рекреация» и название ресурсов – рекреационные.

Итак, тема урока: рекреационные ресурсы мира.

Цель нашего урока – познакомиться с богатством и разнообразием рекреационных ресурсов планеты, систематизировать их на группы.

(рабочий лист на столах – работа в парах, лист подписать, в конце урока сдать).

Определим место рекр. ресурсов в классификации видов ресурсов

3 группы ресурсов??? Назвать

По применению делятся на ресурсы для промышленности, какие? Для с\х? Для отдыха и туризма.

Для с\х?

Для отдыха и туризма?

Так что же такое рекр.ресурсы?

по происхождению на группы (раб.лист – задание 1 )

Как понимаете, какие ресурсы относятся к антропогенным?

Какие к природным?

задание 1

На раб.листе найдите объекты и разделите на 2 группы?

Разбейте на 2 группы следующие объекты: зоопарк, река, театр, галерея, родник (источник, ключ), памятник архитектуры, песчаный морской пляж, лес.

Подчеркните те ресурсы, которые кроме рекреационных можно отнести ещё и к другим группам (видам) ресурсов.

Сделайте вывод, какие требования предъявляют к рекреационным ресурсам?

Вывод: (на основе ответов детей) к р.р. предъявляют определённые требования.

Все рекреационные ресурсы делятся по цели использования на группы (раб.лист – задание 2 )

Ресурсы для отдыха, туризма, лечения

задание 2

распределить объекты рекреации представленные в раб. листе по группам :

Дополнить список своими примерами объектов рекреации РФ.

Давайте с некоторыми объектами познакомимся поближе - послушаем ребят, которые подготовили выступления о рекреационно-познавательных и рекреационно-спортивных объектах.

Вывод: один и тот же объект может выступать одновременно центром и познавательного и спортивного и оздоровительного туризма. Так есть целые страны (регионы) в которых рекр.ресурсы разнообразны и играют важную роль экономике, одна из отраслей (или всего одна отрасль) хозяйства в этих странах- международный туризм.

Задание 3. Какого же значение международного туризма в экономике отдельных стран (регионов).

(рабочий лист - схема зад.3)

Что представляет собой эконом. значение туризма для страны? Что даёт стране?

Более 500 млрд. долларов в год - поступление от туризма в мировую экономику

Что представляет собой социальная функция туризма?

127 млн. человек в мире работает в сфере туризма, это каждый 10-й работник в мире занят в этой сфере

А что значит – гуманитарное значение?

Пример: 1.Египет - в настоящее время там идёт гражданская война, но отдыхающим практически ничего не грозит. У местного населения, нет намерений, причинять вред отдыхающим, все волнения в стране внутриполитические.

2. Большое количество российских туристов вынуждает египтян, занятых в туристической сфере, учить русский язык, чтобы как можно легче общаться с приезжими, улучшая уровень сервиса. Притом во многих отелях знание русского – огромный плюс для претендента на вакансию.

Какие же страны и регионы играют ведущую роль в международном туризме. Давайте рассмотрим пространственную структуру международного туризма.

Региональное распределение международных туристических потоков сложилось давно. С начала массовых туристических обменов по настоящее время на мировом рынке туризма заметно выделяется Европа. Особенно славятся страны, имеющие древнюю богатую культуру:

Италия

Греция

Франция

Россия

Горнолыжные курорты Европы: Австрия, Швейцария

Лечебные курорты Чехии и др.страны

Этот регион пользуется большой популярностью у самих европейцев, а также жителей др.регионов. Вторую позицию прочно удерживает Америка. На Европу и Северную Америку приходится 4/5 всех прибытий в мире. Динамично развивается Азиатско-Тихоокеанский регион и по прогнозам ВТО на 2020 год, Европа удержит доминирующее значение, а Азиатско-Тихоокеанский регион выйдет на второе место.

По прогнозам ВТО 21 век станет веком туризма. Туризм выделяется ЮНЕСКО(Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) как одна из самых ведущих сфер профессионального образования. Поэтому специальность «ТУРИЗМ» сегодня является очень популярной среди студентов во всём мире. Любая страна заинтересована в привлечении туристов, что не даёт выпускникам этого направления остаться без работы. Количество туристических фирм с каждым годом становиться больше.

Задание 4. Сегодня, я хочу предложить Вам попробовать себя в роли сотрудников туристической фирмы: кто-то представит себя в роли директора, дизайнера, разработчика тур проектов.

Разбиться на группы по разным направлениям. Каждая группа представляет собой туристическую фирму. В ходе групповой работы должны использовать свои географические и культурологические знания + каждый подготовил не большой материал по объектам рекреации - изготовить туристический буклет . В конце работы представитель от группы представляет классу свой проект. На работу 5 минут .

Вывод урока и цели на след.урок:

Итак, главное назначение рекреационных ресурсов состоит в поддержании физических сил, эмоционального настроя человека, сохранении здоровья и его духовном обогащении.

Но, по мере того как туристы проникают в уголки земного шара, судьба природы нашей планеты вызывает большую тревогу. Рекреационные ресурсы, как и любые другие ресурсы, требуют рационального использования. С целью расширения рекреационных ресурсов мира намечено провести мероприятия - создание новых рекреационных зон. С проектом по созданию такой зоны в г.Агрыз на школьной научно-практической конференции выступал ученик нашего классам Г.Эрик. Сейчас кратко он познакомит вас со своим проектом.

Рекреационные ресурсы, как и любые другие ресурсы, требуют рационального использования. Поэтому на след.уроке мы с вами обсудим экологические проблемы использования ресурсов, в том числе и рекреационных и предложим как решить эти проблемы.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....