Ребенку не нравится учительница что делать. Постоянно быть недовольным оценками и ребёнком

Выбирая школу, мы, как правило, в первую очередь оцениваем уровень преподавания, наличие углубленной программы, удобство расположения. Однако один из основных моментов, определяющих отношение ребенка к школе и его место в коллективе, — это первая учительница.

На любом суде две стороны: обвинения и защиты. Если представители школы принимают роль обвинителей, то кто будет защитником ребенка, если не вы?

Очень хочется, чтобы педагог был одновременно хорошим человеком, грамотным профессионалом, любил детей и мог быть и строгим, и добрым. А что делать, если ожидания не оправдались и педагог недолюбливает ребенка?

Разбираемся с экспертом — Ольгой Розенберг, председателем классного родительского комитета московской школы.

Что самое сложное?

Как ни странно, самая сложная проблема — узнать о том, что ребенка травит учитель. Поскольку такой вариант развития событий большей части родителей просто не приходит в голову. А дети, увы, не всегда рассказывают правду. У многих есть четкая установка, что взрослый всегда прав и жаловаться на него нельзя. И нередко мы воспитываем это в них сами своим «учитель всегда прав, слушайся учителя, не спорь с учителем». Ребенок может страдать, каждый поход в школу будет оборачиваться для него стрессом, а родители при этом могут находиться в неведении.

Когда стоит начать беспокоиться ?

Тревожным звоночком может послужить то, что учитель регулярно жалуется вам на вашего ребенка. Разумеется, дети не ангелы, кто-то может шуметь на уроке, а кто-то витать в облаках и не слушать педагога. И естественно, что учитель привлечет к решению проблемы родителей. Но если жалобы постоянны, регулярны и ничего в поведении ребенка не меняется, сколько бы вы с ним ни говорили, — это повод задуматься, что не так в отношениях учителя и ученика.

Принципиальный момент

Важно всегда быть на стороне своего ребенка. Как бы ни жаловался педагог и как бы ни ругал своего ученика, он взрослый человек, задача которого и состоит в том, чтобы учить детей и поддерживать дисциплину. Если педагог не справляется, это не повод травить ребенка. И на любом суде две стороны: обвинения и защиты. Если представители школы принимают роль обвинителей, то кто будет защитником ребенка, если не вы?

Как проверить подозрения?

Если есть возможность, нелишне будет побеседовать с родителями одноклассников вашего ребенка. Если ребенок сам не рассказывает, что его обижает учитель, то другие дети, вполне вероятно, говорят своим родителям, что их одноклассника травит педагог. Или рассказывают об общей обстановке на уроках.

Хорошим вариантом будет договориться о том, чтобы один день посидеть на уроках. Разумеется, и ваш ребенок, и педагог не будут вступать в конфликт на ваших глазах. Но кое-что можно заметить. Например, если вы видите, что дисциплина на уроках хромает, а педагог не может навести порядок, это вполне может означать, что добиваться своего учитель привык криком или грубостью, но стесняется при вас. Вот дети и пошли вразнос.

Обратите внимание на отношения вашего ребенка с одноклассниками. Между некоторыми членами коллектива вполне могут быть неприязненные отношения, но, если против ребенка выступает чуть ли не весь класс, это может служить признаком того, что учитель не только не пресекает, но и эскалирует конфликт, в рамках «воспитания» неугодного ребенка.

Если подозрения подтвердились, что делать?

Если ребенку некомфортно с данным педагогом, то нет никакого смысла заставлять его выстраивать с ним отношения. Если взрослый человек не смог наладить общение со своим учеником, то чего же тогда ждать от ученика? Вы в любой момент можете перевести ребенка в параллельный класс, и стоит воспользоваться этой возможностью, не откладывая. Не допускайте того, чтобы взрослый человек калечил психику вашего ребенка

Почему не стоит разговаривать с учителем, пытаясь улучшить его отношение к ребенку?

Если взрослый человек, педагог, пошёл на конфликт с ребёнком, учеником, который от него зависит, уже бессмысленно апеллировать к его разуму. Ребенок и педагог — не партнеры, чтобы можно было решить дело переговорами.

Почему нет смысла жаловаться на учителя — директору или в департамент образовани я?

Какого результата от жалобы вы ждете? Чтоб уволить педагога, нужно море веских оснований. Если учитель травит только одного ребёнка, другие родители встанут на защиту педагога. Эффективней просто убрать стрессовый фактор из жизни своего ребёнка, переведя его в другой класс.

Школа - это не только обучение и развитие ребенка. Это его постоянное общение с одноклассниками, другими учениками и, конечно, с учителями. Но школьную жизнь могут существенно осложнить конфликты с учителем . Психологи объясняют, как оптимально поступить родителям, если не нравится учитель по определенным причинам.


Если учитель кричит

Повышение голоса для того, чтобы услышал весь класс, и крик учителя на учеников с потерей контроля над своими эмоциями - это разные вещи. Именно с определения данного момента применительно к вашей ситуации стоит начинать. Разницу в этом способны определить даже первоклассники. Если учитель позволяет себе кричать на детей, то о комфортных условиях для обучения не может быть и речи. Большинство учеников станут просто бояться своего учителя.



Что делать? Переговорите с другими родителями. Узнайте, жалуются ли их дети на такое поведение учителя. Если факты подтверждаются, соберите несколько примеров, и подходите к завучу. Объясните ситуацию и сообщите, что вас это беспокоит. Не удовлетворяйтесь ответом, что раньше таких жалоб не было. Отметьте то, что это сейчас точно происходит. В разговоре с завучем ни в коем случае не повышайте голос сами.


Если учитель плохо объясняет

Здесь снова вероятен один из двух вариантов: или ваш ребенок плохо слушает, или учитель действительно плохо объясняет материал.

Что делать? Поговорите с другими родителями: жаловались им их дети на данную проблему. Знают ли они, как делать домашнее задание, когда что приносить и т.п. Если ни у кого нет с этим проблем, не стоит выставлять вину учителю. Возможно, ребенок любит фантазировать и не желает обращать внимание на инструкции учителя. Обдумайте это, прежде чем говорить с учителем.


Если ваш ребенок - не любимчик

Все дети хотят быть любимчиками учителем, но это невозможно. Да, учителя всегда имеют фаворитов, но профессионал, должен скрывать свои предпочтения и относиться ко всем одинаково.

Что делать? Если учитель постоянно раздает похвалы, уделяет больше внимания только отдельным ученикам, придется вежливо поговорить с учителем. Если на такое поведение у него нет особых, резонных оснований, попросите обращать равномерное внимание на всех.


Если учитель придирается

Во-первых, учитель может просто стимулировать ребенка к активности, т.к. знает, что ваш ребенок способен на большее. Может быть, это способ привлечь внимание ребенка, убедиться, что он слушает, т.к. он часто отвлекается.

Что делать? Проанализируйте своего ребенка и учителя. Кто, как не вы, знает вашего ребенка лучше всех. Если у учителя - лучшие побуждения, то стоит попробовать поговорить с ребенком. Если же поведение учителя необоснованно, а ребенка это сильно травмирует, поговорите с учителем и попросите снизить напор.

Многие родители опасаются обсуждать детские проблемы, конфликты с учителем или жаловаться руководству. Но лучше действовать! Посмотрите на это, как на знак учителю, администрации, что вам далеко не всё равно, и что вы ожидаете получить результат, иначе разговор повторится. Ведите все подобные разговоры спокойно, обоснованно и обдуманно. Не выдвигайте претензии, если вина на вашем ребенке. И помните, что главная цель разговора - комфортное, позитивное и результативное обучение вашего ребенка. Успешных вам решений!

Школа - второй дом, поэтому хочется, чтобы там было тепло и уютно, чтобы отношения с одноклассниками и учителями были хорошими и добрыми. Однако с учителями такие отношения наладить получается далеко не всегда. Отсюда нехорошие последствия - плохая успеваемость, дурное настроение, нежелание ходить в школу и так далее… Что же делать, если не нравится учитель?

Причины недовольства педагогом и варианты решения проблемы

Для начала нужно разобраться, почему может не удовлетворять поведение того или иного учителя. Таких причин, конечно же, несколько. Например, учитель попросту может невзлюбить вашего ребенка, также он может кричать во время урока, плохо объяснять учебный материал и придираться. Рассмотрим каждую причину и борьбу с ней отдельно.

Если ваш ребенок не попал в список любимчиков учителя. В таком случае нужно понимать, что всем детям хочется, чтобы их очень любил учитель, но такое сложно себе представить. Фавориты есть, пожалуй, у каждого учителя, однако настоящий профессионал не будет показывать свои чувства и должен ко всем относиться одинаково.

Если вы знаете, что учитель обделяет вашего ребенка вниманием, а других детей хвалит и балует, поговорите с ним, вежливо и спокойно. Если выяснится, что учитель действует безосновательно, мягко объясните ему, что ему нужно уделять внимание одинаково всем ученикам.

Если учитель во время урока кричит. Здесь важно различать, когда учитель просто повышает голос с целью, чтобы его слышали все ученики, и когда он теряет самообладание и действительно начинает кричать. В последнем случае о настоящем комфорте в классе невозможно говорить.

Обычно таких несдержанных учителей дети боятся. В таком случае полезно поговорить на эту тему с другими родителями и узнать, замечали ли они такие вещи. Может быть, их дети тоже рассказывают о таком неадекватном поведении учителя.

Если информация действительно основана на фактах, то с этими фактами стоит подойти к завучу. Расскажите ему о сложившейся ситуации , скажите, что вам это очень не нравится. Не стоит успокаиваться в том случае, если вам скажут, что ранее такой проблемы не возникало.

Настаивайте на том, что такая ситуация сложилась в данный момент и на это есть доказательства. Однако помните, что разговаривать нужно вежливо и ни в коем разе самим не повышать голос.

Если учитель придирается, было бы полезно понять, почему он это делает. Возможно, он просто хочет помочь ребенку быть более активным, так как видит его потенциал. Также таким образом учитель, возможно, хочет привлечь внимание ребенка , когда тот отвлекается.

В любом случае стоит поразмышлять над поведением как учителя, так и ребенка. Это ваш ребенок, и вы знаете его лучше остальных людей. Если учитель придирается из лучших побуждений, поговорите со своим ребенком мягко.

Если материал плохо объясняется учителем . Тут тоже стоит поразмышлять над двумя вариантами: сам ребенок не внимателен на уроках, или же на самом деле учитель плохо объясняет материал. Здесь также желательно поговорить у родителями других учеников.

Возможно, их дети тоже жаловались на то, что не знают, как выполнить домашнее задание, когда, куда и что приносить и так далее. Если такого не происходит, учитель , возможно не виноват. Вполне возможно, что у вашего ребенка хорошая фантазия и он не хочет выполнять инструкции учителя. Это стоит выяснить прежде, чем вы хотите поговорить с учителем.

Учителя учат детей, но общий язык находить нужно не только с ними. Иногда сложнее поладить с родителями. Особенно с теми, которые так любят давать советы, как учить их ребёнка. Они-то лучше знают. Учитель по русскому языку и литературе, автор телеграм-канала о школьной жизни Даниил Ляхович объясняет, с какими ситуациями приходится сталкиваться и что делать.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

1. Учить учителя, как правильно преподавать

Так любят делать родители-педагоги или люди с профильным образованием. Если вдруг у родителя ещё и степень филолога - всё, они считают, что могут говорить учителю своего ребёнка, что и как делать. В итоге или родитель начинает недолюбливать учителя, который почему-то не прислушивается к советам. Или ребёнок начинает стойко ненавидеть предмет учителя, которым недовольны мама или папа.

2. Отвергать всё новое и необычное (не по плану ведь)

Это про тревожных родителей. Для них любое отклонение от плана или недостаточный контроль за ребёнком - будто извержение вулкана. Любые нестандартные уроки - угроза стабильности и успеваемости. Где же это видано, чтобы в классе был творческий процесс, а тетради не проверялись? Такие родители убеждены, что всё нужно контролировать. Думаю, это связано с советским наследием, когда в некоторых школах ручку привязывали к рукаву школьника, чтобы писал той рукой, какой следует. В результате дети совершенно теряют привычку фантазировать, а учитель под давлением таких родителей превращается в глазах ребёнка в слабака и часть серой массы, которая даёт километры непонятных и стандартных заданий.

3. Пытаться уличить педагога в некомпетентности

Такие родители совершенно не доверяют учителям и везде ищут подвох. Они рассматривают педагога под лупой и каждое неверное движение интерпретируют как грубый промах и признак некомпетентности. Особо отчаянные родители идут на слежку за учителями и скрытые записи уроков на телефон, то есть учат детей к стукачеству, наушничеству и другим подлым штукам. В итоге ребёнок и сам перестаёт верить слову учителя. А иногда даже пытается его поправить и переспорить. Когда такого ученика пытаются поставить на место, он обижается, жалуется родителям, а те - администрации, и все шишки вновь достаются педагогу. Дескать, низкой квалификации.

4. Требовать, чтобы учили, как раньше (и лучше)

Этот случай встречается сильно реже, но всё равно распространён. Мама помнит свои прекрасные уроки русского или истории и хочет, чтобы и её ребёнку давали писать классические сочинения, а сложный материал - явно не в 5-6 классах. Здесь срабатывает инерция советского воспитания и мысль, что тогда-то образование было лучше остальных. И сегодня надо оставить всё, как было тогда. В итоге ребёнок становится чудовищно несовременным (привет комплексу лузера) или, наоборот, отвергает родительские правила.

5. Постоянно быть недовольным оценками и ребёнком

Это касается родителей, сфокусированных на оценках. Для них двойка в электронном журнале - серьёзная проблема. Если таких оценок становится много, по мнению родителей, значит учитель несправедлив и занижает оценки. Такие родители, как правило, боятся обзавестись репутацией «родители двоечника». Обратная ситуация: мама всё время критикует ребёнка, а тут раз и куча «пятёрок» по нелюбимому сыном или дочерью предмету. Подозрительно! Уж не завышает ли Марьиванна оценки? Надо бы присмотреться к её урокам. Как итог - смута в голове ребёнка относительно оценок и их роли, и в то же время - акцент именно на них, а не на содержании предмета или полезных навыках.

6. Жаловаться при любой возможности

Тоже тренд последних лет. Родители хорошо знают: что-то не нравится - напишу в департамент или Роспотребнадзор. Ребёнок всегда прав. Учителя накажут: лишат премии или отстранят. И не важно по какой причине. Не проверил вовремя тетради, неловко пошутил или повысил голос. Не нравится, и всё тут! И часто администрации проще расстаться с педагогом, который не вписывается в родительское представление.

Почему всего это делать не стоит

Вмешательство родителей в работу учителя нарушает весь учебный процесс. Если ребёнок понимает, что им руководит вовсе не Марьиванна в классе, а его мама или папа, это создаёт ощущение, будто сам ребёнок / родитель - главный в школе. И, конечно, появляется то самое неуважение к учителю, о котором много говорили и говорят. Если сами родители так относятся к педагогу, вряд ли стоит ждать, что ребёнок будет вести себя как-то иначе.

Как нужно вести себя родителям, чтобы не подрывать ничей авторитет

1. Поймите, что педагог - профессионал. Такой же, как программист, бухгалтер, журналист, кто-то ещё. И нельзя считать себя компетентнее него. Постарайтесь относиться к нему с уважением и пониманием. Да, у него, как у любого человек, могут быть проколы и ошибки, но не ошибается тот, кто ничего не делает.

2. Не всегда бывают быстрые результаты. Помните универсальный закон педагогики: она даёт отложенный результат. Поэтому если вы ждёте от ребёнка через месяц блестящих результатов и побед на олимпиадах по физике - это странно и наивно.

3. Задавайте вопросы. Полезно спрашивать и говорить о своих пожеланиях педагогу напрямую, а не сразу идти к администрации. Это даст возможность услышать друг друга и лучше понять и, вполне возможно, конструктивно разрешить сложившуюся ситуацию.

Наконец, последнее: многие великие педагоги вели себя очень странно с общепринятой точки зрения, но добивались выдающихся результатов. Это видно не сразу, но не стоит ограничивать ребёнка или учителя собственными рамками понимания. Так мы заранее урезаем учителя до своих представлений о нём. И если чуть меньше контролировать учителя и ребёнка и при этом доверять школе - всем точно станет легче жить и особенно работать.

Иллюстрации: iStockphoto (Anna_Isaeva)

Последние материалы раздела:

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...