Рассказы о детях 9 10 лет ушинский. Рассказы о растениях и животных

– Конечно, меня, – говорит лошадь. – Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.

– Нет, хозяин любит больше меня, – говорит корова. – Я всю его семью молоком кормлю.

– Нет, меня, – ворчит собака, – я его добро стерегу.

Подслушал хозяин этот спор и говорит:

– Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте.

Спор деревьев

Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:

– Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а моё-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.

– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придёт зима, и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне всё же останутся мои зелёные колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

Конь храпит, ушами прядёт, глазами поводит, удила грызёт, шею, словно лебедь, гнёт, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей – чёлка, на ногах – щётка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные.

Садись и пошёл! За тридевять земель, в тридесятое царство!

Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит.

Идёт козёл мохнатый, идёт бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытками постукивает: идёт, блеет, коз и козляток зовёт. А козочки с козлятками в сад ушли, травку щиплют, кору гложут, молодые прищепы портят, молоко деткам копят; а козлятки, малые ребятки, молочка насосались, на забор взобрались, рожками передрались.

Погоди, ужо придёт бородатый хозяин, всем вам порядок даст!

Петушок с семьёй

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом; на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

– Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пёстренькие-рябенькие! Чёрненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зёрнышко припас!

Курочки с цыплятками собирались, раскудахталися; зёрнышком не поделились – передралися. Петя беспорядков не любит – сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зёрнышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во всё горло заорал: «Ку-ку-ре-ку!»

Хавронья

Грязна наша хавроньюшка, грязна и обжорлива; всё жрёт, всё мнёт, об углы чешется, лужу найдёт – как в перину прёт, хрюкает, нежится.

Рыло у хавроньюшки не нарядное: в землю носом упирается, рот до ушей; а уши, словно тряпки, болтаются; на каждой ноге по четыре копыта, а ходит – спотыкается. Хвост у хавроньюшки винтом, хребет – горбом; на хребте щетина торчит. Жрёт она за троих, толстеет за пятерых; зато её хозяюшки холят, кормят, помоями поят; а вломится в огород – поленом прогонят.

– А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!

Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла.

Котичек-коток – серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр, лапки бархатные, ноготок остёр.

У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая.

Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки-то большие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!

Собрались мышки у своей норки, старые и малые. Глазки у них чёрненькие, лапки у них маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, ушки кверху торчат, хвостища по земле волочатся.

Собралися мышки, подпольные воровки, думушку думают, совет держат: «Как бы нам, мышкам, сухарь в норку протащить?»

Ох, берегитесь, мышки! Ваш приятель Вася недалёко. Он вас очень любит, лапкой приголубит; хвостики вам помнёт, шубочки вам порвёт.

В одной хорошенькой малороссийской деревеньке было столько садов, что вся она казалась одним большим садом. Деревья цвели и благоухали весною, а в густой зелени их ветвей порхало множество птичек, оглашавших окрестность звонкими песнями и весёлым щебетаньем; осенью уже появлялось между листьями множество розовых яблок, жёлтых груш и сине-пурпуровых слив.

Но вот несколько злых мальчиков, собравшись толпою, разорили птичьи гнёзда. Бедные птицы покинули сады и больше уже в них не возвращались.

Прошла осень и зима, пришла новая весна; но в садах было тихо и печально. Вредные гусеницы, которых прежде птицы истребляли тысячами, разводились теперь беспрепятственно и пожирали на деревьях не только цветы, но и листья: и вот обнажённые деревья посреди лета смотрели печально, будто зимою.

Пришла осень, но в садах не было ни розовых яблок, ни жёлтых груш, ни пурпуровых слив; на ветках не перепархивали весёлые птички; деревня не оглашалась их звонкими песнями.

Кукушечка

Серая кукушка – бездомная ленивица: гнездо не вьёт, в чужие гнёзда яички кладёт, своих кукушат на выкорм отдаёт, да ещё и подсмеивается, перед муженьком хвалится: «Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Погляди-ка, муженёк, как я овсянке на радость яичко снесла».

Вышла хозяюшка и манит гусей домой: «Теги-теги-теги! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!»

А гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили, крыльями машут, носы раскрывают: «Га-га-га! Мы не хотим домой идти! Нам и здесь хорошо».

Видит хозяйка, что добром от гусей ничего не добьёшься, взяла длинную хворостину и погнала их домой.

Васька

Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр, лапки бархатные, ноготок остёр. У Васютки уши чутки, усы длинны, шубка шёлковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки-то стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!

Коровка

Некрасива коровка, да молочко даёт. Лоб у неё широк, уши в сторону; во рту зубов недочёт, зато рожища большие; хребет — остриём, хвост — помелом, бока оттопырились, копыта двойные. Она травушку рвёт, жвачку жуёт, пойло пьёт, мычит и ревёт, хозяйку зовёт:

— Выходи, хозяюшка; выноси подойни- чек, чистый утиральничек! Я деточкам молочка принесла, густых сливочек.

Петушок с семьёй

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом; на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

— Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пёстренькие-рябенькие! Чёрненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зёрнышко припас!

Курочки с цыплятками собрались, рас- кудахталися; зёрнышком не поделились, — передралися.

Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зёрнышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во всё горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!»

Козёл

Идёт козёл мохнатый, идёт бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытками постукивает: идёт, блеет, коз и козляток зовёт; а козочки с козлятками в сад ушли, травку щиплют, кору гложут, молодые прищепы портят, молочко деткам копят; а козлятки, малые ребятки, молочка насосались, на забор взобрались, рожками передрались. Погодите, ужо придёт бородатый хозяин, — всем вам порядок даст!

Уточки

Сидит Вася на бережку; смотрит он, как уточки в пруде кувыркаются: широкие носики в воду прячут, жёлтые лапки на солнышке сушат.

Приказали Васе уточек стеречь, а они на воду ушли — и старые и малые: как их теперь домой загнать?

Вот и стал Вася уточек кликать: «Ути-ути-уточки! Прожоры-тараторочки, носики широкие, лапочки перепончатые! Полно вам червячков таскать, травку щипать, тину глотать, зобы набивать, — пора вам домой идти!»

Уточки Васю послушались, на берег вышли, домой идут, с ноги на ногу переваливаются.

Бишка

«А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!»

Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла. «Не моё, — говорит, — дело книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску тащу __ будет с меня и этого».

Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:

Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!ёж

Правда, - отвечал ёж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?

Зайчик вместо ответа только вздохнул.

Идёт медведь по лесу и разнюхивает: нельзя ли чем съестным поживиться? Чует - мёд! Поднял Мишка морду кверху и видит на сосне улей, под ульем гладкое бревно на верёвке висит, но Мише до бревна дела нет. Полез медведь на сосну, долез до бревна, нельзя лезть выше - бревно мешает.

Подружилась лиса с журавлём и зовёт его к себе в гости: «Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж вот как тебя угощу!»

Пришёл журавль на званый обед, а лиса наварила каши, размазала по тарелке и потчует журавля: «Кушай, куманёк, кушай, голубчик! Сама стряпала».

Журавль хлоп-хлоп носом по тарелке! Стучал-стучал - ничего не ухватил. А лиса лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала. Съела лиса кашу и говорит: «Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем».

«Спасибо, кума, и на этом,- отвечает журавль,- приходи завтра ко мне».

Пришла однажды лиса на лужок. А на лугу были гуси. Хорошие гуси, жирные. Обрадовалась лиса и говорит:

Вот я сейчас всех вас съем!

А гуси говорят:

Ты, лиса, добрая! Ты, лиса, хорошая, не ешь, пожалей нас! Лиса

Нет! - говорит лиса, - не буду жалеть, всех съем! Что тут делать? Тогда один гусь говорит:

Позволь, лиса, нам песню спеть, а потом ешь нас!

Ну ладно, - говорит лиса, - пойте!

Пробегая по влажной лесной темноте, посреди болот и мхов, ручей жалобно роптал, что лес закрывает от него и ясное небо, и далёкую окрестность, не пропускает к нему ни ясных лучей солнца, ни шаловливого ветерка.

Хотя бы пришли люди и вырубили этот несносный лес! - журчал ручей.

Дитя моё! - кротко отвечал ему лес.

Два упрямые козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Обоим разом перейти ручей было невозможно; приходилось которому-нибудь воротиться назад, дать другому дорогу и обождать.

– Уступи мне дорогу, – сказал один.

– Вот ещё! Поди-ка ты, какой важный барин, – отвечал другой, – пяться назад, я первый взошёл на мост.Два козлика– Нет, брат, я гораздо постарше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за что!

Летела ворона над озером; смотрит - рак ползет: цап его! Села на вербу и думает закусить. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит:

Ай, ворона! ворона! знал я твоего отца и мать, что за славные были птицы!

Угу! - говорит ворона, не раскрывая рта.

Константин Дмитриевич Ушинский наиболее известен как педагог, который создал фундамент дошкольного образования в России. Он считал, что детям нужно с младых лет повествовать о русской народной культуре, учить с ними произведения устного фольклора. Писатель думал, что законы природы являются самым простым способом обучить ребёнка основам человеческой жизни. Поэтому сказки и рассказы Ушинского - сочетают в себе повествование о жизни животных, растений и деревьях, о человеке и смене времён года. Подобный подход позволяет создать прочный образ мира для развивающегося интеллекта малыша.

Прочитать рассказы Ушинского проще всего для маленьких детей. К их преимуществам можно отнести их небольшие размеры, благодаря которым ребёнок не будет быстро утомляться. Ко всему прочему характер изложения текста построен таким образом, что смысл может быть проще усвоен из-за напевности и плавности повествования. Когда вы начнёте читать сказки К. Д. Ушинского, то быстро поймёте как легко он и помогают воспитанию дошкольников и учащихся 1 и 2 классов.

Информационная справка:

Небольшие по объёму сказки Ушинского хороши для детей младших и средних групп детского сада. Подобраны произведения, написанные самим автором, а также русские сказки в обработке. Писатель не стремится развить сюжет сказки, он может быть очень маленьким, даже похожим на детскую песенку. Зато в каждой сказке крохотульке есть своё поучительное «зерно». Ушинский обязательно учит ребёнка добру, послушанию и любви к животным.

Почему Ушинский так пишет?

Константин Дмитриевич никогда не был профессиональным сказочником. Он всю жизнь работал педагогом, искал новые пути для образования в России. Старался привить на практике всё лучшее, о чём читал или видел за границей. Для этого он много ездил по Европе, читал архивные записи русских инспекторов по высшим учебным заведениям. Встречался с педагогами и учащимися в своей стране. В список изданных им произведений входили в основном научные труды по педагогике и первые учебники для школ. Для души мог писать рассказы о природе.

Сказки стали попыткой первого заочного общения с маленькими детьми, которое впоследствии могло перерасти в нечто большее. Ушинский хотел нащупать ту связь, которая подсказала бы воспитателю, как развивать в малышах лучшие человеческие качества с минимального возраста восприятия, используя игровую форму и даже пока неосознанно. Лучшим способом для этого должны были стать обучающие сказки. К сожалению, автору их удалось написать немного.

Прочтите малышам

Сказки малышки Ушинского можно читать для очень маленьких детей. Он написал простые тексты без длинного сюжета, за которым малышу следить сложно. Сначала вашего ребёнка привлечёт напевность изложения и знакомые слова, позднее он поймёт и содержание. Сослужит добрую службу и краткость, она поможет надёжно заложить в детской голове именно ту воспитательную идею, которую хотел оставить в ней автор.

Подробности Категория: Авторские и литературные сказки Опубликовано 09.11.2016 14:01 Просмотров: 2116

Константи́н Дми́триевич Уши́нский – русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России, «учитель русских учителей».

К.Д. Ушинский (1823-1870) родился в Туле в дворянской семье. Начальное образование получил дома.

Учился в Новгород-Северской гимназии (в этот небольшой уездный город в Черниговской губернии был назначен судьёй его отец).
В 1844 г. он окончил юридический факультет Московского университета и был назначен исполняющим обязанности профессора кафедры энциклопедии законоведения в Ярославском Демидовском юридическом лицее.
Уже в это время молодой учёный стал задумываться о том, какими методами лучше учить простой народ грамоте. Но его демократические взгляды не разделяло руководство лицея, и молодой педагог был уволен. Пришлось устроиться мелким чиновником в департамент иностранных исповеданий, а также подрабатывать переводами и обзорами печати в журналах.
В 1854 г. он получил место преподавателя русской словесности и географии в Гатчинском сиротском интернате. С этого момента началась его яркая преобразовательская деятельность в педагогике. Она, конечно, вызвала противодействие консерваторов, последовал политический донос. В 1862 г. Ушинский был направлен с семьёй в командировку в Швейцарию для изучения там системы школьного образования. Вернувшись в Россию в 1867 г., Ушинский начал создавать труды по педагогике: «Человек как предмет воспитания», «Опыт педагогической антропологии» и др. Главной задачей воспитания Ушинский считал формирование личности и подготовку человека к самостоятельной жизни. Он понимал, что учить надо так, чтобы у человека появилось желание самостоятельно приобретать новые знания. Ушинский большое значение придавал детскому чтению и работал над составлением книг для чтения: «Детский мир», «Родное слово» (учебник русского языка, выдержавший 157 изданий).

Сказки К.Д. Ушинского

Сказки и рассказы К. Ушинского дидактичны. Но по-другому и быть не могло – писал их педагог с целью воспитания детей. Большинство сказок написано для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Сказки невелики по размеру и имеют определённый источник – русский фольклор. Темы сказок разнообразны и поучительны. Некоторые из них имеют явно выраженный познавательный характер.
Сказки Ушинского написаны простым языком, близким к народному. Он часто вводит в сюжет сказок народные пословицы, поговорки, присказки.
А теперь обратимся к самим сказкам.

Сказка «Слепая лошадь»

Эта трогательная сказка о том, что человек всегда должен быть благодарным за добро, которое ему сделали и всегда быть в ответе за тех, кого приручил. О том, что нельзя нарушать данное слово, иначе можно стать предателем. О том, что добро должно побеждать зло.

У богатого купца Уседома была замечательная лошадь Догони-Ветер – так прозвали её за быстроту ног. «Не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра. Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади».
Однажды Уседом ехал вечером по лесу, и на него напали разбойники. Только быстрые ноги Догони-Ветра помогли купцу спастись от смерти. И тогда он пообещал всегда ухаживать за лошадью, что бы ни случилось.
Но в этот день ленивый работник не дал как следует остыть измученному животному и напоил раньше времени. Лошадь заболела, а потом ослепла. Хозяин сначала, как и обещал, ухаживал за ней и жалел её, но постепенно стал забывать о своей спасительнице и даже посчитал, что незачем тратить корм на ненужную лошадь, пусть сама добывает себе корм. И выгнал со двора.

Несчастное животное бродило по городу в поисках пищи и добралось до площади, «где собиралось вече, висел на четырех столбах большой вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты». «Слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, и, думая, быть может, вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать: колокол зазвонил так сильно, что народ, несмотря на то, что было еще рано, толпами стал сбегаться на площадь, желая знать, кто так громко требует его суда и защиты».
Неблагодарного купца обязали содержать лошадь по-прежнему и кормить её до самой её смерти. «Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память этого события на вечевой площади...»

Сказка «Ветер и Солнце»

Очень короткая сказка о том, как поспорили Ветер и Солнце, кто из них сильнее. Решили проверить свою силу на человеке – снять с него дорожный плащ. Ветер рвал и трепал, но ничего не смог сделать – человек только крепче сжимал руками одежду. А Солнце ласково пригрело, человек согрелся и сам снял плащ.
С помощью ласки и доброты можно добиться гораздо больше, чем силой и гневом.

Сказка «Два козлика»

Эта известная сказка – о двух козликах-упрямцах. Никто не хотел уступить при переходе по бревну через речку. В результате оба упали в неё. Мораль сказки ясна даже маленькому ребёнку: кто-то должен уступить первым, а упрямство – плохое качество.

Сказка «Два плуга» – о значении трудолюбия. От ничегонеделания даже железо ржавеет, а от работы становится ещё краше.

Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый, - отвечал тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Сказки Ушинского о животных («Лиса и козёл» , «Петух да собака» , «Плутишка кот» , «Лиса и гуси» , «Ворона и рак» и др.) повествуют о тех чертах характера, которые присущи и людям: хитрости, смекалке, безалаберности, предусмотрительности, доброте и т.д.

Интересны познавательные сказки Ушинского. Из них дети узнают о повадках животных, их предназначении, причём эти знания представлены очень лаконично и простым разговорным языком. В сказке «Не ладно скроен, да крепко сшит» два героя: зайчик и ёжик. Зайчик считает, что у ёжика очень некрасивое, колючее платье. Ёжик соглашается, но добавляет:

Но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?
Больше ничего не скажешь. А ребёнку ясно, для чего ёжику колючки.

Из сказки «Лиса Патрикеевна» ребёнок узнает почти всё об этом животном: как она выглядит («у кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек); как она движется («ходит лиса тихохонько, к земле пригинается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает»); какие норы она роет («роет норы, умница, глубокие; много ходов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы»). А в заключение получит общую характеристику лисы : «Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница-лиса – хитрая: любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика».

Так же легко и просто ребёнок узнаёт о предназначении собаки (сказки «Бишка» , «Храбрая собака» ), коровы (сказка «Коровка» ).

Сказки «Козел» и «Петушок с семьей» рассказывают детям о том, как должны распределяться обязанности в семье. На важность авторитета отца указывает последняя строчка сказки «Козёл»: «Погодите, ужо придет бородатый хозяин – всем вам порядок даст!». В сказке «Петушок с семьёй» петушок является миротворцем, он не любит ссор и тут же устанавливает в семье мир и порядок: «Петя-петушок беспорядков не любит – сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!».

Сказка «Жалобы зайки» учит детей доброте и снисходительности к тем, кто слабее и беззащитнее.

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...