Процедура остракизма в афинском государстве предусматривала. История и этнология

В современной психологии остракизм - это игнорирование или неприятие человека окружающими. В общем-то, такое определение уже достаточно полно отражает сущность явления. Сегодня остракизм - это достаточно широкое понятие, которое можно применить ко всему спектру социальных отношений. Везде, где есть взаимоотношения между людьми, существует в какой-либо мере и игнорирование или изгнание отдельных личностей. Таким образом, остракизм - это то, что превращает человека в общественного изгоя, маргинала. Вместе с тем это понятие имеет корни,

Которые совершенно четко прослеживаются.

Античный остракизм

Значения многих терминов пришли в современные европейские языки из древнегреческого. Античные полисы-государства дали современному миру множество политических идей и концепций. К этой области относится и изначальный остракизм. Это понятие на заре своего существования также относилось сугубо к и являлось инструментом сохранения демократического правления в полисах. Традиционно целый ряд городов-государств имел всенародную систему управления, когда самые важные вопросы в жизни города решались всенародным собранием его граждан (исключая женщин, чужеземцев и рабов) - эклессией. Тем же народным собранием избирались своеобразные временные органы правления. Эта процедура являлась превентивным инструментом для избегания узурпации власти со

стороны какого-либо гражданина или группы людей. Подвергнуть остракизму могли любого гражданина, популярность или политическое могущество которого начинало угрожать устройства полиса. Проводилась процедура в январе каждого года. Председатели из Совета пятисот (своего рода парламента) регулярно ставили на рассмотрение общественности вопрос о необходимости остракизма. Если решение одобрялось, то сама процедура проводилась весной этого же года. В определенный назначенный день каждый из имеющих право граждан приносил с собой черепок (отсюда и название), где было написано имя человека, который, по его мнению, является угрозой, и которого следует изгнать. Голосование было тайным. Каждый гражданин заходил в подготовленное огражденное от посторонних глаз пространство с черепком, зажатым в руке, и клал его в специальную коробку. По итогам

Дня проводился подсчет голосов. Тот, чье имя наиболее часто упоминалось в надписях, должен был в десятидневный срок уладить все свои дела в полисе и покинуть его. Изгнание продолжалось, как правило, десять лет, хотя срок мог быть изменен в зависимости от того, насколько сильной представлялась угроза со стороны этого человека. Считалось, что за этот период влиятельная особа растеряет свою популярность, и по возвращении уже не будет угрожать демократическим основам города. Вместе с тем изгнанники не лишались ни прав гражданства, ни земельного надела (который обязательно имел каждый член общины), ни собственности. Изгнание они, как правило, проводили в других полисах полуострова, будучи там негражданами - метеками. Вернувшись в родной город, они восстанавливались во всех правах и обратно получали собственность.

Остракизм (от греч. ostracon - черепок буквально «голосование че­репками», изгнание отдельных граждан по решению Народного собрания (обычно на 10 лет. Введенная Клисфеном мера, направленная против возмож­ности тирании в Афинах. Каждый обладавший правом голоса гражданин пи­сал на черепке имя того, кто опасен для народа. Остракизм имел место в VI V вв. до н. э. в Афинах, в Артосе. По Плутарху (Аристид, 1), «остракизм никогда не применялся к бедным, но лишь к людям знатным и могущественным, чья сила была ненавистна согражданам».

Аристотель. «Афинская полития»

Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) древнегреческий философ и уче­ный -энциклопедист.

22. В результате этих изменений государственный строй стал го­раздо более демократичным, чем солоновский. Это и понятно: законы Со­лона упразднила тирания, оставляя их без применения; между тем, изда­вая другие, новые законы, Клисфен имел в виду интересы народа. В их числе издан был и закон об остракизме.

Аристотель. Афинская полития.

М.- Л., 1936. - С. 51.

Плутарх. «Аристид»

Остракизм не был наказанием за какой-нибудь низкий поступок; бла­гопристойности ради он назывался «усмирением и обузданием гордыни и чрезмерного могущества», но, по сути дела, оказывался средством утишить ненависть, и средством довольно милосердным: чувство недоброжелательст­ва находило себе выход не в чем-либо непоправимом, но лишь в десятилет­нем изгнании того, кто это чувство вызвал...

Обыкновенно суд происходил так. Каждый, взяв черепок, писал на нем имя гражданина, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем нес к определенному месту на площади, обнесенному со всех сторон оградой. Сначала архонты подсчитывали, сколько всего набралось черепков: если их было меньше шести тысяч, остракизм признавали несостоявшимся. Затем все имена раскладывались порознь, и тот, чье имя повторялось наибольшее число раз, объявлялся изгнанным на десять лет без конфискации имущест­ва.

Рассказывают, что когда надписывали черепки, какой-то неграмот­ный, неотесанный крестьянин протянул Аристиду 1 - первому, кто попался ему навстречу, - черепок и попросил написать имя Аристида. Тот удивился и спросил, не обидел ли его каким-нибудь образом Аристид. «Нет, - отве­тил крестьянин, - я даже не знаю этого человека, но мне надоело слышать на каждом шагу «Справедливый» да «Справедливый»... Аристид ничего не ответил, написал свое имя и вернул черепок.

Плутарх. Указ. соч. - Т. 1.

Филохор2. Фрагмент № 30

Народ производил предварительное голосование перед восьмой пританией по вопросу, находит ли он нужным «подавать черепок». Если это признавалось нужным, рыночная площадь (агора) огораживалась досками, причем оставляли десять входов; через них входила каждая фила отдельно, а черепки подавали, поворачивая их надписью вниз. Наблюдали за этим де­вять архонтов и Совет. Затем черепки подсчитывали, и тот, против кого было подано больше всего голосов, и притом не менее шести тысяч, должен был удалиться из города на десять лет (впоследствии на пять). Перед этим он должен был в течение десяти дней дать другим и сам получить удовле­творение по своим личным делам; он сохранял право пользоваться дохо­дами, но не имел права приближаться к черте Гереста, мыса на Эвбее...

Из людей малоизвестных один только Гипербол был изгнан посред­ством остракизма за свою нечестность, а не потому, что его подозревали в стремлении к тирании. После него прекратился этот обычай, который вел свое начало от законодательства Клисфена, когда этот последний из­гнал тиранов и хотел также изгнать их друзей.

Хрестоматия по истории древнего мира/

под ред. В. Г. Боруховича. -

Саратов, 1973. - С. 127.

Словарь Ушакова

Остракизм

остраки зм , остракизма, муж. (греч. ostrakismos, от ostrakon - черепок). Изгнание, ссылка (книж. ритор. ). Подвергнуть кого-что-нибудь остракизму. (В древней Греции так называлось изгнание из пределов государства опасных для демократии граждан, путем голосования черепками, а также само это голосование.)

Античный мир. Словарь-справочник

Остракизм

(от греч. ostrakon - глиняный черепок)

изгнание граждан голосованием при помощи черепков; введено в Афинах при Клисфене (509 до н.э.) с целью защиты политических устоев демократии. Если против обвиненного в стремлении ниспровергнуть демократию во время голосования собиралось 6 тыс. черепков, он считался осужденным и должен был покинуть Аттику в течение 10 дней. Такое изгнание (преимущественно на 10 лет) не лишало прав гражданства и собственности. Как сообщает Плутарх, Фемистокла подвергли в Афинах о., «чтобы уничтожить его авторитет и выдающееся положение, так афиняне обыкновенно поступали со всеми, могущество которых они считали тягостным для себя и несовместимым с демократическим равенством» (Фемистокл. XXII).

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Остракизм

, а , м.

* Когда средь оргий жизни шумной Меня постигнул остракизм, Увидел я толпы безумной Презренный робкий эгоизм . // Пушкин. Стихотворения // *

◘ ПОДВЕРГНУТЬ ОСТРАКИЗМУ.

Политология. Словарь терминов

Остракизм

(от греч. ostrakismos - практикуемое государственной властью изгнание из страны (в крайнем случае - физическое уничтожение) выдающихся людей, подрывающих своей популярностью, талантом, богатством, влиянием и т.п. могущество существующего государственного строя. Остракизмом в более широком смысле называют микрополитическую практику изгнания популярных людей из разного рода коллективов, т.е. при выяснении властных вопросов внутри отдельных партий, общественных организаций, производственных коллективов и пр. Впервые остракизм был введён в Древних Афинах, где изгнание выдающихся общественных деятелей осуществлялось по решению народного собрания. При этом каждый участник собрания писал на глиняном черепке (ostraсоn - греч.) имя того, кто, по его мнению, опасен для народа. Теоретическое обоснование остракизма дал великий древнегреческий философ Аристотель. Исторически остракизм встречался во всех формах государственного правления, вплоть до современных авторитарных режимов (например, изгнание А.И. Солженицына из Советского Союза). Демократические правовые государства осуждают практику остракизма, как противоречащую правам человека.

Поцелуев С.П.

Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

Остракизм

Энциклопедический словарь

Остракизм

(греч. ostrakismos, от ostrakon - черепок), в 6-5 вв. до н. э. в Др. Афинах, а также в Аргосе, Сиракузах и других городах изгнание отдельных граждан по решению народного собрания (обычно на 10 лет). Каждый обладавший правом голоса гражданин писал на черепке имя того, кто опасен для народа. В переносном смысле - изгнание, гонение.

Словарь Ожегова

ОСТРАКИ ЗМ, а, м. (книжн.). Изгнание, гонение. Подвергнуть когон. остракизму.

Словарь Ефремовой

Остракизм

м.
(а также устар. острацизм)
Изгнание, ссылка; гонение, отвержение.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Остракизм

(όστρακισμός, όστρακοφορία) - был введен в Афинах Клисфеном (см.) как мера против сторонников низвергнутой тирании, которых в городе оставалось еще много, а главным образом против Пизистратида Гиппарха, сына Харма, который в 496 г. был выбран в архонты, а в 488 г. был первой жертвой Клисфенова нововведения. Значение этой меры заключалось в том, что граждане, выдававшиеся над прочими и тем самым угрожавшие принципу равенства, изгонялись на время из государства, причем изгнание это продолжалось столько времени, сколько считалось нужным в видах угрожавшей опасности (обыкновенно - 10 лет). Подобные меры применялись также в Аргосе, Мегаре, Сиракузах, Милете и Ефесе. Процесс этого народного суда состоял в следующем. Ежегодно во время главного народного собрания опрашивали народ, желает ли он кого-нибудь осудить О., причем выступали ораторы и говорили за и против. Если народ решал прибегнуть к О., то назначался для этого день. Всякий обладавший правом подачи голоса гражданин писал на черепке (όστρακον) имя того гражданина, который, по его убеждению, опасен для народа. Черепки складывались в урны и потом разбирались членами совета и архонтами. Если какой-нибудь гражданин осуждался по крайней мере 6000 голосов, то он должен был не позже 10 дней оставить город. Иногда цель О. не достигалась. Так, Никий и Алкивиад были предположены к изгнанию; тогда они заставили своих приверженцев написать на черепках имя демагога Гипербола, Клеонова преемника, и достигли того, что вместо них изгнан был Гипербол, ничем не заслуживший подобной чести. С этих пор институт О. существовал лишь формально, а на деле применялись другие меры, напр. привлечение к суду, штрафы, конфискация имущества и даже смертная казнь. Изгнанные О. не лишались прав гражданства и собственности; по истечении срока изгнания они вновь вступали в обладание своим имуществом, которое, за время их отсутствия, должно было оставаться неприкосновенным. Бывали случаи (напр. перед нашествием Ксеркса), когда изгнанному О. позволялось на время вернуться на родину; для этого требовалось народное постановление, принятое по крайней мере 6000 голосов. Случаев применения О. было немного; к числу изгнанных О. принадлежали: Мегакл (487), Ксантипп (468), Андротион, Аристид, Каллий, Дамон (учитель Перикла), Менон. В Сиракузах вместо черепков употребляли оливковые листья - πεταλα, почему и самое изгнание называлось πεταλισμός. Ср. Gilbert, "The Constitutional antiquities of Sparta and Athens" (Л„ 1895); Schoema nn, "Griechische Altertü mer" (Б., 1894); L ügebil, "Ueber das Wesen und die historische Bedeutung des Ostracismus in Athen" ("Jahrbü cher f. class. Philol.", Suppl., IV, стр. 135, 1860); Valeton, "De Ostracisme" (журнал "Mnemosyne", т. XV, 1887); Латышев, "Очерк греческих древностей" (ч. I, 1897).

Остракизм м. см. острацизм 1. Изгнание нелояльных или потенциально опасных граждан, решавшееся тайным голосованием черепками, на которых писались имена изгоняемых (в Древней Греции). 2. перен. Изгнание, гонение, преследование. 3. перен. Изоляция, бойкот. Толковый словарь Ефремовой

  • Остракизм - (όστρακισμός, όστρακοφορία) - был введен в Афинах Клисфеном (см.) как мера против сторонников низвергнутой тирании, которых в городе оставалось еще много, а главным образом против Пизистратида Гиппарха, сына Харма, который в 496... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • остракизм - -а, м. 1. В древней Греции: изгнание опасных для государства граждан, решавшееся путем тайного голосования черепками, на которых писалось имя подлежащего изгнанию. 2. книжн. Изгнание, гонение. Малый академический словарь
  • остракизм - Остракизма, м. [греч. ostrakismos, от ostrakon – черепок]. Изгнание, ссылка (книжн. ритор.). Подвергнуть кого-что-н. остракизму. [В древней Греции так называлось изгнание из пределов государства опасных для демократии граждан, путем голосования черепками, а также само это голосование.] Большой словарь иностранных слов
  • Остракизм - (греч. ostrakismós, от óstrakon - черепок) в Древних Афинах изгнание из города отдельных лиц по постановлению народного собрания. О. был введён Клисфеном в конце 6 в. до н. э. как мера против восстановления тирании (См. Большая советская энциклопедия
  • ОСТРАКИЗМ - (ostrakismos) - в Др. Афинах изгнание отд. лиц из города по постановлению нар. собрания. О. был введен Клисфеном в кон. 6 в. до н. э. как мера против восстановления тирании (впервые применен в 487-485 до н. э.), позднее... Советская историческая энциклопедия
  • ОСТРАКИЗМ - ОСТРАКИЗМ (греч. ostrakismos, от ostrakon - черепок) - в 6-5 вв. до н. э. в Др. Афинах, а также в Аргосе, Сиракузах и других городах изгнание отдельных граждан по решению народного собрания (обычно на 10 лет). Большой энциклопедический словарь
  • остракизм - ОСТРАКИЗМ -а; м. [греч. ostrakismos] 1. Книжн. Изгнание, гонение; отвержение. Подвергнуть кого-л. остракизму. Предать остракизму что-л. Толковый словарь Кузнецова
  • остракизм - Это слово, означающее "изгнание опасных для общества граждан", было заимствовано из французского, где ostracisme через латинское посредство восходит к греческому ostrakismos, образованному от ostrakos – "черепок". Этимологический словарь Крылова
  • остракизм - сущ., кол-во синонимов: 9 гонение 7 изгнание 25 острацизм 1 отвержение 6 охота за ведьмами 5 охота на ведьм 5 преследование 22 ссылка 20 травля 17 Словарь синонимов русского языка
  • остракизм - орф. остракизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  • ОСТРАКИЗМ - ОСТРАКИЗМ (от греч. ostrakismos - суд черепков) - англ. ostracism; нем. Ostrakismus. 1. В Древней Греции - изгнание граждан, опасных для государства, решавшееся путем тайного голосования на глиняных черепках. 2. Изгнание, гонение, отвержение. Социологический словарь
  • В целях профилактики

    Несмотря на то, что в современном мире термин «остракизм» часто используют, когда речь идет о гонении, травле, общественном неприятии, неправильно считать остракизм наказанием, расплатой за какие бы то ни было грехи и преступления. Эта мера являлась профилактической, причем в каком-то смысле остракизм можно было расценивать как высшую степень общественного признания и народной любви. Изгоняли ведь зачастую чрезмерно успешных, популярных и красноречивых.

    Клисфен. Современный бюст

    Аристотель писал, что появлением остракизма афиняне были обязаны реформатору Клисфену. Соответственно, возникновение этого обычая принято датировать ориентировочно 508 годом до нашей эры — незадолго до этого была свергнута тирания Писистратидов, и полис нуждался в некоем механизме, который не допустит появления новых тиранов. Однако первый изгнанник появился только спустя два десятилетия. Им в 487 году стал Гиппарх.

    Суд черепков

    Привычных нам бюллетеней у древних афинян, конечно же, не было. Изъявлять волю в устной форме не имело смысла — в условиях большого города-государства можно было и запутаться. Поэтому жители полиса решили проблему гениально: они писали имена граждан, достойных изгнания, на глиняных черепках. Называли их «остраконами» или «остраками» — так, собственно, и появился сам термин «остракизм».

    В день X граждане приходили с заранее подготовленными черепками и складывали их в огороженном пространстве — прототип современной кабины для голосования — надписью вниз. Именно так максимально соблюдался принцип анонимности. Затем велся подсчет черепков. Голосование считалось недействительным, если в нем приняли участие менее шести тысяч человек.


    Остраконы, обнаруженные при раскопках

    Интересно, что иногда на остраконах встречались не только имена, но и небольшие комментарии к ним. Стандартным считалось указание имени отца — «Перикл, сын Ксантиппа». Однако иногда могло быть упомянуто и имя брата. Например, исследователи считают, что надпись «Аристид, брат Датиса» имела политическую подоплеку. Дело в том, что Датис был персидским полководцем, принимавшем участие в Марафанской битве. Таким способом афинянин намекал, на чьей стороне находится Аристид.

    Прочь из полиса!

    Изгнание обычно не было пожизненным: по прошествии десяти лет — чаще всего срок был именно таким — подвергнутый остракизму гражданин имел полное право вернуться обратно. Иногда изгнанников даже «миловали» досрочно — часто это было связано с тем, что полису угрожала опасность, с которой сложно было разобраться без опытного полководца и политического лидера. Также примечательно, что изгнанные по-прежнему оставались гражданами полиса, а их имущество не только не конфисковалось, но и считалось неприкосновенным.


    Фемистокл

    Одним из самых известных афинских политических лидеров, подвергнутых остракизму, был Фемистокл. По словам Плутарха, одной из причин его изгнания стало то, что Фемистокл слишком часто обращал внимания сограждан на свои заслуги, без устали напоминал афинянам, что ему они обязаны спасением от персов. Жителям полиса это надоело, и они решили отправить Фемистокла куда-нибудь подальше. Лет на десять. Конечно же, это могло стать лишь одним из мотивов. Все было не так просто: к изгнанию Фемистокла приложили руку и его политические оппоненты, которые могли умело управлять механизмом остракизма в своих целях.

    Последние материалы раздела:

    Интересные факты о физике
    Интересные факты о физике

    Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

    Дмитрий конюхов путешественник биография
    Дмитрий конюхов путешественник биография

    Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

    Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
    Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

    Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...