Предпосылки буржуазных реформ XIX в. Буржуазные реформы во второй половине xix века

Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя экономическое и социально-политическое развитие. Крепостничество мешало индустриальной модернизации страны. Необходимость ликвидации крепостного права обуславливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. Народное движение не могло не влиять на позицию правительства.

Отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. Эти предпосылки также обуславливали проведение других немаловажных буржуазных реформ: в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле.

Отмена крепостного права и ее значение 19 февраля 1861 г. Александр II подписал все законоположения о реформе и манифест об отмене крепостного права. С момента публикации законов 19 февраля 1861 г. помещичьи крестьяне перестали считаться собственностью. Правительство объявило бывших крепостных «свободными сельскими обывателями», присвоило им гражданские права -- свободу вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на свое имя и пр.

Вся земля в имении признавалась собственностью помещика, в том числе и та, которая находилась в пользовании крестьян. За пользование своими наделами лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Закон признавал такое состояние временным. Поэтому лично свободные крестьяне, несущие повинности в пользу помещика, назывались «временнообязанными». Размеры крестьянского надела и повинностей по каждому имению следовало раз и навсегда определить по соглашению крестьян с помещиком и зафиксировать в уставной грамоте. Введение этих грамот было основным занятием мировых посредников. В законе была проведена грань между нечерноземными и черноземными губерниями. B нечерноземных в пользовании крестьян оставалось почти столько же земли, как и прежде. В черноземных же был введен сильно уменьшенный душевой надел (надел на каждого крестьянина). Рано» или поздно, полагало правительство, «временнообязанные» отношения закончатся, и крестьяне с помещиками заключат выкупную сделку -- по каждому имению. По закону крестьяне должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около пятой части обусловленной суммы. Остальную часть уплачивало государство. Но крестьяне должны были возвращать ему эту сумму (с процентами) ежегодными платежами в течение 49 лет. Опасаясь, что крестьяне не захотят платить большие деньги за плохие наделы и разбегутся, правительство ввело ряд жестких ограничений. Пока производились выкупные платежи, крестьянин не мог отказаться от надела и уехать навсегда из своей деревни без согласия сельского схода. А сход неохотно давал такое согласие, потому что ежегодные платежи спускались на все общество, невзирая на отсутствующих, больных и немощных. За них приходилось платить всему обществу. Крестьяне были связаны круговой порукой и прикреплены к своему наделу.

Реформа получилась не такой, какой мечтали ее видеть Кавелин, Герцен и Чернышевский. Построенная на компромиссах, она учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян, и обладала очень коротким «ресурсом времени» -- не то что на «пятьсот лет», а, пожалуй, не более чем на двадцать. И все же крестьянская реформа 1861 г. имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Страна уверенно вступила на путь капиталистического развития.

Университетская и школьная реформы Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. был утверждён новый «Устав гимназии» и «Положение о народных училищах, регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение, главным образом это были дети дворян и буржуазии. Важное значение имело издание нового и общего устава российских университетов в 1863 г. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию. Новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливались самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука. Согласно утвержденному в 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).

Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов.

Судебная реформа. Одновременно с земской реформой, в 1864 г., по настоянию общественности, правительство провело судебную реформу. Россия получила новый суд: бессословный, гласный, состязательный, независимый от администрации. Судебные заседания стали открытыми для публики.

Центральным звеном нового судебного устройства был; окружной суд с присяжными заседателями. Обвинение в суде поддерживал прокурор. Ему возражал защитник. Присяжные заседатели, 12 человек, назначались по жребию из представителей всех сословий. Выслушав судебные прения, присяжные выносили вердикт. На основании вердикта суд выносил приговор, т. е. определял меру наказания или прекращал дело. Такое судебное устройство обеспечивало наибольшие гарантии от судебных ошибок. Только специальные судебные органы (военные суды, Особое присутствие Сената) могли приговорить к смертной казни.

Разбором мелких уголовных и гражданских дел занимался мировой суд, состоявший из одного человека. Мировой судья избирался земскими собраниями или городскими думами на три года. Правительство не могло своей властью отстранить его от должности (как и судей окружного суда). Принцип несменяемости судей обеспечивает независимость суда от администрации и является одним из основных начал правильного судебного устройства.

Судебная реформа была одним из наиболее последовательных и радикальных преобразований 60-70-х гг. Однако судебная реформа 1864 г. осталась незавершенной. Не был реформирован Сенат -- высшая судебная инстанция. Для разбора мелких уголовных дел и конфликтов в крестьянской среде был сохранен сословный волостной суд. Волостной суд, а также мировой посредник имели право присуждать к телесным наказаниям. Они существовали в России до 1904 г.

Земская и городская реформы. 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Оно учреждалось для руководства хозяйственными делам: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сборустатистических сведений.

Распорядительными органами земства были губернские уездные земские собрания, а исполнительными -- уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.

Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных (депутатов) уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда. Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либеральными помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой.

Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.

По закону земства были чисто хозяйственными организациями. Но вскоре они стали играть важную политическую роль. В те годы на земскую службу обычно шли самые просвещенные и гуманные помещики. Они становились гласными земских собраний, членами и председателями управ. Они стояли у истоков земского либерального движения.

На аналогичных основаниях в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства, а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным съездам. Люди, не платившие налогов, не участвовали в выборах. Городской голова и управа избирались думой. Городской голова возглавлял и думу, и управу, координируя их деятельность. Городские думы проводили большую работу по благоустройству и развитию городов, но и общественном движении были не столь заметны, как земства.

Военные реформы. В конце 1861 г. военным министром был назначен генерал Дмитрий Алексеевич Милютин. Учитывая уроки Крымской войны, министр провел ряд важных реформ. Они имели целью создание крупных обученных резервов при ограниченной армии мирного времени. На завершающем этапе этих реформ следовало перейти от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности.

В 1874 г. был принят закон, отменивший рекрутчину и распространивший обязанность служить в армии на мужчин всех сословий, достигших 20 лет и годных по состоянию здоровья. В пехоте срок службы был установлен в 6 лет, на флоте -- в 7 лет. Для окончивших высшие учебные заведения срок службы сокращался до шести месяцев. Эти льготы стали дополнительным стимулом для распространения образованности. Военная реформа 1874 г. ускорила ломку сословного строя. Отмена рекрутчины, наряду с отменой крепостного права, значительно увеличила популярность Александра II среди крестьянства.

Реформы 60--70-х гг.-- крупное явление в истории России. Устранив ряд отживших явлений, создав новые, современные органы самоуправления и суда, они способствовали росту производительных сил страны, ее обороноспособности, развитию гражданского самосознания среди населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни. Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Но это были только первые шаги. В местном управлении были сильны пережитки крепостничества, оставались нетронутыми многие дворянские привилегии. Реформы 60--70-х гг. не коснулись верхних этажей власти.

В современной исторической литературе можно выявить три точки зрения на причины буржуазных реформ 60 – 70 гг.

1. Первая точка зрения марксистской исторической науки:

Ленин заявил, что причиной отмены крепостного права и последовавших за ним реформ является кризис российского общества основанного на крепостном труде и сложившаяся в результате этого кризиса революционная ситуация.

Ленин вывел даже теорию революционной ситуации, согласно которой: - верхи не могут управлять по старому, в низы не могут жить по старому

Обнищание выше обычного широких слоев народных масс

Повышение в силу указанных причин революционной активности народных масс

2. Вторая точка зрения оказалась после крепостного права в своеобразной международной изоляции . Другие страны хотели, но не могли иметь дело со страной, где большинство населения находились на положении рабов. Наполеон в письме Александру писал о необходимости отмены крепостного права, хотя бы для повышения международного имиджа России.

3. Неэффективность крепостнического труда. И как следствие разорение помещиков – социальной основы российского самодержавия.

Выступая в Московском дворянском собрании при вступлении на престол Александр сказал об отмене крепостного права: «Лучше, чтобы это произошло сверху - нежели это произойдет снизу».

Принимались к рассмотрению проекты удовлетворяющие условиям:

1. в результате реформы помещики не должны были материально пострадать

2. крестьяне должны были сразу же почувствовать преимущество этих преобразований, прежде всего, материально,

3. в результате проведения не должно было произойти никаких политических выступлений

Возможности крепостного хозяйства как экономической системы уже на исходе первой четверти XIX в. были исчерпаны, и оно вступило в полосу глубокого кризиса. Новые, капиталистические по характеру явления в экономике вступили в конфликт с крепостничеством, которое стало серьезным тормозом для развития промышленности и торговли, крестьянского предпринимательства. Помещичье хозяйство, базировавшееся на подневольном крепостном труде, всё более приходило в упадок. Кризис в первую очередь поразил барщинные имения, выразившийся в прогрессирующем падении производительности барщинного труда. Крестьянин всё более тяготился барской работой, стараясь как можно меньше тратить на нее свои силы. Показателем упадка помещичьих хозяйств был и рост задолженности помещиков кредитным учреждениям и частным лицам.

Другой важной причиной, заставившей помещиков пойти на отмену крепостного права, был социальный фактор – нарастание крестьянских бунтов. В 1851-1860 гг. их происходило до 100 ежегодно. Крестьянский протест уже не ограничивался локальными, разрозненными бунтами и выливался в массовые движения, которые охватывали одновременно сотни тысяч крестьян десятков губерний.

Необходимо было такое крупное потрясение, как Крымская война 1853-1856 гг., чтобы царское правительство вплотную приступило к подготовке отмены крепостного права. Поражение в войне открыло глаза правящему классу на главную причину экономической и военно-технической отсталости страны – крепостное право – и на социальную опасность его дальнейшего сохранения.

Крепостная Россия не выдержала военного соперничества с коалицией более экономически развитых и технически лучше оснащенных европейских стран. Крепостное хозяйство и особенно государственные финансы оказались в состоянии глубокого кризиса: громадные расходы на войну серьезно подорвали финансовую систему государства; частые рекрутские наборы в годы войны, реквизиции скота и фуража, рост денежных и натуральных повинностей, связанных с войной, разоряли население, наносили серьезный ущерб и помещичьему хозяйству 2 .

Таким образом, перед российским самодержавием встали неотложные задачи: выйти из тяжелого финансового кризиса, разрешить острые социальные проблемы и при этом сохранить положение России в ранге великих держав. Разрешение этих задач упиралось в необходимость отмены крепостного права и проведения ряда других социальных и экономических реформ. Главной в череде этих реформ стала крестьянская реформа 1861 г.– отмена крепостного права.

19 января 1861г. в шестилетнюю годовщину воцарения Александра на престол был издан манифест об отмене крепостного права и положения об условиях освобождения крестьян. Крестьянские права по условию:

1. Крестьяне объявлялись свободными от помещиков, они становились юридическими лицами, т.е. могли от своего имени свершать сделки, владеть движимым и недвижимым имуществом, открывать торговые заведения,

переходить в др. гр. Состояния, т.е. мещан и купцов.

Земельный вопрос:

Земля переходила в руки крестьян с правом постоянного пользования, помещик уже не мог ее отнять. В перспективе предполагалось, что из разряда пользователей крестьяне перейдут в разряд собственников земли. Право собственности было признано за помещиком, следовательно, крестьяне должны были выкупать свою землю. За два года должны были быть составлены в каждом регионе уставные грамоты, которые на местах определяли конкретные условия освобождения крестьян; до перехода на выкуп крестьяне переводились в разряд временно обязанных, чтобы уплатить выкуп за землю государство предоставляло крестьянам сумму в 80% от стоимости налога в виде ссуды. Остальные 20% крестьянам платил помещик сам. Ссуду крестьянин должен был вернуть с учетом 6% годовых в течение 49 лет. Размер выкупа определялся не из расчета рыночной стоимости земли, а из расчета доходности крестьянского оброка, т.е. полученная помещиком сумма выкупа положенного в банк в расчете на прибыль из 6% годовых должна бала давать тот же доход, какой давал ему ранее оброк с крестьян. Т.о. государство страховало помещиков от возможных финансовых потерь. До выплаты 20% крестьяне были в положении временной обязанности и должны были нести определенные повинности в пользу помещиков, но теперь эти повинности были фиксированные и произвольно изменить их помещик уже не мог. Повинности были: оброк и барщина, но основным был оброк. Если крестьянин отрабатывал барщину, то он имел право без соглашения помещика через 2 года перейти на оброк. Если крестьянин отрабатывал оброк, то без его согласия его нельзя было перевести на барщину, причем барщина ограничивалась 40 мужскими и 30 женскими рабочими днями в году.

Отрицательным при проведении реформы была малая идеологическая подготовка, при ее проведении: безграмотному российскому крестьянству не удосужились объяснить ее суть. Вспыхнули крестьянские восстания.

Оценка реформ:

1. радикальный революционный лагерь крайне критически отнесся к этой реформе, посчитав, что крестьян обманули.

2. Либералы встретили реформу восторженно, надеясь, что она будет способствовать буржуазному развитию России, а также образованности российского крестьянства, но реформа сохранила два существующих препятствия развития капитализма в сельском хозяйстве:

Помещичье землевладение.

Общинное землевладение, что тормозило процесс социальных реформ крестьянства.

Реформа, бесспорно, дала толчок к развитию капитализма, т.к. резко расширила рынок сбыта и цивилизованности, т.к. миллионы людей из рабов превратились в граждан, но реформа 1861г. должна была стать началом преобразования российского общества. В результате ее проведения принципиально изменилась социальная структура Российского общества, которая начала свое движение в сторону гражданского общества, (т.е. когда у людей есть права). Поэтому необходимо было проводить и остальные реформы.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась проведением буржуазных реформ в сфере правового положения крестьян, структуры органов управления земствами и городами, судебной и полицейской систем.

Виды предпосылок буржуазных реформ 60-70-х гг.

1) социально-экономические;

2) политические;

3) идеологические.

Социально-экономические предпосылки: к середине XIX в. стал очевиден упадок феодального уклада производства, на промышленную арену все более открыто выступали буржуазные черты производства, появлялись и широко распространялись капиталистические формы хозяйствования, приходя на смену старым феодальным порядкам производства. Уже к 20-м гг. XIX в. все больше и больше применялись вольнонаемные рабочие, а к 1960-м гг. их число превысило 50 % рабочей силы на фабриках, вотчинная и посессионная мануфактуры прекращали свое существование, уступая место новым буржуазным отношениям. Промышленный переворот 30-40-х гг. XIX в. остро поставил проблему нехватки кадров, так как большинство населения находилось в крепостной зависимости и не имело возможности отлучиться от своих помещиков. Одновременно мельчало дворянское землевладение, земля начала стремительно переходить в руки других сословий, на этом фоне распространялась практика отходничества крестьян. В среде дворянства также появлялись сторонники буржуазных реформ, так как все меньше доходов поступало с земель, основными источниками существования дворянства становились предпринимательство и служба государю, а поместья скорее, наоборот, требовали значительных материальных затрат.

Политические предпосылки: основной предпосылкой реформ 60-70-х гг.

XIX в. явилась предреволюционная ситуация, сложившаяся в те годы в России. Политическая обстановка 50-х гг. XIX в. была такова, что постоянно возрастала классовая борьба, разгоравшаяся на фоне противоречий между дворянством и крестьянами. Эта борьба резко обострилась после поражения в Крымской войне 1853–1855 гг., когда уже после застигшего волнения декабристского выступления вновь значительно оживилась деятельность общественно-политических кружков. Феодальные порядки полностью изживали себя, требовалось принятие скорейших мер по установлению некоторых гарантий гражданам, чтобы удержать в силе хотя бы саму абсолютную монархию. Перестройки требовал весь государственный аппарат, полицейские и судебные органы, так как везде царили взяточничество и беззаконие, резко возрастала преступность в стране.

На фоне такой неблагоприятной обстановки в России немаловажным фактором, послужившим предпосылкой для проведения реформ второй половины XIX в., явились собственно либеральные взгляды правившего в те годы Александра II.

Идеологические предпосылки: важнейшим идеологическим толчком к установлению буржуазных порядков во всем мире, в том числе и в России, послужили идеи Великой французской революции: свобода, равенство, братство, законность.

В России же непосредственно в тот момент сформировались 3 главных идейно-политических силы:

1) официально-правительственный;

2) либеральный;

3) революционный.

Все они одновременно считали необходимым проведение буржуазных реформ, хотя и расходились во мнениях о способе их проведения.

Еще по теме 48. Предпосылки буржуазных реформ XIX в:

  1. 2. Какие были предпосылки, этапы, итоги буржуазной революции в Англии?
  2. 4.6.4. Реформы 60-70-х годов XIX в. в России, их социально-экономические и политические результаты

Вторая половина XIX в. ознаменовалась проведением буржуазных реформ в сфере правового положения крестьян, структуры органов управления земствами и городами, судебной и полицейской систем.

Виды предпосылок буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. :

1) социально-экономические;

2) политические;

3) идеологические.

Социально-экономические предпосылки : к середине XIX в. стал очевиден упадок феодального уклада производства, на промышленную арену все более открыто выступали буржуазные черты производства, появлялись и широко распространялись капиталистические формы хозяйствования, приходя на смену старым феодальным порядкам производства. Уже к 20-м гг. XIX в. все больше и больше применялись вольнонаемные рабочие, а к 1960-м гг. их число превысило 50 % рабочей силы на фабриках, вотчинная и посессионная мануфактуры прекращали свое существование, уступая место новым буржуазным отношениям. Промышленный переворот 30-40-х гг. XIX в. остро поставил проблему нехватки кадров, так как большинство населения находилось в крепостной зависимости и не имело возможности отлучиться от своих помещиков. Одновременно мельчало дворянское землевладение, земля начала стремительно переходить в руки других сословий, на этом фоне распространялась практика отходничества крестьян. В среде дворянства также появлялись сторонники буржуазных реформ, так как все меньше доходов поступало с земель, основными источниками существования дворянства становились предпринимательство и служба государю, а поместья скорее, наоборот, требовали значительных материальных затрат.

Политические предпосылки : основной предпосылкой реформ 60-70-х гг. XIX в. явилась предреволюционная ситуация, сложившаяся в те годы в России. Политическая обстановка 50-х гг. XIX в. была такова, что постоянно возрастала классовая борьба, разгоравшаяся на фоне противоречий между дворянством и крестьянами. Эта борьба резко обострилась после поражения в Крымской войне 1853–1855 гг., когда уже после застигшего волнения декабристского выступления вновь значительно оживилась деятельность общественно-политических кружков. Феодальные порядки полностью изживали себя, требовалось принятие скорейших мер по установлению некоторых гарантий гражданам, чтобы удержать в силе хотя бы саму абсолютную монархию. Перестройки требовал весь государственный аппарат, полицейские и судебные органы, так как везде царили взяточничество и беззаконие, резко возрастала преступность в стране.

На фоне такой неблагоприятной обстановки в России немаловажным фактором, послужившим предпосылкой для проведения реформ второй половины XIX в., явились собственно либеральные взгляды правившего в те годы Александра II .

Идеологические предпосылки : важнейшим идеологическим толчком к установлению буржуазных порядков во всем мире, в том числе и в России, послужили идеи Великой французской революции : свобода, равенство, братство, законность.

В России же непосредственно в тот момент сформировались 3 главных идейно-политических силы :

1) официально-правительственный;

2) либеральный;

3) революционный.

Все они одновременно считали необходимым проведение буржуазных реформ, хотя и расходились во мнениях о способе их проведения.

Шел процесс разложения феодально-крепостнического строя и развития буржуазных отношений, который усилился в первой половине XIX в. и привел к кризису феодализма. Во всех основных отраслях экономики постепенно формировался капиталистический уклад.

Сельское хозяйство все больше связывалось с рынком, производило часть продуктов специально для продажи. Широкое распространение стали получать денежные оброки, что подрывало натуральные основы и барского, и крестьянского хозяйства. Капиталистические отношения проникали и в крестьянское хозяйство, усиливая процесс социального расслоения крестьянства. Большая часть крестьян беднела, разбогатевшие крестьяне вели торговлю, заводили промыслы, вкладывали свои капиталы в промышленность.

Вторая половина XIX в. характеризуется буржуазными реформами в сфере правового положения крестьян, структуры органов управления земствами и городами, судебной и полицейской систем. Этому послужили различные социально-экономические, политические и идеологических предпосылки.

Социально-экономические предпосылки: к 1820-е гг. стал активно применяться труд вольнонаемных рабочих, к 1860-м гг. их число уже превысило 50% от числа всей рабочей силы на фабриках. Вотчинная и посессионная мануфактуры уступили место новым буржуазным отношениям. Промышленный прорыв 1830-1840-х гг. обнажил проблему нехватки рабочих кадров, так как большинство населения находилось в крепостной зависимости. Земля начала стремительно переходить от дворянства другим сословиям, распространялась практика отходничества крестьян. Основными источниками существования дворянства становились предпринимательство и служба государю, а поместья, скорее, наоборот, требовали новых капиталовложений. Поэтому в среде дворянства также появлялись сторонники буржуазных реформ.

Росло мелкотоварное производство: кустарная и мелкая городская промышленность, крестьянские промыслы.

Важным явлением в развитии капиталистических отношений было перерастание мануфактуры в капиталистическую фабрику.

Политические предпосылки: в 1850-х гг. постоянно возрастала классовая борьба Между дворянством и крестьянами, обострившаяся после Поражения в Крымской войне 1853-1855 гг. Усиление эксплуатации крестьян, произвол помещиков и администрации вызывали крестьянские волнения. Участились выступления рабочих на мануфактурах, особенно на заводах Урала.

Чтобы удержать абсолютную монархию, требовалось принятие скорейших мер по установлению некоторых гарантий гражданам государства. Перестройки требовал весь государственный аппарат, полицейские и судебные органы. Немаловажным фактором, послужившим предпосылкой для проведения реформ второй половины XIX в., явились либеральные взгляды Александра II.

Идеологические предпосылки: толчком к установлению буржуазных порядков в России послужили идеи Великой французской революции: свобода, равенство, братство, законность.

В России сформировались три главные идейно-политические силы, считавшие необходимостью проведение буржуазных реформ: официально-правительственная, либеральная и революционная. 1861 г. ознаменовался крестьянской реформой, в результате которой были отменены крепостное право и монополия дворян на населенные земли.

Подготовка крестьянской реформы заняла довольно много времени. В 1857 г. по указанию императора образован Секретный комитет (позднее Главный комитет по устройству сельского населения). Проекты реформы рассматривались и в дворянских губернских комитетах. Разработанные проекты рассматривались редакционными комиссиями, закончившими работу в 1860 г. и передавшими материалы в Главный комитет по крестьянскому делу.

Крестьяне получили ряд следующих прав и свобод:

0 личную свободу;

0 ограниченную свободу передвижения (а именно оставалась зависимость от крестьянских общин);

0 право на общее образование за исключением особо привилегированных учебных заведений;

0 право заниматься государственной службой;

0 право заниматься торговлей и прочей предпринимательской деятельностью;

0 прав крестьян вступать в гильдии;

0 право обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий.

Крестьяне находились на положении временно обязанных у помещиков до выкупа себе надела земли. При этом объем работ или оброк оговаривались законом в зависимости от размера надела; земля не переходила безвозмездно крестьянам, которые не имели достаточных средств, чтобы выкупить себе наделы земли, из-за чего процесс полного освобождения крестьянства затянулся до революции 1917 г. Если крестьянин не мог выкупить весь надел, то он выплачивал лишь часть надела, а остальную - государство.

Порядок выкупа земельного надела крестьянами был следующим: крестьянам полагалась только их оседлая доля от помещичьей земли, за которую они должны были выплатить 25% выкупной суммы наличными. Денежные средства поступали собственнику земли из казны, однако эту сумму с процентами крестьяне должны были возместить государству в течение 49 лет.

Крестьяне должны были учреждать сельские общества. Поселки, принадлежавшие одному или нескольким владельцам, объединялись в волости (приходы).

Формировалось самоуправление крестьян. Во главе волости стояли волостной староста и волостной сход, составленный из домохозяев волости, которые имели хозяйственно-административное значение.

В зависимости от вида земельного надела (нечерноземной, черноземной или степной полосы) крестьянам устанавливались разные размеры подушного надела.

В местности устанавливался максимальный размер земельного надела, выделяемого крестьянам. Он определял конкретный размер выкупаемого надела, который не мог быть меньше "/3 максимального размера. Собственники земли могли безвозмездно предоставить земельный надел меньшего размера (нищенский надел).

Высшая норма крестьянского надела составляла семь десятин, а низшая - три.

Главным итогом крестьянской реформы явилось уравнение крестьян в естественных правах с другими слоями общества, а главное - в праве на личную свободу.

Недостатки крестьянской реформы: сохранение крупного помещичьего землевладения; маленький размер крестьянских наделов; учреждение общин и установление круговой поруки. 50.

Последние материалы раздела:

Страна с трагической судьбой
Страна с трагической судьбой

Апофеозом гражданской войны в Анголе и Войны за независимость Намибии стала оборона ангольскими правительственными войсками, кубинскими...

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...