Поступление в лицей иннополис. Чем, кроме учебы, занимаются в Лицее дети? Сколько детей из Казани и сколько приезжих

История освоения космоса: первые шаги, великие космонавты, запуск первого искусственного спутника. Космонавтика сегодня и завтра.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

История освоения космоса - самый яркий пример торжества человеческого разума над непокорной материей в кратчайший срок. С того момента, как созданный руками человека объект впервые преодолел земное притяжение и развил достаточную скорость, чтобы выйти на орбиту Земли, прошло всего лишь чуть более пятидесяти лет - ничто по меркам истории! Большая часть населения планеты живо помнит времена, когда полёт на Луну считался чем-то из области фантастики, а мечтающих пронзить небесную высь признавали, в лучшем случае, неопасными для общества сумасшедшими. Сегодня же космические корабли не только «бороздят просторы», успешно маневрируя в условиях минимальной гравитации, но и доставляют на земную орбиту грузы, космонавтов и космических туристов. Более того - продолжительность полёта в космос ныне может составлять сколь угодно длительное время: вахта российских космонавтов на МКС, к примеру, длится по 6-7 месяцев. А ещё за прошедшие полвека человек успел походить по Луне и сфотографировать её тёмную сторону, осчастливил искусственными спутниками Марс, Юпитер, Сатурн и Меркурий, «узнал в лицо» отдалённые туманности с помощью телескопа «Хаббл» и всерьёз задумывается о колонизации Марса. И хотя вступить в контакт с инопланетянами и ангелами пока не удалось (во всяком случае, официально), не будем отчаиваться - ведь всё ещё только начинается!

Мечты о космосе и пробы пера

Впервые в реальность полёта к дальним мирам прогрессивное человечество поверило в конце 19 века. Именно тогда стало понятно, что если летательному аппарату придать нужную для преодоления гравитации скорость и сохранять её достаточное время, он сможет выйти за пределы земной атмосферы и закрепиться на орбите, подобно Луне, вращаясь вокруг Земли. Загвоздка была в двигателях. Существующие на тот момент экземпляры либо чрезвычайно мощно, но кратко «плевались» выбросами энергии, либо работали по принципу «ахнет, хряснет и пойдёт себе помаленьку». Первое больше подходило для бомб, второе - для телег. Вдобавок регулировать вектор тяги и тем самым влиять на траекторию движения аппарата было невозможно: вертикальный старт неизбежно вёл к её закруглению, и тело в результате валилось на землю, так и не достигнув космоса; горизонтальный же при таком выделении энергии грозил уничтожить вокруг всё живое (как если бы нынешнюю баллистическую ракету запустили плашмя). Наконец, в начале 20 века исследователи обратили внимание на ракетный двигатель, принцип действия которого был известен человечеству ещё с рубежа нашей эры: топливо сгорает в корпусе ракеты, одновременно облегчая её массу, а выделяемая энергия двигает ракету вперёд. Первую ракету, способную вывести объект за пределы земного притяжения, спроектировал Циолковский в 1903 году.

Первый искусственный спутник

Время шло, и хотя две мировые войны сильно замедлили процесс создания ракет для мирного использования, космический прогресс всё же не стоял на месте. Ключевой момент послевоенного времени - принятие так называемой пакетной схемы расположения ракет, применяемой в космонавтике и поныне. Её суть - в одновременном использовании нескольких ракет, размещённых симметрично по отношению к центру массы тела, которое требуется вывести на орбиту Земли. Таким образом обеспечивается мощная, устойчивая и равномерная тяга, достаточная, чтобы объект двигался с постоянной скоростью 7,9 км/с, необходимой для преодоления земного тяготения. И вот 4 октября 1957 года началась новая, а точнее первая, эра в освоении космоса - запуск первого искусственного спутника Земли, как всё гениальное названного просто «Спутник-1», с помощью ракеты Р-7, спроектированной под руководством Сергея Королёва. Силуэт Р-7, прародительницы всех последующих космических ракет, и сегодня узнаваем в суперсовременной ракете-носителе «Союз», успешно отправляющей на орбиту «грузовики» и «легковушки» с космонавтами и туристами на борту - те же четыре «ноги» пакетной схемы и красные сопла. Первый спутник был микроскопическим, чуть более полуметра в диаметре и весил всего 83 кг. Полный виток вокруг Земли он совершал за 96 минут. «Звёздная жизнь» железного пионера космонавтики продлилась три месяца, но за этот период он прошёл фантастический путь в 60 миллионов км!

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография



Первые живые существа на орбите

Успех первого запуска окрылял конструкторов, и перспектива отправить в космос живое существо и вернуть его целым и невредимым уже не казалась неосуществимой. Всего через месяц после запуска «Спутника-1» на борту второго искусственного спутника Земли на орбиту отправилось первое животное - собака Лайка. Цель у неё была почётная, но грустная - проверить выживаемость живых существ в условиях космического полёта. Более того, возвращение собаки не планировалось... Запуск и вывод спутника на орбиту прошли успешно, но после четырёх витков вокруг Земли из-за ошибки в расчётах температура внутри аппарата чрезмерно поднялась, и Лайка погибла. Сам же спутник вращался в космосе ещё 5 месяцев, а затем потерял скорость и сгорел в плотных слоях атмосферы. Первыми лохматыми космонавтами, по возвращении приветствовавшими своих «отправителей» радостным лаем, стали хрестоматийные Белка и Стрелка, отправившиеся покорять небесные просторы на пятом спутнике в августе 1960 г. Их полёт длился чуть более суток, и за это время собаки успели облететь планету 17 раз. Всё это время за ними наблюдали с экранов мониторов в Центре управления полётами - кстати, именно по причине контрастности были выбраны белые собаки - ведь изображение тогда было чёрно-белым. По итогам запуска также был доработан и окончательно утверждён сам космический корабль - всего через 8 месяцев в аналогичном аппарате в космос отправится первый человек.

Помимо собак и до, и после 1961 г в космосе побывали обезьяны (макаки, беличьи обезьяны и шимпанзе), кошки, черепахи, а также всякая мелочь – мухи, жуки и т. д.

В этот же период СССР запустил первый искусственный спутник Солнца, станция «Луна-2» сумела мягко прилуниться на поверхность планеты, а также были получены первые фотографии невидимой с Земли стороны Луны.

День 12 апреля 1961 г. разделил историю освоения космических далей на два периода - «когда человек мечтал о звёздах» и «с тех пор, как человек покорил космос».

Человек в космосе

День 12 апреля 1961 г. разделил историю освоения космических далей на два периода - «когда человек мечтал о звёздах» и «с тех пор, как человек покорил космос». В 9:07 по московскому времени со стартовой площадки № 1 космодрома Байконур был запущен космический корабль «Восток-1» с первым в мире космонавтом на борту - Юрием Гагариным. Совершив один виток вокруг Земли и проделав путь в 41 тыс. км, спустя 90 минут после старта, Гагарин приземлился под Саратовом, став на долгие годы самым знаменитым, почитаемым и любимым человеком планеты. Его «поехали!» и «всё видно очень ясно - космос чёрный - земля голубая» вошли в список наиболее известных фраз человечества, его открытая улыбка, непринуждённость и радушие растопили сердца людей по всему миру. Первый полёт человека в космос управлялся с Земли, сам Гагарин являлся скорее пассажиром, хотя и великолепно подготовленным. Нужно отметить, что условия полёта были далеки от тех, что предлагаются ныне космическим туристам: Гагарин испытывал восьми-десятикратные перегрузки, был период, когда корабль буквально кувыркался, а за иллюминаторами горела обшивка и плавился металл. В течение полёта произошло несколько сбоев в различных системах корабля, но к счастью, космонавт не пострадал.

Вслед за полётом Гагарина знаменательные вехи в истории освоения космоса посыпались одна за другой: был совершён первый в мире групповой космический полёт, затем в космос отправилась первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (1963 г), состоялся полёт первого многоместного космического корабля, Алексей Леонов стал первым человеком, совершившим выход в открытый космос (1965 г) - и все эти грандиозные события - целиком заслуга отечественной космонавтики. Наконец, 21 июля 1969 г состоялась первая высадка человека на Луну: американец Нил Армстронг сделал тот самый «маленький-большой шаг».

Космонавтика - сегодня, завтра и всегда

Сегодня путешествия в космос воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Над нами летают сотни спутников и тысячи прочих нужных и бесполезных объектов, за секунды до восхода солнца из окна спальни можно увидеть вспыхнувшие в ещё невидимых с земли лучах плоскости солнечных батарей Международной космической станции, космические туристы с завидной регулярностью отправляются «бороздить просторы» (тем самым воплощая в реальность ерническую фразу «если очень захотеть, можно в космос полететь») и вот-вот начнётся эра коммерческих суборбитальных полётов с чуть ли не двумя отправлениями ежедневно. Освоение космоса управляемыми аппаратами и вовсе поражает всякое воображение: тут и снимки давно взорвавшихся звёзд, и HD-изображения дальних галактик, и веские доказательства возможности существования жизни на других планетах. Корпорации-миллиардеры уже согласовывают планы по строительству на орбите Земли космических отелей, да и проекты колонизации соседних нам планет давно не кажутся отрывком из романов Азимова или Кларка. Очевидно одно: однажды преодолев земное тяготение, человечество будет вновь и вновь стремиться ввысь, к бесконечным мирам звёзд, галактик и вселенных. Хочется пожелать только, чтобы нас никогда не покидала красота ночного неба и мириадов мерцающих звёзд, по-прежнему манящих, таинственных и прекрасных, как в первые дни творения.

Кадр из фильма «Другая Земля»

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком, совершившим путешествие в космос. Его полет длился 108 минут. С тех пор ежегодно 12 апреля в нашей стране отмечают День космонавтики. Этот праздник - отличный повод рассказать ребенку об истории покорения космоса, известных астронавтах и научных исследованиях.

Поможет в этом красочная, веселая и очень интересная книга «Космос», которая вышла в марте этого года. Несколько фактов из нее - прямо сейчас на Рамблер/Семье.

Секретные слова

Во время первых полетов космонавты общались с Землей с помощью секретных слов, чтобы никто не мог догадаться, как все проходит. Такими словами служили названия цветов, фруктов и деревьев. Например, космонавт Владимир Комаров в случае повышения радиации должен был сигналить: «Банан!». Для Валентины Терешковой (первой женщины-космонавта) пароль «Дуб» означал, что тормозной двигатель работает хорошо, а «Вяз» - что двигатель не работает.

Выход в открытый космос

Следующей задачей после полета Гагарина стал выход в открытый космос. Первым это сделал Алексей Леонов во время полета на космическом корабле «Восход-2». Тогда никто не знал, как правильно вести себя в невесомости. Выйдя в космос, Леонов оттолкнулся от шлюза, и его сильно закрутило, но страховочный трос удержал астронавта. Его ждала еще одна проблема: скафандр неожиданно сильно раздулся, и Леонов не мог вернуться на корабль. Он просто не помещался в люк, пока не снизил давление воздуха в скафандре. Из-за этого выход в космос длился не 12 минут, как планировалось, а в два раза дольше.

Сила притяжения и космические скорости

Полет в космос

Космодромы строят как можно ближе к экватору, чтобы ракета при взлете могла использовать силу вращения Земли. Это важно, потому что улететь в космос очень сложно. Массивные космические тела, такие, как планеты, с огромной силой удерживают все окружающее. Чтобы улететь от Земли на расстояние, с которого она не сможет притянуть вас обратно, нужно набрать вторую космическую скорость.

При первой космической скорости невозможно улететь от Земли, но можно выйти на околоземную орбиту и вращаться вокруг нашей планеты, не падая и не улетая. Именно так делают все искусственные спутники Земли, в том числе МКС.

МКС

Международную космическую станцию (МКС) начали строить в 1998 году, а первые космонавты поселились на ней 31 октября 2000 года. МКС собирали 10 лет как огромный, сложный и очень дорогой конструктор. Ее длина - 110 метров. Одновременно на МКС живут и работают шесть человек. МКС в полном смысле этого слова - международная станция, в этом проекте принимают участие 23 страны. За сутки МКС облетает вокруг Земли 16 раз, поэтому космонавты видят 16 восходов и закатов.

Астронавты-рекордсмены

Обеспечить существование космонавта на орбитальной станции очень сложно. На первых станциях экипажи находились не больше месяца, а на МКС живут теперь полгода. Самый длительный в мире полет совершил Валерий Поляков - 438 суток (14 месяцев) подряд на станции «Мир». А мировой рекорд пребывания в космосе принадлежит Геннадию Падалке - за пять полетов он провел на орбите 878 суток (2 года и 5 месяцев).

Невесомость

Кадр из фильма «Гравитация»

Кадр из фильма «Гравитация»

В невесомости многое меняется. Например, увеличивается расстояние между позвонками и люди вырастают. Был случай, когда человек стал выше на 10,5 см! А еще в невесомости очень легко передвигаться - космонавты просто летают внутри космической станции. Поэтому мышцы теряют силу, а кости становятся хрупкими. Больше всего страдают мышцы ног. Чтобы не разучиться ходить, космонавты принимают витамины и каждый день занимаются физкультурой. Они тренируются на беговой дорожке, к которой притянуты жгутами, чтобы не улететь.

Снимки из космоса

Космические аппараты летают высоко над Землей, но с них хорошо видно все, что происходит на планете, - как будто перед вами живая карта. Множество спутников постоянно фотографируют Землю и тем самым помогают составлять карты, прогнозировать погоду, предупреждать о бурях и извержениях вулканов, наблюдать миграции животных и рыб, отслеживать загрязнения природы. Фотографии из космоса используются также для сельскохозяйственных, экологических и многих других задач.

Приземление

Многие космонавты говорят, что спуск оставляет самые яркие впечатления от всего космического полета. Через иллюминатор они видят пламя, которое охватывает корабль во время прохождения плотных слоев атмосферы. На Землю корабль опускается на большом парашюте, но он раскрывается не сразу, чтобы не было слишком сильного рывка. Вначале раскрывается совсем маленький парашют, он вытягивает за собой второй - побольше, и только потом раскрывается главный большой парашют. Весь спуск на парашюте занимает 15 минут.

Восстановление

Сразу после возвращения астронавта на Землю начинается курс восстановления. На это уходит столько же времени, сколько человек провел на орбите, а иногда и больше. Нужно заново учиться держать равновесие, тренировать мышцы и укреплять сердце.

Ровно месяц назад в Иннополисе открылся уникальный IT-лицей — с обязательным интернатным проживанием, углубленным изучением языков, включая китайский, и с прекрасными перспективами для его выпускников продолжить образование в Университете Иннополис, программа которого ориентирована на подготовку высококлассных IT-кадров. Директор лицея Надежда Сулимова ответила на вопросы «Хайтека» о том, в чем уникальность образовательного учреждения и как вообще устроена его жизнь.

Телефон Надежды Сулимовой разрывается от звонков и сообщений, а в приемную то и дело заходят сотрудники с самыми разными вопросами. Руководство занято налаживанием рабочего процесса. Например, сейчас идет обустройство одного из трех корпусов здания лицея под интернат (пока дети живут в четвертом кампусе Университета Иннополис). К 1 апреля корпус должен быть готов для заселения. Несмотря на занятость, Сулимова вежливо отвечает на все наши вопросы, иногда прерываясь, чтобы ответить на очередной звонок.

Чем лицей отличается от обычных общеобразовательных и профильных школ?

Лицей ориентирован на информационно-технологический профиль, то есть у нас узкая специализация — IT. Как и во всех школах для одаренных детей обучение будет проходить с седьмого по одиннадцатый классы. Это лицей-интернат, поэтому мы ориентированы на обучение детей из разных районов Татарстана и регионов Российской Федерации. Уже сейчас у нас учатся дети из Чувашии, Оренбургской и Челябинской областей.

Какие инвестиции были вложены в строительство лицея?

В строительство лицея было инвестировано 569 миллионов рублей из российского бюджета.

Во сколько обходится лицею обучение одного ученика в месяц?

Сейчас эта цифра может быть только плановой. Лицей начал функционировать 11 января 2016 года. К концу финансового года это будет точно известно.

Кто занимался разработкой образовательной программы? В чем ее преимущество по сравнению с обычными общеобразовательными и профильными школами?

Ее созданием занимался педагогический коллектив лицея. Более того, она, безусловно, будет дорабатываться с привлечением научно-преподавательских кадров университетов, прежде всего, Университета Иннополис.

Образовательная программа лицея направлена на обучение и воспитание талантливых детей, проявивших незаурядные способности в области физико-математических дисциплин. Главная задача программы — развитие индивидуальных, творческих и исследовательских способностей учащихся при активном изучении и использовании информатики и информационно-коммуникационных технологий. А для этого создается максимально-вариативная образовательная среда.

Главная особенность нашего лицея — реализация информационно-технологического профиля и конвергентный подход при изучении предметов. Обязательное интернатное проживание учащихся позволяет осуществлять полное погружение в изучаемые предметы.

От робототехники до пения

На какие предметы делается упор при обучении?

В рамках информационно-технологического профиля дети углубленно изучают математику, физику и информатику. Также мы даем дополнительные часы на изучение английского языка, так как в сфере IT его знание очень важно. Кроме того, часть наших выпускников, безусловно, захотят поступить в Университет Иннополис. А 90% занятий в университете, кроме курса истории России, проходят на английском языке.

Каков распорядок дня для учащихся в лицее?

Первая половина дня ориентирована на изучение, в том числе углубленное, основных предметов — все в соответствии со стандартами. Вторая половина дня — до 17 часов — проходит также в стенах лицея и посвящена дополнительным занятиям. Большое число внеклассных занятий относятся к информационно-технологическому профилю.

После 17 часов дети возвращаются в интернат, который пока находится в четвертом кампусе Университета Иннополис. Час у них есть на то, чтобы прийти из лицея, отдохнуть, затем они ужинают. Следующие два часа после ужина даются для самоподготовки, то есть они учат уроки. Наши дети очень сильно загружены.

Много детей остаются на внеклассные занятия?

Все, это обязательное условие. У нас нет такого, что кто-то остался, а кто-то ушел. Они все ежедневно посещают дополнительные занятия. Всего есть три направления внеклассных занятий: первое — IT, второе — общеразвивающее, третье, естественно, — спортивное.

Какие занятия входят в направление IT?

Web-дизайн, робототехника, подготовка к олимпиадам по информатике и проектная деятельность в области IT.

Что из себя представляют общеразвивающие занятия?

Это углубленное изучение отдельных предметов, то есть дополнительные главы по общеобразовательным предметам. Например, изучение русского, татарского, английского с носителями языка, а также изучение китайского и немецкого языков. Мы предоставили детям право самим выбирать элективные предметы. Это не значит, что они будут каждый день метаться из класса в класс. Первые две недели они смотрели, выбирали, а сейчас уже определились. Занятия проводят наши учителя, которые работают до пяти часов вечера. У каждого преподавателя лицея есть свой кружок.

Наряду с интеллектуальными занятиями ребята занимаются в спортивных секциях (плавание, шахматы, волейбол, баскетбол, русская лапта и другие) и кружках художественно-эстетической направленности (хореография, вокал, изобразительное искусство).

Занятия по киберспорту не планируете запустить? Такое в Норвегии собираются сделать.

Мы, конечно, за инновации, но в данном случае нужно изучить вопрос, насколько это полезно.

Отбор в лицей: 600 претендентов — 105 поступивших

Как у вас проходил набор учеников?

В наборе нам очень помог Университет Иннополис — они готовили задания, распространяли объявления, регистрировали желающих. Всего откликнулись 1200 человек, на само тестирование по математике и русскому языку зарегистрировались 600 человек. 20 декабря прошло тестирование, претендентов разбили на три группы, потому что принять такое количество одновременно было невозможно. По результатам тестирования была выделена группа из 105 человек, которые набрали достойное число баллов. С ними мы провели собеседования, рассмотрели портфолио. Они получили приглашения обучаться в лицее. 27 декабря мы провели в Университете Иннополис родительское собрание, там же выбрали родительский комитет и всем объявили дату заезда. 10 января к нам заехали 97 детей — это общее число учащихся лицея на сегодня.

Мы набрали по два седьмых, восьмых и девятых класса и один — десятый.

Что ученики представляли в портфолио?

В портфолио каждый вкладывал то, что сам считает своими достижениями. Как правило, у всех были дипломы и грамоты за участие в различных конкурсах и олимпиадах. Эти награды были разного уровня — от школьных до районных, республиканских или региональных.

Сколько детей из Казани и сколько приезжих?

Примерно треть детей — из Казани, две трети — иногородние. Из регионов России, которые я называла, не так много детей — всего пять. Хотя количество детей из регионов, принимавших участие в тестировании, конечно, больше.

На какое количество учеников рассчитан один класс?

Какие льготы предусмотрены для выпускников лицея, которые в будущем захотят учиться в Университете Иннополис?

Льготы предоставляет университет, этот вопрос лучше адресовать его руководству.

(«Выпускники ИТ-лицея будут иметь важное „контекстное преимущество“: возможность общения со студентами, сотрудниками и преподавателями Университета Иннополис на одной площадке. Конечно, они будут более подготовлены благодаря ИТ-профилю лицея», — пояснила «Хайтеку» начальник управления развития Университета Иннополис Софья Черногорцева.)

«Учителя не спрашивали про зарплату»

Сколько преподавателей работает в лицее?

Сегодня у нас работает 15 учителей, но коллектив все время растет. Есть опытные преподаватели с высшей квалификационной категорией. Есть и молодые — это у нас приветствуется — со стажем работы порядка трех лет, но уже зарекомендовавшие себя. Они являются призерами профессиональных конкурсов, обладателями республиканских грантов.

Преподавателей нашли в Казани? Или есть иногородние?

Из Казани человек пять, не больше. На объявление о наборе откликнулись в разных районов Татарстана, есть учителя из Набережных Челнов, Нижнекамска, Чистополя, Буинска.

Казанские, наверное, ездят домой?

Нет. Все учителя приехали жить в Иннополис, им предоставлено жилье. Они работают полный рабочий день, проводят дополнительные занятия, поэтому ездить в Казань и обратно не получается.

Как вы заинтересовали учителей работать в Иннополисе? Условиями труда, может быть, зарплатой?

Удивительно, но никто из учителей не спрашивал про зарплату. Они задавали вопросы про лицей, про город... Вообще, учителей привлекла сюда сама работа и возможность развиваться в каком-то новом направлении вне зависимости от предмета, который они преподают. Конечно, у них более высокая зарплата, чем у учителей в целом по республике.

Сколько в преподавательском составе молодых сотрудников до 30 лет и сколько с опытом? Сколько преподавателей будет в итоге?

Их примерно поровну. Самая старая здесь я (смеется). Все учителя моложе меня. Всего планируем набрать 21 учителя. Не все, кого мы бы хотели здесь увидеть, согласились приехать в январе. Но обещали нам, что приедут и начнут работать с 1 сентября. В середине года сложно бросить свою школу, особенно если у учителя выпускной класс или он является классным руководителем.

Чтобы вы посоветовали школьнику, который захочет поступить в ваш лицей? Условия приема как-то изменятся в будущем?

Нет, не изменятся. Условия приема прописаны в уставе. Слегка изменится технология. Понятно, что это был очень быстрый прием на основании приказа министерства образования. Мы разработали положение о приеме, в ближайшее время согласуем его с нашим учредителем, разместим на сайте, чтобы все могли ознакомиться.

Тем, кто хочет поступить в лицей, я бы рекомендовала внимательно все взвесить, ориентироваться не только на желание, но и на свои возможности. Понятно, что учеба в Иннополисе — это очень привлекательно. Некоторых ребят привлекает идея жить самостоятельно, без родителей. А потом оказывается, что все не так просто, что здесь тоже есть воспитательный момент и ограничения. И это нормально, так и должно быть, потому что мы ответственны за жизнь и здоровье наших детей. Многие скучают по семье, родителям.

Что касается учебы, то нужно просто хорошо учиться по всем предметам. Человек должен быть развит всесторонне, и если я неграмотно пишу — это минус. Особое внимание я рекомендую уделить физике, математике, информатике и английскому языку.

Ильдар Нигматуллин

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...