Поступки тимура и его команды. Проблема детского героизма в русской литературе (по повести А
тимур и его команда какие поступки тимура и его друзей можно считать выполнением морального долга
Ответы:
Герой книги придумал увлекательную форму помощи Красной Армии: он со своими сверстниками окружил тайно заботой тех, кого оставили отцы и братья, ушедшие в армию. Ребята отмечали такие дворы красной звездой: это и старуха-молочница, семья лейтенанта Павлова, семья полковника Александрова. Тимуровская команда берет под свою защиту и охрану те семьи, у кого кто-то погиб на фронте. Ребята помогают воды принести. Сложить дрова в поленницу, поймать убежавшую козу. Их лозунг: «Сделай что-нибудь хорошее» . Тимур учил помогать старым, больным, одиноким людям. Сам Тимур – рыцарь, он обладает великодушием не на словах, а на деле. Он ровен, корректен и со старыми, и с ребятами. Как горько ему, когда Ольга, не разобравшись, упрекает его за хулиганские поступки. «Если человек прав, он не должен бояться ничего на свете» . Он любит свою Родину, но понимает, что детям не место на фронте. Кто же останется со стариками и женщинами? Тимур всегда о людях думал: « Если будет каждому хорошо и спокойно, значит, всем будет хорошо и спокойно» . Мудрость Тимура в желании отдавать, а не получать, любить свою Родину, уважать людей, мысли, слова, поступки сверять по Добру. Основную идею добровольной взаимопомощи в конце повести Ольга выражает следующей фразой: "Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же".
(по повести А. Гайдара «Тимур и его команда»)
Вся наша жизнь наполнена различными событиями, ситуациями и моментами, когда нас спасает только героизм некоторых людей. Героические лица создают нашу историю, делают значительные повороты, направляют остальных на истинный путь. С самого раннего возраста необходимо прививать ребёнку чувства подлинного героизма, смелости. Кто, какая личность является для детей поистине героической? Героем для детей может быть исполнитель какой-либо кинокартины, родной отец, старший брат, друг, а также различные исторические личности, о достижениях и подвигах которых дети узнают с раннего возраста.
Сегодня гораздо сложнее вызвать интерес школьников к героям литературных произведений - слишком изменилось время. Но романтика, героизм, тайна, самостоятельность по-прежнему имеют ценность для наших учеников. Нужно просто построить понятные им параллели.
Данное исследование посвящено раскрытию проблемы детского героизма в русской литературе (по повести А. Гайдара «Тимур и его команда»).
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить и обозначить роль героических личностей в развитии и воспитании детей;
2. Рассмотреть проблему детского героизма на примере повести А. Гайдара «Тимур и его команда»;
3. Влияние героических литературных образов на жизнь подрастающего поколения (на примере образа Тимура);
С каждым прошедшим годом меняются не только условия, ценности и интересы в жизни, но и те, кто является образцом для подражания и заслуживает восхищения. Сложнее становится и подрастающему поколению в выборе правильного пути достижения каких-либо целей. На уроках детям очень часто приходится приводить в пример каких-либо исторических личностей, литературных героев: Жанну д Арк, Зою Космодемьянскую, Суворова. Очень часто ребята еще в младшем возрасте хотят быть похожим на известного полководца, солдата, спасшего чью-либо жизнь. Героизм, заложенный в этих образах часто становится нравственным идеалом в глазах ребёнка, что благоприятно влияет на становление его личности.
В наше время ребёнок находится на пути сложного выбора, когда можно последовать не подлинному героизму, а ложному. Или же, когда проявлению героического начала многие не верят и не понимают. Подобную ситуацию можно встретить на страницах повести А. Гайдара «Тимур и его команда».
Книга эта написана в тревожное, предвоенное время, когда вплотную встал вопрос о готовности к военным испытаниям разных поколений нашего общества.
В образе Тимура воплощены лучшие черты пионера, выросшего в новой, социалистической стране. «Простой и милый мальчишка», «гордый и горячий комиссар» сплотил дружный коллектив. Женя, Гейка, Нюрка, Коля Колокольчиков, Сима Симаков стремятся окружить заботой семьи красноармейцев. Игра, которую ведут Тимур и его команда, проникнута высоким чувством любви к Родине. Сложны отношения Тимура и ребят со взрослыми, которые не всегда понимают их и не во всем верят. Дядю Тимура и сестру Жени смущает тайна, которой окружена эта игра. «Наши игры были просты и всем понятны»,- говорит Георгий Тимуру. Но мечтатель и фантазер Тимур уверен в своей правоте: ведь он хочет, чтобы всем было хорошо, чтобы все были спокойны. Перед его глазами «блестят и мерцают» прямые, острые лучи красных звезд, которые зажжены им на домах тех, кто ушел в Красную Армию. Этот образ - свидетельство живого чувства современности у писателя. Может быть, многие встречались с такими ребятами, как Тимур, но не приглядывались к ним поближе. Гайдар синтезировал в одном герое все наиболее характерное для подростка общества и сделал этот образ новой литературной и жизненной реальностью. Именно поэтому Тимур оказался литературным предшественником многих последующих героев детской литературы .
Иначе создаются в повести образы отрицательных персонажей, например хулигана по кличке Фигура. Автор подчеркивает в нем черты озлобленности, жестокости, глупости. Вот образцы его речи: «Гонцов надо завтра изловить», «Давай-ка сунем ему по разу, вот и заплачет». Этого парня не любит за бессмысленную жестокость и его друг Квакин. Фигура готов избить любого человека, обидеть слабого, залезть в сад девочки, у которой убили отца-пограничника.
Гайдар в образах этих героев показывает ложный героизм, готовность совершить неожиданные и непредсказуемые действия, обладая «храбростью и смелостью». В этом и заключается проблема детского героизма. Автор показывает ложный, показной «героизм» команды Квакина, который ни к каким положительным последствиям не привёл, в противоположность истинному героизму Тимура и его команды.
В повести «Тимур и его команда» воплотились характерные черты дарования А. Гайдара: умение создать романтически-приподнятые реалистические образы подростков; способность показать эмоциональную и воспитательную роль игры в жизни ребят; переключение событий из «детского» мира игры в мир взрослый, большой, настоящий. Повесть «Тимур и его команда» оказала активное воздействие на читателей. По всей Советской стране развернулось тимуровское движение. В годы Великой Отечественной войны тимуровцы помогали семьям воинов Советской Армии.
Аркадий Гайдар знал, что каждый школьник увидит в Тимуре самого себя. И каждый из детей может стать именно таким, как Тимур: решительным, смелым, храбрым, полезным. Стоит только захотеть. Но, к сожалению, среди них есть и такие, как Фигура, Квакин.
Список использованной литературы:
1. Гайдар, А. Рассказы. Повести. М.: Детская литература, 1975.- 384.
2. Гречишникова, А. Аркадий Гайдар / А. Гречишникова. – М.: Детская литература, 1952.- 423 с.
3. Паустовский, К. Встречи с Гайдаром / К. Паустовский. – М.: Просвещение, 1965.- 520 с.
Тимур объединяет вокруг себя в дачном поселке группу сверстников и бескорыстно помогает старикам, малышам - тем, кто обычно в силу своей беззащитности является жертвой озорства подростков. В первую очередь тимуровцы опекают семьи военных, защитников Родины. Как и романтические герои (Айвенго, Зоро), тимуровцы совершают свои добрые дела тайно. Знак тайного покровительства тимуровцев - пятиконечная звезда на воротах дома, обитатели которого попадали под их защиту. По замыслу самого Гайдара, звезда олицетворяла беззаветную любовь к Родине и готовность самоотверженно ее защищать. Читатель открывает для себя Тимура через его взаимоотношения со сверстницей, дочерью военного командира Женей. Она случайно раскрывает тайну тимуровцев и вступает в их ряды. Мифологизированный образ выходит за рамки сказочной схемы. Преодоление конфликтов в сюжете связано не с героическими поступками, а с нравственно-психологическим противостоянием героя не только местным подросткам-хулиганам, возглавляемым Мишкой Квакиным, но и миру взрослых, от которых скрыт подлинный смысл действий тимуровцев. Главный конфликт повести - столкновение идеального мира подростка-рыцаря с обыденным миром. А главное испытание - непонимание и клевета, которые становятся непременным условием рыцарского подвига. В образе Тимура воплощены лучшие черты пионера, выросшего в новой, социалистической стране. «Простой и милый мальчишка», «гордый и горячий комиссар» сплотил дружный коллектив: Женя, Гейка, Нюрка, Коля Колокольчиков, Сима Симаков и другие ребята. Игра, которую ведут Тимур и его команда, проникнута высоким чувством любви к Родине. Сложны отношения Тимура и ребят со взрослыми, которые не всегда понимают их и не во всем верят. Дядю Тимура и сестру Жени смущает тайна, которой окружена эта игра. «Наши игры были просты и всем понятны»,- говорит Георгий Тимуру. Не понимает и старшая сестра Женю, подружку Тимура, напускает на себя излишнюю строгость и «взрослость», не хочет принять маленьких, но важных для Жени тайн, сердится на ее «вечно нелепые шутки», неохотно отвечает на наивные и ненужные, как ей самой кажется, вопросы. Когда разрешается один из конфликтов повести - между взрослыми и детьми, достаточно интонационного намека в голосе Жени, чтобы Георгий и Ольга восстановили неизвестные им звенья событий, приведших к возникновению тайны Тимура и Жени. И тайна игры, ревностно хранимая от холодных, непонимающих глаз взрослых, открывается и им, ставшим, наконец, друзьями детей.
Сложнее разрешается второй конфликт повести - между друзьями Тимура и шайкой Квакина. У хулигана-Фигуры автор подчеркивает озлобленность, жестокость, тупость. Это подчеркивает его речь: «Гонцов надо завтра изловить», «Давай-ка сунем ему по разу, вот и заплачет». Этого парня не любит за бессмысленную жестокость и его друг Квакин. Фигура готов избить любого человека, обидеть слабого, ему ничего не стоит залезть в сад девочки, у которой убили отца-пограничника. (слайд 7)Даже Квакина в какой-то мере писатель наделяет способностью шутить, чувством юмора, и в конце – способностью проникнуться уважением к Тимуру. Как можно не уважать мальчишку, который бескорыстно делает добро, умеет смолчать, где другой бы кричал, и потому что он “гордый. Хочет плакать, а молчит”.
Тимуровцы умели не только делать добро, но и противостоять злу, бороться с ним, не проходить мимо подлости, бесчестия, грубости; учились не только помогать младшим, старым, слабым, но и защищать их. Мечтатель и фантазер Тимур уверен в своей правоте: ведь он хочет, чтобы всем было хорошо, чтобы все были спокойны. Перед его глазами «блестят и мерцают» прямые, острые лучи красных звезд, которые зажжены им на домах тех, кто ушел в Красную Армию. Гайдар соединил в одном герое все наиболее характерное для подростка общества и сделал этот образ новой литературной и жизненной реальностью. Именно поэтому Тимур оказался литературным предшественником многих последующих героев детской литературы.