Положение белорусской деревни после отмены крепостного права. Особенности буржуазных реформ в беларуси во второй половине xix в

Реформы 60-70-х гг. XIX в. создали благоприятные условия для развития капиталистических отношений в сельском хозяйстве и промышленности. В белорусских губерниях начался процесс сокращения дворянского и рост буржуазного (бессословного) землевладения. Особенностью Беларуси было преобладание помещичьего землевладения. Медленный переход к капиталистическому земледелию обусловил сосуществование в пореформенный период трех типов организации помещичьего хозяйства: отработочного, капиталистического и смешанного.

В 60-70-е гг. XIX в. главной товарной сельскохозяйственной культурой, которую производили в помещичьих и крестьянских хозяйствах, была рожь. В результате мирового аграрного кризиса 80-90-х гг. XIX в. помещичьи предпринимательские хозяйства переориентировались на молочно-мясное животноводство. Беларусь стала одним из районов Российской империи, которые специализировались на производстве молочных продуктов. Торговый характер приобретали и другие отрасли сельского хозяйства: свиноводство, выращивание технических культур, винокурение, садоводство и огородничество. Эти новые явления в большей степени были характерны для хозяйств помещиков и зажиточных крестьян. Реформа 1861 г. способствовала постепенному развитию крестьянского предпринимательства: богатые крестьяне приобретали землю в собственность, вводили многопольные севообороты, использовали усовершенствованные орудия труда. Подавляющее большинство крестьянских хозяйств вело натуральное или полунатуральное хозяйство, использовались примитивные орудия труда - деревянная соха, борона, серп. Сдерживали развитие крестьянских хозяйств многочисленные полуфеодальные пережитки, малоземелье и безземелье, чересполосица. Во второй половине XIX в. наблюдается процесс социальной дифференциации крестьянства и появление сельской буржуазии, середняков и сельских пролетариев. Основную массу сельского населения составляло среднее крестьянство.

Во второй половине XIX в. Беларусь была втянута в процесс индустриального развития, но он имел ряд особенностей. Промышленность Беларуси специализировалась на переработке местного сельскохозяйственного, лесного и минерального сырья. Своеобразный характер промышленности Беларуси придавала многоукладность - сосуществование ремесленных мастерских и мануфактур с фабриками и заводами. Низким был показатель уровня концентрации производства - преобладали мелкие и средние предприятия, крупных фабрик и заводов было мало. Промышленный переворот завершился только в начале XX в. Существенным стимулом для развития капиталистического хозяйства в Беларуси было развитие путей сообщения, особенно строительство железных дорог. Первая железнодорожная линия (53 версты) по территории Беларуси была проложена в 1862 г. на северо-западе Гродненской губернии (участок Петербургско-Варшавской железной дороги). В 1870-80-е гг. были построены Московско-Брестская. Либаво-Роменская, Полесская и другие железные дороги, благодаря которым укреплялись экономические связи с центральной Россией, балтийскими портами, украинскими, польскими городами. Железнодорожное строительство способствовало созданию новых промышленных предприятий (железнодорожные мастерские, заводы по производству шпал и др.).

На протяжении второй половины XIX в. быстро росли города и увеличивалось количество городского населения. Но в этот период белорусские города еще не превратились в крупные промышленные центры. Прежде всего росли те города, которые являлись железнодорожными узлами или крупными станциями. В конце XIX в. наиболее крупными городами были Минск и Витебск, население которых составляло соответственно 90,9 и 65.9 тыс. жителей, в остальных городах - менее 50 тыс. Своеобразным был национальный состав городского населения, в котором в конце XIX - начале XX в. преобладали евреи, а белорусы составляли около 15%.

Города являлись центрами торговли. Ярмарки во второй половине XIX в. уступали место лавкам. Основными оптовыми товарами были лес, сельскохозяйственная продукция, промышленные товары. Кредитованием торговли и промышленности занимались банки. Мелких вкладчиков обслуживали сберегательные кассы. В 1873 г. в Минске был основан первый коммерческий (негосударственный) банк. В 70-90-е гг. XIX в. действовали отделения Государственного банка, филиалы частных российских коммерческих банков.

Во второй половине XIX - начале XX в. произошли существенные изменения в социальном составе населения Беларуси: переход от сословной к классовой структуре общества.

Социально-экономическое и политическое развитие Беларуси во второй половине XIX века


Введение


В конце XVIII в. начался новый этап в развитии Беларуси, но теперь уже в составе Российского государства. В Российской империи в этот период идет развитие двух типов хозяйства - крепостного и капиталистического, хотя возможности роста первого из них неуклонно сокращались. Длительное сосуществование устаревших крепостнических и новых, буржуазных форм хозяйствования замедляло процесс формирования капиталистического уклада. В Беларуси новые отношения формировались более медленно, чем в России. Причиной этого являлись особенности развития феодальных отношений в Беларуси. И в Беларуси, и в России основой феодального строя была феодальная собственность на землю. Однако в России уровень развития производительных сил и производственных отношений в этот период был выше, большую роль играло государственное начало, когда власть регулировала феодальные отношения, осуществляла суд и контроль за уровнем феодального угнетения крестьян. В Речи Посполитой, наоборот, регулирование феодальных отношений центральной властью носило эпизодический характер.

В конце 50-х - начале 60-х годов XIX в. слабость, гнилость крепостнического строя становились все более очевидными. Чтобы предупредить социально-политический взрыв, правительство стало на путь коренного реформирования основных сфер общественной жизни - экономической, государственно-правовой, военной и др.

Цель работы: рассмотреть социально-экономическое и политическое развитие Беларуси во второй половине XIX века (кризис феодально-крепостнической системы России. Подготовка и проведение реформы по отмене крепостного права 1861 г.; особенности реализации аграрной реформы 1861 г. в белорусских губерниях; российские реформы 60-70 х годов; внутренняя политика Александра III. Особенности экономического, социального, этнокультурного развития Беларуси в пореформенный период).

1. Кризис феодально-крепостнической системы России. Подготовка и проведение реформы по отмене крепостного права 1861 г.


К середине XIX в. резко обострился кризис феодально-крепостнической системы. Постепенно сельское хозяйство теряло черты типично панского, на его развитие все большее влияние оказывали товарно-денежные отношения. Ускорился процесс обезземеливания крестьян, выросла задолженность помещиков. Крепостная система сковывала развитие промышленности, не позволяла использовать наемную рабочую силу, сдерживала накопление капитала.

Политика царского правительства по крестьянскому вопросу в 30-50-е гг. XIX в. серьезных практических результатов не дала. Из года в год нарастало крестьянское и общественно-политическое движение. Крестьяне требовали отмены барщины и безвозмездной передачи в их руки тех земель, которые они обрабатывали. В 1958-1960 гг. в Беларуси произошло свыше 40 крестьянских выступлений.

Социальные противоречия особенно обострились после поражения России в Крымской войне (1853-1856). Дальнейшее развитие сельского хозяйства и промышленности при сохранении феодально-крепостнических отношений стало невозможным.

Понимание социально-экономической и военно-технической отсталости России, а также опасность быстрого нарастания антикрепостнического крестьянского движения заставили правительство приступить к подготовке отмены крепостного права. Впервые официально о необходимости проведения реформы было объявлено 30 марта 1856 г., когда Александр II предложил московским дворянам обдумать условия постепенного освобождения крестьян. Однако фактически подготовка реформы началась с января 1857 г., с момента образования «Секретного комитета по крестьянскому делу» .

В то же время правительство осознавало, что отмена крепостного права повлечет за собой коренные перемены в экономической жизни всей страны. Поэтому было решено представить дело так, что почин якобы шел не от власти, а от дворянства. Это могло стать защитой как от возможной оппозиции со стороны дворянства, так и от нарастающего недовольства крестьян.

В Петербург поступали отдельные проекты помещиков по освобождению крестьян, однако правительство ожидало коллективного заявления. Поэтому было решено искусственно организовать официальное прошение. Выбор пал на белорусских и литовских помещиков. При этом учитывались следующие обстоятельства.

Во-первых, помещики этих районов были в большей степени подготовлены к отмене крепостного права, потому что их хозяйства были втянуты в товарно-денежные отношения через западноевропейский рынок.

Во-вторых, помещики Беларуси и Литвы уже давно считали необходимым освободить крестьян, хотя бы и без земли. Так, еще в 1807 г. белосто-кская шляхта подняла вопрос об отмене крепостного права. В 1817 г. дворянские собрания некоторых уездов приняли решение об освобождении крестьян. В 1848 г. в Сенат поступило заявление ряда помещиков Литвы и Беларуси о признании своих крепостных лично свободными. И, наконец, в 1854 г. Гродненский инвентарный комитет выдвинул проект освобождения крестьян в своей губернии при сохранении земли в полной собственности помещиков.

В-третьих, в белорусских и литовских губерниях усилилось крестьянское движение, что было особенно опасным для царизма в условиях национально-освободительного движения в Польше.

В мае 1856 г. Александр II имел встречу с виленским генерал-губернатором Назимовым, заверившим императора, что местное дворянство поддержит реформу, так как видит ее очевидную выгоду. Назимову было дано поручение осуществить идею «об инициативе дворянства» на практике. Предводителям дворянства были разосланы письма с предложением обсудить крестьянский вопрос в инвентарных комитетах. В октябре 1857 г. решение гродненских, виленских и ковенских помещиков было направлено в столицу. В нем было высказано предложение, освободить своих крестьян при условии, что вся земля останется собственностью помещиков, а крестьяне могут пользоваться ею по согласованию с ними. Тем самым землевладельцы рассчитывали провести реформу на более выгодных для себя условиях. 20 ноября 1857 г. на имя виленского генерал-губернатора Назимова Александром II был направлен рескрипт (ответ монарха на направленный ему на решение вопрос). Это был первый правительственный документ о крестьянской реформе. Рескрипт разрешал создать в Виленской, Гродненской и Ковенской губерниях комитеты и общую комиссию в Вильно. Каждому губернскому комитету поручалось разработать свой проект отмены крепостного права. На основе этих проектов Виленская комиссия должна была составить общий проект .

Основные положения рескрипта свидетельствовали о том, что первая правительственная программа реформы в большей степени ориентировалась на уже отработанные модели, чем на радикально новое решение крестьянского вопроса. Так, в соответствии с рескриптом за помещиками сохранялось право на всю землю, а крестьянам - усадьба, которую они должны были выкупить с течением времени. Кроме того, в пользование крестьян выделялся земельный надел, за который необходимо было платить оброк или отрабатывать барщину. Таким образом, предполагалось полностью сохранить помещичье землевладение и феодальную зависимость крестьян.

К весне 1858 г. губернские комитеты были созданы во всех губерниях Беларуси, а к концу этого года - в большинстве губерний России. Возглавил работу по подготовке реформы Главный комитет по устройству сельского населения, преобразованный 8 января 1858 г. из «Секретного комитета».

С началом деятельности губернских комитетов среди помещиков развернулись острые дискуссии. Поскольку в комитеты входили представители самых различных общественно-политических течений, практически в каждом из них образовались фракции либерального «меньшинства» и консервативно-реакционного «большинства». Однако следует иметь в виду, что борьба среди дворян велась в основном из-за формы и размеров уступки. Значительная часть помещиков отстаивала наиболее выгодный для себя «прусский» вариант реформы, т.е. освобождение крестьян без земли и за выкуп. Отдельная группа помещиков, находясь в меньшинстве, выступала за либеральный вариант буржуазных реформ ведения хозяйства, т.е. через освобождение крестьян с землей и за умеренный выкуп.

Разных точек зрения на проведение реформы придерживались белорусские помещики. Подавляющее большинство их поддерживало безземельное освобождение крестьян. За наделение крестьян высказывались только Витебский и Могилевский комитеты. Объясняется это тем, что земля в названных губерниях была низкого качества, и большинство помещиков получало доходы в виде оброка. В западной же части Беларуси земля стоила очень дорого, а большое количество малоземельных и безземельных крестьян обеспечивало помещичье хозяйство дешевой рабочей силой. Поэтому комитеты Минской, Гродненской и Виленской губерний предлагали наиболее выгодный для себя «прусский» вариант реформы. Различные взгляды помещиков на проведение аграрной реформы и усиление крестьянского движения постепенно придают правительственной политике новое направление. Приоритет получает концепция, сущность которой заключалась в превращении крестьян в собственников своих наделов и ликвидации вотчинной власти помещика. На основе этой концепции была принята правительственная программа, которая также предусматривала переход от местного законодательства для каждой губернии и постепенной реализации его с запада на восток к созданию общего для всей Европейской России аграрного закона. С этого момента масштабы подготовки реформы превзошли возможности как Главного комитета, так и традиционных институтов самодержавной монархии. Поэтому 8 марта 1859 г. Александр II подписал указ о создании нового учреждения - Редакционных комиссий. Они подчинялись непосредственно императору и состояли из ученых, экономистов, общественных деятелей, крупных чиновников и других лиц, придерживавшихся, как правило, либеральных взглядов. Именно члены Редакционных комиссий разработали самобытный российский вариант нового аграрного строя, который заключался в осуществлении двух типов хозяйств - крупного помещичьего и мелкого крестьянского. Кроме того, предложенные комиссиями проекты определяли не только характер крестьянской, но и ряда других реформ.

Кстати, нужно заметить, что Редакционные комиссии отклонили предложения белорусских помещиков о безземельном освобождении крестьян. Однако с учетом пожеланий крупных местных землевладельцев было принято решение разработать особое положение для Минской, Виленской и Гродненской губерний.

февраля 1861 г. Александр II подписал одобренные Государственным Советом положения, которые состояли из «Общего положения», «местных положений» и дополнительных правил, а также Манифест об отмене крепостного права. Все документы были обнародованы через две недели. Отныне крестьяне получили личную свободу.

В «Общее положение» включались правила, в соответствии с которыми реформа проводилась во всех губерниях России. Оно определяло личные и имущественные права крестьян, порядок управления крестьянами и выполнения ими государственных повинностей, а также правила о выкупе земли. «Местные положения» устанавливали порядок наделения крестьян землей и выполнения ими повинностей в пользу помещика. Дополнительные правила относились к отдельным группам несвободного населения. В соответствии с «Общим положением» крестьяне получали некоторые гражданские права. Они могли заниматься промыслами, торговать, приобретать движимое и недвижимое имущество, поступать в учебные заведения и на службу, нести личную ответственность перед судом и т.д. Помещики не могли больше продавать и судить крестьян.

«Общее положение» признавало помещиков собственниками всей земли, которая принадлежала им до реформы. Часть этой земли отводилась для наделения крестьян, однако не в личную собственность, а в постоянное пользование. На протяжении девяти лет крестьяне обязаны были держать отведенный им надел и выполнять за это повинности в виде барщины или оброка. В этот период они назывались временнообязанными и не могли покинуть свое место жительства без разрешения помещика. Крестьяне становились собственниками земли только после заключения выкупной сделки. Поземельные отношения между помещиками и временнообязанными крестьянами регулировались уставными грамотами, которые определяли поземельное устройство и повинности крестьян в пользу помещика.

Однако следует иметь в виду, что после заключения выкупной сделки земля переходила от помещиков не к отдельному крестьянскому хозяйству, а к сельской общине в целом, где и распределялись наделы между крестьянскими дворами по количеству душ мужского пола. В пределах общины крестьяне не являлись собственниками земли как таковыми, а были лишь ее временными пользователями. В общине сохранялись правила круговой поруки в отношении сбора налогов, отработки повинностей, рекрутских наборов и др. В соответствии с законом крестьяне стали в большей, чем до реформы, степени зависеть от сельской общины, без согласия которой они не могли свободно распоряжаться своими наделами и уходить из деревни.

Таким образом, реформа 1861 г. была обусловлена кризисом всей феодально-крепостнической системы. Взяться за реформу руководящие круги принудил сам ход экономического развития, который все больше и больше толкал страну на капиталистический путь развития. Радикальная экономическая реформа, связанная с отменой крепостного права, становится в середине XIX в. объективной необходимостью.


. Особенности реализации аграрной реформы 1861 г. в белорусских губерниях

реформа крепостной белорусский губерния

В Беларуси реформа проводилась на основе «Общего положения» и двух местных положений. На Могилевскую и восемь уездов Витебской губернии распространялось «Местное положение для великорусских, новороссийских и белорусских губерний». В этих губерниях, где господствовало общинное землепользование, высший надел колебался от 4 до 5,5 дес. Низший был примерно в три раза меньше и составлял от 1 дес. 800 кв. саженей до 1 дес. 200 кв. саженей на мужскую душу. В случае, если дореформенный надел превышал высший, установленный «Положением…», то помещик имел право отрезать излишек в свою пользу. Кстати, отрезки в Могилевской и Витебской губерниях стали распространенным явлением - в отдельных уездах в итоге реформы крестьяне потеряли от 25 до 40% земли. За пользование землей они, как уже было сказано, обязаны были выполнять повинности в пользу помещика. За высший душевой надел устанавливалась барщина в 40 мужских и 30 женских дней или оброк в размере 8 руб. в год. Кроме того, вводилась строительная, подводная, натуральная и другие повинности. С целью безусловного выполнения крестьянами повинностей в общинах вводилась круговая порука .

В уездах Минской, Гродненской, Виленской и четырех уездах Витебской губернии землеустройство крестьян проводилось по особому местному положению. Учитывая, что в этих уездах существовало подворное землепользование, здесь не определялись нормы наделов. У крестьян сохранялись приусадебные и полевые наделы, которыми они пользовались до 1861 г. Отрезки допускались лишь в тех случаях, если размер крестьянского надела превышал установленный инвентарем или если у помещика после реформы оставалось менее 1/3 части удобных земель. Однако помещики обязаны были выплатить крестьянам за постройки, находившиеся на отрезанной земле, и выдать им денежную компенсацию в размере двухгодичного оброка с отрезанной земли. Крестьянский надел нельзя было уменьшить более чем на 1/6. Вместе с тем помещик, делая отрезки, мог забирать у крестьян лучшие земли, пастбища, водопои и т.д. На всю Беларусь распространялась статья, согласно которой помещичьи леса остаются в распоряжении помещика. Местное положение не затрагивало и сервитутное право, что было использовано последними, чтобы лишить крестьян пастбищ.

Повинности в Минской, Гродненской и Виленской губерниях определялись в зависимости от размера надела, но не должны были превышать инвентарную норму. Для оброка устанавливался максимум не выше трех рублей с десятины, для барщины - не более 23 дней в год. Через год после опубликования манифеста крестьяне, не имевшие задолженности, могли потребовать перевода с барщины на оброк. Каждый крестьянин нес ответственность перед помещиком за исполнение повинностей. Круговая порука устанавливалась только для выполнения государственных налогов и подушной подати.

Купить свой земельный надел крестьяне могли только путем заключения выкупной сделки. С переходом крестьян на выкуп временнообязанное состояние прекращалось и они зачислялись в разряд крестьян-владельцев. Если крестьяне соглашались взять 1/4 часть установленного надела, то земля выделялась им во владение бесплатно. Тем самым крестьян побуждали брать мизерные наделы.

Приусадебный участок крестьянин мог выкупить в любое время независимо от желания помещика, а полевой надел - только с его согласия. Пользуясь этим, одна, большая часть помещиков не соглашалась на выкуп крестьянских наделов, стараясь продлить временнообязанное состояние крестьян. Вторая часть, наоборот, заставляла крестьян заключать выкупную сделку, чтобы быстрее получить средства для перехода к капиталистическому ведению хозяйства. Только в 1881 г. был издан закон, по которому все временнообязанные крестьяне до 1 января 1883 г. должны были перейти на обязательный выкуп.

Правила выкупа полевого надела были одинаковыми для всех губерний России. Выкупная сумма, которую крестьяне должны были платить за надел, определялась путем капитализации переведенного на деньги оброка с десятины из расчета 6% годовых. Выкупную сумму помещик мог положить в банк и получать в виде б% капитала такую же прибыль, что равнялась годовому оброку. Таким образом, при завышенной оценке выкупаемых наделов крестьяне должны были не только заплатить за землю, но и выкупить свои оброчные повинности.

Помещики были заинтересованы получить выкуп сразу. Поскольку крестьяне не имели такой суммы денег, государство выступало в качестве посредника между помещиками и крестьянами. При выкупе полного надела крестьяне должны были заплатить 1/5 часть выкупной суммы, а неполного - 1/4. Остальную часть помещики получали от государства в виде ценных бумаг, которые они могли продавать или закладывать. В итоге этой операции крестьяне стали должниками государства и должны были на протяжении 49 лет платить ей так называемые выкупные платежи. В состав ежегодных выкупных платежей входили и проценты, которые государство брало за данную крестьянам отсрочку.

Дворовые люди освобождались от аграрной зависимости через два года после Манифеста 19 февраля. Ни дома, ни земельного надела они не получали.

Для руководства крестьянами были образованы сельские и волостные органы власти. Крестьяне, проживавшие на земле одного помещика и составлявшие сельскую общину, на общем собрании выбирали старосту, сборщика податей и других должностных лиц. Несколько сельских общин образовывали волость. На волостном собрании избирались правление во главе с председателем и волостной суд. Сельские и волостные правления руководили сбором подателей, объявляли крестьянам государственные законы, следили за общественным порядком. Для практического осуществления реформ 1861 г.

были образованы специальные местные органы - мировые посредники, уездные мировые съезды и губернские по крестьянским делам присутствия.

Обнародование реформы вызвало подъем крестьянского движения и показало, что крестьяне остались недовольными «дарованной» им свободой. Они не подчинялись приказам местной власти, отказывались отбывать барщину и выполнять другие повинности. Упорную борьбу вели крестьяне против составления уставных грамот (актов, определявших поземельные отношения и повинности крестьян в пользу помещика). Грамоты предполагалось ввести до 19 февраля 1863 г., но сопротивление крестьян сорвало намеченные сроки и их введение было завершено только к маю 1864 г. При этом свыше 78% грамот так и не было подписано крестьянами. Особенно широкий размах крестьянское движение приобрело в Гродненской и Минской губерниях. Всего в Беларуси в 1862 г. произошло свыше 150 крестьянских выступлений, из них более половины в связи с введением уставных грамот.

В начале 1863 г. крестьянское движение значительно окрепло. Крестьяне надеялись получить настоящую волю в связи с переводом их в состояние временнообязанных. Усиление крестьянской борьбы в Беларуси совпало по времени с национально-освободительным восстанием, охватившим часть Беларуси и Литвы. Его возглавил революционер-демократ Кастусь Калинов-ский (1838-1864).

Подъем крестьянского движения в Беларуси заставил правительство пойти на значительные уступки крестьянам западных губерний. По указу от 1 марта 1863 г. временнообязанное положение крестьян Минской, Виленской, Гродненской и частично Витебской губерний отменялось с 1 мая. В результате они были переведены на выкуп и становились владельцами своих наделов. 21 ноября 1863 г. этот указ был распространен на остальные уезды Витебской и Могилевской губерний, где временнообязанные отношения прекращались с 1 января 1864 г. Кроме того, уменьшались выкупные платежи. По сравнению с обозначенными в уставных грамотах они были снижены в

Минской губернии на 75,4%, в Гродненской - на 68,8, в Виленской - на 64,9 и в Могилевской - на 23,8% .

апреля 1863 г. были созданы комиссии, которые должны были проверить размеры крестьянских наделов и в двухлетний срок составить выкупные акты. Крестьяне, лишенные земли после составления инвентарей, наделялись тремя десятинами земли на семью, обезземеленные же после 1857 г. - полным земельным наделом.

Помещики Беларуси были недовольны деятельностью проверочных комиссий, поэтому после подавления крестьянских выступлений работу комиссий начали пересматривать с учетом жалоб помещиков. Вскоре они были ликвидированы совсем, а завершение выкупных операций было поручено уездным мировым съездам.

Политические события 1863 г. заставили пересмотреть и землеустройство государственных крестьян, которые составляли около 20% сельского населения Беларуси. Условия освобождения государственных крестьян от феодальной зависимости были более благоприятными, чем помещичьих. В соответствии с законом от 16 мая 1867 г. они сразу переводились с оброка на выкуп и становились владельцами земельных наделов, но выкуп для них не был обязательным. Государственные крестьяне в основном сохранили свои наделы, которые оказались выше, чем у помещичьих. За использование землей крестьяне должны были платить государству оброчный налог.

В 1865 г. закончилась аграрная реформа и в удельных (дворцовых) хозяйствах, начатая еще в 1858 г. Все крестьяне были переведены на выкуп, но фактически обязаны были на протяжении 49 лет выплачивать в виде выкупных платежей тот же оброк, что и прежде.

К концу 80-х гг. XIX в. правительство приняло ряд законов и указов, которые определяли условия землепользования и перехода на выкуп других, относительно немногочисленных категорий сельского населения (чиншеви-ки, однодворцы, староверы и т.д.). Сохраняя существенные феодальные пережитки, эти законы тем не менее содействовали развитию капиталистического строя в белорусской деревне, слиянию отдельных групп сельского населения с основной массой крестьян.

Таким образом, реформа в Беларуси и Литве была проведена на более выгодных для крестьян условиях. Средние размеры наделов бывших помещичьих крестьян Беларуси оказались выше, чем в целом по России (в Беларуси 4,2-5,7 дес, по России - 3,3 дес). Кроме того, на период временнообязанного состояния белорусским, как и литовским крестьянам, были уменьшены повинности. Однако эти уступки самодержавия не ликвидировали крестьянского малоземелья. Помещики удерживали в своих руках свыше половины лучшей земли. В то же время около 40% бывших помещичьих крестьян получили наделы, недостаточные для самостоятельного ведения хозяйства. Если на одно крупное помещичье хозяйство приходилось в среднем 2915 дес. земли, то на одно крестьянское - около 12 .

Таким образом, главным крепостным пережитком в экономике после реформы являлось помещичье землевладение. Сохранялись также сервитуты, чересполосица, в восточной части Беларуси не было ликвидировано общинное землепользование: 86% всех крестьянских дворов Могилевской и 46% Витебской губерний входили в общины, которые связывали крестьян круговой порукой и прикрепляли их как к земле, так и к помещику. Даже заниженные выкупные платежи оказались не под силу крестьянам.

Вместе с тем реформа явилась поворотным моментом в историческом развитии всей России, в том числе и Беларуси. Крестьяне получили личные и имущественные права, сословное самоуправление. Была ликвидирована монополия помещиков на эксплуатацию крестьянского труда, что содействовало росту рынка рабочей силы в промышленности и сельском хозяйстве. Значительно быстрее стали развиваться производительные силы, сложились условия для становления капиталистического способа производства.


Российские реформы 60-70 х годов (военная, судебная, городская, школьная, цензуры и др.) и их значение для социально-экономического развития белорусских земель


Отмена крепостного права сочеталось с рядом других реформ государственного управления. Это обеспечило ускоренный переход страны на капиталистический путь развития. Были проведены военная, земельная, судебная, городская, школьная, цензуры, реформы.

В Беларуси одни из них не осуществлялись вовсе, а другие трансформировались в зависимости от политической обстановки. В числе первых в 1862 г. началась военная реформа. В ходе ее были созданы военные округа, до 7 - 8 лет сокращались сроки службы, что создавало более широкий резерв на случай всеобщей мобилизации. С января 1874 г. вводилась всеобщая воинская повинность для мужчин, достигших 20-летнего возраста. Срок обязательной службы снижался до 6 лет в сухопутных войсках и до 7 лет - на флоте. Лица, окончившие высшие учебные заведения, служили 6 месяцев, гимназии - полтора года, городские училища - 3, начальные школы - 4 года. Эта реформа имела большое значение, хотя ряда регионов страны она и не коснулась.

В 1864 г. началось проведение земской, судебной и школьной реформ. В уездах и губерниях для руководства местным хозяйством, народным просвещением, медицинским обслуживанием населения и другими сферами общественно-культурной жизни создавались выборные земские учреждения. Но в Беларуси земская реформа не проводилась до начала XX в. Правительство, политически не доверяя местным землевладельцам, особенно после восстания 1863 г., не решалось ввести здесь земские учреждения потому, что руководство в них могло достаться дворянам-католикам, так как именно они составляли преимущественное большинство помещиков в крае .

По этой же причине со значительным опозданием и существенными отступлениями от статута 1864 г. проводилась на Беларуси и судебная реформа.

Новые правила предусматривали бессословность судебной власти. Она создавалась следующим образом: низшими судебными инстанциями являлись мировые судьи и уездные съезды мировых судей, затем шли окружные суды в губерниях и межгубернские судебные палаты, которые подчинялись непосредственно Министерству юстиции. Для рассмотрения уголовных дел создавался институт присяжных заседателей, приговор которых был окончательным. В судебном процессе предусматривалось участие адвокатов (присяжных поверенных). Для крестьян по мелким гражданским и уголовным делам (до 100 рублей) сохранялся введенный в 1861 г. волостной суд. Проведение судебной реформы в большой степени осуществлялось с учетом политической ситуации. В 1866 г. судьи были подчинены губернаторам, в 1878 г. дела о государственных (политических) преступлениях были переданы из суда присяжных в судебные палаты и военные суды.

В Беларуси судебная реформа началась только в 1872 г. с введением мировых судов. Поскольку земства здесь отсутствовали, то мировые судьи не избирались, а назначались из числа помещиков министром юстиции.

В 1882 г. в западных губерниях были созданы окружные суды и соответствующая прокуратура с институтами присяжных заседателей и присяжных поверенных. Окружные суды Минской, Гродненской и Витебской губерний были отнесены к Виленской судебной палате, Витебской губернии - к Петербургской, а Могилевской - к Киевской .

При этом власти сохранили за собой право утверждать, а в сущности, формировать списки присяжных заседателей. Для рассмотрения мелких гражданских и криминальных дел крестьян сохранялся сословный волостной суд, введенный реформой об отмене крепостного права 19 февраля 1861 года.

В 1889 г. в связи с недовольством дворянства деятельностью мировых судов был введен институт земских начальников, которые наделялись правом вмешиваться во все дела сельского самоуправления и безо всяких судебных формальностей накладывать на крестьян определенные наказания. Однако и в этом случае в Беларуси, причем только в Витебской, Могилевской и Минской губерниях, закон о земских начальниках был введен лишь в 1900 г.

В 1875 г., т.е. на пять лет позже, чем в русских губерниях, в Беларуси стала проводиться реформа городского самоуправления. В ее основу был положен буржуазный принцип всесословности выборов органов управления при соответствующем имущественном цензе. Все плательщики городских налогов пользовались правом голоса. Избирались члены городской думы (гласные), которая формировала свой исполнительный орган - городскую управу во главе с городским головой.

В губерниях были созданы подчиненные губернатору учреждения по городским делам. Органы городского самоуправления организовывали коммунальное хозяйство и транспорт, занимались вопросами народного образования, охраны здоровья, сбором налогов, благоустройством территории городов и т.д.

Таким образом, буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века в Беларуси проводились с определенными ограничениями и отклонениями. Только военная, школьная и цензурная реформы были осуществлены на общероссийских основаниях.

4. Внутренняя политика Александра III. Контрреформы 80-90-х годов. Особенности экономического, социального, этнокультурного развития Беларуси в пореформенный период


марта 1881 года, после убийства Александра II, на престол вступил Александр III и вскоре (29 апреля 1881 г.) новый император подписал манифест «О незыблемости самодержавия». Этот закон правомерно отождествляют с поворотом к реакции или к так называемому курсу «контрреформ» 1880-1890 годов. Этот период отмечен серией реакционных преобразований, направленных на пересмотр сложившейся системы буржуазного законодательства.

Понятие контрреформы имеет широкий смысл и включает не только реакционные законы, но и весь политический курс российского самодержавия. Объективной причиной такого поворота было несовершенство реформирования в социально-экономической и политической областях. Высшие органы государственной власти, власть монарха и всесилие бюрократии остались вне процесса перестройки. При проведении реформы восторжествовало стремление всеми способами сохранить самодержавие.

Александр III стремился сохранить существующий порядок, укрепить позиции дворянства, не допустить революции. Внутренняя политика императора носила консервативный, охранительный характер, не исключающий, однако, защиту интересов русского промышленного и торгового капитала.

Мероприятия правительства Александра III заключались в пересмотре многих достижений предыдущего курса в таких важнейших сферах жизни, как земство, городское самоуправление, суд, образование и печать.

Эти реформы были возможны и не встречали широкого сопротивления, вследствие отсутствия массовых народных движений: крестьянские волнения по-прежнему носили локальный характер, рабочие выступали в условиях промышленного кризиса, следовательно, эти выступления против имперской политики не могли получить большого распространения. Морозовская стачка

года и последовавший за ней некоторый рост рабочих выступлений, хотя и напугали правительство, заставив пойти на издание закона в 1886 году, касающегося рабочего вопроса, однако все же были не достаточны для изменения правительственного курса .

Революционное движение также не было способно противодействовать реакции. В революционном народничестве происходит глубокий кризис, приведший к расколу организации; социал-демократия, переживая «утробный период» не могла оказать какое-либо противодействие власти; либералы, были по-прежнему слабы; среди широких слоев интеллигенции получают большое распространение упадническое настроение и идеи о непротивлении злу насилием.

С наступлением 90-х годов начинается новый общественный подъем. Главное свое выражение он находит в деятельности «Союзов борьбы за освобождение рабочего класса», знаменовавших собою новый период в русском освободительном движении. Эта общественная обстановка и заставила правительство, если не изменить курс, то во всяком случае ослабить политическую реакцию.

Контрреформы 80-90-х гг. - заметный эпизод в истории России вообще, ее государственно-правового развития в частности. Именно контрреформы 80-90-х гг. определили государственно-правовое развитие России по крайней мере до первой русской революции. Они явились выражением противоречивой политики царизма в условиях кризиса феодальной системы и быстро развивающегося капитализма. Противоречивость политики царизма определялась расстановкой не только межклассовых, но и внутриклассовых сил. Это нашло отражение в позициях правящей верхушки при подготовке контрреформ 80-90-х гг.

Преобразования 60-х и 80-х годов XIX века находились в одной плоскости и были противоположны по смыслу. Полной отмены предшествующих реформ не было, а вот отход назад - явный и говорить о том, что реформирование при Александре III было всего лишь прервано и обеднено, нельзя.

Планировался решительный прорыв в прошлое: предполагалось не просто уничтожить университетскую автономию, но и поручить прием экзаменов государственным чиновникам (чтобы контролировать не только благонамеренность студентов, но и благонадежность профессиональных лекций). Собирались постепенно ликвидировать суд присяжных, публичность и независимость суда, лишить земства исполнительных органов и превратить их в безвластные консультации при губернаторах. Сделать удалось меньше, но и то, что осуществилось, впечатляет. Был фактически уничтожен мировой суд, с принятием закона о земских начальниках нанесен удар по важнейшему принципу 60-х годов - разделению властей. Разрушалось и другое начало Великих реформ - всесословность (политика по отношению к гимназиям, церковноприходским школам, закон о земских начальниках, новое земское положение).

Аграрная реформа на Беларуси сохранила привилегированное экономическое и социально-политическое положение крупных землевладельцев, помещиков. В их руках оставалось более половины всех земель. В 1877 г. 50,3% земельных угодий принадлежало дворянству, 11,2 - казне, церкви и другим учреждениям и только 33,4% составляли крестьянские наделы. В помещичьем землевладении значительное место занимали крупные имения, так называемые латифундии. 2658 землевладельцев имели 84,3% всех частнособственнических земель. На каждого из них приходилось в среднем 2915 десятин. В том числе князю Витгенштейну принадлежало около 1 млн десятин, князю Радзивиллу - 150 тыс., графу Потоцкому -121,6 тыс., князю Паскевичу - 83,5 тыс. десятин. Распределение земли среди крестьян было следующим: 295 тыс. (59,9%) крестьянских хозяйств имели в среднем по 11,9 десятины; 157 тыс. (32,1%) - от 15 до 20 десятин; и 39 тыс. (8%) - более 20 десятин земли .

В целом реформа 1861 г., подорвав основы крепостнической, барщинной системы хозяйствования, создала условия для перехода к капиталистическому способу сельскохозяйственного производства, который утверждался в Беларуси в течение 60-70-х годов. В новых, послереформенных условиях не все помещики смогли, как того требовало время, превратить свои имения в крупные, высокорентабельные товарные хозяйства. Для этого у большинства из них не было необходимых средств, технических приспособлений и механизмов, тяглового скота, удобрений и т.д. Не было опыта хозяйствования по-новому.

Появление на мировом рынке дешевого зерна из Соединенных Штатов Америки, Аргентины, Австралии привело к падению цен на него. В 80-е годы в Беларуси цены на рожь, например, упали в 2-2,5 раза. В результате многие помещичьи хозяйства не могли конкурировать на рынке, приходили в упадок из-за низкой рентабельности. Такие имения «обрастали» долгами, закладывались в банках, а затем продавались. В конце 80-х годов в Беларуси было заложено более 3 млн десятин помещичьей земли. В Минской губернии в 1890 г. было заложено 763 имения, в 1895 г. 1656, в 1900 г. - 2907 имений .

Распродажа крупных земельных латифундий вела к формированию рынка буржуазной земельной собственности, хотя этот процесс в Беларуси и сдерживался относительно большей, чем в других регионах России, экономической устойчивостью помещичьих хозяйств, обусловленной искусственным насаждением крупного землевладения русских помещиков. Влияло на этот процесс и выключение из него еврейской буржуазии, представителям которой запрещалось покупать землю. Если в 1877 г. еврейская буржуазия владела только 5,1% всех угодий Беларуси, то в начале XX в. ей принадлежало 16,5%. Это способствовало образованию нового типа сельскохозяйственного производства - капиталистического.

В конце XIX в. произошла переориентация сельского хозяйства Беларуси на животноводство, главным образом, молочное. С 1883 по 1900 г. количество крупного рогатого скота в помещичьих хозяйствах возросло почти в два раза, а в Виленской и Минской губерниях - в 2,3. Улучшилась продуктивность коров за счет распространения голландской, симментальской и других пород. Увеличение производства молока привело к появлению маслодельных заводов, сыроварен, продукция которых шла как на внутренний, так и на внешний рынок. К концу XIX в. в Беларуси было 200 таких предприятий, производивших до 650 тыс. пудов масла и сыра в год.

Важным направлением специализации сельского хозяйства стало винокурение. В 1893 г. в Беларуси было 404 винокуренных завода, в 1905 г. их число возросло до 536. Упор на животноводство привел и к изменениям в структуре посевных площадей: получило развитие травосеяние .

Во второй половине XIX в. в Беларуси начали строиться железные дороги. Первой на территории Беларуси вошла в строй в 1862 г. Петербургско-Варшавская магистраль. К 1866 г. было построено еще 245 верст по линии Двинск - Полоцк - Витебск.

В целом же в Российском промышленно-хозяйственном комплексе конца XIX - начала XX в. Беларусь была сравнительно отсталым регионом. Причинами отставания были отсутствие промышленных запасов полезных ископаемых, конкуренция таких соседних промышленно развитых районов, как центральный, петербургский, прибалтийский, польский, в которых крупная промышленность сложилась раньше.

Этногенез белорусов во второй половине XIX века значительно ускорился и вышел на стадию формирования нации - новой исторической общности людей. Ее основными признаками являются общность территории, экономической жизни, языка, культуры, наличие этнического самосознания.

Такие признаки нации, как общность территории, языка и культуры присущи предшествующей исторической общности людей - народности. Для народности характерна также и некоторая экономическая общность. Но в процессе складывания народности экономическая общность не приобретает решающего значения, как это характерно для нации. В процессе формирования нации экономическая общность выходит на первый план и становится определяющим признаком, на основе которого происходит дальнейшее развитие остальных. Это и понятно. Народность соответствует рабовладельческому и феодальному способам производства, где главенствующее положение занимает натуральное хозяйство. Слабые экономические связи еще не могли играть определяющую роль. При переходе к капиталистическому способу производства быстрыми темпами идет развитие товарно-денежных отношений, а вместе с ними и формирование единого рынка. В конечном итоге это приводит к тому, что экономические отношения пронизывают все сферы жизни человеческого общества. На этой основе происходит консолидация людей. Именно в экономике, в развитии капиталистических отношений и внутреннего рынка следует искать причины возникновения наций.

В России формирование единого рынка началось в конце XVIII века. Белоруссия, включенная в состав Российской империи в результате разделов Речи Посполитой, начала втягиваться в его орбиту. В конце XVIII - первой половине XIX веков в Белоруссии быстрыми темпами развивались товарно-денежные отношения, оживилась торгово-промышленная деятельность городов, наметилась производственная специализация отдельных территорий. Это содействовало развитию хозяйственных связей между районами, вело к постепенной ликвидации их хозяйственной разобщенности и к формированию местного внутреннего рынка .

На основе этих изменений и началось формирование белорусской нации. Но в дореформенные годы, в период господства феодально-крепостнических отношений, натуральная система хозяйства еще не была полностью разрушена. Поэтому не была еще полностью изжита и экономическая разобщенность районов. Хозяйственные связи между ними были еще слабыми. Только после отмены крепостного права, когда ускорилось развитие капитализма и товарно-денежные отношения проникли во все сферы экономики, формирование белорусской нации значительно ускорилось.


Заключение


Крестьянская реформа 1861 г. явилась началом важных изменений в социально-экономической и политической жизни страны. Вслед за отменой крепостного права правительство вынуждено было пойти на проведение других буржуазных реформ. Были сформированы выборные органы местного самоуправления - земства (в Беларуси введены в 1911 г.), проведены городская, судебная, военная и цензурная реформы, а также реформа образования. Однако все они не затрагивали основ самодержавия и в значительной степени сохраняли привилегии дворянства, хотя и содействовали превращению Российского государства из феодальной монархии в буржуазную.

В результате проведения реформ 60-70-х годов менялась социально-политическая сущность государства. Реформы привели к значительным изменениям в политической жизни России и Беларуси. Был сделан шаг вперед на пути превращения феодальной монархии в монархию буржуазную. Вместе с тем они несли в себе пережитки крепостничества, были непоследовательными и ограниченными.

Открывалась дорога замене крепостнических производственных отношений новыми, объективно более прогрессивными буржуазно-капиталистическими. В политической и экономической жизни решающую роль начинали играть новые классы - буржуазия и пролетариат. Однако, если в промышленности новые производственные отношения утверждались быстро, то в сельском хозяйстве этот процесс сдерживался многочисленными остатками и пережитками крепостничества. Главнейшим из них было помещичье, полуфеодальное землевладение.


Список литературы

  1. Зайончковский, П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия /П.А. Зайончковский. - М.: Высш. шк., 1970.
  2. Ковкель, И.И. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени /И.И. Ковкель, Э.С. Ярмусик. - Мн.: Аверсэв, 2000.
  3. Липинский, Л.В. Развитие капитализма в сельском хозяйстве Беларуси /Л.В. Липинский. - Мн.: 1971.
  4. Нарысы псторьп Беларусь У 2-х ч. Ч. 1 // М.П. Касцюк, У.Ф. Саенка, Г.В. Штыхау i шш. - Мн.: Беларусь, 1994.
  5. Чигринов, П.Г. Очерки истории Беларуси /П.Г. Чигринов. - Мн.: Выш. школа, 2004.
Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Территория Беларуси в начале 19в. составляла около 207 тыс. км 2 . Земли были преимущественно глинистые, песчаные или супесчаные, местами каменистые. Они требовали старательной обработки и хорошего удобрения. Значительную часть территории Беларуси занимали леса, многочисленные озера и болота.

Беларусь в первой половине 19в. считалась аграрным регионом Российской империи. Ее с/х имела в целом экстенсивный характер. Преобладала трехпольная система. Нередким явлением в крепостной деревне были недород и голод. Одной из причин низкой урожайности была примитивная техника землеобработки. В первой половине 19в. основными с/х орудиями по-прежнему оставались соха и деревянная борона. Правда, иногда на твердых почвах использовались железные бороны. На жатве по прежнему использовались серпы.

У крестьян не хватало скота, поэтому их поля плохо удобрялись, что также влияло на урожайность. Особенно нехватка домашнего скота чувствовалась в хозяйствах Витебской, Минской и Гродненской губерний. По количеству лошадей Гродненская губерния была на последнем месте – 9 лошадей на 100 жителей. Их с/х культур в 40-е годы 19в. значительно расширяются посевные площади картофеля, который из огородной культуры становится полевой. На юге Могилевской губернии существенно увеличиваются посевы сахарной свеклы, которая шла на сахарные заводы и винокурни.

Война 1812г. привела народное хозяйство Беларуси в упадок. Крестьяне потери почти весь скот и лошадей. Очень тяжелыми были неурожайные 1820-1822гг. Нехватка продуктов из-за неурожая, война и голод – все это привело к сокращению населения. На протяжении следующих десятилетий смертность на Беларуси превышала рождаемость.

Крепостное с/х на протяжении второй четверти 19в. постепенно теряет специфические черты. Она попадает под влияние рынка и начинает приобретать товарный характер. Одной из причин роста товарности с/х явилось наличие значительного количества «потребительского» населения. Так, на Беларуси в 1835г. насчитывалось более 275000 человек городского и местечкового населения, которое занималось ремеслом, торговлей, предпринимательством и нанималось на разные работы.

С ростом товарности с/х увеличивается вывоз с/х продуктов в промышленные губернии России и за границу. В первой четверти 19в. началась специализация отдельных районов Беларуси. В частности, в Витебской губернии ежегодно изготавливалось до 500 тыс. пудов льноволокна. Лен засевали и в других губерниях, но не в таких количествах. В Минской губернии значительно расширились посевные площади картофеля, который затем перерабатывался в спирт. В южных районах Могилевской и Минской губерний с конца 30-х годов некоторые помещики засевали огромные поля сахарной свеклой, которую потом перерабатывали на своих сахарных заводах.

Со второй четверти 19в. в с/х Беларуси развивается тонкорунное овцеводство. В конце 30-40-х годов в Гродненской губернии производилось ежегодно до 40-50 тыс. пудов высококачественной тонкорунной шерсти. Вообще в первой половине 19 в. животноводство на Беларуси было развито слабо. Только некоторые из помещиков пробовали приспособить продукты животноводства к нуждам рынка.

Удельный вес предпринимательского земледелия на протяжении первой половины 19в. был незначительным. Продуктивность с/х производства на Беларуси сдерживалась в первую очередь влиянием крепостного права.

В 40-х годах процесс разложения феодального хозяйства углубился, перерос в общий кризис феодально-крепостной системы. В белорусских губерниях кризис проявился в уменьшении урожайности, сокращении поголовья скота, снижении прибыльности помещичьих поместий.

Одним из показателей нарастающего кризиса существующей системы было крестьянское движение. В 180-1839гг. в Беларуси зафиксировано 160 крестьянских волнений, которыми были охвачены 147 поместий и более 200 поселений. 37 выступлений были подавлены военной силой. Абсолютное большинство волнений выпадало на панские поместья. Углубление антагонизма между крестьянством и помещиками было вызвано усилением крепостного нажима, которое проявлялось в увеличении размеров барщины и чинша, захвате крестьянских наделов, насильственным переселением крестьян на неурожайные земли, перевод на вотчинные фабрики, жестоким обхождением. Особенностью социальных противоречий на Беларуси являлось их переплетение с национально-религиозной враждебностью между крестьянами и панами.

Борьба крестьян против угнетения выявлялась в разных формах: жалобы, отказ от выполнения повинностей, побеги, сопротивление вотчинной полиции и войскам. Участились случаи убийства крепостными своих панов и экономов поместий. Распространенной формой протеста был поиск крестьянами «вольных земель». Они верили, что есть места, где люди живут свободно. Поэтому часто крестьяне направлялись в поисках лучшей доли.

Большая часть волнений в 1847-1848гг. была связана с введением инвентарей. Возмущение крестьян вызвал тот факт, что вместо ожидаемой «воли» появились инвентари, которые подтверждали сохранение крепостничества. Имели место случаи, когда выступления крестьян были связаны с пропагандистской антиправительственной деятельностью шляхты. Крестьянские выступления стали большой угрозой в связи с активизацией польского национального движения и борьбой галицийских крестьян за свою свободу. Борьба государственных и помещичьих крестьян за улучшение своего положения содействовала отмене крепостничества.


38. Промышленность Беларуси в 19в.: этапы и особенности её развития.

Развитие промышленности в Беларуси прошло три этапа: мелкое товарное производство, мануфактура и фабрика. До середины 19в. промышленность Беларуси основывалась основным образом на мелкотоварной и мануфактурной ступенях развития.

Преобладающее большинство городской промышленности Беларуси в первой половине 19в. находилось на стадии мелкотоварного ремесленного производства. Ее развитие сдерживали крепостной строй. Тем не менее в ремесленном производстве происходят значительные изменения. Были ликвидированы самостоятельность и корпоративная замкнутость цехов, их монополия в производстве. Члены цехов получали права наниматься на фабрики и заводы. В крупных мастерских начали использовать наемных рабочих.

В городах и местечках было много мелких предприятий с 1-3 рабочими. Среди них наиболее распространенные – кожевенные, медные, кирпичные производства. Рынок сбыта их был очень узким. Крестьяне были не в состоянии купить их изделия. Не имея необходимых денег, крестьянское хозяйство ориентировалось на самообеспечение всем необходимым. Продукция городской промышленности не интересовала крупных помещиков-предпринимателей. К тому же в городах не было сконцентрировано больших капиталов. Поэтому купцам и мещанам приходилось самим платить за земельные участки, сырье и рабочую силу. С этой причины конкурировать с вотчинниками им было очень тяжело, а иногда и невозможно.

В первой половине 19в. развитой была вотчинная промышленность. Это объясняется тем, что помещикам принадлежали главные ценности в Беларуси – земли, воды, лесные и ископаемые богатства, крепостные крестьяне так же были их собственностью.

Помещикам было значительно легче, чем купцам и мещанам, организовывать промышленные предприятия. Вотчинная промышленность пользовалась бесплатным сырьем и бесплатной рабочей силой крепостных. Преобладание крепостного труда на промышленных предприятиях Беларуси была отличительной чертой ее экономического развития. В начале 19в. на Беларуси насчитывалось более 50 крупных предприятий, которые имели до 200 рабочих, 45 из ни принадлежали помещикам.

На Беларуси наиболее распространенными были перерабатывающие предприятия – винокурные, суконные, полотняные, сахарные, мукомольные. Особенное развитие получили винокурни.

В это время возникают и предприятия, основанные на вольном труде. В 50-е годы 19в. значительное количество вольнонаемных работало на сахарных мануфактурах. Но большинство рабочих были крепостными, которых паны на короткий срок отпускали на заработки.

В середине 20-х годов количество мануфактур увеличилось. Если в 1796г. на Беларуси насчитывалось 8844 мелких промышленных предприятий, а также 53 мануфактуры, то к 1805г. количество мануфактур увеличилось на 104, а мелких предприятий сократилось до 6681. При этом продукция и тех и других увеличилась. Ведущей отраслью промышленности была суконная. После суконной шли полотняная и стеклянная отрасли. Наиболее развитой в промышленном отношении в первой половине 19в. была Гродненская губерния. Там было сконцентрировано более 1/3 предприятий и более половины рабочих Беларуси.

Промышленное развитие белорусских губерний во 2-й четверти 19в. ускорилось. До середины 40-х годов всего на Беларуси было уже 215 предприятий мануфактурной промышленности с 3920 рабочими. Ведущей отраслью оставалось суконная, в которой в 50-е годы работало около ¼ всех рабочих. Вместе с тем увеличивается количество капиталистических предприятий, которые использовали вольнонаемный труд. Это было связано с тем, что на крепостных мануфактурах производительность была низкой, что приводило к высокой себестоимости продукции и низкой рентабельности предприятий.

Т.о., предприятия мануфактуры уже не могли приносить высокие прибыли и поэтому постепенно прекращали свое существование. Начиная с 50-х годов 19в. идет быстрый рост купеческих, капиталистических предприятий, которые использовали вольнонаемный труд. В 1860г. до 45% всех предприятий действовали на основе вольного найма.

Фабрики на Беларуси начали возникать в 20-е годы 19в. Первыми были построены суконные фабрики в местечках Хомск и Косово Кобринского повета. Тут были установлены паровые двигатели, которые появились на Беларуси на два десятка лет позже, чем в России. Крупным было сахарное предприятие князя Паскевича в Гомеле. В 1841г. начал работать мукомольный завод капиталистического типа в Могилеве. Так, на Беларуси появились первые предприятия с механизированным производством. Переход от ручного труда к механизированному означал промышленный переворот, который должен был привести к повышению производительности труда и создать новую организацию производства – фабрично-заводскую промышленность.

Промышленность по-прежнему специализировалась на переработке с/х продукции.

Фабричная промышленность имела низкий удельный вес в общем выпуске промышленной продукции. Мелкие предприятия давали почти 84% всей промышленной продукции. Мануфактуры – 7,4%, фабричная – до 9%.

Наибольших успехов достигла суконная промышленность, т.к. она поставляла сукно для армии. Правительство было заинтересовано в их развитии.

Среди предприятий Беларуси значительное место занимали бумажные, железообрабатывающие, кирпичные заводы или фабрики. Они работали на местном сырье.

В 30-е годы часть предпринимателей создает новые сахарные предприятия. «Сахарная горячка» в Беларуси началась. Главным образом, в Минской и Могилевской губерниях. Сахарные заводы основывались в основном на вольнонаемном труде, некоторые из них имели паровые двигатели. Однако «сахарная горячка» продолжалась недолго. Небольшие сахарные заводы Беларуси не выдерживали конкуренции с более крупными предприятиями России, Украины, Польши и в середине 60-х годов 19в. прекратили свое существование.

Несмотря на существенные сдвиги, развитие промышленности Беларуси первой половины 19в. было незначительным, а темпы развития – медленными.


39. Социально-экономическое развитие белорусских городов в 1 пол. XIX в. Городское население: социально-культурная и этноконфесиональная характеристика.

В нач. XIX в. в Беларуси было 40 городов - поветовых и губернских центров. Необычно быстрый рост городского населения в Беларуси в 30-50-е гг. объясняется преимущественно не экономическими, а политическими факторами, прежде всего - принудительное выселение евреев из деревни и помещитских имений в города и местечки. В полной степени это способствовало развитию городской промышленности и торговле.

Городская промышленность в 1 п. XIX в. была представлена исключительно ручным производством в форме ремесла, простой кооперацией (5-15 рабочих) и единичных мануфактур. Большинство городских ремесленников занималось производством обуви, одежды, обработкой дерева и металла, строительными и ремонтными работами. Из 7 мануфактур, что действовали в к XVIII - нач XIX вв., 3 суконные (в Бресте, Минске и Несвиже) и 1 шелковых поясов (в Слуцке) принадлежали помещикам и использовали принудительный труд крепостных крестьян. Однако в целом среди владельцев промышленных предприятий в городах в тоже время преобладали мещане. На их предприятиях использовался вольнонаемный труд.

В сер. XIX в. в городах появились первые фабрики. Однако городская мещанско-купеческая промышленность Беларуси оказалась неспособной к конкуренции с вотчинной промышленностью, её душило феодально-крепостническая система. В 1 пол. XIX в. выросло число местечек (с 290 до 400). Этот рост был связан с правом дворян устанавливать в своих владениях базары и рынки. В таких случаях соответствующие поселения с разрешения губернатора переводились в разряд местечек. Неслучайно преимущественное большинство местечек принадлежало помещикам. К их числу относятся Гомель, Горки, Мир, Шклов, Смаргонь. В ряде местечек действовали вотчинные промышленные предприятия и крупные рынки. Однако основная масса местечек относилась к небольшим поселениям сельского типа.

Городское население Беларуси в I вол. XIX в. делилось на характерные для феодального общества сословия. Основными являлись: дворяне, духовенство, купцы, мещане и крестьяне. Как отдельные сословные группы учитывались чиновники, военные, «почётные» граждане. Бюрократический аппарат составляли дворяне и духовенство, они могли влиять на политику царизма. Определённые сословные привилегии имела гильдия купцов, однако влиять на политику царизма она практически не могла. В отличие от дворян и духовенства купцы не освобождались от государственных налогов и в этом отношении их положение не отличалось от мещан и крестьян.

Существенной особенностью социально-сословного состава населения городов Беларуси в 1 п. XIX в. являлся низкий удельный вес в нём крестьян. Это объясняется господством барщины как в помещитской, так и казённой (до сер. 40-х г.) деревне, что практически исключало переселение крестьян в город. Самой многочисленной категорией городского населения являлись мещане. К ним относились: ремеленники, мелкие торговцы, чернорабочие, домашняя прислуга, люди, кот. занимаются огородничеством и извозом.

Городское население платило разные гос-ные и местные (земские) налоги и выполняло многочисленные натуральные повинности. Главным из гос-ных налогов был подушный сбор, но ставка его в 2 превышала сельскую. Земский налог назначался на содержание городского магистрата, полиции, тюрем, почтовой службы и т.д. Все строительные работы общественного значения в городах выполняли сами горожане или платили специальный налог. Рекрутская повинность возлагалась на крестьян и мещан, кот. жили в городах. В дополнение к тому города и местечки обозначенные для размещения гарнизонов должны были обеспечить военных квартирами и едой, от военного постоя горожане стремились откупиться специальными денежными сборами.

Огромные налоги и повинности в пользу феодально-крепостнического гос-ва почти целиком поглощали доходы даже зажиточной части горожан и доходы городов. Они отрицательно сказывались на их соц-экономическом развитии, на процессе первоначального накопления капитала, формирование городской, торгово-промышленной буржуазии. Из-за низкого уровня развития промышленности и торговли доходы городов были относительно совсем не большие.

Население городов было много этническим и много конфессиональным. Среди городского населения существовали представители разных конфессий такие как: православные, униаты, катрлики, иудеи, лютеране, протестанты, мусульмане и др.

Реформы 60 - 70-х гг.

Развитие капитализма в Европе к началу XIX века привело к смене феодально-абсолютистских монархий и появлению новых форм государственного устройства – конституционных монархий, конституционно-парламентских республик. В отличие от западно-европейских стран государственно-политический строй России к середине XIX в. оставался на уровне средневековья. Здесь господствовал абсолютизм и крепостное право. Свидетельством отсталости России явилось ее поражение в крымской войне (1853 – 1856 гг.). Стало очевидным, что российская крепостническая система проигрывает западной капиталистической. Это заставило правительство задуматься над необходимостью проведения реформ.

Эта необходимость ярко проявилась в Беларуси. Большинство ее жителей (74,3%) составляли крестьяне, которые делились на помещичьих, государственных, поезуитских, церковных и монастырских. Попытки помещиков приспособиться к потребностям рынка и повысить доходность хозяйств путем усиления крепостничества привели к упадку крестьянского хозяйства. Проблема увеличения доходности помещичьих имений не разрешалась. Все чаще помещики обращаются к кредиту и закладывают свои имения и крепостных крестьян в залог. В 1859 г. белорусскими помещиками было заложено в кредитных учреждениях около 60% крепостных. В целях увеличения прибыли имений, их доходности, помещики расширяли запашку, увеличивали барщину, которой в 50-е годы было охвачено свыше 90% крепостных. Усиление помещичьего гнета вело к росту крестьянских волнений. В 1858 – 1860 гг. они прошли почти во всех уездах Беларуси. Одиннадцать раз их подавляли военной силой.

Чтобы предотвратить социально-политический взрыв, правительство стало на путь реформ. Начать реформы было решено с белорусских и литовских губерний. Учитывалось, что помещичьи хозяйства Беларуси были довольно тесно связаны с рынком и имели опыт применения труда безземельных крестьян. По мнению властей, помещики здесь были более подготовлены к отмене крепостного права, чем в других губерниях России. Брался в расчет и тот факт, что в губерниях, граничащих с Польшей, крестьяне уже пользовались личной свободой. Помещики Беларуси неоднократно высказывались за отмену крепостного права с сохранением земли в своих руках. В сентябре 1857 г. помещики Виленской, Гродненской и Ковенской губерний направили в Петербург адреса (ходатайства), в которых выражали желание освободить крестьян, но без земли. В ответ в ноябре был опубликован рескрипт царя на имя Виленского генерал-губернатора В. Назимова, в котором разрешалось в губерниях учредить дворянские комитеты и общую комиссию в Вильно для подготовки проектов освобождения крестьян. В 1858 г. комитеты, созданные в Минской, Виленской и Гродненской губерниях, высказались за безземельное освобождение крестьян. Проекты безземельного освобождения крестьян правительством были отвергнуты.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Крестьяне получили, хотя не сразу, личную свободу, их нельзя было продавать, дарить. Они получили свободу вступать в брак, вести судебные дела, беспрепятственно заниматься хозяйственной деятельностью. В Беларуси реформа проводилась на основе общего и двух местных положений. На Витебскую и Могилевскую губернии распространялось «Положение для губерний великороссийских, новороссийских и белорусских». В тех губерниях, где господствовало общинное землепользование, размеры предоставляемых крестьянам наделов составляли на душу мужского пола: высший – от 4 до 5,5 десятин, низший – 1/3 высшего. Если размер надела превышал высшую норму, то помещик имел право «отрезать излишек» в свою пользу (отрезки). Сохранялась круговая порука. В Виленской, Гродненской и Минской губерниях, где не существовало крестьянской общины, а было подворное землепользование, в крестьянское землепользование передавалась та земля, которой они пользовались до 1861 г. согласно инвентарям. В том случае, если у крестьян земли было больше, чем указано в инвентаре, или у помещика оставалось менее 1/3 части удобных для земледелия земель, последний получал право отрезать в свою пользу 1/6 крестьянской земли. Повинности устанавливались на уровне инвентарных норм и выполнялись индивидуально.

Крестьяне получили право выкупать свою усадьбу, а с согласия помещика и полевой надел. Выкуп крестьянин должен был платить только за землю. Однако цена на нее в Беларуси была завышена в 3 – 4 раза. 20% суммы при выкупе платили сами крестьяне, а оставшуюся часть правительство, которую они должны были в течении сорока девяти лет выплатить государству.

Крестьяне не приняли объявленной им «свободы», отказывались выполнять барщину, самовольно рубили леса, поджигали помещичьи имения. В течение 1861 г. отмечено 379 крестьянских выступлений, в 125 случаях для их усмирения использовалась вооруженная сила. Восстание 1863 г. вынудило правительство принять меры, смягчающие социально-политическую напряженность. Указом 1 марта 1863 г. вводился обязательный выкуп крестьянами своих наделов в Виленской, Гродненской, Минской губерниях. С 1 мая прекращались временно-обязанные отношения, выкупные платежи снижались на 20%. Генерал-губернатор М. Муравьев подписал приказ о наделении трехдесятинными земельными участками тех, кто утратил землю в 1846 – 1856 гг. Эти меры смягчили последствия реформы в Беларуси. В 1867 г. оброк был заменен на обязательный выкуп земли для государственных крестьян.

Отмена крепостного права сочеталась с рядом других реформ, способствующих переходу страны на капиталистический путь развития. В Беларуси одни из них не осуществлялись вовсе, а другие трансформировались в зависимости от политической обстановки. Одной из первых началась военная реформа. Страна была поделена на военные округа, срок службы был сокращен до 7-8 лет. В 1874 г. была введена всеобщая воинская повинность для мужчин, достигших 20-летнего возраста. Срок службы для лиц, имевших образование, значительно сокращался. Земская реформа 1864 г. была распространена на территории Беларуси только в 1911 г. и коснулась только Витебской, Минской и Могилевской губерний. Правительство опасалось усиления польского влияния в земских выборных органах. Это стало причиной отсутствия земств в Виленской и Гродненской губерниях, где вес католического населения был значительным. По этой же причине с большим опозданием и существенными отступлениями от статута проводилась в Беларуси и судебная реформа. Только в 1872 г. были введены мировые суды. Мировые судьи здесь не избирались, а назначались из числа помещиков министром юстиции. В 1882 г. в западных губерниях были созданы окружные суды и соответствующая прокуратура. Окружные суды Минской, Гродненской и Виленской губерний были отнесены к Виленской судебной палате. Витебской губернии – к Петербургской, а Могилевской – к Киевской. В 1889 г. был введен институт земских начальников, которые наделялись правом вмешиваться во все дела сельского самоуправления и безо всяких судебных формальностей накладывать на крестьян определенные наказания. В Беларуси (только в Витебской, Могилевской и Минской губерниях) закон о земских начальниках был введен лишь в 1900 г.

Школьная реформа проводилась в соответствии с «Положением о начальных народных училищах» и «Статутом гимназий и прогимназий» 1864 г. В основу этих документов был положен принцип всесословности образования. Расширилась сеть начальных школ. Среднее образование давали классические гимназии и ремесленные училища. Однако контингент учащихся в средней и высшей школе регулировался высокой оплатой за обучение.

В 1875 г, т.е. на пять лет позже, чем в русских губерниях, в Беларуси стала проводиться реформа городского самоуправления. В ее основу был положен буржуазный принцип всесословности выборных органов управления при соответствующем имущественном цензе. От выборов в городские думы полностью отстранялось большинство населения, не имевшего необходимого имущественного ценза: ремесленники, рабочие, домашняя прислуга. От выборов фактически устранялось еврейское население, составлявшее в Беларуси большую часть городского населения.

Буржуазные реформы 60 – 70-х гг. в Беларуси проводились с определенными ограничениями, в отличие от Центральной России. Это проявилось прежде всего в области землевладения и землепользования, что было направлено преимущественно против католиков, евреев и иностранных подданных. По закону 5 марта 1864 г. «лицам польского происхождения» и евреям в западных и юго-западных губерниях было запрещено покупать казенные и частные земельные владения, проданные за долги. Им не разрешалось также приобретать, принимать в залог, управление, аренду земли, купленные на льготных условиях. Они не имели права пользоваться льготами и ссудами. Согласно закону от 10 июля 1864 г. евреи «черты оседлости» вообще были лишены права приобретать земли. Законом от 10 декабря 1865 г. «Лицам польского происхождения» также запрещалось получать в собственность имения. В мае 1882 г. правительство запретило евреям селиться вне городов Беларуси за исключением Могилевской губернии, что привело к искусственному сосредоточению его в городах и местечках. Это способствовало аграрному перенаселению в деревнях.

В результате проведения реформ открылась дорога к замене крепостнических производственных отношений капиталистическими.

В первой половине XIX в. в Беларуси происходили общие для Российской империи процессы, которые вели к распаду феодально-крепостнической системы, к возникновению новых - капиталистических отношений.

В первой половине XIX в. происходил заметный рост городов и торговли. С конца XVIII в. по 60-е годы XIX в. население белорусских городов возросло в 4 раза (с 82 тыс. до 320 тыс. чел), а удельный вес горожан в общей численности населения увеличился с 3,5 до 10%.

Приспосабливаясь к потребностям рынка, помещики перестраивали свое хозяйство, высевая более выгодные в товарном отношении культуры. Появились районы с той или иной специализацией сельскохозяйственного производства.

Крестьянское хозяйство втягивалось в процесс формирования капиталистических отношений медленней по причине господства барщинной системы. Крестьяне в это время составляли 90% всего населения Беларуси – 70% крестьян были помещичьими, 19% - так называемыми казенными (государственными).

К 50-м годам XIX в. процесс распада феодально-крепостнической системы перешел в положение кризиса.

По решению правительства в 1839 г. в западных губерниях началась реформа среди государственных крестьян. Инициатором реформы стал министр государственных имуществ России граф П.Д. Киселев. 28 декабря 1839 г. были подписаны указы о новой системе руководства и люстрации государственных имений в западных губерниях.

21. Общественно-политическое движение в Беларуси в первой поло- вине XIX в.

Недовольные разделами Речи Посполитой объединялись в кружки и товарищества для выработки и осуществления своих социальных и национальных идеалов.

В ноябре 1830 г. в Варшаве началось шляхетское восстание, руководители которого ставили основной целью восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г. Подготовку восстания в Беларуси осуществляли польская и ополячен-ная шляхта, польская интеллигенция, студенты, чиновники, офицеры-поляки, католическое и униатское духовенство. В начале 1831 г. для подготовки восстания в Беларуси был создан Виленский Центральный повстанческий комитет .

Летом 1831 г. восстание было подавлено. Разгром восстания привел к отмене автономии Польши и Конституции 1815 г..

Наряду с репрессиями российское правительство провело в Беларуси ряд политических и административных мероприятий, направленных на укрепление здесь своей власти. Консолидация белорусского населения под эгидой православия – опоры самодержавия, рассматривалась как важное условие политической стабильности в регионе. В 1840 г. царь распорядился не употреблять в деловых бумагах термины «белорусские» и «литовские» губернии, а перечислять их по названию. Вводилось название «Северо-Западный край».

22. Культура Беларуси в первой половине XlX в.

Отличительной чертой развития культуры Беларуси в этот период было усиление в первой трети XIX в. ее полонизации. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности, и нашла поддержку среди польского магнатства и

полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра. Белорусский язык квалифицировался как диалектный говор русского.

В соответствии с реформой просвещения 1803 – 1804 гг. школьная система строилась по принципу единства и преемственности. После восстания 1830 – 1831 гг. царское правительство меняет политику в области образования. 1 мая 1832 г. был закрыт Виленский университет.

Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и др. Первым классиком белорусской литературы стал Винцент Дунин-Мартинкевич. Впервые живой белорусский язык зазвучал в его произведении «Селянка» («Идиллия»). В начале 60-х гг. он создает свое лучшее произведение «Пинская шляхта».

В культуре Беларуси первой половины XlX века значительное место принадлежало театру. Событием в театральной жизни Беларуси было возникновение первой труппы белорусского национального театра В. Дунина-Мартинкевича.

Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...