Полный курс русского языка 4. Подлетает к ней комар

Урок

Тема: Топографические карты и их практическое использование.

Цели по содержанию:

Образовательные: способствовать формированию навыков работы с топографическим планом, картой, масштабом; умение проводить простые вычисления для перевода масштаба из одного вида в другой; использование масштаба при работе с картой, проводить измерения и расчеты; читать топографический план при помощи условных знаков.

Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать, объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с текстом учебника, атласа

Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры, развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью плана местности.

Метапредметные: формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Предметные: определять масштаб на плане, карте; переводить масштаб из одного вида в другой; производить измерения на плане и простые вычисления; читать топографический план при помощи условных знаков.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: осознавать необходимость изучения темы. Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом, работать в парах, группе, с коллективом.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, групповая,

Оборудование: глобус, физическая карта Донецкой области, топографические карты различных масштабов, атласы, школьные принадлежности, приборы, учебное пособие,электронные карты.

Тип урока: урок формирования знаний и умений учащихся.

Формы урока: урок деловая игра; практическая работа.

Ценностный компонент урока: основной графический документ о местности, содержащий точное, подробное и наглядное изображение местных предметов и рельефа.

Ход урока

    Организационный момент .

    Актуализация знаний, целепологание.

Блиц – опрос:

    Что наз. Планом местности? 2. Какими условными знаками изображают объекты местности? 3. Что называют масштабом плана?

    Что такое географическая карта? -Чем отличается географическая карта от плана местности?

    По каким признакам классифицируют карты? Для чего это нужно делать? -Как вы представляете себе карты будущего?

    Что такое цифровые и электронные карты?

    Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Учитель. Представьте, что вам нужно изобразить территорию школьного двора на листе бумаги. Как вы это сделаете?(Учащиеся предлагают варианты). Сообща приходим к выводу о масштабе.

Через него учащиеся приходят к выводу о цели и задачах урока.

IV.Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся .

Музыканты из разных стран понимают друг друга и используют свой особый языкнотную грамоту. Для математиков таким языком общения стали цифры и символы. Химики применяют в своей науке язык символов химических элементов и формул веществ. Для танцоров существует язык жестов и движений. Мы знаем, что языком, которым владеют географы всех стран, является язык знаков. Знаки и обозначения на карте поймет без труда и ученый, и геолог, и полярник любого государства. Этот язык помогает людям создавать планы местности, ориентироваться на любой территории. Например, мы многое можем узнать о реке по условным знакам.

Учащиеся работают с условными знаками в атласе

В картографии существует такое понятие, как топографическая изученность определенной территории. Что же это такое? Оказывается, изученным в топографическом отношении называют такой участок пространства,систематические топографические съемки которого предоставили возможность создать его крупномасштабную карту. С течением времени сама местность изменяется, повышаются требования к картам, появляются более современные и точные карты, совершенствуется их содержание и способы оформления.

V / Усвоение новых знаний и способов действий .

Топографические карты – это основной графический документ о местности, как было сказано ранее. И они имеют большое значение во всех отраслях народного хозяйства и в военном деле. Они предназначены для работы командиров и штабов всех степеней при подготовке, организации и ведении боевых действий. По ним изучают и оценивают местность, решают различные расчетные задачи, связанные с определением расстояний, углов и площадей, высот, превышений и взаимной видимости точек местности, крутизны и видов скатов и т.д.

Топографические карты служат надежным путеводителем, которым пользуются войска для ориентации и движения на местности. По ним планируется маршрут и готовятся данные для движения по азимутам. Карты позволяют точно определить не только свое местонахождение, но и координаты ориентиров и целей. В настоящее время топографическая карта является одним из основных средств управления при организации и ведении боя. Но для этого надо хорошо знать условные знаки, уметь определять географические координаты и расстояния, пользоваться километровой сеткой, определять масштаб – читать топографическую карту. Этим мы сегодня с вами и займемся – шаг за шагом, очень подробно и грамотно вы научитесь пользоваться этими картами. Для этого у каждого из вас на столе лежит по три топографические карты разных масштабов. Часть теоретического материала вам хорошо известно, будем его отрабатывать в условиях новых требований программы. Итак, полнота, подробность и точность изображения местности на карте зависят, прежде всего от ее масштаба.

Масштаб карты показывает, во сколько раз длина линии на карте меньше соответствующей ей длины на местности. Он выражается в виде двух чисел.

-Прошу вас закончить предложение : масштаб - это дробь… /у которой в числителе единица, а знаменатель – число, указывающее, во сколько раз расстояние на плане или карте меньше, чем сама местность/.

-Существует несколько видов записи масштаба, назовите их. /ответ:

Численный масштаб 1:1 000;

Именованный масштаб – в 1 см – 10 м;

Линейный масштаб – это прямая линия, разделенные на равные части – см/.

Наш урок – деловая игра. Задание всем учащимся: определите масштабы всех топографических карт, которые лежат у вас на столах; в тетради внесите данные об этих масштабах. Произведите переход от одного вида записи масштаба к другим.

Учитель: для топографических карт установлен масштабный ряд – внесите его в тетради:

Масштаб карты Величина масштаба Название карты

1 :10 000 100 м десятитысячная

1:25 000 250 м двадцатипятитысячная.

1:50 000 500 м пятидесятитысячная

1:100 000 1 км стотысячная

1:200 000 2 км двухсоттысячная

1:500 000 5 км пятисоттысячная

1:1000 000 10 км миллионная.

У вас на столах лежат карты масштабов 1:25 000 и 1:50 000. Прошу командиров подразделений детально изучить небольшие участки местности. Первый командир изучает карту масштаба 1:25 000 – такие карты применяются в войсках для детального изучения отдельных наиболее важных рубежей и участков местности, например при форсировании водных преград. Второй командир изучает карту масштаба 1:50 000 – такие карты используются для изучения местности, ориентирования на ней, проведения измерений и расчетов, требующих высокой точности. Обращаю ваше внимание на то, что вы должны очень подробно изучить все населенные пункты и другие объекты, имеющие важное значение для решения военной задачи.

Во-первых , рассмотрим масштаб. Здесь представлены все 3 вида:

– Численный 1:10.000 – это значит, что в 1 см на плане или карте 10.000 см в действительности. Для реальных вычислений этот масштаб неудобен.

– Именованный в 1 см 100 м – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по прямой (по линейке).

– Справа изображен линейный масштаб – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по кривой (с помощью циркуля с двумя иголками). Например длину изгиба р. Беличка по карте.

Физкультминутка

Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь плечами крутим -
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
Шаг на месте. Ходим строем,
Сейчас дыханье успокоим.
Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься.

Следующее задание: определение расстояний по карте.

Рассказ учителя: Чтобы определить расстояние между точками местности (предметами, объектами), пользуясь численным масштабом, надо измерить на карте расстояние между этими точками в см и умножить полученное число на величину масштаба. Например, на карте масштаба 1:50 000 расстояние между двумя точками составляет 4,2 см. Следовательно, искомое расстояние на местности будет равно 4,2 х 500=2100 м. Небольшие расстояния между двумя точками по прямой линии проще определить, пользуясь линейным масштабом. Для этого достаточно циркуль-измеритель, раствор которого равен расстоянию между заданными точками на карте, приложить к линейному масштабу и снять отсчет в метрах или километрах. Большие расстояния между точками по прямым линиям измеряют с помощью длинной линейки или циркуля-измерителя. «шаг» циркуля-измерителя устанавливают так, чтобы он соответствовал целому числу километров, и на измеряемом по карте отрезке откладывают целое число «шагов». Расстояние, не укладывающееся в целое число «шагов» циркуля-измерителя, определяют с помощью линейного масштаба и прибавляют к полученному числу километров. Для определения маршрута по карте применяют специальный прибор, называемый курвиметром, который особенно удобен для измерения извилистых и длинных линий. В приборе имеется колесо, которое соединено системой передач со стрелкой. При измерении расстояния курвиметром нужно установить его стрелку на нулевое деление, а затем прокатить колесико вдоль маршрута так, чтобы показания шкалы возрастали. Полученный отсчет в сантиметрах умножают на величину масштаба и получают расстояние.

Работа в группах: произвести измерение расстояний различными способами: 1-я группа – с помощью линейки и масштаба; 2-я группа – с помощью «шага» циркуля-измерителя; 3-я группа - с помощью курвиметра.

Задача № 1. Найди расстояние от точки А до точки Б.

1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.

2. По именованному масштабу нам известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.

Могут быть задания по переводу из одного масштаба в другой и наоборот. Например: численный масштаб 1: 50.000.000 переведите в именованный. Сколько нулей мы должны убрать? в 1 м 100 см – это 2 нуля + в 1 км 1000 м – это 3 нуля, итого надо убрать 5 нулей.

Ответ: в 1 см 500 км.

Ответ : 42 градуса.

Обратный азимут найдем так: 360 – 42 = 318* (т.е. от т.32 м до точки Б).

Самоанализ проделанной работы: какой способ измерения оказался наиболее точным и почему? Ученики обобщают данные и приходят к выводу, что более точное измерение дает курвиметр. Однако каким бы способом не измеряли расстояние по кривым и извилистым дорогам, оно не будет соответствовать действительному расстоянию. В этом легко убедиться путем проверки результатам по спидометру автомашины – по карте расстояние окажется меньше, чем показания спидометра.

Местность на топографической карте изображается практически без искажений. Это объясняется тем, что поверхность земного шара переносится на топографическую карту не сразу вся, а по отдельным частям – зонам, шириной в 6 градусов по долготе, которые называют колоннами и параллелями делят на ряды через каждые 4 градуса. Счет колонн от 1-ой до 60-й ведут с запада на восток от меридиана 180 градусов, а рядов – от экватора к полюсам. В результате образуются клетки в виде трапеции размером 6 градусов по долготе и 4 градуса по широте. У вас на партах лежат «Схемы разграфки земного шара» для получения одного листа топографической карты масштаба 1:1000 000 . Решение создать карту всей суши в масштабе 1:1000000 было принято на Международном Географическом конгрессе в конце Х1Х века. Эту карту называют «Международная миллионная карта мира». Эта карта состоит из 144 листов масштабом 1:100 000.

При создании карт более крупного масштаба трапецию делят и меридианами на клетки меньшего масштаба. Лист топографической карты, который лежит у вас на столе /масштаб 1:25 000/, имеет размер по долготе 7 минут 30 секунд. Для удобства определения географических координат какого-либо объекта рамка топографической карты разделена на отрезки, равные 1 минуте, на каждом минутном отрезке точками отмечены деления, равные 10 секундам.

Определим, в пределах каких координат расположена местность на карте масштаба 1: 25 000. Ответ: долгота 18 градусов 07 минут 30 секунд в.д. и 18 градусов 00 минут в.д.; широта -54 градуса 40 минут с.ш. и 54 градуса 45 минут с.ш. Таким образом, размеры географических координат – листов 5 /параллели/, рамок карты – 7 минут 30 секунд.

Рассказ учителя, демонстрация и работа совместно с учащимися с картами:

Теперь изучим с вами прямоугольную /километровую/ сетку топографической карты: по топографической карте можно определять не только географические координаты объектов, но также их прямоугольные координаты – расстояние в километрах от экватора – /х/ и /у/ от осевого меридиана колонны /зоны/. С этой целью на топографическую карту нанесена так называемая километровая сетка в виде линий, пересекающихся под прямым углом. Линии проведены через целое число километров, выраженных в масштабе карты. Поэтому их называют километровыми линиями, а сетку – километровой. Все километровые линии у выхода за рамку листа карты подписаны цифрами, которые означают километры. На наших картах это значит: например, 6065 – это расстояние в километрах от экватора; 4311 – это вертикальные линии, которые показывают, что: 4 – карта расположена в 4-й зоне /от нулевого меридиана/, 311 – позволяет определить положение этой линии по отношению к осевому меридиану четвертой зоны.

азимут, магнитный и истинный – угол, образуемый в данной точке на местности или карте направлением на север и на какой-либо предмет. Азимуты по компасу измеряют на местности от направления, указываемого северным концом магнитной стрелки, т.е. указываемого северного направления магнитного меридиан а до направления на определенный предмет по часовой стрелке. Но магнитные меридианы не совпадают с истинными /географическими/ меридианами и образуют с ними углы . Азимуты на картах измеряются от истинных меридиано в. Угол между северным направлением истинного и магнитного меридиана называют магнитным склонением.

Картографический практикум: цель: применение полученных теоретических знаний на практике.

задания по определению знаков плана.

Например: Определить соответствие:

Ответ : А-2, Б-4, В-1, Г-3. Почти все знаки плана и топографической карты можно найти в атласе 6 класса.

Но есть ряд знаков, которых нет в атласе, но есть на экзамене:

1. На зеленом цвете леса стоит знак сосна

27 – средняя высота деревьев,

0,35 – средняя толщина дерева,

7 – среднее расстояние между деревьями.

2. Около моста стоит знак

Д – материал постройки,

5 – высота над уровнем воды, м.

121 – длина моста, м.

6 – ширина моста, м.

15 – грузоподъемность в тоннах.

4. Крутизна ската (КС) – называют угол склона ската к горизонтальной плоскости, чем этот угол больше, тем скат круче. Рассчитывают по формуле:

где h – высота ската в м., d – заложение ската (длина) в м.

Например: h – 30м. d – 600м.

=3градуса.

5. Около туннеля

8 – высота туннеля, 12 – ширина, 125 – длина в м.

Напомню правила составления плана:

1) Знать знаки и другие обозначения (например горизонтали и бергштрихи).

2) Знаки суши, в том числе и названия населенных пунктов (их пишут горизонтально), рисуются черным цветом.

3) Знаки водных объектов – синим цветом, в том числе и названия водоемов (названия рек – по течению, названия озер – горизонтально).

4) Каждый объект имеет точечную границу.

5) Одноэтажные, деревянные постройки тонируются желтым цветом, высотные – черным. Асфальтированные дороги – красным, лес – зеленым.

6) Почти все знаки плана рисуются в шахматном порядке (сад – столбиками, болота и солончаки – хаотично параллельно, овраг – по границе склона).

7) Самое главное – сориентировать план по отношению к северу.

Север – верх плана, юг – низ, правая сторона – восток, левая – запад. Но могут быть и задачи на засыпку: определенную часть карты повернули в любом другом направлении и задание таково: определить стороны горизонта. Здесь надо ориентироваться по меридианам (все соединяются на северном полюсе), и параллелям (они направлены с запада на восток).

В-четвертых, в ЕГЭ используют топографические карты для разнообразных логических задач. Приведу в пример некоторые задания из прошлых лет.

Ознакомьтесь с условными знаками топографических карт.

Задача 1 : Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для устройства тренировочного футбольного поля школьной команды. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.

Ответ : Для этих целей подходит площадка № 2. Потому что она ровная. № 1 не подходит, потому что она заболоченная. № 3 тоже не подходит, потому что на ней есть овраги.

А теперь проведем топографический диктант: Изобразите условными знаками местность, описанную А.С.Пушкиным в стихотворении «Деревня»: …Я твой люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят;

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крылаты…

Самооценка диктанта: учащиеся проверяют работы своих товарищей и определяют оценку, типичные ошибки и исправляют их.

Домашнее задание: выучить стр……….., повторить; -выучить по конспекту все основные положения

О.В. Узорова, Е.А. Нефедова

ПОЛНЫЙ КУРС
РУССКОГО ЯЗЫКА
все типы заданий,
все виды упражнений,
все правила,
все контрольные работы,
все виды тестов

Астрель
Москва

УДК 372.8:811.161.1
ББК 74.268.1Рус
У34

Узорова, О. В.
Полный курс русского языка: все типы заданий, все
виды упражнений, все правила, все контрольные
работы, все виды тестов: 4-й кл./ О.В. Узорова,
Е. А. Нефедова. - М.: ACT: Астрель, 2008. - 318, с.


Полный курс русского языка для четвёртого класса содержит
все необходимые правила, которые четвероклассник обязательно
должен знать, чтобы потом использовать выученную теорию
на практике.
С помощью разнообразных упражнений, а также контрольных
и тестовых заданий ученики лучше осваивают изучаемую тему,
тренируют память, повышают орфографическую зоркость
и культуру письменной речи.
Книгу можно использовать на уроках русского языка,
а также для индивидуальной работы дома.
УДК 372.8:811.161.1
ББК 74.268. 1Рус
Подписано в печать 21.04.2008. Формат 84х108 1/32
Усл. печ. л. 16,8. Тираж
экз. Заказ №
Общероссийский классификатор продукции
ОК-005-93, том 2; 953005 - литература учебная
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.007027.06.07 от 20.06.2007 г.

ISBN 978-5-17-053149-3 (ООО «Издательство ACT»)
ISBN 978-5-271-20794-5 (ООО «Издательство Астрель»)
ООО « Издательство Астрель », 2008

Содержание
Уважаемые взрослые! ....................................................
ПОВТОРЕНИЕ..................................................................
Предложение. Словосочетание..........................................
Однородные члены предложения.......................................
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.............................
ПРЯМАЯ РЕЧЬ................................................................
ОБРАЩЕНИЕ...................................................................
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ..................................................
Общие сведения об имени существительном.......................
Изменение имени существительного
при сочетании с другими словами......................................

Первое склонение...........................................................
Основные типы склонения имён существительных.
Второе склонение............................................................
Основные типы склонения имён существительных.
Третье склонение.............................................................

единственного числа........................................................
Правописание окончаний имён существительных
множественного числа.....................................................
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ....................................................
Общие сведения об имени прилагательном.........................

числа мужского и среднего рода........................................
Склонение имён прилагательных единственного
числа женского рода........................................................
Склонение имён прилагательных множественного числа.......
МЕСТОИМЕНИЕ................................................................
ГЛАГОЛ..........................................................................
Время глагола.................................................................
Спряжение глагола...........................................................
НАРЕЧИЕ.......................................................................
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ...................................................
ТЕСТЫ............................................................................

4
5
5
26
37
48
51
54
54
73
81
86
91
93
129
141
141
158
173
192
208
217
228
242
276
280
300

Уважаемые взрослые!
Перед вами полный курс русского языка для
четвёртого класса. Книга содержит все необходимые правила, которые четвероклассник обязательно должен знать, чтобы потом использовать
выученную теорию на практике. Для полного усвоения материала после каждого правила даются разнообразные упражнения. Это списывание
текста с выделением изучаемой орфограммы, фонетический разбор слов, преобразования слов,
подбор синонимов, антонимов, разбор слова по
составу, грамматический разбор предложения.
Кроме того, пособие содержит контрольные
работы за весь учебный год и тесты с ответами.
Уважаемые родители, имейте в виду, что по
какой бы программе ни учился ваш ребёнок,
в конце учебного года он должен безошибочно
выполнять любое задание из этой книги. Не огорчайтесь, если первое время он будет делать ошибки. В этой книге достаточно упражнений для
того, чтобы ребёнок усвоил базовый материал.
Книгу можно использовать на уроках русского языка, а также для индивидуальной работы
дома.

ПОВТОРЕНИЕ
Предложение. Словосочетание
1. Прочитай стихотворение.
2. Прочитай внимательно каждое слово
на строке.

4. Списывай текст частями.

1. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Через лужи на опушке
Прыгать учатся лягушки.
С детских лет лягушка-мама
Повторяет им упрямо:
Быть лягушкой нелегко,
Надо прыгать высоко!
К. Завойский
2. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Стрекозы, поздравляя с утром,
Кружась, сверкали перламутром.
Они справляли новоселье,
Где пни на корточки присели.
В просвет ветвей, словно в оконце,
С высот на них глядело солнце.
Н. Берендгоф
5

3. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

За моим окошком
Сказочные ели:
На ветвях зелёных
Тихо спят метели,
Лихо скачут белки,
Поползни снуют,
О весне синицы
Песенки поют.
Т. Белозёров
4. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Все весенние новости - восклицательные!
Их не сообщают, их выкрикивают.
Ледоход на реке!
Первые проталины на полях!
Грачи прилетели!
Жаворонки запели!
И улыбаются.
Н. Сладков
5. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Скрылась за рекою
Бледная луна.
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон.
Где-то за дорогой
Замирает звон.
С. Есенин
6

6. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Интересно прокатиться
На коне и на слоне!
Но удобнее сидится
У верблюда на спине!
С виду горд и непреклонен
Он на деле не таков!
По натуре он тихоня
И добряк из добряков.
С. Баруздин
7. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Очень славно пахнет лето:
Травкой,
Солнцем разогретой,
Алой сладкою клубникой
И степною ежевикой.
Терпкой, сочною листвой,
Пряной скошенной травой,
Робким дождиком грибным
И укропом молодым.
Т. Голуб
8. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах -
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды…
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
Е. Трутнева
7

1. Прочитай текст.
2. Посчитай, сколько в этом тексте предложений.
3. Запомни, как пишутся слова в предложении.
4. Списывай текст частями.
5. Проверь, правильно ли ты списал.
1. Раздели текст на предложения. Расставь
знаки препинания.

Выпал первый снег он укрыл дорожки и тропки ударил крепкий мороз лужи покрылись
хрупким и скользким ледком легко и ловко
мчатся мальчишки по гладкому льду они играют в снежки ребята рады первому снегу
2. Раздели текст на предложения. Расставь
знаки препинания.

По поверхности воды среди ряски и осоки
скользит утка с утятами у кромки воды лежат две лодки на лодке можно сплавать за
кувшинками они растут на маленьком острове в центре озера
3. Раздели текст на предложения. Расставь
знаки препинания.

На пригорке стоит несколько ясеней хорошо
сидеть под деревьями на мягкой травке ветер шуршит листьями вон на камне мелькнул хвост ящерки можно подивиться её
ловкости и осторожности
8

4. Раздели текст на предложения. Расставь
знаки препинания.

Поздняя осень уже не может удержать тепло холодный ветер далеко проник на юг грустные стоят луга поля облетела листва
с деревьев лес весь просвечивается на поляне царствует могучий дуб упрямо на дубе держатся жёлтые листья они тихо шумят
5. Раздели текст на предложения. Расставь
знаки препинания.

Жара заставила нас войти в рощу я бросился
под высокий куст орешника лёг на спину вот
клён раскинул свои лёгкие ветки тихо шелестят в вышине листья я любуюсь их мирной
игрой приятно лежать на спине в лесу
6. Раздели текст на предложения. Расставь
знаки препинания.

Мы часто собираем в лесу землянику мы охотимся только за созревшими ягодками а они
ловко прячутся в густой траве а вы любите
собирать сладкую землянику или вам нравится только её кушать но ведь ягодка с куста бывает самой вкусной
7. Раздели текст на предложения. Расставь
знаки препинания.

Жаркий июльский день мальчики собрались
идти на бульвар Коля хочет взять игрушечную машинку Петя берёт роликовые коньки Жучка смотрит на мальчиков возьмите
меня гулять
9

1. Прочитай каждое предложение.
2. Подумай, какой знак препинания ты
поставишь.
3. Запиши предложение.
4. Проверь, правильно ли ты поставил
знак препинания.

1. Спиши, расставляя знаки препинания.

Кто там(?!.)Кто там летит в вышине(?!.)
Кто там в тёмной ночной глубине(?!.)
Кто там воет, кто там стонет,
Кто метлою тучи гонит(?!.)
Кто там кружится над чёрною чащею(?!.)
Кто там свистит над деревнею спящею(?!.)
Это баба-яга, костяная нога
Над землёю кружит,
Тёмный лес сторожит(?!.)
В. Лунин
2. Спиши, расставляя знаки препинания.

Шёл лесничий из сторожки
По глухой лесной дорожке(?!.)
А навстречу заинька,
Серенький, маленький(?!.)
- Ты куда бежишь, косой(?!.)
- Я бегу к себе домой(?!.)
- Покажи мне, где твой дом(?!.)
- Под развесистым кустом(?!.)
Г. Ладонщиков
10

3. Спиши, расставляя знаки препинания.

Почему ты чёрен, кот(?!.)
- Лазил ночью в дымоход(?!.)
- Почему сейчас ты бел(?!.)
- Из горшка сметану ел(?!.)
- Почему ты серым стал(?!.)
- Пёс в пыли меня валял(?!.)
- Так какого же ты цвета(?!.)
- Я и сам не знаю это(?!.)
В. Левановский
4. Спиши, расставляя знаки препинания.

Дождик, дождик, замолчи (?!.)
По окошку не стучи (?!.)
Не стучи так звонко,
Не буди котёнка (?!.)
Не стучи, мы будем спать (?!.)
Ты не будешь нам мешать (?!.)
Н. Рождественская
5. Спиши, расставляя знаки препинания.

Солнце, солнце, ты откуда(?!.)
- Я из зорьки золотой(?!.)
- Дождик, дождик, ты откуда(?!.)
- Я из тучки грозовой(?!.)
- Ветер, ветер, ты откуда(?!.)
- Я из дальней стороны(?!.)
Мы три брата,
И повсюду добрым людям
Мы нужны(?!.)
О. Высотская
11

6. Спиши, расставляя знаки препинания.

Села пчёлка на цветок,
Опустила хоботок.
Подлетает к ней комар:
- Что ты ищешь там(?!.)
- Нектар(?!.)
- А тебе не надоело(?!.)
Не наскучило искать(?!.)
- Нет(?!.)
Тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать(?!.)
Г. Ладонщиков
7. Спиши, расставляя знаки препинания.

Скажите, Букашка,
Вы любите кашу(?!.)
- Конечно(?!.) Но только свою,
А не вашу(?!.)
- Какая же каша у вас,
У букашек(?!.)
- Обычная каша - из роз
И ромашек(?!.)
А. Дмитриев
8. Спиши, расставляя знаки препинания.

Близко долгая зима -
Вьюги, стужа, снегопад(?!.)
Интересно, кто им рад(?!.)
Разве только, может, ёж(?!.)
Да он спит всю зиму сплошь(?!.)
Или же барсук, сурок(?!.)
Тоже спят такой же срок(?!.)
В. Кремнёв
12

1. Прочитай предложение.
2. Определи грамматическую основу
предложения.
3. Найди второстепенные члены.
4. Определи виды обстоятельств.
5. Запиши предложения в определённом
порядке.
Обстоятельство - это второстепенный
член предложения, который обозначает
признак действия или признак признака.
Обстоятельство поясняет сказуемое или другие второстепенные члены предложения.
- Обстоятельство образа действия отвечает на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?
- Обстоятельство места действия отвечает на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?
- Обстоятельство времени действия отвечает на вопросы КОГДА? КАК ДОЛГО?
С КАКИХ ПОР? ДО КАКИХ ПОР?

1. Запиши предложения в таком порядке:

С обстоятельством времени;

с обстоятельством места.
Облака плыли по синему небу.
Осенью смолкнет весёлый птичий щебет.
Медленно падали большие и красивые снежинки.
13

2. Запиши предложения в таком порядке:

С обстоятельством времени;
с обстоятельством образа действия;
с обстоятельством места.
Вечером мама поджарила грибы.
Стрелой вылетела большая чёрная кошка.
Потух последний уголёк в большом костре.
3. Запиши предложения в таком порядке:

С обстоятельством времени;
с обстоятельством образа действия;
с обстоятельством места.
В овраге росла крупная сладкая малина.
Вчера Серёжу хвалил учитель.
Громко заухал большой филин.
4. Запиши предложения в таком порядке:

С обстоятельством времени;
с обстоятельством образа действия;
с обстоятельством места.
Вечером бабушка испекла пирог.
Громко лаяла огромная овчарка.
На опушке леса выросла берёза.
5. Запиши предложения в таком порядке:

С обстоятельством времени;
с обстоятельством образа действия;
с обстоятельством места.
Молодой месяц светил тусклым светом.
На деревьях пернатые артисты пели.
Дети летом собирают чёрную смородину.
14

6. Запиши предложения в таком порядке:

С обстоятельством времени;
с обстоятельством образа действия;
с обстоятельством места.
Деловито шуршала маленькая мышка.
Перед восходом солнца небо порозовело.
Из пруда слышалось громкое кваканье лягушек.
7. Запиши предложения в таком порядке:

С обстоятельством времени;
с обстоятельством образа действия;
с обстоятельством места.
Лесная тропинка маслянисто темнела.
В мае зазеленела рожь.
Тревожно гудит пчелиный улей.
8. Запиши предложения в таком порядке:

С обстоятельством времени;
с обстоятельством образа действия;
с обстоятельством места.
Яростный ветер бушует над лесом.
Во вторник кот утащил кусок мяса.
В саду расцвели прекрасные белые розы.
9. Запиши предложения в таком порядке:

С обстоятельством времени;
с обстоятельством образа действия;
с обстоятельством места.
После каникул ребята написали сочинение.
В портфеле ученика лежат новые тетради.
Юра лениво шёл по узкой дорожке.
15

1. Спиши предложение.

предложения.



о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос КТО? или ЧТО? Подлежащее
подчёркивают одной чертой. Чаще всего
оно выражено именем существительным.

и отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ
ПРЕДМЕТ? КАКОВ ПРЕДМЕТ? ЧТО
ТАКОЕ ПРЕДМЕТ? КТО ТАКОЙ?

1. Спиши предложения. Подчеркни главные
члены предложений.

Река - это не только вода.
На горизонте за полями тлел остаток зари.
Смех - прекраснейшее свойство людей.
2. Спиши предложения. Подчеркни главные
члены предложений.

Бусинки капель унизывали сухие нижние
ветки елей.
Геологи - искатели сокровищ.
Молчание - знак согласия.
16

3. Спиши предложения. Подчеркни главные
члены предложений.

Голод - лучшая приправа кушанья.
Москва - сердце России.
Гребень крыши осветил прозрачный розовый таинственный пар.
4. Спиши предложения. Подчеркни главные
члены предложений.

Знание - высшее богатство.
Далеко за горизонтом отсвечивали вершины
гор.
Бесцельная суета - предвестница тишины.
5. Спиши предложения. Подчеркни главные
члены предложений.

Багрянец неба ярко отражался в воде.
Март - это первый месяц весны.
Игорь - старший брат.
6. Спиши предложения. Подчеркни главные
члены предложений.

Риск - благородное дело.
Япония - Страна восходящего солнца.
В зелёной роще путников встретили весёлые
голоса птиц.
7. Спиши предложения. Подчеркни главные
члены предложений.

Апрель - месяц говорливой воды.
Из тёмной длинной трубы стали выпархивать снопы искр.
Пословица - мудрость народа.
17

1. Спиши предложение.
2. Подчеркни грамматическую основу
предложения.
Главные члены предложения - это
грамматическая основа предложения.
Подлежащее - это главный член предложения, который указывает, о ком или
о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос КТО? или ЧТО? Подлежащее подчёркивают одной чертой. Чаще
всего оно выражено именем существительным.
Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим
и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ
ПРЕДМЕТ? КАКОВ ПРЕДМЕТ? ЧТО
ТАКОЕ ПРЕДМЕТ? КТО ТАКОЙ?

Полный курс русского языка для четвёртого класса содержит все необходимые правила, которые четвероклассник обязательно должен знать, чтобы потом использовать выученную теорию на практике.
С помощью разнообразных упражнений, а также контрольных и тестовых заданий ученики лучше осваивают изучаемую тему, тренируют память, повышают орфографическую зоркость и культуру письменной речи.
Книгу можно использовать на уроках русского языка, а также для индивидуальной работы дома.

Примеры.
Раздели текст на предложения. Расставь знаки препинания.
Выпал первый снег он укрыл дорожки и тропки ударил крепкий мороз лужи покрылись хрупким и скользким ледком легко и ловко мчатся мальчишки по гладкому льду они играют в снежки ребята рады первому снегу.

Спиши. Найди и подчеркни определения.
На широких детских площадках маленькие дети играли с красивой опавшей листвой. По усталому спящему осеннему городу тихо прошёл настоящий зимний снегопад.
Белая зимняя одежда скрыла скользкую грязь ненастной поздней осени.

Содержание
Уважаемые взрослые!
ПОВТОРЕНИЕ
Предложение. Словосочетание
Однородные члены предложения
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
ОБРАЩЕНИЕ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Общие сведения об имени существительном
Изменение имени существительного при сочетании с другими словами
Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение
Основные типы склонения имён существительных. Второе склонение
Основные типы склонения имён существительных. Третье склонение
Правописание окончаний имён существительных единственного числа
Правописание окончаний имён существительных множественного числа
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Общие сведения об имени прилагательном
Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода
Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода
Склонение имён прилагательных множественного числа
МЕСТОИМЕНИЕ
ГЛАГОЛ
Время глагола
Спряжение глагола
НАРЕЧИЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
ТЕСТЫ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Полный курс русского языка, Все типы заданий, Все виды упражнений, Все правила, Все контрольные работы, Все виды тестов, 4 класс, Узорова О.В., Нефедова Е.А., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Летние задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала, 4 класс, Узорова О.В., Нефедова Е.А., 2013
  • Русский язык, 4 класс, Итоговое тестирование, Узорова О.В., Нефёдова Е.А., 2012
  • 350 правил и упражнений по русскому языку, 1-5 класс, Нефедова Е.А., Узорова О.В., 2002
  • 30000 учебных примеров и заданий по русскому языку на все правила и орфограммы, 4 класс, Часть 1, Узорова О.В., Нефедова Е.А., 2008

Следующие учебники и книги.

- (фр. cours, от лат. cursus бег). 1) ценность монеты по количеству и качеству её металла. 2) время лечения болезни. 3) время прохождения всех наук в каком либо учебном заведении. 4) полное, систематическое изложение науки. 5) направление хода… …

- (лат. classis порядок.). 1) разряд однородных предметов. 2) собрание учеников для учебных занятий, а также помещение и самое время, назначенное для урока. 3) степень в государственной службе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

- — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… …

РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

А. Учебное дело. 1) Исторический очерк развития учебного дела в России. Первые дошедшие до нас сведения о массовом образовании старой Руси рисуют картину весьма печальную. Известны жалобы новгородского архиепископа Геннадия (XV в.), относящиеся к …

I Содержание: А. Географический очерк: Положение и границы Устройство поверхности Орошение Климат и естественные произведения Пространство и население Эмиграция Сельское хозяйство Скотоводство Рыбная ловля Горный промысел Промышленность Торговля… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Координаты: 58° с. ш. 70° в. д. / 58° с. ш. 70° в. д. … Википедия

- (от греч. γυμνάζω, gymnasion помещение для гимнастических упражнений, спортзал) государственное учебное заведение, термин также употреблялся в значении «место для упражнений». В первом значении гимназия встречается в древних городах… … Википедия

- — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… … Большая биографическая энциклопедия

XIII. Дела внутренние (1866—1871). 4 го апреля 1866 года, в четвертом часу дня, Император Александр, после обычной прогулки в Летнем саду, садился в коляску, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту, стоявший в… … Большая биографическая энциклопедия

«О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова ПОЛНЫЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА все типы заданий, все виды упражнений, все правила, все контрольные работы, все виды тестов...»

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова

ПОЛНЫЙ КУРС

РУССКОГО ЯЗЫКА

все типы заданий,

все виды упражнений,

все правила,

все контрольные работы,

все виды тестов

АСТ · АСТРЕЛЬ

УДК 372.8:811.161.1

ББК 74.268.1Рус

Узорова, Ольга Васильевна

У34 Полный курс русского языка: все типы заданий,

все виды упражнений, все правила, все контрольные

Е. А. Нефёдова. - Москва: АСТ: Астрель, 2016 -

(ООО «Издательство АСТ») (ООО «Издательство Астрель») Полный курс русского языка для четвёртого класса содержит все необходимые правила, которые четвероклассник обязательно должен знать, чтобы потом использовать выученную теорию на практике.

С помощью разнообразных упражнений, а также контрольных и тестовых заданий ученики лучше осваивают изучаемую тему, туру письменной речи.

же для индивидуальной работы дома.

УДК 372.8:811.161.1 ББК 74.268.1Рус (ООО «Издательство АСТ») (ООО «Издательство Астрель») © О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова © ООО « Издательство АСТ»

ПОВТОРЕНИЕ

Предложение. Словосочетание

Однородные члены предложения

ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

ОБРАЩЕНИЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Общие сведения об имени существительном

Изменение имени существительного при сочетании с другими словами



Первое склонение

Основные типы склонения имён существительных.

Второе склонение

Основные типы склонения имён существительных.

Третье склонение

Правописание окончаний имён существительных единственного числа

Правописание окончаний имён существительных множественного числа

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Общие сведения об имени прилагательном

Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода

Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода

Склонение имён прилагательных множественного числа....... 192 МЕСТОИМЕНИЕ

Время глагола

Спряжение глагола

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Уважаемые взрослые!

Перед вами полный курс русского языка для четвёртого класса. Книга содержит все необходимые правила, которые четвероклассник обязательно должен знать, чтобы потом использовать выученную теорию на практике. Для полного усвоения материала после каждого правила даются разнообразные упражнения. Это списывание текста с выделением изучаемой орфограммы, фонетический разбор слов, преобразования слов, подбор синонимов, антонимов, разбор слова по составу, грамматический разбор предложения.

Кроме того, пособие содержит контрольные работы за весь учебный год и тесты с ответами.

Уважаемые родители, имейте в виду, что по какой бы программе ни учился ваш ребёнок, в конце учебного года он должен безошибочно выполнять любое задание из этой книги. Не огорчайтесь, если первое время он будет делать ошибки. В этой книге достаточно упражнений для того, чтобы ребёнок усвоил базовый материал.

Книгу можно использовать на уроках русского языка, а также для индивидуальной работы дома.

ПОВТОРЕНИЕ Предложение. Словосочетание

1. Прочитай стихотворение.

2. Прочитай внимательно каждое слово на строке.

4. Списывай текст частями.

1. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Через лужи на опушке Прыгать учатся лягушки.

С детских лет лягушка-мама

Повторяет им упрямо:

Быть лягушкой нелегко, Надо прыгать высоко!

К. Завойский

2. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Стрекозы, поздравляя с утром, Кружась, сверкали перламутром.

Они справляли новоселье, Где пни на корточки присели.

В просвет ветвей, словно в оконце, С высот на них глядело солнце.

Н. Берендгоф

3. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

За моим окошком

Сказочные ели:

На ветвях зелёных Тихо спят метели, Лихо скачут белки, Поползни снуют, О весне синицы Песенки поют.

Т. Белозёров

4. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Все весенние новости – восклицательные!

Их не сообщают, их выкрикивают.

Ледоход на реке!

Первые проталины на полях!

Грачи прилетели!

Жаворонки запели!

И улыбаются.

Н. Сладков

5. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Скрылась за рекою Бледная луна.

Звонко побежала Резвая волна.

Тихая долина Отгоняет сон.

Где-то за дорогой Замирает звон.

С. Есенин

6. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Интересно прокатиться На коне и на слоне!

Но удобнее сидится У верблюда на спине!

С виду горд и непреклонен Он на деле не таков!

По натуре он тихоня И добряк из добряков.

С. Баруздин

7. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Очень славно пахнет лето:

Травкой, Солнцем разогретой, Алой сладкою клубникой И степною ежевикой.

Терпкой, сочною листвой, Пряной скошенной травой, Робким дождиком грибным И укропом молодым.

8. Спиши текст, диктуя себе по слогам.

Стало вдруг светлее вдвое, Двор, как в солнечных лучах – Это платье золотое У берёзы на плечах.

У калины и рябины Вьются стаями дрозды… Под окошком георгины Красотой своей горды.

Е. Трутнева

1. Прочитай текст.

2. Посчитай, сколько в этом тексте предложений.

3. Запомни, как пишутся слова в предложении.

4. Списывай текст частями.

5. Проверь, правильно ли ты списал.

1. Раздели текст на предложения. Расставь знаки препинания.

Выпал первый снег он укрыл дорожки и тропки ударил крепкий мороз лужи покрылись хрупким и скользким ледком легко и ловко мчатся мальчишки по гладкому льду они играют в снежки ребята рады первому снегу

2. Раздели текст на предложения. Расставь знаки препинания.

По поверхности воды среди ряски и осоки скользит утка с утятами у кромки воды лежат две лодки на лодке можно сплавать за кувшинками они растут на маленьком острове в центре озера

3. Раздели текст на предложения. Расставь знаки препинания.

На пригорке стоит несколько ясеней хорошо сидеть под деревьями на мягкой травке ветер шуршит листьями вон на камне мелькнул хвост ящерки можно подивиться её ловкости и осторожности

4. Раздели текст на предложения. Расставь знаки препинания.

Поздняя осень уже не может удержать тепло холодный ветер далеко проник на юг грустные стоят луга поля облетела листва с деревьев лес весь просвечивается на поляне царствует могучий дуб упрямо на дубе держатся жёлтые листья они тихо шумят

5. Раздели текст на предложения. Расставь знаки препинания.

Жара заставила нас войти в рощу я бросился под высокий куст орешника лёг на спину вот клён раскинул свои лёгкие ветки тихо шелестят в вышине листья я любуюсь их мирной игрой приятно лежать на спине в лесу

6. Раздели текст на предложения. Расставь знаки препинания.

Мы часто собираем в лесу землянику мы охотимся только за созревшими ягодками а они ловко прячутся в густой траве а вы любите собирать сладкую землянику или вам нравится только её кушать но ведь ягодка с куста бывает самой вкусной

7. Раздели текст на предложения. Расставь знаки препинания.

Жаркий июльский день мальчики собрались идти на бульвар Коля хочет взять игрушечную машинку Петя берёт роликовые коньки Жучка смотрит на мальчиков возьмите меня гулять

1. Прочитай каждое предложение.

2. Подумай, какой знак препинания ты поставишь.

3. Запиши предложение.

4. Проверь, правильно ли ты поставил знак препинания.

1. Спиши, расставляя знаки препинания.

Кто там(?!.)Кто там летит в вышине(?!.) Кто там в тёмной ночной глубине(?!.) Кто там воет, кто там стонет, Кто метлою тучи гонит(?!.) Кто там кружится над чёрною чащею(?!.) Кто там свистит над деревнею спящею(?!.) Это баба-яга, костяная нога Над землёю кружит, Тёмный лес сторожит(?!.) В. Лунин

2. Спиши, расставляя знаки препинания.

Шёл лесничий из сторожки По глухой лесной дорожке(?!.) А навстречу заинька, Серенький, маленький(?!.)

– Ты куда бежишь, косой(?!.)

– Я бегу к себе домой(?!.)

– Покажи мне, где твой дом(?!.)

– Под развесистым кустом(?!.) Г. Ладонщиков

3. Спиши, расставляя знаки препинания.

– Почему ты чёрен, кот(?!.)

– Лазил ночью в дымоход(?!.)

– Почему сейчас ты бел(?!.)

– Из горшка сметану ел(?!.)

– Почему ты серым стал(?!.)

– Пёс в пыли меня валял(?!.)

– Так какого же ты цвета(?!.)

– Я и сам не знаю это(?!.) В. Левановский

4. Спиши, расставляя знаки препинания.

Дождик, дождик, замолчи (?!.) По окошку не стучи (?!.) Не стучи так звонко, Не буди котёнка (?!.) Не стучи, мы будем спать (?!.) Ты не будешь нам мешать (?!.) Н. Рождественская

5. Спиши, расставляя знаки препинания.

– Солнце, солнце, ты откуда(?!.)

– Я из зорьки золотой(?!.)

– Дождик, дождик, ты откуда(?!.)

– Я из тучки грозовой(?!.)

– Ветер, ветер, ты откуда(?!.)

– Я из дальней стороны(?!.) Мы три брата, И повсюду добрым людям Мы нужны(?!.) О. Высотская

6. Спиши, расставляя знаки препинания.

Села пчёлка на цветок, Опустила хоботок.

Подлетает к ней комар:

– Что ты ищешь там(?!.)

– Нектар(?!.)

– А тебе не надоело(?!.) Не наскучило искать(?!.)

– Нет(?!.) Тому, кто занят делом, Просто некогда скучать(?!.) Г. Ладонщиков

7. Спиши, расставляя знаки препинания.

– Скажите, Букашка, Вы любите кашу(?!.)

– Конечно(?!.) Но только свою, А не вашу(?!.)

– Какая же каша у вас, У букашек(?!.)

– Обычная каша – из роз И ромашек(?!.) А. Дмитриев

8. Спиши, расставляя знаки препинания.

Близко долгая зима – Вьюги, стужа, снегопад(?!.) Интересно, кто им рад(?!.) Разве только, может, ёж(?!.) Да он спит всю зиму сплошь(?!.) Или же барсук, сурок(?!.) Тоже спят такой же срок(?!.) В. Кремнёв

1. Прочитай предложение.

2. Определи грамматическую основу предложения.

3. Найди второстепенные члены.

4. Определи виды обстоятельств.

5. Запиши предложения в определённом порядке.

· Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак признака.

Обстоятельство поясняет сказуемое или другие второстепенные члены предложения.

– Обстоятельство образа действия отвечает на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?

– Обстоятельство места действия отвечает на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?

– Обстоятельство времени действия отвечает на вопросы КОГДА? КАК ДОЛГО?

С КАКИХ ПОР? ДО КАКИХ ПОР?

1. Запиши предложения в таком порядке:

с обстоятельством времени;

с обстоятельством места.

Облака плыли по синему небу.

Осенью смолкнет весёлый птичий щебет.

Медленно падали большие и красивые снежинки.

2. Запиши предложения в таком порядке:

с обстоятельством времени;

с обстоятельством образа действия;

с обстоятельством места.

Вечером мама поджарила грибы.

Стрелой вылетела большая чёрная кошка.

Потух последний уголёк в большом костре.

3. Запиши предложения в таком порядке:

с обстоятельством времени;

с обстоятельством образа действия;

с обстоятельством места.

В овраге росла крупная сладкая малина.

Вчера Серёжу хвалил учитель.

Громко заухал большой филин.

4. Запиши предложения в таком порядке:

с обстоятельством времени;

с обстоятельством образа действия;

с обстоятельством места.

Вечером бабушка испекла пирог.

Громко лаяла огромная овчарка.

На опушке леса выросла берёза.

5. Запиши предложения в таком порядке:

с обстоятельством времени;

с обстоятельством образа действия;

с обстоятельством места.

Молодой месяц светил тусклым светом.

На деревьях пернатые артисты пели.

Дети летом собирают чёрную смородину.

6. Запиши предложения в таком порядке:

с обстоятельством времени;

с обстоятельством образа действия;

с обстоятельством места.

Деловито шуршала маленькая мышка.

Перед восходом солнца небо порозовело.

Из пруда слышалось громкое кваканье лягушек.

7. Запиши предложения в таком порядке:

с обстоятельством времени;

с обстоятельством образа действия;

с обстоятельством места.

Лесная тропинка маслянисто темнела.

В мае зазеленела рожь.

Тревожно гудит пчелиный улей.

8. Запиши предложения в таком порядке:

с обстоятельством времени;

с обстоятельством образа действия;

с обстоятельством места.

Яростный ветер бушует над лесом.

Во вторник кот утащил кусок мяса.

В саду расцвели прекрасные белые розы.

9. Запиши предложения в таком порядке:

с обстоятельством времени;

с обстоятельством образа действия;

с обстоятельством места.

После каникул ребята написали сочинение.

В портфеле ученика лежат новые тетради.

Юра лениво шёл по узкой дорожке.

Похожие работы:

«УДК 581.524.34 ВИДОВОЙ СОСТАВ СОСНЯКА-ЗЕЛЕНОМОШНИКА НА РАЗНОМ УДАЛЕНИИ ОТ ХВОЙНО-ШИРОКОЛИСТВЕННОГО ЛЕСА О.И. Евстигнеев, П.В. Воеводин Охарактеризован видовой состав растений в сосняке-зеленомошнике на разном удалении от хвойношироколиственного леса (ХШЛ). ХШЛ – источник диаспор для восстанов...»

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...