Политические взгляды ивана 3. Великий князь Иван III Васильевич

В консолидации русских земель, формировании единого российского государства важную роль играла православная церковь. В течение относительно короткого времени двух-трех веков христианство пустило глубокие корни на русской земле. Православная церковь стала одним из самых авторитетных институтов. Она оставалась важнейшим связующим звеном всех русских земель в период феодальной раздробленности до татаро-монгольского нашествия.

Во время татаро-монгольского ига ее значение еще больше возросло. Православие служило духовно-нравственной опорой русского народа в годы тяжелых лишений. На ее авторитет опирались великие князья московские, проводя свою объединительную политику. Известно, что глава Русской православной церкви митрополит Владимирский Петр был в тесной дружбе с Иваном Калитой, подолгу жил в Москве, где и умер в 1326 г., и был погребен в Успенском соборе. Его преемник митрополит Феогност окончательно поселился в Москве, которая таким образом стала церковной столицей всей Руси. Перенос кафедры митрополита в Москву способствовал укреплению политической роли московского княжества.

Активную роль в освободительном процессе от татаро-монгольского ига играло православное духовенство. Особые заслуги в этом имеет основатель подмосковного Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский, ставший одним из наиболее почитаемых святых Русской православной церкви. Сергий Радонежский вместе с Дмитрием Донским по праву может быть назван организатором и вдохновителем победы русских войск над татарскими войсками во время Куликовской битвы.

Куликовская битва, как следует из вышеизложенного, произошла после победы князя Дмитрия Донского над татаро-монгольскими войсками под предводительством Бегича на р. Воже в 1378 г. Сразу же после этого события новый ордынский военачальник Мамай начал интенсивную подготовку к усмирению русских. Русь также начала готовиться к сражению. И в этой подготовке большое значение имело создание соответствующего духовно-нравственного настроя Сергием Радонежским. Именно в это время подготовки Руси к великим испытаниям Сергию пришло видение. Ему во сне явилась Богородица и обещала свою заботу и покровительство русской земле. Такого рода духовные откровения имели огромное влияние на настроение и состояние духа людей. Весть о «явлении Богородицы» Сергию быстро распространилась по русским землям, что способствовало подъему патриотического чувства, единения русского народа. Обещание Богородицы оберечь русскую землю соединилось в народном сознании с подготовкой к отпору новому золотоордынскому нашествию.

Трудно переоценить значение полученного Дмитрием Донским накануне Куликовского сражения от преподобного Сергия благословения «на битву за землю русскую». Вместе с благословением Сергий Радонежский отправил для духовной и воинской поддержки двух иноков своего монастыря богатырей Андрея Ослябя и Александра Пересвета. Пересвет, как известно, своим поединком с татарским богатырем Челубеем открыли Куликовское сражение.

Преподобный Сергий стремился преодолеть конфликты между русскими князьями, способствовал их консолидации во имя интересов русской земли. Перед Куликовской битвой он предостерег Рязанского князя Олега от выступления на стороне Орды. И князь Олег послушался увещевания авторитетного священнослужителя, что без сомнения способствовало победе русских войск. После Куликовской битвы в 1387 г. он настоял на браке дочери Дмитрия Донского с сыном рязанского князя Олега Федором. Таким образом были сняты проблемы в отношениях Москвы и Рязани и между ними надолго был заключен мир.

В формировании единого русского государства большое значение имело становление национальной Русской православной церкви.

В процессе становлении национальной Русской православной церкви можно выделить две стороны - формально-организационную и содержательно-духовную. Формально-организационная сторона связана с постепенным обретением Русской православной церкви самостоятельности по отношению к Византийской, получение статуса автокефальной (независимой) церкви. Как известно, с начала своего образования Русская православная церковь находилась под юрисдикцией Константинопольского патриарха. Высшее должностное лицо на Руси - митрополит Киевский, затем Владимирский и Московский прямо назначались Константинополем и были по национальности греки. В XIII-XV вв., в связи с татаро-монгольским нашествием на Балканский полуостров и захватом крестоносцами Византии, процедура назначения и утверждения митрополита несколько изменилась. Чаще всего митрополит посвящался дома, на Руси, а патриарх лишь утверждал это посвящение.

В конце XV в. в отношениях православных церквей Руси и Константинополя произошли существенные изменения. В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок, на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная церковь подписала с католической церковью унию - документ об объединении восточной и западной христианских церквей. Этим документом признавался догмат о главенстве папы Римского над всеми христианскими церквями, но сохранялось для православия право совершать обряды по его каноническим правилам. Веками православная Русь воспитывалась в духе ненависти к Римской католической церкви. Поэтому заключение Флорентийской унии было расценено Русской православной церковью и всем русским обществом как предательство, отступничество от истинной веры. Флорентийская уния была отвергнута, и это послужило мощным толчком для отделения Русской православной церкви от Константинопольской патриархии. Участвовавший во Вселенском соборе и подписавший унию ставленник Константинопольского патриарха митрополит Исидор был низложен, и в 1448 г. собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека - Иону. Окончательно Русская православная церковь становится самостоятельной (автокефальной), а следовательно, и в полном смысле этого слова национальной церковью в 1589 г. В этом году Русская православная церковь превращается из метрополии Константинопольского патриарха в автокефальную Московскую патриархию и первым русским патриархом на Поместном соборе избирается патриарх Иов.

В содержательно-духовном плане в формировании единого русского государства и становлении национальной православной церкви большое значение имело создание общерусских святынь. Известный российский историк и общественный деятель П.Н. Милюков отмечал, что еще во времена Киевской Руси жители каждой местности любили иметь у себя свою особенную, специально им принадлежащую святыню: свои иконы и своих местных угодников, под покровительством которых находился тот или другой край. Естественно, что такие местные угодники и чтились лишь в пределах своего края, а другие области их игнорировали и даже относились к ним враждебно.

Объединение земель требовало и изменения взглядов на местные святыни. Собирая уделы, московские князья без церемоний перевозили важнейшие из этих святынь в новую столицу. Таким образом появились в Успенском соборе икона Спаса из Новгорода, икона Благовещения из Устюга, икона Божьей Матери Одигитрия из Смоленска и др. Цель собирания этих святынь в Москве не в том, чтобы лишать покоренные области местных святынь, привлечь к себе их благосклонность, а в том, чтобы привлечь все местные святыни во всеобщую известность и таким образом создать единую сокровищницу национального благочестия (Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т. 2. Ч.1. - С. 38). На решение этой же задачи была направлена работа двух духовных соборов в период правления Ивана Грозного по канонизации русских святых. На первом соборе (1547) было канонизировано, т. е. причислено к лику святых, 22 угодника. На втором (1549) - еще 17 угодников. Таким образом, в Русской православной церкви за 3 года было канонизировано столько святых, сколько не было канонизировано за пять предыдущих веков ее существования. Таким образом Русская православная церковь доказала, что она имеет богатые духовные основания и в этом плане способна потягаться с любой древней христианской церковью.

На фоне возвышения международного авторитета русского государства, роста национального самосознания в недрах Русской православной церкви уже в конце XV в. начинает формироваться идея о всемирно-исторической роли Московского царства, о Москве как «третьем Риме». Эта идея опирается на представление о спасительной роли русского православия для всего человечества после заключения Флорентийской унии и захвата Константинополя турками. Эту идею отчетливо формулирует в послании Ивану III игумен псковского монастыря Филарет. «Церковь старого Рима пала неверием апполинариевой ереси, второго же Рима - Константинопольскую церковь иссекли секирами агаряне. Сия же ныне третьего нового Рима - державного твоего царствия - святая соборная апостольская церковь во всей поднебесной паче солнца светится. И да ведает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной веры сошлись в твое единое царство: один ты во всей поднебесной христиан царь. Блюди же и внемли, благочестивый царь, что все христианские царства сошлись в твое единое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть. Твое христианское царство уже иным не достанется». Таким образом, московский государь получил религиозное освещение не только на управление всеми русскими землями, но и всем миром.

В XVI в. формирование национальной церкви приобретает новые черты. Национальная Русская православная церковь во все возрастающей степени превращается в государственную церковь. Предпосылки такого превращения заложены в самой традиции восточного христианства. Восточная церковь признавала над собой верховенство государственной власти и входила в рамки правительственных учреждений. На Руси эту традицию стремился продолжить князь Владимир и его наследники - Андрей Боголюбский, Владимир Мономах и др. Но после распада единого русского государства на удельные княжества тесный союз церкви и государства был нарушен. Этот союз начинает восстанавливаться по мере формирования единого русского государства. Наибольший импульс установлению такого союза, превращению в государственную национальную церковь придали три крупных церковных деятеля XVI в. игумен Волоколамского монастыря Иосиф, митрополиты Даниил и Макарий. Как отмечает П.Н. Милюков, Иосиф теоретически поставил русского князя на то место, которое занимал в восточной церкви император византийский. Даниил практически подчинил церковь и ее представителей воле светской власти. Наконец Макарий применил теорию и практику светского вмешательства к пересмотру всего духовного содержания национальной церкви. Венцом Иосифлеенской политики были духовные соборы первых годов самостоятельного правления Ивана Грозного (Милюков П.Н. Очерки по истории Русской культуры. В 3 т. Т. 2. Ч.1. - С. 37).

Важнейшим плодом такого союза между государством и церковью было национальное возвеличивание обоих - создание религиозно-политической теории (идеологии), санкционирующей самобытную русскую власть (государственность) и ставящую ее под охрану самобытной национальной святыни.

Приемником Василия Темного был его старший сын Иван Васильевич. Слепой отец сделал его своим сопроводителем и еще при своей жизни дал ему титул великого князя. Выросши в тяжелое время междоусобий и смут, Иван рано приобрел житейский опыт и привычку к делам. Одаренный большим умом и сильной волей, он блестяще повел свои дела и, можно сказать, закончил собирание русских земель под властью Москвы, образовав в своих владениях Великорусское государство.

Когда он начал княжить, его княжество было окружено почти отовсюду русскими владениями: господин Великий Новгород, князей тверских, ростовских, ярославских, рязанских. Иван Васильевич подчинил себе все эти земли или силой или мирными соглашениями. В конце своего княжения он имел лишь иноверных и иноплеменных соседей: шведов, немцев, литву, татар. Это обстоятельство должно было изменить его политику. Раньше, окруженный такими же, как он сам, владетелями, Иван был одним из многих удельных князей, хотя и самым сильным, теперь, уничтожив этих князей, он превратился в единого государя целой народности.

В начале княжения он мечтал о независимости, как мечтали о ней его удельные предки, в конце же он должен был думать о защите целого народа от иноверных и иноземных его врагов. Коротко говоря, сначала его политика была удельной, а потом стала национальной.

Особенность удельного порядка заключалась в том, что все княжества, образовавшиеся в Суздальской Руси, считались как бы частной собственностью тех княжеских семей, которые ими владели.

Приобретя такое значение, Иван III не мог размениваться своей властью с другими князьями московского дома. Уничтожая чужие уделы (в Твери, Ярославле, Ростове), он не мог оставлять удельных порядков собственной родне. При первой же возможности он отнимал уделы у своих братьев и ограничивал их старые права. Он требовал от них повиновения себе, как государю от подданных. Составляя свое завещание, он обделил своих младших сыновей в пользу старшего их брата великого князя Василия, и, кроме того лишил их всяких державных прав, подчинив великому князю, как простых служебных князей.

Словом, везде и во всем Иван III проводил взгляд на великого князя как на единодержавного и самодержавного монарха, которому одинаково подчинены как его служилые князья, так и простые слуги. Так, вместе с объединением северной Руси совершалось превращение московского удельного князя в государя-самодержца всей Руси.

Наконец став национальным государем, Иван III избрал себе новое направление во внешней политике Руси . Он сбросил с себя последние ос- татки зависимости от золотоордынского хана. Он начал наступательные действия против Литвы, от которой Москва до сих пор только оборонялась. В этом и заключается важное историческое значение князя Ивана III. Объединение северной Руси вокруг Москвы началось давно: при Дмитрие Донском обнаружились первые его признаки, совершилось же оно при Иване III. Поэтому Ивана III можно назвать - создателем Московского госу-дарства.

Собирание Русской земли великим князем московским еще далеко не было доведено до конца, когда Иван III вступил на стол отца и деда. Иван III продолжал дело своих предков, но уже не так, как вели его они. Теперь это собирание перестало быть делом захвата или частью хозяйственного соглашения московского князя с соседними князьями. Теперь сами местные общества по различным убеждениям и побуждениям начали открыто тяготеть Москве.

Так в Новгороде Великом на сторону Москвы встало простонародье по вражде к местной аристократии; напротив, в княжествах Северной Руси к Москве тяготел высший служивый класс, соблазняясь выгодами московской службы; наконец в русских княжествах черниговской линии, зависимых от Литвы, князья и общество присоединялись к Москве в борьбе с католической пропагандой, которая началась в западной Руси. С XV века при содействии польско-литовского правительства. Благодаря этому тяготению местных обществ, собирание русской земли Москвой, сделалось национально-религиозным движением и получило ускоренный ход.

Достаточно краткого перечня территориальных приобретений, сделанных Иваном III и его сыном Василием, чтобы увидеть это. В 1463 году все князья ярославские, великий с удельными, били Ивану III челом о принятии их на московскую службу и отказались от своей независимости. В 1470 годах покорен был Новгород Великий с его огромной областью в северной Руси.

В 1474 году князья ростовские продали Москве оставшуюся за ними половину Ростовского княжества. Другая половина была куплена Москвой ранее. Эта сделка сопровождалась вступлением ростовских князей в число московских бояр. В 1485 году была завоевана Тверь, в 1489 Вятка, в 1490 годах князья вяземские и целый ряд мелких князей черниговской линии (Одоевские, Новосильские, Воротынские) также поступили на московскую службу, признав себя подчиненными московского государя.

В княжении Иванового преемника присоединены были к Москве в 1510 году Псков с волостью, в 1514 году Смоленская область, захваченная Литвой в начале XV века, в 1517 году княжество Рязанское, в 1517-23 годах княжество Стародубское и Новгород-Северское. Не будем перечислять территориальных приобретений, сделанных Москвой в царствовании Ивана 4, за пределами тогдашней Великорусии. Довольно того, что было приобретено его отцом и дедом, чтобы видеть насколько расширилась территория Московского княжества.

При ликвидации независимости Новгорода Иван III умело использовал классовые противоречия в Новгороде. Одним из средств укрепления мос-ковского влияния в присоединенных городах было переселение жителей, чаще всего бояр и купцов, в другие города, с переводом на их место людей из московских городов. Стремясь увеличить военные силы Русского государства, Иван III широко привлекал к военной службе мелких землев-ладельцев. Политическое значение дворянства при Иване III возросло. Получило большое развитие система местного землевладения. Так, в 1480 году монголо-татарское иго, уже сильно ослабленное великой победой над Мамаем (Куликовская битва 1380 года) было окончательно свергнуто.

Когда Иван III начинал княжить, его княжество было окружено русскими владениями: земли Великого Новгорода, князей тверских, рязанских, ростовских, ярославских. Великий князь подчинил себе все эти земли или силой, или мирными соглашениями. Он уничтожил республиканский вечевой строи в Новгороде, в Пскове посадил своего наместника. В конце своего княжения он имел лишь иноплеменных и иноверных соседей: шведов, немцев, литву, татар. Ранее Иван III был лишь самым сильным среди удельных князей. Теперь он превратился в единого государя великорусской народности, должен был думать о защите целого народа от внешней опасности. Раньше его политика была удельной, теперь она стала национальной.

Превратившись в «государя всея Руси», Иван III открыл новое направление и во внешних сношениях Руси. Он сбросил с себя последние остатки зависимости от ордынского хана. Для этого не понадобилось второй Куликовской битвы: татарское иго закончилось знаменитым «стоянием на Уфе» в 1480 г. Но борьба с татарами продолжалась. На территории ослабевшей и распавшейся Золотой Орды в XV в. появились новые самостоятельные государства, самыми важными из которых были Казанское, Астраханское, Крымское и Сибирское ханства. Иван III заявил притязания на южные и западные земли, вошедшие в состав Великого княжества Литовского, и начал военные действия против Литвы. Русско-литовские войны продолжались более трех с половиной веков. Твердую наступательную политику проводил Иван Васильевич и в отношении Ливонского ордена. Воюя со своими западными соседями, он искал дружбы и союзов в Европе. При нем Москва вступила в дипломатические отношения с Данией, с императором Священной Римской империи германской нации, с Венгрией, Венецией, Турцией.

Иван III гордо отверг королевский титул, предложенный ему германским императором. По европейским образцам был составлен и длинный пышный титул «государя всея Руси». По примеру того же германского императора Иван III приказал вырезать на своей печати символ власти - герб: увенчанного коронами двуглавого орла. С конца XV в. формировалась и государственная идеология, основанная на идеях богоизбранности и независимости Московского государства.

Большие изменения происходили в составе и положении господствующего класса. Наблюдался прилив новых слуг ко двору московского государя. Ряды старомосковского боярства пополнились бывшими удельными князьями и находившимися под их началом князьями и боярами. Были здесь и перешедшие под власть московского государя литовские князья, татарские царевичи и др. Все они превращались в московских бояр - подданных великого князя. Крупные феодалы пользовались в своих вотчинах всеми прежними прерогативами власти, но правом свободного отъезда к другому господину уже воспользоваться не могли. С объединением русских земель у бояр оставалась одна возможность - отъезд в соседние государства, прежде всего в Великое княжество Литовское, а это считалось государственной изменой. Пережитки политической раздробленности сохранялись и в XVI в. в виде уделов московских князей - братьев и племянников великого князя.

Направления деятельности:

1) Объединение русских земель под властью Москвы

В годы правления Ивана III имел место значительный территориальный рост государства, получившего свое современное название – Россия. В 1463 г. была присоединена территория Ярославского княжества, в 1474 г. – Ростовского, в 1472 г. – Дмитров, в 1478 г. – Великий Новгород, в 1481 г. – Вологда, в 1485 г. – Тверь, в 1491 г. – Углич.

2) Кодификация законов

В 1497 г. были сведены воедино все законы государства, был создан единый свод законов – Судебник. В документе впервые прозвучало положение о Юрьеве дне (26 ноября), которое предполагало ограничение крестьянской свободы и возможность перехода одного владельца земли к другому за неделю до и неделю после Юрьева дня с уплатой пожилого (плата за переход).

3) Укрепление государства, создание новых органов власти

Были созданы Дворец (возглавлялся дворецким, первоначально ведал землями великого князя – дворцовыми) и Казна (возглавлялась казначеем, контролировал сбор налогов и взимание таможенных пошлин; в Казне хранилась государственная печать и государственный архив; Казна занималась и вопросами внешней политики).

4) Освобождение Руси от ордынской зависимости

В 1472 (1473)г. Иван III прекратил выплату дани Большой Орде. Хан Ахмат в ответ на эти действия решил наказать непокорного князя, повторить «батыево нашествие» на Русь. 8 октября 1480 г. войска противников встретились на берегах реки Угры (приток реки Оки). Началось «стояние на Угре», оно продолжалось до 11 ноября 1480 г. Войска хана Ахмата повернули обратно. Тем самым это символизировало отказ от военного противостояния с Русью и обретение последней полной независимости.

5) Развитие архитектуры

Уже в 1462 году начинается строительство в Кремле: был начат ремонт требовавших починки стен. В дальнейшем масштабное строительство в великокняжеской резиденции продолжилось: в 1472 году по указанию Ивана III на месте обветшавшего собора, построенного в 1326-1327 годах при Иване Калите, было решено возвести новый Успенский собор. Строительство было поручено московским мастерам; однако, когда до окончания работ осталось совсем немного, собор рухнул. В 1475 году в Россию был приглашён Аристотель Фиораванти, который сразу же взялся за дело. Остатки стен были снесены, на их месте был выстроен храм, неизменно вызывавший восхищение современников. 12 августа 1479 года новый собор был освящён. С 1485 года начинается интенсивное строительство в Кремле, не прекращавшееся на протяжении всей жизни великого князя. Взамен старых деревянных и белокаменных укреплений были выстроены кирпичные; к 1515 году итальянские зодчие Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, а также ряд других превратили Кремль в одну из самых сильных крепостей того времени. Продолжалось строительство и внутри стен: в 1489 году псковскими мастерами был выстроен Благовещенский собор, в 1491 году Грановитая палата. Всего, по сообщению летописей, в 1479-1505 годах в столице было построено около 25 церквей. Масштабное строительство (прежде всего оборонной направленности) проводилось и в других частях страны: так, в 1490-1500 годах был перестроен новгородский кремль. Обновлялись также крепостные сооружения Пскова, Старой Ладоги, Яма, Орехова, Нижнего Новгорода (с 1500 года); в 1485 и 1492 годах были проведены масштабные работы по укреплению Владимира.

Годы правления Ивана 3:1462- 1505

Иван 3 — расчётливый, удачливый и дальновидный политик, который проявил незаурядные военные и дипломатические способности. В 22 года получил престол. Это один из самых ярких правителей России.

Из биографии. Яркие события.

  • С 1485 года Иван 3 принял титул «Государя всея Руси»
  • Изменилась система деления государства и правления в нём. Так княжества стали называться уездами , во главе уезда стояли наместники - их назначали из Москвы. Наместников ещё называли кормленщиками , так как всё их содержание, а также всех их помощников происходило полностью за счёт местного населения. Это явление стало называться кормлением. Дворян впервые стали называть помещиками.
  • Появилось так называемое местничество . Оно означало, что должности занимали согласно знатности и служебного положения предков.
  • В 1497 году был принят Судебник - свод законов Российского государства. Согласно ему значительно усиливалась центральная власть, начато постепенное закрепощение крестьян: введён Юрьев день , то есть крестьяне могли уходит к другому феодалу только раз в году — за неделю до и неделю после Юрьева дня- это 26 ноября. Но прежде надо было заплатить пожилое – плату за проживание на старом месте. Пожилое = 1 рублю, на который можно было купить 10 пудов мёда.

К.Лебедев. «Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча».

  • Новгородская республика никак не хотела лишаться своей самостоятельности. Ведь уже с 1136 длилась новгородская вольница. Борьбу против Москвы возглавила посадница Марфа Борецкая. Новгородские бояре планировали подписать вассальные отношения с Литвой. В 1471 году Иван III собрал общероссийское войско и пошёл на Новгород. На реке Шелони произошло известное сражение, в котором новгородцы потерпели поражение. Но окончательно Новгород был присоединён к Москве в 1478 году. Символ новгородской вольности - вечевой колокол - был вывезен в Москву, а управлять Новгородской землёй стали московские наместники. Таким образам, Новгородская республика просуществовала с 1136-1478гг.

Н.Шустов. «Иван III свергает татарское иго»

  • Долгожданное для Руси событие — освобождение от власти Золотой Орды — произошло окончательно в 1480 году, после так называемого «стояния на реке Угре». Хан Ахмат собрал войско, в которое ещё входили литовские и польские воины, Иван 3-го поддержал крымский хан Менгли –Гирей, напав на столицу орды- город Сарай. Сражение так и не состоялось после четырёхнедельного стояния по обоим берегам Угры. Скоро не стало и самой Золотой Орды: в 1505 году хан Менгли-Гирей нанёс ей последнее — сокрушительное поражение.
  • Именно при Иване III был построен Кремль из красного кирпича, который существует и в наши дни.
  • Герб РФ начинает свою историю с герба, утверждённого Иваном III. Изображение на нём двуглавого орла - символ гармонии земной и небесной власти. А переняла Россия этот герб от Византии, которая к этому времени была покорена турками.
  • Держава и скипетр, барма, шапка Мономаха – стали при нём символами царской власти
  • Он был женат на Софье Палеолог — дочери последнего византийского императора.
  • Впервые был послан посол в другую страну, а сам Иван III в Грановитой палате принимал послов из других стран.

Церковь при Иване III

В период правления Ивана 3 церковь была крупнейшим собственником.

Поэтому и князь хотел подчинить себе церковь, и церковь стремилась к большей самостоятельности.

Внутри самой церкви шла борьба по вопросам веры.

В 14 веке в Новгороде появляются стригольники - они на голове выстригали крест и считали, что вера станет крепче, если будет опираться на разум.

В 15 веке в Новгороде и в Москве появилась ересь жидовствующих. Её сторонники отрицали власть священников вообще, считали, что все люди равны. У монастырей не должно быть власти над крестьянами и права на землю.

Против еретиков выступил Иосиф Волоцкий — основатель Успенского собора в Москве. Его сторонников стали называть иосифляне. Они отстаивали право церкви на власть над землёй и крестьянами.

Им противостояли нестяжатели — во главе с Нилом Сорским. Они и против еретиков, и против права церкви на землю и крестьян, за нравственность священников.

Иван 3 поддержал на церковном соборе в 1502 году стяжателей (иосифлян). Церковь совместно с князем имела большую власть в стране.

При Иване III ВПЕРВЫЕ:

Страна стала называться «Россией»

Появился новый титул князя — «Государь всея Руси» с 1492г.

Князь привлекал иностранных специалистов для строительства Кремля.

Принят первый сборник единого государства- Судебник 1497г.

Первый русский посол Плещеев был послан в Стамбул в 1497

При Иване III КУЛЬТУРА:

1469-1472- путешествие Афанасия Никитина, его книга «Хождение за три моря».

1475-начало строительства Успенского собора в Москве (Аристотель Фиораванти)

1484-1509- новый Кремль, Грановитая палата.

Исторической портрет Ивана III: направления деятельности

1. Внутренняя политика Ивана III

  • Укрепление власти московского князя — он стал называться « Государем всея Руси»
  • Создаётся государственная символика — герб, закрепляется название государства- «Россия».
  • Начинает складываться централизованный аппарат власти: создаются органы власти: Боярская дума- у неё были совещательные функции, в неё входили до 12 бояр- это окольничьи , в будущем они будут возглавлять приказы. Дворец — управлял землями великого князя, Казана – ведала финансами, государственной печатью и архивами.
  • Законодательная реформа: принят Судебник 1497 года.
  • Усиливает влияние дворянства в обществе, борется с сепаратизмом бояр
  • Ведётся большое строительство в Москве. Построены Грановитая палата, соборы Кремля. Ведётся активное строительство и в других городах.
  • Продолжается политика объединения русских земель под властью Москвы. При нём территория увеличилась вдвое.

К Московскому княжеству были присоединены:

Ярославское княжество – 1463г.

Ростовское княжество – 1474г.

Новгородская республика – 1478г.

Тверское княжество – 1485г.

Вятская, Пермская и большая часть Рязанской земли – после 1489г.

2. Внешняя политика Ивана III

  • Освобождение от золотоордынской зависимости

1475г – Иван III приостановил выплату дани Золотой Орде.

1480- стояние на Угре, свержение ига.

  • Продолжение завоевательной внешней политики, стремление присоединить соседние земли:

1467, 1469- два похода на Казань, установление вассальной зависимости

1479-1483- борьба с Ливонским орденом (Бернгард), перемирие на 20 лет.

1492г – построена крепость Ивангород, напротив Нарвы, перемирие с Ливонским орденом на 10 лет.

Войны с Литвой: 1492-1494, 1505-1503г. 1500г- битва на р.Ведрошь (воевода Щеня),в итоге присоединена часть западной и северной территории Литвы.

Иван III вынудил Ливонский орден платить дано за г. Юрьев.

Данный материал можно использовать, готовясь к заданию 25, к написанию исторического сочиннеия.

Итоги деятельности Ивана III:

    • Завершается централизация русских земель, Москва превращается в центр общерусского государства.
    • Упорядочивается законодательство
    • Расширяется территория России
    • Значительно возрос международный авторитет Руси
    • Возрастает число связей с западными государствами

Хронология жизни и деятельности Ивана III

Правление Ивана 3: 1462-1505г.
1463+ Ярославль.
1467- первый поход на Казань1469- второй поход на Казань. Удачно. Установлена вассальная зависимость.
1470- в Новгороде- ересь жидовствующих против Иосифа Волоцкого (в 1504 – их осудят и казнят).
1471- поход на Новгород. Победа Москвы у р, Шелони (воевода – Даниил Холмский).
1469-1472- Афанасий Никитин — путешествие в Индию
1474 + Ростовское княжество.
1475- начало строительства Успенского собора Аристотелем Фиораванти, окончание- 1475
1478-падение независимости Великого Новгорода, присоединение его к Москве.
1479-1483-борьба с Ливонским орденом (Бернгард). В Нарве- перемирие с немцами на 20 лет.
1480- стояние на р. Угре. Конец ига. Хан Ахмат.
1485- присоединение Тверского княжества к Москве.
1489 + Вятские земли
1492- построена крепость Ивангород — напротив Нарвы. Ливонский орден подписал перемирие на 10 лет — испугались..
1492-94- война с Литвой + Вязьма и др. области.
1497- принятие Судебника
1484-1509 – строится новый Кремль, соборы, Грановитая палата.
1497- в Стамбул-первый русский посол — Михаил Плещеев.
1500-1503-война с Литвой.14 июля 1500- битва на р. Ведрошь, воевода — Даниил Щеня. Итог: + территория на западе и севере Литвы.

Князь Иван III изображён на памятнике «Тысячелетие Руси» в Новгороде. Автор — Микешин М.Ю.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...