Орфограмма 19 безударные гласные в окончаниях прилагательных. Безударные гласные в падежных окончаниях












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Получить ответ на вопрос: "Как проверить безударную гласную в окончаниях прилагательных?"
  • Развивать внимание, кругозор, наблюдательность, орфографическую зоркость, умение классифицировать.
  • Воспитывать интерес к русскому языку и культуру речи.

Оборудование: учебники русского языка для 4 класса по программе "Школа 2100" (2004г.), карточки словарных слов, мультимедийное приложение.

Ход урока

1. Организационный момент с использованием демонстрационных карточек со словарными словами:

Доскажи словечко - имя прилагательное:

Настроение у нас: чудесное!

Ждут задания вас: интересные!

На уроке всегда будь: внимательный!

И урок выйдет весь: замечательный!

2. Начнём работу с минутки чистописания. Слайд №2

Пропишите буквосочетания средним соединением: ий ый ой ое ее ; нижним соединением ая яя

Спишите предложение. Отгадайте загадку:

Кон ь стал ьной, хвост л ьняной. (Иголка с ниткой)

Как вы понимаете значение слова льняной? (Сделанный из льна). Слайд №3

Лён - травянистое растение, из волокон которого прядут нити, затем ткут полотно.

Подчеркни согласные, мягкость которых обозначена мягким знаком.

Фонетический анализ слова "льняной".

Задание выполняется в тетрадях. Выборочное оценивание.

Проверка: слайд №4

3. Словарная работа.

Я подобрала слова, которые предлагаю распределить в группы по орфограммам. Слайд №5

Праздничный, искусственный, оранжевый, металлический, лестничный, аккуратный, томатный, печальный, фиолетовый, костюмный.

Проверка: слайд №6

Обозначить выбор группы. Какие слова могли бы попасть в 2 группы (аккуратный, металлический, искусственный).

К какой части речи относятся данные слова?

Какие окончания имеют прилагательные? Приведите примеры. Слайд №7

4. Актуализация знаний.

а) Наблюдение за ударными и безударными окончаниями. Слайд №8

Поставьте ударения в словах. Что вы заметили? (Есть окончания под ударением и без ударения).

Можно ли допустить ошибки в написании окончаний имён прилагательных?

В каких случаях? Почему?

б) Вывод: гласные в окончаниях имён прилагательных могут быть ударными и безударными, правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных - орфограмма.

в) Что такое орфограмма? (Написание по правилу)

В какой части слова мы обнаружили орфограмму? (В окончании)

г) Хочу услышать ваши предположения: какова тема урока? (Гипотезы);

какова цель урока?

(Цель нашего урока ответить на вопрос: как проверить безударную гласную в окончании имён прилагательных).

д) Вывод: в словах-вопросах окончание всегда ударное, с их помощью можно проверить написание безударных гласных окончаний прилагательных.

Но есть несоответствие: после мягких согласных пишутся другие буквы. Их нужно запомнить.

е) Почему окончания прилагательных можно проверить с помощью слов-вопросов? (у них всегда ударное окончание).

От какого слова ставится вопрос? (от существительного)

5. Физическая разминка.

6. Первичное закрепление.

Работа по учебнику (стр.116, упражнение 200)

7. Слайд №9

Применим новые знания в задании, которые приготовила для вас Мисс Прилагательное.

Спишите предложения, определите окончания, которые необходимо дописать и подчеркните прилагательные.

Проведём соревнование между рядами.

Работа представителей каждого ряда оценивается.

1 ряду. Я люблю скромн.. ветвист.. дерево рябину.

Разобрать по составу слово ветвистое

2 ряду. Люблю её пёстреньк.. нежные листочки.

Разобрать по составу слово листочки . Определить грамматическую основу предложения.

3 ряду. Они шелестят даже при лёгк.. ветерке.

Разобрать по составу слово ветерке . Определить грамматическую основу предложения. Проверка: слайд №10

8. Развитие речи. Подберём антонимы к прилагательным первого столбика. Слайд №11

Объясните выбор гласных в окончаниях имён прилагательных, обозначьте изученные орфограммы в словах.

9. Подведение итогов. Слайд №12

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных? Что было самым трудным на уроке? А самым интересным?

10. Домашнее задание: выполнить упр.№201 на стр.116.

  1. Окончания существительных. Сложным является выбор е/и в окончаниях существительных родительного, дательного и предложного падежей единственного числа.

Запомните: остриё - на острий, забытьё - в забытьи.
Обратите внимание: в предложном падеже слов на -ия, - ие, -ий буква и, предшествующая окончанию, «зовет» за собой окончание -и, предшествующие буквы е или ь - окончание -е: об
энергии, созвездии, счастии, но о ливрее, галерее, безлюдье, веселье, счастье.
Обратите внимание на правописание окончаний существительных с суффиксами -ищ-, -ушк-/-юшк-, -ышк-/-ишк-, -л-: -ищ-е - у сущ. мужского и среднего рода: город - город- ищ-е, карась - карас-ищ-е; болото - болот-ищ-е, предместье - предместь-ищ-е;
-ищ-а - у сущ. женского рода: нога - нож-ищ-а, голова - голов-ищ-а;
-ушк-о (-юшк-о),
-ишк-о (-ышк-о) - у неодушевленных сущ. мужского и среднего рода: хлеб - хлеб-ушк-о, дом - дом-ишк-о, горе - гор- юшк-о, крыло - крыл-ышк-о;
-ушк-а (-юшк-а),
-ишк-а (-ышк-а) - у всех других существительных (одуш. сущ. м. р.; одуш. и неодуш. сущ. ж. р.): брат - брат-ушк-а, дядя - дяд-юшк-а, студент - студент-ишк-а; девочка - девч-ушк-а, воля - вол-юшк-а,мелочь - мелоч-ишк-а;
-л-а - у существительных общего рода: вообража-л-а, зап- рави-л-а, зубри-л-а, чуди-л-а;
-л-о - у существительных среднего рода со значением орудия действия: грузи-л-о, покрыва-л-о, свети-л-о, точи-л-о, зуби- л-о, моча-л-о.
  1. Окончания глаголов. В безударных личных окончаниях глаголов написание е/и зависит от спряжения глагола:
  1. спряжение - в окончаниях буква е: брить - бреешь, бреет, бреем, бреете; бороться - борешься, борется, боремся, боретесь.
  2. спряжение - в окончаниях буква и: обидеть - обидишь, обидит, обидим, обидите; молиться - молишься, молится, молимся, молитесь.
Обратите внимание:
1) на спряжение «ошибкоопасных» глаголов (глаголы I спряжения; см. их перечень в § 4 п.5):
сеять - сеешь, сеет, сеем, сеете, сеют; веять - веешь, веет, веем, веете, веют; каяться - каешься, кается, каемся, каетесь, каются; плесневеть - плесневеешь, плесневеет, плесневеем, плесневеете, плесневеют;
стлать, стелить - стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют;
  1. непереходные глаголы с приставкой обес-/обез- являются глаголами I спряжения, переходные - II спряжения: обессилеть (перех.) - обессилеешь, обессилеет, обессилеем, обессилеете, обессилеют; обессилить (неперех.) - обессилит, обессилим, обессилите, обессилят.

1. Просмотр (видео)-(слайд 2)

Отрывок из мультфильма «Винни Пух и все все-все-все» - с Пятачком идут в гости.

Приходят к Сове, на домике табличка «САВА» (слайд 3)

Что заметили?

Что нужно знать, чтобы писать грамотно?

Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.

2.-Вы уже поняли, что на уроке мы будем работать в группах.

Будем работать с маршрутными листами и по ходу урока заполнять:

3.- Запишите число, классная работа

Сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске.

Чистописание

Начнём с чистописания

а е и о я

Прочитайте буквы. На какие группы можно их разделить?

ая ое ие яя ее

Что ещё можете сказать?

4. Повторение

Что мы уже знаем о прилагательном?

(слайд 2- появление по щелчку)

Как вы думаете, мы уже всё знаем об этой части речи?

5. Исследовательская работа (в группах)

Какие буквы вставили? Почему?

В правописании каких слов сомневались? Почему?

Где находится пропущенная гласная?

Почему «опасное место»?

Как вы думаете, подойдут ли нам известные способы проверки?

Какую ставим перед собой учебную задачу сегодня на уроке?

(слайд)

(слайд)

7. Самостоятельная работа

8. Проверка (слайд)

Физминутка

(слайд – весь текст)

9. Составление алгоритма

Работа в группах

Составьте алгоритм работы с данной орфограммой

Или: (слайд)

В шутливой форме можно так сформулировать это правило : «Не хочешь остаться с носом, проверяй окончание вопросом»

10.- О чём ещё узнали вы из текста?

Цветок весны, идущий к нам по снегу,

Простой цветок, но сколько он несёт

Добра и радости, и счастья человеку!

(слайд)

Найдите имена прилагательные, объясните написание окончаний

11. Поздравление для своей мамы

Проверьте себя, допишите окончания, продолжите пожелания…

12. Проверка

13.-Вот и заканчивается наш урок.

Вернёмся к нашим вопросам и ответим на них:

Над какой темой работали?

Как проверить безударные гласные в окончаниях прилагательных?

14.Д/з: составить поздравление с Днём Защитника Отечества для папы или дедушки (употребить как можно больше имён прилагательных)

Правило знать на с.89

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...