Общаясь с дураком не оберешься. «Яд, мудрецом тебе предложенный, прими» Омар Хайям

Общаясь с дураком, не оберёшься срама.
Поэтому совет ты выслушай Хайяма:
Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,
Из рук же дурака не принимай бальзама.

* * *
Мы пьём не потому, что тянемся к веселью,
И не разнузданность себе мы ставим целью.
Мы от самих себя хотим на миг уйти
И только потому к хмельному склонны зелью.

* * *
Чьё сердце не горит любовью страстной к милой, -
Без утешения влачит свой век унылый.
Дни, проведённые без радостей любви,
Считаю тяготой ненужной и постылой.

* * *
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

* * *
«Вино пить – грех». Подумай, не спеши!
Сам против жизни явно не греши.
В ад посылать из-за вина и женщин?
Тогда в раю, наверно, ни души…

* * *
Опасайся плениться красавицей, друг!
Красота и любовь – два источника мук.
Ибо это прекрасное царство не вечно:
Поражает сердца и - уходит из рук.

* * *
Не моли о любви, безнадёжно любя,
Не броди под окном у неверной, скорбя.
Словно нищие дервиши, будь независим –
Может статься, тогда и полюбят тебя.

* * *
Я к неверной хотел бы душой охладеть,
Новой страсти позволить собой овладеть.
Я хотел бы – но слёзы глаза застилают,
Слёзы мне не дают на другую глядеть!

* * *
Когда бываю трезв – нет радости ни в чём.
Когда бываю пьян – ум затемнён вином.
Но между трезвостью и хмелем есть мгновенье,
Которое ценю за то, что жизнь лишь в нём.

* * *
Ах, сколько, сколько раз, вставая ото сна,
Я обещал, что впредь не буду пить вина.
Но нынче, Господи, я не даю зарока:
Могу ли я не пить, когда пришла весна?

* * *
Блуднице шейх сказал: «Ты что ни день – пьяна,
И что ни час, то в сеть другим завлечена!»
Ему на то: «Ты прав, но ты-то сам таков ли,
Каким всем кажешься?» - ответила она.

* * *
Коль на день у тебя лепёшка есть
И в силах ты себе кувшин воды принесть,
Что за нужда тебе презренным подчиняться,
И низким угождать, свою теряя честь?

* * *
По утрам я слышу крики из окрестных кабаков:
«Эй, несчастный ринд безумный, завсегдатай погребков!
К нам иди! И пусть нам кравчий поживей наполнит чаши,
Прежде чем вином наполнят чаши наших черепов!»

* * *
Я не от бедности решил вино забыть,
Не в страхе, что начнут гулякою бранить;
Я для веселья пил. Ну, а теперь другое:
Ты – в сердце у меня, и мне не нужно пить.

* * *
Пред тем, как испытать превратности сполна,
Давай-ка разопьём сегодня ратль вина.
Что завтра нам сулит вращенье небосвода?
Быть может, и вода не будет нам дана.

* * *
Ты не бываешь пьяным? Но пьяных не упрекай!
Ты не живи обманом, низостей не совершай!
Ты предо мной возгордился тем, что вином не упился?
Трезв ты, но полон скверны, и скверна бьёт через край!

* * *
Я болен, духовный недуг моё тело томит.
Отказ от вина мне воистину смертью грозит.
И странно, что сколько ни пил я лекарств и бальзамов, -
Всё вредно мне! Только одно лишь вино не вредит.

* * *
Конечно, цель всего творенья – мы.

Источник знанья и прозренья – мы.
Круг мироздания подобен перстню,
Алмаз в том перстне без сомненья – мы.

* * *
Не зарекайся пить бесценных гроздей сок,
К себе раскаянье ты пустишь на порог.
Рыдают соловьи, и расцветают розы…
Ужели в час такой уместен твой зарок?

Чем за общее счастье без толку страдать,
Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.
Лучше друга к себе привязать добротою,
Чем от пут человечество освобождать.

* * *
Лучше пить и весёлых красавиц ласкать,
Чем в постах и молитвах спасенья искать.
Если место в аду для влюблённых и пьяниц,
То кого же прикажете в рай допускать?

Общаясь с дураком, не оберешься срама. Поэтому совет ты выслушай Хайяма: Яд, мудрецом тебе предложенный, прими, Из рук же дурака не принимай бальзама. Омар Хайям

3 месяца назад

Общаясь с дураком, не оберешься срама. Поэтому совет ты выслушай Хайяма: Яд, мудрецом тебе предложенный, прими, Из рук же дурака не принимай бальзама. Омар Хайям

Чтобы не выглядеть дураком потом, я предпочитаю не выглядеть мудрецом сначала.

Умберто Эко "Имя розы"

Хочешь тронуть розу - рук иссечь не бойся,
Хочешь пить - с похмелья хворым слечь не бойся.
А любви прекрасной, трепетной и страстной
Хочешь - понапрасну сердце сжечь не бойся!

Омар Хайям

Омар Хайям

Настоящий друг - это человек, который выскажет тебе в глаза все, что о тебе думает, а всем скажет, что ты - замечательный человек. Омар Хайям

Настоящий друг - это человек, который выскажет тебе в глаза все, что о тебе думает, а всем скажет, что ты - замечательный человек.

Омар Хайям

Когда в глаза тебе все врут - ты только правду говори,
Когда друзья твои уйдут - ты новым двери отвори,
Когда любовь к тебе придет - как дар судьбы ее прими,
А если боль в тебе живет - ее ты лучше отпусти.

Китайская мудрость

Когда в глаза тебе все врут - ты только правду говори, Когда друзья твои уйдут - ты новым двери отвори, Когда любовь к тебе придет - как дар судьбы ее прими, А если боль в тебе живет - ее ты лучше отпусти. Китайская мудрость

Омар Хайям

Сорваный цветок должен быть подарен, начатое стихотворение - дописано, а любимая женщина - счастлива, иначе и не стоило браться за то, что тебе не по силам.

Омар Хайям

Сорваный цветок должен быть подарен, начатое стихотворение - дописано, а любимая женщина - счастлива, иначе и не стоило браться за то, что тебе не по силам.

Омар Хайям

Омар Хайям

Сорванный цветок должен быть подарен, начатое стихотворение - дописано, а любимая женщина - счастлива, иначе и не стоило браться за то, что тебе не по силам.

Омар Хайям

Сорваный цветок должен быть подарен, начатое стихотворение - дописано, а любимая женщина - счастлива, иначе и не стоило браться за то, что тебе не по силам.

Омар Хайям

Сорванный цветок должен быть подарен, начатое стихотворение - дописано, а любимая женщина - счастлива, иначе и не стоило браться за то, что тебе не по силам. Омар Хайям

Родиться дураком, не позор! А вот умереть дураком, стыдно! Эрих Мария Ремарк

Омар Хайям

Не ставь ты дураку хмельного угощенья,
Чтоб оградить себя от чувства отвращенья:
Напившись, криками он спать тебе не даст,
А утром надоест, прося за то прощенья.

Омар Хайям

Не ставь ты дураку хмельного угощенья,
Чтоб оградить себя от чувства отвращенья:
Напившись, криками он спать тебе не даст,
А утром надоест, прося за то прощенья.

Омар Хайям

Не завидуй тому, кто силён и богат. За рассветом всегда наступает закат. С этой жизнью короткой, равною вздоху, Обращайся как с данной тебе напрокат!

Я сравню этот лук

с разнотравьем зеленых полей,

А головки хрустящие -

яшмы отборной белей.

Стариковские годы

мне холодом сводят живот,

Но наваришь горячего супа, -

и жить веселей.

Родился Омар Хайям в 1048 г. в городе Нишапуре, расположенном на востоке Ирана, в древней культурной провинции Хорасан. Там прошли детские и юношеские годы будущего поэта. О его семье сведений не сохранилось. Прозвище «Хайям» означает «изготовитель шатров». Скорее всего, отец Омара был ремесленником, однако с большим почтением относился к образованию.

Омар Хайям учился сначала в весьма почтенном Нишапурском медресе, затем продолжал образование в Балхе и Самарканде.

Хайям изучил математику и геометрию, физику и астрономию. Он знал в совершенстве арабский язык и арабскую литературу, профессионально изучал теорию музыки, ознакомился с достижениями античной науки - трудами Архимеда, Евклида, Аристотеля, переведенными на арабский язык.

Хайям по памяти читал Коран и мог дать толкование любого положения этой главной книги мусульман. К нему обращались за консультациями специалисты-теологи, даровав ему почетный титул Плечо Веры.

Научная деятельность Омара Хайяма началась с трудов по алгебре. Он работал сначала в Бухаре при дворе Караханидов. В 1074 г. Омар Хайям был приглашен на службу к могущественному султану Малик-шаху в город Исфахан, столицу мощной в то время Сельджукской державы, для управления обсерваторией.

Двадцатилетний относительно спокойный период жизни Омара Хайяма при дворе Малик-шаха закончился в конце 1092 г.: при невыясненных обстоятельствах скончался султан, за месяц до этого был убит покровитель Хайяма Низам ал-Мулк.

Страх перед тайными убийствами, которые вершило общество исмаилитов, охватил город. Империя начала разваливаться. Положение Хайяма при дворе пошатнулось. Обсерватория пришла в запустение и была закрыта. Омар Хайям навсегда оставил двор и вернулся в Ниша-пур, где и прожил до последних дней жизни.

В немолодые годы ученый был вынужден совершить паломничество в Мекку. В исторических документах сохранились записи: «Чтобы сохранить глаза, уши и голову, шейх Омар Хайям предпринял хадж».

В колыбели - младенец, покойник - в гробу: Вот и все, что известно про нашу судьбу. Выпей чашу до дна и не спрашивай много: не откроет секрета рабу.

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Растить в душе побег унынья - преступленье,

Пока не прочтена вся наслажденья.

Лови же радости и жадно пей вино:

Жизнь коротка, увы!

Летят ее мгновенья.

Запрет вина - закон, считающийся с тем,

Кем пьется, и когда, и много ли, и с кем.

Когда соблюдены все эти оговорки,

Пить - признак мудрости, а не порок совсем.

Легенда гласит, что султан Низам ал-Мулк предложил Хайяму управлять Нишапуром и всей прилегающей областью ученый отказался от этой чести. Хайям просто ответил, что не умеет управлять людьми, приказывать и запрещать. И тогда Низам ал-Мулк назначил Хайяму гигантское годовое жалование в 10000 золотых динаров, чтобы он беспрепятственно мог заниматься наукой, в частности астрономией. Султан поставил перед Омаром Хайямом задачу разработать новый календарь. За пять лет великий астроном и его ученики блестяще справились с этим заданием.

Шел я трезвый - веселья искал и вина,

Вижу: мертвая роза - суха и черна.

«О несчастная! В чем ты была виновата?»

«Я была чересчур весела и пьяна...».

Общаясь с дураком, не оберешься срама,

Поэтому совет ты выслушай Хайяма:

Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,

Из рук же дурака не принимай бальзама.

Нам жизнь навязана; ее водоворот

Ошеломляет нас, но миг один - и вот

Уже пора уйти, не зная цели жизни...

Приход бессмысленный, бессмысленный уход!

Рубай не считались серьезной формой поэзии. На Востоке в народе многие безымянные авторы сочиняли их - и отношение к таким четверостишиям было приблизительно такое, как у русского дворянства к частушкам.

Согласно легенде Хайям предсказал, что весной его могила будет всегда осыпана цветами. Так и случилось: в е т е р засыпает место его погребения лепестками цветущих яблонь и груш...

Талантливый средневековый математик, астроном, астролог, медик, Омар Хайям все-таки более всего известен литературным творчеством в жанре рубай. Так на востоке называли четверостишия, в которых рифмовались первая, вторая и четвертая строки.

Темы четверостиший Хайяма разнообразны и противоречивы. Он писал их на протяжении всей жизни, часто выражая по-новому одну и ту же мысль, пытаясь решить неразрешимую проблему. Василий Андреевич Жуковский писал о нем следующее: «Он вольнодумец, разрушитель веры; он безбожник и материалист; он насмешник над мистицизмом и пантеист; он правоверный мусульманин, точный философ, острый наблюдатель, ученый; он - гуляка, развратник, ханжа и лицемер. Он не просто богохульник, а воплощенное отрицание положительной религии и всякой нравственной веры; он мягкая натура, преданная более созерцанию божественных вещей, чем жизненным наслаждениям; он скептик-эпикуреец, он - персидский Абу-ль-Аля аль-Маари, Вольтер, Гейне.

Можно ли, в самом деле, представить человека, в котором могли бы совмещаться и уживаться такая смесь и пестрота убеждений, противоположных склонностей и направлений, высоких доблестей и низменных страстей, мучительных сомнений и колебаний?»

И все-таки можно попытаться выделить основные мотивы в его поэзии:

Беспрестанные поиски смысла жизни и осознание того, что эти поиски не увенчаются успехом;

Гимн любви при сознании ее эфемерности;

Тема винопития - своеобразный гимн радостям жизни, которая так коротка;

Осознание круговорота жизни и смерти;

Равенство всех сословий перед лицом судьбы: из той же глины слеплены и шах, и последний бедняк;

Обличение чванства и ограниченности сытых и богатых, лести, лицемерия и многих других человеческих пороков;

И - несмотря ни на что! - вера в красоту и благородство гуманной человеческой личности.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...