Сообщения по теме образование и наука античности. Общая характеристика античной науки

Понятием «античная наука» охватывается совокупность научно-философских идей, возникших в период с VI в. до Р.Х. до начала VI в. после Р.Х., от возникновения первых философских учений «о природе вещей» (ранней греческой натурфилософии) до падения Римской империи и закрытия Академии Платона в Афинах (529 г.).

В это время в Древней Греции и Древнем Риме наука поднимается на качественно новый уровень в сравнении с наукой Древнего Востока: впервые в истории появляется теоретическое знание, первые дедуктивные системы . Научное знание впервые становится предметом философской рефлексии: появляется и теория науки .

Новый уровень был достигнут благодаря возникновению философии , то есть мировоззрения, принципиально отличного от религиозно-мифологического взгляда на мир в цивилизациях Древнего Востока. Если в последних элементы научного знания были «вплетены» в сакрально-когнитивные комплексы, целиком подчинены религиозным или хозяйственно-государственным нуждам, то в античности появляется чистая наука , выступающая совершенно самостоятельно и свободно, вне связи с обязанностями чиновников и жрецов.

Математика становится чистой наукой об идеальных, неизменных, бестелесных сущностях, дедуктивной системой, выводящей и доказывающей свои положения из определений, аксиом и постулатов. Достигла вполне зрелого, развитого вида элементарная математика постоянных величин. На основе чистой математики становится воможным создание теоретической астрономии , в том числе геоцентрической системы мира, господствовавшей в Европе до XVI в.

В это время появляется натурфилософия , как исторически первая форма теоретического познания природы, формируются основные категории, принципы и программы научного естествознания, выделяется ряд конкретных областей научного исследования, от теории музыки, статики, гидростатики, ботаники и зоологии до грамматики, риторики, экономики, права и политики.

Об объёме научного знания античности косвенно свидетельствует тот факт, что александрийская библиотека в III-II вв. до Р.Х., эпохи расцвета античной науки, насчитывала около полумиллиона свитков.

Некоторые из крупнейших научных достижений античности:

атомистика Демокрита (V в. до Р.Х.), Эпикура (III в. до Р.Х.) и Лукреция (I в. до Р.Х.);

диалектика и теория идей Сократа и Платона (V-IV вв. до Р.Х.);

теория государства Платона и Аристотеля (IV в. до Р.Х.);

метафизика , физика , логика , психология , этика , экономика , поэтика Аристотеля (IV в. до Р.Х.);

геометрия и теория чисел , изложенные в форме дедуктивной научной системы в «Началах» Евклида (III в. до Р.Х.), но подготовленные в пифагорейском союзе и Академии Платона;

статика и гидростатика Архимеда (III в. до Р.Х.), его математические работы по вычислению площадей и объёмов;

– теория конических сечений Аполлония (III-II в.в. до Р.Х.);

– геоцентрическая астрономия Клавдия Птолемея (II в.), гелиоцентрическая система Аристарха Самосского (III в. до Р.Х.), работы Эратосфена (III в. до Р.Х.) по определению радиуса Земли и расстояния до Луны;

теория архитектуры Марка Витрувия (I в. до Р.Х.);

исторические труды Геродота и Фукидида (V-IV вв. до Р.Х.), Цезаря (I в. до Р.Х.), Тацита (I-II вв.) и др.;

медицина Гиппократа (V в. до Р.Х.) и Клавдия Галена (II в.).

– классическая система римского права , труды древнеримских юристов, и др.

Античная наука в общем и целом имеет теоретически-созерцательный характер. Это не означает, что она имеет чисто «умозрительный» или «спекулятивный» характер. Она опирается и на обыденный жизненный опыт , и на специальные систематические, внимательные, тонкие наблюдения ,и на обширный ремесленный опыт, но предпочтение отдаёт логике, рассуждению, легко воспаряя от отдельных фактов опыта к самым общим философским обобщениям. Идея «эксперимента» и тем более систематического экспериментирования как основы науки в античности отсутствует. Практически-ремесленная, производственная деятельность той эпохи не опирается на науку, если не считать единичных, исключительных случаев, подобных работе Архимеда по созданию оборонительных машин. Научно-философское знание не было направлено на практически-техническое применение. Наука и «искусство», познание и техника были отделены друг от друга и даже противопоставлены друг другу.

Указывая на причину подобного разделения науки и практики, нередко указывают на то, что в это время физическая, материальная, производственная деятельность во многом была уделом рабов, а потому для свободных людей, учёных – делом низким, презренным. Но у этого подхода имеются и веские философские основания. Цель науки – истина, цель искусства (техники) – польза. Наука стремится познать в этом изменчивом и многообразном мире нечто единое, вечное, неизменное, совершенное – истинноебытие , которое от человека совершенно не зависит. Искусство же как раз направлено на «текучее», несовершенное, изменчивое и изменяемое человеком. «Тэхне» и «механэ» – всё это сфера человеческой деятельности, его умений, которая касается удобства, пользы и развлечения, но не истины, не бытия. «Механические» изобретения – это не средство познания того, какова природа сама по себе, а её обман, обход, «хитрость» человека. Это – сфера искусственного, т.е. неестественного , того, чего в природе нет, – стало быть, никакого отношения к «бытию поистине» и тем самым к науке не имеет.

Античная наука, от арифметики до метафизики, рассматривает мир в аспекте вечности . Само слово «теория», как мы уже видели, происходит от греческого «теос» (Бог) и означает «созерцание божественного». Достижение истинного знания об истинном бытии рассматривается как конечная цель науки. Научное знание, как познание вечного и неизменного бытия, самодостаточно , имеет совершенно самостоятельную, более того – высшую ценность . Занятия наукой, познание истины, приобщение души к божественному, совершенному – лучшее, высшее, наиболее достойное занятие человека. Только в научной теории человек достигает конечной цели своего существования как разумное, мыслящее существо, достигает высшего возможного для человека блага. Теория есть высшее добро и высшее благо . По сравнению с тем благом, который даёт человеку само познание, все удобства и удовольствия, которые способны доставить ему техника и практическая деятельность, второстепенны.

Наиболее полное выражение античный идеал научности нашёл в учении Аристотеля, создателя первой теории науки.

Для Аристотеля «знать» – это значит: 1) в поисках причин отдельных явлений восходить ко всё более общим причинам и подняться до всеобщих , первых начал всего существующего; 2) остановиться на умозрительном «созерцании» этих начал; 3) в этом созерцании истинного, вечного и неизменного бытия достичь покоя, конечной цели, завершения процесса познания.

При таком понимании бытия и научного знания центр всей совокупности человеческого знания, главную и высшую науку образует метафизика .

Таким образом, античная наука ставит научному знанию предел. Бесконечно разнообразно лишь единичное, несущественное. Чем выше мы поднимаемся в науке в поисках причин вещей, тем меньше число начал. Число «первых начал» конечно и невелико. Их можно познать исчерпывающим образом. Подниматься «выше» и «дальше» или идти «глубже» в науке уже невозможно. Можно достичь и «крайней сферы» бытия, и высших пределов знания.

Наука появляется тогда, когда для этого создаются объективные условия, социальный запрос на объективные знания, выделение особой группы людей, реализующих данный запрос; накопление знаний, познавательных приемов, способов символического выражения и передачи информации.

Совокупность таких условий складывается в древнегреческой культуре VII–VI вв. до н. э.

Именно в этот период появляются первые рациональные программы, свободные от религиозных и мистических представлений. Именно здесь появляется наука как доказательное знание. Она не связывалась с непосредственно орудийно-трудовой деятельностью, была идеализированным феноменом.

Но именно отказ от материально-практического отношения к действительности породил абстрагирование – непременное условие науки.

Важной отличительной особенностью науки в контексте древнегреческой культуры была ее направленность на самостоятельное, объективное рассмотрение природы как реальности. Греческую мысль отличали стремление к точному познанию действительности, доказательству, критический дух и смелость выводов. Греческая наука отличалась независимостью от мифологии, из недр которой она вышла.

Первой научной программой стала математическая программа, представленная Пифагором, позднее развитая Платоном. Отношения действительности Пифагор выразил в числах, представляемых им в качестве первоосновы мира.

Историки науки считают, что основная заслуга Пифагора и его последователей заключается в том, что они превратили геометрию в теоретическую дедуктивную науку, заложили основы арифметики и математического естествознания, дали стимул к поиску количественных отношений в природе и выражению их языком математических формул.

Дальнейшее формирование пифагорейской программы продолжили софисты и элеаты, разработавшие теорию доказательств. Свое завершение математическая программа получила в философии Платона, который представил мир идей как иерархически упорядоченную структуру. Платон основал первую научную школу – Академию.

Второй научной программой античности, выступающей в качестве универсальной концепции природного мира, стал атомизм. Основоположниками его считаются Левкипп и его ученик Демокрит, хотя зачатки данного подхода можно обнаружить уже у Анаксиме-на, Эмпедокла, Анаксагора.

Учение атомизма исходило из того, что неделимые атомы являлись началом всего сущего. Движение атомов выступало причиной изменений в природе.

Программа ААристотеля стала третьей научной программой античности. В ней наряду со стремлением к целостному философскому осмыслению действительности отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в самостоятельные науки со своим предметом и методом.

Аристотель в отличие от других античных мыслителей не отделял вещи и идеи. Заслугой Аристотеля является и создание понятийно-категориального аппарата науки, классификации научных знаний.

Данные программы заложили основы науки, правда, научное знание пока было абстрактно-объяснительным, лишенным созидательного компонента, но зачатки науки как особого типа отношения к реальности появились в культуре античности.

Античная культура Древней Греции

Термином «античная культура» обозначают культуру Древней Греции и Древнего Рима с XIII-XII вв. до н.э.и до IV-V вв. н. э., связанную с зарождением, расцветом и упадком рабовладельческого строя.

Гегель, характеризуя греческую культуру, отмечал, что у греков мы чувствуем себя дома, "потому, что находимся в сфере духа, и если национальное происхождение и различие языков можно проследить далее, в Индии, то все-таки подлинного подъема и истинного возрождения духа следует искать прежде всего в Греции". (Гегель. Соч. М..; Л., 1935, т.-8, с 211). Гегель не преувеличивал значение греческого мира для последующей истории. Духовный импульс, которым древние греки воздействовали на всю мировую культуру, оказывает свое влияние и сегодня.

Греция на протяжении веков не представляла собой единого географического пространства. Не было единства и в социально-политическом плане: существовала в рамках особой государственной системы – городов-полисов. Различие между ними были существенными: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, богах и героях. (например, Спарта и Афины). Несмотря на региональные различия, античная культура позволяет говорит о себе как об определенной целостности. Представляется

возможным выделить следующие черты древнегреческой культуры: - интерактивный характер (интеракция – взаимодействие), так как она синтезировала достижения культур многих народов: ахейскую, крито-микенскую, египетскую, финикийскую, избегая слепого подражания;

Космологизм, ибо Космос выступал абсолютом культуры. Он не только Мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу. Утверждались эстетические категории – красота, мера. Мера едина и неделима, она – характеристика совершенства. "Прекрасное есть надлежащая мера во всем "- Демокрит. Природа Греции сама осуществляет меру – в ней нет ничего громадного, все обозримо и понятно. Поэтому одна из основных черт бытия – гармония – единство в многообразии.

Наличие канона – совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Теоретик пропорции – скульптор Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.), автор труда "Канон".

Идеал, к которому должен стремиться человек – калокагатия (kalos) – прекрасный, (agalhos) – хороший, добрый. Достичь идеала можно упражнениями, образованием и воспитанием.

Таким образом, уже космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком., о чем писал Протагор - "Человек есть мера всех вещей".


Антропоцентричность культуры предполагала культ тела человека.

Состязательность характеризовала различные сферы жизни греческого общества – художественную, спортивную и др. Первые Олимпийские были проведены в 776 г. до н.э.

В Древней Греции берет начало диалектика – умение вести беседу.

Греческая культура поистине празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов.

Связующим (?) звеном между древневосточными цивилизациями и античностью являлась крито-микенская культура (II тыс. до н.э.). О ее высоком уровне развития свидетельствует развитая письменность, технические изобретения (водопровод и бассейны), наличие астрономических знаний, расцвет искусства (фрески царских дворцов в Кноссе и Фесте, расписные каменные сосуды, изящные изображения женщин, керамика). Крито-микенское искусство было прекрасной прелюдией греческого искусства. Письменным источником, содержащим бесценные сведения о культуре крито-микенской цивилизации, являются "Илиада" и "Одиссея".

Гомеровская эпоха (X-VIII вв. до н. э.) характеризовалась упадком культуры, так как в XI в. до н. э. в Грецию вторглись дорийцы, принесшие примитивные формы культуры - так называемый геометрический стиль искусства, похожий на искусство неолита. Общество того времени было безграмотным. Широкое распространение получили мифологические представления, послужившие основой развития античной науки, литературы и искусства.

С VIII-VI вв. до н. э., периода возникновения полисного строя, складываются вполне отчетливые и цельные стилистические черты греческой архаики. Становление и развитие культуры греческих полисов (городов-государств) базировалось на достижениях в развитии горного дела и металлургии, строительной техники и архитектуры, керамического и текстильного производства, развитии флота.

В эту эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства – материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительное искусство – архитектура, скульптура, живопись. Архаическая культура – исходный рубеж классической культуры Эллады.

Социальной основой образования и развития античной культуры служил полис – типичная для Древней Греции и Древнего Рима форма социально-экономической и политической организации общества. В полисы входила городская территория и окружающие ее земледельческие поселения.

В полисах действовали разные органы управления, но верховным органом в большинстве полисов было народное собрание. Еще одной особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит и своей собственности. В соответствии с основными принципами полиса вырабатывалась полисная система ценностей: уверенность в том, что полис – высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса.

Непременным атрибутом полиса являлись театры, музеи, гимназии, стадионы, рынки и т.д. Полисы выступали также центрами становления и развития философии, науки, литературы, искусства, архитектуры и т.д.

Именно в условиях полисной культуры родилась личность, так как полисная демократия предоставляла такую возможность, защищая ее права и свободу.

С падением полиса (IV в. до н. э.) начинается упадок греческой культуры, но сохранилось достоинство данной культуры, ценнейшим завоеванием которой была личность.

Мифология

Большую роль в оформлении античной культуры сыграла мифология. Сами по себе мифы представляют собой архаические повествования о деяниях богов и героев на основе фантастических представлений о мире. В своей основе мифы содержат описания творения мира, происхождения людей и животных.

Греческая мифология сложилась во II тыс. до н э. В это время окончательно оформился пантеон богов, живущих на горе Олимп и подчиненных власти одного бога – Зевса, "отца людей и богов". Каждое олимпийское божество было наделено определенными функциями: Афина – богиня войны, высших родов искусства, ремесел, охранительница городов и стран; Гермес – бог торговли; Артемида – богиня охоты; Афродита – богиня любви и красоты и т.д.

Пантеон богов воспроизводился в архитектурных сооружениях (храм Артемиды и др.). Антропоморфизированные изображения богов стали основной формой развития античного искусства.

Философия . Особое место в древнегреческой культуре занимает философия. Не будем останавливаться подробно (это – предмет истории философии), отметим ряд основных положений.

Во-первых , признавая огромную роль древневосточных культур в дальнейшем развитии человечества, следует признать именно Древнюю Грецию в качестве той ступени социального развития, на которой рождается философия. Рождение философии сопровождалось разложением мифа. От него философия унаследовала целестно-мировоззренческое восприятие мира. Но вместе с тем, в процессе своего развития, философия вбирала в себя различные предшествующие научные знания, бытовые описания. В результате довольно четко оформился отличительный признак философии – стремление к мудрости, к постижению мира и места человека в нем. Именно не мудрость сама по себе, а любовь к мудрости, стремление к ней как постоянное состояние человеческого духа.

Во-вторых, философия развивалась в пределах полисов как свободные объединения, школы, например, милетская школа (VI в. до н.э.), положившая начало материалистическому направлению в философии, элейская школа (VI-V вв. до н. э.) и др.

Новый период в ее развитии начался с Сократа (V в. до н. э.), который признавал истинно философскими чисто человеческие проблемы. Грандиозные философские системы Платона и Аристотеля включали в себя основные мировоззренческие положения, учение о бытии и небытии, диалектику, теорию познания, эстетику, логику, учение о государстве и др.

Древнегреческая философия явилась исходной основой всего последующего развития западноевропейской философии.

В-третьих, именно древнегреческая философия положила начало формированию системы понятий, категорий, которые в своей совокупности остались и поныне средоточием знания – развивающегося, обогащающегося в ходе практического и духовного освоения мира.

Наука

В тесном взаимодействии с философией развивались естественно-научные взгляды древних греков. Их источник – та же мифология, но именно поэтому раннегреческая наука во многом отличается от современной. Это были лишь зачатки той или иной группы естественных наук. Греки в VI в. до н э. представляли мир следующим образом: он замкнут и един, сверху ограничен небесным куполом, по которому совершали регулярные движения. Солнце, Луна и другие планеты. Они зафиксировали ритмику природных процессов, смену дня и ночи, чередование фаз Луны, смену времен года и др.

Выделялись 4 субстанции природы, жизненно необходимые для повседневной деятельности человека: земля, вода, огонь и воздух. Гармонию мира, космический порядок нарушают катастрофы и стихии: землетрясения, ураганы, наводнения, затмения, которые тогда не могли объяснить, а потому они характеризовались как проявления неких мистических сил.

Древнегреческая наука была единой, нерасчлененной, не распавшейся на философию и естествознание, и его отдельные дисциплины. Мир в целом понимался как единое целое, подчас даже уподобляющееся огромному животному. Античная наука увековечила себя в истории духовной культуры созданием атомистики. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита служило мировоззренческим и методологическим основанием развития науки вплоть до XIХ в. "Физика" Аристотеля была посвящена изучению природы и положила начало физической науке.

В Древней Греции стали формироваться и биологические знания. Начальные научные представления о зарождении живых организмов разрабатывали Анаксагор, Эмпедокл и Демокрит. Величайшим врачом античности был Гиппократ. Ряд биологических трактатов написал Аристотель.

На рубеже VII-VI вв. до н. э. возникла история как самостоятельный жанр литературы. Древние историки описывали главным образом историю отдельных городов и местностей, т.е. это был рассказ о том, что было в прошлом. Первым историком античного мира считается "отец истории" Геродот, который, как и его последователь Фукидид, посвятил свои произведения описаниям войн. Автор 40-томной "Истории" Полибий считал важнейшей задачей истории поиск и изложение причин событий и явлений. Но в целом, история как наука, ориентировалась на описание конкретных, единичных исторических событий.

Литература

Древнегреческая литература – древнейшая из европейских литератур, у истоков которой (VIII в. до н. э. находятся "Илиада" и "Одиссея", приписываемые слепому певцу Гомеру. Литература – еще один росток духовной культуры, выросший из мифологии. Античная литература полна разнообразных сюжетов о борьбе богов и героев со злом, несправедливостью, стремления к достижению гармонии в жизни. В ней рождается идея единства внешней и внутренней красоты, физического и духовного совершенства личности. Человек смертен, но бессмертна слава героев. В древнегреческой литературе появляется лирика и трагедия. Известны лирические поэты Гесиод, Анакреонт, поэтесса Сафо. Родоначальником классической формы трагедии был Эсхил, автор трилогии "Орестея", "Прикованный Прометей" и др. Известны также трагические поэты Греции Софокл и Еврипид. Еврипид в трагедии "Просительницы" устами главного героя Тезея выражен свои социальные взгляды.

Высокого уровня развития достигла архитектура, скульптура, возник театр. Уже в архаическую эпоху возникла ордерная система постройки храмов (выделение несущих и весомых частей), которые строились в честь богов – храм Аполлона, Артемиды. Эта традиция продолжается в эпоху классики – Храм Зевса, Афинский акрополь и др.

В VIII в. зародилась скульптура, главными объектами и изображения которой становились боги и богини, легендарные герои, олицетворяющие образ идеального человека. Таковы произведены Фидия - статуя Зевса, Поликлета – статуя Дорифора, Мирона "Дискобол" и др. Но постепенно происходит отход от идеализированного образа человека. Так возникает искусство Праксителя и его наиболее известная работа – Афродита Книдская, где сочетаются элементы строгости, чистоты, лирического начала. В произведениях Скопаса ("Вакханки), углубляется психологизм, экспрессия.

В эллинистическую эпоху усиливается роль эстетического эффекта, драматизм (Венера Милосская, "Лаокоон" и др.)

В целом, значение древнегреческого искусства в общечеловеческом содержании идеалов, гармонии рационального и эмоционального, логики и чувства, абсолютного и относительного. Приоритетное направление отдавалось возвышенной красоте.

Со второй половины IV в. до н. э. начинается новый период в древнегреческой истории и культуре – период эллинизма.

В широком смысле понятие эллинизм означает этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 гг. до н. э.) до завоевания этих стран Римом. В 86 г. до н. э. римляне завоевали Афины, в 30 г. до н. э. – Египет. 27 г. до н. э. – дата рождения Римской империи.

Эллинистическая культура не была единообразной на всей территории эллинистического мира. Культурная жизнь различных центров отличалась в зависимости от уровня экономики, развитости общественных отношений, соотношения этнических групп. Общим было то, что классическими образцами социальной экономики и политического развития выступили древнегреческая литература, философия, наука, архитектура. В эллинистической культуре наметился переход от грандиозных философских систем (Платон, Аристотель) к учениям индивидуалистического плана (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм), сужение социальной тематики в художественной литературе. Эллинистическая литература отличается полным аполитизмом или понимает политику как прославление монархии.

Широкое распространение получила научная литература, связанная с именами Евклида, Архимеда, Птолемея. Выдающиеся открытия были сделаны в области астрономии. Так, в III в. до н. э. Аристарх Самосский первым в истории науки создал гелиоцентрическую систему мира, которую воспроизвел в XVI в. Н.Коперник.

В III в. до н. э. литература получила развитие в новых культурных центрах, главным образом в Александрии, где была одна из лучших библиотек – Александрийская. Это – время расцвета эпиграмм, стиля гимнов, небывалого универсализма эллинистической культуры.

Таким образом, Древняя Греция поистине является колыбелью европейской цивилизации, потому, что к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения этой цивилизации. Она содержала в себе истоки всех последующих достижений европейской культуры (философию, естественные науки, литературу, искусство). Многие отрасли современной науки выросли на основе трудов древнегреческих ученых и философов.

Значительная часть научной терминологии, названия многих наук, большинство имен, многочисленные пословицы и поговорки были рождены в древнегреческом языке.

Быт римлян

Дом не имел окон. Свет и воздух поступали через широкое отверстие в крыше. Стены из кирпича штукатурились и белились, часто изнутри их покрывали рисунками. В богатых домах пол украшался мозаикой - кусочками разноцветного камня или цветного стекла.

Беднота жила в лачугах или в тесных комнатушках многоквартирных домов. В жилища бедняков не проникали солнечные лучи. Дома для бедняков строились плохо и нередко обрушивались. Случались страшные пожары, уничтожавшие целые районы Рима.

За обедом не сидели, а возлежали на широких ложах вокруг низкого стола. Бедняки довольствовались на обед горстью маслин, куском хлеба с чесноком и стаканом кислого вина (пополам с водой). Богатые люди тратили целые состояния на дорогие кушанья, изощрялись в придумывании удивительных блюд вроде жаркого из соловьиных языков.

Нижней одеждой римлян была туника (род рубахи до колен). Поверх туники надевали тогу - плащ из куска белой шерстяной ткани овальной формы. Сенаторы и магистраты имели тогу с широкой пурпурной каймой. Ремесленники носили короткий плащ, оставлявший открытым правое плечо. Так было удобнее работать.

Богатые и знатные римляне, не знавшие никакого труда, проводили ежедневно помногу часов в банях (термах). Там были облицованные мрамором бассейны с горячей и холодной водой, парильни, галереи для прогулок, сады и магазины.

Достижения в технике

Раньше из размягченной стеклянной массы лепили, как из глины. Римляне стали получать дутое Римлянин в тоге, сохранились до наших дней. Древнеримская статуястекло,

изготовляли стеклянную посуду, научились отливать стеклянные изделия в форму.

Римские строители сооружали дороги, покрывавшиеся плотными каменными плитами. По обочинам дорог имелись обложенные камнем канавы для стока воды. Расстояния отмечались милевыми столбами Многие римские дороги сохранились до наших дней.

Римляне изобрели бетон, составными частями которого был известковый раствор, вулканический пепел и щебень. Бетон позволял применять при постройке мостов арки. По арочным мостам с желобом для труб наверху (акведукам) самотеком вода бежала в город. Рим времен империи имел 13 водопроводов.

Исключительно точный расчет требовался для купольных построек, так как при сооружении куполов не применялись, как теперь, металлические или железобетонные балки и крепления. Образцом купольной постройки является Пантеон (храм всех богов), построенный в Риме в I в. и ныне служащий местом погребения выдающихся людей Италии.

Чудом строительной техники древности является Колизей, огромный амфитейтр 2, сооруженный в Риме во второй половине I в. Стены Колизея достигали 50 метров высоты, он вмещал не менее 50 тысяч зрителей.

Многие архитектурные памятники Рима посвящены прославлению побед римского оружия. Таковы деревянные, а затем каменные триумфальные арки - парадные ворота, через которые проезжал победивший полководец и проходило победоносное войско во время триумфа. В ознаменование военных побед воздвигались также высокие каменные колонны со статуей императора-полководца.

Римский акведук. Сооружен при Августе. Длина его 269 м, высота над уровнем реки 49 м. Современное состояние.

С техникой строительства нас знакомит сочинение римского инженера Витрувия (I в. до н. э.), долго служившее образцом для инженеров и строителей нового времени.

В древнем Риме поощрялась агрономическая (сельскохозяйственная) наука. Римские агрономы разрабатывали способы лучшей обработки почвы, приемы лучшего ухода за сельскохозяйственными культурами. О сельском хозяйстве и его технике писали Катдн (И в. до н. э.) и многие другие выдающиеся люди.

Скульптура древнего Рима

Чем больше было предков, тем знатнее План города Римасчитался род.

Когда по греческому обычаю стали высекать статуи из камня, римские скульпторы сохранили обычай точно передавать черты человека, как это делалось на работах из воска. Если статуя изображает старика, то можно видеть морщины, дряблую кожу. Римская скульптура носила реалистический характер. Статуи были настоящими портретами, точно передававшими черты изображаемых лиц.

Литература древнего Рима

Прекрасную по форме и глубокую по мысли поэму «О природе вещей» написал поэт и ученый Лукреций Кар (I в. до н. э.). Он доказал, что природа подчиняется своим естественным законам, а не воле богов. Лукреций боролся с суевериями и религией, пропагандировал достижения науки.

Поэт времени Августа Вергйлий в звучных и торжественных стихах поэмы «Энеида» рассказал о далеком прошлом Италии, связав ее судьбы с мифом о троянце Энее, спасшемся при гибели Трои и попавшем после долгих странствий в Италию. Вергилий восхвалял Августа, считавшего себя потомком Энея, Вергилий также возвеличивал Римское государство, которому, будто бы сами боги повелели править другими народами.

Современник Вергилия поэт Гораций писал чудесные стихи о дружбе и благах мирной жизни, воспевал красоту природы Италии и труд земледельца.

Август хорошо понимал степень воздействия художественной литературы на массы и поэтому стремился привлечь поэтов и писателей на свою сторону. Друг Августа, богатый рабовладелец Меценатдарил поэтам поместья и делал им другие подарки. Поэты прославляли Августа как спасителя Римского государства, а время его правления называли «золотым веком».

1 Слово меценат стало обозначать знатного покровителя искусств.

Календарь в древнем Риме

Январь был назван в честь бога Януса; февраль получил название от празднеств в память предков - фебруарий; март носил имя бога войны и растительности Марса; июль и август названы в честь Юлия Цезаря и Августа; сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 100. Колизей - огромное здание цирка пысотоЛ 50 м, длиной 187 м и шириной 152 м.

обозначают «седьмой», «восьмой», «девятый», «десятый». Счет дней был сложным. Вместо «7 мая» римлянин сказал бы «8 дней до 15 мая». Первое число месяца называлось календы - отсюда календарь.

Значение римской культуры

Римляне. завоевавшие многие области Европы и Африки, познакомили другие народы с культурнымиМельница и пекарня. Мельница, пекарня и булочная у римлян соединялись в одном доме. Раб вращает тяжелый каменный жернов. Мука сыплется в специальный желоб. Диа других раба закладывают хлеба в печь. Рисунок, современного художника по данным раскопок.

достижениями греков. Они сохранили копии замечательных произведений греческой скульптуры, не дошедших до нас в подлиннике. Многие труды греков известны нам лишь в римской передаче.

В новое время греческую и римскую культуру стали называть античной (от латинского слова антйквус - древний).

Римляне вносили в культуру и новое, особенно в области строительства и техники. Язык римлян - латынь - стал родоначальником и основой языка многих народов (итальянского, французского, испанского и др.). Латинским алфавитом сейчас пользуются народы Западной и частично Восточной Европы, большей части Африки, Америки, Австралии (см. карту). Римскими цифрами мы обозначаем столетия, используем их на циферблатах часов. Ученые пользуются латинским языком для обозначения растений, минералов, частей человеческого тела.


Термин античность (от лат. Antiquus-древний) употребляется для обозначения всего, что было связано с греко-римской древностью, от гомеровской Греции до падения Западной Римской империи, возник в эпоху Возрождения. Тогда же появились понятия "античная история", "античная культура", "античное искусство", "античный город" и т.д. Понятие "древнегреческая наука", вероятно, впервые было обосновано П. Таннери в конце XIX в., а понятие "античная наука" - С. Я. Лурье в 30-х годах ХХ века.

Своим появлением наука обязана стремлением человека к повышению производительности своего труда и, в конечном итоге, уровня жизни. Постепенно, еще с доисторических времён накапливались знания о природных явлениях и их взаимосвязи.

Одной из первых наук стала астрономия, результатами которой активно пользовались жрецы и священнослужители. В число древних прикладных наук входили геометрия - наука о точном измерении площадей, объёмов и расстояний - и механика. В состав геометрии входила и география.

В Древней Греции к VI в. до н. э. сложились наиболее ранние теоретические научные системы, стремившиеся объяснить действительность набором основных положений. В частности, появилась широко распространившаяся на территории Европы система первоэлементов, а философы Левкипп и Демокрит создали первую атомистическую теорию строения вещества, впоследствии развитую Эпикуром. Долгое время наука не была в полной мере отделена отфилософии, а была ее составной частью. Однако уже древние философы выделяли в составе философии космогонию и физику: системы представлений о происхождении и устройстве мира соответственно.

Один из ярчайших представителей древнегреческой философии является Аристотель. Проведя огромное количество наблюдений и составив весьма подробное описание своих представлений о физике и биологии, он тем не менее не проводил экспериментов.

До эпохи научных революций считалось, что создаваемые человеком искусственные условия опыта не могут дать результатов, которые бы адекватно описывали явления, происходящие в природе.

Понятие античной науки

Среди ученых-науковедов наблюдаются две крайние точки зрения в самом понятии науки, находящиеся в радикальном противоречии друг с другом.

Первая точка зрения говорит о том, что наука в собственном смысле слова родилась в Европе лишь в XVI-XVII вв., в период, обычно именуемый великой научной революцией. Ее возникновение связано с деятельностью таких ученых, как Галилей, Кеплер, Декарт, Ньютон. Именно к этому времени следует отнести рождение собственно научного метода, для которого характерно специфическое соотношение между теорией и экспериментом. Тогда же была осознана роль математизации естественных наук - процесса, продолжающегося до нашего времени и теперь уже захватившего ряд областей знания, которые относятся к человеку и человеческому обществу. Античные мыслители, строго говоря, еще не знали эксперимента и, следовательно, не обладали подлинно научным методом: их умозаключения были в значительной степени продуктом беспочвенных спекуляций, которые не могли быть подвергнуты настоящей проверке. Исключение может быть сделано, пожалуй, лишь для одной математики, которая в силу своей специфики имеет чисто умозрительный характер и потому не нуждается в эксперименте. Что же касается научного естествознания, то его в древности фактически еще не было; существовали лишь слабые зачатки позднейших научных дисциплин, представлявшие собой незрелые обобщения случайных наблюдений и данных практики. Глобальные же концепции древних о происхождении и устройстве мира никак не могут быть признаны наукой: в лучшем случае их следует отнести к тому, что позднее получило наименование натурфилософии (термин, имеющий явно одиозный оттенок в глазах представителей точного естествознания).

Другая точка зрения, прямо противоположная только что изложенной, не накладывает на понятие науки сколько-нибудь жестких ограничений. По мнению ее адептов, наукой в широком смысле слова можно считать любую совокупность знаний, относящуюся к окружающему человека реальному миру. С этой точки зрения зарождение математической науки следует отнести к тому времени, когда человек начал производить первые, пусть даже самые элементарные операции с числами; астрономия появилась одновременно с первыми наблюдениями за движением небесных светил; наличие некоторого количества сведений о животном и растительном мире, характерном для данного географического ареала, уже может служить свидетельством первых шагов зоологии и ботаники. Если это так, то ни греческая и ни любая другая из известных нам исторических цивилизаций не может претендовать на то, чтобы считаться родиной науки, ибо возникновение последней отодвигается куда-то очень далеко, в туманную глубь веков.

Обращаясь к начальному периоду развития науки, мы увидим, что там имели место различные ситуации. Так, вавилонскую астрономию следовало бы отнести к разряду прикладных дисциплин, поскольку она ставила перед собой чисто практические цели. Проводя свои наблюдения, вавилонские звездочеты меньше всего интересовались устройством вселенной, истинным (а не только видимым) движением планет, причинами таких явлений, как солнечные и лунные затмения. Эти вопросы, по-видимому, вообще не вставали перед ними. Их задача состояла в том, чтобы пред вычислять наступление таких явлений, которые, согласно взглядам того времени, оказывали благоприятное или, наоборот, пагубное воздействие на судьбы людей и даже целых царств. Поэтому несмотря на наличие огромного количества наблюдений и на весьма сложные математические методы, с помощью которых эти материалы обрабатывались, вавилонскую астрономию нельзя считать наукой в собственном смысле слова.

Прямо противоположную картину мы обнаруживаем в Греции. Греческие ученые, сильно отстававшие от вавилонян в отношении знания того, что происходит на небе, с самого начала поставили вопрос об устройстве мира в целом. Этот вопрос интересовал греков не ради каких-либо практических целей, а сам по себе; его постановка определялась чистой любознательностью, которая в столь высокой степени была присуща жителям тогдашней Эллады. Попытки решения этого вопроса сводились к созданию моделей космоса, на первых порах имевших спекулятивный характер. Как бы ни были фантастичны эти модели с нашей теперешней точки зрения, их значение состояло в том, что они предвосхитили важнейшую черту всего позднейшего естествознания - моделирование механизма природных явлений.

Нечто аналогичное имело место и в математике. Ни вавилоняне, ни египтяне не проводили различия между точными и приближенными решениями математических задач. Любое решение, дававшее практически приемлемые результаты, считалось хорошим. Наоборот, для греков, подходивших к математике чисто теоретически, имело значение прежде всего строгое решение, полученное путем логических рассуждений. Это привело к разработке математической дедукции, определившей характер всей последующей математики. Восточная математика даже в своих высших достижениях, которые долгое время оставались для греков недоступными, так и не подошла к методу дедукции.

Итак, отличительной чертой греческой науки с момента ее зарождения была ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания, а не ради тех практических применений, которые могли из него проистечь. На первых этапах существования науки эта черта сыграла, бесспорно, прогрессивную роль и оказала большое стимулирующее воздействие на развитие научного мышления.

Признаки и специфика античной науки

Существуют четыре основных признака античной науки. Эти признаки также являются признаками ее отличия от ненауки предшествующей истории:

1. Наука, как род деятельности по приобретению новых знаний. Для осуществления такой деятельности необходимы определенные условия: специальная категория людей, средства для ее осуществления и достаточно развитые способы фиксации знаний;

2. Самоценность науки, ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания;

3. Рациональный характер науки, что прежде всего выражается в доказательности ее положений и наличии специальных методов приобретения и проверки знаний;

4. Систематичность (системность) научных знаний, как по предметному полю, так по фазам: от гипотезы до обоснованной теории.

Обратившись к античной науке в период ее наивысших достижений можно найти в ней черту принципиально отличающую ее от науки Нового времени. Несмотря на блестящие успехи античной науки эпохи Евклида и Архимеда, в ней отсутствовал важнейший ингредиент, без которого мы теперь не можем представить себе таких наук, как физика, химия, отчасти биология. Этот ингредиент - экспериментальный метод в том его виде, в каком он был создан творцами науки Нового времени - Галилеем, Бойлем, Ньютоном, Гюйгенсом. Античная наука понимала значение опытного познания, о чем свидетельствует Аристотель, а до него еще Демокрит. Античные ученые умели хорошо наблюдать окружающую природу. Они достигли высокого уровня в технике измерений длин и углов, о чем мы можем судить на основании процедур, разрабатывавшихся ими, например, для выяснения размеров земного шара (Эратосфен), для измерения видимого диска Солнца (Архимед) или для определения расстояния от Земли до Луны (Гиппарх, Посидоний, Птолемей). Но эксперимента как искусственного воспроизведения природных явлений, при котором устраняются побочные и несущественные эффекты и которое имеет своей целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое предположение, - такого эксперимента античность еще не знала. Между тем именно такой эксперимент лежит в основе физики и химии - наук, приобретших ведущую роль в естествознании Нового времени. Этим объясняется, почему широкая область физико-химических явлений осталась в античности во власти чисто качественных спекуляций, так и не дождавшись появления адекватного научного метода.

Одним из признаков настоящей науки является ее самоценность, стремление к знанию ради самого знания. Этот признак, однако, отнюдь не исключает возможности практического использования научных открытий. Великая научная революция XVI-XVII вв. заложила теоретические основы для последующего развития промышленного производства, направления нового на использование сил природы в интересах человека. С другой стороны, потребности техники явились в Новое время мощным стимулом научного прогресса. Подобное взаимодействие науки и практики становится с течением времени все более тесным и эффективным. В наше время наука превратилась в важнейшую производительную силу общества.

В античную эпоху подобного взаимодействия науки практики не было. Античная экономика, основанная на использовании ручного труда рабов, не нуждалась в развитии техники. По этой причине греко-римская наука, за немногими исключениями (к которым относится, в частности, инженерная деятельность Архимеда), не имела выходов в практику. С другой стороны, технические достижения античного мира - в области архитектуры, судостроения, военной техники - не находились ни в какой! связи с развитием науки. Отсутствие такого взаимодействия оказалось в конечном счете пагубным для античной науки.

Специфика античной науки на примере математики

В эпоху античности уровень развития математики был очень высок. Греки использовали накопленные в Вавилонии и Египте арифметические и геометрические знания, но достоверных данных, позволяющих точно определить их воздействие, а также влияние традиции критомикенской культуры, нет. История математики в Древней Греции, включая эпоху эллинизма, делится на четыре периода:

- Ионийский период (600-450 до н.э.):

В результате самостоятельного развития, а также на основе определённого запаса знаний, заимствованных у вавилонян и египтян, математика превратилась в особую научную дисциплину, основанную на дедуктивном методе. Согласно античному преданию, именно Фалес положил начало этому процессу. Однако истинная заслуга в создании Математики как науки принадлежит, видимо, Анаксагору и Гиппократу Хиосскому. Демокрит, наблюдая за игрой на музыкальных инструментах, установил, что высота тона звучащей струны изменяется в зависимости от её длины. Исходя из этого, он определил, что интервалы музыкальной гаммы могут быть выражены отношениями простейших целых чисел. Основываясь на анатомической структуре пространства, он вывел формулы для определения объёма конуса и пирамиды. Для математической мысли этого периода было характерно наряду с накоплением элементарных сведений по геометрии наличие зачатков теории двойственности, элементов стереометрии, формирование общей теории делимости и учения о величинах и измерениях;

- Афинский период (450 – 300 до н.э.):

Развиваются специфические греческие математические дисциплины, наиболее значительной из которых были геометрия и алгебра. Целью геометризации математики, в сущности, был поиск решения чисто алгебраических задач (линейные и квадратные уравнения) с помощью наглядных геометрических образов. Он был обусловлен стремлением найти выход из затруднительного положения, в котором оказалась математика, вследствие открытия иррациональных величин. Было опровергнуто утверждение, что соотношения любых математических величин могут быть выражены через отношения целых чисел, т.е. через рациональные величины. Под влиянием сочинений Платона и его учеников Феодор Киренский и Теэтет занимались разработкой проблемы несоизмеримости отрезков, в то время как Евдокс Книдский сформулировал общую теорию отношений, которую можно было применять также и для иррациональных величин;

- Эллинистический период (300 – 150 до н.э.):

В эпоху эллинизма, античная математика достигла высшей степени развития. В течение многих столетий основным центром математических исследований оставался Александрийский Мусейон. Около325 до нэ Евклид написал сочинение «Начала»(13 книг). Будучи последователем Платона он практически не рассматривал прикладные аспекты математики. Им уделял особое внимание Герон Александрийский. Только создание учёными западной Европы в 17 веке новой математики переменных величин оказалось по значению выше того вклада, который Архимед внёс в разработку математических проблем. Он приблизился к анализу бесконечно малых величин. Наряду с широким использованием математики в прикладных целях и применением её для разрешения проблем в области физики и механики вновь обнаружилась тенденция приписывать числа особые, сверхъестественные качества.

- Завершающий период (150 – 60 до н.э.):

К самостоятельным достижениям римской математики можно отнести лишь создание системы грубо приближенных вычислений и написание нескольких трактатов по геодезии. Наиболее значительный вклад в развитие античной математики на заключительном этапе внёс Диофант. Использовав, видимо, данные египетских и вавилонских математиков, он продолжил разработку методов алгебраических исчислений. Наряду с усилением религиозно-мистического интереса к числам продолжалась также разработка подлинной теории чисел. Этим занимался, в частности, Никомах Герасский. В целом в условиях острого кризиса рабовладельческого способа производства и перехода к феодальной формации в математике наблюдался регресс.



Проблема начала науки. Существуют различные представления о времени возникновения науки. Одни считают, что наука возникла вместе с человеком – в те древние времена, когда он стал изготавливать первые орудия труда. Другая крайность – отнесение начала науки к тому этапу истории, когда появилось опытное естествознание (XV-XVII вв.). Многие исследователи полагают, что точного ответа на вопрос о времени возникновения науки не может быть, так как науку можно рассматривать в нескольких аспектах – и как способ познания мира, и как отрасль культуры, и как социальный институт, и т.д. В зависимости от того, какой аспект мы будем исследовать, нами будут получены разные точки отсчета времени рождения науки:

· как знания и деятельность по производству этих знаний – с начала человеческой истории;

· как форма общественного сознания и сфера культуры – в Древней Греции (VI-IV вв.);

· как социальный институт – в Новое время.

Разное время рождения имеют и конкретные науки: античность дала миру математику и астрономию, Новое время – физику, химию, биологию (классическое естествознание); ХIХ век – обществознание.

Наука – это сложное многогранное общественное явление, которое вне общества не могло ни возникнуть, ни развиваться. Наука появляется тогда, когда для этого создаются особые условия: более или менее четкий запрос на объективные знания о мире; социальная возможность выделения особой группы людей, чьей главной задачей становится ответ на этот запрос; накопление знаний, навыков, познавательных приемов и способов символического выражения и передачи информации и др.

Научные знания Древнего Востока. Возникновение первых форм научного знания связывают с древними цивилизациями Востока (Египет, Шумер, Вавилон, Индия, Китай). Именно здесь, в условиях преимущественно земледельческих культур, появились зачатки математических, астрономических и технических знаний. Астрономические знания позволяли рассчитывать движение планет и предвидеть возможные климатические изменения, математика была основой измерения земельных площадей, с помощью технических знаний строились различные крупные сооружения (пирамиды, дамбы, водораспределительные системы и др.). Эти цивилизации дали миру множество конкретных знаний, но они имели сугубо прикладной характер. Это были знания, необходимые для практической жизни, для религиозных ритуалов, всегда бывших в этих странах важнейшей частью повседневной жизни.



Научные знания передавались по принципу наследственного профессионализма – от старшего к младшему внутри касты жрецов. Знание считалось идущим от бога – покровителя этой касты. В силу этого оно было тайным, доступным только посвященным. По отношению к нему отсутствовала критическая позиция, так как не дело человека – исправлять богов. Такое знание невозможно было подвергнуть каким-либо существенным изменениям, оно функционировало как набор готовых рецептов. Решение частных задач не выводило на общие законы, отсутствовала система доказательств, что делало способы их решения профессиональной тайной, сводившей в конечном счете знание к магии. Таким образом, культура Древнего Востока, сделав немало открытий, не оставила систематизированного научного знания, можно говорить лишь о наличии разрозненных научных представлений.

Античная наука. Наука как самостоятельная отрасль культуры и теоретическое знание появилась в Древней Греции в VI-IV вв. д.н.э. В отличие от Древнего Востока здесь не было замкнутой касты жрецов и доступ к знаниям имел любой свободный человек. Большая часть знаний была открытой. Греки разделяли практические знания и умения и теоретические знания о мире, которые и были предметом науки. Научные знания в Древней Греции почти не были связаны с повседневной жизнью и ее запросами. Наукой там занимались из чистого интереса к истине. Научное познание отождествлялось с созерцанием природы. Знания о природе развивались в форме натурфилософии – чисто умозрительного учения об устройстве мироздания. Подлинная цель науки виделась в непосредственном усмотрении истины в природе, а всякие практические действия с природными объектами рассматривались как мешающие научному познанию. Причиной тому была такая особенность греческой цивилизации, как рабовладение. Оно обусловило пренебрежительное отношение свободных греков к физическому труду, а затем и ко всей практической деятельности и сформировало идеологию созерцательности, абстрактно-умозрительного отношения к действительности.

Отказ от материально-практического отношения к познанию породил идеализацию – умение мыслить понятиями, образовывать их, двигаться в плоскости «чистой» мысли. Ведь никакому практику никогда не придет в голову заниматься вопросами сущности мира, познания, истины, прекрасного, а без этого невозможна подлинная наука. Но решительный отказ от практической деятельности имел и обратную сторону – неприятие эксперимента как метода познания.

Именно древнегреческой культуре принадлежит несколько основополагающих идей, составивших основу науки и научного познания мира. Среди них – идея рождения мира из первоначального Хаоса и превращения его в разумно организованный и устроенный Космос. Превращение Хаоса в Космос связывалось с действием универсального космического закона – Логоса. Еще одна важная идея – представление о единстве микро- и макрокосмоса, подобии человека и мира. Отсюда вытекала возможность познания Космоса, так как подобное познается подобным.

Стремление понять изменчивое многообразие явлений приводило к поискам единого начала, «материальной причины» всех вещей. Поэтому одним из ключевых для древнегреческих мыслителей был вопрос о первоначале мира, из которого все возникает и в которое со временем все возвращается. Не случайно первые древнегреческие философы, представители милетской школы, начали с поисков этого первоначала: Фалес нашел его в воде, Анаксимен – в воздухе, Анаксимандр – в некоем вечном начале, которое он назвал апейроном. Со временем утвердилось представление о том, что все на свете состоит из четырех стихий (огня, земли, воды и воздуха), смешанных в определенной пропорции. Аристотель ввел пятую стихию – невидимый и неосязаемый эфир, заполняющий все пространство и являющийся первоосновой остальных элементов природы.

Древнегреческие мыслители стремились представить все мироздание в целом, совершенно не беспокоясь об отсутствии конкретных знаний о явлениях природы. Поэтому античная картина мира была целостной и наглядной , но наряду с гениальными догадками содержала немало выдумки и фантазии.

Постепенно в рамках натурфилософии возникли: геометрия Евклида , механика Архимеда , учение об атомах Демокрита , астрономия Птолемея . Уже в VI в. д.н.э. Пифагором была высказана мысль о шарообразности Земли, доказанная Аристотелем в IV в. д.н.э., а в 300 г. д.н.э. Эратосфен достаточно точно определил размеры земного шара. В античной картине мира утвердилась геоцентрическая система Птолемея: представление о том, что Земля – это шар, неподвижно висящий в центре Космоса, а вокруг него вращаются по идеальным круговым орбитам Луна, Солнце и пять известных тогда планет. Хотя уже в то время существовала более совершенная гелиоцентрическая система пифагорейцев.

Очень высокий статус у древних мыслителей имела математика, как наиболее причастная к постижению высшего бытия. По словам Платона, «никто, не познав числа, не может обрести истинного мнения о справедливом, прекрасном, благом и других подобных вещах». Одним из крупнейших достижений античности стала математическая программа, представленная Пифагором (около 500 г. д.н.э.) и позднее развитая Платоном. Самым ярким ее воплощением стала геометрия Евклида, его знаменитая книга «Начала» появилась около 300 г. д.н.э.

Другим важным достижением античности, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки, стал атомизм ЛевкиппаиДемокрита (ок. 470 д.н.э.). Согласно им, все состоит из атомов и пустоты. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение – это распад на части, в пределе – на атомы. Причиной образования вещей является вихрь, собирающий атомы вместе. В рамках атомизма было сделано несколько очень важных предположений. Среди них – идея пустоты, лежащая в основе концепции бесконечного пространства, и идея жесткого детерминизма, всеобщей причинной обусловленности. Все, что происходит в мире, для Демокрита не только имеет причину, но и существует по необходимости. Атомизм ориентировал ученых на поиск причин всех возможных изменений, на развитие представлений о структуре материи.

Огромное влияние на развитие античной науки имели труды Аристотеля (384 – 322 д.н.э.). С одной стороны, они еще близки к античной классике с ее стремлением к целостному осмыслению действительности. С другой стороны, в них отчетливо проявляются тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно самостоятельные науки. Аристотель предметно дифференцировал научное знание, выделив: теоретические науки, занимающиеся познанием ради него самого (метафизика, математика, физика); практические науки, дающие руководящие идеи для поведения человека (экономика, политика, этика, риторика); творческие науки, имеющие целью достижение чего-либо прекрасного (эстетика, музыка, искусство). Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания и включают: учение о форме и материи, причинах бытия, устройстве Космоса, движении и изменчивости, формах государства и др.

В качестве первоосновы мира он рассматривает четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. Материя является пассивным началом, материалом. Чтобы стать вещью, она должна соединиться с формой, идеальным началом, которое придает вещи конкретность. Двигаясь вглубь материи, вещества, можно прийти к первоматерии (эфиру), лишенной всяких свойств и качеств. Если первоматерия соединится с простейшими формами (теплое, холодное, сухое и влажное), образуются первоэлементы – огонь, земля, воздух и вода, сочетанием которых являются все окружающие предметы.

Движение у Аристотеля понималось в широком смысле – как возникновение и уничтожение тел, их рост и развитие, изменение качества, перемещение. Он считал, что у каждого тела есть предназначенное ему место, которое это тело стремится занять. Движение тел к своему месту – это естественное движение, происходящее само собой, без приложения сил. Все прочие движения требуют приложения сил и являются насильственными. Все движущееся приводится в движение другими телами, а первоисточником движения является Бог.

Учение Аристотеля о пространстве и времени основывается на идее непрерывности. Поэтому пространство у него – это протяженность тел, а время – их длительность. Он считал, что пространство и время существуют только вместе с материей, отрицал существование пустоты и полагал, что весь космос заполнен материей и не однороден.

Его бесспорным достижением стало создание формальной логики , поставившей науку на прочный фундамент логически обоснованного мышления с использованием понятийно-категориального аппарата. Ему же принадлежит утверждение порядка научного исследования , которое включает изучение истории вопроса, постановку проблемы, аргументы «за» и «против», обоснование решения. Аристотелю принадлежат труды, в которых изложены начала зоологии, анатомии и физиологии, содержащие очень точные наблюдения и целый ряд гениальных догадок. Природа у него не делилась на органическую и неорганическую, он пытался классифицировать все многообразие природы, в том числе ее живые формы (описал свыше пятисот видов растений и животных). Аристотелева программа биологии сохранилась практически до появления генетики. А его представления об устройстве подлунного и надлунного мира, о центральном положении Земли и ее неподвижности (Аристотель был сторонником геоцентрической системы Птолемея) были восприняты в дальнейшем средневековой философией и космологией. Его научный авторитет был настолько высок, что полученные им знания пользовались признанием более тысячи лет.

Нельзя не сказать еще об одном античном ученом, заложившем основы математической физики, – Архимеде (287-212 д.н.э.). Его труды по физике и механике были исключением из общих правил античной науки, так как он использовал свои знания для построения различных машин и механизмов. Ему приписывается изобретение винта Архимеда (машины для подъема воды), планетария, баллисты (военной метательной машины), крана для поднятия кораблей и др. Его работы сыграли основополагающую роль в возникновении таких разделов физики, как статика и гидростатика: он ввел в науку понятие центра тяжести тел, сформулировал закон рычага, принцип плавучести. Архимед был организатором инженерной обороны Сиракуз против римлян и погиб, защищая родной город.

Такова была античная наука, во многих своих положениях и выводах опровергнутая сегодня, но сыгравшая исключительно важную роль в становлении современной цивилизации. Выделение науки в самостоятельную сферу культуры, пусть еще не связанную с материальным производством, было важнейшим шагом в формировании активного, творчески преобразующего отношения человека к миру. Вся дальнейшая история науки была развитием и преобразованием античной науки.

Научные знания в Средние века. Эпоха Средних веков характеризуется в Европе закатом классической греко-римской культуры и резким усилением влияния церкви на жизнь общества. Важнейшей чертой мировоззрения в этот период становится теоцентризм – представление о Боге как единственной подлинной реальности. Главные усилия лучших умов были направлены на обоснование существования Бога, а высшей формой деятельности считалась та, которая была связана с религиозно-нравственной сферой бытия. Естественнонаучному познанию отводилась второстепенная роль. При этом все его выводы проходили через цензуру библейских концепций. Считалось, что «без веры нет знания, нет истины».

Поскольку наиболее почитаемым текстом было Священное писание, его истолкование было важнейшим методом познания мира. За ним по авторитету среди средневековых мыслителей шли сочинения отцов церкви и некоторых античных мыслителей, прежде всего Аристотеля. Ссылка на их сочинения служила самым веским аргументом в любом философском или научном споре. В связи с этим любимой формой научных сочинений в Средние века были комментарии, энциклопедии, а также сборники высказываний признанных мыслителей по разным вопросам.

Все эти особенности средневекового мировоззрения и познания привели к тому, что наука в то время носила исключительно служебный характер. Она могла только иллюстрировать истины Священного писания и в основном использовалась для решения чисто практических задач. Математика и астрономия, в частности, служили для вычисления дат религиозных праздников. Развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, ятрохимия, натуральная магия. Они представляли собой промежуточное звено между ремеслом и натурфилософией и содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки в силу своей практической направленности. В рамках алхимии и ятрохимии были открыты способы получения серной, соляной, азотной кислот, селитры, сплавов ртути с металлами, многих лекарственных веществ. Огромную роль в утверждении экспериментального метода познания сыграли работы ученого монаха-францисканца XIII в. Р. Бэкона .

Период раннего Средневековья был для науки временем упадка. Сохранялись лишь жалкие остатки того конгломерата знаний, которым обладала античность. Очень многое погибло в период кризиса и разрушения Римской империи. Немало было целенаправленно уничтожено христианскими идеологами как противоречащее истинам новой религии.

В XII в. ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему. В научный обиход вошло все наследие Аристотеля, ставшее известным в результате контактов с арабским Востоком. Немалую роль в подъеме западноевропейской науки сыграли открывшиеся университеты (Парижский, Болонский, Кембриджский) – светские учебные заведения, в которых наряду с богословием преподавались математические и естественнонаучные знания.

Большое значение для дальнейшего развития науки имела и технологическая революция, вызвавшая динамичное развитие сферы материального производства. В ходе нее сформировалось уважительное отношение к физическому труду, к деятельности изобретателя и инженера, появилось стремление к совершенствованию техники, использованию ее для облегчения физического труда. Хотя средневековая наука, в отличие от античности, не предложила новых фундаментальных программ, она не ограничивалась только пассивным усвоением достижений античной науки. В этот период появились новые методы исследования, позволившие уйти от созерцательного отношения к действительности, характерного для античной эпохи, и подготовившие почву для экспериментальной науки Нового времени.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...