Некрасов праздник жизни. Литература для всех: некрасов

Праздник жизни – молодости годы –

Я убил под тяжестью труда

И поэтом, баловнем свободы,

Другом лени не был никогда.

Если долго сдержанные муки,

Накипев, под сердце подойдут,

Я пишу: рифмованные звуки

Нарушают мой обычный труд.

Всё ж они не хуже плоской прозы

И волнуют мягкие сердца,

Как внезапно хлынувшие слезы

С огорченного лица.

Но не льщусь, чтоб в памяти народной

Уцелело что-нибудь из них…

Нет в тебе поэзии свободной,

Мой суровый, неуклюжий стих!

Нет в тебе творящего искусства…

Но кипит в тебе живая кровь.

Торжествует мстительное чувство,

Догорая, теплится любовь,-

Та любовь, что добрых прославляет,

Что клеймит злодея и глупца

И венком терновым наделяет

Беззащитного певца…

Весна 1855 г.

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова

«Праздник жизни – молодости годы…»

1855 г.

Не описать в нескольких строках тяжести, выпавшей на долю поэта. Наблюдение за страданиями матери, живущей с деспотичным отцом. Встреча с бурлаками на Волге, потрясение от ужасающего вида подневольных крестьян, впряженных в кожаные лямки, их стон, что «у нас песней зовётся». Голодная, нищенская жизнь будущего поэта в Петербурге, лишённого отеческого благословения за нарушение его воли поступать в военную школу.

Некрасов обрёк себя на долгий, трудный путь к признанию его как поэта, нелёгкие повседневные заботы о существовании журнала «Современник» и постоянную душевную боль за униженное положение русского народа. «Я лиру посвятил народу своему», - скажет поэт позднее.

Поэзия Н.А. Некрасова узнаваема. В ней нет ярких красок, беспечного и беззаботного любования красотою жизни и природы. Наоборот. Это всегда тяжёлое раздумье, строгое аналитическое созерцание движущейся рядом жизни, извечные мотивы дороги и длинного пути. Счастье возможно, но только тогда, когда «счастлив народ». А у народа, увы, всё лишь впереди. «Увижу ли?» - мечтает поэт.

Весна 1855 года. Далеко до подведения итогов творчества, скорее – середина его. Но уже вот они – эти рассуждения – чёткое осознание своего трудного пути.

Праздник жизни –молодости годы –

Я убил под тяжестью труда

И поэтом, баловнем свободы,

Другом лени - не был никогда.

Поэт прекрасно понимает, что молодость – праздник жизни – прошёл мимо него. Праздник – это радость, счастье, веселье. Значит, молодость радостной не была. Безмятежной свободы не было и для написания стихотворений. Стихи появлялись, когда переполнялась страданиями душа. И только тогда останавливался повседневный труд.

Но поэт не льстит себя надеждой, что его стихи сохранятся в памяти народной из-за их суровости и неуклюжести, отсутствия показной лёгкости восприятия.

Некрасов не приверженец «чистого искусства», в его поэзии «кипит живая кровь» мыслящего гражданина, «торжествует мстительное чувство» несломленного трудностями патриота, «догорая, теплится любовь». Любовь, которая возвышает и прославляет добрых, клеймит злодеев и глупцов, наделяет терновым венком беззащитного певца.

Вселенское братство! Вечный мир! Отмена денег! Равенство, труд. Прекрасный, удивительный Интернационал! Весь мир - ваша Отчизна. Отныне нет никакой собственности. Если у тебя два плаща, один у тебя отнимут и отдадут неимущему. Тебе оставят одну пару обуви, и если тебе нужен коробок спичек, «Центрспички» его выдадут.

В 1903 году в журнале «Новый путь» появилась первая рецензия, написанная Александром Блоком. Не случайной была его встреча с изданием, во главе которого стояли 3. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковский. До личного знакомства с ними (в марте 1902 года) Блок много и внимательно изучал сочинения Мережковского, и как отмечает Вл. Орлов: «Почти все размышления Блока в юношеском дневнике об антиномии языческого и христианского мировоззрений («плоти» и «духа»).

В 1921 году Бунин записал: Печаль пространства, времени, формы преследует меня всю жизнь. И всю жизнь, сознательно и бессознательно, то и дело преодолеваю их. Но на радость ли? И да - и нет. Я жажду и живу не только своим настоящим, но и своей прошлой жизнью и тысячами чужих жизней, современный мне, и прошлым всей истории всего человечества со всеми странами его. Я непрестанно жажду приобретать чужое и претворять его в себе.

ПРАЗДНИК ЖИЗНИ - МОЛОДОСТИ ГОДЫ… - стихотворение Некрасов Н.А.

Если долго сдержанные муки,
Накипев, под сердце подойдут,
Я пишу: рифмованные звуки
Нарушают мой обычный труд.


И волнуют мягкие сердца,
Как внезапно хлынувшие слезы
С огорченного лица.


Уцелело что-нибудь из них…
Нет в тебе поэзии свободной,
Мой суровый, неуклюжий стих!

Нет в тебе творящего искусства…
Но кипит в тебе живая кровь,

Догорая, теплится любовь, -


Что клеймит злодея и глупца
И венком терновым наделяет
Беззащитного певца… 1

1 Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 102–103.
Впервые опубликовано: С, 1856, № 8 (ценз. разр. - 31 июля 1856 г.), с. 206, под заглавием: «Сознание», с датой: «1855» и подписью: «Н. Некрасов».
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856, с заглавием: «Сознание» и посвящением: «(Николаю Боткину)». Перепечатывалось (без заглавия и посвящения) в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».
Черновой автограф с датой: «11 марта » - ИРЛИ, 21 195; подробное описание этого автографа: Степанов Н. Л. Как писал стихи Некрасов. - Лит. учеба, 1933, № 3–4, с. 73. Беловой автограф с датой: «1855» - ГБЛ (Солд. тетр. л. 3–3 об.); факсимиле начала этого автографа - ЛН, т. 53–54. М. 1949, с. 499. Беловой автограф (карандашом, относящийся, видимо, к 1856 г.) - ИРЛИ, P. I, оп. 20, № 142, л. 1–2 об. Все три автографа - с заглавием: «Сознание».

В Р. б-ке неверно датировано: «1854». Правильная дата: «1855» - в С и Ст 1879. Было написано (в черновом варианте) 11 марта 1855 г. доработано (как показывает наличие автографа в Солд. тетр.) до 7 июня 1855 г.
В черновом автографе концовка была другая: слово «любовь» осмыслялось в личном плане (см. в разделе «Другие редакции п варианты», с. 538, вм. 21–24, вариант б.). Переделка резко усилила социальное звучание концовки и всего стихотворения. Сторонник «чистого искусства» В. П. Боткин, выражая неудовольствие этой переделкой, писал Тургеневу 5 августа 1855 г. «Представь себе, Некрасов последнюю строфу своего прекрасного стихотворения „К своим стихам“, с которого я взял у тебя список, - переменил. Вышла дидактика, к которой он стал так склоняться теперь. Я разумею последнюю строфу, начинающуюся: „Та любовь etc“». (Боткин В. П. Тургенев. И. С. Неизданная переписка. М.-Л. 1930, с. 69).
Николай Петрович Боткин (1813–1869), которому стихотворение было посвящено в Ст 1856, - брат В. П. Боткина, путешественник.
Придавая стихотворению «Праздник жизни…» принципиальное значение, Некрасов в 1855 г. (как показывает Солд. тетр.) предполагал поместить его в начале сборника своих «Стихотворений».

Нет в тебе поэзии свободной, Мой суровый, неуклюжий стих! - По поводу этих стихов Чернышевский писал Некрасову 24 сентября 1856 г. «…я с этим не согласен. Свобода поэзии не в том, чтобы писать именно пустяки а в том, чтобы не стеснять своего дарования произвольными претензиями и писать о том, к чему лежит душа». Исходя из такого понимания свободы творчества, Чернышевский утверждал, что талант Некрасова вполне «свободен» (Чернышевский, т. XIV, с. 314). Некрасов согласился с этим замечанием: 31 марта/12 апреля 1857 г. он писал Л. Н. Толстому о своем творческом процессе: «…мысль, побуждение, свободно возникавшее, неотвязно преследуя, наконец заставляло меня писать. В этом отношении я, может быть, более верен свободному творчеству, чем многие другие».

слушать, скачать аудио стихотворение
ПРАЗДНИК ЖИЗНИ - МОЛОДОСТИ ГОДЫ… Некрасов Н.А.
к общему сожалению, пока аудио нет

анализ, сочинение или реферат о стихотворении
ПРАЗДНИК ЖИЗНИ - МОЛОДОСТИ ГОДЫ…:

Некрасов Николай (1821-1878)

Праздник жизни – молодости годы.


Я убил под тяжестью труда
И поэтом, баловнем свободы,
Другом лени - не был никогда.

Если долго сдержанные муки,
Накипев, под сердце подойдут,
Я пишу: рифмованные звуки
Нарушают мой обычный труд.

Всё ж они не хуже плоской прозы
И волнуют мягкие сердца,
Как внезапно хлынувшие слезы
С огорченного лица.

Но не льщусь, чтоб в памяти народной
Уцелело что-нибудь из них.
Нет в тебе поэзии свободной,
Мой суровый, неуклюжий стих 1 !


Но кипит в тебе живая кровь,
Торжествует мстительное чувство,
Догорая, теплится любовь,-

Та любовь, что добрых прославляет,
Что клеймит злодея и глупца
И венком терновым наделяет
Беззащитного певца.

Одно из программных стихотворений Некрасова, в котором полемически переосмыслены устойчивые формулы поэзии пушкинской поры («И поэтом, баловнем свободы, Другом лени - не был никогда. ») и в то же время сохранена преемственная связь с гражданской поэзией декабристов («Нет в тебе творящего искусства. Но кипит в тебе живая кровь, Торжествует мстительное чувство, Догорая, теплится любовь. »). Мотив «любви-ненависти», заостренный в окончательной редакции, вызвал критику В. П. Боткина. Назвав стихотворение прекрасным, он осудил последнюю строфу: «Вышла дидактика, к которой он стал так склоняться теперь. Я разумею последнюю строфу, начинающуюся: «Та любовь etc.».
1. Нет в тебе поэзии свободной, Мой суровый, неуклюжий стих! - По поводу этих стихов Чернышевский в письме к Некрасову от 24 сентября 1856 г. заметил: «. я с этим не согласен. Свобода поэзии не в том, чтобы писать именно пустяки [. ] а в том, чтобы не стеснять своего дарования произвольными претензиями и писать о том, к чему лежит душа». Тем самым, по мнению Чернышевского, талант Некрасова вполне «свободен». Некрасов принял это суждение и в письме к Л. Н. Толстому от 31 марта (12 апреля) 1857 г. писал: «. мысль, побуждение, свободно возникавшее, неотвязно преследуя, наконец заставляло меня писать. В этом отношении я, может быть, более верен свободному творчеству, чем многие другие».

Николай Некрасов - Праздник жизни - молодости годы

Праздник жизни - молодости годы -
Я убил под тяжестью труда
И поэтом, баловнем свободы,
№ 4 Другом лени - не был никогда.

Если долго сдержанные муки,
Накипев, под сердце подойдут,
Я пишу: рифмованные звуки
№ 8 Нарушают мой обычный труд.

Все ж они не хуже плоской прозы
И волнуют мягкие сердца,
Как внезапно хлынувшие слезы
№ 12 С огорченного лица.

Но не льстясь, чтоб в памяти народной
Уцелело что-нибудь из них.
Нет в тебе поэзии свободной,
№ 16 Мой суровый, неуклюжий стих!

Нет в тебе творящего искусства.
Но кипит в тебе живая кровь,
Торжествует мстительное чувство,
№ 20 Догорая, теплится любовь, -

Та любовь, что добрых прославляет,
Что клеймит злодея и глупца
И венком терновым наделяет
№ 24 Беззащитного певца.

Prazdnik zhizni - molodosti gody -
Ya ubil pod tyazhestyu truda
I poetom, balovnem svobody,
Drugom leni - ne byl nikogda.

Yesli dolgo sderzhannye muki,
Nakipev, pod serdtse podoydut,
Ya pishu: rifmovannye zvuki
Narushayut moy obychny trud.

Vse zh oni ne khuzhe ploskoy prozy
I volnuyut myagkiye serdtsa,
Kak vnezapno khlynuvshiye slezy
S ogorchennogo litsa.

No ne lstyas, chtob v pamyati narodnoy
Utselelo chto-nibud iz nikh.
Net v tebe poezii svobodnoy,
Moy surovy, neuklyuzhy stikh!

Net v tebe tvoryashchego iskusstva.
No kipit v tebe zhivaya krov,
Torzhestvuyet mstitelnoye chuvstvo,
Dogoraya, teplitsya lyubov, -

Ta lyubov, chto dobrykh proslavlyayet,
Chto kleymit zlodeya i gluptsa
I venkom ternovym nadelyayet
Bezzashchitnogo pevtsa.

Ghfplybr ;bpyb - vjkjljcnb ujls -
Z e,bk gjl nz;tcnm/ nhelf
B gjnjv. fkjdytv cdj,jls,
Lheujv ktyb - yt ,sk ybrjulf/

Tckb ljkuj clth;fyyst verb,
Yfrbgtd, gjl cthlwt gjljqlen,
Z gbie: hbavjdfyyst pderb
Yfheif/n vjq j,sxysq nhel/

Dct ; jyb yt а в том, чтобы не стеснять своего дарования произвольными претензиями и писать о том, к чему лежит душа». Тем самым, по мнению Чернышевского, талант Некрасова вполне «свободен». Некрасов принял это суждение и в письме к Л. Н. Толстому от 31 марта (12 апреля) 1857 г. писал: «...мысль, побуждение, свободно возникавшее, неотвязно преследуя, наконец заставляло меня писать. В этом отношении я, может быть, более верен свободному творчеству, чем многие другие»."">1 ! Нет в тебе творящего искусства... Но кипит в тебе живая кровь, Торжествует мстительное чувство, Догорая, теплится любовь,- Та любовь, что добрых прославляет, Что клеймит злодея и глупца И венком терновым наделяет Беззащитного певца...

Notes: Одно из программных стихотворений Некрасова , в котором полемически переосмыслены устойчивые формулы поэзии пушкинской поры («И поэтом, баловнем свободы, Другом лени - не был никогда...») и в то же время сохранена преемственная связь с гражданской поэзией декабристов («Нет в тебе творящего искусства... Но кипит в тебе живая кровь, Торжествует мстительное чувство, Догорая, теплится любовь...»). Мотив «любви-ненависти», заостренный в окончательной редакции, вызвал критику В. П. Боткина. Назвав стихотворение прекрасным, он осудил последнюю строфу: «Вышла дидактика, к которой он стал так склоняться теперь. Я разумею последнюю строфу, начинающуюся: «Та любовь etc.». 1. Нет в тебе поэзии свободной, Мой суровый, неуклюжий стих! - По поводу этих стихов Чернышевский в письме к Некрасову от 24 сентября 1856 г. заметил: «...я с этим не согласен. Свобода поэзии не в том, чтобы писать именно пустяки [...] а в том, чтобы не стеснять своего дарования произвольными претензиями и писать о том, к чему лежит душа». Тем самым, по мнению Чернышевского, талант Некрасова вполне «свободен». Некрасов принял это суждение и в письме к Л. Н. Толстому от 31 марта (12 апреля) 1857 г. писал: «...мысль, побуждение, свободно возникавшее, неотвязно преследуя, наконец заставляло меня писать. В этом отношении я, может быть, более верен свободному творчеству, чем многие другие».

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....