На каком озере петр 1 построил потешную. Петр I и Карелия

Введение

Моя курсовая работа посвящена теме «Потешная флотилия Петра Первого». В ней рассматривается история «потешной флотилии» Петра Великого на Плещеевом озере, история создания музея-усадьбы Ботик, рассказывается об экспозициях, выставках и программах музея, а также предлагаются новые проекты, связанные с темой «Потешная флотилия Петра», и которые пока не осуществлены.

Я выбрала данную тему, потому что Переславль-Залесский входит в Золотое кольцо России и является крупным туристским центром. И как будущего работника туриндустрии, и как человека, родившегося в этом городе, мне стало интересно развитие туризма в данном регионе.

В Переславле очень много достопримечательностей: 5 монастырей, Озеро Плещеево, музей-ботик «Ботик Петра I», Переславский музей-заповедник, «Музей утюга», «Музей чайника», «Дом берендея», дендрологический сад им. С.Ф. Харитонова, многочисленные церкви, самая известная из которых Спасо-Преображенский собор XII века. Здесь родились Александр Невский, великий русский полководец, М.И.Кошкин, конструктор Т-34, жил и работал Михаил Пришвин, и многие другие. Все это богатство можно и нужно показывать туристам.

Поэтому развитие туризма в этом регионе очень важно.

Также меня заинтересовал именно тот факт, что Переславль является колыбелью российского морского флота.

«Потешной флотилии» посвящены многие научные работы и труды. Известный краевед, Михаил Смирнов написал целую книгу о Переславле-Залесском, и одну из глав он назвал «Начальная база Русского флота». О музее-усадьбе «Ботик Петра I» можно найти информацию в путеводителе «Переславль-Залесский», который был составлен Пуришевым, а также на сайте самого музея, который называется «Филиал Переславского музея-заповедника «Ботик Петра I». О потешной флотилии можно узнать в путеводителе «По Переславлю-Залесскому и его окрестностям», составленным К. Ивановым.

Целью данной работы является изучение темы «Потешная флотилия Петра I» в туриндустрии Переславля-Залесского и разработка идей новых проектов, связанных с этой темой. Для этого необходимо тщательно изучить историю строительства потешной флотилии, историю музея-усадьбы «Потешная флотилия Петра I», экскурсии, выставки, праздники, связанный с данной темой, и после этого приступить к разработке новых предложений.

глава. История строительства флота Петра Первого на Плещееве озере

Начало строительства кораблей на Плещеевом озере

«...Петр, как исторический государственный деятель, сохранил для нас в своей личности такую высоконравственную черту, которая невольно привлекает к нему сердце. Эта черта - преданность той идеи, которой он всецело посвятил свою душу в течение своей жизни». Костамаров, Н.Н. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей/ Н.Н. Костамаров. М.,2010.С32.

Переславль-Залесский - древний русский город, один из туристических центров Золотого Кольца России. Находится в ста сорока километрах на северо-восток от Москвы, на федеральной автодороге Москва-Холмогоры.

Переславль и его окрестности славятся своей историей, архитектурными памятниками и необыкновенно красивой природой. Часть окружающих его природных и исторических ландшафтов включена в состав национального парка "Плещеево озеро" (см. приложение А).

Озеро Плещеево считается вторым по величине озером Ярославского Поволжья после ростовского озера Неро. Площадь его поверхности достигает 50 квадратных километров, длина - 9,5 километров, ширина - 4,5 километра, наибольшая глубина - 25 метров. Озеро необыкновенно живописно благодаря своим холмистым берегам. В нем водится знаменитая "царская селедка" - ряпушка, местный подвид лососевых рыб, обитающий только в его водах. В Московской Руси XIV-XVII веков ряпушка была ритуальной рыбой. Копченой "переславской селедкой" завершался коронационный пир наследника московского великокняжеского, а затем и царского престола. Ныне герб города украшают две ряпушки, плывущие навстречу друг другу.

Сам город Переславль-Залесский стоит на восточном берегу Плещеева озера. Он был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким, одним из младших сыновей Владимира Мономаха и вначале назывался Переяславлем Новым. Впоследствии буква "я" выпала из названия, и с XV века город стал называться Переславлем. В XIII веке Переславль был столицей удельного княжества Владимиро-Суздальской земли. Около 1220 года здесь родился выдающийся политический деятель и полководец князь Александр Ярославович Невский. История города связана с именами великих князей и царей - Ивана III и его сына Василия III, Ивана Грозного и Бориса Годунова. В конце XVII века на берегах Плещеева озера под руководством юного царя Петра велось строительство, так называемой, "потешной флотилии", положившей начало российскому военному флоту. Ныне, единственный дошедший до нашего времени, корабль "потешной флотилии" - бот "Фортуна", который хранится в музее-усадьбе "Ботик Петра I", расположенной в 2 километрах от города, возле старинного села Веськово.

В центральной части Переславля-Залесского высятся белокаменный Спасо-Преображенский собор (1152-1157) и земляные валы - остатки древней городской крепости. В центральной России нет более древних сооружений. На земляных валах в XII-XVII вв. находились деревянные крепостные стены и башни - современники основания города. Это - самая большая крепость, из построенных Юрием Долгоруким в середине XII столетия. Протяженность валов составляет 2,5 километра, высота колеблется от 10 до 16 метров, а ширина достигает 6 метров. Валы окружают территорию старого города площадью 28 гектаров.

В городе и его ближайших окрестностях сохранились пять старинных монастырских ансамблей. Самый древний из монастырей - Никитский, был основан в XII веке, Горецкий, Никольский и Федоровский датируются XIV веком, Троицкий Данилов XVI веком. В этих монастырях сохранились памятники архитектуры XVI-XIX веков. Наибольшей известностью пользуются архитектурный ансамбль Никитского монастыря, созданный в середине XVI века по повелению Ивана Грозного, и Троицкий собор Данилова монастыря, расписанный в XVII веке артелью выдающегося костромского мастера фрески Гурия Никитина. Здания Горецкого монастыря занимают экспозиции историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, в четырех других монастырских комплексах расположены обители Русской Православной Церкви: в Никольском и Федоровском - женские, в Никитском и Даниловом - мужские.

В Переславле в последние годы построены и новые храмы - Никольский собор Свято-Никольского монастыря и Георгиевская часовня.

Современный Переславль-Залесский - город промышленности, науки и туризма, центр Переславского района, занимающего южную часть Ярославской области. Население города - более 45 тысяч человек.

В 1984 году в городе был создан Институт программных систем Российской академии наук , известный своими работами в области параллельного программирования, искусственного интеллекта, информационных систем для медицины, системного анализа, а также разработкой экономически-эффективных технологий для региональных телекоммуникационных систем. Результатом этих разработок было создание системы телекоммуникаций города Переславля-Залесского - СТ "Ботик". Сегодня система является основным средством доступа к городским компьютерным ресурсам и к сети Интернет для большинства предприятий и учреждений города Переславля-Залесского и для сотен горожан. Институт программных систем - инициатор создания на его базе уникального в России научно-образовательного центра, включающего: Университет города Переславля им. А.К. Айламазяна , который является первым в России университетом малого города; Международный детский компьютерный центр им. А.К. Айламазяна и детский сад "Почемучка" .

Наиболее значительным учреждением культуры Переславля является Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник . Большой популярностью у гостей города пользуются частные музеи - "Музей утюга", "Музей чайников", "Музей масок" . Гостям города будет интересен и дендрологический сад имени С.Ф. Харитонова, в коллекции которого много экзотических для средней полосы России растений.

Переславль - город с большими художественными традициями. Произведения местных мастеров деревянной резьбы, иконописи, живописи прошлых столетий можно увидеть в залах музея. Здесь же можно познакомиться и с мемориальной экспозицией одного из самых знаменитых переславцев - академика живописи Д.Н. Кардовского, прославившегося своими иллюстрациями к произведениям русской и зарубежной литературной классики. Сейчас в городе живет и работает много современных художников. Написанные ими пейзажи Переславля и окрестностей, натюрморты и декоративные композиции, а также изделия местных народных промыслов можно увидеть и приобрести в частных художественных салонах, галереях, расположенных в старом городе. Город Переславль-Залесский: краткая справка // Botik URL:http://www.botik.ru/2/local-resources/pz-spravka.html

Переславль - один из городов, которые считают себя "родиной российского флота". В принципе, удивляться тут особенно нечему - у такого большого флота должно быть несколько "настоящих" родин: Архангельск, Воронеж, Переславль. В 1688 году молодой и энергичный царь Петр учинил в городе строительство потешных кораблей. Для царских развлечений со всей страны собрали мастеровых людей, которых можно было приспособить к кораблестроению.

Достоверной истории о появлении же первого ботика в России источники не сохранили. Предположительно первый ботик изготовлен в Англии и доставлен в Россию около 40-х годов XVII столетия. Длительное время находился в запущенном состоянии в царских амбарах подмосковного села Измайлово. Здесь и был впервые увиден царем Петром Алексеевичем (Петром I) в амбаре своего двоюродного деда боярина Н.И. Романова. По приказу царя голландский мастер К. Брандт в мае 1688г. отремонтировал ботик; он был спущен в московскую реку Яузу, а затем переведен в Просяной пруд. На ботике Петр I приступил к изучению морского дела, учился ходить под парусом. Именно с этих юношеских прогулок началось серьезное увлечение Петра морским делом, флотскими науками и кораблестроением. Ботик, по его замечанию, стал своеобразным "плодоносным семенем" для Российского флота (см. приложение Б).

Ботик представлял собой дубовое парусно-гребное судно с плавными обводами носовой оконечности, транец был украшен декоративной резьбой, днище обшито медными листами. Водоизмещение 1.28 тонны, длина 6.1 метра, ширина 1.97 метра, высота борта 0.8 метра, осадка 0.3 метра, высота мачты 6.61 метра. Вооружение составляли 4 легкие пушки.

С 1701 г. ботик, получивший наименование "Дедушка Российского флота", хранился в Московском Кремле в специально отведенном месте под навесом. В связи с празднованиями победы над Швецией в Северной войне (1700-1721), бот перевезен в 1723 г. в Санкт-Петербург. Во время начала праздника в Москве (январь 1722) мимо ботика на полозьях по снегу провезли макеты военных кораблей, что символизировало приветствие флотом своего первенца. При прибытии в столицу в мае 1723 г. ботик торжественно встречали у Александро-Невского монастыря, а затем у Петропавловской крепости на Неве салютом в 31 артиллерийский залп. В Петербурге ботик расположили на специальном четырехугольном пьедестале, расписанном живописцем И. Зарудным. По двум граням была сделана надпись: "Детская утеха принесла мужеский триумф". В августе 1723 г. ботик торжественно встречал Балтийский флот; 20 линейных кораблей салютовали ему на рейде Кронштадта. Управляли ботиком в тот триумфальный день составившие его команду Петр I, ближайшие сподвижники царя А.Д. Меншиков, П.И. Сиверс, К.Г. Отто, Н.А. Сенявин, Ф.М. Апраксин, Т. Гордон и Т. Сандерс. 30 августа ботик был окончательно поставлен на пьедестал в Государевом больверке Петропавловской крепости, однако не стал "недвижимой" реликвией. По специальному указу Петра I от 2 сентября 1724 г. предписывалось в каждую очередную годовщину Ништадтского мирного договора между Россией и Швецией "ботик в 30-м числе августа для торжествования выводить повсегодно на воду". На специально подготовленном судне, буксируемом галерой, ботик провозили вверх по Неве до Александро-Невского монастыря и обратно в Петропавловскую крепость. Так случалось в августе 1724 г. при переносе останков Александра Невского в монастырь-лавру, в 1744 и 1745 гг. при церемониальном шествии в честь "Дедушки Российского флота". В 1761 г. на территории крепости близ Петропавловского собора по проекту архитектора А.Ф. Виста построен павильон для ботика - "Ботный домик". В XIX столетии ботик не раз покидал свою памятную стоянку: во время празднования 100-летия Санкт-Петербурга 16 мая 1803 г. он был установлен на шкафуте линейного корабля "Гавриил", стоявшего на Неве у Сената; в 1836 г. ботик провезли по реке на шканцах парохода "Геркулес" под салютование кораблей Балтийского флота. В 1872 г. отреставрированный ботик возили на Всероссийскую политехническую выставку в Москву. С 1928 г. он хранился в Новом Петергофе, а в 1940 г. передан Центральному военно-морскому музею. Ботик Петра I (Дедушка Российского флота)// Национальная историческая энциклопедия URL: http://www.allross.ru/yar/pereslavl/his.htm

Впервые посетив в 1688 году Переславль, юный Петр был очарован красотою и размерами Плещеева озера. Впоследствии он писал в предисловии к “Морскому уставу”: ”А охота стала от часу быть более, того для стал я проведовать, где более воды, мне объявили Переславское озеро, яко наибольшее, куды я под образом обещания в Троицкий монастырь у матери выпросился, а потом уже стал ее просить и явно, чтобы там двор и суды сделать“.

Сохранился народный рассказ крестьянки села Веськово Устиньи Ароновой, видевшей Петра в его приезд в Переславль летом 1688 года.

"Тот, кто ехал впереди, остановился недалеко от меня и стал пристально смотреть на озеро, - рассказывает она. - Долго он смотрел, и я досыта насмотрелась на него. Он был велик ростом и статен в одежде, похожей на охотничью. Из-под шляпы с навесом видны были кудри русых волос. Лицо у него было несколько смугловатое, глаза карие, большие, ус только пробивался. На бедре его висел меч, за поясом торчал охотничий нож, при нем был небольшой огнестрел".. Иванов К, Пуришев И. Переславль-Залесский/ К. Иванов, И. Пуришев. Я., 1986. С.133.

« Ко времени приезда Петра, - свидетельствует М. Поссельт, - английский бот был привезен сухим путем в Переславль, и царь в первый же свой приезд наслаждался эволюциями этого судна на озере под парусом. Затем водный простор навел на него мысль не ограничиваться одним судном, а приступить к приведению в исполнение более обширных планов. Он тотчас же решился завести еще несколько других судов и начать с ними совершенно другие опыты». Смирнов М.И. Переславль-Залесский/М.И. Смирнов. П-З.,1996. С.193.

Местная легенда уверяет, что он поселился в настоятельских комнатах Никитского монастыря, где самая большая комната второго этажа, выходящая на озеро и город, до сих пор носит имя Петровской. Никитский монастырь стоит на берегу озера. Нет ничего невероятного в том, что Петр остановился там, тем более что построенная еще во времена Грозного трапезная палата с настоятельскими комнатами была лучшим зданием Переславля. Петр приехал не один, привез сюда иноземцев, корабельных мастеров, которые жили тут, не меняя образа жизни, принятого в немецкой слободе, смущая монахов.

Но проживание в Никитском монастыре, стоящем на горе довольно далеко от озера, устраивало Петра, пока он увлекался только катанием по озеру, к постройке судов не приступал и по-настоящему не огляделся в Переславле. Ему не столько важны были удобства, сколько близость к озеру, и к устью Трубежа, где причален московский бот и где вскоре началось строительство судов. Петр переехал в здание Горицкого монастыря, а его иностранные мастеря-корабельщики жили на так называемом «птичье дворе» Горицкого монастыря за оградой. Впоследствии поселились в специально построенных домах на горе близ села Веськово, на правом берегу реки Веськовки, отчего она стала назваться с тех пор Мемеки (Немеки), так как иностранцы, очевидно, плохо или совсем не говорили по-русски. Из них главным Карштен Брант, кроме него Корт, позднее Класс или Никлассон.

Подготовка к постройке кораблей началась в июле 1688 года под руководством Карштена Бранта. Но главные работы по сооружению больших судов, делавшихся по типу морских, происходили зимой 1688-1689 годах ускоренными темпами, и ко времени вскрытия озера были готовы яхты и другие корабли, кроме большого корабля. Об этом мы узнаем из следующего письма самого Петра.

« Вселюбезнейшей и паче живота телесного дражайшей моей матушке,- писал он из Переславля 20 апреля 1689 года,- государыне царице и великой княгине Наталье Кирилловне сынишка твой, в работе пребывающей Петрушка, благословением прошу, а о твоем здравии слышать желаю, а у нас молитвами твоими здорово все. А озеро вскрылось сего 20 числа, и суды все, кроме большого корабля в отделке: только за канатами встанет: и о том милости прошу, чтобы те канаты, по семи сот из Пушкарского приказу не мешкав присланы были. А за ними дело станет и житье наше продолжается. По сем паки благословения прошу». Розов, А., Иваненко, Б.В., Смирнов, М.М. Труды Переславля-Залесского Историко-Художественного Музея. Историческая записка о бывшей в Переславле-Залесском флотилии Петра I/ А. Розов, Б.В. Иваненко, М.М. Смирнов. М., 2004. С.13.

Это письмо, как и ряд других писем, посланных Петром с берегов Плещеева озера, единственные документы, освещающие этот момент в истории «потешной флотилии».

В первом же письме имеется указание на то, что Петр не просто увлекался катанием по озеру или терпеливо ждал, когда иностранные сработают ему суда, но и сам «пребывал в работе», первый раз в жизни взялся за топор и начал проходить науку кораблестроения, законченную им в Голландии и Англии. Корабельным потником он стал в Переславле.

На переславской верфи впервые познакомились с кораблестроением, ставшие впоследствии знаменитыми мастерами-корабелами, Гаврила Меншиков и Лукьян Верещагин; местные парусные мастера, или вейль-макеры, Иван Кочет и Фадей Попов; блоковый мастер Тихон Лукин и мачтовый мастер Степан Васильев.

В создании кораблей флотилии принимал участие и дворянский сын, зачисленный в 1691 году сержантом в бомбардирскую роту Преображенского полка,-- Василий Корчмин, в будущем выдающийся артиллерист. Спустя годы, уже на Балтийском флоте, он разработал проекты артиллерийского вооружения многих кораблей и даже предлагал оснащать корабли ракетными установками для стрельбы зажигательными ракетами, ближайший друг Петра А.Д. Меншиков также принимал участие в строительстве “потешной флотилии”. Петр и его юные помощники, называвшие себя на голландский манер “шкипманами”, с увлечением работали над созданием кораблей. Вместо отдыха они часто засиживались над чертежами проектов будущих судов. Спуск новых крупных (по масштабам потешной флотилии”) кораблей нередко проходил в торжественной обстановке, порой даже сопровождался крестным ходом под оружейный салют пушек. А торжественная процессия по распоряжению Петра начиналась из переславского собора. Исправников, А., Зайцев, A. У истоков петровского флота// Бот Фортуна URL: http://hobbyport.ru/ships/fortuna.htm

Несмотря на угрозы, «что житье продолжится» в Переславле по случаю задержки канатов, царица прислала повеление возвратиться в Москву: 27 апреля была годовщина смерти царя Федора Алексеевича, и на панихиду по этикету в Архангельский собор следовало собраться всем чинам царского семейства. На это Петр писал ей: «Недостойный твой сынишка Петрушка, о здравии твоем присно слышите желаю. А что изволила ко мне приказывать, чтобы мне быть в Москве, и я готов; только, гей, гей, дело есть. И то присланный сам видел. Известит яснее: а мы молитвами твоими во всякой целости пребываем. О бытии моем пространнее я ко Льву Кирилловичу писал и он тебе, государыне, донесет. Посем и наипокорственне предаются в волю вашу».

Кроме матери, требовавшей сына через посланца, Петру в Переславль писала его жена Евдокия Федоровна, рожденная Лопухина. Письмо это весьма характерно для суждений о ней и быте того времени. «Государю моему, радости, царю Петру Алексеевичу,- писала она.- Здравствуй, свет мой, на множество лет. Просим милости, пожалуй, государь, буди к нам не замешкав. А я милости матушкиной жива. Женишка твоя Дунка челом бьет». Розов, А., Иваненко, Б.В., Смирнов, М.М. Труды Переславля-Залесского Историко-Художественного Музея. Историческая записка о бывшей в Переславле-Залесском флотилии Петра I/ А. Розов, Б.В. Иваненко, М.М. Смирнов. М., 2004. С.14.

Пришлось прервать работу отправиться в Москву, где ему не сиделось. Неудачная женитьба не только не привязала его к дому, но, наоборот, побуждала стремиться прочь. Отбыв необходимую церемонию, Петр вскоре возвратился в Переславль и писал матери: «недостойный Петрушка, благословления прося, челом бью и заприсылку с дохтуром и с Гаврилою (Головиным), яко ной иногда о масличной суке, радуюсь и паки челом бью. А у нас все молитвами твоими здорово, и суды удались все зело хороши. По сей дай, господь, здравия душе и телу, яко же аз желаю». Очевидно, речь идет о полученных им канатах, за присылку которых он благодарит мать. В приписке к этому письму он сообщает: «А мастер корабельный Корт июне во 2 день умре, до нашего приезда за двадцать за два часа». Смирнов М.И. Переславль-Залесский/М.И. Смирнов. П-З.,1996. С.195.

Петр так увлекся своими судами, которые частью уже были спущены на озеро и бороздили его волны, что, исполняя требование царицы-матери извещать ее как можно чаще, едва находил для этого время. Писал кратко, на клочках, спешкой. Мысль его постоянно витала около сооружаемых им судов. « Гей! О здравии слышать желаю и благословения прошу, а у нас все здорово, и о судах паки подтверждаю, что зело хороши все и о том Тихон Никитич сам известит». Письмо подписано: «недостойный Петр». Двукратное утверждение его о судах, что весьма хороши, говорит больше о его увлеченности, чем о качестве их, хотя наружный вид действительно был хорошо: над отделкой судов трудилась придворные живописцы. Художник Комтоусов Герасим с товарищами, производящие окраску и роскошь судов, напомнили царю об этом несколько лет спустя, так как за это им « жалование не дано было». Смирнов М.И. Переславль-Залесский/М.И. Смирнов. П-З.,1996. С.196.

Роковая борьба с Софьей, достигшая к этому времени высшей точки своего развития, заставила Петра надолго оторваться от переславской потехи, а затем, видимо, забыть ее и прекратить судостроение на Переславском озере, где к этому времени были спущены на воду выстроенные Карштеном Брантом два небольших фрегата и три яхты. Уехав отсюда в июне 1689 года, Петр больше двух лет не был здесь, но не прекращал прогулок по воде близи Москвы, ка это видно из дневника Гордона.

« 27 апреля 1690 года,- пишет он,- царь Петр Алексеевич отправился на яхте в село Коломенское. Генералы и другие офицеры следовали за ним на меленьких судах. Большие суда, на которых находились стрельцы, шли впереди. Выйдя в полдень, они пришли к назначенному месту с закатом солнца (пройдя пространство в 20 верст)» Розов, А., Иваненко, Б.В., Смирнов, М.М. Труды Переславля-Залесского Историко-Художественного Музея. Историческая записка о бывшей в Переславле-Залесском флотилии Петра I/ А. Розов, Б.В. Иваненко, М.М. Смирнов. М., 2004. С.14.

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пл. Красная, д. 3
Дата основания: 1803 год
Основные достопримечательности: памятник императору Петру I, обелиск императору Петру I, Ботный дом, ротонда, Белый дворец, Бот "Фортуна"
Координаты: 56°43"25.7"N 38°46"23.3"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

«Ботик Петра I» на берегу Плещеева озера был создан в 1803 году и считается одним из первых российских музеев. Его построили за счет средств владимирского дворянства. Сегодня этот музей, пожалуй, самый популярный на маршрутах «Золотого кольца России » и непременное место остановок всех экскурсий по Переславлю-Залесскому . Тысячи путешественников приезжают в небольшое село Веськово, чтобы своими глазами увидеть деревянный ботик, построенный руками Петра I.

Царская «потешная» флотилия

Первым кораблям на Плещеевом озере предшествовали «потешные» войска Петра I. Он создал их, будучи еще тринадцатилетним подростком, в 1685 году в селах Воробьеве и Преображенском. Интерес юного государя к военному делу рос, и 1686 году он завел при своей «потешной» армии артиллерию. В этом же году на реке Яузе появились первые «потешные» суда.

Ботный дом

В 1688 году в родовом селе Измайлово Петр I нашел старый английский ботик. Но для восстановленного по приказу государя деревянного судна Яуза была маловата. И царь поехал на Плещеево озеро. Именно тогда у него родилась идея использовать переславские просторы для своего «потешного» флота. Для строительства кораблей царем был объявлен сбор денег с монастырских вотчин. Он составлял по гривне с каждого двора.

Тогда же шестнадцатилетний царь повелел основать на просторном Плещеевом озере судостроительную верфь. А руководить постройкой судов государь поставил корабельных мастеров из Голландии Карштена Брандта, Класса и Корта. Корабли начали делать возле села Веськово. Через год почти все суда были уже готовы. Но Петр был вынужден уехать в Москву, как того требовали неотложные государственные дела - в столице произошел стрелецкий бунт.

Строительство возобновили в 1691 году. На берегу озера появились также деревянный дворец, другие постройки и даже небольшая церковь. Большие корабли достраивали прямо на берегу, а для спуска меньших от судоверфи к озеру был прорыт специальный канал.

В начале мая 1692 года первые «потешные» суда уже осваивали озерные просторы, а царь продолжал учиться основам судостроения и судовождения. Новый флот приветствовали громом артиллерийского салюта. И возвышенность, где тогда стояли пушки, назвали горой Гремяч. Спустя год, Петру I захотелось еще большего простора, Он уехал в Архангельск, а его первая флотилия была позабыта.

Монумент в память о пребывании Петра I на берегах Плещеева озера

Точное количество «потешных» судов и их внешний вид не известны. Историки говорят о сотне разноразмерных кораблей, имеющих все необходимое вооружение и укомплектованных обученными экипажами. В некоторых источниках упоминается большой корабль «Марс», оснащенный тридцатью пушками, и яхта «Анна». Сохранился указ Петра I от 1722 года призывающий переславских воевод сохранить «потешный» флот для будущих поколений. Но судьба распорядилась по-своему - большой пожар, произошедший в 1783 году, уничтожил все корабли, которые хранились тогда в Переславле.

История создания музея

Музей организовали в августе 1803 года. К тому времени уцелел только один бот с громким именем «Фортуна». Это произошло потому что он находился отдельно от других кораблей, в селе Веськово, в обычном лодочном сарае.

По инициативе Ивана Михайловича Долгорукова, бывшего в те времена Владимирским губернатором, для него на средства дворян выстроили каменный Ботный дом. Это здание обладает всеми признаками классицизма. Вход в него обозначен портиком с четырьмя колоннами. А на крыше установлен шпиль, на котором реет Андреевский флаг. В Ботном доме разместили само судно, а также рули, якоря и уцелевшие мачты от других кораблей «потешной» флотилии.

Торжественное открытие нового музея проходило пышно. В нем участвовали архимандрит Никитского монастыря Анатолий, а также знатные чины и преуспевающие граждане Переславля-Залесского. В 1842 году рядом с музеем построили кирпичную сторожку для матросов, несших здесь охранную службу.

Выставочно-презентационный зал "Ротонда"

Экспозиция музея

Сейчас в составе музея-усадьбы находятся Ботный дом, современный памятник и старинный обелиск, посвященные Петру I, сторожка, Белый дворец, Триумфальные ворота и деревянное здание Ротонды.

Ботик «Фортуна» размещен в каменном Ботном доме. Это довольно большая шлюпка, сделанная из прочного дуба, которая управлялась при помощи навесного руля и усилиями пяти гребцов. Кроме того, на ботике можно было закрепить мачту для парусов.

Белый дворец выстроили в 1853 году, на пожертвования. Он предназначался для торжественных приемов, в том числе и гостей из царской семьи. Музей-усадьбу в разное время посещали российские императоры Александр II и Николай II, а также великие князья.

С приходом советской власти в нем размещалась географическая станция Московского государственного университета. В середине 1920-х годов в этом доме жил и писал рассказы Михаил Михайлович Пришвин. Перед Великой Отечественной войной в Белом дворце открыли дом отдыха. А в военное время сюда доставляли детей из блокадного Ленинграда.

Сейчас в Белом дворце находится музейная экспозиция. Это несколько залов, где размещены различные вещи конца XVII века – судостроительные инструменты, деревянная резьба с кораблей, оружие того времени и парусные снасти. В одном из залов реконструирована комната Петра I. Здесь можно увидеть мебель, бытовые предметы и утварь петровских времен.

Белый дворец

Триумфальная арка и гранитный обелиск, посвященный Петру I и увенчанный двуглавым орлом, были построены при участии архитектора Петра Сантиновича Кампиони в 1852 году. На церемонии открытия присутствовали жители Переславля-Залесского и окружающих озеро деревень, гости из столицы, а также представители городской и губернской власти.

В 1990-е годы на подходе к усадьбе со стороны Плещеева озера установили новый памятник, посвященный царю Петру I. Он знаменует то время, когда юный государь только приехал в Переславль, мечтая построить свой «потешный» флот.

В зале «Ротонда» круглогодично проходят выставки и экскурсионные программы. Интерьеры «Ротонды» восстановлены по традициям петровской эпохи. И сейчас она является настоящей жемчужиной музея-усадьбы.

График работы

Музей-усадьба открыта с мая по сентябрь - со вторника по воскресенье с 10.00 до 18.00, по субботам с 10.00 до 20.00; а в другое время года - с 10.00 до 17.00. По понедельникам - выходной день. Нужно иметь в виду, что касса заканчивает работу на полчаса раньше времени закрытия музея.

Вход в усадьбу во время высокого туристического сезона с 1 мая по 1 октября платный, в остальное время года – бесплатный. Посещение Ботного дома и Белого Дворца платное круглый год. Посетители могут проводить любительскую фото- и видеосъемку на всей территории бесплатно.

Краткая историческая справка

События эпохи Петра I (Петр Алексеевич Романов, годы жизни 1672-1725) непосредственно коснулись Карелии и во многом определили ее дальнейшую историю. В первую очередь интерес Петра I к Карелии связан с Северной русско-шведской войной 1700-1725 г.г., целью которой был выход России на балтийские берега.

На первом этапе войны территория Карелии использовалась в качестве плацдарма для боевых действий. Отметим военную операцию 1702 г. по захвату крепости Нотебург, располагавшейся в истоке реки Невы из Ладожского озера. В ходе этой операции Петр I с гвардией, канцелярией и свитой силами карельских крестьян транспортировал волоком и водными путями два боевых корабля с Белого моря на Онежское озеро, а оттуда - через реку Свирь на Ладогу ("Осударева дорога"). Это был первый визит Петра I в Карелию. Он позволил государю лично оценить возможности края и использовать их в дальнейших планах.

В 1702 г. по приказу царя была основана судостроительная верфь в устье реки Сясь, впадающей в Ладогу у южных границ Олонецкого уезда. Осенью того же года царь принял решение, что главная верфь будет не на Сяси, а на берегу другой впадающей в Ладожское озеро реки - Свири. В 1703 г. здесь была заложена Олонецкая Лодейнопольская верфь. Эти предприятия обеспечили первую кораблестроительную программу Балтийского флота. С июля 1703 г. Петр I полтора месяца работал на Свирской верфи, где заложил несколько судов и присутствовал при спуске на воду первого фрегата Балтийского флота "Штандарт", который самолично привел в октябре в Санкт-Петербург.

Для обеспечения верфей железными припасами и корабельным вооружением на территории Карелии были основаны Петровские Олонецкие заводы, среди которых главным стал Петровский пушечно-литейный завод (заложен в августе 1703 г. в устье реки Лососинки). В их число входили также Повенецкий и Алексеевский пушечно-литейные и Кончезерский медеплавильный и железоделательный заводы.

Общее руководство строительством верфей и заводов в Карелии по поручению царя осуществлял губернатор Ингерманландии Александр Данилович Меншиков.

В 1714 г. в районе Кончезера на Равдоболоте были открыты минеральные железистые ("марциальные") воды. В 1718 г. Петр I приказал построить близ источника вод курорт. Постройками курорта были - три деревянных дворца (снесены из-за ветхости в 1780-х г.г.), дома для персонала и пациентов, церковь во имя апостола Петра, построенная по плану царя в 1720-1721 г.г.

Петр I вместе со своей женой Екатериной четырежды побывал на курорте - в 1719, 1720, 1722, 1724 г.г. На пути в "Марциальные воды" Петр I останавливался в слободе при Петровском заводе, где для него был построен двухэтажный дворец (1719 г.). Рядом с этим зданием был также возведен дворец для князя А.Д. Меншикова. Вероятно по указу Петра I в Петровской слободе была построена "новоманерная" Петропавловская церковь с высоким шпилем (между 1707-1711 г.г., сгорела в 1924 г.). Бывая в Петровской слободе, царь посещал завод, знакомясь с состоянием дел, собственноручно ковал железо в кузнечных мастерских.

В 1710-х г.г. центр судостроения для Балтийского флота перемещается на Адмиралтейство в С-Петербурге. В 1720-х г.г. центром железоделательной промышленности становится Урал, куда и было отправлено основное оборудование и переведены мастера Петровского завода. В связи с сокращением объема работ в 1725 г. закрыты приладожские верфи, а в 1734 г. прекратил производство Петровский завод.

Значение деятельности Петра I для Карелии было отмечено правительством Екатерины II, которое в 1777 г. присвоило Петровской слободе статус города и имя Петрозаводска. В 1784 г. Петрозаводск получил права губернского города и стал центром Олонецкого наместничества (в дальнейшем - Олонецкой губернии).

30 мая 1872 г. в день двухсотлетия со дня рождения Петра I на Круглой площади города было заложено основание памятника царю-реформатору. 29 июня 1873 г. памятник был открыт. Памятник представлял собой статую Петра I , отлитую из бронзы в С-Петербурге по модели И.Н.Шредера (ныне расположена на городской набережной в районе речного вокзала). Круглая площадь вскоре была переименована в Петровскую (сейчас - площадь Ленина).

В настоящее время с именем Петра I связаны:

  • музей истории первого российского курорта "Марциальные воды" с церковью апостола Петра с иконостасом XVIII в. - филиал Карельского государственного краеведческого музея (далее - КГКМ), объект отечественного и зарубежного туризма. В фондах музея хранятся два стула, стол, канделябры, приписываемые работе Петра I (сделаны во время его лечения на курорте).
  • выставка "Небывалое бывает" с восковой "персоной" царя. Создана усилиями музея-заповедника "Кижи" и Беломорско-Онежского пароходства при поддержке КГКМ (ряд экспонатов) в 1997 г. Располагается в здании речного вокзала.
  • на трассе "Осударевой дороги" в течение ряда лет ведет поисковую работу экспедиция под руководством М.Ю.Данкова.
  • на месте Петровской слободы два сезона ведутся археологические работы студентов ПетрГУ под руководством А.М.Спиридонова (на территории городского парка). Находки передаются в КГКМ.
  • в фондах Карельского музея изобразительных искусств имеется небольшая коллекция гравюр петровского времени, живопись и графика по теме, в том числе портретные изображения Петра I.

Основная литература:

  1. Беспятых Ю.Н., Коваленко Г.М. Карелия при Петре I - Петрозаводск, 1988.
  2. Мулло И.М. Памятники истории и культуры Карелии. - Петрозаводск, 1984.
  3. Мулло И.М. Петровская слобода. - Петрозаводск, 1981.

Справку составил Д.Н.Кузнецов. Карельский государственный краеведческий музей

Итак, сегодня у нас суббота, 13 мая 2017 года и мы традиционно предлагаем вам ответы на викторину в формате «Вопрос - ответ». Вопросы нам встречаются как самые простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине - На каком озере царь Петр I построил Потешную флотилию?

  • Валдай
  • Белое
  • Плещеево
  • Ильмень

Правильный ответ С - Плещеево

В юности Петр тяготел к разным военным игрушкам и хотя и вырос вдали от моря в нем проснулась страсть к мореплаванию, а случилось это после того, как он однажды попробовал прокатиться на боте по реке Яузе. А свой “Потешный флот” Петр Первый построил на озере Плещеево, которое расположено недалеко от Переяславля-Залесского, поэтому правильным будет третий вариант ответа.

Есть в Переславле-Залесском Плещеево озеро. На нём была построена “потешная флотилия” Петра I, ботик (лодка) царя до сих пор хранится в музее. Само озеро – по колено, купаться там невозможно. Однако именно это место считается колыбелью российского флота. История создания Петром I потешной флотилии на Переславском озере
С древнейших времен большую роль в истории Переславского края играло Плещеево озеро. Жемчужина России – один из самых больших и глубоководных водоемов европейской равнины, оно издавна было собственностью московских государей.
В первые посетив в 1688 году Переславль, юный Петр был очарован красотою и размерами Плещеева озера. Впоследствии он писал в предисловии к “Морскому уставу”: ”А охота стала от часу быть более, того для стал я проведовать, где более воды, мне объявили Переславское озеро, яко наибольшее, куды я под образом обещания в Троицкий монастырь у матери выпросился, а потом уже стал ее просить и явно, чтобы там двор и суды сделать“.
Остановившись в Переславских монастырях: сначала в Никитском, а потом в Горицком, шестнадцатилетний отрок приступает к созданию «потешной флотилии» . Первоначально судоверфь располагалась в устье реки Трубеж. Обучали его строительству военных кораблей «по типу морских» голандские мастера: Карштен Брант, Корт и Класс.
К апрелю 1689 года “суды все, кроме большого корабля в отделке… ” “ и удались все зело хороши” – писал Петр матушке. Стрелецкий мятеж отрывает Петра от любимого занятия. Лишь в ноябре 1691 года он возвращается к “корабельной потехе”. Царский “потешный двор” и “деловой двор” расположились теперь на высоком холме Гремяч, за монастырским селом Веськовым. Вниз к озеру был прорыт канал, по которому малые корабли, построенные на судоверфи, спускались в озеро. Большие же суда строились непосредственно на берегу.

В литературе, посвященной истории русского флота, неоднократно рассказывается о находке юным Петром в селе Измайлове ботика - «дедушки русского флота» (писалось об этом и в сборнике - ). Гораздо меньше материалов, освещающих создание «потешной» флотилии на Плещеевом озере близ Переяславля-Залесского.

Река Яуза для плаваний под парусом оказалась узка, ботик в том же году перевезли на Просяной пруд села Измайлова, но и здесь места было мало. «А охота стала от часу более. Того для я стал проведывать, где более воды: то мне объявили Переяславское озеро (яко наибольшее), куды я, под образом обещания в Троицкий монастырь, у матери выпросился, а потом стал ее просить и явно, чтоб там двор и суды сделать». - Так рассказывал сам Петр I в предисловии к «Морскому уставу».

Переяславское (или Плещеево) озеро в настоящее время занимает площадь около 50 км 2 и имеет глубину до 25 метров, однако, как свидетельствуют краеведы, в те времена и глубина, и площадь его были значительно больше. Здесь было где разгуляться!


Постройка трех яхт и двух малых «потешных» фрегатов - первых кораблей флотилии - началась, очевидно, в конце 1688 г., так как только в августе Петр поселился в одном из местных монастырей. Работы велись всю зиму, без перерыва, с таким расчетом, чтобы к весне корпуса были готовы. Петр сам вытесывал отдельные детали, вникал во все мелочи дела, учился у иноземных корабельных мастеров Бранта и Корта, у русского мастера отделочных работ Герасима Костоусова. Он же был и главным организатором всего цикла судостроительных работ, начиная от заготовки леса.

Зимой Петру неоднократно приходилось выезжать в Москву - женитьба и государственные дела отвлекали его, тем не менее в июне он смог написать матери: «Суды удались все зело хороши», - были полностью готовы первые пять кораблей. Ни названия их, ни размеры нигде не указаны, можно лишь предполагать, что трехмачтовые фрегаты имели не более 60 футов длины по килю, а яхты - не более 35 футов.

Послёдовавшие затем важные события отвлекли Петра от любимого дела на целых два года. Только 29 ноября 1691 г. он смог вернуться в Переяславль и немедленно начал подготовку к расширению масштабов судостроения - постройке большой «потешной» флотилии.


Было выбрано место на южном берегу озера - около села Веськова. Здесь начали строить небольшой дворец для Петра, мастерские для изготовления корпусных деталей, отдельную мачтовую мастерскую, шесть амбаров для хранения материалов, кузницы, сараи, конюшни и другие постройки, включая шесть изб для «работных людей». В течение осени и зимы велась интенсивная заготовка корабельного леса. К Веськову везли дубовые кряжи, доски, паклю, пеньку, канаты, пушки, железо, слюду. В подошве горы начали рыть специальный канал для спуска и вывода в озеро кораблей, а для спуска малых судов - котлован (следы этих сооружений заметны еще и в наши дни).

Ко всем работам широко привлекали местное население. Кроме того, Петр обложил крестьян специальным сбором «про государев обиход»: по особому указу переяславские монастыри собрали с них 734 рубля - по тем временам сумму немалую. Крепостные крестьянки ткали в монастырях полотно для парусов.

Для руководства работами Петр привез из Москвы 16 верных людей; в его отсутствие за старшего всегда оставался Яким Воронин.

В этот период Петр заложил первый сравнительно большой корабль и сам как плотник работал на его постройке. Вместо отдыха в те же дни в особой избе разрабатывал чертежи новых судов.

Его увлеченность новыми делами ярко характеризует такой случай. 8 Россию прибыл новый посланник Персии. На сообщение об этом Петр не обратил никакого внимания. Тогда дядя царя Нарышкин и князь Борис Голицын были вынуждены специально приехать в Переяславль; они едва упросили Петра отправиться в Москву принять дипломата, доказывая, что иначе испортятся отношения между Россией и Персией. Немедленно по окончании церемонии Петр вернулся в Переяславль, успев сделать квартирмейстеру Преображенского полка Луке Хабарову распоряжение переправить на озеро рее мелкие суда, которые были построены в Москве в течение последних двух лет (об их количестве упоминаний нигде нет).

1 мая 1692 года Петр спустил на воду заложенный им корабль. Одновременно иностранные мастера кончали несколько других больших кораблей. Сохранились такие цифры. За зиму 1691-1692 гг. было доставлено к месту постройки 650 сосновых бревен и 4250 тесаных досок толщиной в 2 вершка, 1,5 вершка и 1 вершок.

К лету 1692 г. было построено до 100 единиц - фрегатов, кораблей, яхт, галер (точных цифр нет). И 1 августа этого года стало торжественным днем создания Переяславской военной флотилии, флагманом был самый большой корабль «Марс», имевший до 30 пушек. По окончании церковной церемонии на всех судах подняли паруса и было совершено плавание эскадрой вдоль берега. На торжестве присутствовала вся семья Петра, многие знатные люди из Москвы.

В течение месяца походы следовали один за другим, эскадра отрабатывала различные эволюции. Так, 13 августа Петр провел совместные маневры флотилии с Бутырским полком - с пальбой из пушек и ружей. 18 августа пересекли озеро и из-за штиля застряли на противоположном берегу. Окончание этого похода отметили торжественно: в честь приезда будущего адмирала Франца Лефорта был дан салют из пушек всех кораблей.

В начале сентября гости разъехались, но Петр оставался в Переяславле и руководил дальнейшими работами. Только длительная болезнь заставила его прервать их. Но известно, что сразу же по выздоровлении Петр снова приезжал в Переяславль - был здесь с 27 февраля по 7 апреля, а затем в последний раз плавал по озеру с 4 по 22 мая 1693 г.

Желание увидеть настоящее море и строить еще большие корабли привело молодого Петра в Архангельск, куда он выехал в первых числах июля 1693 г. Естественно, после плаваний по Белому морю возвращаться на озеро не захотелось.

Переяславская флотилия потеряла значение, сыграв роль важного этапа на пути от «потешных» плаваний и пробы сил в славном деле кораблестроения - к планомерному созданию мощного боевого флота и борьбе за овладение морями.

Какова же дальнейшая судьба флотилии? Заботясь о сохранении судов, Петр оставил на озере людей для их охраны и некоторых доделок. Готовясь к Азовскому походу, он сам приехал в Переяславль и отобрал пушки, подходящие для вооружения строящихся в Воронежа кораблей. Известно и о попытке переброски одного из «потешных» кораблей в строй действующего флота. Так, 17 декабря 1697 г. Петр писал из Амстердама Федору Ромодановскому о переводе самого большого корабля, «который Клас делал», в Волгу.

Несколько лет спустя Петр приказал переяславским воеводам учинить «постоянную к судам охрану», а сами суда бережно поставить под навесы, сделать подробную опись. Приказание выполнили в точности, но со временем, надеясь, что государь не будет наведываться, об уходе за судами позабыли. Крыши прогнили, вода заливала суда. Петр все же посетил Переяславль - по пути, отправляясь в Персидский поход. Увидев бедственную картину, он издал строгий указ: «Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галеры; а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших...»

Из Петербурга приехал корабельный мастер Шелудяков, из монастырей прислали 300 крепостных. Все суда вытащили на левый берег реки Трубеж у самого городского вала и поставили под навесы. Много позже, в 1788 г., большой пожар уничтожил часть города и всю флотилию. Уцелел только один ботик «Фортуна», который находился далеко от пожара, на месте делового двора у села Веськова. В 1803 г. для ботика был построен специальный павильон, в котором он и хранится до наших дней. Теперь это место носит название «Историческая усадьба ботик». Здесь же хранятся и другие экспонаты, имеющие отношение к судостроению тех лет: клепаный котел для варки смолы, якорь, мачты, блоки,. снасти и другие предметы.

Последние материалы раздела:

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...