Кун николай альбертович. Николай альбертович кун

Годы жизни: с 01.01.1877 по 28.10.1940

Крупный отечественный ученый-историк, педагог, писатель. Автор многочисленных научных и научно-популярных работ, наибольшей известностью из которых пользуется книга «Легенды и мифы Древней Греции».

Происходил из обрусевшего немецкого рода. Отец Николая Альбертовича - Альберт Францевич - был человеком образованным, увлекался наукой, хорошо знал русскую культуру. Мать - Антонина Николаевна Игнатьева - из старого дворянского рода, способная пианистка, ученицей Рубинштейна и Чайковского.

Николай Альбертович окончил Московский университет в 1903 г. с дипломом первой степени. После окончания университета ученый уехал в Тверь, где начал работу в женской учительской семинарии им. П.П. Максимовича. В 1905 - 1906 гг. Николай Альбертович работал в Берлинском университете у выдающихся ученых по изучению классических древностей и в музее народоведения. В конце 1906 г. вернулся в Тверь, где его избрали председателем совета Тверского частного реального училища. В январе 1907 г. в Твери был открыт Народный университет и его председателем стал Кун, читавший лекции по истории культуры.

В 1908 году Н.А. Кун избирается профессором всеобщей истории Московских высших педагогических курсов им. Д.И. Тихомирова, где преподавал до их закрытия в 1918 г. Одновременно Н.А. Кун преподавал историю в учебных заведениях Москвы, читал лекции в Московском обществе народных университетов. В 1911 – 1912 гг. Николай Альбертович руководил экскурсиями российских учителей в Риме, в римских музеях читал лекции по истории античного искусства. Первое издание самой известной работы ученого – книги с первоначальным названием "Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях" вышло в 1914 году.

В 1915 году Н.А. Кун был избран профессором Московского городского университета им. А.Л. Шанявского по кафедре истории религий. Годом позже - профессором по кафедре всеобщей истории Нижегородского народного университета. Н.А. Кун совмещал педагогическую работу с просвещением - чтением лекций в городах средней России, на Урале, Украине. В 1920 г. Николай Альбертович был назначен профессором Московского государственного университета по кафедре История религии. С 1933 года Н.А. Кун преподает в Московском государственном институте истории, философии и литературы (МИФЛИ). Н.А. Кун принимал непосредственное участие в создании Большой и Малой Советских энциклопедий, с 1933 года он был бессменным редактором отдела Древней истории, на писал более 300 статей. 28 декабря 1940 года Николай Альбертович приехал в МИФЛИ читать доклад "Возникновение культа Сераписа и религиозная политика первых Птолемеев", однако чтение не состоялось, в час открытия заседания он скоропостижно скончался. Похоронен в Черкизове (станция Тарасовка Ярославской железной дороги), рядом с преждевременно ушедшими из жизни старшим сыном и двумя дочерьми.

Николай Альбертович отлично знал изобразительное искусство, сам рисовал, сам фотографировал, поэтому его книги отличаются продуманным и научно выверенным оформлением, он сам подбирал иллюстрации и рисовал заставки.

Николай Альбертович владел двадцатью языками - всеми европейскими, "мертвыми", классическими.

Библиография

Сказки африканских народов (1910)
(Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях) (1914)
Магомет и магометанство (1915)
Италия в 1914 г. (1915)
Сказки цыган" (1921 - 1922)
Предшественники христианства (восточные культуры в Римской империи) (1922)
Первобытная религия (1922)
Сказки народов островов Великого океана (1922)

Эту книгу подарили сыну на день рождения. Я сначала переживала, что он маловат для такой серьезной литературы, всего 8 лет. Но муж переубедил. Сказал, что сам он вообще в первом классе ею зачитывался и воспринимал на тот момент как интересную сказку про героя-супермена. С годами пришло понимание, и ценность книги в его глазах совершенно поменялась. Начали вечерние чтения подвигов перед сном, и сын каждый день с нетерпением ждет этого часа. Читаем книгу Куна уже по второму кругу, но интерес ребенка только увеличивается. Очень много вопросов задает по тексту, каждый раз тщательно рассматривает иллюстрации. Геракл - это теперь его кумир. Знакомые удивляются, ведь у их детей кумиры - человек-паук, бетмен и тому подобные существа, к культурному воспитанию не имеющие никакого отношения. И вот уже многие, глядя на нас, тоже начинают читать детям классику. Так что даже восьмилеткам такие книги вполне по плечу, особенно если мама читает и обсуждает с ребенком все, что ему не понятно.

Читать полностью

Екатерина

Наткнулась на эту книгу Куна и в памяти сразу всплыли воспоминания о том, как в детстве я обожала эти рассказы о великом древнегреческом герое. А сейчас спрашиваю одиннадцатилетнюю племянницу о том, кто такой Геракл и чем знаменит. А в ответ тишина. А ведь в мои дни и картинок ярких не было, и качество печати хуже было. А сейчас - я пролистала это издание и ахнула. До чего же чудесные иллюстрации, от страниц вкусно пахнет свежей типографской краской. А начнешь читать - не оторвешься. Приключения сильного, отважного Геракла приобретают новый колорит в таком оформлении.
С племянницей недоразумение уже устранила. Подарила я ей именно эту книгу. Ребенок с удовольствием прочитал, и в школе на классном часе продемонстрировала книгу одноклассникам. А заодно и рассказала вкратце, о чем это повествование. И ребятня заинтересовалась, уже очередь из желающих прочитать выстроилась. Нельзя забывать такие произведения, они во все времена будут актуальны. Вот эти пятиклашки, как пример, при должной демонстрации с удовольствием читают эту замечательную книгу.

Читать полностью

Читала книгу Николая Куна в свои школьные годы и она была у нас дома в родительской библиотеке, но со временем куда-то потерялась. Но детские впечатления от нее остались очень сильные. Все-таки классика всегда актуальна и не теряет своей актуальности. Так что сейчас, когда мой сын заканчивает начальную школу и не смотря на всеобщее увлечение планшетами, которые мешают детям приучиться читать, начал все-таки проявлять интерес к чтению, я решила купить ему эту книжку, которая так увлекала меня в моем детстве. Тем более, что через два года она будет у него проходить по школьной программе. Я видел эту книгу в разных изданиях, но хочется купить именно это, так как серия «Классика в школе» наиболее полно соответствует той программе по которой мы будем учиться в шестом классе. Да и в полиграфическом плане она издана очень качественно, в хорошем переплете и с разумным соотношением цены и качества.

Читать полностью

От книги «Мифы Древней Греции» я просто в восторге! Потрясающее оформление и содержание, конечно, же))) Эту книгу приятно держать в руках. Большой формат, бархатная очень приятная на ощупь обложка, отличный переплет. Толстые, гладкие страницы. Крупный шрифт. И очень яркие, красочные иллюстрации Анны Власовой.
Эта книга, безусловно, является «жемчужиной мирового классического наследия» (С) и, кстати, не из-за оформления, а из-за содержания. Аннотации можно верить на 100%)
Давно мечтала об этой книге. Как-то в детстве нашла книгу Н.А. Куна у деда в библиотеке, и долго не могла от нее оторваться) Читала запоем. Та книжка не была так ярко оформлена, но читать ее было очень увлекательно. Безумно нравились греческие мифы в изложении Куна.
Книга может стать отличным подарком и для детей и для взрослых.

Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» (Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы римского поэта Овидия «Метаморфозы» (Превращения).

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь – Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.

Уран – Небо – воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей – могучих, грозных титанов – было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь – океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и румяную Зарю – розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов – циклопов с одним глазом во лбу – и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов – сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон , хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Кер – уничтожение, Гипнос – сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду – отмщение за преступления – и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Картина жизни богов на Олимпе дана по произведениям Гомера – «Илиаде» и «Одиссее», прославляющим родоплеменную аристократию и возглавляющих ее басилевсов как лучших людей, стоящих много выше остальной массы населения. Боги Олимпа отличаются от аристократов и басилевсов лишь тем, что они бессмертны, могущественны и могут творить чудеса.

Рождение Зевса

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обретут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию , Деметру , Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона.

Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, а там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своей женой.

А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные куреты ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.

Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами

Вырос и возмужал прекрасный и могучий бог Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть опять на свет поглощенных им детей. Одного за другим изверг из уст Крон своих детей-богов, прекрасных и светлых. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром.

Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Крона утвердились на высоком Олимпе. На их сторону стали и некоторые из титанов, а первыми – титан Океан и дочь его Стикс и детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна была эта борьба для богов-олимпийцев. Могучи и грозны были их противники титаны. Но Зевсу на помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в титанов. Борьба длилась уже десять лет, но победа не склонялась ни на ту, ни на другую сторону. Наконец, решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов-гекатонхейров; он их призвал на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они подступили к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, все кругом колебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы.

Зевс метал одну за другой пламенные молнии и оглушительно рокочущие громы. Огонь охватил всю землю, моря кипели, дым и смрад заволокли все густой пеленой.

Наконец, могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокрушимых врат Тартара на стражу стали сторукие гекатонхейры, и стерегут они, чтобы не вырвались опять на свободу из Тартара могучие титаны. Власть титанов в мире миновала.

Борьба Зевса с Тифоном

Но не окончилась этим борьба. Гея-Земля разгневалась на олимпийца Зевса за то, что он так сурово поступил с ее побежденными детьми-титанами. Она вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет ужасное стоголовое чудовище Тифона. Громадный, с сотней драконовых голов, поднялся Тифон из недр земли. Диким воем всколебал он воздух. Лай собак, человеческие голоса, рев разъяренного быка, рыканье льва слышались в этом вое. Бурное пламя клубилось вокруг Тифона, и земля колебалась под его тяжкими шагами. Боги содрогнулись от ужаса Но смело ринулся на него Зевс-громовержец, и загорелся бой. Опять засверкали молнии в руках Зевса, раздались раскаты грома. Земля и небесный свод потряслись до основания. Ярким пламенем вспыхнула опять земля, как и во время борьбы с титанами. Моря кипели от одного приближения Тифона. Сотнями сыпались огненные стрелы-молнии громовержца Зевса; казалось, что от их огня горит самый воздух и горят темные грозовые тучи. Зевс испепелил Тифону все его сто голов. Рухнул Тифон на землю; от тела его исходил такой жар, что плавилось все кругом. Зевс поднял тело Тифона и низверг в мрачный Тартар, породивший его. Но и в Тартаре грозит еще Тифон богам и всему живому. Он вызывает бури и извержения; он породил с Ехидной, полуженщиной-полузмеей, ужасного двуглавого пса Орфа, адского пса Кербера, лернейскую гидру и Химеру; часто колеблет Тифон землю.

Действительно, легендарная книга. Конечно, нужно помнить, что адресована она школьникам, при этом учебником не является и не претендует на серьезный уровень. По сути, работа Куна - это кратчайшая история мифологии Древней Греции. Ключевое слово - "кратчайшая". Самые сливочки. Но с каким интересом она читается!

Книга разделена на три части - боги Олимпа, герои на Земле ну и плюс отдельно вынесена Одиссея. Причем, я считаю, что пересказ гомеровского эпоса у Куна получился великолепным и я бы рекомендовал сначала читать его, а потом уже погружаться в первоисточник. Вот такой парадокс.

Итак, о чем бы я узнал из этой книги, если бы читал ее вчера впервые:

1. О религии. То, что для древних мифы были собственно сводом религиозных верований, думаю, ни для кого не секрет. Но тут другое. Сравнение политеизма греков с современным монотеизмом. Вот смотрите: у верующих в единого Бога есть собственно он, куча ангелов и еще всякая свита. У Греков есть главный Зевс и куча мала богов поменьше и попроще. А теперь легкое сравнение-допущение. Если Зевс - это Бог-отец, то боги-покровители всяких моряков, хлебопашцев, беременных женщин, влюбленных и так далее - это те же современные святые Николай, Просковья, Николай Чудотворец, Анастасия Узорешительница и снова и так далее. Ну а боги на побегушках вроде радуги-Ириды или Гермеса - это ангелы и архангелы всякие. И внимание вопрос - так в чем разница???
Это я еще Тартар с адом не начал сравнивать, а ведь стонущие души и ослоногие черти там вообще такие же самые.

2. О политике. Власть - она и в Древней Греции власть. Сын свергает отца, подставляет друга, идет по головам и трупам. Разборки на Олимпе не прекращаются как и в любой Раде, Думе и Белом Доме. Постоянные преследования одним другого и всякие кражи - как пример, Гермес угнал коров у Аполлона, про Прометея и огонь Гефеса я вообще молчу.
Более того, частенько междусобойчики этих божков напоминали мне разборки новых русских в 90-е годы, с тем отличием, что олимпийцы, собственно, бессмертные.

3. О браке и изменах. О, это моя излюбленная тема в мифологии. Иногда говорят, что Бог - это и есть любовь, но греки, видимо, полагали, что и заниматься ею боги должны безостановочно. Не Олимп, а бордель какой-то. И самый активист сексуального фронта, конечно же, папаня Зевс. А его жена Гера только тем и занималась, что преследовала его очередную возлюбленную. Ту на гору загонит, ту на остров, ту в море или вообще к людям отправит. Вот чего было бы не подсыпать алмазной крошки в амброзию разок и всех делов? Ладно, он же главный. Да и опять же - бессмертный. Просто так хотелось детектив в мифологию всунуть, вот я и сказал.
Кстати, чтобы нимфа или богиня вышла замуж ее в 90% случаев должны похитить и принудить сходить в олимпийский ЗАГС. Нормальная дамочка в своем уме у них там так не поступает, потому что оставшиеся 10% - это сестры, вышедшие замуж за братьев. Ну ладно, 9%, оставим процент на случайность... Да, и колец у них там не надевали женам, а кормили их зернами граната - и все, уже супружница. Так что, девушки, не покупайте гранат у женатых продавцов!

4. О головной боли. Да, и об этом тоже. Всем известная богиня Афина родилась, когда у Зевса разболелась голова, ему ее раскроили мечом и оттуда вылезла эта прекрасная милитаристка и ткачиха. И вот, дорогие коллеги-мужчины, если у самого Зевса голова может быть беременная и-за воинственно настроенной женщины, то что говорить о нас, простых смертных!

5. О словообразовании. Это так, мимо проходя - ого-го сколько международных слов являются чьими-то мифологическими именами! Эхо, Ямб, Океан, Арахна... Но это так - минутка информации.

6. О невинности. Напоследок. Девственность в мифологии - штука весьма необычная. Есть кто-то кто не слышал о прекрасной богине красоты Афродите? Вот.
Красавица. Спортсменка. Не комсомолка, понятно, ну так не в то время родилась просто. И девственница - навечно, что характерно. При этом у нее несколько детей и фигова туча любовников.
А знаете почему так? У богов все просто - если не замужем, значит девственница! Весьма удобно, на мой взгляд! А не замужем помните почему? Потому что не смогли украсть...

В общем, вот такая шикарная книга, которую можно читать как сказку, а можно найти пищу для размышлений на практически любую тему.

Отдельно я не могу не поблагодарить мою близняшку Леночку @bonita_senorita , которая подарила мне эту книжку в рамках "Тайного Санты". Причем в умопомрачительном оформлении! Благодаря тебе я не только с интересом перечитал мифы и истории от Владимира Куна, но и насладился репродукциями знаменитых мировых шедевров Врубеля, Боттичелли, Рубенса, Гойя и многих других. Спасибо тебе огромное! ☺


Окончил Московский университет (1903) и начал работать в Твери в женской учительской семинарии им. П. П. Максимовича. В 1905 работал в университете Эд. Мейера в Берлине. В конце 1906 вернулся в Тверь; был избран председателем совета Тверского частного реального училища. С открытием в Твери Народного университета в январе 1907 читал в этом учебном заведении лекции по истории культуры.

В 1908 был избран профессором всеобщей истории московских Высших женских педагогических курсов, основанных при Обществе воспитательниц и учительниц им. Д. И. Тихомирова; читал лекции до закрытия курсов в 1918. Одновременно преподавал историю в учебных заведениях Москвы, читал лекции в Московском обществе народных университетов.

В 1911-1912 руководил экскурсиями российских учителей в Риме, читал лекции в римских музеях по истории античного искусства, римского Форума, Палатина. С 1915 профессор Московского городского университета им. А. Л. Шанявского по кафедре истории религий.

С 1920 профессор факультета общественных наук Московского государственного университета. Одновременно преподавал историю культурыв 1-м Московском педагогическом институте (1918-1925). С 1935 до смерти состоял профессором ИФЛИ (Московский государственный институт истории, философии и литературы).

С 1933 был редактором отдела древней истории Большой советской энциклопедии и Малой советской энциклопедии, написал несколько сотен статей и заметок.

Издал перевод «Писем тёмных людей» (1907), написал книги «Сказки африканских народов» (1910), «Магомет и магометанство» (1915), «Италия в 1914 г.» (1915), два тома «Сказки цыган» (1921 и 1922), «Предшественники христианства (восточные культуры в Римской империи)» (1922), «Первобытная религия» (1922), «Сказки народов островов Великого океана» (1922). Однако ниабольшей известностью до сих пор пользуется книга, написанная в 1914 «для учениц и учеников старших классов средних учебных заведений, а также для всех тех, кто интересуется мифологией греков и римлян». Под своим первоначальным названием «Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях» книга был издана в 1922 и 1937. С 1940 она неоднокатно переиздавалась массовыми тиражами под названием «Легенды и мифы Древней Греции».

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...