Кто является главным героем рассказа о любви. Каковы представления о любви в рассказе

Ф. М. Достоевский сказал однажды, что произведения Н. В. Гоголя «давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли». Мы можем с полным правом отнести эти слова к произведениям самого Достоевского, которые пронизаны беспокойными и беспокоящими мыслями. «Преступление и наказание» - это роман о России, переживающей эпоху глубоких социальных и нравственных потрясений. Это роман о герое, вместившем в свою грудь все страдания, боли и раны своего времени.

«Герой современности» - Родион Раскольников - молодой человек, наделенный от природы умом, способностью к состраданию, и потому так остро воспринимающий страдания и боль других, болезненно реагирующий на проявления несправедливости и подлости человеческой. Скитаясь по Петербургу, Родион видит страшные сцены отчаяния, унижения, опустошения и озлобленности людей, муки тех, кто действительностью, основанной на власти денег, обречен на нищету, пьянство и, в конечном итоге, гибель. Герой романа готов стать в определенном смысле мстителем за обездоленных и униженных.

Из письма матери Родион узнает о домогательствах Свидригайлова в отношении его сестры и о решении Дуни выйти замуж за Лужина, чтобы только избавить его и мать от нищеты и позора. Раскольникова глубоко возмущает существующий порядок вещей, при котором жизнь покупается ценой преступления, нравственной гибели и который противоречит его мечтам о совершенстве и гармонии мира. А принять жертвы нежно любимых матери и сестры он не в состоянии. Спасение дорогих ему людей становится еще одним мотивом готовящегося преступления.

К тому же, и он сам, как и его родные, задавлен бедностью, но не хочет мириться с этим и намерен преодолеть нищету. В первую очередь, не ради себя самого, а ради своих близких и других обездоленных.

Чуткая и ранимая душа Раскольникова переполняется живой болью за человека, он глубоко уязвлен ужасом и нелепостью окружающей действительности, потому и зреет в его душе бунт, потому и рождается его идея. И потому он мучается, мечется по петербургским улицам, ведет какую-то лихорадочную, «ненормальную» жизнь: «Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения». Давно уже зародилась в мозгу его мысль о том, что во имя идеи, во имя справедливости, во имя прогресса может быть разрешено и даже оправдано убийство, «кровь по совести», как называет это герой романа. А посещение ростовщицы, у которой он, почти умирая с голоду, вынужден был заложить колечко - подарок сестры, только обострило эту убежденность. Старуха, наживающаяся на чужом горе, вызвала в его душе непреодолимую ненависть и отвращение. Разговор студента с офицером об этой «глупой, ничтожной, злой... и всем вредной» процентщице, случайно услышанный им в трактире, окончательно утвердил его в мысли, что на общих весах жизнь этой старушонки ничто по сравнению с тысячами других жизней. А ее деньги «обреченные в монастырь» могут спасти многих погибающих, умирающих от голода и порока. «Убить такую вредную старуху - воспротивиться злу и восстановить справедливость!» - решает Раскольников.

Олицетворением социального зла становятся для Родиона Лужин - преуспевающий, жадный и циничный делец, испорченный властью денег, воплощающий в себе пошлость и эгоизм, и богач Свидригайлов, развратник, преследующий беззащитных жертв (в том числе и сестру Раскольникова).

Толкает Раскольникова на преступление и его желание решить проблему этическую: можно ли, переступив закон, прийти к счастью? Оказывается, нет. После совершения преступления появляются страдания, терзания, муки. Где уж тут думать о всеобщем счастье, если и личного не достичь. Он так и говорит своей сестре: «...если б только я зарезал из того, что голоден был..., то я бы теперь... счастлив был!»

Главным и самым значимым в произведении оказывается теория, разработанная героем. Поскольку мир, который он видит вокруг себя, страшен, уродлив, и принять его, примириться с его законами невозможно и противоестественно, а в возможность излечить болезни своего «смутного» трагического времени он не верит, то единственный способ - стать выше этого «муравейника». «Обыкновенные» люди «живут в послушании» и «обязаны быть послушными». Это ненужность, принимающая любой порядок вещей. «Необыкновенные» люди - разрушители такого порядка - переступают закон. Родион хочет стать выше обычаев и морали окружающего мира, доказать, что «не тварь дрожащая», а «право имеет». Стать выше мира для Родиона Раскольникова - значит стать человеком, обрести истинную свободу, а на такое способны лишь поистине «необыкновенные» люди, единственно достойные именоваться людьми. Все бремя неприятия, бунта «гордого человека», необыкновенной личности, Раскольников возлагает на одного себя, на свою личную энергию и волю. Или послушание и подчинение или бунт - третьего, по его мнению, не дано.

Жил Раскольников в комнате, имевшей самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями. Сам Раскольников имел до того жалкий вид, что даже иногда на улице получал подаяние, потому что весь его облик вызывал чувство сострадания. Раскольников был исключен из университета, потому что не имел денег для дальнейшего обучения. Он даже не мог в срок уплатить за квартиру.

Условия, в которых живет Раскольников, вызывают у него протест. Зреет бунт, но он носит индивидуальный характер. Раскольников считает, что всех людей можно разделить на две группы. Первая группа - это обыкновенные люди, другие же имеют в себе
дар или талант совершать новое в обществе. Эта категория людей может преступить закон, нарушение закона для таких людей - это не преступление. Создавая свою теорию, Раскольников подводил себя к черте, за которой стояло преступление. Под влиянием
жизненных обстоятельств он постепенно приходит к мысли о том, что его теория
объясняет поступки не только исторических деятелей, но и простых людей. Раскольников
окончательно пришел к мысли об убийстве под влиянием исповеди Мармеладова. Это
разговор о семнадцатилетней дочери Мармеладова Сонечке, о том, что человек может примириться с любыми обстоятельствами, привыкнуть к ним.

Раскольникову было жаль Соню, потому что она ради спасения семьи от голода встала на
унизительный путь, но даже отец не стыдится брать у нее денег. Раскольников отбрасывает мысль, что человек по природе подл, и делает вывод, что это - закон жизни, общества. Есть жертва и есть те, кто пользуется этим. И тогда он приходит к мысли, что желание его сестры Дуни выйти замуж за богатого человека, который поддержал бы их семью и дал бы Раскольникову возможность закончить учебу, является по сути такой же жертвой, как жертва Сонечки. Решение Родиона было однозначным - не страдать пассивно, а действовать.

Раскольников совершает убийство. Выбранная им жертва - старуха-процентщица. Он думал о старухе как о ненужном, злом и жадном человеке. Рассуждения сводились к тому, что такому скупому человеку и жить не следует, и что многих нуждающихся людей можно было бы осчастливить. После убийства старухи сразу же происходит второе преступление. Он убивает ее сестру Лизавету, которая явилась неожиданным свидетелем убийства.

Мучительно состояние Родиона после совершенных злодеяний. Автор показывает, что главное наказание - наказание не от общества, не каторга, а глубокие внутренние страдания, страдания нравственные. Человек, осознающий себя убийцей, уже по-другому
воспринимает мир. Раскольников пытается бороться со своим состоянием. Родион не
понимает истинной причины своих терзаний. Ему кажется, что главная причина состоит в
том, что он оказался «тварью дрожащей», что жизнь показала его слабость, именно поэтому он говорит сестре, которая предлагает ему последовать совету следователя, что он не считает себя преступником, что он виноват только в том, что не смог, не сумел осуществить задуманное.
Самый напряженный момент борьбы - это разговор со следователем Порфирием Петровичем, который понял, кем совершено убийство, и пытается разоблачить Раскольникова.


Страница: [ 1 ]

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. В центре внимания Ф. М. Достоевского - страшная действи­тельность России середины XIX века, с ее нищетой, бесправием, угнетением, подавлением, растлением личности, задыхающейся от сознания своего бессилия и бунтующей. Таким героем в романе «Преступление и наказание» является Ракольников.

Провидчески предугадал великий писатель появление бунтарс­ких идей, взрывающих старые представления и нормы поведения людей. Такой была идея, которую в долгих муках выносил Расколь­ников. Его задача - встать над миром, добиться «власти над всем людским муравейником». «Тварь ли я дрожащая» или «право имею» - такова мучительная дилемма, стоящая перед героем. Убийство старухи-процентщицы становится способом разрешения всех про­тиворечий.

Каковы же социальные истоки такого образа мыслей? Достоев­ский, представляя своего героя, сразу, на первой странице, говорит о его социальном положении. Молодой человек выходит не из ком­наты, а из коморки, которую в дальнейшем автор сравнивает с шка­фом, сундуком, гробом, описывает ее убожество, подчеркивая край­нюю нищету ее обитателя: «он был задавлен бедностью», как пи­шет Достоевский.

Об истоках бунта Раскольникова в символической форме рассказывает сон о забитой лошади, который он видит перед пре­ступлением. Во-первых, этот протест против убийства, бессмыс­ленной жестокости, сочувствия чужой боли. Все это свидетель­ствует о тонкой, ранимой душе героя. Во-вторых, сон восприни­мается как сражение существующих порядков. Несправедлива жизнь, груба, жестока, ее хозяева-седоки погоняют несчастных забитых кляч.

Философию Раскольникова автор прямо соотносит с деятель­ностью Наполеона. Именно в нем часть молодежи начала XX века находила пример яркой личности, поднявшейся из низов к верши­нам власти. «Я хотел… Наполеоном сделаться», - говорит Расколь­ников Соне. Наполеон близок Раскольникову способностью идти по трупам своих соплеменников ради самоутверждения. Кроме того, у философии Раскольникова есть источник и более близкий. Силь­ная натура героя с молодой нетерпеливостью ринулась в крайность отрицания, ибо надо было «сейчас же, и поскорее» решиться «хоть на что-нибудь». Разум Раскольникова отрицает безобразное уст­ройство человеческих отношений, а заодно и все другие стороны жизни. Он готов счесть «подлецами» весь род человеческий и исхо­дя из этого совершать свои поступки.

Да, это нигилизм, но даже не в базаровских размерах, а в самом крайнем своем развитии, нигилизм трагический. В отрицании Рас­кольников идет до последней точки - до решения совершить по­ступок на деле, а не на словах отрицающий эту жизнь.

Идея, ложная в своей основе, развенчивается изнутри - через страдания несчастного. Раскольников понимает, что путем преступ­ления ничего нельзя изменить. Роман написан так, что все собы­тия не только поражают читателя, но и убеждают своей большой и трагической правдой.

Герои и сюжет рассказа А. П. Чехова "О любви"

Рассказ «О любви», написанный Антоном Павловичем Чеховым, был впервые опубликован в журнале "Русская мысль" в 1898 году. Ранее в том же году и в том же журнале было опубликовано еще два рассказа: «Человек в футляре» и «Крыжовник». Эти три рассказа составляют «маленькую трилогию», в которой три героя – два охотника Павел Константинович Буркин и Иван Иваныч Чимша-Гималайский и небогатый помещик Алёхин – рассказывают друг другу истории из своих и чужих жизней. В рассказе «О любви» главным героем становится тот самый небогатый помещик, который поведал двум свои гостям историю своей любви.

Алёхину в наследство выпала не самая лучшая участь – отец его задолжал, но так как это произошло отчасти потому, что много тратилось на образование сына, Алёхин решил долг выплатить. Ему пришлось остаться работать в этом громадном имении и, «вертеться как белка в колесе, а не заниматься наукой или чем-нибудь другим, что делало бы его жизнь более приятной».

В первые же годы Алёхина выбрали в почетные мировые судьи. Иногда приходилось выезжать в город, где его принимали очень радушно, и где Алёхин очень охотно знакомился. Наверно самым главным и основательным его знакомством стало знакомство с Лугановичем – председателем окружного суда, а так же по совместительству и мужем в то время «молодой, прекрасной, доброй, интеллигентной, обаятельной» женщиной Анной Алексеевной. Встретив её, Алёхин полюбил с первого взгляда.

Шли годы. Алёхин уже стал «своим» в доме Лугановичей, к нему привыкли, и если он долго не приезжал, муж и жена очень сильно беспокоились. Но как это ни странно, несмотря на возникшую еще при первой встрече любовь между Алёхиным и Анной, они молчали и робели, боясь признаться друг другу; несмотря на то, что Алёхин «чувствовал, что она близка к нему, что она его, что им нельзя друг без друга, выходя из театра, они всякий раз прощались и расходились, как чужие.»

К счастью или нет, рано или поздно всему приходит конец. Анна Алесеевна уезжала в Крым, куда её послали доктора. Понимая, что это возможно их последняя встреча, и они уже больше никогда не увидятся, Алёхин и Анна открылись друг другу, но было уже слишком поздно. Алёхин проводил её и «потом пошёл к себе в Софьино пешком…»

Как и в двух предыдущих рассказах трилогии, основной темой рассказа «О любви» является «футлярность». Алёхин и Анна, полюбившие всею душою чисто и бескорыстно, вместо того, чтобы открыть свои чувства, бояться, начинают думать и выдумывать, при этом отбрасывая настоящие чувства в сторону. Исключая её саму, они низводят любовь на уровень только материальных проблем и ценностей, где она перестает существовать; на «сцену» выходят голая логика и тупой, жесткий рационализм.

А. П. Чехов не случайно завершил «Маленькую трилогию» именно этим рассказом. В «Человеке в футляре» главный герой умирает, окружающая его среда никоем образом не изменяется, а люди, непосредственно работавшие с ним, даже были рады его смерти; в «Крыжовнике» главный герой осуществляет свою мечту, он искренне рад, но не понимает, попросту не видит, какой ценой ему это всё досталось…. В свою очередь в «О любви» главный герой не умирает, и осознает свою ошибку, к тому же он еще не совсем стар, и есть так называемый «луч надежды». Рассказ Алёхина заканчивается многоточием, а образ человека, идущего по дороге домой, на мой взгляд, символизирует странника, который ищет свой путь. Неизвестно куда именно он придет, но, по крайней мере, он ещё идет, ещё ищет.

В нескольких рассказах использует Чехов образ небогатого помещика Павла Константиновича Алехина, который является образованным человеком, но волею судьбы становится ближе, как говорится, к земле, начинает работать. Павел Константинович сам себя называет кабинетным человеком, и внешность тоже выдает его: он пухловат, длинноволос, более похож на художника. Тем не менее, обстоятельства меняют его, ему приходится спать в санях, есть простую пищу, но наш герой совершенно не унывает и не противится этому факту, он воспринимает подобные перемены как должное.

Помимо этого у Алехина остаются привычки высокосветского человека, который посещает театры и интересуется искусством. Он общается с семейством Лугановичей, в частности с Анной Алексеевной, в которую влюбился грустно и безнадежно. Именно с этой женщиной он выходит в свет и много общается.

Павел Константинович – человек высоконравственный, но в его образе прослеживается та самая нерешительность и чрезмерная вдумчивость интеллигента, которая была известна Чехову не понаслышке. Кстати, как говорят некоторые исследователи, да и сама писательница Авилова, в этом рассказе отражаются ее отношения с Чеховым, о которых никто не знал.

Кульминация представляется читателям в завершение всего рассказа, когда Алехин признается Луганович в собственной любви. Именно в этот момент максимального накала, он понимает всю несущественность и суетность преград, о которых помышлял, когда раздумывал о собственных чувствах. Как понимает главный герой, все его рассуждения были о незначительном и подобная мораль гораздо ниже подлинного чувства любви и настоящих взаимоотношений, которые только и имеют ценность в этом мире.

Учитывая означенные факты, мы наблюдаем в этом рассказе рефлексию самого автора, который вероятно пребывает в глубокой печали от не воплощенных в действительность отношениях с писательницей Авиловой. Возможно, в чем-то Чехов предостерегает других людей от подобного нерешительного поведения, возможно, просто выражает собственную печаль о типичной нерешительности представителей интеллигентского сословия. Так или иначе, образ Алехина выглядит более чем достоверным и его психологический портрет, описанный автором, более чем глубок, простыми словами Чехов описывает глубокие переживания человека.

Образец 2

Одним из главных героев рассказа считается Алехин Павел Константинович. Образ небогатого помещика автор описывает еще в нескольких творениях. Алехин считается интеллигентным человеком и имеет дворянские корни. В книге Алехин характеризуется в качестве полного и высокого мужчины 40 лет. По внешности герой похож на профессора. Он владеет иностранным языком и считает себя белоручкой, который не привык к физическому труду. Несмотря на свою образованность, герой ест простую пищу и спит в санях. Алехин никак не унывает и принимает жизненные трудности как должное. Жизненные трудности никак не влияют на воспитанность и манеру поведения Павла. Он не забывает ходить в театр и посещает галереи.

Он с давних пор дружит с семьей Лугановичей и особенно тесно общается с Анной Алексеевной. Анна с первого взгляда поразила Павла своим умом, добротой и красотой. Алехин видит в ней ближнего человека. Они много времени проводят вместе и Павел Константинович понимает, что влюблен в нее. По взгляду Анны Алехин понял, что его чувства взаимные. Герой не осмеливается сознаться ей, боясь обидеть своего друга. При этом он не видит общего будущего с Анной Алексеевной.

Павлу Константиновичу характерна высокая нравственность, нерешительность и постоянная вдумчивость. Спустя несколько лет у Анны Алексеевны рождаются дети. Алехин по-прежнему не может жить без Анны Луганович и не принимает никаких действий ради изменения своей жизни. Постепенно женщина проявляет нервное раздражение по отношению к Павлу. Анна была не удовлетворена своей жизнью и хотела остаться в одиночестве.

Супруг Анны принял решение переехать и Павлу приходится попрощаться с возлюбленной. В последний момент, Павел Алехин найдя в себе смелость, признается в любви. Признание в любви становится кульминационным моментом рассказа. Перед отъездом Анны герой понимает несущественность преград и долгих раздумий. Алехин понял, что ценность в жизни имеют только настоящие отношения и любовь. С помощью Алехина автор выразил свою печаль и хотел показать нерешительность и слабохарактерность героев, которые неспособны бороться за свое счастье и настоящую любовь.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Что значит быть гражданином России 7 класс русский язык

    Современная молодежь абсолютно не заинтересована в своем культурном наследии. Школьников 21 века интересует все больше Запад, пестрящий, мигающий, такой веселый.

    Родители и дети - это поколения, между которыми существует значительная разница в возрасте. Именно поэтому на протяжении жизненного пути их взгляды в отношении многих вопросов расходятся.

Алехин Павел Константинович

О ЛЮБВИ
Рассказ (1898)

Алехин Павел Константинович — главный герой, является также персонажем рассказа «Крыжовник», где дается его портрет: «...Мужчина лет сорока, высокий, полный, с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика». Окончил университет, и хотя, как он говорит, по воспитанию белоручка, а по наклонностям кабинетный человек, тем не менее вынужден заниматься хозяйственными делами в своем имении, на котором был большой долг, потому что его отец много тратил на образование сына. Стремясь расплатиться, А. так и осел в имении, опростился, занимается сельским хозяйством, его выбирают в почетные мировые судьи.

А. рассказывает гостящим у него ветеринарному врачу Ивану Иванычу Чимше-Гималайс-кому и учителю гимназии Буркину сначала историю своей красивой горничной Пелагеи, которая была влюблена в повара, пьяницу и буйного нрава, а затем и о собственной любви — к жене товарища председателя окружного суда Лугано-вича Анне Алексеевне. Познакомившись с ними, он становится частым гостем в их доме, другом семьи. Он бывает с Анной Алексеевной в театре, подолгу беседует с нею. А. чувствует себя несчастным. Он много думает об Анне Алексеевне, стараясь «понять тайну молодой, красивой, умной женщины, которая выходит за неинтересного человека, почти за старика...». Герой скрывает свое чувство, опасаясь и не желая оборвать «счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили и где мне так верили». А. догадывается о ее ответном чувстве к нему, но они не признаются друг другу («Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим»). Ни А., ни его возлюбленная не видят перспективы для иных, нежели просто дружеские, отношений, и потому с годами между ними ничего не меняется, хотя герой чувствует, что она близка ему и им нельзя друг без друга.

После назначения Лугановича в другую губернию их семья уезжает, и во время проводов, застав Анну Алексеевну одну в купе поезда, А. наконец признается ей в любви. В эту минуту, по его словам, «со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и обманчиво было все то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех и добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».

По утверждению писательницы Л. А. Авиловой, в рассказе отразилась история ее взаимоотношений с Чеховым — «роман, о котором никогда никто не знал, хотя он длился целых десять лет...».

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - -

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....