Кто изобрел первый в мире самолет? Первый поэт в мире: кто написал первое стихотворение? Изобретение самого первого телефона в мире: история создания (кратко).

Первый мультфильм в мире был простым и очень коротким. Сегодня мы расскажем о первопроходцах в сфере анимации – тех мультиках, которые открыли дорогу другим.

Детство современных детей неразрывно связано с мультфильмами. Но было время, когда мультипликация только зарождалась. Сегодня мы расскажем о первом мультфильме в мире.

Какой мультфильм был самым первым в мире?

Ответить на этот вопрос непросто. Претендентов сразу два. Первый – Стюарт Блэктон, в 1906 году создал первую такую картину. Это были рисунки в движении, отснятые на пленку, называлось действо «Юмористические фазы смешных лиц». В нем зритель наблюдает за персонажами, нарисованными мелом на доске. Блэктон вошел во вкус и через год представил «Отель с призраками» — кино, разбавленное элементами мультипликации. Его творения претендовали на звание самого первого мультфильма в мире, но назвать их полноценными было сложно.

Такую картину создал другой человек – художник из Франции Эмиль Коля. Он выпустил «Фантасмагорию» — маленькую короткометражку продолжительностью всего полторы минуты. Однако она потребовала от него усилий – пришлось нарисовать больше семи сотен иллюстраций. Когда вышел этот самый первый мультфильм в мире? Зрители увидели его в 1908 году, причем выглядела картина для тех лет неплохо.

Сюжет странный, обычному зрителю его понять непросто. Главный герой Фантош сидит в театре, перед ним садится толстая женщина в головном уборе с перьями. Ему это мешает, Фантош сначала выдергивает перья, затем выкидывает шляпу, а в финале – поджигает даме волосы. Сюжет меняется – Фантош пытается что-то украсть у мужчины, его задерживают полицейские. Далее герой продолжает попадать в разные интересные ситуации.

Интересный факт: в 2008 году «Фантасмагорию» пересняли, причем в новой версии старый персонаж встречается со своим современным вариантом. Хотя анимационный фильм выполнен с использованием компьютерной техники, в нем остались фрагменты предтечи.

Кто был первым в России?

Самым первым мультфильмом в России, который был показан в мире, стала картина «Прекрасная Люканида, или Борьба усачей с рогачами». Срежиссировал его Владислав Старевич. Главные герои – жуки, сюжет – битва двух самцов за самку. Автор был биологом, что и повлияло на его выбор. Лента вызвала удивление зрителей – как российских, так и зарубежных.

Желающим узнать, как называется самый первый советский мультфильм в мире, мы ответим: «Советские игрушки». Снял его Давид Кауфман. Как и последующие мультипликационные разработки тех лет, эта картина имела пропагандистский сюжет: пролетариат и красноармейцы на все лады побеждают буржуев и попов. Все заканчивается фейерверком и изображением новогодней елки, на которой повешены враги народа. Отметим, что пропагандистские мотивы сохранялись в советской мультипликации довольно долго – даже в анимационной экранизации «Приключений Гулливера» в 1935 году на главном герое был пионерский галстук.

Первопроходец в цвете

Первым в мире цветным анимационным фильмом стал представитель серии «Веселые симфонии» и назывался он «Цветы и деревья». Он был трехцветный, яркий и красивый, в этом творении студии Диснея играла музыка Шуберта. Короткометражный – длительность фильма составляла 7,5 минут. Этого хватило для того, чтобы получить премию «Оскар». Советские коллеги запоздали с ответом – трехцветный кукольный анимационный фильм «Лиса и волк» был выпущен в 1936 году. Лента тоже была музыкальной, зато продолжительность больше, чем у западных конкурентов, просмотр занимал 18 минут.

Первый трехмерный мультфильм

Самый первый в мире 3Д мультфильм — «Приключения Андрэ и пчелки Уолли», снятый в 1984 году. Это была компьютерная анимация с трехмерной графикой, продолжительность – 2 минуты. Главные герои – человечек и пчела, которые гуляют по утреннему лесу. Трехмерным он был благодаря аниматору Джону Лассетеру, сильно впечатленному фильмом «Трон». Позже этот человек создаст студию Pixar и будет режиссировать мультфильм – «История игрушек». Именно он станет первым полнометражным анимационным фильмом с трехмерной графикой.

Родоначальник аниме

Японцы уже давно делают аниме, этот жанр прочно утвердился в их культуре и добился популярности в других странах мира. Анимационные ленты в такой стилистике выпускаются в разных жанрах. Первая такая была создана в 1907 году, автор неизвестен. Очень короткая – длительность составляет всего три секунды. Мальчик в движении выкладывает иероглифами слово кино и снимает шляпу. Позже начали появляться другие, продолжительность которых составляла от 1 до 5 минут. Название самого первого запомнившегося мультфильма в мире в стиле аниме продолжительностью две минуты – «Тупой меч самурая». В нем идет речь о простоватом герое, купившем бракованное оружие.

21 марта 1825 родился Александр Можайский, русский контр-адмирал, создатель первого в мире самолета.

В ночь на 1 апреля 1890 года в крайней нищете скончался Александр Фёдорович Можайский. Без почестей контр-адмирала его похоронили на Смоленском православном кладбище Петербурга. Все свои деньги он тратил на строительство летательного аппарата. Он продал свои имения в Вологодской губернии и на Украине и даже многие личные вещи. Но, заболев воспалением лёгких, завершить свой труд Можайский не успел.

А за 65 лет до этого скорбного дня в Роченсальме (ныне Котка) в Финляндии в семье потомственного моряка, адмирала русского флота (тогда лейтенанта) Фёдора Тимофеевича Можайского родился сын Александр.

Исторические документы неопровержимо доказывают, что первый в мире самолет был создан в России. Создателем первого в мире самолета является Александр Федорович Можайский. Он построил и испытал первый самолет на двадцать лет раньше американцев братьев Райт, которым до последнего времени совершенно незаслуженно приписывалось это изобретение.

Александр Федорович Можайский родился 9 марта 1825 г. в семье потомственного моряка, адмирала русского флота Федора Тимофеевича Можайского.

Александр Можайский получил прекрасное образование - в 10 лет родители привезли его в Петербург и отдали учиться в Морской кадетский корпус, директором которого в то время был адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн. Уже тогда это морское училище было одним из старейших в России - вело свою историю от Навигацкой школы, основанной Петром I 14 января 1701 года.

Крузенштерн стал директором корпуса в 1827 году. Опытный моряк, он понимал, что рост флота, усложнение его техники, появление паровой машины на кораблях требует коренной перестройки всего дела подготовки морских офицеров. Он пригласил преподавать многих крупных ученых - математиков Остроградского и Буняковского, химиков Соловьева и Гесса, физиков Купфера и Ленца, астронома Тарханова, артиллериста Дядина. Это были лучшие силы отечественной науки той эпохи, её гордость и слава. Большинство из них являлись членами Петербургской Академии наук.

За шесть лет обучения в Морском корпусе, Можайский освоил навигацию, астрономию, теоретическую механику, начертательную геометрию, геодезию, фортификацию, морскую тактику и практику, теорию кораблестроения, корабельную архитектуру и французский язык. Морской корпус готовил не просто командиров кораблей, но технически образованных офицеров, которые успешно могли работать и в области проектирования кораблей. Можайский окончил корпус не только как судоводитель, но и как широко образованный инженер.

19 января 1841 года Александр Можайский окончил учебу и был произведен в гардемарины. Предстояли еще два года практического плавания на парусных военных судах Балтийского флота. В течение этих двух лет Можайский ходил на фрегатах "Мельпомена", "Ольга", "Александр Невский". Так началась морская служба Александра Можайского, которой он отдал большую часть своей жизни. 1843 год он встретил мичманом, вскоре молодого офицера направили в Архангельск, где жили его отец, мать, сестры. В 1844 году Можайский совершил переход на 74-пушечном корабле "Ингерманланд" из Белого моря в Балтийское; годом позже снова крейсировал по Белому морю на шхуне "Радуга"; в 1846 году на этой же шхуне сделал свой второй переход из Белого моря на Балтику. Годы морской службы, 7 лет плаваний по Белому, Баренцеву, Норвежскому, Северному и Балтийскому морям закалили волю молодого моряка, умножили его знания и практический опыт.

В 1849 году, когда Александру Можайскому не исполнилось еще 25 лет, его произвели в лейтенанты. В период службы на Балтийском море, в 1850-1852 годах, Можайскому доводилось плавать на разных парусных военных судах. Сперва на маленькой, такой же, как и "Радуга", 16-пушечной шхуне "Метеор", потом на большом 84-пушечном корабле "Вола", длина корпуса которого была равна 60 м; наконец, на корабле "Память Азова" — родном брате "Ингерманланда" — новом, только что пришедшем из Архангельска. То были последние годы существования военного парусного флота, новые паровые суда шли на смену парусным. Уже в первые годы своей морской службы Можайский обратил на себя внимание как технически образованный, дисциплинированный, требовательный к себе и к подчиненным офицер. Вероятно, в 1852 году эти обстоятельства и повлияли на его назначение в состав экипажа одного из первых русских военных пароходов "Усердного". Во время годового плавания на "Усердном" Можайский ознакомился с двигателем, который оказал влияние на все развитие промышленности, транспорта и военного кораблестроения XIX столетия и до конца века оставался единственным типом двигателя, на базе которого можно было решить задачу полетов по воздуху.

В 1853-1854 годах лейтенант Можайский на фрегате "Диана" под командой С.С. Лесовского перешел из Кронштадта вокруг мыса Горн к Японии. Фрегат потерпел крушение во время землетрясения в бухте Симода у острова Хонсю, после чего личный состав "Дианы" по чертежам и под руководством Можайского, совместными усилиями русских и японцев построил шхуну "Хеда", на которой часть команды вернулась на родину. До сих пор в Японии помнят русского офицера, благодаря которому японцы получили представление о создании больших европейских судов. Сам Можайский в 1855 году перешел на американском торговом судне в Петропавловск-Камчатский, а оттуда в Амурский лиман. Через Сибирь он вернулся в Кронштадт, завершив, таким образом, кругосветное путешествие. Шла Крымская война, и в конце 1855 года Можайский был назначен на бриг "Антенор", который крейсировал в Балтийском море, охраняя подступы к Финскому заливу от диверсионных набегов англо-французских кораблей.

А в 1858 году А.Ф. Можайский был направлен в Среднюю Азию, где принял участие в Хивинской экспедиции, организуя ее передвижение по воде на специально построенных для этой цели судах. Он совершил поход до Бухары и составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции Можайский 8 сентября 1859 года получил очередной чин капитан-лейтенанта и был назначен старшим офицером 84-пушечного винтового корабля "Орел". На этом корабле Можайский ходил 2 года по Балтийскому морю, а в 1860-1861 годах руководил оснащением и установкой паровой машины на винтовом клипере "Всадник", строившемся в Пори (Финляндия). После спуска на воду клипера "Всадник" Можайский был назначен его командиром и ходил на нем по Балтийскому морю до 1863 года.

В 1860 году А.Ф. Можайский временно был откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Там офицеру предстояло вести работу по введению в жизнь "Положения о крестьянской реформе 1861 г." Со свойственной Можайскому энергией он достойно справился с порученной задачей. Далее в его жизни произошло еще одно важное событие. На одном из балов в Дворянском собрании состоялось его знакомство с будущей невестой и женой Любовью Дмитриевной Кузьминой. После венчания в церкви Св. Екатерины в Вологде молодые поселились в селе Котельникове (ныне Можайское) в доме, полученном в приданое женой А.Ф. Можайского. Офицер был в центре всех важных событий. Он присутствовал на заседаниях Вологодского статистического комитета по подготовке и участию в первой этнографической выставке в Москве. Но главным для Можайского являлись научные разработки по воздухоплаванию. Он оборудовал кабинет и столярную мастерскую, наблюдал за полетом птиц на Кубенском озере и реке Тошне, проводил опыты с воздушными "змеями". Сам ученый впоследствии назвал годы, проведенные в Котельникове, "годами плодотворного труда по вопросам воздухоплавания".

В связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны в 1863 году, прослужив во флоте 22 года, Можайский был уволен в отставку и следующие 16 лет служил в различных гражданских ведомствах по проведению крестьянской реформы. Тем не менее, в эти годы статской службы Можайский получает повышение в военном чине — в 1866 году он произведен в капитаны 2 ранга, а в 1869 году — в капитаны 1 ранга. В 1873 году был выбран почетным мировым судьей Брацлавского округа Подольской губернии; в этот же период предпринял попытки осуществить подъем с помощью воздушного змея. Мысль о создании летательного аппарата тяжелее воздуха появилась у Можайского еще в 1855 году, когда он начал вести наблюдения за полетами птиц и воздушных змеев.

В 1872 году после ряда исследований и экспериментов Можайский установил зависимость между подъемной силой и лобовым сопротивлением при различных углах атаки и обстоятельно осветил вопрос полета птиц. В 1876 году он начал работать над проектом задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Немецкий исследователь и планерист Лилиенталь проделал аналогичную работу на 17 лет позднее Можайского.

В 1876 году Можайский, по свидетельству инженера П.А. Богословского, "два раза поднимался в воздух и летал с комфортом" на воздушном змее. Таким образом, он первым в мире летал на воздушных змеях, опередив на 10 лет французского испытателя Майо (1886), на 18 лет англичанина Баден-Поуэла (1894) и на 20 лет австралийца Харгрэва (1896). Кроме опытов с воздушными змеями, А.Ф. Можайский работал над созданием летающих моделей своего будущего самолета. Можайский произвел большое количество расчетов, исследований и экспериментов, в результате которых в сентябре 1876 года построил первую летающую модель самолета.

В 1878 году моряк-изобретатель предложил конструкцию современного нам самолета. Ничего нового за 100 лет не придумано. Первый в мире самолет состоял из пяти основных частей: крыла, создающего подъемную силу, фюзеляжа, силовой установки из двух двигателей и трех винтов, взлетно-посадочного устройства в виде четырехколесной тележки с амортизацией, хвостового оперения, имевшего вертикальные и горизонтальные рули, чтобы направлять полет аппарата. Только спустя 50 лет самолёты стали такими. Ведь никакой авиационной науки тогда не существовало - Можайскому приходилось всё начинать с нуля, вернее, с морской науки. Теорию вертикального паруса переложить на горизонтальное крыло, пересчитать тягу гребного применительно к воздушному винту, разработать облегчённый вариант паровой машины. Но началось всё с мечты. Во время долгих плаваний Можайский, вероятно, много раз наблюдал на фоне парусов парящих морских птиц. Хотелось так же, как они полететь. Кроме того, как офицер, Можайский понимал военные перспективы летательного аппарата. И уже с 1855 года он начинает первые расчёты и опыты с воздушными змеями.

Для взлета и посадки модель имела четыре колеса, расположенных под фюзеляжем. Модель совершала устойчивые полеты со скоростью свыше 5 м/сек. Известный инженер-кораблестроитель, член Морского технического комитета, полковник П.А. Богословский писал по этому поводу: "Изобретатель весьма верно решил давно стоящий вопрос воздухоплавания. Аппарат, при помощи своих двигательных снарядов, не только летает, бегает по земле, но может и плавать. Быстрота полета аппарата изумительная; он не боится ни тяжести, ни ветра и способен летать в любом направлении... Опыт доказал, что существовавшие до сего времени препятствия к плаванию в воздухе блестяще побеждены нашим даровитым соотечественником".


Подошёл к делу, как к созданию нового типа корабля — только воздушного. Он тщательно изучал кинематику птичьих крыльев и пришёл к выводу, что летательный аппарат должен иметь неподвижное крыло. Для изучения сопротивления воздуха движению тел Можайский создал оригинальный испытательный прибор, с помощью которого провел очень точные измерения аэродинамических сил.

Для проверки своих расчётов и экспериментов Можайский сам поднимался на воздушном змее, который тянула упряжка лошадей. Подбирал оптимальны углы атаки (наклона крыла). Одновременно изучал работу воздушных гребных винтов и строил летающие модели самолетов. В качестве двигателей использовал часовые пружины или резиновые жгуты. Уже в моделях испытывался фюзеляж в виде лодки, рули управления самолётом в полёте. С течением времени модели могли устойчиво пролетать несколько десятков метров и нести нагрузку в виде офицерского кортика.

Таким образом, главная заслуга Можайского — ученого и исследователя — в том, что он заложил основы экспериментальной аэродинамики и установил важнейшие аэродинамические соотношения. Эти данные затем использовал для создания первого в мире аэродинамического расчета самолета. Но перед постройкой реального самолёта необходимы были более масштабные испытания, в основном воздушных винтов, на что собственных средств уже не хватало.

В конце 1876 года Можайский подал рапорт в Главное инженерное управление, в котором просил оказать содействие. Благодаря поддержке Менделеева ему выделяются 3000 рублей, из которых он реально получил 2192 рубля. После проведения необходимых экспериментов Можайский готовит детальный проект самолёта, его чертежи и составляет подробную смету — около 19 тысяч рублей. Всё было оформлено по образцу проекта постройки морского корабля и подано в 1878 году в военное министерство.

Однако новая комиссия отклонила проект, сочтя принципиально неправильной попытку строить летательную машину с неподвижным относительно корпуса крылом. Протесты Можайского против этого заключения, экспериментальные данные и новые просьбы о содействии были отклонены, и он решил строить самолет на собственные средства, продав одно из своих родовых имений. В июне 1880 года Можайский подал заявку на изобретенный им самолет для получения патента, который получил 3 ноября 1881 года.


Предложение Можайского сопровождалось подробными чертежами самолета, расчетами и пояснительной запиской, содержащей описание аппарата. В описании говорилось, что самолет состоит: из лодки, служащей для помещения машины и людей; из двух неподвижных крыльев; из хвоста, который может подниматься и опускаться и служить для изменения направления полета вверх и вниз; из винта большого переднего; из двух винтов малых на задней части аппарата; из тележки на колесах под лодкою, которая служит для того, чтобы аппарат, поставленный наклонно, около 4 градусов к горизонту, переднею частью вверх мог сперва разбежаться по земле против воздуха и получить ту скорость, которая необходима для парения его; из двух мачт, которые служат для укрепления его крыльев и связи всего аппарата по его длине и для подъема хвоста. В качестве двигателей предусматривалась установка двух паровых машин общей мощностью 30 л.с. Одна из машин должна была работать на носовой тянущий винт, а другая — через передачу на два задних толкающих винта. Аппарат, по замыслу изобретателя, мог совершать посадку и на воду, для чего фюзеляжу была придана форма лодки. Впервые разработав фюзеляжный тип самолета, Можайский на 30 с лишним лет опередил западноевропейских и американских конструкторов, которые только в 1909-1910 годах начали строить подобные самолеты. Идея использовать фюзеляж-лодку для посадки на воду впервые была претворена в жизнь в 1913 году другим русским конструктором и изобретателем Д.П. Григоровичем — создателем первого лодочного гидроаэроплана. Помимо разработки проекта Можайский подробно описал технику взлета своего самолета и предусмотрел установку на нем аэронавигационного оборудования: компаса, измерителя скорости, барометра-высотомера, двух термометров и прицела для производства бомбометания. Самолет, по замыслу Можайского, предназначался для бомбардировочных и разведывательных целей.

Оставалось собрать аэроплан и испытать его в воздухе, но денег у Можайского больше не было. Для производства некоторых работ изобретатель обратился за помощью на Балтийский завод. Но дирекция завода, узнав, что у изобретателя нет денег, отказала ему. Тогда Александр Федорович, скрепя сердце, обратился к министру Императорского двора графу И.И. Воронцову-Дашкову. В докладной записке на его имя Можайский указывал, что он, "посвятив себя разрешению вопроса воздухоплавания, затратил на это все свои средства и в настоящее время, когда остается собрать аппарат и сделать окончательные пробы, он не имеет на это никаких денежных средств, почему ввиду того громадного значения, которое может оказать в случае успеха аппарат в военном деле, осмеливается просить об исходатайствовании ему от правительства 5000 рублей для сборки аппарата и опытов над ним". Воронцов-Дашков представил докладную записку А.Ф. Можайского "на благовоззрение" Александра III. Самодержец затребовал справку и документы. Ему без промедления прислали копию письма Можайского к генерал-лейтенанту К.Я. Звереву от 8 июля 1878 года с протестом против неправильного решения комиссии. А генерал-адъютант фон Кауфман и генерал-майор Вальберг "словесно доложили": "Опасно, Ваше величество, строить в России на казенные средства воздухолетательный аппарат. Вдруг им какой-нибудь революционер воспользуется, на Вашу особу с неба посягнет?!" В итоге, под диктовку императора генерал-адъютант Банковский записал: "высочайше повелено отклонить просьбы капитана 1 ранга Можайского".

Упорство А.Ф. Можайского все же увенчалось успехом. Военное ведомство выделило место для постройки "летательного снаряда" на Военном поле Красного Села под Санкт-Петербургом. Не желая отказаться от воплощения в жизнь своей заветной мечты, он продал или заложил все, что имело ценность (даже наручные часы, обручальные кольца, столовые ложки и форменный сюртук!). На деньги, вырученные от продажи личных вещей и занятые у родных и заинтересованных лиц (солидную материальную помощь оказал прославленный герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов и среднеазиатских походов М.Д. Скобелев), Можайский приступил непосредственно к постройке самолёта и весной 1882 года закончил его сборку. В июле 1882 года капитану 1 ранга Можайскому было присвоено звание генерал-майора с увольнением от службы "по домашним обстоятельствам". В 1886 году Можайскому было присвоено звание контр-адмирала.

Летом 1882 года самолет, названный им "Жар-Птицей", был готов к испытаниям. Для разбега самолета была построена специальная взлетная дорожка в виде наклонного деревянного настила. Испытания самолета Можайского производились в условиях большой секретности. 20 июля 1882 года на Военном поле в Красном Селе собрались представители военного ведомства и Русского технического общества. Самому Можайскому лететь не разрешили, так как ему было уже 57 лет. Испытывать самолет в воздухе было доверено механику, помогавшему Можайскому — И.Н. Голубеву. Самолет, пилотируемый Голубевым, поднялся в воздух и, пролетев некоторое расстояние по прямой, сел. Аппарат весом 57 пудов (около 934 кг) летел со скоростью 11 метров в секунду. Пропеллеры крутились паровыми двигателями мощностью 10 и 20 л.с. При посадке было повреждено крыло самолета, а механик получил травму. Несмотря на это, Можайский был доволен результатами испытания, так как впервые была практически доказана возможность полета человека на аппарате тяжелее воздуха. Казалось, теперь обеспечены всеобщее признание и поддержка со стороны правительства. Однако на деле получилось совсем иное. Изобретение А.Ф. Можайского было объявлено военной тайной, и строжайше запрещалось писать что-либо о самолете. Никакой помощи изобретателю по-прежнему не оказывалось. Царские чиновники и иностранцы на русской службе сделали все для того, чтобы не только успехи русского изобретателя, но и его имя были забыты.

Можайский сразу же после испытаний приступил к улучшению конструкции самолета и спроектировал для него новые, более мощные машины. После того как были уточнены расчеты и разработан новый проект самолета, Можайский 21 января 1883 года представил его в VII (воздухоплавательный) отдел Русского технического общества. На специально созванном заседании, председателем которого был М.А. Рыкачев, Можайский сделал сообщение о своей новой конструкции самолета и обо всех проделанных им работах. Для подробного рассмотрения новых работ была создана комиссия, в которую помимо представителей воздухоплавательного отдела вошли представители и II (механического) отдела Русского технического общества. Комиссия, ознакомившись с результатами работ изобретателя, признала желательным, "чтобы VII отдел оказал содействие А.Ф. Можайскому — окончить его прибор и произвести интересные опыты над летательным прибором столь больших размеров". Но VII отдел материальной помощи оказать не мог, и Можайский вынужден был снова обратиться в военное министерство.

Из министерства ему ответили, что "продолжение испытания изобретенного им аппарата приняло на себя императорское Русское техническое общество, которому и назначена определенная на этот предмет сумма". Военное министерство решило не выделять средств на сомнительные изобретения, тем более, что за границей подобные опыты высмеивались благодаря мифу о том, что американский математик и астроном Саймон Ньюкомб в 1870-е годы научно доказал, что аппарат тяжелее воздуха не может летать. Однако никакой суммы ни изобретатель, ни Русское техническое общество так и не получили. Как сейчас стало известно, ассигнования не были выданы вследствие вмешательства генеральных штабов иностранных государств, которым царское правительство отдавало заказы на поставку вооружений для армии и флота. В 1885 году Можайский подал заявление в Главное инженерное управление, в котором указывал, что им получены новые практические выводы, "представляющие возможность сделать изложение теории более ясным, а вычисления более определенными", и просил не отказать в отпуске средств на производимые им работы. Комиссия, рассмотрев заявление изобретателя 29 июня 1885 года, отметила, что она "не видит никакого повода к ходатайству о пособии г.Можайскому". Еще семь лет до самой смерти А.Ф. Можайский на свои ничтожные средства, без какой-либо помощи со стороны правительства, продолжал работу по совершенствованию своего аппарата.

Но завершить свои труды он не успел.

Александр Федорович Можайский умер в нищете в ночь на 20 марта (1 апреля) 1890 года. Он так и не увидел свое детище во втором полете. Без почестей контр-адмирала похоронили на Смоленском православном кладбище Петербурга. Уже в наше время, в 1977 году, силами Академии им. А.Ф. Можайского был установлен памятник на могиле выдающегося человека, давшего России приоритет в создании самолета.

После смерти изобретателя его самолет долгие годы стоял под открытым небом в Красном Селе и, когда военное ведомство отказалось его купить, был разобран и перевезен в имение Можайских близ Вологды, где и сгорел в 1895 году. И если во Франции "Авион III" Адера (аэроплан со складывающимися крыльями постройки 1897 года) сумели сохранить как реликвию, то российские чиновники сделали все для того, чтобы от изобретения Можайского не осталось и следа. Даже имя изобретателя оказалось непризнанным в царской России. После его смерти никто не позаботился сохранить архив и модели, на которых экспериментировал изобретатель, затерянной оказалась даже могила Можайского.

17 декабря 2003 года весь мир (Россия — не исключение) отмечал 100 лет со дня полета первого в мире самолета. Аэроплан, построенный братьями Уилбуром и Орвиллом Райт, поднялся в воздух и пролетел 37 метров за 12 секунд в местечке Китти Хоук в штате Северная Каролина. Как считается, с того дня и началась история авиации. Впрочем, бразильцы считают первым летчиком своего соотечественника Альберто Сантоса-Дюмонта. В Париже 12 ноября 1906 года бразилец на аппарате собственной конструкции пролетел 220 метров. Хотя Сантос-Дюмонт поднял свой самолет в небо позже братьев Райт, он, в отличие от американцев, стартовал без помощи катапульты и сильного ветра, а значит, по мнению бразильцев, именно его полет следует считать первым. Но мы часто забываем о том, что первый в мире аэроплан был построен в России на 20 лет раньше братьев Райт — в 1883 году, а его изобретатель — отставной генерал-майор Александр Можайский. Основываясь на опытах Можайского, русские инженеры-конструкторы создали в 1913 году на Балтийском заводе в Петербурге тяжелый самолет "Русский витязь". Вслед за ним в 1914 году под руководством И.Сикорского была построена серия самолетов типа "Илья Муромец". Это был первый в мире тяжелый многомоторный бомбардировщик с двигателями, расположенными в крыле. Исключительным по своим качествам оказался самолет-гигант "Святогор", спроектированный в 1915 году конструктором В.А. Слесаревым.

Теперь, когда история развития авиации хорошо изучена, можно по достоинству оценить заслугу русского моряка-изобретателя, предложившего в 1878 году конструкцию самолета, все пять основных элементов которого присущи современным самолетам. Александр Федорович Можайский вынашивал дерзновенные мечты о создании летательного аппарата тяжелее воздуха, занимался научными исследованиями по вопросам воздухоплавания. Ради осуществления этой мечты он оставил службу. Гений Можайского на десятилетия опережал его эпоху. Не получая ни помощи ни средств от государства, он не сдавался и продолжал свои исследования в области воздухоплавания, а в конце жизни написал о себе: "Я желал быть полезным своему Отечеству..."


Источник NNM.RU

Во времена, когда математика была «мужским занятием», Ада Лавлейс, воспитанная в аристократической среде, все же начала увлекаться тем, что позже стало называться компьютерной наукой (или информатикой).

Обычные девочки, выросшие в аристократическом обществе викторианского Лондона, мечтали о балах в роскошных залах и о выгодном замужестве. А Ада Лавлейс мечтала сконструировать летательный аппарат .

Она штудировала различные издания о новых изобретениях, размышляя о том, как построить такой аппарат на основе парового двигателя, и изучала анатомию птиц, чтобы определить точное отношение длины крыла к величине тела, которое позволяет им летать. Проект Ады на 15 лет опередил заявку на патент Уильяма Хенсона и Джона Стрингфеллоу на «Воздушный паровой экипаж» («Aerial Steam Carriage») .

На тот момент Аде было всего 12 лет, но уже было совершенно ясно, что она не собирается избегать естественные науки и математику, как ожидалось от женщин ее времени.

Будучи дочерью английского поэта лорда Джорджа Гордона Байрона и аристократки Анны Изабеллы Байрон, урожденной Милбенк, Ада вопреки опасениям матери не пошла по стопам отца. Вместо этого она изобрела свой собственный язык и написана первую в мире компьютерную программу задолго до появления первого компьютера.

«Ада Лавлейс - это достойная восхищения личность не только потому, что она совершила огромный прорыв, когда предугадала возможность использования вычислительной машины для создания музыки или других видов искусства, - говорит Сью Шарман-Андерсон (Suw Charman-Anderson), социальный технолог и основатель Международного дня Ады Лавлейс (Ada Lovelace Day) . -

Она настолько опережала свое время, что, кажется, никто из ее сверстников не мог понять ее мировоззрения».

Уход от традиционного мышления

Августа Ада Байрон родилась 10 декабря 1815 г. и была единственным законнорожденным ребенком известного поэта. Однако лорд Байрон был расстроен, что ребенок не оказался «чудесным мальчиком» , которого он так ждал. После развода Байрон уехал в Грецию и больше никогда не возвращался в Англию.

Лавлейс воспитывалась матерью-аристократкой и бабушкой по материнской линии, и можно сказать, что ее воспитывали в основном няни и учителя . В те времена от женщин не ожидали ничего особенного, и потому большинство девочек обучали гуманитарным наукам и умению вести себя в обществе.

Однако леди Байрон внимательно следила за тем, чтобы у ее дочери не развились «опасные поэтические наклонности» отца, которые могли передаться по наследству. Она наняла учителей, которые обучали Аду математике и естественным наукам.

Простыми словами, она разработала первый в мире программный алгоритм .

«Аналитическая машина сплетает алгебраические алгоритмы так же, как и ткацкий станок Жаккарда сплетает цветы и листья», - писала она , объясняя то, как машина управлялась с символами и заставляла числа повторяться и зацикливаться. В заключении Лавлейс написала, что машина была способна на гораздо большее, чем просто математические вычисления. Лавлейс была уверена, что когда-нибудь ее можно будет использовать для создания музыки или других видов искусства.

Перевод статьи вместе с комментариями Лавлейс был напечатан в английском научном журнале в 1843 г. - почти за век до создания современного компьютера.

Наследие Ады Лавлейс

Несмотря на то что статья Лавлейс при ее жизни привлекла мало внимания, ее работа стала известной спустя век после ее смерти, когда Б. В. Боуден (B.V. Bowden) заново опубликовал ее в 1953 г. в своей книге об истории цифровых компьютеров «Быстрее мысли» («Faster than Thought») .

И с тех пор Лавлейс оказываются посмертные почести за ее деятельность, которая вдохновила новое поколение женщин на освоение специальностей в области науки, технологий, инженерии и математики (STEM).

Министерство обороны США назвало один из языков программирования «Ада» в честь Ады Лавлейс. Также ей была посвящен дудл Google . А в прошлом году в рамках празднования 200-летия со дня рождения Лавлейс Оксфордский университет провел симпозиум в честь Лавлейс, на котором были представлены последние исследования и информация о ее деятельности. Также на этом симпозиуме была проведена параллель между ее идеями и современными взглядами на математику, вычисления и искусственный интеллект.

Кроме того, в 2009 г. Сью Шарман-Андерсон учредила День Ады Лавлейс , в рамках которого празднуются достижения Лавлейс, а также и достижения всех женщин, работающих в области технологий.

В 2015 г. насчитывалось более 150 различных независимых мероприятий, организованных в рамках Дня Ады Лавлейс более чем в 25 странах мира.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...