Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему: Осень. Над цветком она жужжит

Лексическая тема "Осень"

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:
— названия осенних месяцев;
— основные приметы осени;
— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
— что делают осенью животные и птицы;
— чем занимаются люди;
— какие подарки людям принесла осень;
— почему об осени говорят «золотая».
Расширение словарного запаса детей:
названия : осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;
признаки : ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;
действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
«Назови ласково»

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже
«Один — много»
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»

Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
... дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
... сыро — сырая,
... хмуро — хмурая,
... солнечно — солнечная,
... ясно — ясная.

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Лексический строй речи

Пересказ рассказа «Осень»

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.
В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).
Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.
Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.
Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
... холодная — жаркая,
... хорошая — плохая.

Поиск соответствующего понятия
«Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;
школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;
листья на деревьях стали (какими?) — ... ;
цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;
птицы улетают (куда?) — ... ;
звери делают на зиму (что?) — ... ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....

Построение монолога
«Расскажи об осени по плану»:

1) когда наступает осень;
2) осенние месяцы;
3) приметы осени в природе;
4) красота золотой осени;
5) что делают птицы и животные осенью;
6) труд человека в осенний период;
7) осенняя одежда.

Поиск фактических ошибок
«Исправь ошибки»

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

МИНУТКА ОТДЫХА

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь1 на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит.
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья.
Птички улетели в теплые края.
А.Н. Плещеев

Отгадай загадки!

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень.)

Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)

Меня часто зовут, дожидаются,
А приду — от меня укрываются. (Дождик.)

Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда все это бывает? (Осенью.)

Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

Подвижная игра
«Здравствуй, осень!»

Ведущий: Здравствуй, осень!
Дети: водят хоровод.
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Имитируют приготовление пирогов.
Принесла я вам муки —
Дети: Значит, будут пироги.
Ведущий: Принесла вам гречки —
Дети Каша будет в печке.
Имитируют резание овощей.
Ведущий Принесла вам
овощей —
Дети И для супа, и для щей.
Ведущий Рады ли вы грушам?
Разводят руки, показывая коло¬ду меда.
Дети На зиму насушим.
Ведущий Принесла и меду —
Дети Полную колоду!
Ведущий: А уж яблоки —
что мед! На варенье, на компот.
Дети: Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба припасла,
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Ведущий: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо!
Кто под дождик попадет
Тот сейчас водить пойдет.
Убегают, «прячутся от дождя».

Музыкально-ритмическое упражнение
Осенние листочки

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Пальчиковая гимнастика
"Осень"

Разбросала осень листья, (раскрывать и закрывать кулачки)
Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.)
Букеты листьев соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз. (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер)
И. Михеева

Рассказываем по ролям:

— Солнце, солнце, Ты откуда?
— Я из тучки золотой.
— Дождик, дождик, Ты откуда?
— Я из тучи грозовой.
— Ветер, ветер, Ты откуда?
— Я из дальней стороны.
- Листик, листик, ты откуда?
- Из березовой страны!
Из пособия Г. Быстровой, Э.Сизовой, Т. Шуйской

Закличка
ОСЕННЯЯ
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
Осень, осень,
В гости просим.
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С первыми снегами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.

Оксана Иванникова

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

ГБОУ ООШ№18 г. Новокуйбышевска, Россия

Учитель-логопед: Иванникова О. А.

Тема: «В гости к осени».

Программное содержание: Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Осень». Обучающие задачи: расширять представления об изменениях, происходящих в природе осенью; упражнять в образовании относительных прилагательных; упражнять в образовании однокоренных слов; упражнять в подборе слов-действий, слов-признаков; упражнять в употреблении простых предлогов с, в, под; развивать непроизвольную память, мышление.

Методическое обеспечение: Слайд-презентация «В гости к осени», картинки с изображением деревьев и листьев, картинки - символы «солнце», «ветер», «дождь», «деревья», «листья», «животные», «птицы».

Ход образовательной деятельности:

I. Организационный момент.

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку – переходит доброта. Почувствуйте, как искорка доброты зажигается в наших сердцах. Пусть она сопровождает нас всё занятие. Улыбнёмся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

II. Основная часть.

1. Введение в тему.

Логопед:

Отгадайте загадку:

Что ни день – то резче ветер Рвёт в лесу листву с ветвей … Что ни день – то раньше вечер, А светлеет всё поздней.

Медлит солнышко, как будто

Подниматься силы нет …

Потому и всходит утро над землёй Почти в обед. (И. Мазин).

Логопед:

О каком времени года говорится в этом стихотворении?

Дети:

В этом стихотворении говорится об осени. Слайд 1.

Логопед:

Как вы догадались, что поэт описывает осень? О каких признаках осени говорится в этом стихотворении?

Дети:

Солнце светит меньше. Дует холодный ветер. Листья опадают. День становится короче, а ночь длиннее. На улице становится холоднее.

Логопед:

Вы правильно справились с заданием и вот вам в подарок «солнышко», которое будет вас согревать в пути. После каждого выполненного задания учитель-логопед даёт детям картинку - символ и помещает её на доске. Дети составляют предложение об солнце осенью.

Дети:

Солнце осенью светит и греет меньше, становится холодно.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед:

Сегодня на занятии я предлагаю вам отправиться в путешествие. Мы отправимся «В гости к осени» и узнаем, какие изменения происходят осенью в природе, в жизни животных и птиц.

3. Изучение нового материала.

1) Логопед:

Первая станции нашего путешествия «Лесная». Слайд 2.


Старичок - лесовичок приготовил для вас первое задание и загадку:

Его весной и летом Все видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки.

Логопед:

Как вы догадались, что это лес?

Дети:

Летом и весной на деревьях в лесу растут зелёные листья, а осенью они опадают. Слайд 3.


2) Логопед:

Осенью дует холодный ветер. Он срывает с деревьев листья. Листья кружатся и падают на землю.

Логопед:

Как называется явление, когда листья падают?

Дети:

Листопад. Логопед:

Из каких двух простых слов образовано слово листопад?

Дети:

Листья падают.

Логопед:

Посчитаем осенние листья, которые сорвал с деревьев ветер.

3) Пальчиковая гимнастика «Осень». Ветер по лесу летал,

Плавные, плавные движения ладонями. Ветер листики считал: Вот дубовый,

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот кленовый, Вот рябиновой резной, Вот с берёзки – золотой, Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Спокойно укладывают ладони на стол.

Н. Нищева.

4) Логопед размещает на наборном полотне картинки деревьев.

Логопед:

Вы узнали деревья, которые растут в лесу? Назовите их. Логопед раскладывает перед детьми карточки с изображением листьев деревьев.

Логопед:

А вот и листья этих деревьев. Отгадайте, с какого дерева упал лист и как он называется. Дети по очереди выходят к наборному полотну, показывают и называют деревья.

Дети:

Этот лист упал с клёна. Это кленовый лист.

Материал: лист березы, осины, рябины, липа, тополя, дуба, шишка ели и сосны.

5) Логопед:

Подберите слова – признаки к слову «листья». Листья какие?

Дети:

Листья жёлтые, зелёные, краснее, разноцветные, сухие, шуршащие, красивые.

Логопед:

Вы правильно назвали листья деревьев (вручается картинка –с имвол «ветер» и логопед предлагает детям подобрать слова-действия к слову «ветер». Ветер (что делает) -

6) Игра «Похожие слова». Слайд 4. На слайде появляется «дерево родственных слов».


Логопед:

Вот дерево стоит, Очень странное на вид. Ты картинку назови, Слова «родственники» подбери.

Логопед:

Подберите родственные – однокоренные слова к слову «лес». Если дети затрудняются самостоятельно подобрать слова, то логопед помогает им с помощью наводящих вопросов. Данный слайд управляется по щелчку мыши, после правильного ответа, на слайде появляется картинка с изображением названного родственного слова.

Логопед:

Что это? (Лес.)

Логопед:

Большой лес, а маленький … (лесок.)

Логопед:

Человек, который ухаживает за лесом … (лесник.)

Логопед:

Тропинка в лесу, какая … (лесная.)

Логопед:

Человек, который лес рубит … (лесоруб.)

Логопед:

Назовите одно сложное слово вместо двух простых: лес разводит (лесовод.) Логопед:

Техника, которая лес возит? (Лесовоз.)

Логопед:

Вы выполнили задание, получите за это картинку («деревья»). Дети составляют предложение со словом «деревья».

Дети:

Листья на деревьях становятся желтыми и опадают. Пора нам отправляться дальше в путешествие.

7) Станция «Лесных обитателей». Слайды 5, 6, 7 управляются системой гиперссылок, правильные ответ при помощи анимации выделяются, а при неправильном ответе картинка удаляется, предлагается выполнить задание правильно. Слайд 5. Логопед:

Мы прибыли на станцию «Лесных обитателей».


Логопед:

Хлопочут, торопятся лесные жители, осенью готовятся к холодной и долгой зиме.

Логопед:

Назови, кто из животных осенью залегает в спячку и спит до весны?

Дети:

Еж и медведь осень залегают в спячку и спят до весны. Слайд 6.

Логопед:

Про кого говорят, что его «ноги кормят».

Дети:

Волка зимой «ноги кормят».

Логопед:

Что обозначают слова «ноги кормят», объясните это выражение.

Дети:

Если волк быстро бегает, то он поймает добычу. Если у него быстрые ноги, то не останется голодным.


Логопед:

Кто из этих животных меняет на зиму цвет шубки?

Дети:

Заяц и белка меняют цвет шубки.

Логопед:

Почему это происходит?

Дети:

Заяц меняет шубку для того, чтобы зимой его не было видно на снегу.


Логопед:

Молодцы, ребята, вы узнали о том, какие изменения происходят осенью в жизни животных. (Вручает картинку - символ «животные»). Дети составляют предложение со словом «животные».

Дети:

Животные готовятся к зиме: заяц и белка меняют цвет шубки, медведь и ёж залегают в спячку.

Логопед:

Лесные обитатели приготовили для вас загадку:

Шумит он в поле и в лесу, А в дом не попадает И никуда я не иду, Покуда он гуляет.

Логопед:

На полянку выходите, С дождём игры заводите.

III. Физминутка. Упражнение на координацию речи с движениями «Дождик». К нам на длинной тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке. В лужице – смотри, смотри!

Он пускает пузыри. Стали мокрыми кусты,

Стали мокрыми цветы. Мокрый серый воробей

Сушит перышки скорей.

Логопед выручает детям картинку - символ («дождь») Логопед:

Подберите слова – признаки к слову дождь. Дождь какой?

Дети:

Осенний, холодный, сильный, проливной, моросящий. Дети составляют предложение со словом «дождь».

Дети:

Осенью часто идёт моросящий дождь.

8) Д/игра «Кто и где спрятался?» Слайд 8.


Логопед:

Пошёл дождь в лесу. Лесные звери испугались дождя и решили спрятаться в свои домики. Скажите, кто из зверей, где прятался.

Дети:

Медведь спрятался в берлоге. Белка пряталась в дупле. Лиса спряталась в норе. Волк спрятался в логове. Заяц спрятался под кустиком.

9) Станция «Пернатых друзей». Слайд 8.

Логопед:

Наше путешествие продолжается. Вот мы прибыли на станцию пернатых друзей и узнаем, какие изменения происходят осенью в жизни птиц.


Логопед:

Назовите птиц?

Дети:

Ласточка, грач, жаворонок, скворец, сорока.

Логопед:

Кто из этих птиц не улетает на юг?

Дети:

Сорока не улетает на юг.

Логопед:

Как называются птицы, которые улетают в тёплые страны?

Дети:

Птицы, которые улетают в тёплые страны, называются перелётными.

Логопед:

Как называются птицы, которые остаются с нами?

Дети: С нами остаются зимующие птицы.

Логопед:

Вы справились с этим заданием. Дарит детям картинку-символ (птицы). Дети составляют предложение со словом «птицы». Дети:

Перелётные птицы улетают на юг.

10) Д/и «Осень, ты какая?»


Вы много узнали об осени, расскажите, осень какая? Дети:

Осень – красивая, золотая, холодная …

Логопед: Если на улице холодно, то осень …

Дети:

Холодная.

Материал: если грустно - грустная, ветрено - ветреная, красиво - красивая, печально - печальная, хмуро - хмурая, пасмурно - пасмурная, дождливо - дождливая, мокро - мокрая, грязно - грязная, сыро - сырая, уныло – унылая, красиво - красивая.

11) Рассказы детей «Осень наступила». Дети составляют рассказы об осень по опорным картинкам-символам.

Логопед:

Вот и подошло к концу наше путешествие, мы побывали с вами в осеннем лесу, узнали о том, как животные и птицы готовятся осенью к зиме, какие изменения произошли осенью в природе. Дифференцированная оценка деятельности детей.

Цель: обогащение, уточнение и активизация словарного запаса по теме “Осень”.

1. Обогатить и активизировать словарный запас по теме “Осень” (предметный словарь, словарь признаков, глагольный словарь).

2. Развивать грамматический строй речи (подбор родственных слов, работа с относительными прилагательными).

3. Активизировать знания по темам: деревья, перелетные птицы, дикие животные.

4. Развивать умение отвечать на вопрос развернутым предложением.

5. Совершенствовать слуховое внимание и умение выполнять инструкции.

6. Развивать общую моторику.

7. Воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: проектор и экран,ноутбук с презентацией, осенние листочки с: березы, клёна, дуба, рябины, липы.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Дети заходят в кабинет, стоят полукругом.

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в сказку, чтобы туда попасть, нам нужно поиграть в волшебную игру. Я буду говорить и показывать разные действия, но вы должны делать только то, что я говорю.

Ход игры: логопед показывает – руки в стороны и делает руки в стороны, показывает руки вверх – говорит руки вниз и т.д.

Дети выполняют задание и садятся на стулья.

II. Изучение нового материала.

Дети сидят на стульях перед экраном.

Логопед: Мы с вами попали в сказочную страну. Нас встречают 4 подружки, как вы думаете кто это?

Дети: Это времена года.

Логопед: Правильно. Как вы догадались?

Логопед: Какие времена года бывают?

Дети отвечают по очереди, называя по одному времени года, потом один ребёнок обобщает сказанное.

Логопед: Что идет после лета?

Аналогичные вопросы: какое время года между зимой и летом, что идет после зимы и т.п.

Дети отвечают.

(Слайд № 3)

Логопед: Какое сейчас время года?

Дети: Сейчас время года - осень.

(Слайд № 4)

Логопед: Нас в свою сказочную страну пригласила осень. Она приготовила картинки из своей страны для того, чтобы вы всегда могли узнать её, когда она придет к нам в город. Посмотрите на первую картинку, как вы поймете, что пришла осень?

Аня: Осенью солнце светит, но не греет. Дни становятся короче.

(Сайд № 5)

Логопед: Посмотрите на следующую картинку, как ещё можно понять, что пришла осень?

Антон: Я понял, что пришла осень, потому что за окном часто идут дожди.

Логопед: Что может делать дождь?

Предполагаемые детские ответы: Дождь может идти, моросить…

Логопед: Какие слова родственники, вы знаете у слова дождь?

Предполагаемые детские ответы: дождик, дождевик, дождливый…

(Слайд № 6)

Логопед: Смотрим на следующую картинку.

Диана: Я поняла, что пришла осень, потому что листочки желтеют и краснеют.

(Слайд № 7)

Логопед: Давайте посмотрим, какую ещё картинку нам приготовила осень.

Даша: Я поняла, что пришла осень, потому что с деревьев опадают листья.

Логопед: Как называется явление, когда опадают листья?

Саша: Явление, когда опадают листья с деревьев, называется листопад.

Логопед: Какие слова родственники у слова лист вы знаете?

Предполагаемые детские ответы: листок, листик, листочек, листва, лиственный, лиственница.

Логопед: Аня, расскажи, как ребята поняли, что пришла осень?

Аня: Мы поняли, что пришла осень, потому что солнце светит, но не греет. Часто идут дожди. Листочки на деревьях желтеют и краснеют. С деревьев опадают листья.

IV. Физминутка.

Дети встают со своих мест и выбирают заранее подготовленные листочки.

Логопед: Осень принесла вам листочки и предлагает с ними поиграть. Олег, ты какой листок?

Я кленовый листок.
Все дети отвечают по очереди.

Логопед: Представим, что мы с вами листочки.

Мы, листики осенние, (показывают друг другу листочки)
На веточках сидели. (потрясли свои листочки)
Ветер дунул, полетели. Мы летели, мы летели. (идут по кругу, взмахивая листочками)
И на землю тихо сели. (дети присаживаются)
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял. (побежали по кругу)
Повертел их, покружил. (кружатся вокруг себя)
И на землю опустил. (дети присаживаются)

Дети повторяют слова и действия за логопедом.

Логопед: Теперь устроим листопад. Положите на ладонь свои листочки и сдуйте их с ладошки.

Дети выполняют задание.

III. Изучение нового материала.

Дети садятся на свои места перед экраном.

(Cлайд № 8)

Логопед: Посмотрите, какой следующий признак у осени?

Аня: Птицы улетают на юг.

Логопед: Все птицы улетают на юг?

Дети: Нет, только перелетные.

Логопед: Каких перелётных птиц, вы помните?

Дети по очереди называют птиц.

(Cлайд № 9)

Логопед: Что дикие животные делают осенью?

Предполагаемые детские ответы: Животные готовятся к зиме. Белочки делают запасы на зиму. Медведи впадают в спячку. Зайчики меняют шкурки с серой на белую. И т.п.

(Слайды № 10,11,12)

Логопед: Чем люди занимаются осенью?

Предполагаемые детские ответы: Собирают урожай (выкапывают картошку, собирают яблоки и т.п.), надевают теплую одежду.

(Cлайд № 13)

Логопед: Какая осень бывает?

Предполагаемые детские ответы: Золотая, дождливая и т.п.

Логопед: Какие отличия у ранней и поздней осени?

Дети высказывают свои предположения.

(Слайды № 14, 15, 16)

Логопед: Какие осенние месяцы вы помните?

Детские ответы: Сентябрь, когда ребята идут в школу, октябрь - в это время часто идут дожди и опадают листья с деревьев, ноябрь – наступает поздняя осень, деревья стоят голые, на улице становится ещё холоднее.

Хоровое проговаривание всех осенних месяцев. Логопед обобщает все сказанное детьми.

IV. Подведение итога. Оценка деятельности детей.

(Слайд № 17)

Логопед: Осень прощается с вами. Она надеется, что вы теперь сможете всегда узнать, когда она придет к вам погостить. Про что мы разговаривали на занятии?

Олег: Про приметы осени.

Логопед: Какие приметы осени вы запомнили?

Дети отвечают на вопрос.

Логопед: Какие месяцы называются осенними?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Логопед: Все молодцы. Сейчас сможет пойти в группу только тот, кто скажет, какая осень.

Дети отвечают на вопрос и выходят из кабинета.

«Картинки осени». Знакомство с признаками осени.

Логопед показывает детям по одной предметной картинке и произносит начало предложения. Дети должны его закончить, опираясь на картинку. Затем они повторяют предложение полностью.

Осенью бывает... (дождь).

Осенью бывает... (листопад).

Осенью бывает... (холод).

Осенью бывает... (ветер).

Осенью бывают... (овощи).

Осенью бывают... (фрукты).

Осенью бывают... (грибы).

Осенью бывают... (желтые листья).

Осенью бывают... (красные листья).

«Осень пришла». Заучивание стихотворения. Логопед читает стихотворение, выставляя на доске «подарки» осени.

Осень, осень к нам пришла!

Нам подарки принесла:

Желтые листочки,

Вкусные грибочки,

Овощи и фрукты,

Хлебные продукты!

Развитие связной речи

Составление рассказа «Осень» по опорным предметным картинкам.

«Наступила осень. Катя с папой пошли в лес. В лесу деревья желтые, красные. На земле много листьев. Папа нашел грибы. Катя положила их в корзинку. Хорошо в лесу осенью!»

Сенсорное развитие

« Обведем листочек».

У каждого ребенка на столе - лист бумаги и натуральный листочек березы или липы. Дети кладут его на бумагу и обводят карандашом по контуру. Зачин логопеда:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

Карандашик я найду.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

Я листочек обведу.

Ой-ой-ой, ой-ой-ой,

Мой листочек небольшой.

Дуй-дуй-дуй,дуй-дуй-дуй,

Ветер, ветер, ты не дуй!

Ай-ай-ай, ай-ай-ай,

Ты, листок, не улетай!

Дети вместе с логопедом повторяют зачин, после чего приступают к работе.

Работа над звуковой стороной речи

«Повтори потешки».

Желтенький листочек улетел в садочек.

Птички полетели, песенки запели.

Дима очень-очень рад: он увидел листопад.

«Повтори дружные слова»:

листочки - грибочки;

фрукты - продукты;

помидор - мухомор;

листопад - снегопад;

птички - синички.

Физкультминутка-логоритмика

Дети изображают дождь, отстукивая указательными пальцами по столу в такт стихотворения «Осень».

Дождь, дождь

Целый день

Барабанит в стекла.

Вся земля,

Вся земля

От воды размокла...

Я. Аким

Тематический цикл «Овощи»

(четвертая неделя)

Дети должны усвоить: названия основных овощей; их цвет, форму и вкус; обобщающее слово овощи; где растут овощи.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Корзина с овощами». Формирование навыка фразовой речи.

На столе стоит корзина с овощами. Дети по очереди подходят к ней, выбирают какой-нибудь овощ, показывают его ребятам и говорят: «В корзине лежит помидор».

«Овощи-малютки». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

У меня помидор, а у Тани... (помидорчик), потому что он... (маленький, малютка).

У меня огурец, а у Маши... (огурчик), потому что он... (маленький, малютка).

У меня морковка, а у Коли... (морковочка), потому что она... (маленькая, малютка). И так далее.

«Дети овощи учили». Заучивание рифмованной миниатюры.

На доске - четыре картинки (лук, морковка, помидор, мухомор). Дети должны найти лишний предмет.

Раз, два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, морковка, помидор,

Но не овощ - мухомор!

«На столе или в столе». Составление предложений. Практическое усвоение в речи предлогов на и в, дифференциация этих предлогов.

Логопед берет два овоща, один кладет на стол, а другой - в стол (ящик стола) и комментирует, выделяя предлоги артикуляцией: «Помидор лежит на столе, а морковка в столе». Дети повторяют предложение за логопедом, а следующее предложение пробуют составить сами. При необходимости логопед помогает.

Развитие связной речи

Занятие по развитию фонетического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале темы «Осень».

Тема: «Осень»

Цель:

  • развить фонематическое восприятие,
  • отработать лексико-грамматические конструкции на материале темы «Осень».

Задачи:

Образовательные:

  • Активизация пассивного и уточнение активного словаря по теме: «Осень».
  • Развитие словесно-логического мышления.

Коррекционные:

  • Развитие связной речи.
  • Развитие навыков словообразования и словоизменения.
  • Развитие абстрактного мышления.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие темпо-ритмической стороны речи.

Воспитательные:

  • Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование :

  • мяч, картинки с изображением осени и со звуковым сопровождением (звук ветра, дождя), тематические картинки времен года и природных явлений, символы времен года (снежинка, бабочка, ландыш, желтый лист).

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.

Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

  • Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
  • Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет и т.д.
  • Урожай осенью - Урожай осенью убирают.
  • Птицы осенью - Птицы осенью улетают.
  • Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья.
  • Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

II. Основной этап.

2. «Что каким может быть?»

Логопед: Вот мы с вами теперь все признаки осени. И сегодня мы с вами пойдем в осенний лес

Что мы в нем увидим? Я буду говорить слово, а вы придумайте, что таким бывает. Кому останется мяч, тот называет первым, другие после него говорят, как они думают.

Итак, что каким может быть?

  • ОСЕННИЙ – ДЕНЬ, ВЕЧЕР, ДОЖДЬ, ВЕТЕР, ЛЕС…
  • ОСЕННЯЯ – ПОГОДА, НОЧЬ, НЕПОГОДА, ОДЕЖДА, СЫРОСТЬ…
  • ОСЕННЕЕ – НЕБО, ПАЛЬТО, ДЕРЕВО, НЕНАСТЬЕ…
  • ОСЕННИЕ – КАНИКУЛЫ, ЛИСТЬЯ, ПЕРЧАТКИ, ЗАМОРОЗКИ…

Золотая- осень, цепочка, голова, мама.

Физкультминутка «Дождик».

Дети разделяются на тех, кто щелкает пальцами, бьет кистью о ладонь, об стол рукой. Создается эффект дождя. Тише (слабый дождь) – громче (сильный).

3. Описание примет осени.

Логопед: Давайте теперь расскажем все вместе какая такая наша осень. (по схеме Ткаченко)

4. Отгадайте загадки!

Тучи нагоняет,
Воет, завывает.
По свету рыщет,
Поёт да свищет.
(Ветер)

Висят на ветках
Золотые монетки.
(Осенние листья)

6. Игра «Время года, найдись!»

Четыре ребенка получают символы времен года. Называют свое время года. Другие дети получают картинки с природными явлениями или тематическими картинками каждого времени года, они должны подойти к соответствующему ребенку и объяснить почему было выбрано именно это время года. Анализ, обсуждение.

7. Работа с текстом.

Ребята, послушайте внимательно текст. О чем он? Какое время года описывает автор? Что произошло?

«Кленушка»

Однажды, гуляя по лесу, мне на плечо опустился листочек клена. От неожиданности я вздрогнула, и он медленно полетел мне прямо под ноги. Листочек был ярко красного цвета, а капельки дождя на нем переливались всеми цветами радуги. Чтобы капельки дождя не соскользнули с листочка, я аккуратно подняла его с земли. Листочек задрожал в моих ладошках, но капельки все остались на месте. А в капельках дождя, как в зеркальном отражении, я увидела осенний лес. Да, да осенний лес. Лето пролетело как всегда очень быстро, оставив мне на память: теплое море, шоколадный загар и сладкий вкус клубники. Впереди меня ждет длительная осень… Прекрасная осень. Осень — это радость для моих глаз. Просыпаясь в осеннее утро, я распахиваю окно, и теплый влажный воздух после ночного дождя врывается в мою комнату. Вместе со свежестью нового дня, комната наполняется и птичьими голосами. Они поют, о том, что природа еще не спит. Что есть время еще насладиться всеми прелестями осени, всеми красками этого прекрасного времени года. Желтый, бежевый, оранжевый, красный, коричневый – как хороший художник, пишет осень свою историю… И восхищаясь мастерством художника, я понимаю, что осень не только радость моих глаз, но и услада моей души. А листочек клена я взяла домой, высушила и в рамку под стекло. И теперь, когда за окном крепчают морозы, мне греет душу маленький красный огонек…мой листочек клена… мой Кленушка.

В. Н. Савкина

8. Чего не бывает осенью?

Выполняется на индивидуальных листах. «Нелепицы» обводим красным цветом.

III. Итог занятия.

Ребята, вы сегодня замечательно занимались! И у меня есть для вас сюрприз — переверните лист с «нелепицей» — там для каждого своя раскраска припрятана. До новых встреч!

Раздаточный материал

(Я печатала на 20 детей первый лист 10 раз, а на другой стороне оставшиеся листы, получилось, что у каждого ребенка лист с заданием и раскраска на оборотной стороне фактически без повторов, если в каждой группе по 10 человек.)

Использованные источники:

  1. Чохонелидзе Т.А. Осень. Задания по развитию речи детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 32 с.

Последние материалы раздела:

Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...