Предметный словарь у детей с нарушением речи. Глава I




Актуальность В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.


Проблема Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормально развивающимся детям. Развитие речи при ОНР в ряде случаев идет на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы. Коррекция их речи – длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.


Ограниченност ь словарного запаса Резкое расхождение объема активного и пассивного словаря Неточное употребление слов Многочисленные вербальные парафазии Несформирован ность семантических полей Трудности актуализации словаря Нарушение лексики у детей с ОНР Ограниченност ь словарного запаса Резкое расхождение объема активного и пассивного словаря Неточное употребление слов Многочисленные вербальные парафазии Несформирован ность семантических полей Трудности актуализации словаря Нарушение лексики у детей с ОНР


Задачи словарной работы 1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. 2. Закрепление и уточнение словаря. 3. Активизация словаря. 4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).


Этапы реализации проекта I этап – подготовительный август-октябрь Направления деятельности: 1. повышение собственной профессиональной компетентности; 2. диагностическое обследование детей с ОНР. 3. ознакомление с проектной деятельностью родителей, педагогов. II этап – основной октябрь-май Направления деятельности: 1.определение направлений комплексной коррекционно – развивающей работы; 2. проведение запланированных мероприятий; 3. формирование словаря у детей с ОНР. III этап – заключительный май-июнь Направления работы: 1. итоговое комплексное обследование детей с ОНР; 2. оценка эффективности работы; 3. ознакомление педагогов и родителей с результатами работы по проекту за учебный год.


Направления словарной работы - расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений; - усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; - выделение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.


Этапы работы по развитию словаря: - обогащение знаний и словаря на основе наблюдений предметов и явлений действительности, обследования признаков предметов, их свойств и качеств; - уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, развитие обобщающей функции слова, перенос наименования на сходные предметы и их изображения, употребление слов в разных ситуациях общения; - использование словаря в активной речи, в процессе бесед, разговоров, рассказов, в специальных лексических упражнениях на подбор синонимических рядов слов, антонимов, на многозначные слова.























Бойко Мария Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 44"
Населённый пункт: город Саров, Нижегородская область
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Формирование словаря у детей дошкольного возраста с ОНР"
Дата публикации: 14.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей

Тема “Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи”.

1. Формирование словаря детей в дошкольном возрасте.

2. Особенности формирования словаря у детей с ОНР.

3. Использование игр в развитии словаря

Уважаемые родители! Мы сегодня поговорим с вами о развитии словаря у детей с ОНР.

Как вы понимаете слово лексика (словарь)? Какое значение он имеет?

Лексика – это совокупность слов, входящих в состав языка.

Словарный запас обозначается словом лексика.

Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек.

Это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и

признаки окружающей действительности.

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития

личности.

важнейшая

языковой

огромное

общеобразовательное

практическое

значение.

Богатство

высокого

развития

Обогащение

словарного

является

необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает

задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка

к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь –

важнейшее

всестороннего

полноценного

развития

правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его

возможности

познании

окружающей

действительности,

полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется

психическое

развитие.

заботиться

своевременном

формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя

различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм

данного языка. Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является

одной из самых актуальных проблем современной логопедии. Выделяют два этапа

формирования

грамматического

является

практического

овладения лексико-грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором

формируется

языковое

происходит

осознание

ребенком

языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений

по совершенствованию языковых навыков.

У детей с ОНР при обследовании выявлено следующее:

Ограниченность словарного запаса.

Резкое расхождение объема активного (употребление) и пассивного (понимание)

Неточное употребление слов.

Трудности актуализации словаря проявляются в искажениях звуковой структуры

Детям необходимо научиться не только понимать слова, но и употреблять их в речи.

Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте

дошкольном

возрасте

овладеть

словарем,

позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе,

понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным

запасом, накопленным народом в процессе его истории.

Прежде всего, очень заметны количественные изменения в словаре ребенка. В 1

активный

увеличивается до 3–3,5 тысяч.

качественной

характеристике

постепенное

овладение

социально

закрепленным

отражающим

результат

познания.

результат

познания

закрепляется

благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.

наглядно-действенного

наглядно-образного

характера

мышления

овладевает

названиями

наглядно

представленных

доступных

деятельности

предметов,

отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

объясняется

отсутствие

дошкольников

которые обозначают более абстрактные понятия или искажение их смысла.

Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым

сложилось, то и смысл слова, которым он овладевает, не может быть на определенном

возрастном этапе понятийным. Поначалу ребенок относит слово лишь к конкретному

предмету или явлению. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь

сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы

(например, для ребенка слово часы обозначает только те часы, которые висят на этой

дошкольник

осваивает

окружающую

действительность

предметы, явления (особенности, свойства, качества), он начинает их обобщать по тем

или иным признакам. Часто обобщения делаются по признакам несущественным, но

эмоционально значимым для ребенка. В этом случае слово обозначает обобщение, но

узким, либо чрезмерно широким. Типичен пример, когда малыш «кисой» называет не

только кошку, но и другие меховые, пушистые предметы, чрезмерно расширяя смысл

этого слова. В другом случае слово мама он относит только к своей маме, братом

называет только своего брата, сужая смысл слова до чрезвычайно конкретного.

Это же явление на другом содержании прослеживается у более старших детей.

Так, овощами они часто считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда,

например, капусту, огурец, помидор. В другом случае, расширяя значение слова, дети

включают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что

«все это растет» или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления,

овладевают

объективным

понятийным

значение слова на протяжении дошкольного детства изменяется по мере развития

познавательных возможностей ребенка.

Еще одна особенность словаря дошкольника – это значительно меньший его

сравнению

словарем

взрослого,

познания

следовательно, объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает

объему знаний взрослого человека.

Таким принципом прежде всего является опора при формировании словаря у

детей на активное и действенное познание ими окружающей действительности. В

структуре

программы

реализуется

словарной работы включено в разделы, посвященные разным видам деятельности

(труд, игра, занятия, бытовая деятельность).

Следующим

принципом

является

словарной

постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира.

словарной

усложняется

возрастной

группы к другой.

Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в

трех следующих направлениях:

Расширение

ознакомления

постепенно

увеличивающимся кругом предметов и явлений.

Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе

углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

Введение

обозначающих

элементарные

различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах

и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями

природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.

словарной

опирается

постепенное

расширение,

углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.

По мере развития познавательных возможностей детей все большее место в

словарной работе занимает содержание, связанное с ознакомлением с жизнью людей,

их трудом и отношениями.

С младшего возраста дошкольников начинают знакомить с трудом взрослых, и на

этой основе вводится соответствующий словарь, обозначающий названия профессий,

трудовых действий и операций, результатов труда.

С возрастом углубляется содержание знаний о труде, в соответствие с этим

словарь пополняется названиями трудовых действий (повар режет, жарит, готовит

парикмахер

причесывает)

особенно

названиями

результатов труда (постриг, вылечил, приготовил обед и т.п.).

В слове для детей объективируется и направленность труда – для кого предназначен

результат труда, чем он ценен.

На четвертом году расширение словаря детей обеспечивается ознакомлением с

профессиями

(воспитатель,

музыкальный

работник,

заведующая

продавец,

строитель)

т р уд о в ы м и

о п е р а ц и я м и

(воспитатель занимается с детьми, играет, читает им).

Кроме того, дошкольникам показывают отношения людей к технике, к труду и в

соответствующий

словарь: старательно,

слаженно,

бережно и т.п.

В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий

обеспечивает

свободное

взрослыми и сверстниками и т.д.).

Использование дидактических игр:

Словесные игры;

Настольно-печатные игры.

Для ребенка игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир.

Приучите

ежедневными,

длительностью 10-15 минут.

Предлагаем следующие игры:

Прогулки на даче и в огороде можно использовать для игр и бесед с ребенком:

покажите ребенку, где и как растут репка, морковка, капуста и другие овощи. Во

время прогулки, показывайте на тот или иной овощ, называя его и просите

повторять

название

несколько

Возвратившись

разложите овощи на столе и попросите ребенка назвать их самостоятельно.

Если вы гуляете в лесу или парке, максимально точно называйте цвета листьев,

сравните

окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная

разница. Вот тут-то и могут появится такие слова, как “светло-зеленый”, “темно-

зеленый”, “желто-зеленый”.

По дороге домой из детского сада, можно поиграть с ребенком в игру “Что на что

похоже и почему?” Вы обращаете внимание на тот или иной предмет и задаете

ребенку вопросы: “на что похоже?”, “Почему?”

обогащения

использовать

пословицы,

обязательно

объясняя

значение.

Например:

отказывается

выполнить поручения, следует сказать: “Без труда не вытянешь и рыбку из

пожнешь”.

находитесь

прогулке

ребенком, можно обогатить словарь такими пословицами, как: “Много снега –

много хлеба”, “Зимой солнце светит, да не греет”.

Также очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения,

например: “Круглое, румяное, с дерева упало, ко мне в рот попало”.

Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами,

Поиграем вместе с вами. Игра “Ищем слова” с фишками. Какие слова можно

вынуть из кухонного шкафа? За один ответ – фишка. Кто больше фишек соберет,

тот выиграл.

Игра “Для чего нужен предмет?” (с мячом):

Для чего нужна кастрюля?

Стул? Зонт? Клей? Краски? Мыло? Шампунь?

ребенком

поиграть

холодильнике?”

Открываете

холодильник и предлагаете ребенку назвать “вкусные” слова, “кислые”, “горькие”

Словесные игры:

Обобщения – «Назови одним словом», «Подбери обобщающее слово»,

- «Назови лишнее слово»;

- «Чем отличаются предметы?» (стул и кресло; тарелка и миска; кофта и свитер; дерево

и куст и т.д.);

Игра «Назови части» (машина – кабина, колеса, кузов, руль, ….; дом - …)

- «Отгадай предмет по названию его частей» - ствол, ветки, кора, корни, листья…- это

(дерево); - дно, стенки, крышка, ручки …..(кастрюля) и т. д.

крякает и т.д.

- «Скажи наоборот» - слон большой, а комар – маленький; камень тяжелый, а пушинка

- ….; сахар сладкий, а перец … ; дерево высокое, а куст ….и т.д.

- «Подбери признак/ подбери действие» - береза – какая? Листья – что делают?

Настольно-печатные игры: «лото», «четвертый линий», «сравнения», «Что делают?»

Использование предметов природы, муляжей, игрушек.

Создание

книжек

малышек:

закрепление

словарного

пройденной

лексической теме – создание книжек –малышек (в конце недели) - совместное с

родителями изготовление.

На примере этих развивающих упражнений вы можете сами придумать аналогичные

игры для обогащения и активизации словарного запаса.

Спасибо за внимание!

1.3 Особенности словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи

Исследования Р.Е. Левиной , В.А. Ковшикова , Т.Б.Филичевой , Г. В. Чиркиной показали, что развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР проходит с существенными отклонениями от возрастных нормативов.

Ограниченность словарного запаса, его своеобразие - проявляются как в импрессивной, так и в и экспрессивной речи. Для дошкольников с речевым недоразвитием овладение лексикой представляет особую сложность. Изучая речь дошкольников с моторной алалией, Б.Н. Гришпун, В.К. Воробьева, В. А. Ковшиков отмечали несформированность номинативной и предикативной функции речи, отмечали стойкие нарушения в усвоении лексики Как показали результаты исследований З.А. Репиной, Г. В. Чиркиной, Р.А. Юровой. Предикативная сторона лексики оказалась наиболее сформированной у дошкольников с ОНР, обусловленной ринолалией, поскольку у детей с расщелинами неба в большинстве случаев не отмечается органического поражения центральной нервной системы, а познавательная сфера соответствует возрастным нормативам. Процесс формирования атрибутивного словаря у старших дошкольников осуществляется с учетом не только этиологического разнообразия форм речевых нарушений и возраста ребенка, но и онтогенетических этапов развития предикативной лексики, уровней общего недоразвития речи и базируется на теории о многообразии форм и значений предиката .

В работах многих авторов (В. К. Воробьевой , Б. М. Гриншпуна , Н. С. Жуковой , В. Н.Ереминой , В. А. Ковшикова , И.Ю.Кондратенко, Е. М. Мастюковой, Н.В.Серебряковой , Т. Б. Филичевой , С.Н.Шаховской и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом (моторная, сенсорная алалия, стертая форма дизартрии, дизартрия, задержка речевого развития и др.).

Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации атрибутивного словаря. У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и др.).

В глагольном словаре дошкольников с ОНР II уровня преобладают слова, обозначающие действия которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать есть, пить, убирать и др.).

Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и втрудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

Характерной особенностью словаря детей с ОНР. является неточность употребления слов, которые выражается в вербальных парафазиях. Проявление неточности или неправильного употребления в речи-детей с ОНР многообразны.

В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других - проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с ОНР используют слово лишь в определенной ситуации, слово не вводится в контекст, при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит еще ситуативный характер.

Среди многочисленных вербальных парафазии, у этих детей, наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю.

Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются, например, такие замены: высокий - длинный, низкий - маленький, узкий - маленький, узкий - тонкий, короткий -маленький, пушистый - мягкий. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.

Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков:

Использование словосочетаний в процессе поиска слова:

кровать - чтобы спать, щетка - зубы чистить, паровоз - поезд без окон, плита - газ горит, клумба - копают землю, юла - игрушка крутится;

Замены слов, обозначающих действия или предметы, словами- существительными:открывать - дверь,играть - кукла,

или наоборот, замена существительных глаголом:

лекарство - болеть, кровать - спать, самолет – летать.

Случаи смысловых замен отмечаются у детей с ОНР и в школьном возрасте.

Особенно стойкими являются замены глаголов:

кует - молотит,гладит утюгом - проводит утюгом, косит траву - подрезает траву, стирает белье - моет белье, вяжет - шьет, купает - моет.

Характерной для детей с ОНР является вариативность лексических замен, что свидетельствует о большей сохранности слухового контроля, чем произносительных, кинестетических образов слов. На основе слуховых образов слов ребенок пытается воспроизвести правильный вариант звучания слова.

У детей с нормальным речевым развитием процесс поиска слова происходит очень быстро, автоматизирование. У детей с ОНР, в отличие от нормы, этот процесс осуществляется очень медленно, развернуто, недостаточно автоматизирование. При реализации этого процесса отвлекающее влияние оказывают ассоциации различного характера (смысловые, звуковые).

Вербальные парафазии обусловлены также недостаточной сформированностью семантических полей, структуры данного семантического поля, выделения его ядра и периферии.

Нарушения актуализации словаря у дошкольников с ОНР проявляются также в искажениях звуковой структуры слова.

Как и в норме, у детей 7-8 лет с ОНР также происходят качественные изменения всоотношений синтагматических и парадигматических реакции. Если в 5-6 лет количество синтагматических ассоциаций значительно превышает количество парадигматических, то в 7 лет парадигматические ассоциации преобладают над синтагматическими. Однако это преобладание у детей с ОНР не являются столь значительным, как у детей с нормальным речевым развитием. В 7 лет у детей с нормальным речевым развитием парадигматические ассоциации встречаются почти в 3 раза чаще, чем синтагматические, а у детей с речевой патологией лишь в 1,5 раза чаще. Важным является то, что в норме к7 годам парадигматические ассоциации становятся доминирующими среди всех других типов ассоциаций. У детей с ОНР к 7-8 годам парадигматические ассоциации не становятся доминирующими и составляют лишь 25 % всех ассоциаций. Это свидетельствует о том, что процесс выделения ядра (центра) и периферии семантического поля у детей с речевой патологией значительно задерживается.

О несформированности семантического поля у детей с нарушениями речи говорит и количественная динамика случайных ассоциаций. Даже к 7- 8 годам у детей с речевой патологией случайные ассоциации являются очень распространенными,

доминирующими, хотя с возрастом их количество уменьшается. У детей же с нормальным речевым развитием к 7 - 8 годам случайные ассоциации оказываются единичными.

У детей с ОНР имеются особенности и в динамике синтагматических ассоциаций. У детей с нормальным речевым развитием резкое увеличение синтагматических реакций происходит к 6 годам. К 7 годам наблюдается такое же резкое снижение их количества. У детей с нарушениями речи резкое увеличение синтагматических реакций наблюдается к 7 годам, что, вероятно, связано с задержкой формирования грамматического строя речи.

Итак, у детей 5-8 лет с ОНР происходит как бы параллельное увеличение синтагматических и парадигматических ассоциаций, в то время как у детей с нормальным речевым развитием отмечается противоположная закономерность после 6 лет: резкое увеличение парадигматических и значительное уменьшение синтагматических ассоциаций.

У детей 5-6 лет все парадигматические ассоциации носят характер аналогии, сходства (кошка - собака, стол - стул). К 7 годам парадигматические ассоциации у всех групп детей становятся более разнообразными. Они возникают, на основе значений противопоставления (высоко - низко, хороший - плохой, говорит - молчит) и на основе родовидовых отношений (дерево - береза, посуда - чашка). У детей с ОНР, однако, преобладающими остаются ассоциации по аналогии (75 %), в то время как у детей с нормальным речевым развитием к 7 годам начинают преобладать отношения противопоставления. Следовательно, дифференциация отношений внутри семантического поля у детей с речевой патологией имеет определенные особенности.

Таким образом, у детей с ОНР отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой.трудности возникают у дошкольников с ОНР при группировке семантически близких прилагательных. Так, дети с ОНР часто допускают ошибки при выборе лишнего слова из серии: короткий, длинный, маленький (короткий); высокий, маленький, низкий (низкий); большой, низкий, маленький (маленький); круглый, большой, овальный (овальный); тяжелый, длинный, легкий (тяжелый или легкий).Указанные примеры свидетельствуют о неточном понимании значений слов короткий, длинный, высокий, низкий, о трудностях группировки на основе существенного признака. Это подтверждает несформированность семантических полей, недостаточное развитие умения сравнивать слова по их значению.

Подводя итог выше сказанному можно сделать следующие выводы: что атрибутивный словарь детей с ОНР обладает определенными особенностями, такими как:

недостаточный объем словаря,

(номинативный словарь преобладает над предикативным;

трудности в понимании и употреблении слов с лексико-грмматическим сходством;

трудности усвоения антонимии и синонимии.

ограниченность и однообразие в употреблении прилагательных так как их значение может быть раскрыто только в контексте, что достаточно сложно для детей с ОНР.

Вывод по первой главе

Общее недоразвитие речи - это сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Относящихся к смысловой и звуковой стороне.

В активном словаре преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в понимании и употреблении слов с переносным смыслом, не используют в речи синонимы, антонимы.

В качестве общих признаков ОНР отмечается:

Позднее начало речевого развития;

Скудный словарный запас;

Аграмматизмы;

Дефекты произношения;

Дефекты фонемообразования.

Предложенный Р. Е Левиной подход, позволил представить всю картину тотального развития речи. Структурно-динамическое изучение недоразвития речи, раскрывает также специфические закономерности, определяющие переход от более низкого уровня к более высокому. Эти уровни сами по себе не представляют ни чего - либо специфического, их своеобразие состоит в позднем начале этого пути . Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормально развивающимся детям. Развитие речи при ОНР в ряде случаев идет на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы. Коррекция речи детей с ОНР – длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.

Для правильного понимания имеющегося нарушения и эффективного коррекционного воздействия, для выбора рациональных приемов и методов воздействия необходимо четко определить характер имеющегося у ребенка речевого недоразвития, его глубину и степень, уметь правильно анализировать, какие компоненты речи и в какой степени нарушены или не сформированы.


Глава II. Цель, задачи, организация и методика констатирующего эксперимента

2.1 Цель и задачи констатирующего эксперимента

Целью констатирующего эксперимента является выявление особенностей атрибутивного словаря у старших дошкольников с ОНР. В соответствии с целью, были определены следующие задачи:

1. Анализ литературных данных по проблеме исследования;

2. Определение методики исследования атрибутивного словаря.

3. Проведение констатирующего эксперимента.

4. Анализ и обобщение экспериментальных данных.

5. Выявление количественных и качественных особенностей атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

2.2 Методика исследования атрибутивной лексики у старших дошкольников

Исследование лексической стороны речи предполагает выявление состояния различных лексических значений слов т. е. денотативного, сигнификативного, структурного аспекта. При разработке данной методики были использованы некоторые приемы и методы описанные И.А. Смирновой , Р. И. Лалаевой , Н. В. Серебряковой , Г.А. Волковой..

Методика состоит из 5 заданий, задачами которых являются:

1. Выявление состояния денотативного аспекта лексических значений (понимания качественных прилагательных).

2. Исследование объема активного и пассивного словаря прилагательных.

3. Выявление состояния синтагматических связей

(составление словосочетаний существительное + прилагательное)

5 Выявление состояния парадигматических связей (подбор антонимов и синонимов к качественным прилагательным)

Исследование лексических операций.

1. Исследование объема активного словаря.

Цель: исследовать объем активного словаря.

Материал исследования: предметные картинки, слова.

Процедура и инструкция: Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас я буду показывать картинку, а ты постарайся правильно назвать ее».задается вопрос «Это какой?». Предлагается показать среди названных картинок ту, которая подходит к данному определению.


Отмечает также преобладание у детей отрицательной оценки над положительной и активное употребление сравнительной степени прилагательных. 1.2 Особенности словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при который у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся...

Грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 2.1 Цель, задачи исследования Цель исследования – выявление нарушения грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: Изучить лингвистическую, психолингвистическую и логопедическую литературу по проблеме исследования. Определить содержание методики исследования грамматического...

Упражнений, выбор бытовых ситуаций для использованья в целях развития практики общения детей. Таким образом, при правильном подходе к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста заклады­вается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического...

На уроке. В связи с этим нами было проведено исследование, целью которого являлось разработка методических рекомендаций по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи. Эксперимент проводился на базе муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школе села Омми Амурского района. В...

Впервые теоретическое обоснование ОНР был сформулировано в результате исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ и дефектологии в 50–60-х годах ХХ в. .

В настоящее время под термином общее недоразвитие речи следует понимать форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом .

Филичева Т. Б. и Чиркина Г. В. дают следующее определение общему недоразвитию речи: ОНР – различные, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

У детей с ОНР на разных уровнях отмечается ограниченный словарный запас, характерны значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом. Так же дошкольникам с ОНР характерно расхождение объема пассивного и активного словаря, однако они понимают значения многих слов, поэтому их пассивный словарь близок к норме. Актуализация словаря и употребление слов в экспрессивной речи, вызывает большие затруднения .

Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники с ОНР даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий овощей, птиц, цвета, диких и домашних животных, птиц, посуды, профессий, многих геометрических фигур, частей тела и т. д.

У детей с ОНР нарушение развития словаря проявляется в более позднем формировании лексической системности, организации семантических полей, качественном своеобразии этих процессов.

Характеристика сформированности словаря детей с ОНР.

1-й уровень – активный словарь детей в зачаточном состоянии. Он состоит из звукоподражаний, лепетных слов и небольшого количества общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированы. Звуковые комплексы непонятны для окружающих, часто сопровождаются жестами. Дети могут пользоваться отдельными общеупотребительными словами, но эти слова недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, а так же употребляются в неточных значениях.

Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Объединение предметов по тем или иным названиям определяется сходством отдельных, частных признаков. Ориентируясь на внешнее сходство, дети один и тот же предмет в один и тот же момент называют по-разному. Названия действий часто обозначают названием предмета. Слова, обозначающие отвлеченные значения, не используются.

Пассивный словарь шире активного, но понимание речи вне ситуации ограничено. Отсутствует понимание значений, грамматических изменений слова (единственных и множественных чисел, женских и мужских родов прилагательных, прошедшего времени глаголов) . Существенную роль играет лексическое значение слов, а грамматические формы дошкольниками не учитываются. Так же отмечается смешение значения слов, имеющих сходное звучание.

2-й уровень – активный словарь расширяется за счет некоторых прилагательных (особенно качественных). В речи используются личные местоимения, изредка простые предлоги и союзы в элементарных значениях. Пояснения слов иногда сопровождается жестами. Нередко одно название заменяется другим названием – сходным, с добавлением частицы “не” (Например: “помидор” – “ яблоко не”). Отсутствует навык словотворчества и словообразования.

Пассивный словарь. Используются отдельные формы словоизменения. Наблюдаются попытки изменить слова по родам, числам и падежам, глаголы по временам, но часто эти попытки оказываются неудачными. Дети со 2-м уровнем ОНР могут не соотнести имена существительные в числе, роде и падеже; они употребляются в основном в именительном падеже, а употребление их в косвенном падеже носит случайный характер. Детям свойственно незнание частей предметов и их размеров, форм, цветов .

3-й уровень – в активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже прилагательные. Наблюдается большое количество ошибок в использовании простых предлогов, а сложные почти не употребляются. Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов (кресло - диван), а так же близких по звучанию слов (смола - зола); замена названий частей предметов названиями целых предметов. Даже знакомые глаголы дети часто недостаточно дифференцируют по значению (поить - кормить).

Замены слов происходят как по звуковому, так и по смысловому признаку. Прилагательные употребляются преимущественно качественные, обозначающие признаки предметов: величина, цвет, форма. Относительные и притяжательные имена прилагательные используются для выражения хорошо знакомых отношений. Наречия используются редко.

В речи используются местоимения различных разрядов, а так же простые предлоги для выражения пространственных отношений: в, к, над, под и др., а временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются реже. Редко используются предлоги: около, между, сквозь; они могут опускаться или заменяться .

Пассивный словарь близок к норме, но все же ограничен, так как часто отмечается неточный выбор слов.

4-й уровень – Нерезко выраженное недоразвитие речи (по Филичевой Т. Б.).

У детей с данным уровнем недоразвития речи, несмотря на разнообразный предметный словарь, отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений (кактус), профессий людей (пианист), частей тела (локти, ноздри). Отвечая на вопросы, дети смешивают родовые и видовые понятия (елки - лес). При обозначении действий, признаков предметов используются типовые, исходные названия (прямоугольник - квадрат). Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению.

Дети с 4 – м уровнем достаточно легко справляются с подбором общеупотребительных антонимов, указывают на размер предметов, на пространственную противоположность (далеко - близко) и оценочную характеристику (плохой - хороший). Недостаточный уровень сформированности лексических средств, особо ярко проявляются в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением

Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдается при актуализации предикативного словаря. В глагольном словаре детей с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает. У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников. Большие затруднения вызывают слова обобщенного значения, слова, обозначающие оценку, качества, признаки и др.

Нарушение словаря у детей с ОНР наблюдается в поиске нового слова и в трудности актуализации пассивного словаря.

Характерной особенностью лексики детей с ОНР является неточность употребления слов, выраженная в вербальных парафразиях. Иногда дети используют слова в слишком широком значении, в других – появляется наоборот, слишком узкое понимание значения слова. Детям с общим недоразвитием речи свойственно употребление определенного слова, лишь в конкретной ситуации, однако оно не вводится в контекст другой ситуации. Поэтому, понимание и употребление слова носит еще и ситуативный характер, что объясняет большое количество вербальных ошибок, проявляющихся в заменах слов, относящихся к единому семантическому полю .

Замены прилагательных говорят о том, что детям трудно выделить признаки и качества предметов, дифференцировать признаки высоты, величины, толщины, ширины (например: высокий – большой, широкий – большой, маленький – низкий, узкий - тонкий) .

По мнению Р.И. Лалаевой организация семантических полей у детей с ОНР имеет специфические особенности, основными из которых являются следующие:

– ассоциации у детей с ОНР, в отличие от детей с нормальным речевым развитием, в большей степени носят немотивированный, случайный характер;

– наиболее трудным звеном формирования семантических полей у детей с ОНР, является выделение центра семантического поля и его структурная организация;

– у детей с нарушениями речи наблюдается малый объем семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей;

– период реакции на слово-стимул у детей с ОНР сравнительно длительнее, чем в норме .

Задания на подбор противоположных слов (антонимов) и слов близких по значению (синонимов), требует достаточного объема словаря, сформированности семантического поля, сопоставления слова по признаку принадлежности. Для дошкольников с ОНР эти задания оказываются сложными к преобладающему количеству слов, в отличие от детей с нормой .

Характерным для таких детей является недифференцированное произношение звуков, замена звуков более простыми по артикуляции. Отмечается нестойкость замен, сочетание нарушенного и правильного произношения. Структура многосложных слов часто упрощена, сокращена, имеются пропуски слогов. На фоне относительно развернутой речи выявляются неточность употребления слов и словосочетаний по смыслу, нарушение лексической системности, затруднения в словообразовании и словоизменении.

В активном словаре преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в понимании и употреблении слов с переносным смыслом, не используют в речи синонимы, антонимы .

Дети с ОНР не могут самостоятельно выйти на онтогенетический путь речевого развития, поэтому они нуждаются в эффективной логопедической помощи. Коррекция речи – длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.

Итак, для детей с разными уровнями ОНР, характерным является: недифференцированное произношение звуков, замена звуков более простыми по артикуляции; нестойкость замен сочетается в правильном и нарушенном произношении. Структура многосложных слов часто упрощается, сокращается, пропускаются слоги. В словаре преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании обобщающей и абстрактной лексики, в понимании и употреблении слов с переносным значением, с трудом используют в речи синонимы, антонимы .

Влияние комплексных занятий на развитие речи детей дошкольного возраста

Дидактические и лексические упражнения, как средство развития словаря дошкольника

Как уже отмечалось, правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение...

Игрушка как средство развития активного словаря детей третьего года жизни

Экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 82 г. Ангарска В исследовании принимало участие 38 детей - две группы: экспериментальная и контрольная. Изучить уровень развития словаря детей третьего года жизни...

Изучение особенностей формирования словаря детей среднего дошкольного возраста

Дошкольный возраст- период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания...

Методика развития речи у детей

Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача обогащения словаря ребенка. У всех людей есть пассивный словарь - в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов...

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст - период быстрого развития словаря...

Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Проблема развития лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи и по сей день не утрачивает своей актуальности. К тому же в настоящее время ей дан новый импульс, обусловленный вхождением в орбиту логопедии ряда смежных наук...

Психолого-педагогические проблемы развития словаря детей дошкольного возраста

Развитие активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

Словарь - это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка...

Развитие активного словаря прилагательных средствами дидактических игр у детей с ОНР

1.1 Проблема изучения речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т.д., одна из насущных проблем...

Развитие словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром

Целью контрольного эксперимента выявить уровень обогащения и развития словаря у детей 5 - 6 лет. Для этого был проведен эксперимент, аналогичный тому, что проводился в начале исследования. Он проводился 25 января 2016 года...

В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в итоге чего примерно к подростковому возрасту у детей полностью оформляется словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление (его иногда называют теоретическим)...

Развитие словаря детей дошкольного возраста

Формирование словаря детей с помощью дидактических игр

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д...

Формирование словаря у детей раннего возраста с помощью дидактических игр и упражнений

На третьем году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют и они сами, и взрослые. Дошкольники осваивают названия предметов более далекого окружения...

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...