Кому принадлежат эти строки, кому посвящены? «Целому морю — нужно все небо, целому сердцу — нужен весь Бог.

Posted СБ, 23/05/2015 - 23:49 by Кэп

Моря России

Средняя глубина 66 метров, наибольшая 155 метров. Бо́льшую часть года море покрыто льдом. Солёность от 5 ‰ - вблизи устьев рек до 30 ‰ - на севере.
В море впадают реки: Индигирка, Колыма.
На побережье моря несколько заливов: Чаунская губа, Омуляхская губа, Хромская губа, Колымский залив, Колымская губа.
Крупные , Ляховские, острова Де-Лонга. В центре моря островов нет.
Промысел моржа, тюленя; рыболовство.
Главный порт — Певек, также используется бухта Амбарчик.

Богатство России будет прирастать не только Сибирью, но и Арктикой! Это очень важная для России территория, по многим оценках здесь сосредоточено почти четверть углеводородов планеты (пусть меньше, всё равно много!). Кстати, это доказывает тот факт, что раньше здесь были теплые моря, тропическая зелень, росли влажные леса, ибо без этого нет угля, нефти и газа! Легенды о Гиперборее и Арктиде, вполне имеют обоснование. А на древних картах Гренландия, Шпицберген, Земля Франца-Иосифа и Новая Земля образовывали дугу, внутри которой и находилось нынешнее Баренцево море, вероятно, оно тогда ещё было тёплым! Может на этих загадочных землях и скрывалась древняя цивилизация, после которой остались шахты, пещеры, каменные святилища и пирамиды.

Акватория Белого моря делится на несколько частей: Бассейн, Горло (пролив, соединяющий Белое море с Баренцевым; Горло Белого моря поморами называется «Гирло», это слово в именно такой огласовке приводит в своём рассказе «Запечатлённая слава» Б. В. Шергин), Воронка, Онежская губа, Двинская губа, Мезенская губа, Кандалакшский залив. Берега Белого моря имеют собственные названия и традиционно разделяются (в порядке перечисления против часовой стрелки на Терский, Кандалакшский, Карельский, Поморский, Онежский, Летний, Зимний, Мезенский и Канинский; иногда Мезенский берег разделяют на Абрамовский и Конушинский берега, а часть Онежского берега называют Лямицким берегом.

Берега моря (Онежский и Кандалакшский заливы) изрезаны многочисленными губами и бухтами. Западные берега обрывистые, восточные — низменные.

остров Ягры Моря России

Рельеф дна моря
Большая отмель в северной части моря с глубинами до 50 метров в Двинском и Онежском заливах переходит в склон, а потом во впадину в центральной части моря с глубинами 100—200 метров и максимальной глубиной 340 метров (66°28′ с. ш. 34°09′ в. д.).
Центральная часть моря — замкнутая котловина, отделяемая от Баренцева моря порогом с малыми глубинами, препятствующими обмену глубинными водами.

Донные осадки на мелководье и в Горле состоят из гравия, гальки, песка, иногда — ракушечника. Дно в центре моря покрыто мелкозернистым глинистым илом коричневого цвета.
На дне моря геологами обнаружены железомарганцевые конкреции. Моря России

МОРЯ ТИХОГО ОКЕАНА
К бассейну Тихого океана относятся три , Охотское и омывающие восточное побережье страны. От открытого океана они отделены Алеутскими, Командорскими, Курильскими и Японскими островами. Это самые большие и глубокие из морей, омывающих территорию России. Через многочисленные проливы между островами происходит водообмен этих морей с Тихим океаном. В них четко выражены приливы и отливы. Наибольшая высота приливов наблюдается ; в Пенжинской губе прилив достигает 14м.
По строению дна и глубинам моря Тихого океана резко отличаются от морей . В рельефе их дна прослеживаются подводные окраины материка, шельф, четко выраженный материковый склон и глубоководные котловины. Максимальные глубины каждого из морей достигают 3,5 — 4 тыс. м близ ограничивающих их островных дуг, на которых находятся многочисленные действующие вулканы. За островными дугами со стороны Тихого океана расположены глубоководные желоба — Алеутский и Курило-Камчатский (максимальная глубина 9717 м). Здесь на границе двух литосферных илит наблюдаются сильные землетрясения, моретрясения и зарождаются вызываемые ими волны — цунами.
Моря Тихого океана расположены в основном в умеренном поясе и отличаются более теплыми водами, чем арктические. Однако в зимнее время на акватории морей выносится сильно охлажденный воздух с континента, поэтому и северные и зимой замерзают. Даже во Владивосток в наиболее суровые зимы суда проводят ледоколы.
Органический мир в морях Тихого океана, особенно в Японском, намного богаче и разнообразнее, чем в арктических морях. Только в морях Дальнего Востока обитают ценные морские звери — котик и морская выдра (калан). Важное промысловое знамение имеют тихоокеанская сельдь, треска, камбала, лососевые, а также моллюски и ракообразные, крабы, мидии, устрицы, креветки. Хозяйственное значение имеют морские водоросли, например ламинария (морская капуста). Велико и транспортное значение тихоокеанских морей.

— вид из космоса.Каспийское море расположено на стыке двух частей Евразийского континента — Европы и Азии. Протяжённость Каспийского моря с севера на юг — примерно 1200 километров (36°34"—47°13" с.ш.), с запада на восток — от 195 до 435 километров, в среднем 310—320 километров (46°—56° в. д.). Каспийское море условно делится по физико-географическим условиям на 3 части — Северный Каспий, Средний Каспий и Южный Каспий. Условная граница между Северным и Средним Каспием проходит по линии о. Чечень — мыс Тюб-Караганский, между Средним и Южным Каспием — по линии о. Жилой — мыс Ган-Гулу. Площадь Северного, Среднего и Южного Каспия составляет соответственно 25, 36, 39 процентов.

Таким образом, физико-географическое положение России имеет ряд положительных сторон и недостатков.

Положительные стороны:
, как в Европе, так и в Азии, что облегчает экономические связи со многими странами; Расположение России и в Европе и в Азии позволяет получать определенный доход за счет транспортировки грузов из Европы в Азию и обратно; Побережья теплых морей России создают хорошие условия для отдыха и развития туризма; позволяют доставлять грузы в труднодоступные районы.

Неблагоприятные особенности физико-географического положения:
Северное положение части территории России, а также континентальность климата внутренних районов и их суровые условия требуют от населения огромных усилий для обеспечения нормального существования, усилий, неизмеримо больших, чем в других крупных странах мира; Огромные пространства России создают трудности в освоении природных ресурсов, требуют больших средств для постройки дорог и транспортировки грузов, усложняют управление страной и обеспечение ее безопасности.

_________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
География СССР.
Сайт Википедия.
Моря России
http://gruzdoff.ru/
http://geographyofrussia.com/

  • 9044 просмотра

(Н. Н. В.)

"Не позволяй страстям своим
переступать порог воли твоей.
- Но Аллах мудрее..."

(Тысяча и одна ночь)

Большими тихими дорогами,
Большими тихими шагами...
Душа, как камень, в воду брошенный
Всe расширяющимися кругами...

Та глубока - вода, и та темна - вода...
Душа на все века - схоронена в груди.
И так достать ее оттуда надо мне,
И так сказать я ей хочу: в мою иди!

Целому морю - нужно все небо,
Целому сердцу - нужен весь Бог.

"То - вопреки всему - Англия..."

Пахнуло Англией - и морем -
И доблестью. - Суров и статен.
- Так, связываясь с новым горем,
Смеюсь, как юнга на канате

Смеется в час великой бури,
Наедине с господним гневом.
В блаженной, обезьяньей дури
Пляша над пенящимся зевом.

Упорны эти руки, - прочен
Канат, - привык к морской метели!
И сердце доблестно, - а впрочем,
Не всем же умирать в постели!

И вот, весь холод тьмы беззвездной
Вдохнув - на самой мачте - с краю -
Над разверзающейся бездной
- Смеясь! - ресницы опускаю...

Что меня к тебе влечет -
Вовсе не твоя заслуга!
Просто страх, что роза щек -
Отцветет.

Ты на солнечных часах
Монастырских - вызнал время?
На небесных на весах -
Взвесил - час?

Для созвездий и для нас -
Тот же час - один - над всеми.
Не хочу, чтобы зачах -
Этот час!

Только маленький часок
Я у Вечности украла.
Только час - на
Всю любовь.

Мой весь грех, моя - вся кара.
И обоих нас - укроет -
Песок.

"я в темноте ничего не чувствую:
что рука - что доска".

Да, друг невиданный, неслыханный
С тобой. - Фонарик потуши!
Я знаю все ходы и выходы
В тюремной крепости души.

Вся стража - розами увенчана:
Слепая, шалая толпа!
- Всех ослепила - ибо женщина,
Всe вижу - ибо я слепа.

Закрой глаза и не оспаривай
Руки в руке. - Упал засов. -
Нет - то не туча и не зарево!
То конь мой, ждущий седоков!

Мужайся: я твой щит и мужество!
Я - страсть твоя, как в оны дни!
А если голова закружится,
На небо звездное взгляни!

- "А впрочем. Вы ведь никогда
не ходите мимо моего дому..."


Мой путь не лежит мимо дому - ничьего.

А всe же с пути сбиваюсь,
(Особо весной!)
А всe же по людям маюсь,
Как пес под луной.

Желанная всюду гостья!
Всем спать не даю!
Я с дедом играю в кости,
А с внуком - пою.

Смешно от щедрот незваных
Мне ваших, купцы!
Сама воздвигаю за ночь -
Мосты и дворцы.

(А что говорю, не слушай!
Всe мелет - бабье!)
Сама поутру разрушу
Творенье свое.

Хоромы - как сноп соломы - ничего!
Мой путь не лежит мимо дому - твоего.

Глаза участливой соседки
И ровные шаги старушьи.
В руках, свисающих как ветки -
Божественное равнодушье.

А юноша греметь с трибуны
Устал. - Все молнии иссякли. -
Лишь изредка на лоб мой юный
Слова - тяжелые, как капли.

Луна как рубище льняное
Вдоль членов, кажущихся дымом.
- Как хорошо мне под луною -
С нелюбящим и нелюбимым.

"День - для работы, вечер - для беседы,
а ночью нужно спать."

Нет, легче жизнь отдать, чем час
Сего блаженного тумана!
Ты мне велишь - единственный приказ! -
И засыпать и просыпаться - рано.

Пожалуй, что и снов нельзя
Мне видеть, как глаза закрою.
Не проще ли тогда - глаза
Закрыть мне собственной рукою?

Но я боюсь, что все ж не будут спать
Глаза в гробу - мертвецким сном законным.
Оставь меня. И отпусти опять:
Совенка - в ночь, бессонную - к бессонным.

В мешок и в воду - подвиг доблестный!
Любить немножко - грех большой.
Ты, ласковый с малейшим волосом,
Неласковый с моей душой.

Червонным куполом прельщаются
И вороны, и голубки.
Кудрям - все прихоти прощаются,
Как гиацинту - завитки.

Грех над церковкой златоглавою
Кружить - и не молиться в ней.
Под этой шапкою кудрявою
Не хочешь ты души моей!

Вникая в прядки золотистые,
Не слышишь жалобы смешной:
О, если б ты - вот так же истово
Клонился над моей душой!

На бренность бедную мою
Взираешь, слов не расточая.
Ты - каменный, а я пою,
Ты - памятник, а я летаю.

Я знаю, что нежнейший май
Пред оком Вечности - ничтожен.
Но птица я - и не пеняй,
Что легкий мне закон положен.

Когда отталкивают в грудь,
Ты на ноги надейся - встанут!
Стучись опять к кому-нибудь,
Чтоб снова вечер был обманут.

С канатной вышины
Швыряй им жемчуга и розы.
...... друзьям твоим нужны -
Стихи, а не простые слезы.

Сказавший всем страстям: Прости -
Прости и ты.
Обиды наглоталась всласть.
Как хлещущий библейский стих,
Читаю я в глазах твоих:
"Дурная страсть!"

В руках, тебе несущих есть,
Читаешь - лесть.
И смех мой - ревность всех сердец! -
Как прокаженных бубенец -
Гремит тебе.

И по тому, как в руки вдруг
Кирку берешь - чтоб рук
Не взять (не те же ли цветы?),
Так ясно мне - до тьмы в очах! -
Что не было в твоих стадах
Черней - овцы.

Есть остров - благостью Отца, -
Где мне не надо бубенца,
Где черный пух -
Вдоль каждой изгороди. - Да. -
Есть в мире - черные стада.
Другой пастух.

Да, вздохов обо мне - край непочатый!
А может быть - мне легче быть проклятой!
А может быть - цыганские заплаты -
Смиренные - мои

Не меньше, чем несмешанное злато,
Чем белизной пылающие латы
Пред ликом судии.

Долг плясуна - не дрогнуть вдоль каната,
Долг плясуна - забыть, что знал когда - то
Иное вещество,

Чем воздух - под ногой своей крылатой!
Оставь его. Он - как и ты - глашатай
Господа своего.

Суда поспешно не чини:
Непрочен суд земной!
И голубиной - не черни
Галчонка - белизной.

А впрочем - что ж, коли не лень!
Но всех перелюбя,
Быть может, я в тот черный день
Очнусь - белей тебя!

"Я не хочу - не могу -
и не умею Вас обидеть."

Так из дому, гонимая тоской,
- Тобой! - всей женской памятью, всей жаждой,
Всей страстью - позабыть! - Как вал морской,
Ношусь вдоль всех штыков, мешков и граждан.

О вспененный высокий вал морской
Вдоль каменной советской Поварской!

Над дремлющей борзой склонюсь - и вдруг -
Твои глаза! - Все руки по иконам -
Твои! - О, если бы ты был без глаз, без рук,
Чтоб мне не помнить их, не помнить их, не помнить!

И, приступом, как резвая волна,
Беру головоломные дома.

Всех перецеловала чередом.
Вишу в окне. - Москва в кругу просторном.
Ведь любит вся Москва меня! - А вот твой дом...
Смеюсь, смеюсь, смеюсь с зажатым горлом.

И пятилетний, прожевав пшено:
- "Без Вас нам скучно, а с тобой смешно"...

Так, оплетенная венком детей,
Сквозь сон - слова: "Боюсь, под корень рубит -
Поляк... Ну что? - Ну как? - Нет новостей?"
- "Нет, - впрочем, есть: что он меня не любит!"

И, репликою мужа изумив,
Иду к жене - внимать, как друг ревнив.

Стихи - цветы - (И кто их не дает
Мне за стихи?) В руках - целая вьюга!
Тень на домах ползет. - Вперед! Вперед!
Чтоб по людскому цирковому кругу

Дурную память загонять в конец, -
Чтоб только не очнуться, наконец!

Так от тебя, как от самой Чумы,
Вдоль всей Москвы - ....... длинноногой
Кружить, кружить, кружить до самой тьмы -
Чтоб, наконец, у своего порога

Остановиться, дух переводя...
- И в дом войти, чтоб вновь найти - тебя!

Восхищенной и восхищeнной,
Сны видящей средь бела дня,
Все спящей видели меня,
Никто меня не видел сонной.

И оттого, что целый день
Сны проплывают пред глазами,
Уж ночью мне ложиться - лень.
И вот, тоскующая тень,
Стою над спящими друзьями.

Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что - невинна.

Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою - за счастьем.

Пересмотрите всe мое добро,
Скажите - или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке - лишь горстка пепла!

И это всe, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всe, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.

Пригвождена к позорному столбу,
Я все ж скажу, что я тебя люблю.

Что ни одна до самых недр - мать
Так на ребенка своего не взглянет.
Что за тебя, который делом занят,
Не умереть хочу, а умирать.
Ты не поймешь, - малы мои слова! -
Как мало мне позорного столба!

Что если б знамя мне доверил полк,
И вдруг бы ты предстал перед глазами
С другим в руке - окаменев как столб,
Моя рука бы выпустила знамя...
И эту честь последнюю поправ,
Прениже ног твоих, прениже трав.

Твоей рукой к позорному столбу
Пригвождена - березкой на лугу

Сей столб встает мне, и не рокот толп -
То голуби воркуют утром рано...
И всe уже отдав, сей черный столб
Я не отдам - за красный нимб Руана!

Ты этого хотел. - Так. - Аллилуйя.
Я руку, бьющую меня, целую.

В грудь оттолкнувшую - к груди тяну,
Чтоб, удивясь, прослушал - тишину.

И чтоб потом, с улыбкой равнодушной:
- Мое дитя становится послушным!

Не первый день, а многие века
Уже тяну тебя к груди, рука

Монашеская - хладная до жара! -
Рука - о Элоиза! - Абеляра.

В гром кафедральный - дабы насмерть бит
Ты, белой молнией взлетевший бич!

Сей рукой, о коей мореходы
Протрубили на сто солнц окрест,
Сей рукой, в ночах ковавшей - оды,
Как неграмотная ставлю - крест.

Если ж мало, - наперед согласна!
Обе их на плаху, чтоб в ночи
Хлынувщим - веселым валом красным
Затопить чернильные ручьи!

И не спасут ни стансы, ни созвездья.
А это называется - возмездье
За то, что каждый раз,

Стан разгибая над строкой упорной,
Искала я над лбом своим просторным
Звезд только, а не глаз.

Что самодержцем Вас признав на веру,
- Ах, ни единый миг, прекрасный Эрос,
Без Вас мне не был пуст!

Что по ночам, в торжественных туманах,
Искала я у нежных уст румяных -
Рифм только, а не уст.

Возмездие за то, что злейшим судьям
Была - как снег, что здесь, под левой грудью
Вечный апофеоз!

Что с глазу на глаз с молодым Востоком
Искала я на лбу своем высоком
Зорь только, а не роз!

Не так уж подло и не так уж просто,
Как хочется тебе, чтоб крепче спать.
Теперь иди. С высокого помоста
Кивну тебе опять.

И, удивленно подымая брови,
Увидишь ты, что зря меня чернил:
Что я писала - чернотою крови,
Не пурпуром чернил.

Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

Возьмите всe, мне ничего не надо.
И вывезите в..................................
Как за решетку розового сада
Когда - то Бог - своей рукою - ту.

Возьмите все, чего не покупала:
Вот.................. и....... и тетрадь.
Я все равно - с такой горы упала,
Что никогда мне жизни не собрать!

Да, в этот час мне жаль, что так бесславно
Я прожила, в таком глубоком сне, -
Щенком слепым! - Столкнув меня в канаву,
Благое дело сотворите мне.

И вместо той - как......................
Как рокот площадных вселенских волн -
Вам маленькая слава будет - эта:
Что из - за Вас...... - новый холм.

СМЕРТЬ ТАНЦОВЩИЦЫ

Вижу комнату парадную,
Белизну и блеск шелков.
Через всe - тропу громадную
- Черную - к тебе, альков.

В головах - доспехи бранные
Вижу: веер и канат.
- И глаза твои стеклянные,
Отражавшие закат.

Я не танцую, - без моей вины
Пошло волнами розовое платье.
Но вот обеими руками вдруг
Перехитрeн, накрыт и пойман - ветер.

Молчит, хитрец. - Лишь там, внизу колен,
Чуть - чуть в краях подрагивает. - Пойман!
О, если б Прихоть я сдержать могла,
Как разволнованное ветром платье!

Глазами ведьмы зачарованной
Гляжу на Божие дитя запретное.
С тех пор как мне душа дарована,
Я стала тихая и безответная.

Забыла, как речною чайкою
Всю ночь стонала под людскими окнами.
Я в белом чепчике теперь - хозяйкою
Хожу степенною, голубоокою.

И даже кольца стали тусклые,
Рука на солнце - как мертвец спеленутый.
Так солон хлеб мой, что нейдет, во рту стоит,
А в солонице соль лежит нетронута...

Развивающий час (урок-обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2»)

Цели урока: обобщить знания учащихся по пройденной теме; развивать познавательные способности детей, их интеллект,творческие способности и кругозор; воспитывать ответственность перед товарищами, умение прислушиваться к мнению окружающих.

Ход урока

I. Разминка

(Дети делятся на группы и садятся за отдельные столики.)

    Мастер по приготовлению пищи. (Повар.)

    Снежные глыбы, которые обрушиваются с гор. (Лавина.)

    Мастер по починке часов.(Часовщик.)

    Тот, кто любит собирать грибы.(Грибник.)

    Туда осенью улетают перелётные птицы. (На юг.)

    Еловый лес (Ельник.)

    Листы бумаги, на которых напечатаны сообщения о жизни в стране и за рубежом.(Газета.)

    В золотой клубочек спрятался дубочек.(Жёлудь)

    Сосновый лес.(Сосняк. Сосновый бор.)

    Раздел по литературе, который мы только что изучали.(Поэтическая тетрадь 2.)

    Молодцы! Каждая группа получает жетон за этот конкурс.(Если были ответы, которые дали не все команды, то дать дополнительные жетоны ответившим.)

II. Узнай поэта

(Задание можно приготовить на карточках и раздать командам, а можно просто зачитать.)

Задание 1-й группе

«Читать он научился рано и впоследствии говорил,что не помнит, как и когда именно. До 10 лет у него был домашний учитель, который увлекательно рассказывал о литературе, музыке, живописи. Под его влиянием будущий писатель приобщился к чтению книг, к занятиям живописью. По его воспоминаниям, его писательница жизнь «началась, должно быть, в тот бесконечно давний день в нашей деревенской усадьбе в Орловской губернии, когда я, мальчик лет восьми, вдруг почувствовал горячее, беспокойное желание немедленно сочинить что-то вроде стихов или сказки...»»(И. Бунин.)

Задание 2-й группе

«первые десять лет жизни он прожил в деревне и потом часто вспоминал об этом времени:

Я вспоминал. Младенческие годы.

Деревня, где родился я и рос.

Мой старый сад. Речонки малой воды.

В огнях цветов береговой откос.

Первые свои стихи он сочинил в 9 лет. Им создано 35 поэтических сборников, написано 20 книг.

В истории русской литературы он вошёл и как переводчик (он переводил на русский язык американскую, английскую,немецкую,болгарскую,литовскую, армянскую, испанскую,грузинскую литературу».(К.Бальмонт.)

Задание 3-й группе

«Этот поэт, прозаик, критик. Издатель. Родился в с. Немирово Каменец-Подольской губернии. Детство поэта прошло на Волге, близ Ярославля. Отец его, отставной офицер, был ярким крепостником, внушавшим страх и крестьянам, и собственной семье». (Н.А.Некрасов.)

Задание 4-й группе

«Писатель этот родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. До 11 лет воспитывался дома, а в 1881 г. поступил в Елецкую уездную гимназию, но через четыре года из-за финансовых затруднений семьи вернулся домой, где продолжил образование под руководством старшего брата. Он с увлечением читал Пушкина, Гоголя, Лермонтова, а в семнадцатилетнем возрасте начал писать стихи сам. Не имея средств к существованию, он в 1889 г. идёт работать корректором в местную газету «Орловский вестник», в 1891 г. в Орле выходит его первый сборник стихотворений». (И.А. Бунин.)

    И так, узнали писателей, вспомнили о некоторых моментах их жизни, а сейчас отправимся дальше. (На доске вывешены портреты всех трёх писателей.)

III. Восстанови стихотворение (задание 5, стр. 177 учебника)

    попробуйте восстановить текст стихотворения Бунина по рифмам: играет - замирает; мотылёк - лепесток; теплом - кругом.

    Какую картину вы представили?

    Сегодня целый день играет

    В траве последний...(мотылёк)

    И, точно белый...(лепесток)

    На паутине...(замирает)

    Пригретый солнечным теплом;

    Сегодня так светло...(кругом)

IV. Кому принадлежат строки?

1.Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они...

(И. Бунин. «Полевые цветы»)

2. Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни...

(Н.А. Некрасов)

3. Родилась на воле,залила луга,

Затопила поле, стёрла берега.

(К.Д. Бальмонт)

4. ...В них шёл олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога...

(И.А. Бунин)

V. Стихотворная речь

    Вы уже знаете, что строчки в стихотворениях записываются особым образом-в столбик. Является ли это произведение стихотворением? (Идёт обсуждение в группах.)

Забравшись на сосну большую,

по веточкам палицей бьёт

и сам про себя удалую.

Хвастливую песню поёт.

(1. Здесь есть рифма: большую - удалую, бьёт - поёт.

2. Есть ритм, стихи ритмичны. Его можно прохлопать.

3. Описание выразительное в стихотворении.

4. Стихотворный текст отличается краткостью, точностью.)

VI. Чтение стихов наизусть

    Выберите стихотворение, которое вам больше всего понравилось. Разделите его на столько частей, сколько вас человек в группе и прочитайте выразительно «цепочкой», как будто читает один человек.(Выразительное чтение стихов данного раздела.)

VII. Подведение итогов

    Ребята, а чем вам понравились стихи? (Они красивы, интересны...)

    Как вы понимаете слово «счастье» и в чём оно, по-вашему, заключается?(Ответы детей.)

    В своё стихотворение «Вечер» Иван Бунин включил прекрасные строки:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно...

    Давайте и мы с вами будем жить и радоваться каждому прожитому дню.

    Сосчитайте, сколько вы заработали жетонов за этот урок. (Выявляются победители. Результаты оказываются примерно одинаковыми.)

    А я счастлива тем, что у нас сегодня очень хорошо прошёл урок, на котором вы показали свои знания, проявили творчество, сообразительность, помогали друг другу.

Домашнее задание

0000По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ,
Фонда президентских грантов
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет
Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»
Школьный тур, VIII класс, 2017-2018 учебный год
Работу выполнил ________________________________________________ Класс __________
Время на выполнение работы 45 минут
ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:
Кто автор слов: «Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения – вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нём никогда не может быть отчуждения»?
Александра Федоровна Романова
Елизавета Федоровна Романова
Император Николай II
Святой Иоанн Кронштадтский
У А.А. Ахматовой есть такие сроки: «Я в этой церкви слушала Канон Андрея Критского в день строгий и печальный». Каким постом читается канон, о котором написано в стихотворении?
А. Великий В. Рождественский
Б. Петровский Г. Успенский
Излюбленным местом летнего отдыха царской семьи Романовых был…
Дальний Восток
Кавказ
Краснодарский край
Крым
Кому принадлежат строки «Целому морю - нужно все небо, Целому сердцу - нужен весь Бог»?
А. Ахматова А.А. Г. Мандельштам О.Э.
Б. Гумилев Н.С. Д. Цветаева М.А.
В закладке первого камня собора святого Александра Невского 1 марта 1891 участвовала императрица Мария Феодоровна. Освящение собора происходило 4 декабря 1902 года в присутствии императора Николая II и его семьи. В память какого события был заложен этот храм?
В память десятой годовщины с момента гибели Александра II
В честь вступления на трон Александра III
В честь наступления нового столетия
В честь чудесного спасения императорской семьи во время крушения поезда
В чем особенность Владимирского собора на Центральном городском холме в Севастополе?
В том, что он является усыпальницей адмиралов
В том, что сам император участвовал в строительстве
В том, что это единственный храм в городе
В том, что этот храм построен в честь князя Владимира и является единственным в Крыму храмом этого святого
Кто автор поэтических строк:
«Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем»?
А.К. Толстой
А.С. Пушкин
Вел. князь К.К. Романов (К.Р.)
М.Ю. Лермонтов

Какое другое название имеет храм Василия Блаженного, расположенный недалеко от московского Кремля?
Вознесенский собор
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву
Спас на Крови
Храм Всех святых, в Земле Российской просиявших
Какое из понятий не относится к типу иконографии Пресвятой Богородицы?
ЕлеусаОдигитрия
Оранта
Митра
«Церемония освящения основания Большого Ливадийского дворца была приурочена к 23 апреля (по старому стилю) - дню тезоименитства императрицы Александры Федоровны». Как по-другому можно назвать этот день?
Именины
День венчания на царство
День рождения
День рождения первого наследника
ЗАДАНИЕ 2.
Рассмотрите два изображения: икону и фотографию, сделанную в Вознесенской церкви на Городке.

Какой момент Евангельской истории изображен на иконе?

Какой момент Литургии отражен на фотографии?
_____________________________________________________________________________________
Одним-двумя предложениями опишите, чем связаны между собой эти два изображения.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 3.
Внимательно прочитайте отрывок из стихотворения А.Л. Мея «Слепорожденный». Ответьте на вопросы.
Узрев народ, учитель селНа холм возвышенный средь поля;По манию его рукиК нему сошлись ученики,И он отверз уста глаголя...Не передать словам людейЕго божественных речей:Нема пред ними речь людская...Но весь народ, ему внимая,Познал и благ земных тщету,Познал и мира суету,Познал и духа совершенство,Познал, что истое блаженствоСебе наследует лишь тот,Кто духом нищ, кто слезы льет,Кто правды алчет, правды жаждет,Кто кроток был и незлобив,Кто сердцем чист, миролюбив,Кто от людей невинно страждет,Кого поносят в клеветахИ злобным словом оскорбляют,Кого за правду изгоняют -Им будет мзда на небесах!..3.1. О каких заповедях идет речь в стихотворении?
_____________________________________________________________________________________
3.2. Кем и при каких обстоятельствах были даны эти заповеди?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3.3. Каково количество этих заповедей?
_____________________________________________________________________________________
3.4. Пользуясь текстом стихотворения, попытайтесь восстановить текст заповедей так, как он записан в Священном Писании.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 4. (Исторический портрет)
Перед вами факты из жизни двух знаменитых исторических личностей. По приведенным фактам определите, о ком идет речь. Для каждого факта укажите, к какой личности он относится.
Личность № 1:
______________________________________ Личность № 2:
______________________________________
Является ли этот человек святым? _________ Является ли этот человек святым? _________
До принятия монашества его звали Прохор Мошнин.
Его отец служил в кавалергардском полку, а мать, Варвара Петровна, происходила из богатой дворянской семьи.
«Я видел себя юношей, почти мальчиком в низкой деревенской церкви» - этими словами начинается его стихотворение в прозе.
Несколько раз в жизни ему являлась Пресвятая Богородица.
Был знаком с А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, А.В. Никитенко, А.В. Кольцовым, М.Ю. Лермонтовым.
Приветствовал людей словами: «Христос воскресе, радость моя!».
Он написал свой знаменитый роман «Отцы и дети».
Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Сумма баллов


На вечере была сделана попытка рассказать о Марине Цветаевой, избегая оценок и критических суждений. Это вечер — размышление, вечер — раздумий над целым рядом актуальных для современного человека вопросов. А именно: что такое гениальность и как она связана с Богом; кому талантливый человек служит через этот дар — себе или Богу? Что же такое творчество, и какую ответственность на человека оно накладывает? Что значит жить по совести?

В ходе обсуждения, прозвучала мысль о том, что талантливость и гениальность отличаются друг от друга. Гений — всегда показывает путь, выход, дорогу к Богу, а человек даже очень талантливый не всегда способен на это.

На вечере мы размышляли о трагической жизни поэта: смерть младшей дочери, эмиграция, бесконечные болезни детей, мужа и самой Марины Цветаевой, нищее существование в течение всей жизни, мучительные метания страстной натуры. Единственное, что помогало Марине Цветаевой чувствовать почву под ногами, был ее дар.

Дар творчества — тяжелое бремя для человека, он не может его нести в одиночку. Вопреки нечеловеческим условиям Цветаева продолжала творить, но, несмотря на это, творческий дар не смог стать для нее щитом, отражающим злобу мира и несправедливость. Проблема современного человека, так же как и человека XX века — это раздвоенность, смещение иерархии ценностей, отчужденность от ближних и от Бога. И эта кошмарная череда событий и внутренняя раздвоенность привели поэта к трагическому концу — самоубийству.

С одной стороны, Марина Цветаева говорила о своем полном неверии в Бога: «Слушайте, я хочу сказать Вам одну вещь, для Вас, наверное, ужасную: я совсем не верю в существование Бога и загробной жизни. Отсюда — безнадежность, ужас старости и смерти. Полная неспособность природы — молиться и покоряться. Безумная любовь к жизни, судорожная, лихорадочная жадность жить» (из письма к В. Розанову). С другой стороны, она признавала существование Бога и даже часто, в своих стихах и дневниках обращалась к Нему. В дневниковых записях 1920-х гг. мы находим следующий разговор Марины Цветаевой с поэтом Вячеславом Ивановым:

— Вы христианка?

— Теперь, когда Бог обижен, мы должны помогать быть Богу. В каждой бедной встречной женщине распят Христос. Распятие не кончилось, Христос ежечасно распинается, — раз есть Антихрист.

— Словом, вы христианка?

— Думаю, что да. Во всяком случае, у меня бессонная совесть... И, кроме того, — я больше всего на свете люблю человека, живого человека, человеческую душу, — больше природы, искусства, больше всего».

В своей предсмертной записке сыну Георгию она написала, что попала в тупик.

После рассказа о её жизни многие из присутствующих гостей прониклись ощущением тупика. Но это состояние удалось преодолеть в процессе обсуждения, в ходе которого вспоминали Александра Солженицына и мать Марию (Скобцову). Они, как и Марина Цветаева, прожили тяжелую жизнь, но сумели преодолеть натиск зла в своей жизни через веру и служение.

Не случайно вечер прошел накануне Прощенного воскресения. Это помогло участникам и зрителям задуматься перед Великим постом над вопросами собственной отчужденности от человека и от Бога, о проблеме выбора пути и о смысле человеческого недолгого пребывания на земле.

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...