Как перестать все время. Станьте человеком действия

Сьюзан Кейн

Как бы мне ни хотелось, чтобы школы и учителя пересмотрели свой подход к оценке внутриклассных дискуссий, я все же считаю, что ты получишь немало плюсов, если постараешься стать активнее и научишься озвучивать собственные мысли, а не хранить их в себе. Твои идеи заслуживают того, чтобы о них узнали и оценили их!

Исследователи выяснили, что в типичной групповой среде вклад интровертов со временем начинают ценить все больше. Окружающие понимают, что хотя интроверты и редко тянут руку, они всегда озвучивают что-то продуманное, если уж решаются заговорить.

А раз ты не любишь принимать участие в дискуссиях, постарайся разобраться, почему тебе это так неприятно. Если ты поймешь причину страха, тебе будет проще выработать стратегию его преодоления. Постепенно ты научишься излагать свои мысли так, как нравится и удобно тебе.

Почему нам иногда кажется противоестественным «подавать голос»? Вот несколько распространенных причин:

Кое-что из перечисленного связано с боязнью неловких ситуаций: ты боишься сделать что-то не то и опозориться при всех. Этого страха стыдиться не нужно. Большинство людей время от времени переживают его, просто у некоторых он особенно силен.

Когда страх завладевает тобой, имей в виду: ты не один такой. Старайся преодолевать страх постепенно, маленькими шажками, например поднимай руку, если точно знаешь ответ на вопрос.

Чем чаще ты будешь так поступать, тем больше у тебя появится маленьких побед над собой. И со временем тебе станет намного легче в школе (даже если сейчас ты считаешь, что это невозможно). Если ты ежедневно испытываешь страх в присутствии большого количества людей и он мешает тебе делать то, что нравится, советую обратиться к психологу или консультанту.

Однако, чем чаще ты будешь высказываться вслух, тем отчетливее начнешь понимать, что всегда давать правильный или «идеальный» ответ и оправдывать ожидания окружающих совсем не обязательно. Некоторые причины, перечисленные выше, связаны именно со стремлением к совершенству, от которого страдают многие интроверты. Это палка о двух концах: с одной стороны, оно обеспечивает высокое качество твоей работы, а с другой - может помешать тебе высказываться публично, потому что далеко не всё, что мы говорим или делаем, идеально.

Нежелание подавать голос не всегда связано со страхом, беспокойством или перфекционизмом. Нередко интроверты попросту не хотят болтать попусту (и многие, с кем я говорила, хотели бы, чтобы все люди следовали этому правилу!). В отличие от «думающих вслух» экстравертов мы, интроверты, предпочитаем сначала подумать, а потом уже что-то говорить. Наше умение глубоко сосредоточиться на той или иной теме - настоящий дар. Но когда учитель неожиданно вызывает нас, мы буквально застываем, ведь нам некогда было подготовиться! Часто мы, интроверты, уделяем так много внимания содержанию и ясности наших ответов, что предпочитаем помалкивать, а не брякать что ни попадя. Иногда к тому времени, когда мы мысленно сформулируем нужный ответ, дискуссия уже заканчивается.

Подростки, которых я опрашивала, работая над книгой, придумывали самые разные стратегии, позволяющие им быть услышанными. Многие признавались, что чем чаще они участвуют в дискуссиях, тем проще им становится учиться.

Самое главное - создать комфортные условия для участия в обсуждении. Порой достаточно просто занять правильное место. Один из учеников, с которым мы говорили, всегда старался сесть в первом ряду. Таким образом, отвечая, он не видел лиц одноклассников и не испытывал сильного напряжения, обычно возникавшего под их взглядами.

Еще один мальчик признался, что ему нравится сидеть с друзьями, - они помогают ему поддерживать положительный настрой. Другие ребята научились во время ответа сосредотачиваться на ком-то из дружелюбно настроенных одноклассников и обращаться к ним (а не к тем, кто кажется равнодушным и высокомерным).

А кому-то помогают мысли о том, что другие люди тоже нервничают! Например, шестнадцатилетняя Лола из Квинса, штат Нью-Йорк, заметила, что ее одноклассники настолько поглощены тем, какое впечатление производят на окружающих, что им нет дела до ее волнений.

Правда в том, что любой человек чувствует себя уязвимым, когда делится с кем-либо своими мыслями. Даже люди, которые кажутся уверенными в себе, переживают, правильно ли они ответили. Так что проблемы у всех одинаковые.

Некоторым отвечать в классе проще, чем общаться со сверстниками на повседневные темы. Генри из Торонто учится в шестом классе. На уроке у него есть возможность высказаться, не участвуя в диалоге. Он отвечает, а потом учитель вызывает следующего, и мальчику не приходится стараться поддерживать разговор, как обычно бывает в дружеском общении.

Грейс, с которой мы познакомились в начале главы, научилась отвечать не сразу, а через некоторое время, когда «созреет». Такая стратегия оказалась эффективной. Но можно поступить и наоборот - подготовиться заранее и ответить первым. Когда я училась в Гарвардской школе права, мне помогало именно это.

В январе 2013 года я выступала с лекцией о книге «Интроверты» на одном мероприятии в Вашингтоне. Когда пришло время отвечать на вопросы, на сцену поднялась моя подруга Энджи. Мы с ней познакомились во время учебы в школе права и недавно снова начали общаться. Энджи заявила, что в колледже даже не подозревала, что я интроверт.

Все удивились, включая меня. Но Энджи заметила, что на занятиях я всегда первой тянула руку. Разве интроверты так поступают?

Я понимала ее растерянность. В Гарвардской школе права занятия проходят в больших аудиториях, спроектированных по типу амфитеатра, а педагоги придерживаются сократического метода в преподавании. Профессор вызывает студентов в случайном порядке, и когда тебя вызовут, ты не можешь уклониться от ответа. Это очень страшно, но, раз ты записался на курс, значит, должен отвечать.

Правила я знала, но очень не хотела, чтобы меня вызывали неожиданно. Поэтому накануне каждого занятия я готовилась по нескольким темам - в зависимости от того, что мы изучали в тот или иной момент. Потом, набравшись смелости, тянула руку первой и отвечала как можно раньше, не дожидаясь, пока дискуссия перейдет в незнакомую мне область. В результате вероятность того, что профессор вызовет меня ближе к концу занятия, а я не буду готова, становилась гораздо меньше. Я знала, что последними спрашивают тех, кто еще не отвечал.

У этой стратегии оказалось еще одно неплохое преимущество, подтвержденное социальными психологами: оказывается, мысли людей, высказывающихся первыми в группе, как правило, наиболее весомы. И действительно, в ходе обсуждения профессора не раз возвращались к моим ответам, отчего я (совершенно неожиданно) начинала ощущать себя увереннее.

Естественно, не мне одной пришла в голову эта уловка. Когда Дэвис учился в средней школе, он и помыслить не мог о том, чтобы выступить перед всем классом. И однажды получил первую в жизни четверку. Учитель английского объяснил, что участие в классных обсуждениях тоже влияет на оценку, и, поскольку Дэвис никогда не поднимает руку, он не может поставить ему пять, как бы хорошо тот ни сдал письменный экзамен.

«Выбор был не из легких, - вспоминает Дэвис. - Получай четверку или тяни руку». Дэвис гордился отличными оценками и не хотел соглашаться на более низкий балл, поэтому заставлял себя поднимать руку и читать вслух. «Поначалу было очень страшно. Я боялся запнуться, боялся, что язык начнет заплетаться. Лоб покрывался испариной. Но я все равно тянул руку», - говорит он. Решившись на такой смелый шаг, Дэвис преодолел страх и оставил его далеко позади, о чем я подробнее расскажу дальше.

Среди читающих мою книгу наверняка есть те, кому кажется, что страх перед выступлениями в классе преодолеть невозможно. Но все далеко не так! Ты сможешь победить его и поймешь, что это гораздо легче, чем кажется. Генри говорит, что со временем ему стало настолько просто отвечать в классе, что он даже полюбил, когда его вызывают к доске!

Поверь, ты сможешь сделать то же самое.

Если каждый раз, когда ты тянешь руку в классе, сердце готово выпрыгнуть из груди, знай: ты не одинок! Многие люди испытывают то же самое, но это не значит, что нужно постоянно молчать. Если у тебя не было времени прочесть предыдущую главу, вот несколько советов, которые тебе помогут.

Отвечай первым. Если тема обсуждения известна заранее, спланируй, что будешь говорить. Продумай ответ, составь собственное мнение и выскажись прежде, чем дискуссия примет неожиданный оборот.

Определи, когда и с чего лучше начать . Когда тебе комфортнее всего вступать в дискуссию? Разработай стратегию и присоединяйся к обсуждению, когда тебе легче сделать это. Не нравится отвечать первым? Ничего страшного: ты можешь дополнить или развить мысль другого ученика. А может, ты любишь задавать провокационные вопросы или играть в «адвоката дьявола» (то есть защищать точку зрения, отличную от мнения большинства)? Выбери роль, которая тебе подходит.

Пользуйся конспектами. Если ты боишься, что, открыв рот, не сможешь вымолвить ни слова, запиши свои идеи на листке бумаги и сверяйся с ним, если нужно.

Общайся с учителем. Тебе было что сказать на уроке, но ты просто не набрался смелости поднять руку? Если ты переживаешь из-за этого, после урока подойди к учителю и объясни ситуацию. На самом деле тема интересная и слушаешь ты внимательно, но тебе трудно быстро влиться в обсуждение, поэтому ты нервничаешь и молчишь.

Наблюдай за одноклассниками. Отмечай, когда другие несут бессмыслицу или неправильно отвечают, никто не обращает на это внимания. Все люди ошибаются, и их ошибки можно понять и простить! Поняв это, ты станешь спокойнее относиться и к собственным промахам. Поймешь, что, если ответишь неправильно или твой голос немного задрожит, ничего страшного не случится. «Если ты ответишь неправильно, учитель просто спросит кого-то еще», - замечает одна весьма проницательная девушка по имени Энни.

Найди мотивацию. Лучший способ выжить в школе - увлечься чем-то. Это не значит, что все застенчивые и тихие ребята должны стать лидерами среди сверстников и баллотироваться в президенты класса - ничего подобного! Подумай о том, что важно именно для тебя. Если тема обсуждения тебе небезразлична, ты сможешь высказываться по ней свободно.

Интроверт – личность, направленная «внутрь» себя. Интровертам свойственно поведение, связанное с творчеством, размышлениями, наблюдениями за природой, окружающими. Поэтому людям такого типа личности комфортно в одиночестве. От экстравертов их отличает пунктуальность, вдумчивость, немногословность, даже педантичность. Именно интроверты тщательно взвешивают и обдумывают полученную информацию, прежде чем принимать решение. Интровертам труднее находить новые контакты, они не любят избыток общения. Созерцательность и замкнутость – обычные черты характера интроверта.

Преимущества личностей-интровертов

Немецкий психиатр Карл Леонгард определил преимущества интровертов: экстравертам свойственно подпадать под влияние общественного мнения, своей воли у них нет, а интоверты, наоборот, обладают сильной волей и не подвержены давлению со стороны, у них есть свое мнение и свои внутренние установки.

Интровертов меньше, чем экстравертов (примерно 20-30% от всего населения). Большинство вундеркиндов - это интроверты. Чтобы добиться исключительных высот в науке или искусстве, нужно быть одержимым своей идеей, а значит, иметь сильную волю и глубокий интерес к познаниям. А это как раз черты личности интроверта. Он обладает упорством и независимостью взглядов, творческим чутьем.

Этот тип личности не подвержен изменению, поэтому ребенка-интроверта нельзя «переделывать» и «ломать».

Родителям важно понять, что их ребенку нелегко находить общий язык в коллективе. Еще сложнее, если родители не видят наклонности сына или дочери и заставляют быть «как все». Это часто происходит, когда родители-экстраверты не определили интровертную природу малыша.

Родителям нужно знать, какие положительные черты характера часто присущи интровертной личности:

  • усидчивость;
  • неконфликтность;
  • внимание;
  • сосредоточенность;
  • нестандартное мышление;
  • склонность к творческим занятиям;
  • желание учиться.

Понимать и принимать ребенка

Воспитывая ребенка-интроверта, маме и папе нужно помнить, что у них в семье человек с необычайно ярким и богатым внутренним миром. Замкнутость и погруженность в себя – его обычное состояние. Так ребенок черпает силы и учится находить ответы на вопросы быстрого и порой непонятного мира. Нельзя сказать, что такой ребенок никогда не чувствует себя одиноким. Совсем без дружбы и общения ребенку трудно, но при этом ребенок-интроверт не пускает в свой внутренний мир посторонних. Родители должны мягко интересоваться, о чем думает, что переживает ребенок и какие у него желания. Навязывать свое мнение или силой заставлять что-то делать в таком случае не нужно. Можно отбить всякий интерес ребенка к общению.

Самое главное, по мнению психологов, понять и принять ребенка таким, какой он есть. Ребенка-интроверта нужно поддерживать, чутко реагировать на перемены настроения. Очень важно развивать его индивидуальные способности. Нельзя направлять такого ребенка заниматься чем-то в угоду моде или популярному течению. Ничего хорошего из этого не выйдет, а ребенок может получить психологическую травму.

Будьте чуткими родителями и настоящими друзьями своему чаду, и тогда, возможно, в вашей семье вырастет гениальный писатель, художник или архитектор.

трудные периоды, когда подростку не по себе в мире взрослых, когда ему не хватает веры в себя, он находит поддержку в воображаемой жизни".
Франсуаза Дольто


Подростками сегодняшних детей можно считать уже с 10-11-ти летнего возраста. И именно в этот период родителям важно раскрыть природный психологический потенциал своих взрослеющих детей. К сожалению, неизвестно, когда наступает и сколько длится период наибольшей чувствительности у каждого конкретного подростка – период трансформации и изменений. Период, когда особенно важно быть "на расстоянии вытянутой руки", быть доступным и выражать свою любовь подростку, который не способен принимать и любить самого себя.

Подростковый возраст – "нежный" возраст, удивительный тем, что подросток откликается на все хорошее, что для него делается, хоть и не откликается на это хорошее сразу. Взрослому важно быть устойчивым, даже если кажется что все "как горохом об стену".

Особенно это касается развития, а не подавления потенциала подростков-интровертов. Ведь экстраверта не так просто поставить в рамки, он более контактный и энергичный в отстаивании своих ценностей.

Интроверты же имеют свои особенности, которые являются ценными для них и нуждаются в поддержке, а не коррекции. Подавляя и переделывая интроверта из лучших побуждений или же игнорируя его природные данные, родитель рискует получить инфантильного взрослого, ребенка, который зависим и не способен быть взрослым и ответственным.

Мы выделили семь основных черт интровертов, на которые рекомендуем родителям и близким подростку людям реагировать следующим образом:

1. Способность быть наедине с собой.

Одиночество может быть болезненным для экстраверта, но необходимо для интроверта. Для последнего это возможность восстановиться после контактов с людьми, разобраться в себе и построить новые духовные связи и цепочки во внутреннем плане. Родителей часто настораживает желание подростка быть наедине с собой, его потребность мало рассказывать о своей жизни, секреты, оно кажется им не созидающим, а разрушающим элементом его жизни.

Рекомендация : помнить о том, что одиночество интроверта – это его потребность быть самим собой и с самим собой. Это он хорошо умеет и не стоит ему мешать. Важно разделить ценность потребности побыть одному. Поддержкой подростку в этом случае будет с одной стороны уважение его границ, с другой – помощь взрослого в выстраивании отношений с внешним миром. Через бережный контакт со взрослым, когда ребенок может делиться своими переживаниями и быть принятым, понятым, услышанным, он постепенно начнет расширять круг общения, доверять. При этом родителю важно быть открытым в своих проявлениях и не торопить подростка с ответом, дать ему поразмышлять и реагировать в своем темпе.

2. Чувствительность.
.
Интроверты тонко воспринимают окружающий мир. Для них он очень объемный и состоит из множества запахов, звуков, они замечают много деталей явлений, которые их окружают.

Рекомендация : Попробовать настроиться на неспешную волну ребенка. Разделить с ним размеренность и сосредоточенность на каждом действии, которое он делает. Поддержать его способность получать удовольствие от простых вещей, наслаждения моментом, пребывания в потоке жизни.


3. Стремление к обучению.

Жажда познания, любопытство, упорство, последовательность и гибкость в обучении свойственны почти всем интровертам. Особенно, если им встречаются внимательные и харизматичные преподаватели и тренеры, способные увлечь предметом и заметить талант ученика.

Рекомендация: Поощрять интерес к учебе и выбранным предметам. Не беспокоиться о том, что ребенок много читает, не настаивать на том, чтобы он проводил больше времени на улице с друзьями. Предлагать подростку фестивали, выставки, события, связанные с его интересами, чтобы расширить его взгляд на мир, мотивировать на общение с другими людьми из "его стаи".

4. Нестандартное мышление.

Интровертные люди умеют справляться со своими трудностями путем творчества. Воображение помогает им преодолевать тревогу, находить выход из тупиков.

Рекомендация: Поощрять творческое мышление и такой подход к непростым ситуациям. Находить занятия, которые развивают дар ребенка – кружки стихосложения, рисования, музыкальные. Родителю можно советоваться с подростком, просить дать его уникальный ответ на сложности, в которые родитель попадает в контакте с ним же.

5. Высокий эмоциональный интеллект.

Подростки-интроверты могут распознавать свои чувства и хорошо понимают, что происходит с другими людьми в той или иной ситуации. Особенность их в том, что эмоциональные реакции несколько отсрочены во времени. Ребенок может отреагировать, когда событие уже прошло, закончилось. При такой возможности небыстро, но качественно чувствовать у интроверта рано вырабатываются нравственные ориентиры – сочувствие другим, чувство справедливости, которые он может не проявлять из-за недоверия себе, своим возможностям иметь свое мнение и отстаивать его.

Рекомендация: высоко оценивать его возможность чувствовать и поддерживать право выражать свои чувства и мысли. Если ребенок видит чувства родителя и говорит о них, подтверждать его догадку, отвечать искренне. Когда подросток делится переживаниями о давно прошедшем, выслушать его со всем вниманием, помня о том, что для него время реагировать наступило только сейчас.

6. Интересный собеседник.

Рекомендация: поддерживать это умение, делать его значимым, замечать в разговоре с ребенком его точные формулировки, внимание к собеседнику, понимание и находчивость в решениях. Помочь найти друзей, общество, в котором будут раскрываться эти таланты, и выйти из токсичного окружения, в котором они не будут цениться.

7. Умение дружить.

Интроверты зачастую верные, надежные, поддерживающие, понимающие и сопереживающие люди. Это делает их хорошими друзьями. Они строят связи прочно и надолго, при этом могут продолжительное время присматриваться к людям и небыстро сближаться.

Рекомендация: расширять круг общения ребенка, чтобы он мог знакомиться в неформальной обстановке и постепенно сближаться, дружить. Не зацикливаться только на пользе кружков и секций, а смотреть, насколько подходящие и интересные для подростка сверстники посещают эти места.

Так, принимая и поддерживая сильные стороны ребенка, родитель дает взрослеющему подростку возможность опираться на себя, отстаивать себя, выдерживать сложные контексты своей жизни самостоятельно. Становиться взрослым, оставаясь собой.

«Экстраверт подойдёт к вам сам, а к интроверту придётся искать подход», - шутят психологи, подчеркивая разницу между этими двумя типами личностями. Разбираемся, каковы особенности общения с ребёнком- интровертом.

Лет 20-30 назад, когда знания о психологии, и тем более детской, ещё не получили широкого распространения, о ребёнке-интроверте говорили просто «он такой у нас стеснительный!». А ведь «стеснительный» и «интроверт» - это два разных человека. Итак, как разглядеть в ребёнка интроверта?

Поведение, которое выдаёт интроверта:

  • Ребёнок стремится как можно больше времени проводить один, без компании, особенно шумной;
  • Чтобы узнать, как у него дела в детсаду/на детском мероприятии/в школе нужно буквально вытягивать из него детали, задавая огромное количество уточняющих вопросов;
  • Ребёнок внимательно следит за тем, чтобы его личное пространство не нарушалось ничьим вторжением, даже родительским;
  • Малыш не жаждет посещать большие многолюдные мероприятия, тем более если они подразумевает активное общение с другими детьми;
  • Без необходимости ребёнок не станет по собственной инициативе вступать в разговор, даже если собеседники знакомы ему.
Интроверт, впрочем, как и экстраверт, - это и не хорошо, и не плохо. Это просто определённый тип личности. Как и к любому человеку, к ребёнку-интроверту нужно найти свой подход.

Как общаться с ребёнком-интровертом

Правило 1: Дайте ему личное пространство

Личное неприкосновенное пространство - это «святая святых» для интроверта. Если у вас есть возможность выделить ребёнку отдельную комнату, вы сделаете ему самый лучший подарок - конечно, ещё не считая того, что не будете без приглашения постоянно в ней находиться.

Помните: закрытая дверь в комнату не означает, что ребёнок от вас что-то скрывает. Просто ему нужно побыть одному, чтобы набраться сил.

Правило 2: Не торопите

Ребёнок-интроверт сам вам расскажет о своих делах, переживаниях и достижениях, если его не торопить и не изводить настойчивыми расспросами. Поверьте, он не старается от вас что-то скрывать, просто он готов делиться с кем-то, пусть и близким человеком, только строго ограниченными вещами - и чаще всего без подробностей. Не стоит засыпать малыша вопросами о том, как он провёл день и что ему понравилось на детском утреннике, как только он переступил порог дома. Пусть ребёнок переведёт дух после скопления народа и тогда расскажет вам, что посчитает интересным для вас.

Правило 3: Осторожно с шутками

Интроверты, обладающие прекрасным тонким чувством юмора, не всегда могут его проявить. Ведь реакция на слова окружающих требует от них, по понятным причинам, больших усилий, чем от экстравертов. Поэтому не подшучивайте над ребёнком, тем более в присутствии других людей. Любая шутка, сказанная в их адрес, на которую они не смогли должным образом и быстро отреагировать, - это душевная рана.

Правило 4: Не требуйте сиюминутных решений

Ребёнку-интроверту нужно определённое количество времени, чтобы принять решение, особенно, если дело касается долгосрочной перспективы (хочет он заниматься плаванием или карате, на утренник ему нужен костюм пирата или зайчика и другие). Не требуйте от «молчуна» высказать своё мнение или принять решение в режиме «здесь и сейчас».

Правило 5: Не тормошите и не отрывайте

Когда малыш занят чем-то (складывает пирамидку, рисует, решает примеры), без острой нужды не заставляйте его бросить начатое и приступить к другому. Ребёнку-интроверту важно доводить дело до конца!

Если ваш ребенок молчалив, мечтателен, обидчив, не любит многолюдных компаний и большую часть времени предпочитает находиться в одиночестве, не называйте его букой, не пытайтесь растормошить и заставить быть более коммуникабельным. В данном случае с большой вероятностью можно утверждать, что вы воспитываете интроверта, к которому нужен определенный подход.

Как определить, что ребенок – интроверт

В психологии принято делить людей на экстравертов (общительных, склонных заряжать внутренние аккумуляторы от внешних источников) и интровертов (замкнутых, восстанавливающих сила за счет собственных ресурсов). Такую классификацию по типам личности ввели психологи Карл Густав Юнг и Ганс Юрген Айзенк.

Итак, интроверты. Они проявляют свои особенности в раннем детстве. Понаблюдайте за ребенком. Ребенок – интроверт, если:

· Сосредоточен на своем внутреннем мире, уходит в себя и способен часами молча что-то обдумывать, о чем-то мечтать

· Не любит находиться в обществе, сторонится больших компаний, не заводит много друзей

· Предпочитает находиться в одиночестве, запирается в собственной комнате, возводит стены из подушек или строит маленькие уютные домики из книг и коробок, чтобы потом в них спрятаться

· Раним, обидчив, сентиментален, чутко реагирует на настроение окружающих и общую атмосферу в доме

· Пассивен, не любит постоянно находиться в движении, избегает шумных активных игр

· Зачастую проявляет неуверенность в своих способностях

· Не делится переживаниями, не обсуждает случившееся, не проявляет эмоции

· Склонен к творческой деятельности: рисует, лепит, мастерит поделки

Принято считать, что раз интроверты замкнуты и нелюдимы, то и в общении они не нуждаются. Это не так. Каждый человек – социальный элемент. Именно контакт с другими людьми позволяет нам черпать информацию об окружающем мире, перенимать чужой опыт и делиться своим. Ребенку чувствовать себя частью социума особенно важно, ведь процесс познания у него – на начальном этапе. Часто модель поведения ребенка формируется в процессе коммуникации со сверстниками или со взрослыми: родителями, воспитателями, учителями.

Детям-интровертам контакт с окружающими так же необходим, как и экстравертам. Вопрос лишь в том, насколько насыщенным и продолжительным будет это общение.

Важно осознать, что длительное пребывание интроверта в социальной группе приводит к тому, что его внутренние ресурсы иссякают. Ребенок чувствует дискомфорт, еще больше замыкается в себе, ищет уединения, втягивает голову в плечи и всячески избегает вступать в диалог. Как уже говорилось, интроверты подзаряжают свои обесточенные батарейки, пользуясь внутренними ресурсами. Это значит, что ребенка нужно на время оставить в покое, дать ему возможность привести мысли и чувства в порядок. Одним для восстановления энергетических ресурсов достаточно поспать, другим – почитать, разгадать ребус, прогуляться в одиночестве или просто посидеть в тишине, закрыв глаза.

Если ребенок-интроверт не идет на контакт, хмурится, отказывается разговаривать, то лучшее, что могут сделать взрослые – на время оставить сына или дочь в покое. Задобрить маленького молчуна можно похвалой. Интроверты очень живо реагируют на поддержку и одобрение со стороны окружающих. Начните разговор с добрых слов в адрес ребенка, на его лице тут же засияет улыбка.

Некоторые родители переживают по поводу того, что их замкнутый малыш не любит, когда его обнимают, гладят по голове или держат за руку. Встревоженные взрослые считают, что таким образом ребенок показывает свое равнодушие к близким людям. На самом деле это не так. Интроверты, безусловно, нуждаются в телесном контакте. Но, как и в случае с общением, иногда им требуется передышка. Если ребенок отстраняется, значит, испытывает определенный дискомфорт и хочет дистанцироваться от окружающий. Не переживайте, он обязательно обнимет вас позже, когда будет готов.

Интровертам вообще свойственно обособляться от людей. Они отвоевывают в пространстве личный уголок и очень хотят, чтобы никто внезапно не вторгался в их мир. Поэтому некоторые дети вешают на двери своей комнаты табличку с надписью «Не входить!», а еще очень обижаются, когда кто-то занимает их любимое кресло в гостиной.

«Как много условностей! А вдруг, соблюдая их, мы потакаем капризам», – усомнятся родители. Действительно, грань между капризом и потребностью, обусловленной особенностями типа личности, очень тонкая. Решить ее по силам терпеливым, наблюдательным и мудрым родителям.

1. В течение дня дайте ребенку-интроверту возможность побыть одному

Он ведет активную социальную жизнь в детском саду или в школе, поэтому дома не донимайте отпрыска расспросами, если он «весь в себе» и не хочет общаться. Интроверту нужно не менее часа для того, чтобы побыть наедине со своими мыслями, проанализировать события дня вечером или составить план действий утром. Не предлагайте ребенку непременно заняться полезным делом: почитать, подмести пол в коридоре или подготовиться к контрольной по математике. Он все это сделает, но только после того, как насладиться одиночеством.

2. Не торопите ребенка, дайте ему время для принятия решения

Обычно дети-интроверты медлительнее экстравертов. Они более рассудительны и предпочитают несколько раз отмерить, а уже потом отрезать. Чем больше вы будете торопить ребенка, тем выше вероятность того, что он допустит ошибку или, что еще хуже, потеряет интерес к поставленной перед ним задаче.

3. Не нарушайте границы личного пространства ребенка

У вашего отпрыска непременно должно быть место, в котором ему комфортно, безопасно, уютно. Там он может уединиться, предаться размышлениям, творить, читать, играть или делать уроки. Создайте маленький детский кабинет на отапливаемой лоджии или «постройте» в детской или гостиной мини-домик, рассчитанный на одного жильца.

Очень важно – ребенок должен знать, что взрослые ни в коем случае не вторгнутся в его личное пространство, не начнут наводить там порядок и выбрасывать ненужные вещи.

4. Сделайте упор на индивидуальных занятиях

Интровертам часто трудно сконцентрироваться, запомнить информацию или решить задачу в окружении большого количества людей. Поэтому групповые занятия не всегда эффективны. Наймите ребенку репетитора или занимайтесь с ним сами.

5. Делайте перерывы

Они очень важны в любой деятельности интроверта, будь то игра, учеба или домашняя рутина. Во время перерывов он восстанавливает свой жизненный тонус, набирается сил, раскладывает по полочкам полученную информацию.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...