Как научиться чему угодно. Вербальные и аудиторные техники

MENSBY

4.4

Любому современному человеку постоянно приходиться что-то учить: иностранный язык, правила вождения. Не важно, что учить, мы поведаем, как быстро научиться чему-либо.

Неважно, хотите ли вы научиться говорить на иностранном языке за три месяца или выучиться жонглировать за выходные, или научиться запоминать карты в колоде меньше чем за минуту. Вот некоторые из рецептов для тех, кому надо научиться быстро.

В своей книге "Шеф-повар за 4 часа" Тим Феррис рассказывает не только о том, как научиться готовить. Эта книга о том, как вообще быстро научиться чему-либо.

1. Базовая система из четырех принципов, которую можно применить к любым навыкам

1.1 Анализ

"С каких минимальных изучаемых единиц, кирпичиков Lego, мне стоит начать?"

1.2 Отбор

"На каких 20% "кирпичиков" мне нужно сосредоточиться, чтобы получить 80% результата?"

1.3 Пошаговая последовательность

"В каком порядке я должен осуществлять изучение?”

1.4 Мотивация на будущее

"Как определить ставки, чтобы создать реальные стимулы и гарантировать, что я буду выполнять программу?"

2. Проанализируйте задачу

Люди часто ставят крест на выполнении задачи из-за чрезмерно большого объема информации.

Ключевым здесь является определение того, на чем необходимо сосредоточиться, и разбивка его на более мелкие и удобные части.

3. Начните с методов, которые можно использовать быстро

Учиться спрягать глаголы - это ужасно. Это скучно и не дает быстрого результата. Но, запомнив несколько вспомогательных глаголов (быть, хотеть, иметь и т.д.), вы не только быстро научитесь спрягать глаголы, но вы также разблокируете большую функциональную часть языка.

Небольшие, но полезные победы помогут поддержать выполнение задачи и ускорят процесс обучения.

4. Нахождение самых простых составляющих частей ускорит прогресс

Феррис приводит пример изучения японского языка. В языке 1945 иероглифов, некоторые состоят из 15 черточек.

В современном японском языке используется только 214 классических ключей. С ними гораздо легче справиться, и это открывает более четкий путь для изучения.

5. Найдите того, кто на протяжении лет использует этот навык или обучает ему

Найдите эксперта, но не обязательно самого лучшего в мире, просто того, кто близок к этому. Найдите причину поговорить с ним, просьба не является весомым поводом. Спросите, как бы они обучали того, кто менее всего подходит для этого занятия, кто самые лучшие и малоизвестные учителя и как бы выглядели восьминедельные курсы для тех, кто готов выложить за них миллион долларов.

6. Продвигайтесь вперед посредством "минимальной эффективной дозы"

Маленький шаг легче превратить в привычку, и меньше вероятности, что вы забросите обучение.

Люди часто сдаются и бросают занятие, когда они пытаются сделать все сразу одним махом. Они берутся за большой проект и быстро теряют запал. Маленькие, но качественные шаги занимают меньше времени, но позволяют увеличить эффективность обучения в долгосрочной перспективе. Если вы учите язык, выберете самые важные, наиболее часто употребляемые слова и учите по несколько таких слов каждый день. Если вы учитесь готовить, то для начала выберете наиболее часто встречающиеся техники приготовления пищи.

7. Не перегружайте кратковременную память попытками сделать слишком много за один раз

Одним из сильных препятствий для изучения чего-либо является ограничение кратковременной памяти. Эта часть памяти используется для самых ближайших задач, и она быстро заполняется, когда вы сталкиваетесь с чем-то новым и незнакомым.

Когда эта часть памяти перегружается, вы делаете больше ошибок. Поэтому важным является делать один шаг за раз, чтобы он уложился в вашей голове и вы могли двигаться дальше.

8. Пытайтесь использовать новые методы вместо наиболее популярных схем

Каждый бойскаут знает метод "шалашика-вигвама" для разжигания огня с использованием щепок и газеты в центре и большими палками, которые складываются в виде шалашика с внешней стороны.

Но можно использовать совершенно противоположный способ: слой небольших веток на более крупных палках, и все это прикрыто газетой. Это работает лучше, требует меньше регулирования. Иногда изменение способов помогает выработать более легкое решение.

9. Уберите как можно больше возможных вариантов

Мы всегда стараемся найти как можно больше информации об изучаемом предмете. Сделайте список на один лист всех наиболее важных вариантов и информации.

Таким образом, вы быстрее примете решение и потратите меньше времени на поиск, который отнимает много этого самого времени.

10. Признайте, что у вас проблемы с дисциплиной и сделайте реальные ставки в случае провала вашего проекта

Неважно, как сильно вы хотите что-то сделать или насколько хорошо вы все спланировали, потому что людям свойственно буксовать из-за не слишком хорошей дисциплины. Поэтому вам придется сделать внешние ставки в случае провала. Одним из способов является использование психологии человека, и особенно нашего нежелания проигрывать. Например, можно договориться с собой об автоматическом платеже в пользу организации, которая вам не нравится, если вы не достигаете поставленной цели.

11. Внимательно следите за крайне важными точками процесса изучения

Нужно сказать, что и у обучения есть пределы. Сначала во время воодушевления вы очень много учите, и это истощает ваши силы. Потом вам приходится немного замедлиться, поскольку становится все сложнее.

После этого, постигнув основы, вы начинаете останавливаться. Это критическая точка. Нужно следить за этим внимательно и планировать наперед и заблаговременно.

12. Отследите то, как ваш мозг запоминает информацию

Ваш мозг запоминает информацию в начале и в конце занятия. Разбивайте каждое занятие на два, для того чтобы уменьшить время в середине.

Кроме того, существует эффект Ресторфф, когда объект, выделяющийся из ряда сходных однородных объектов, запоминается лучше других. Поэтому необходимо разнообразить монотонные занятия перерывами.

13. Обеспечьте себе определенную степень безопасности

Феррис приводит в пример Уоррена Баффета, который известен покупкой акций по цене ниже номинала, поэтому у него с большой вероятностью все будет хорошо, когда ситуация ухудшится.

То же самое можно применить к изучению чего-либо. Удостоверьтесь, что даже если все пойдет наперекосяк, вы сможете получить хороший заметный результат. Вы избежите самых наихудших провалов и получите нечто полезное благодаря вашим усилиям. И неважно, что это будет.

14. Учитесь у выдающихся людей, но только у правильных

Пример Майкла Фелпса не очень подходит для того, чтобы на нем учиться. Вы не можете скопировать его выдающиеся физические данные или ту часть жизни, которую он посвятил плаванию.

Примеры личностей, на которых лучше всего учиться, - это люди, начинавшие как среднестатистические и ставшие выдающимися. Вот у них есть техники, которые вы можете копировать.

Фото: Frits Ahlefeldt-Laurvig flickr.com/hikingartist


Саморазвитие и новые знания – ключ к успеху, как в жизни, так и в карьере. Обучение проходит у каждого человека по-разному в силу его способностей и развитого интеллекта, а также особенностей предмета, законы которого он хочет постичь. Для того, чтобы сделать процесс познания приятней, эффективнее и быстрее, есть некоторые советы. Они работают в равной степени, как для обучающихся в учебных заведениях, так и для человека, решившего самостоятельно заниматься своим образованием. Читайте советы, как быстро учиться и запоминать новую информацию.

Рассмотрим основные советы, которые помогут учиться быстрее.

Методики быстрого запоминания

  • Музыка. Благодаря прослушиванию музыки во время обучения, информация легче усваивается и запоминается. Чтобы вспомнить изученное ранее, достаточно будет включить мелодию, под которую новые знания «закачивались» в мозг.
  • Таблицы. В таблицах, как правило, содержится самое основное, так как при их составлении отсеиваются маловажные моменты и «вода».
  • Мнемотехники. Мнемоника – искусство запоминания, а мнемотехники – приемы, увеличивающие объемы памяти, а также при помощи ассоциаций они облегчают запоминание.

Визуализация

  • Чертежи и рисунки. Постановка цели и задач путем зарисовки и чертежа помогает мозгу освежить в памяти информацию или запомнить ее.
  • Структура . Данные, в которых присутствует структура, благодаря информационному дизайну можно представить в более структурированной форме.
  • Диаграммы и таблицы. Они отображают всю информацию сразу, помогают избежать перелистывания целой главы учебника в поисках нужных данных. Можно составить и пирамиды задач, расположив последние в порядке значимости.

Вербальные и аудиторные техники

  • Смех и шутки. Расслабленная психика – восприимчивый мозг. Придумывание рифмовок или стихов с использованием терминов изучаемого предмета помогают заучить информацию, не вызывая при этом стресса и подёргивания глаз.
  • Мозговой штурм. «Солянка» из различных действий: вербальных, письменных, а также это и индивидуальная и групповая работа.

Кинестетические техники

  • Письмо. Информацию лучше писать от руки, а не печатать. Так стимулируется творческая активность и включается в работу моторную память.
  • Стикеры. Попадая в поле зрения, информация автоматом будет откладываться в памяти. Важно их тоже писать от руки.

Мотивация

  • Фокус на результате. Генератор отличных идей включен, а мозг отсортировывает мусор, сжирающий драгоценное время.
  • Позитив. Сохранить запал поможет позитивное мышление.
  • Окружение. Какие люди окружат человека, таков отчасти и он сам. Отсеивать «людей-якоря» необходимо. Больше общения с персонами активной жизненной позиции, успешными и замотивированными.

Изменения

  • Сделайте перерыв. Перерывы в работе необходимы. Достаточно 5-10 минут. Прогулка, гимнастика, медитация или поход в спортзал в обеденный перерыв.

Здоровье

Здоровый образ жизни включает в себя:

  • Здоровый сон. Полноценный сон – не менее 7 часов.
  • Правильное питание. Больше той пищи, которая принесет пользу организму и меньше «мусора».
  • Активность. Движение – жизнь.
  • Позитивное мышление. Эмоции влияют на физическое здоровье.

Вышеперечисленные советы уже способны заметно повысить скорость обучения и сделать этот процесс эффективным, однако существуют и дополнительные рекомендации. Обозначим основные моменты:

  • Учимся учиться быстро . Звучит парадоксально, однако 1-2 техники нужно освоить.
  • Читайте. Чем больше человек читает, тем выше его степень образованности.
  • Учитесь всему. Новые нейронные связи образуются, если развиваться разносторонне. Сегодня статья по биохимии, а завтра по качеству образования в Японии.
  • Повторяйте. Систематическое повторение ранее изученного гарантирует, что через неделю информация не «выветрится» из головы.

Как учиться всему быстрее в 10 раз - видео


Как быстро запоминать информацию - видео

Заключение

В заключение, хочется сказать, что человеческая сила заключена не только в его мышцах, но и в разуме. За каждой успешной личностью стоят часы, месяцы, годы усердной работы. Используя рекомендации этой статьи, успех не заставит себя ждать.

Все мы, безусловно, понимаем великую ценность учения и время от времени изучаем какие-то новые навыки. Это прекрасное стремление, но мы замечаем, что кому-то обучение дается легко и от природы, а другим приходится прилагать массу усилий.

Вконтакте

Однокласники

Это кажется несправедливым, но кто в нашем мире ищет справедливости. Попробуем разобрать этот вопрос с разных сторон.

Чтобы научиться чему-то, мало знать о том, что нужно делать, важно еще и понимать, чего делать нельзя.

Чего не надо делать

Многие люди, которые хотят чему-то обучиться, обычно задают вопросы о том, как чему-то научиться. Как быстро изучить английский язык как быстро научиться скорочтению, как быстро научиться играть на гитаре? Конечно, всему этому можно научиться быстро, но дело вот в чем: как правило, такие люди так и не приступают к изучению чего-либо, потому что они считают, что наступит конкретный день, в который они смогут себе сказать, что научились чему-то. Обучение - это процесс постоянный.

Наверное вы слышали много раз о том, что любой язык выучить просто невозможно в виду его постоянного изменения. Вы можете быстро взобраться на гору из правил и правописания, это правда возможно, но затем происходит очень неприятная вещь - либо вы считаете, что последующее изучение языка придет само собой, либо разочаровуетесь, потому что понимаете, что язык полностью изучить невозможно.

Вы видите свой результат, гордитесь им, но в этот самый момент наступает полная апатия, говорящая вам, что еще столько неизвестных слов и идиом нужно выучить, а вы даже не знаете, за что браться. Когда вы начинаете думать, что вот уже понимаете вкус языка, обязательно возникнет ситуация, которая вам укажет, что это не так. Тема изучения языка является самой болезненной, потому что она актуальная, но главное - проблемы видны наглядно.


Не нужно браться за все сразу. В современном мире огромное количество информации, которую невозможно запомнить, большое количество навыков. И давайте признаемся честно, все изучить невозможно. Поэтому прежде всего вы должны понять, кто вы есть и чего вы хотите, и какие навыки помогут вам в этом. Да, мы сейчас говорим не о скорости обучения, а о целесообразности, но этот момент является крайне важным. Каждый хочет выучить здесь и сейчас пять новых навыков, но не берется ни за один.

Не занимайтесь ерундой. Безусловно, всем интересно попробовать что-то новое для себя, однако перед этим хотя бы немного подумайте, насколько это нужно и важно для вас. Вы можете поддаться эмоциям и начать учиться игре на гитаре, но что если вам совсем неинтересна музыка? А ведь подобный пример отнюдь не высосан из пальца, такие люди существуют.

Все мы должны понимать, что чтобы обучиться какому-нибудь навыку, на это, как правило, требуется минимум месяц, а то и вовсе от года до трех. Есть люди, которые учат испанский язык, но при этом у них даже нет желания изучать историю Испании, даже поехать туда. Эти люди занимаются ерундой, аргументируя это тем, что должен же быть у каждого человека какой-нибудь особенный навык. Никто в компании не знает испанского, а он знает. И это считается аргументом.

Почему одни учатся быстро, другие медленно?

Есть несколько причин. Люди, которым изучение дается легко, знают, чего хотят от жизни. Любой навык, который они изучают, каждый день получает подтверждение, что он важен для них. Такие люди изучают английский язык, а помимо него читают историю англоязычных стран, интересуются культурой, литературой, они планируют поездки в эти страны. Для них выделенный час на английский язык не ограничивается шестидесятью минутами, они всегда на этой волне. В конце-концов, вплести изучаемый навык в свою жизнь - вот что идеально для изучения чего угодно.

Учитесь готовить, спрашивайте у людей, к которым приходите в гости, как они приготовили это блюдо. Необязательно теперь болтать о готовке целыми днями, просто после окончания формальной части обучения не забывайте о навыке. Если вы уделяется изучению навыка час в день, а остальное время вас тошнит от него, это не ваше.

А если навык изучить нужно обязательно, составьте огромный объемный список преимуществ, которые вы получите, когда его изучите. Перечитывайте его постоянно, дополняйте. Читайте его до обучения и сразу после. Всегда помните о том, как этот навык важен для вас, иначе это станет вашей обузой, а учить все равно нужно. Представьте, что вы каждый день ходите по аллее и постоянно спотыкаетесь об один и тот же камень. А через месяц этих камней становится десять. Можно ли любоваться погодой, прогуливаясь по аллее, когда внутри постоянно сидит страх споткнуться? Их меньше не станет, количество камней будет только расти.


Эти люди добиваются совершенства в любом аспекте навыка. Они не учатся ради кого-то, они делают это для себя. Если вы спустя рукава относитесь к неправильным глаголам английского языка, а все остальное вам учить интересно, то о каком прогрессе может идти речь? Да возьмите себя в руки, выделите даже пару дней и выучите эти глаголы так, чтобы больше никогда о них не думать. Иначе они будут всплывать в сознании и подсознании и рушить вашу уверенность. Как приятно знать, что выучил сложнейшее и неприятнейшее правило и теперь можешь сосредоточиться на чем-то легком.

У этих людей перед глазами есть живой пример. Они видят и общаются с людьми, которые изучили этот навык и могут помочь разобраться. Форумы хороши, но такого количества быстрых ответов там не получить, да и в режиме живого общения можно получить много энергии и мотивировать себя живым примером.

Они постоянно задают себе правильные вопросы. Крайне важно в любом обучении изучать микрокосмос и макрокосмос, видеть детали и общую картину. Изучая правило, аккорды или текст, нужно время от времени спрашивать себя: «Что я сейчас делаю? А как это поможет мне в глобальном изучении навыка?». Получив ответ, вы проясняете цель, начинаете дышать свободно. Когда вы учитесь играть на гитаре, всегда помните о том, зачем вы это делаете - вы хотите писать собственные песни. Часто случается ситуация, когда человек, учащийся игре на гитаре, может прийти в ступор и посмотреть на себя со стороны - какой-то человек с деревянной палкой трет пальцы о никель. В такие моменты способность к обучению падает в несколько раз. Спросите себя: «Что я делаю сейчас в глобальном смысле?».

Они планируют. Это кажется скучным. Даже когда есть интерес к изучению навыка, хочется просто взять и изучать его, не хочется размышлять. Планирование хорошо тем, что позволяет раздумывать, а также увидеть картину целиком.

Моментальная практика

Если вы взяли в руки самоучитель (по сценарному мастерству, готовке, развитию памяти), не берите его «просто почитать», не занимайтесь самообманом. Когда вы читаете книгу о сценарном искусстве и первая глава в ней о создании персонажа, возьмите и создайте тут же персонаж.

Если читаете книгу о развитии памяти, тут же воплощайте это в жизнь. Зачем тратить время на прочтение, когда можно здесь и сейчас взять и воплотить совет в книге. Если вы прочитали самоучитель и ничего не сделали на практике, вы потратили время впустую. Эту простую вещь вам стоит понять здесь и сейчас, иначе прочитанные книги и советы так и останутся просто теорией.


Каждодневная практика

Конечно, сложно выделять время каждый день на десятки навыков, ну так и не беритесь за все сразу. Выделяйте хотя бы 30 минут в день, но это и в самом деле должен быть каждый день. Организм должен приучиться к новому необычному чувству выходу из зоны комфорта, ведь любая новизна для вашего мозга и есть этот самый выход.

Чему учиться

Учитесь только тому, что привлекает вас, что привлекало вас давно, потому что учиться придется сравнительно долго. Подумайте о своих ценностях, о том, кто вы и чего хотите добиться в жизни, а затем ответьте на вопрос, какие вам навыки нужны для этого. Если вы работаете с людьми и вам нравится это, вам просто необходимо изучать психологию и навыки влияния на людей. Есть люди, которым нравится общаться, но они не прогрессируют в общении, не могут добиться того, чего хотели бы.

Вам нравится музыка? Подумайте еще раз и ответьте на вопрос - вам действительно нравится музыка? Это то, что заставляет вас чувствовать себя собой живым и настоящим? Тогда начните заниматься музыкой. Только в этом случае вы добьетесь успеха. Даже если у вас совершенно другая профессия, вы придете к своей цели.

Если вам нравится изобразительное искусство, вы обязательно обучитесь ему. Может вы не гений, но любому навыку можно научиться на хорошем уровне, даже если «у вас нет таланта».

Любите компьютерные игры? Да, программистом стать невероятно тяжело, однако вы вполне можете писать рецензии, создать свой Ютуб-канал и комментировать игры.

Повышайте свои когнитивные способности

Несмотря на то, что этот пункт идет не первым, он, по правде говоря, ключевой. Развивая память, вы становитесь способны запоминать больше важной информации, вспоминать забытую, начинаете проявлять свои способности в творческом мышлении (это связанные вещи). Когда вы научитесь быть внимательным и сосредоточенным, вы перестанете отвлекаться и сможете изучить намного больше, чем раньше.

Вы сможете замечать вещи, которых раньше не видели, улавливать интонацию собеседника, разбираться во вкусе пищи и читать быстрее. Это все ваша опора, которая поможет научиться учиться и делать это быстрее (если это ваша цель).

Вы наверняка знаете людей, которые схватывают все на лету и при этом особо начитанными и умными их не назовешь. У этих людей, от рождения или с детства, развиты именно когнитивные навыки. Они способны заметить, запомнить и осознать больше, чем другие. Они быстрее вспоминают что-либо, они могут в ту же секунду придумать необычную ассоциацию для любого слова. И да, их самое главное достоинство - они легче других людей учатся. Правда, много из них не пользуются этим даром. То, что не выстрадано, редко имеет ценность. Но если вы будете повышать свои когнитивные способности, это будет иметь для вас цену.

Что прекрасно в когнитивных способностях - повышение одной повышает другую. Одна тренировка памяти способна творить чудеса с вашим мозгом.

21 век идеален для обучения

При наличии интернета, вы можете научиться почти любому навыку. Конечно, если вы не хотите научиться оперировать людей (да и то это профессия, а мы говорим о навыках). Для многих других случаев есть тысячи книг, статей и сайтов по теме. Одного ютуба хватит на целую жизнь. Гугл уже оцифровал 30 миллионов книг, знаменитые университеты мира делают то же самое и выкладывают их в открытый доступ, веб-сервис Coursera предлагает бесплатные видеокурсы каждому желающему.

Всегда помните, что вы учитесь чему-либо только для себя лично. И если вы спустя рукава отнеслись к одному аспекту навыка, думая, что обманули кого-то, вы обманули себя. Не занимайтесь самообманом, доводите до совершенства любой аспект и гордитесь собой за это.

А как вы думаете, как еще можно научиться учиться?

24 сентября

Принципы обучения и тренировки, которые помогут вам быстрее освоить нужные навыки, определить свой уровень мастерства и меньше нервничать по пустякам.

Наука о том, как учиться новым вещам, могла бы стать одной из главных прикладных дисциплин современности. Каждый из нас на протяжении жизни осваивает множество навыков и умений. Какими бы разными эти навыки ни были - от приготовления торта и поиска в Google до исполнения сонат Бетховена и написания научных статей - в их основе лежит набор общих принципов. Понимание этих принципов сделало бы обучение более понятным и безболезненным процессом.

Психология приближается к формулировке этих принципов с самого своего основания. Кривая Эббингауза , которая показывает, с какой скоростью забывается новый материал, была открыта ещё в 1885 году в качестве одной из первых таких закономерностей. Сегодня же мы знаем о механизмах обучения намного больше, хотя и всё равно недостаточно.

Модели приобретения навыка не только помогут понять, как устроен процесс обучения, но и более эффективно планировать собственные занятия, избежать лишних трудностей и получать лучший результат за меньшее количество времени.

Правда, они не дадут вам самого главного - регулярной и осознанной практики. Эту часть работы придётся проделать вам самим.

1. ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ: КАК НАУЧИТЬСЯ ЧЕМУ УГОДНО ВСЕГО ЗА 20 ЧАСОВ

В своей книге «Первые 20 часов» Джош Кауфман, автор бестселлера «Сам себе MBA», предлагает модель обучения, с помощью которой можно освоить любой навык всего лишь за 20 часов сосредоточенной практики. Если вам приходится выкраивать часы и минуты в своём рабочем графике, а вы хотите не только оставлять время на отдых, но и учиться чему-то новому, эта модель может оказаться для вас полезной.

Чтобы обучение каждый раз не казалось вам хаосом невнятных впечатлений, в приобретении любого навыка можно выделить 4 основных этапа:

  • Разбить этот навык на мелкие элементы;
  • Последовательно изучить каждый из этих элементов;
  • Устранить все препятствия и отвлечения, мешающие занятиям;
  • Регулярно заниматься тренировкой основных элементов навыка.

Если вы хотите научиться играть на гитаре или заниматься йогой, вряд ли стоит сразу пытаться изображать джазовые импровизации или садиться в позу лотоса. Начните с базового расположения рук, отыгрывания простых гамм и аккордов. Выберите конкретное произведение, которые вы хотите научиться играть за ближайшие 20 дней и занимайтесь каждый день по 1 часу. Но для начала будет полезно познакомиться с литературой: теоретические знания важны, поскольку позволяют приобретать и исправлять наши представления о практике.

Эти занятия не сделают из вас музыканта, но удовольствие от игры вы сможете получить очень скоро - а может быть, даже доставите его другим.

Как не нужно водить велосипед: картинка из руководства 1969 года.
Источник: pinterest.com

Существует убеждение, что хорошее владение любым навыком требует долгих лет сосредоточенной практики. Чему вообще можно научиться за каких-то 20 часов, если профессионалы набирают нужный опыт всю свою жизнь? Действительно, чтобы стать экспертом в какой-то области, вам понадобится гораздо больше времени. Многие исследования, проведённые в самых разных профессиональных сферах - от шахматистов и музыкантов до врачей и научных работников - показывают, что настоящими специалистами становятся только спустя около 10 тысяч часов сосредоточенной практики, а это около 6 лет занятий по 5 часов в день.

Да и это слишком благоприятный прогноз. То, что психолог Андерс Эрикссон назвал «осознанной практикой» (deliberate practice) требует огромной концентрации усилий. Музыканты, к примеру, могут заниматься действительно осознанной практикой всего около получаса в сутки. Этот формат занятий предполагает, что вы полностью сосредоточены на том, что делаете и получаете обратную связь от своих действий - то есть можете видеть, что у вас получается хорошо, а что не очень. Это вовсе не лёгкое дело.

В книге Кауфмана есть два основных списка. Вот первый из них, в котором описываются главные принципы быстрого приобретения навыка:

  • Выберите привлекательный проект.
  • Сосредоточьтесь на каком-то одном навыке.
  • Определите целевой уровень мастерства.
  • Разбейте навык на элементы.
  • Приготовьте всё необходимое для занятий.
  • Устраните препятствия для занятий.
  • Выделите специальное время для занятий.
  • Создайте быстрые петли обратной связи.
  • Занимайтесь по расписанию, короткими интенсивными интервалами.
  • Уделяйте внимание количеству и скорости.

Каждый из этих принципов может иметь решающее значение. Не выбрав нужный уровень мастерства или интересный для вас проект, вы рискуете бесцельно потратить своё время, не научившись ничему конкретному. Без регулярных занятий вы будете вынуждены то и дело возвращаться к основам. Без обратной связи вы не сможете корректировать и улучшать свои действия. И так далее, и так далее.


Выступление Джоша Кауфмана на TED.

Второй список - это список принципов эффективного обучения, который тоже состоит из 10 пунктов. Обучение отличается от практики, но оно не менее важно. Прежде чем приступить к самой практике, полезно будет поберечь свои усилия и произвести предварительную разведку. Так вы сможете узнать, как люди справлялись с теми же проблемами до вас, сэкономите своё время и дадите себе меньше поводов опускать руки от отчаяния, когда что-то будет не получаться. Вот этот список:

  • Изучите навык, о котором идет речь, и связанные с ним области.
  • Признайте, что вы ничего не понимаете.
  • Определите ментальные модели и мысленные зацепки.
  • Представьте результат, противоположный желаемому.
  • Поговорите с людьми, которые этим занимаются, чтобы знать, что вас ожидает.
  • Устраните из своего окружения всё, что вас отвлекает.
  • Для запоминания используйте интервальные повторения и закрепление.
  • Создайте поддерживающие структуры (т.е. шаблоны, по которым строится каждое занятие) и контрольные списки.
  • Сформулируйте и уточните прогнозы.
  • Уважайте свой организм.

Ментальные модели - это способы оперировать теми проблемами, с которыми вы сталкиваетесь в какой-либо специфической области. Учёный будет мыслить терминами и концепциями, программист - переменными и алгоритмами, музыкант - нотными интервалами и партитурами. Освоение любого навыка часто требует освоения целого отдельного языка. Даже если в этом деле вы не продвинетесь дальше уровня трёхлетнего ребёнка, это уже будет большой прогресс.

Если вы уже занимаетесь отрабатыванием какого-то навыка, эти принципы, скорее всего, будут для вас интуитивно понятными. Но понимание приходит только тогда, когда сталкиваешься с ошибками. Этот список нужен именно для того, чтобы уберечься от чрезмерного количества таких ошибок, которые в конечном счёте могут отбить всякое желание учиться.

Кауфман описывает, как два десятка этих принципов делают даже самое, на первый взгляд, сложное занятие вполне осуществимым. И в этом нет никакой тайны:

Просто каждый день я выделял около часа на занятия избранным делом, но эти занятия были разумными. Навыки, поначалу казавшиеся абсолютной загадкой, через несколько дней или даже часов становились понятными. Каждый навык требовал небольшой теоретической подготовки, а также около 20 часов сфокусированной, намеренной практики.
-
Джош Кауфман
из книги «Первые 20 часов»

2. ОТ НОВИЧКА ДО ЭКСПЕРТА: ШЕСТЬ СТУПЕНЕЙ МАСТЕРСТВА

Одна из самых известных моделей приобретения навыка была разработана в начале 1980-х годов братьями Стюартом и Хьюбертом Дрейфус из университета Калифорнии в Беркли. Эта модель, впервые описанная в статье «Пятиступенчатая модель умственной деятельности, задействованной в целенаправленном приобретении навыков», и сегодня часто встречается в научной и научно-популярной литературе.

Главное, что она может дать - это понимание ступени, на которой вы в данный момент находитесь.

Медсестры раньше были только инструментом для воплощения решений врача. Модель Дрейфуса показала, что в этой профессии необходим больший уровень автономии.

Согласно дополненной модели Дрейфуса, освоение любого навыка делится на шесть этапов:

  • Новичок
  • Продолжающий
  • Компетентный
  • Специалист
  • Эксперт
  • Мастер

Новичок всегда следует правилам - для него они обладают статусом непреложного закона. Когда начинаешь осваивать новый навык, правила очень важны: только с их помощью можно хоть как-то сориентироваться в материале и получить необходимый опыт. Кроме того, во многих случаях правил вполне достаточно. Необязательно быть кулинаром, чтобы приготовить сносный торт и порадовать родных - достаточно прочитать рецепт и чётко следовать инструкции.

Для продолжающего правила уже ситуативны: в одной ситуации годится одно, в другой лучше использовать другое. Продолжающий умеет делать не один торт, а несколько, и он не станет готовить ванильный торт так же, как шоколадный. Это уже хороший шаг в сторону компетентности.

Компетентный видит не столько правила, сколько лежащие в их основе принципы и модели. Он начинает больше полагаться на собственные представления и опыт, а не на набор инструкций. На этом уровне вы действуете более свободно и можете гибко подстраиваться под ситуацию. Здесь уже начинается зона личной ответственности за результат - зона, которой многие так и не достигают.

Специалист идёт по этому пути дальше и немного в другую сторону. Его действия уже в меньшей степени основываются на принципах, и в большей - на чувстве интуиции. Специалист догадывается, как нужно поступить в нужный момент, и его выбор часто оказывается верным. На месте множества разрозненных частей начинает проступать единое целое, «расчёт и рациональный анализ будто тают на глазах».

За любым красочным представлением стоят годы напряжённой практики (Эдгар Дега - Две балерины, 1879 г.)

Эксперт в своём поле действует ещё более интуитивно: он просто делает - и оно работает. Если его спросят, почему он принял то или иное решение, ему может быть трудно сформулировать ответ - настолько очевидным он кажется. Причём это будет не самонадеянность, которая чаще встречается на уровне новичка, а именно глубокое владение навыком, освоенным почти на уровне рефлекса. Для этого необходимо много дней и месяцев практики: опыт эксперта «настолько велик, что каждая конкретная ситуация незамедлительно диктует ему на интуитивном уровне требуемые действия».

Мастер - это эксперт, который работает на высшем уровне своих возможностей. Он не только интуитивно знает, что и как нужно делать, но и делает это в собственном стиле. Каждого мастера отличает глубокая индивидуальность. До этого этапа уже мало кто доходит. Каждый мастер обычно является знаменитостью и заметным авторитетом в своём деле. Если вы увидите мастера, то, скорее всего, сразу это поймёте: это человек, полностью погружённый в свою работу.

Надо сказать, что границы между этими уровнями подвижные - между ними нет чёткой градации. Кроме того, продвижение вверх по этой лестнице не всегда означает что-то хорошее. К примеру, эксперт далеко не всегда будет хорошим учителем, а человек, находящийся на предыдущей ступени, может чувствовать себя в этой роли более комфортно.

Модель Дрейфуса была создана на материале исследования авиапилотов и шахматистов и имеет в своей основе некоторые философские предпосылки, связанные с феноменологией (один из братьев Дрейфус позднее даже стал автором известной монографии о творчестве Хайдеггера). Отсюда следуют её наиболее существенные ограничения: слишком большое внимание уделяется интуиции, и слишком малое - осознанному совершенствованию.

Но интуиция далеко не всегда заслуживает того, чтобы на неё полагаться.

Как показали более поздние работы психологов-бихевиористов - в первую очередь, нобелевского лауреата Даниела Канемана, автора знаменитой книги «Думай медленно… решай быстро» - интуиция применима там, где есть устойчивые правила и закономерности. Она важна для врачей, шахматистов или водителей такси, но не для биржевых аналитиков. Когда контекст становится непредсказуемым или слишком сложным, лучше отказаться от интуиции и использовать чёткие алгоритмы. Увы, человеческие способности не безграничны. Каким бы опытом вы ни обладали, ошибки всё равно совершать придётся.

Две модели приобретения навыка, которые мы описали в этом материале, хорошо дополняют друг друга. Джош Кауфман предложил доступные и чёткие принципы, которые облегчают обучение и делают регулярные тренировки более эффективными. Если держать под рукой эту модель, быстрое приобретение нового навыка перестанет казаться таким уж сложным и пугающим занятием.

Модель Дрейфуса позволяет посмотреть на это с другой стороны. Она поможет определить, на каком уровне мастерства вы сейчас находитесь и что вам потребуется для дальнейших шагов. Конкретных советов она не даёт, зато подсказывает возможные перспективы и сбивает излишнюю самоуверенность. Прежде чем называть себя компетентным специалистом в какой-либо сфере, полезно было бы задуматься, что это означает.

Думаете, семь дней слишком маленький срок для того, чтобы освоить что-то новенькое? Я тоже так считала, пока мы не собрались контент-десантом и не вспомнили, чему удавалось за неделю научиться каждому из нас. Хотя б разок. Получился немаленький список. Просматривайте, выбирайте занятия по душе и действуйте, конечно.

1. Выучить алфавит иностранного языка

Выделяя каждый день 10-20 минут на то, чтобы заучивать и повторять алфавит какого-нибудь языка - суахили, французского или болгарского, - за неделю можно выучить его назубок.

2. Научиться играть одну песню на укулеле

Доказано Сергеем Капличным. Укулеле - гавайский музыкальный инструмент, напоминающий маленькую гитару. И освоить его получится даже у того, кто далек от музыки, но близок к медведям, имеющим обыкновение наступать на уши кому попало. Простенькую мелодию сыграете уже через неделю.

3. Рассказывать о себе на испанском

А это в «копилку идей» положила Таня Бурцева. Всего за неделю она научилась вполне себе сносно рассказывать о себе на испанском: «Привет! Как дела? Меня зовут Таня. Мне 29. Я из России, а ты? Мне нравится путешествовать и я очень люблю спать. А еще у меня есть две кошки».

Вернее, так. Hola. ¿Cómo estás? Me llamo Tanya. Tengo 29 años. Soy de Rusia. Y tu? Me gusta viajar y me gusta mucho dormir. Tengo dos gatos.

4. Сделать настоящий видеоролик.

Если вы не представляли себя оператором и монтажером видео даже в самых залихватских мечтах, пора действовать. Невозможное возможно - это правда. Совершенно не умея - сначала - обращаться с «мувимейкерами» и прочими программами с не менее страшными названиями, в этом году видеоролики сделали Сергей Капличный , Лариса Парфентьева и Таня Бурцева . Не пожалейте десяти минут, чтобы посмотреть, как клево у них вышло.

5. Ездить на велосипеде без рук

Конечно, если умеете ездить с руками 🙂

6. Жонглировать

Полезный совет: получится, только если под рукой есть хорошая инструкция .

7. Рисовать градиент акварелью

Юлю Баяндину скоро будут узнавать в магазинах Перми, где продается все для творчества. В этом году она научилась красиво рисовать градиент и настоящую розу (не с первого раза вышло так, как хотелось, но недели вам хватит, чтобы научиться рисовать цветы чуть ли не с закрытыми глазами).

8. Готовить фалафель

С тех пор как Сергей Капличный переехал в Москву, по четвергам он организует фалафельные вечеринки (на самом деле были они и в Китае, и в Екатеринбурге), куда приходят самые разные - и очень интересные - люди. Ну а название их говорит само за себя. Вот фалафеля made by SKaplichniy.

9. Бегать 15 минут без перерывов

Помните уроки физкультуры в школе? «Пять кругов по стадиону! Не прячься за столбом - я тебя вижу. Забыла дома форму? А голову ты не забыла? Беги в чем пришла!» Даже если от крика учителя физры вы до сих просыпаетесь в поту, это не повод не бегать. Всего неделя - и можно почувствовать себя атлетом с большой буквы «А», как это удалось Юле Баяндиной.

Подтверждение сказанного 🙂

10. Делать оригами

Неутомимый Сергей Капличный - подозреваю, что его секрет в Лайфлисте - сказал, что оригами тоже можно освоить. Так что думайте, какую фигурку хотите сложить из бумаги, и приступайте.

11. Готовить вкусный коктейль

Или пять коктейлей. Берете шейкер, гугл и все съестное (и «пьющееся»), что понадобится для приготовления, и начинаете эксперимент.

12. Научиться карточным фокусам

Коперфилдом за неделю, конечно, не стать, но один-два фокуса точно можно освоить.

13. Стоять в планке две минуты

Если вам тяжело оторвать себя от пола сегодня, через неделю будете делать это на раз-два. Особо упорные освоят

14. Крутить обруч

Тут и пояснять нечего. Берем круглый предмет, в который можно пролезть, и энергично вращаем бедрами.

15. Ездить на велосипеде, самокате, скейтборде, гироскутере

Кому что нравится. Пока лето (по крайней мере, пока нет снега), можно потренироваться.

16. Найти способ избавляться от стресса

Каждый день - новый способ. Так что за неделю вы точно отыщете тот, что сработает лучше других. Вот несколько статей, откуда можно черпать вдохновение (и эти самые способы):

17. Соблюдать режим сна

Жалуетесь на плохой сон? Семь дней соблюдайте режим, и будете , а просыпаться как отдохнувший взрослый.

18. Планировать бюджет

Ну ладно, по крайней мере, начать. Конечно, за неделю в привычку это еще не превратится, но вы приучитесь записывать доходы-расходы. Я уже три года это делаю - это удобно: видишь, на что уходят деньги, где потратила больше, чем надо было, и в следующем месяцы можно скорректировать свои траты. Скачайте приложение на смартфон (попробуйте несколько, чтобы понять, какое больше нравится), прикиньте категории и записывайте все, даже сто рублей.

Могу посмотреть в любой момент, когда и на что потратила деньги.

Я достаю телефон прямо на кассе в магазине и записываю точную сумму, которую называет кассир. Обычно успеваю сделать это еще до того, как деньги спишутся с карты. Это быстрее, чем вы думаете.

19. Стать увереннее в себе…

…если пройти . Семидневный челендж - та еще проверка на прочность. Многие МИФовцы проходили Адскую неделю (ловите отчеты: раз, два и три), и могу сказать по себе: мы способны сделать гораздо больше и гораздо круче, чем представляем. В каждом человеке - потенциал, который ждет, пока его распакуют. И Адская неделя - первый шаг в этом направлении. Только обязательно подготовьтесь, чтобы выжать из этой сложной - реально сложной - недели (но она оставит впечатлений надолго) максимум.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....