Как написать описание карточки товара интернет-магазина. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение

один из типов функционально-смысловой организации текста (наряду с повествованием и рассуждением). Описание – это статичная картина, изображение чего-либо: человека (портрет), природы (пейзаж), обстановки действия и пр. По способам организации текста описания делятся на индуктивные (от части к целому, напр. описание комнаты Ильи Ильича Обломова в романе И. А. Гончарова «Обломов») и дедуктивные (от целого к части, напр. описание Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»). По способу сочетания с основным текстом произведения описания делятся на статические (описание, прерывающее развитие действия, достаточно большое по объему, напр. описание парижской клоаки в романе В. Гюго «Отверженные») и динамические (описание, включенное в развитие действия, напр. описание природы через восприятие героя в рассказе А. П. Чехова «Степь»). В произведениях, основанных на приключенческом, захватывающем сюжете (детектив, авантюрный роман и т. п.) описания встречаются крайне редко, т. к. задача автора – постоянно подогревать интерес читателя к действиям. В лирике и прозе встречаются произведения, построенные целиком на описании (напр., «Евгению. Жизнь званская» Г. Р. Державина).

Теоретические сведения "Типы речи"

ОПИСАНИЕ

1. Описание – это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Для пейзажа это будет внешний вид деревьев, трав, неба, реки; для портрета – рост, возраст, осанка, походка, выражение глаз, внутренне состояние человека; при описании машины это будет сообщение о ее назначении, принципе действия, производимых ею операциях, внешнем виде, о ее частях, их назначении и взаимодействии.
2. Цель описания: увидеть предмет описания, представить его в своем сознании.
3. Признаки описания:
Композиция описания (общее представление о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка)
Использование слов, обозначающих качество, свойства предмета
Употребление глаголов несовершенного вида прошедшего времени (в форме настоящего времени – для особой наглядности, изобразительности)

Использование согласованных и несогласованных определений
Использование назывных и неполных предложений
4. При описании предмета должны быть обеспечены единство изображения. Единство взгляда на предмет и определенная последовательность в описании.
Описание (признаки и св-ва предмета)
1. Описание статично (нет движения во времени)
2. Худ стиль(портрет, природа, интерьер)
3. Тема выражена в 1 пр-нии + конец текста
4. Создание связности и целостности(однокоренные слова и лексические повторы)
5. Гл.несов вида (Прош.вр и наст.). + именные сказ.
6. Сущ. и прил. с оценочным значением,категория состояния.
7. Серия назывных и неполных предложений.
8. Худ-изобр.св-в больше,чем в повествовании, рассуждении.
9. Параллельная связь.

Функционально-смысловые типы речи — такие типы монологической речи, которым свойственны свои цели и задачи, однотипность содержания, композиции и речевых особенностей. Выделяют следующие типы речи — описание, ,

Описание как функционально-смысловой тип — определение, предмет и цель

Описание — это тип речи, в котором перечисляются постоянные или временные признаки предмета.

Тип речи — описание (определение)

Предмет описания определен изначально и раскрывается через перечисление признаков, постоянных и временных.

Описание статично, действие не развивается, при этом описание может быть дано как в настоящем (что чаще всего и встречается, употребляются глаголы в форме настоящего времени, несовершенного вида), так и в прошедшем и будущем времени (время в этом случае приобретает относительный, обобщенный характер). В описании невозможно сочетание времен глагола.

Цель описания

Цель описания д ать адресату наиболее полное представление о предмете.

Особенности описания

Ведущая часть речи в этом типе — имя существительное, имя прилагательное.

Для описания характерно использование простых предложений,часто с однородными членами предложения.

Принцип построения — параллелизм (однотипность конструкций), интонация — перечисления.

1. Зачин — обозначение объекта (предмета описания), общее представление о предмете;

П. Основная часть — перечисление признаков от более существенных к менее существенным;

Описывая предмет, необходимо обеспечить единство изображения, единство взгляда на предмет и логическую последовательность при его описании.

Определение

Это самый краткий вид описания. Оно заключается в соотнесении понятия с ближайшим родовым понятием (Антонимы — это слова…) и указании на видовые отличия данного понятия или явления (Антонимы — это слова с противоположным значением).

При определении понятия можно использовать пример-иллюстрацию

(Российская экономика — это экономика периода перехода с правостороннего движения на левостороннее. — определение-сравнение; Поэзия — это нечто противоположное прозе. — определение- контраст; «Синий апельсин» — это и есть лексическая несочетаемость — определение- пример).

Объяснение

Это своеобразная трансформация определения и отличается развернутой формой подачи материала.Например,

Соотношение языка и речи можно уподобить соотношению деталей часов и собранным часам. Язык дает материал для строения речи. Так же, как от часовщика зависит, какими будут часы, так и от говорящего зависит, какой будет его речь.

Характеристика

Еще одна разновидность описания. При составлении характеристики необходимо указать только на существенные признаки данного предмета или явления, тогда как при развернутом описании указываются как существенные, так и несущественные признаки (в зависимости от цели автора).

Смотрите нашу презентацию по этой теме:

Характерным недостатком при составлении текста-описания может быть отбор признаков или их неправильный порядок при изложении.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Описание - функционально-смысловой тип речи, изображающий предметы и их признаки, одновременно сосуществующие в восприятии человека.

В описании подробно передаются состояние окружающего мира и человека, природа, местность, интерьер, внешность и другие воспринимаемые, непосредственно наблюдаемые или воображаемые явления.

Репродуктивное (изобразительное) описание воспроизводит средствами языка фрагменты, картины, события, непосредственно воспринимаемые органами чувств говорящего, наблюдателя. Наблюдатель и наблюдаемые явления существуют в едином пространстве и времени (хронотопе). Это отражается в преимущественном употреблении глаголов в форме настоящего времени. Говорящий реально или в воображении присутствует в описываемой ситуации. Для описания характерна ярко выраженная субъективная точка зрения.

"Наконец вот и колодезь... На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, - бледные, грустные. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке, ожидая действия вод. Между ними были два-три хорошеньких личика.

Под виноградными аллеями, покрывающими скат Машука, мелькали порою пестрые шляпки любительниц уединения вдвоем, потому что всегда возле такой шляпки я замечал или военную фуражку, или безобразную круглую шляпу. На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус; между ними были два гувернера с своими воспитанниками, приехавшими лечиться от золотухи" (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»).

Информативное описание сообщает об известных говорящему предметах и их признаках, которые представлены как характерные, постоянные. Говорящий не воспринимает непосредственно признаки предметов, а знает об их существовании.

"Жены местных властей, так сказать хозяйки вод, были благосклоннее; у них есть лорнеты, они менее обращают внимания на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум. Эти дамы очень милы; и долго милы! Всякий год их обожатели сменяются новыми, и в этом-то, может быть, секрет их неутомимой любезности.

Подымаясь по узкой тропинке к Елисаветинскому источнику, я обогнал толпу мужчин, штатских и военных, которые, как я узнал после, составляют особенный класс людей между чающими движения воды. Они пьют - однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом; они играют и жалуются на скуку. Они франты: опуская свой оплетенный стакан в колодезь кислосерной воды, они принимают академические позы; штатские носят светло-голубые галстуки, военные вы пускают из-за воротника брыжжи. Они исповедывают глубокое презрение к провинциальным домам и вздыхают о столичных аристократических гостиных, куда их не пускают" (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»).

Головкина С.Х., Смольников С.Н.
Лингвистический анализ текста — Вологда, 2006 г.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Типы речи: описание, повествование, рассуждение

На этой странице есть теория, таблицы и примеры по данной теме.

Определения для типов описание, повествование, рассуждение есть на другой странице про типы речи в русском языке .

Все наши высказывания могут быть сведены к трем общим типам речи: описанию, повествованию и рассуждению.

Главная задача автора при описании - указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует и т. д.

Выделяются несколько основных видов описания: описание предмета, животного или человека, описание места, описание состояния среды и состояния человека.

Приведем примеры разных видов описания.

Описание предмета, животного или человека

1.Окраска опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки - более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.

2.На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза - из литого стекла (по А. Куприну).

3.Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сертуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка (А. Пушкин).

Описание места

Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).

Описание состояния (среды или человека)

1.На дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А.Чехову).

2.Отчаяние овладело мной. Злоба на самого себя туже и туже скручивала грудь. К злобе на самого себя примешивалась ненависть к проклятой, выматывающей душу тишине (А. Гайдар).

Главная задача автора при повествовании - сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом?

Приведем примеры повествования.

1.Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом - лоб, потом - глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).

2.Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15-20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.

Рассуждение как тип речи принципиально отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей. Главная задача автора при рассуждении - обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит? Рассуждение обычно состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.

Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:

(от тезиса к аргументам).

(от аргументов к выводу).

Приведем примеры рассуждения.

1.Имена двух соперников Руслана - Рогдая и Фарлафа - отнюдь не художественная фантазия молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства Российского» Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира, говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя.

2.Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д"АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

Обобщим разницу типов речи в следующей таблице.

Основные вопросы, характерные для данного типа речи

Описание

Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния.

Каков предмет описания?

Как он выглядит?

Какие признаки для него характерны?

Повествование

Сообщить о последовательности действий или событий.

Какова последовательность действий (событий)?

Что происходило сначала и что происходило потом?

Рассуждение

Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.

Почему?

В чем причина данного явления?

Что из этого следует?

Каковы следствия данного явления?

Что оно значит?

В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с другом, и в этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы других типов речи (например, «рассуждение с элементами описания»).

Последние материалы раздела:

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...