Как изменился мир в 20 веке. Индустриальное развитие мира в первой половине XX века

В начале ХХ века Россию охватил глубокий системный кризис. С каждым годом нарастало пролетарское движение, которое носило в основном экономический характер.

В 1893 г. в России начался мощный промышленный подъем, продолжавшийся до 1899 г.

Продукция легкой промышленности выросла почти вдвое, а тяжелой промышленности - втрое.

В основе такого развития лежало наличие свободной дешевой рабочей силы, расширение внутреннего рынка (рост спроса на товары земледелия и промышленности). Программа государственных преобразований в социально-экономической сфере получила дальнейшее развитие в записках на имя императора, подготовленных Сергеем Юльевичем Витте в период его пребывания на посту министра финансов (1892-1903 гг.). Программа Витте (до октября 1905 г. он ведал финансами, промышленностью и торговлей) предусматривала задачу ускоренной индустриализации страны, с тем, чтобы за 15-20 лет догнать по основным показателям ведущие страны Западной Европы и США. Финансировать этот рывок предполагалось прежде всего за счет иностранных государственных займов. Вторым источником финансирования промышленности явился приток в ее предприятия иностранных капиталов.

К 1897 г. было введено золотое содержание рубля. Это укрепило доверие к российской валюте.

Рубль стал одной из самых стабильных валют в мире. Реформа способствовала притоку в страну иностранных капиталов, которым создавались благоприятные условия. Они шли в значительной мере в новейшие отрасли (металлургия, электротехника, связь).

Третьим источником являлись внутренние ресурсы. В 1897 г. была введена винная монополия государства: производство первичного спирта по заказам государства вели частники, всю торговлю спиртным осуществляло государство. Это позволило за чет доходов от алкоголя получать до 30% доходов бюджета. Кроме того, основным источником финансирования индустриализации оставалась деревня.

"Двигателем" российской экономики продолжало оставаться железнодорожное строительство, осуществлявшееся в значительной мере на государственные средства. Оно требовало металла, леса, угля и создавало устойчивый спрос на эти материалы.

Чтобы оградить от иностранной конкуренции молодую российскую промышленность, правительство в 1891 г. значительно повысило пошлины на импортируемые товары: железо, машины, химические товары, хлопок. Таможенная система превратилась из защитительной в запретительную, что позволяло российским монополистам взвинчивать цены. Результатом этого стало усиление монополизации. Первые монополистические объединения наиболее простого типа - синдикаты (соглашения о ценах, районах и квотах продажи продукции) - возникли еще в 80-е годы, но рост цен во время промышленного бума 90-х гг. не стимулировал их развития.

Начался новый этап монополизации российской промышленности, характеризующийся слиянием банковского капитала с промышленным. Банки становились влиятельными акционерами, а зачастую и фактическими хозяевами промышленных предприятий.

1909-1913 гг. отмечены новым промышленным подъемом. Самой крупной отраслью российской промышленности оставалось текстильное производство. россия революция пролетарский столыпин

Программа модернизации российской деревни была связана с именем П.А. Столыпина.

Начатая П.А. Столыпиным аграрная реформа разрешала крестьянам выход из общины с правом передачи земли в личную собственность. Это открывало простор буржуазному предпринимательству в деревне, формированию значительного слоя сельской буржуазии. Его программа была рассчитана на 20 лет. Предполагалось решить целый комплекс назревших социально-экономических проблем села: создать крестьянские хозяйства, соответствующие капиталистическому пути развития России; защитить экономически перспективные (зажиточные) хозяйства от влияния общины, стеснявшей хозяйственную активность предприимчивых слоев деревни; уменьшить аграрную перенаселенность центральных губерний за счет организованного массового переселения крестьян в Сибирь и на Дальний Восток; начать превращение земли в объект купли-продажи, включить потоки финансового капитала в экономическое развитие деревни.

Началом аграрной реформы стал указ 1906 г., который поощрял выход крестьян из общины для создания на закрепленной за ними отрубов, или хуторского хозяйства. В первом случае, крестьянин оставался жить в деревне, во втором переселялся на хутор. Считалось, что эффективность производства в частном хозяйстве будет выше, чем при общинном землепользовании. Появился закон от 14 июня 1910 г., предусматривавший обязательность ликвидации общины там, где с 1893 г. не проходили переделы земли.

Началась организация массового переселения крестьян за Урал. Переселенцы освобождались на несколько лет от налогов, получали в собственность землю (15 га. На главу семьи и 45 га на остальных членов семьи) и денежное пособие - 200 руб. на семью.

Реформа дала мощный импульс развитию сельского хозяйства. Однако она имела и серьезные изъяны (сохранение помещичьего землевладения и несовместимости его с подлинным экономическим прогрессом в деревне; реформа оказалась слишком запоздалой, в результате царизм не успел создать себе опору из крестьян, являвшимися предприимчивыми собственниками земли). Реформа не была завершена. После убийства П.А. Столыпина в 1911 г. она не получила должного развития, в годы Первой мировой войны практически остановилась, а летом 1917 г. была официально отменена.

Но не все было гладко в историческом развитии России в начале ХХ в. Она пережила поражение в Русско-японской войне 1904-1905 гг. Вступив на престол, Николай II поддержал идею, что "будущее России - в Азии". Россия провозгласила себя другом и покровителем Китая. В 1896 г. началось строительство КВЖД через Манчжурию на Владивосток. В 1898 г. Россия предложила Китаю подписать конвенцию об аренде Ляодунского полуострова на 25 лет. Китайский Порт-Артур стал базой русского флота на Тихом океане. Все это приближало столкновение с Японией, стремившейся к колонизации Кореи и Китая. Русско-японская война началась в ночь с 26 на 27 января 1904 г., когда японские корабли напали на русский флот в Порт-Артуре. Осада японской армией Порт-Артура продолжалась 157 дней, и все-таки он был сдан, хотя японцы и понесли большие потери. Но русские проиграли в битве под Мукденом, а потом у о. Цусима, где погибло 5 тыс. русских моряков.

По Портсмутскому мирному договору Россия передала Японии Южный Сахалин, признала сферой японских интересов Корею, сохранив экономическое присутствие в Манчжурии.

Следствием экономических и политических противоречий развития страны стала революция 1905-1907 гг.

Началом ее стали события 9 января 1905 г., когда народ под предводительством священника Гапона шел к царю, чтобы передать ему петицию, а был расстрелян царскими войсками. С января по декабрь 1905 г. происходило начало и подъем революции, а с конца 1905 г. по июнь 1907 г. - ее отступление.

Несмотря на поражение революции, трудящиеся классы приобрели определенные экономические и политические завоевания. Рабочему классу удалось добиться сокращения продолжительности рабочего дня до 9--10 часов, повышения заработной платы, снижения тарифов. Была введена система коллективных договоров рабочих с предпринимателями, регламентирован порядок организации работы и отдыха. Крестьяне добились отмены выкупных платежей.

В придворных кругах шла борьба сторонников ограниченных преобразований а стране и их противников. 6 августа 1905 г. появился манифест Николая II , который объявлял об учреждении Государственной Думы на основе проекта министра внутренних дел А.Г.

Булыгина (булыгинская дума). Предполагалось, что Дума будет совещательной, без права обсуждения бюджета и основных законов империи. Рабочие не имели избирательных прав. Это вызвало возмущение всей оппозиции.

Начавшаяся в сентябре экономическая забастовка типографских рабочих выросла во Всероссийскую политическую стачку.

Важнейшим политическим итогом 1905 г. стало подписания Александром II 17 октября 1905 г. Манифеста, подготовленного С.Ю. Витте. Он предусматривал дарование гражданских свобод, предоставление Государственной думе законодательных полномочий.

Государственная дума просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, и имела четыре созыва. Во всех четырех Государственных думах преобладающее положение среди депутатов занимали представители поместного дворянства, верхов городской интеллигенции и крестьянства. Первым председателем Думы стал профессор Московского университета, специалист по римскому праву кадет С.А. Муромцев, председателями Думы в разное время были кадет Ф.А. Головин, Н.А. Хомяков, лидер "октябристов" А.И. Гучков. С 1911 г. до падения самодержавия Думой руководил "октябрист" М. В. Родзянко.

Важнейшей частью деятельности Думы была работа над законопроектами. Законопроекты поступали на обсуждение Думы, если предложение исходило не менее чем от 30 ее членов.

Законопроекты обсуждались в Думе чрезвычайно медленно и часто застревали в комиссиях.

С созданием Государственной думы проблема действительной модернизации политического строя страны решена не была. После революции 1905--1907 гг. в России сложился целый спектр политических партий, которые отражали интересы самых различных социальных групп.

Характерной чертой было создание множества партии. Революция привела к возникновению Советов, широкому развитию профсоюзного движения, кооперативных, страховых, культурно-просветительных обществ, был создан Всероссийский крестьянский союз.

Пруссии и Галиции. Восточно-прусская операция (4 августа--2 сентября 1914 г.) закончилась серьезной неудачей для русской армии, но оказала большое влияние на ход операций на Западном фронте: немецкое командование было вынуждено перебросить на восток крупные силы. Это стало одной из причин провала немецкого наступления на Париж и успеха англо-французских войск в битве на реке Марна.

Галицийская битва (5 августа--8 сентября) привела к значительной военно-стратегической победе России: русская армия продвинулась на 280--300 км, заняв Галицию и ее древнюю столицу Львов.

В ходе последовавших затем боев в Польше (октябрь--ноябрь 1914 г.) германская армия отразила попытки продвижения русских войск в пределы своей территории, но нанести русским армиям поражение ей не удалось.

Следует отметить, что российским солдатам и офицерам приходилось сражаться в исключительно сложных условиях. Неподготовленность России к войне проявилась особенно остро в плохом снабжении армии боеприпасами.

Сложная обстановка на Восточном фронте вынудила Германию предпринять ряд шагов по сдерживанию активности России. В октябре 1914 г. ей удалось втянуть в войну с Россией Турцию. Но первая же крупная операция русской армии на Кавказском фронте в декабре 1914 г. привела к поражению турецкой армии.

Активные действия русской армии вынудили германское командование перенести на Восточный фронт и конкретно против России значительные силы. Наступление началось в апреле 1915 г. прорывом обороны русских войск в Галиции. К осени немецкая армия заняла большую часть Галиции, Польши, часть Прибалтики и Белоруссии. Однако основная задача -- полный разгром русских вооруженных сил и вывод России из войны -- германским командованием решена не была.

К концу 1915 г. война на всех фронтах приняла позиционный характер, что было крайне невыгодно Германии. Стремясь скорее добиться победы и не имея возможности осуществить широкое наступление на русском фронте, германское командование вновь решило перенести свои усилия на Западный фронт, осуществив прорыв в районе французской крепости Верден.

И снова, как и в 1914 г., союзники обратились к России, настаивая на наступлении на Восточном, т.е. на русском, фронте. Летом 1916 г. войска Юго-Западного фронта под командованием генерала А.А. Брусилова перешли в наступление, в результате которого русские войска овладели Буковиной и Южной Галицией. В результате "Брусиловского прорыва" немцы вынуждены были снять с Западного фронта 11 дивизий и направить их в помощь австрийским войскам. Тогда же ряд побед был одержан и на Кавказском фронте, где русская армия углубилась на территорию Турции на 250--300 км. Таким образом, в 1914--1916 гг. русской армии пришлось принять на себя мощные удары неприятельских сил.

Отношение к войне у разных политических партий России, особенно у партий социалистической ориентации, было разное. Среди них были и сторонники активной поддержки правительства в ведении им войны. Главный их аргумент - защита, оборона Отечества. У меньшевиков такую позицию занимал Г.В. Плеханов, у эсеров -- Б.В. Савинков, у трудовиков -- А.Ф. Керенский.

Иначе относились к этому большевики. В целом они выступали против милитаризма правящих кругов России. Однако главное, что определило их тактику, -- это жесткая увязка антивоенных и революционных вопросов. Они считали, что развитие капитализма приближается к закату, что в международном масштабе созрели условия для победы пролетарских революций во всем мире. Поэтому их лозунгами в эти годы были: поражение царского правительства, превращение войны империалистической в войну гражданскую, союз международного пролетариата для социалистической революции.

Развертывание военного производства в России происходило за счет спада развития гражданских, мирных отраслей промышленности. Болезненный характер носили продовольственный, топливный и финансовый кризисы.

Война требовала колоссальных расходов. Бюджетные расходы в 1916 г. превышали доходы на 76%. Были резко увеличены налоги.

Правительство прибегло также к выпуску внутренних займов, пошло на массовый выпуск бумажных денег без золотого обеспечения. Это привело к падению ценности рубля, нарушению всей финансовой системы в государстве, необычайному росту цен.

Продовольственные трудности, возникшие в результате общего развала экономики, вынудили царское правительство в 1916 г. пойти на введение принудительной хлебной разверстки. Но эта попытка не дала результатов, так как помещики саботировали указы правительства, прятали хлеб, чтобы позже продать его по высокой цене.

Крестьяне также не хотели продавать хлеб за обесцененные бумажные деньги.

С осени 1916 г. поставки продовольствия в Петроград, например, составляли лишь половину его потребностей. Из-за недостатка топлива уже в декабре 1916 г. в городе была остановлена работа около 80 предприятий.

Хозяйственные трудности усугублялись также политическим кризисом, выражавшимся в развале правительственной власти.

Антивоенное настроение все больше охватывало армию, в сознании солдат движения против войны и против самодержавия, ввергшего страну в нее, переплетались.

Отношение солдатских масс к революции во многом было подготовлено войной.

Весь период 1916--начала 1917 г. в политических кругах России шла упорная борьба между сторонниками сепаратного мира сторонниками участия России в войне на стороне Антанты.

Мир в ХХ веке

Редакционная коллегия:

А.Б. Давидсон, А.А. Данилов, И.С. Савина (ответственный секретарь)

Рецензент

доктор исторических наук А.М. Филитов

Вместо введения

История XX столетия: уроки и проблемы

Историки многих стран подводят итоги XX столетия. Они стремятся поставить его в контекст истории человечества в целом, раскрыть неповторимые черты и колорит закончившегося века.

На Международном Конгрессе историков, проходившем в Осло летом 2000 г., тема подведения исторических и историографических итогов XX столетия заняла фактически преобладающее место.

Анализ итогов конгресса и многочисленной литературы, изданной по всему миру, дает обильную пищу для размышлений.

Для одних XX в. означал гигантский взлет человеческой мысли и достижений; для других - это самый преступный или экстремистский век в мировой истории.

Основания для столь полярных и противоположных выводов дают не только различные позиции и взгляды историков, но прежде всего сама история XX столетия.

Для современников всякое событие кажется более важным, чем многие предшествующие. Люди, живущие в XX столетии, воспринимали его гораздо более эмоционально, чем историю прошлых эпох, поскольку они сами были участниками и свидетелями многих событий. В этом смысле субъективизм историков и представителей других отраслей знания проявляется в значительно большей степени, чем у тех историков, которые изучают древность, средневековье, новую историю или даже самое начало XX столетия.

В оценке XX в. очень важны точки отсчета и главные факторы сравнения с другими эпохами. Те авторы, которые оперируют данными о развитии науки, техники и технологии несомненно правы, когда они говорят об ушедшем столетии в превосходной степени.

Завершившееся столетие, как и впрочем всякое другое, было столь многообразным и многофакторным, что возможны самые различные подходы к его изучению, которые можно проследить и по огромному разнообразию тематики уже изданных книг, посвященных истории XX в.

В отдельных книгах делается акцент на социальные или политические факторы; других авторов интересуют прежде всего проблемы экономики; уже есть большая литература об истории культуры, искусства и духовной жизни в целом.

В течение долгого времени историческая наука в нашей стране развивалась в русле только одной, марксистской, теории, что предполагало постоянный поиск главной закономерности и основной причины всех многообразных процессов.

Действительно марксизм с самого своего возникновения претендовал на раскрытие целостности нашего мира, на универсальное объяснение происходивших процессов и событий.

Но и в те времена многие сотни конкретных и частных исследований давали основание говорить о мире, как сочетании множества не только фактов, но и их объяснений и толкований.

Сейчас уже подавляющее большинство историков нашей страны, и в том числе тех, кто исследует историю XX в., являются приверженцами многофакторного подхода; они перестали видеть в истории уходящего века столкновение только “главных противоречий”, искать “основное” объяснение тех или иных явлений.

Только на основе многофакторного подхода можно реально понять и объяснить весь тот сложнейший и разнообразный мир событий и процессов, которыми отмечен XX в.

Среди этих методов или теоретических построений находят свое место и теория цивилизаций Арнольда Тойнби, и разнообразные варианты теории модернизаций и экономического роста, и подходы к истории Макса Вебера, и в немалой степени идеи и методы марксизма, и культурологические и философские теории Дюркгейма, Хайдеггера и многие другие.

Методологическое “единство” ныне предстает и в отечественной науке как единство многообразия, как совокупность плюралистического объяснения истории.

Наконец-то, и в России включились в дискуссии о роли самого историка в раскрытии и объяснении истории. Английский историк Э. Карр когда-то заметил, что “историй столько, сколько историков”. Конечно, видимо, это крайность, дающая повод к тотальной релятивизации истории, но то, что личность самого историка, его идейные установки, его политический и нравственный выбор, его вкусы, страсти и характер влияют в огромной степени на отбор историком фактов, на их интерпретацию и т. п., - все это теперь не вызывает сомнений.

Анализируя в этом плане то, что уже сделано в российской исторической науке в изучении истории XX в. можно одновременно отметить противоречивость происходящих процессов. С одной стороны, можно видеть (особенно у молодого поколения) тенденцию именно к многофакторному пониманию и объяснению явлений и событий, а с другой - продолжает существовать приверженность к стереотипной периодизации, к привычным схемам, долгие десятилетия преобладавшим в научной литературе и учебниках для средней и высшей школы.

Очевидный и естественный отказ от марксистских парадигм подчас приводит к тому, что явно утрачивается интерес к социально-экономической истории и очень часто игнорируются ведущие причинно-следственные связи и детерминированность процессов и явлений.

Нарративные методы во многих случаях явно превалируют над синтезом, и в этом лежит одно из объяснений чересполосицы оценок и суждений, желания тотального пересмотра прежних оценок и пренебрежения к компаративистским методам и приемам.

С учетом высказанных соображений представляется, что в анализе важнейших событий и явлений XX столетия сейчас важно вскрыть и объяснить те общие противоречия, те “сквозные” факторы, которые проходили через все столетие и были в большей или меньшей степени характерны для разных периодов и регионов.

Известно также, что наибольшие перемены в подходе к истории обнаружились в последние 10 лет при изучении древности, средневековья и раннего нового времени. Эти процессы в конце 80-х и особенно в 90-е годы проявились и в российской историографии.

Явные сдвиги в социальной истории, породившие фактически “новую социальную историю”, формирование интеллектуальной истории, принципиально новые подходы к теме “индивид и общество”, приведшие к новому толкованию исторической антропологии или проблеме “человека в истории”, усиление внимания к компаративистским исследованиям, гендерная проблематика, - все это, как и многое другое, в российской историографии в наибольшей степени разрабатывается на материале древности и средневековья.

Поэтому одна из важных задач российской исторической науки состоит в том, чтобы использовать эти методы и методики при исследовании истории XX столетия. Такая тенденция заметна и в мировой науке, что показывают публикации, а также многочисленные конференции, заседания и круглые столы.

Век XX дал миру значительное число моделей общественного развития и попыток их реализации. Наиболее отчетливым противостоянием стала социалистическая и либеральная модель в их большом разнообразии и модификациях. Историки многих стран включены ныне в дискуссии о смысле этих моделей и об их судьбе в конце XX столетия.

На рубеже веков в России уже издано значительное число исследовательских трудов и учебников по истории XX столетия. Большинство из них касаются истории Советского Союза и России. Для российских историков остается неотложной задачей создать на принципиально новой основе, с использованием огромного массива неизвестных ранее документов, в том числе и архивных трудов, новые исследования, раскрывающие сложный и драматический путь, проделанный Россией в XX в.

Большинство этих трудов начинается не с 1917 г., как прежде, а с самого начала века. Для многих исследователей становится все более очевидным, что реальным началом века можно считать первую мировую войну, с которой Россия и мир вступили в новый этап развития.

Проверочная работа по истории Мир в начале XX века для 9 класса с ответами. Работа включает в себя 28 разноуровневых заданий.

1. В 1908 г. произошла

1) младотурецкая революция
2) Англо-бурская война
3) Синьхайская революция в Китае
4) Испано-американская война

2. Какая из названных организаций была создана в Великобритании в 1906 году?

1) Консервативная партия
2) Либеральная партия
3) Национальная чартистская ассоциация
4) Лейбористская партия

3. Что из названного произошло в 1913 году?

1) изобретено радио
2) проведен первый сеанс кинематографа
3) впервые применен конвейер (на сборке автомобилей)
4) построен первый в Европе метрополитен в Лондоне

4. В число основных требований рабочих в европейских странах в начале ХХ века входило

1) введение конституции
2) установление 8-часового рабочего дня
3) право создавать профсоюзы
4) создание первого объединения социалистических партий — Интернационала

5. В конце XIX — начале ХХ века в большинстве стран Западной Европы и США появились

1) парламенты
2) общенациональные федерации профсоюзов
3) коммунистические партии
4) партии либерального толка

6. «Страной трестов» называли в начале ХХ века

1) Великобританию
2) Италию
3) США
4) Францию

7. Проведению значительных социальных реформ в Великобритании в начале ХХ века способствовал

1) Д. Ллойд Джордж
2) Б. Дизраэли
3) У. Черчилль
4) А. Гриффит

8. Анархо-синдикалистские идеи распространились в конце XIX — начале ХХ века

1) среди европейских парламентариев
2) в организации младотурок
3) среди американских фермеров
4) в рабочем движении

9. Участниц движения за предоставление женщинам избирательных прав называли

1) суфражистками
2) роялистками
3) пацифистками
4) чартистками

10. В начале ХХ века США стремились в своей внешней политике

11. В результате Синьхайской революции в Китае

1) прекращена деятельность иностранных компаний
2) была свергнута власть императора
3) к власти пришла партия Гоминьдан
4) императорский трон занял японский ставленник

12. Младотурками в Османской державе назывались

1) представители зарождавшейся технической интелли­генции
2) владельцы крупных турецких предприятий и банков
3) участники организации, выступавшей за конституци­онный строй
4) члены революционно-демократической партии

13. Расположите события в хронологическом порядке.

1) Синьхайская революция в Китае
2) Русско-японская война
3) Англо-бурская война

14. Какие новые отрасли промышленности получили развитие в начале ХХ века? Выберите два верных положения.

1) текстильная
2) машиностроительная
3) электротехническая
4) химическая

15. Какие два из названных технических изобретений, устройств появились в первые десятилетия ХХ века?

1) автомобиль
2) самолет
3) телефон
4) конвейер

16. В каких двух из названных стран произошли революции в первые десятилетия ХХ века?

1) Китай
2) Индия
3) Османская империя
4) Япония

17. Какие два из названных государств активно включились в конце XIX — начале ХХ века в борьбу за передел колони­альных владений?

1) Великобритания
2) Германия
3) Испания
4) США

18. Установите соответствие между событиями и датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответст­вующую ей позицию из второго столбца.

А) революция в Мексике
Б) Англо-бурская война
В) Синьхайская революция в Китае

1) 1899-1902 гг.
2) 1904-1905 гг.
3) 1911-1913 гг.
4) 1910-1917 гг.

19. Установите соответствие между понятиями и названиями государств, к истории которых они относятся. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

А) казус Мильерана
Б) чешский вопрос
В) тред-юнионы

Государства

1) Великобритания
2) Франция
3) Италия
4) Австро-Венгрия

20. Установите соответствие между терминами и их значением. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую ей позицию из второго столбца.

А) урбанизация
Б) эмансипация
В) эмиграция

Значения

1) освобождение от угнетения, уравнивание в правах
2) повышение интенсивности труда
3) рост крупных городов
4) переезд на жительство в другую страну

21. Установите соответствие между понятиями и названиями стран, к истории которых в начале ХХ века они относят­ся. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую ей позицию из второго столбца.

А) антимонопольное законодательство
Б) гомруль
В) Третья республика

1) Германия
2) Франция
3) США
4) Ирландия

22.

А) Г. Форд
Б) Д. Ллойд Джордж
В) А. Бебель

Деятельность

1) премьер-министр Великобритании
2) основатель автомобильной компании в США
3) президент Франции
4) руководитель Социал-демократической партии Германии

23. Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

А) Ф. Вилья
Б) Сунь Ятсен
В) Муцухито

Деятельность

1) лидер революционного движения в Китае
2) император Японии
3) основатель Общества младотурок
4) руководитель крестьянского движе­ния в Мексике

24. Установите соответствие между именами ученых и их научными открытиями в начале ХХ века. К каждой пози­ции первого столбца подберите соответствующую ей пози­цию из второго столбца.

А) А. Эйнштейн
Б) М. Склодовская­-Кюри
В) Э. Резерфорд

Открытия

1) теория относительности
2) передача радиоволн на расстоя­ние
3) новая модель строения атома
4) открытие радиоактивности ато­ма

25. Назовите общее понятие.
Картель, синдикат, трест — __________

26. Укажите, что объединяет имена в рядах.

1) Г. Бессемер, Э. и П. Мартен — __________
2) К. Бенц, Л. Рено, Г. Форд — __________
3) У. и О. Райт, И. Сикорский, Э. Хейнкель — __________

27. Укажите, что объединяет имена в рядах

1) А. Бебель, Э. Бернштейн, К. Каутский — __________
2) Сунь Ятсен, Юань Шикай — __________
3) Ф. Мадеро, В. Карранса, Э. Сапата — __________

28. Прочитайте отрывок из документа «О целях войны» (написан в 1914 г.) и ответьте на вопросы.

«…Мы нуждаемся в безусловной свободе морей, в колони­ях с удобными гаванями, которые можно защитить, в коло­ниях, снабжающих нас сырьем и способных стать рынками для сбыта, в колониях, способных жить своей собственной экономикой и отличающихся по сравнению с английской колониальной империей сплоченностью и свободой передвиже­ния… Нам нужна на западе граница, которая дала бы нам по возможности ключ к Франции. Нам могут пригодиться рай­оны угля и руды, прилегающие непосредственно к нашей границе. С военной точки зрения желательно улучшить вос­точно-прусскую границу. Наконец, нам нужна военная кон­трибуция, которая связала бы на долгое время Францию в экономическом отношении и лишила бы ее возможности раз­вить в других частях света финансовую деятельность во вред нам».

1) Цели какого государства изложены в документе? На осно­вании чего это можно определить?

2) Используя информацию источника и знания по курсу, объясните, в чем выражались приготовления к войне, о которой идет речь.

ОТВЕТЫ — Проверочная работа по истории Мир в начале XX века для 9 класса
1-1
2-4
3-3
4-2
5-2
6-3
7-1
8-4
9-1
10-3
11-2
12-3
13-321
14-34
15-24
16-13
17-24
18-413
19-241
20-314
21-342
22-214
23-412
24-143
25. монополия
26.
1) Открытия, технические изобретения в металлургии.
2) Производство автомобилей.
3) Самолетостроение.
27.
1) Идеологи и руководители социалистического движения.
2) Участники революции 1911-1913 гг. в Китае.
3) Участники Мексиканской революции 1910-1917 гг.
28.
1) В документе изложены цели Германии. Об этом свидетельствует упоми­нание западной границы с Францией, а также выраженное в тексте отношение к Англии’ и Франции как государствам-соперникам.
2) Приготовления к войне: укрепление армии и флота, совершенствование вооружений, в дипломатической сфере — заключение союза с Австро­-Венгрией и Италией (Тройственного согласия).

История 20 века была насыщена событиями самого разного характера - были в ней и великие открытия, и великие катастрофы. Государства создавались и разрушались, а революции и гражданские войны вынуждали людей оставлять родные места, чтобы отправиться в чужие края, но спасти при этом жизнь. В искусстве двадцатый век тоже оставил неизгладимый след, полностью его обновив и создав совершенно новые направления и школы. Были великие достижения и в науке.

Всемирная история 20 века

XX век начался для Европы с событий весьма печальных - случилась русско-японская война, а в России в 1905 году случилась первая, хоть и окончившаяся провалом, революция. Это была первая в истории 20 века война, в ходе которой применялось такое оружие, как миноносцы, броненосцы и тяжелая дальнобойная артиллерия.

Эту войну Российская империя проиграла и понесла колоссальные человеческие, финансовые и территориальные потери. Однако на вступление в мирные переговоры русское правительство решилось только когда из казны на войну было потрачено более двух миллиардов рублей золотом - сумма и сегодня фантастическая, а в те времена просто немыслимая.

В контексте всеобщей истории эта война была всего лишь очередным столкновением колониальных держав в борьбе за территорию ослабевшего соседа, а роль жертвы выпала слабеющей Китайской империи.

Русская революция и ее последствия

Одни из наиболее значимых событий 20 века, безусловно, была Февральская и Октябрьская революция. Падение монархии в России вызвало целую череду неожиданных и невероятно мощных событий. За ликвидацией империи последовало поражение России в Первой мировой войне, отделение от нее таких стран, как Польша, Финляндия, Украина и стран Кавказа.

Для Европы революция и последовавшая за ней Гражданская война тоже не прошли бесследно. Прекратили свое существование также Османская империя, ликвидированная в 1922 году, Германская империя в 1918. Австро-Венгерская империя просуществовала до 1918 года и распалась на несколько независимых государств.

Однако и внутри России спокойствие после революции наступило не сразу. Гражданская война продолжалась до 1922 года и закончилась созданием СССР, распад которого в 1991 году станет еще одним важным событием.

Первая мировая война

Эта война стала первой так называемой окопной войной, в которой огромное количество времени уходило не столько на продвижение войск вперед и захват городов, сколько на бессмысленное ожидание в окопах.

Кроме того, в массовом порядке применялась артиллерия, впервые было применено химическое оружие и придуманы противогазы. Другой важной особенностью стало использование боевой авиации, формирование которой происходило фактически во время боевых действий, хотя школы авиаторов были созданы за несколько лет до ее начала. Вместе с авиацией создавались и силы, которые должны были с ней бороться. Так появились войска противовоздушной обороны.

Развитие информационных и коммуникационных технологий также нашло свое отражение на поле боя. Информация стала передаваться из штаба на фронт в десятки раз быстрее благодаря строительству телеграфных линий.

Но не только на развитии материальной культуры и технологиях сказалась эта ужасная война. Нашлось ей место и в искусстве. Двадцатый век для культуры стал тем переломным моментом, когда многие старые формы были отвергнуты, а им на смену пришли новые.

Искусство и литература

Культура накануне Первой мировой войны переживала небывалый подъем, который вылился в создание самых разных течений как в литературе, так и в живописи, скульптуре и кино.

Пожалуй, самым ярким и одним из наиболее хорошо известных художественных направлений в искусстве был футуризм. Под этим названием принято объединят ряд течений в литературе, живописи, скульптуре и кинематографе, которые возводят свою генеалогию к известному манифесту футуризма, написанному итальянским поэтом Маринетти.

Наибольшее распространение, наряду с Италией, футуризм получил в России, где появились такие литературны сообщества футуристов, как "Гилея" и ОБЭРИУ, крупнейшими представителями которых Были Хлебников, Маяковский, Хармс, Северянин и Заболоцкий.

Что касается изобразительного искусства, то живописный футуризм имел в своем фундаменте фовизм, заимствуя при этом многое также и у популярного тогда кубизма, который появился на свет во Франции в начале века. В 20 веке история искусства и политики связаны неразрывно, ведь многие авангардные писатели, живописцы и кинематографисты составляли собственные планы переустройства общества будущего.

Вторая мировая война

История 20 века не может быть полной без рассказа о самом катастрофичном событии - Второй мировой войне, которая началась года и продлилась до 2 сентября 1945. Все ужасы, сопутствовавшие войне, оставили неизгладимый след в памяти человечества.

Россия в 20 веке, как и другие страны Европы, пережила множество ужасных событий, но ни одно из них не может сравниться по своим последствиям с Великой Отечественной войны, которая была частью Второй мировой. По самым разным данным, количество жертв войны в СССР достигало двадцати миллионов человек. К этому числу относят как военных, так и гражданских жителей страны, а также многочисленных жертв блокады Ленинграда.

Холодная война с былыми союзниками

В боевые действия на фронтах Мировой войны были втянуты шестьдесят два суверенных государства из семидесяти трех существовавших на тот момент. Боевые действия велись в Африке, Европе, на Ближнем Востоке и в Азии, на Кавказе и в Атлантическом океане, а также за Полярным кругом.

Вторая мировая война и холодная война последовали одна за другой. Вчерашние союзники стали сначала соперниками, а позже и врагами. Кризисы и конфликты следовали один за другим на протяжении нескольких десятилетий, пока Советский Союз не прекратил своего существования, тем самым положив конец конкуренции двух систем - капиталистической и социалистической.

Культурная революция в Китае

Если рассказывать историю двадцатого века в терминах государственной истории, то она может звучать как длинный список войн, революций и нескончаемого насилия, применяемого зачастую по отношению к совершенно случайным людям.

К середине шестидесятых годов, когда мир еще не до конца успел осмыслить последствия Октябрьской революции и гражданской войны в России, на другом конце континента развернулась очередная революция, вошедшая в историю под названием Великой пролетарской культурной революции.

Причиной Культурной революции в КНР принято считать внутрипартийный раскол и опасения Мао потерять доминирующее положение внутри партийной иерархии. В результате было принято решение начать активную борьбу с теми представителями партии, которые были сторонниками мелкой собственности и частной инициативы. Все они были обвинены в контрреволюционной пропаганде и либо расстреляны, либо отправлены в тюрьмы. Так начался массовый террор, длившийся более десяти лет, и культ личности Мао Цзэдуна.

Космическая гонка

Освоение космоса было одним из наиболее популярных направлений в двадцатом веке. Хотя сегодня для людей уже стало привычным международное сотрудничество в сфере высоких технологий и освоения космического пространства, в то время космос был ареной напряженного противостояния и жесточайшей конкуренции.

Первым рубежом, за который бились две сверхдержавы, была околоземная орбита. И США, и СССР имели к началу пятидесятых годов образцы ракетной техники, которые послужили прототипами для ракет-носителей более позднего времени.

Несмотря на всю скорость, с которой работали американские ученые, первыми груз на орбиту вывели советские ракетчики, и 4 октября 1957 года на орбите Земли оказался первый созданный человеком спутник, который совершил вокруг планеты 1440 витков, а затем сгорел в плотных слоях атмосферы.

Также советские инженеры первыми запустили на орбиту первое живое существо - собаку, а позже и человека. В апреле 1961 года с космодрома Байконур стартовала ракета, в грузовом отсеке которой находился космический корабль Восток-1, в котором был Юрий Гагарин. Мероприятие по выводу первого человека в космос было рискованным.

В условиях гонки освоение космоса могло стоить космонавту жизни, так как спеша опередить американцев, русские инженеры приняли ряд довольно рискованных с технической точки зрения решений. Однако и взлет и посадка оказались успешными. Так СССР выиграл очередной этап соревнования, получившего название Космическая гонка.

Полеты к Луне

Проиграв первые несколько этапов в освоении космоса, американские политики и ученые приняли решение поставить перед собой более амбициозную и трудную задачу, на которую Советскому Союзу могло попросту не хватить ресурсов и технических наработок.

Следующим рубежом, который нужно было взять, стал полет к Луне - естественному спутнику Земли. Проект, получивший название "Аполлон", был инициирован в 1961 году и ставил своей целью осуществление пилотируемой экспедиции на Луну и высадку на ее поверхность человека.

Какой бы амбициозной эта задача ни казалась к моменту начала проекта, но она была решена в 1969 году с высадкой Нила Армстронга и Базза Олдрина. В общей сложности в рамках программы были совершены шесть пилотируемых полетов к земному спутнику.

Поражение социалистического лагеря

Холодная война, как известно, закончилась поражением социалистических стран не только в гонке вооружений, но и в экономическом соревновании. Среди большинства ведущих экономистов существует консенсус о том, что основными причинами распада СССР и всего соцлагеря были экономические.

Несмотря на то что на территории некоторых стран распространен ресентимент относительно событий конца восьмидесятых, начала девяностых годов, для большинства стран Восточной и Центральной Европы освобождение от Советского доминирования оказалось крайне благоприятным.

В списке самых важных событий 20 века неизменно содержится строчка с упоминанием падения Берлинской стены, служившей физическим символом разделения мира на два враждебных лагеря. Датой крушения этого символа тоталитаризма считается 9 ноября 1989 года.

Технический прогресс в XX веке

Двадцатый век был богат изобретениями, никогда прежде технический прогресс не шел с такой скоростью. Сотни очень значимых изобретений и открытий были сделаны за сто лет, но некоторые из них достойны особого упоминания в силу их чрезвычайной важности для развития человеческой цивилизации.

К изобретениям, без которых немыслима современная жизнь, безусловно, относится самолет. Несмотря на то что люди мечтают о полете на протяжении многих тысячелетий, осуществить первый в истории человечества полет удалось лишь в 1903 году. Это фантастическое по своим последствиям достижение принадлежит братьям Уилбуру и Орвилу Райтам.

Другим важным изобретением, имеющим отношение к авиации, стал ранцевый парашют, сконструированный петербургским инженером Глебом Котельниковым. Именно Котельников получил патент на свое изобретение в 1912. Также в 1910 году был сконструирован первый гидросамолет.

Но, пожалуй, самым страшным изобретением двадцатого века была ядерная бомба, однократное использование которой повергло человечество в ужас, не прошедший и по сей день.

Медицина в XX веке

Одним из главных изобретений 20 века считается также технология искусственного производства пенициллина, благодаря которой человечество получило возможность избавиться от множества инфекционных заболеваний. Ученым, открывшим бактерицидные свойства грибка, был Александр Флеминг.

Все достижения медицины в двадцатом веке неразрывно были связаны с развитием таких областей знания, как физика и химия. Ведь без достижений фундаментальной физики, химии или биологии невозможно было бы изобретение рентгеновского аппарата, химиотерапии, лучевой и витаминной терапии.

В XXl веке медицина еще более плотно связана с высокотехнологичными отраслями науки и промышленности, что открывает поистине завораживающие перспективы в борьбе с такими болезнями, как рак, ВИЧ и многими другими трудноизлечимыми заболеваниями. Стоит отметить, что открытие спирали ДНК и ее последующая расшифровка также позволяют надеяться на возможность излечивания наследуемых заболеваний.

После СССР

Россия в 20 веке пережила много катастроф, среди которых были войны, в том числе и гражданские, распад страны и революции. В конце века случилась очередное крайне важное событие - Советский Союз прекратил свое существование, а на его месте образовались суверенные государства, некоторые из которых погрузились в гражданскую войну или в войну с соседями, а некоторые, как страны Балтии, довольно быстро вступили в Европейский союз и начали строительство эффективного демократического государства.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...