Как читать буквосочетания согласных в английском языке. Простые правила чтения английских слов

1. Впишите пропущенные буквы в скороговорки.

Чешуя у щ _ чки, щетинка у ч _ шки.
Тащ _ , не дотащ _ , боюсь, что выпущ _ .
Волки рыщ _ т, пищ _ ищ _ т.
2. Допишите правила с примерами.
Согласные звуки [ ч, ] , [щ, ] всегда мягкие, __________________________________ , а в буквосочетаниях пишутся буква ______________. Например: _
Согласные звуки всегда мягкие, а в буквосочетаниях всегда пишется буква_____________.
Например:_____

3. Прочитайте отрывок из стихотворения В Суслова. Изучаемые буквосочетания подчеркните.

Тише, Шорох, не дыши!..

Слышишь, стихли камыши?

Слышу. По болоту

Вышли цапли на охоту.

Цапли ужинать спешат,

Ищут, ищут лягушат.

Выберите и запишите нужные советы лягушатам, чтобы они не попались цапле в клюв

Словосочетания для выбора: не шуршите, не дышите громко, не спешите наверх, не высовывайтесь, сторожите друг друга, не дрожите от страха, держитесь вместе.

4. Найдите в непонятном слове, придуманном А. Кочергиной, пять понятных, имеющих какое-либо значение. В каждом из них должно быть изучаемое буквосочетание. Запишите эти слова.

Лыжирафишалашипы

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Отгадайте загадку. Выпишите по порядку все буквосочетания, связанные с изучаемой темой.

Веселюсь - свищу, грущу - молчу, Червячков ищу, в рощу лечу.

_____________________________________________________________________________

Найдите и подчеркните в загадке слова, противоположные по значению.

Проверочная работа 11
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН (продолжение)

1. В названиях сказок найдите и подчеркните буквосочетания, написание которых нужно запомнить.
«Курочка Ряба», «Снегурочка», «Красавица и чудовище», «Красная Шапочка», «Русалочка».

2. Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните изучаемые буквосочетания. Запишите отгадку.
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки -
Раздают всем огоньки

_____________________________________________________________________________

3. Вычеркните в каждом ряду слово, в котором нет изучаемых буквосочетаний.

Бочка, точка, листочек, почка.

Точно, срочно, нарочно, доченька.

Мощный, рукопашный, хищный, жилищный

4. Подчеркните слова, где есть изучаемые буквосочетания.

Три маленькие феечки сидели на скамеечке (С. Маршак)

5. Выпишите из стихотворения все изучаемые буквосочетания столько раз, сколько они в нём встречаются.

Мы купили дочке
Белые носочки,
А ещё отличные,
Прочные, практичные,
Очень симпатичные
Ба-шма-чки!
(С. Михайлова)

____________________________________________________________________________

Правильно ли поделено на слоги выделенное слово в тексте? Отметьте галочкой правильный ответ.

 Да  Нет

Выберите из скобок слово с одним из изучаемых буквосочетаний остальные зачеркните.

Конечно, мы выбрали башмачки (жёлтого, красного, коричневого) цвета.

Проверочная работа 12
Слог. Перенос слов

1. Подчеркните в тексте слова, которые нельзя переносить.

Когда я был маленьким, зимой термометр за окном показывал порой такие морозы, что становилось, что становилось жутко. Тогда я тёр градусник варежкой и дышал на него. Сразу становилось теплее.
(С. Георгиев)

2. Разделите слова сначала на слоги, а затем по правилам переноса.
Маленьким, зимой, порой, теплее.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Прочитайте и отгадайте загадку.
Б сказала:
- Слушай, А ,
Побежим искать слова!
Смотрят - бочка.
Буквы бочку
Покатили по песочку.
Бочка сделалась легка,
Унеслась под облака.
Запишите слово-отгадку, разделив его на слоги.

____________________________________________________________________________

4 . Запишите скороговорку по слогам.

На воротах - сорока, на заборе - ворона, на дороге - воробей.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бездельничать, отвлекаться от чего – то

Заниматься математикой.

5 . Запишите первые пять слов, разделив их по правилам переноса. Другие пять
слов запишите, разделив их по слогам.

Девочка, деревня, суббота, весело, спасибо.

Платок, город, ягода, урожай, скоро.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа 13
Ударение Ударный (слог)

1. Подчеркните слово, которое в данном
стихотворении произносится с неправильным ударением и пишется с ошибкой.

Сидела птичка на лугу,
Подкралась к ней корова.
И ухватила за нагу:
- Птичка, будь здорова!

Запишите слово правильно, поставьте знак ударения.
____________________________________________________________________________

2. Найдите два слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному.
Выпишите ИХ, поставьте ударение.
«Рожь» мы пишем с МЯГКИМ знаком,
С этим я давно знаком.
(По А. Кочергиной)

_____________________________________________________________________________

3. Составьте и запишите простые предложения, чтобы проявилось разное значение слов в парах.

Жаркое - жаркое,

кружки - кружки.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В выделенных словах поставьте ударение. В скобках после каждого слова укажите цифрой, на какой слог падает ударение.

Ему разрешили стрельнуть () по мишени. Мальчик запыхался () и хотел отдохнуть. Девочка напилась () из ручья и догнала () ушедших вперёд товарищей. Не забудь положить () вещь туда, где брала ().

5. Поставьте в словах, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, правильное ударение, чтобы стихи и скороговорка читались в рифму и были
понятны.

Пересохла глина,
Рассердилась Нина,
Не мука, а мука, -

Пекарям наука.

Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились.
Сосёт Алёнушка ирис,
А вышивает ирис.

(Я. Козловский)

Теремок ломать не стоит, он ведь крепенько стоит и немалых денег стоит.

(С. Минайлова)

Проверочная работа 14.


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: открытие нового знания.

Цели:

  • Закрепление умения правильно обозначать на письме сочетания жи- ши, ча - ща; формирование представления о написании буквосочетаний чу-щу .
  • Развитие речи, внимания, памяти, мыслительных операций: анализ, обобщение, сравнение.
  • Воспитание интереса к урокам русского языка.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Демонстрационный и раздаточный материал:

  • Карточки со словами:

Ж, _ знь, ш _ на, маш _ на, ч _ стый ч _ щ _ .

  • Алгоритм.
  • Карточка-задание для пробного действия со словами:

Щ _ ка, ч _ дак.

  • Набор гласных букв: у, ю, а, я, ы, и.
  • Карточки для групп со словами:

Верчу, кручу, ищу, тащу.

  • Карточки для первичного закрепления и самостоятельной работы.

Щ _ка, ч _ м, ищ _ , молч _ ,
Все слова на чу и щу.
Я их твердо зауч _
И пятерку получ _ .

Я грамотно писать хоч _ ,
Слова на ч _ и щ _ уч_ :
Ч _ лок, и ч _ до, и ч _ гун,
Ч _ дак, и щ _ ка, и ворч _ н,
Ч _ мазый, ч _ чело, ч _ рбан,
Ч _ десный, ч _ вство и ч _ лан,
Крич _ , ворч _ , ищ _ , тащ _ -
Я с у пишу и чу и щу!

  • Яблонька, нарисованная на листе ватмана.
  • Набор "яблок" красного, желтого, зеленого цвета.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание -
Помоги нам потрудиться
Мы пришли сюда учиться.

На каком уроке вы продолжаете учиться? (На уроке русского языка.)

Чему учились на предыдущих уроках русского языка? (Мы учились писать буквосочетания ча-ща, жи-ши )

Вы уверены, что научились правильно их писать? (Да)

Как вы думаете, что вы будете изучать сегодня на уроке? (Будем изучать что-то новое.)

Вам хочется узнать что - то новое? (Да.)

Что надо сделать, прежде чем начнете узнавать новое? (Повторить то, что мы знаем и умеем.)

Молодцы!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Прочитайте слова.

Как вы думаете, какое задание будете выполнять? (Спишем слова, вставим пропущенные буквы.)

Но вы будете не просто вставлять букву, а еще обосновывать выбор правильной буквы, почему эту букву пишем в слове. Что вам поможет обосновать выбор буквы? (Правила "Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща".)

А как вы будете действовать? (По алгоритму.)

Посмотрите, все согласны с записанным алгоритмом? (Нет.)

Почему? (Шаги алгоритма рассыпаны, идут не по порядку.)

Предлагаю вам в группах восстановить необходимый алгоритм правильного написания слов по изученным правилам?

Предлагаю каждой группе представить свой вариант алгоритма.

Почему последовательность шагов будет именно такой?

Какое именно правило вы будете применять для данных слов? (Жи - ши пиши с буквой и )

Алгоритм готов. Можем выполнять задание? (Да.)

Я вам предлагаю выполнить задание на карточках. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Проверяем по образцу.

У кого есть ошибки? Что вам надо повторить?

Индивидуальное задание.

Сейчас я вам предложу задание с затруднением. Вам нужно будет вставить буквы в слова.

Прочитайте слова, подумайте и запишите эти буквы на планшетках.

У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? (Не смогли определить, какие буквы нужно вставить в слова щука, чудак. )

У кого есть ответы, покажите их. (У, ю:)

Учитель выставляет разные ответы детей на доску.

У вас получились разные ответы. Кто считает, что его ответ правильный?

Обоснуйте свое мнение. (Мы не можем обосновать, мы не знаем правила.)

3. Выявление причины затруднения.

Какое задание вы выполняли? (Вставляли буквы в слова чудак и щука. )

В каком месте вы засомневались? (Какую букву писать после ч и щ )

Почему возникло такое сомнение? (Мы не знаем точно, какую букву надо писать после ч и щ - у или ю. )

Кто - нибудь из вас знает или догадывается, как пишутся эти буквосочетания? (Когда изучали буквосочетания жи - ши, ча - ща , мы говорили о том, что это исторически сложившиеся написания. Так принято писать! Но мы не знаем, как пишутся буквосочетания чу - щу. )

4. Проблемное объяснение нового материала.

Значит, ваша цель? (Узнать с какой буквой у или ю писать буквосочетания чу - щу .)

Сформулируйте тему урока. (Правописание буквосочетаний чу -щу .)

Я предлагаю вам самим в группах открыть новое знание. Для этого вы будете действовать по плану. (Учитель показывает план .)

  1. Прочитайте слова.
  2. Обозначьте новую орфограмму.
  3. Сделайте и запишите вывод.

Учитель выдает каждой группе карточки со словами:

Верчу, кручу, ищу, тащу

Кто готов рассказать о своем открытии? (Ученики формулируют правило сами, на доску выставляют составленные эталоны .)

Кто может ответить на вопрос, будет ли это правило исключением? (Да, это исключение. В словах с буквосочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу после твердых согласных пишем букву и , после мягких буквы а, у.. )

Откройте учебник на с. 106 и проверьте, правильно ли вы рассуждали? Прочитайте правило!

Как же нужно было написать слова щука и чудак? (Нужно писать с буквой у. )

Какую цель вы ставили? (Выяснить, с какой буквой у или ю писать буквосочетания чу - щу. )

Достигли поставленной цели? (Да.)

Сможете теперь правильно написать слова щука и чудак и объяснить, почему пишем так, а не иначе? (Да.)

Что поможет в дальнейшем обосновать правильность написания сочетаний чу - щу? (Правило: в буквосочетаниях чу - щу после ч, щ пишется буква у: щука, чудак. )

Посмотрите на прежний алгоритм и скажите, подходит ли он при определении написания букв у или ю в буквосочетаниях чу - щу ? (Да.)

Что нужно дополнить, чтобы вы могли им пользоваться? (Дописать новое правило.)

Учитель добавляет новое правило в алгоритм.

Молодцы! А теперь отдохнем.

Физкультминутка.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Какие ваши дальнейшие действия? (Потренироваться.)

Для тренировки предлагаю вставить буквы в рифмовку.

1. Работа у доски фронтально с объяснением первого слова рифмовки.

2. Ученики работают в парах по очереди, применяя алгоритм, проговаривая правило друг другу шепотом.

Образец: произношу слово щука. Есть опасное место - буквосочетание щу. Применяю правило: "чу - щу пишу с у", пишу в слове щука щу с буквой у.

Молодцы! Вместе хорошо поработали! Теперь как вы можете проверить, что знаете новое правило? (Написать самостоятельную работу.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На парте у каждого лежат карточки. Возьмите их. Прочитайте задание и выполните, применяя алгоритм и новое правило.

Учащиеся работают самостоятельно.

Закончили выполнение работы? (Да.)

Какой следующий шаг? (Проверить самостоятельную работу.)

Проверяйте каждое слово по образцу. В том месте, где написание вставленных букв совпадает с образцом, поставьте в своей работе над словом плюс.

Посчитайте, сколько всего плюсов у вас получилось?

Встаньте те, у кого 20 плюсов.

А теперь - у кого 19-17 плюсов.

Молодцы!

У кого ошибки? (:)

Что не получилось? (:)

Где ошибка? (:)

Почему она возникла? (:

Физкультминутка.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Как вы думаете, зачем необходимо изучать эти правила и писать правильно? (Нам необходимо, чтобы нас понимали окружающие, если будем писать безграмотно, то нас трудно будет понять, грамотное письмо необходимо для общения.)

Где можем применять полученные знания? (При выполнении упражнений.)

Хорошо! Давайте поработаем с упражнением №176 на с.107.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Молодцы! С каким затруднением на уроке вы столкнулись? (Не знали, как написать слова с буквосочетаниями чу -щу. )

Какую цель ставили на уроке? (Выяснить, как пишутся слова с буквосочетаниями чу -щу. )

Достигли цели? (Да.)

Как пишутся буквосочетания чу - щу? (Буквосочетания чу -щу надо писать с буквой у. )

Оцените свою работу с помощью яблони мудрости. Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями чу - щу - повесьте красное яблочко. Если у вас есть сомнения - желтое. Если вы думаете, что эти слова еще вызывают затруднения - зеленое.

Учащиеся вешают яблоки разного цвета.

Ребята, посмотрите на яблоньку. Сколько красных спелых яблок на ней появилось! Вы хорошо поработали!

У кого созрели красные яблоки - дома сочинить рифмовку с изученными буквосочетаниями, у кого желтые и зеленые - вам необходимо потренироваться и выполнить упражнение № 177 из учебника.

1. Прочитай.

  • Прочитай буквосочетания. Какую «работу» выполняют буквы и, а, у в каждом из этих буквосочетаний, а какую не выполняют?
  • Почему же надо запоминать написание гласных в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу ?

Обрати внимание! Звуки [ж], [ш] - твёрдые согласные звуки, но в буквосочетаниях жи-ши пишется буква и .

Звуки [ч"], [щ"] - мягкие согласные звуки, но в буквосочетаниях ча-ща пишется буква а , а в буквосочетаниях чу-щу пишется буква у .

2. Прочитай ещё раз слова из упр. 1. Запиши эти слова. Подчеркни в них буквосочетания, в которых написание гласных надо запомнить.

ЖИ и ШИ пиши с буквой И .
ЧА и ЩА пиши с буквой А .
ЧУ и ЩУ пиши с буквой У .

3. Произнеси слова-названия предметов.

  • Какой одинаковый гласный звук есть во всех словах? Какой буквой ты будешь этот звук обозначать на письме? Напиши слова-названия предметов.

Страничка для любознательных

Давным-давно в древнерусском языке все шипящие согласные звуки [ж"], [ш"], [ч"] были только мягкими. И конечно, в сочетаниях жи и ши употреблялась буква и .

Прошло много лет. Звуки [ж] и [ш] отвердели и стали произноситься в словах как твёрдые согласные. Но буквосочетания жи и ши сохранились до наших дней такими, какими ты видишь их на страницах учебника. Запомни их написание.

4. Прочитай.

жи? ши?

сне..нка, сме..нка, пасса..р, пру..на

ду..стый, пу..стый, дру..ть, сме..ть

Тель, ма..на, ..знь, кув..нка

  • Подбери другие слова, в которых есть буквосочетания жи и ши .

ма ши́на

5. Прочитай.

      Скоро выйдут муравьи
      На дорогах лужи.
      По полям бегут ручьи,
      После зимней стужи.

  • Определи, в каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.
  • Прочитай получившееся стихотворение. Вспомни, кто автор этих строк.
  • Запиши составленное стихотворение.

6. Прочитай.

Ёж - ..., ёрш - ..., нож - ..., чертёж - ..., камыш - ..., стриж - ..., ковш - ... .

  • Эти слова называют один предмет. Измени их так, чтобы они называли несколько предметов.
  • Напиши любые три пары слов. Подчеркни в словах буквосочетания жи и ши .

Образец. Чертёж - чертежи , ... .

7. Прочитай.

ча? ща?

мо..лка, ..шка, саран.., обе..ть, переда.., пер..тки

пи..ть, ро.., про..ть, зада.., ..йник, све..

  • Спиши любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.

8. Прочитай.

      Трещит кузнечик.
      Стучит дятел.
      Урчит лягушка.
      Пищит рябчик.

  • Измени каждое предложение так, чтобы в нём говорилось не об одном животном, а о многих. Запиши два предложения.

    Образец. Трещат кузнечики.

  • Дополни первое предложение словами (зелёный, в траве ), чтобы получилось новое предложение.
  • А теперь добавь к словам второго предложения другие слова, чтобы тоже получилось новое предложение.

9. Прочитай.

  • Составь из сочетаний слов скороговорки. Напиши любую из них.
  • Какие звуки учат произносить скороговорки? Произнеси эти звуки.
  • Подчеркни в словах буквосочетания, написание которых надо запомнить.

10. Прочитай.

чу? щу?

Ка, до..рка, ..рёнок, ..риться, мол..н, ..чело, гру.., кри.., уго..

  • Спиши любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.

11. Прочитай. Рассмотри рисунок. Назови сказку.

Лиса с журавлём подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости:

Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

  • Можно ли назвать приглашение лисы вежливым? Было ли оно искренним? Действительно ли лиса была рада видеть журавля у себя на званом обеде?
  • Вспомни продолжение сказки и подготовься его рассказать.
  • Сделай звуковой разбор слова журавль. Произнеси по порядку каждый звук. Скажи, какой это звук: гласный или согласный, гласный ударный или безударный, согласный глухой или звонкий, твёрдый или мягкий.

12. Прочитай.


    Спиши любую группу слов, вставляя про пущенные буквы.

13. Прочитай.

      У апреля есть волшебный ключик,
      Солнечный, весёлый, тёплый лучик.
      Повернёт - и почки открывает,
      Повернёт - и выпустит скворцов,
      Повернёт - и птицы начинают
      Петь от счастья в сотни голосов!
      (Н. Красильников)

    Что за волшебный ключик есть у апреля?
    Объясни написание выделенных букв и буквосочетаний. Спиши первое предложение.
    Составь свои предложения о весне.

Цели: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, 411, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; разви-н;пъ мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧН, ЧК, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собст-т-и ной работе орфографические ошибки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Словарная работа

(На доске записаны слова.) Язык, языковед, языкастый.

Прочитайте группу слов.

Что у них общего?

Спишите слова. Поставьте ударение, определите непрове­ряемую гласную.

Какие еще однокоренные слова вы можете подобрать? (Язычок.)

НЕ, Самоопределение к деятельности

На какие три группы разделены слова? бол.. кол.-цо ноч.лгай

ЛОС.. КОЦ..КИ ХИЩ..НЫЙ

ден.. пал..то кон-.чик

Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой. Что вы о них можете сказать? (Это мягкие согласные.)

- Как обозначается на письме мягкость согласных? (Буквами Е, И, Я, Ё, Ю и мягким знаком.}

- Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (Мягкость обозначим мягким знаком.)

- Во втором столбике?

Что общего в написании орфограммы в первом и втором столбике? (Мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике - в конце слова, а во втором столби­ке-в середине слова.)

- Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике. Что вы можете о них сказать? (Это тоже мягкие согласные.)

- Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в этом столбике? (Никакую букву не будем ставить.)

- Почему? (В буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТмягкий знак не пишется.)

- Откройте учебник на с. 3. Прочитайте, чему будем учиться.

Откройте учебник на е. 4. Прочитайте название темы сего­дняшнего урока. (Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.}

IV. Работа по теме урока Упр. / (с. 4).

Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят.

Назовите слова с непарными шипящими согласными зву­ками. (Помощник, улочка, курочка.)

- Выполните последнее задание. Какие сочетания вы под­черкнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК.) Упр. 2 (с. 4).

- Найдите условный значок. Что он обозначает? (Нужно по­размышлять над вопросом и высказать свое мнение.)

- Почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [Ч"], [Щ"]? (Эти звуки всегда мягкие, но мягкий знак после букв Ч и Щ не пишется. Правописание этих буквосочетании нужно запомнить^)

- Выполните задание самостоятельно. (Четыре ученика работают у доски. После выполнения про­водится самопроверка по образцам на доске.)

Как произносятся согласные звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ? Можно ли сказать, что это опасные ме­ста в слове? В чем заключается опасность? (Звук произно­сится мягко, но мягкий знак не пишется.)

Как называются такие опасные места в словах русского язы­ка? (Они называются орфограммами.)

Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тетуш­ка Сова.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой

Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки. (Выполняется с комментированием).

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.

(Краски и кисточка.)

Что это у Галочки? Ниточка на паточке. Палочка б руке, А ниточка в реке. (Удочка.)

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки -

Раздают всем огоньки. (Спички.)

На ветках плотные комочки,

В нихдремлют клейкие листочки. (Почки.)

Отгадайте, что за птичка:

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

С именем вкусным,

Не бывает грустным,

Смотрит весело вокруг,

Он Незнайке лучший друг. (Пончик.)

Подчеркните буквосочетания НЧ, ЧК. 2. Работа по учебнику Упр. 4 (с. 5).

(Выполняется самостоятельно.)

В каких словах вы подчеркнули буквосочетание ЧК?

Упр. 3 (с. 5).

(Дополнительное задание. Выполняется самостоятельно.)

Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [Ч 1 ]? (Мягкий согласный звук}

Какие буквосочетания вы подчеркнули в словах? (Буквосо­четание НЧ.}

VII. Рефлексия

(На доске записаны слова.)

Кон..ки, гюч-.та, птен.лик, меи..ше, хищ.-ник, бол.,ной.

Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Под­черкните орфограмму.

(Самопроверка. Один ученик читает"слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.)

(Также можно использовать КИМы (тест 4, с. 21).)

""41. Подведение итогов урока

Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?

Что нужно помнить при написании этих буквосочетаний?

Все ли вам было понятно?

Домашнее задание

Выполнить упр. 5 (с. 5).

Урок 79. Повторение темы «Твердые и мягкие согласные»

Цели: обобщить знания о правописании мягких и твердых согласных; формировать умение обозначать мягкость согласных буквами И, Е, Ё, Я, Ю, Ь; развивать навыки написания слов с сочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах изученные орфограммы; обосновывать написание слов; находить в чужой и собственной работе орфографиче­ские ошибки; заменять сочетания слов одним словом, близким по смыслу; определять произношение слова по орфоэпическиму словарю.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Анализ изложений. Работа над ошибками

2. Орфографическая минутка

Замените словосочетания одним словом, отвечающим!

на вопрос какой?.

° Суп, который готовится на молоке. (Молочный.) " Порт на реке. (Речной.) й Суп из овощей. (Овощной.) ° Животное, которое питается мясом других животных]

(Хищное.)

Часы, в которых песок пересыпается из верхней емкости в нижнюю. (Песочные.)

Порошок из яиц. (Яичный.)

Зверь, которого приручили. (Ручной.)

- Запишите слова в строчку, через запятую.

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

Катя, Игорь, Верочка, Дарья, Оленька, Люда, Анна.

Прочитайте слова. Что у них общего?

Назовите слово, в котором нет мягких согласных звуков.

Как обозначается мягкость согласных в остальных словах?

Назовите слова, в которых мягкость обозначена гласными буквами.

В каких словах мягкость согласного звука обозначена мяг­ким знаком?

В каком слове мягкость согласного звука не обозначена мягким знаком?

Объясните написание этого слова.

Сделайте вывод: какова тема урока?

IV. Работа по теме урока Упр. 6 (с. 6).

- Прочитайте задания к упражнению.

На какие группы можно разделить слова?

В каких словах обозначается мягкость указанных согласных звуков?

Мягкость каких согласных не будем обозначать мягким знаком?

Какое слово с непроверяемой орфограммой встретилось в тексте упражнения? Назовите орфограмму в этом слове.

(Учащиеся выполняют упражнение самостоятельно. Затем приводится самопроверка. Учащиеся по цепочке читают слова (I пЫ.нсняют их написание.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Упр. 7 (с. 6).

(Учащиеся объясняют написание слов с пропущенными ор­фограммами. Остальные задания выполняют самостоятельно.)

Упр. 8 (с. 6).

(Устное выполнение. Вариант /. На каждой парте орфоэпи­ческий словарь. Учащиеся в парах читают слова, затем проверяют друг друга по словарю. Вариант 2. Два-три ученика ищут в ор­фоэпическом словаре слова, пока остальные работают в парах, Затем учащиеся цепочкой произносят слова, а ученики у доски проверяют.)

Упр. 9 (с. 7).

(Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.)

VII. Рефлексия

(Письмо под диктовку.)

В чаще леса свишут синички. Трещат сороки. Цветут ландыши.

(Учащиеся проверяют друг друга в парах по образцу на доске" или на листочках, приготовленных учителем.)

«!» - молодец, ты все написал правильно.

«+ » - хорошо, но еще немного ошибаешься.

«-» - тебе нужна помощь учителя.

(Также можно использовать КИМы (с. 43).)

VIII. Подведение итогов урока

Какие орфограммы повторяли на уроке?

Все ли вам было понятно?

Какое задание вам было интересно выполнять?

Кто доволен своей работой?

Где допустили ошибки?

Кому нужна помощь учителя или товарищей?

Домашнее задание

Выполнить упр. 10 (с. 7).


Похожая информация.


Разобьем сочетания согласных на группы.

Группа Сочетания Звуки Примеры
1 Обычные ck [k] clock — часы, stick — палка, luck — удача
qu queen — королева, quick — быстрый, question [‘kwest∫(ə)n] — вопрос
(d)g bridge — мост, edge — край, lodge — домик
2 Шипящие sh [∫] ship [∫ıp] — корабль, smash — удар, show [∫əʊ] — показ, astonish [ə’stɒnı∫] — удивить
ch, tch chat — чат, fetch — усилие, such — такой
3 Межзубные th [Ө] thank [Өæŋk] — благодарность, thin [Өın] — тонкий, bath — ванна, myth – миф, three [Өri:] — три
th [ð] mother [‘mʌðə] — мать, bathe — купаться, clothes — одежда, this [ðıs] — это, the [ðə] — артикль, than [ðæn] — чем
4 Греческое ph [f] photo [‘fəʊtəʊ] — фотография, telephone [‘telı,fəʊn] — телефон, triumph [‘traıəmf] — триумф
5 Носовые -ng [ŋ] sing — петь, coming [‘kʌmıŋ] — прибытие, wing — крыло
nk, n+[k] [ŋk] think [Өıŋk] — думать, donkey [‘dɒŋkı] — осел, uncle [ʌŋkl] — дядя
6 Немые kn- [n] knight — рыцарь, know — знать, knee — колено
wr [r] write — написать, wrist — запястье, wrong — неправильно
wh [w] when — когда, why — почему, whirl — водоворот, whale — кит

Обычные звуки.

Буквосочетание «ck» заменяет букву «k» согласно правилу трёх букв. Если в слове одна гласная, то пишется буквосочетание «ck», если же две гласных, то пишется буква «k». Звук в обоих случаях будет одинаковый. Сравните: lock — замок и look – взгляд.

В сочетании «qu» гласная «u» даёт согласный звук [w]. Сочетание «qu» похоже на кваканье лягушки.

Буквосочетание «dg» + немая «e» заменяет букву «g» + немая «e» на конце слова согласно правилу четырёх букв. Если перед «g» есть согласная буква, то пишется «g» + немая «e», если нет, то пишется «dg» + немая «e». Звук в обоих случаях будет одинаковый. Сравните: pledge — залог, plunge — погружение.

Шипящие звуки.

Поскольку в английском алфавите нет специальных букв для шипящих звуков, как в русском: «ч» и «ш», то эти шипящие звуки образуются сочетанием букв. Звук состоит из двух букв, но произносится слитно, как русское «ч». Необходимо помнить про пары глухой – звонкий: [∫ — ʒ], , как в русском алфавите: «ш» — «ж», «ч» — «дж».

На конце слов буквосочетание «tch» пишется вместо «ch» согласно правилу четырёх букв: если перед есть согласный звук, то пишется «ch», если нет, то «tch». Например: inch [ınt∫] — дюйм, itch [ıt∫] – жажда. Исключения: much — очень, rich — богатый, such – такой.

Межзубные звуки – глухой и звонкий. Глухой употребляется в смысловых словах: существительных, прилагательных, глаголах, числительных. Поэтому для прочтения сочетания «th» нужно знать перевод слова или часть речи. Звонкий звук употребляется в местоимениях и служебных словах: предлогах, союзах, в определённом артикле. Между гласными межзубный звук всегда звонкий. Например: mother [‘mʌðə] – мама. Исключения – заимствованные из греческого слова, например: author [ɔ:Өə] — автор, method [‘meӨəd] – метод.

Греческое по происхождению буквосочетание «ph» [f] часто встречается в интернациональных словах, схожих в разных языках. Например, похожие на русские слова: telephone [‘telıfəʊn] – телефон, phone – звук, звонить по телефону, physics [‘fızıks] – физика.

Носовая [ŋ] в конце слова чаще всего встречается в окончании –ing [ıŋ], хотя есть и другие случаи. Необходимо помнить, что буква «g» при этом не произносится. Эта буква произносится только в середине слова, например: English [‘ıŋglı∫] – английский. Звукосочетание [ŋk] образуется не только за счёт сочетания букв «nk», но и всегда, когда за буквой «n» идёт звук [k], например: anxious [‘æŋk∫əs] – озабоченный.

Немые согласные не произносятся и поэтому не требуют дополнительных пояснений. Для буквосочетания «wh» правило меняется, когда следом идёт буква «o». В этом случае немые буквы меняются в этом буквосочетании местами. Например: whole — целый, who — кто, whose — чей.

В заключении отметим, что буква «h» является самой сочетаемой буквой в английском алфавите. Так что, если вы встретите в слове эту букву, посмотрите, не стоит ли она в каком-нибудь буквосочетании.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....