История поселения щербинка. Историческая справка

Происхождение названия

Легенда гласит, что в начале XIX века на месте современной Щербинки, Милицейского посёлка и урочища Липки находилось имение богатого помещика Щербы. Хозяин имения заложил деревню для своих крепостных крестьян. Населённый пункт состоял всего из семи дворов. Когда крестьян спрашивали, кто их хозяин, они неизменно отвечали: «Щербины мы». Таким образом, деревня получила название Щербинка.

Деревня Щербинка

Помещик Щерба вынужден был бежать из своих владений в 1812 году, когда войска Наполеона подошли к Москве . Все свои ценности Щерба зарыл возле прудов и больше уже никогда не возвращался в своё поместье. Владения Щербы стали передаваться из рук в руки.

В 1860-х годах хозяином поместья стал Н. О. Сушкин. Его семья владела этими землями до самой революции. Сушкин разбогател благодаря ростовщичеству. У него было много владений вблизи поместья Щербы. Своё новое имение ростовщик использовал в качестве продуктивного подсобного хозяйства. Постоянно Сушкин в Щербинке не проживал. Он любил проводить в деревне только летние месяцы. Благодаря правильной организации ведения хозяйства Щербинка становится благоустроенной и доходной.

После отмены крепостного права в 1861 году каждый крестьянин, живший в Щербинке, получил по одной десятине земли на душу. В общей сложности 85 десятин. Крестьянские десятины легли в основу земель территории современного города. Господскую часть имения перестраивали в соответствии с нуждами хозяев. По распоряжению нового владельца был посажен большой фруктовый сад, ставший впоследствии источником хорошего дохода для Сушкина. В 1870-х годах недалеко от деревни появилась железнодорожная ветка, соединявшая Курск и Москву. Станции возле Щербинки изначально не было. Здесь находилась только небольшая казарма для работников железной дороги. Возле этой казармы поезд мог сделать остановку по требованию. В 1890 году Сушкин получил разрешение на строительство станции, названной «Платформа Щербинка». Получить разрешение Сушкину помог фабрикант Баскаков, предприятие которого находилось в трёх верстах от железнодорожной ветки.

Когда станция была построена, оказалось, что от железной дороги её отделяет полоса крестьянской земли. Сушкин выкупил у крестьян их землю и построил шоссированную дорогу на европейский лад, соединившую имение и станцию. Дорогой имели право пользоваться только сам хозяин и его гости. Чтобы крестьяне не могли пользоваться дорогой, с обоих её концов были установлены шлагбаумы. В 1912 году крестьяне просили у Сушкина разрешения на проезд по дороге. Однако ростовщик боялся, что крестьянские савраски могут испортить дорожное покрытие, и разрешения не дал, поставив ещё один шлагбаум.

Недалеко от деревни Щербинка было построено небольшое предприятие по производству кирпича. В начале ХХ века это предприятие было перекуплено компанией «Зингер», собиравшейся открывать свою фабрику в Подольске . Однако вскоре Щербинский кирпичный завод был перепродан. Новым хозяином стал предприниматель В. Белоусов. Предприниматель значительно расширил производство, проведя некоторые ремонтные работы и обновив оборудование. Предприятие, тем не менее, продолжало оставаться полукустарным. Рядом с заводом находились бараки для рабочих и небольшой одноэтажный дом. В одной его половине находилась контора предприятия, а в другой жил Белоусов.

После революции

Перед революцией 1917 года в Щербинке находилось всего 17 дворов. Населённый пункт невозможно было увидеть ни на одной крупногабаритной карте. Все щербинские земли перешли в подчинение образованного после революции Захарьевского сельсовета, который, в свою очередь, подчинялся Сухановскому исполкому Подольского уезда. Щербинка начала стремительно разрастаться благодаря заселению её железнодорожниками. Они обратились к властям с просьбой выделить им земельные наделы на этой территории. Железнодорожникам выделили участок земли недалеко от Захарьевского прихода, называвшийся Попова роща. Работники железной дороги обязаны были самостоятельно вырубить находившийся здесь лес и сдать его на государственные нужды.

Строительство посёлка железнодорожников началось на том месте, где сегодня располагается Железнодорожная улица. В 1918 году новая власть национализировала предприятие Белоусова. Кирпичный завод был передан в ведение Подольской местной промышленности. На территории владений помещиков Дружининых, находившейся по соседству с Щербинкой, было построено Опытно-показательное хозяйство, в котором занимались разведением холмогорского скота. В господской усадьбе сделали Дом отдыха для работников Исполкома Коминтерна. В 1918 году было также национализировано всё имущество семьи Сушкиных. Наследник ростовщика жил в поместье со своей женой и славился своими либеральными взглядами. Он не стал препятствовать национализации и покинул поместье через 2 дня после того, как был лишён своего имущества.

Развитие Щербинки продолжилось только после гражданской войны. Недалеко от старого предприятия Белоусова в 1928 году началось строительство нового кирпичного завода Райпромкомбината. Для строительства предприятия были привлечены сезонные работники. Первая очередь завода вступила в строй уже в том же 1928 году. Лес, находившийся на территории будущего завода, был вырублен. За предприятием вырос рабочий посёлок. Через некоторое время была построена фабрика «Клей-Мыло». Однако это предприятие просуществовало недолго. Оно отравляло почву и воздух промышленными отходами. В 1938 году «Клей-Мыло» закрыли. На его месте появился Щербинский штамповочно-механический завод. В начале 30-х годов недалеко от железнодорожной платформы началось строительство Экспериментального кольца ЦНИИ НКПС. Строительство завершилось в 1932 году.

В конце 30-х годов началась электрификация железнодорожной ветки Москва - Подольск. Многие работники железной дороги решили обосноваться в Щербинке. В селе появился Всесоюзный трест по строительству внеклассных мостов НКПС (Мостотрест) - один из крупнейших застройщиков в стране. Первые двухэтажные типовые дома появились вдоль Серпуховского шоссе. Так был построен посёлок Мостотреста. До начала 40-х годов было заселено 3 дома. Железная дорога также строила жильё для своих работников. У Щербинской артели были отчуждены земли. Взамен артель получила земельный участок 68 га, принадлежавший подсобному хозяйству «Колония имени 1-ого Мая». В конце 30-х годов в Москве проводились реконструкционные работы. В связи с этим многие жилые дома были снесены из-за высокой степени износа. Живших в них людей переселили в новый жилой район в окрестностях деревни Щербинка. Таким образом, к концу 30-х годов был образован крупный населённый пункт. В декабре 1938 года Щербинка получила статус рабочего посёлка.

Рабочий посёлок

В 1939 году был утверждён проект планировки посёлка. Поскольку из столицы должны были перевезти очередную партию переселенцев, разработка проекта была закончена к лету 1939. Начался отвод участков для индивидуального строительства. В том же году был заложен новый район посёлка, получивший название Новомосковский. Для строительства дач работников 1-го Государственного подшипникового завода также было выделено несколько земельных участков. Таким образом, появился ещё один новый район - Шарики. Затем появляется район Орджоникидзе . Подольский заводи имени Орджоникидзе подал заявку на получение земельных участков для строительства индивидуальных домов для своих работников. Центр посёлка расположился в районе кирпичного завода, так как там проживало уже более семи тысяч человек. Всего же в Щербинке жили более одиннадцати тысяч человек.

Помимо жилых домов, посёлок нуждался в значительном количестве объектов социального назначения: школы, пожарное депо, магазины и т. д. Строительству в Щербинке мешала местная жирная глинистая почва. После незначительного дождя по посёлку было невозможно передвигаться ни на транспорте, ни пешком.

Великая Отечественная война

Строительство в Щербинке было приостановлено во время Великой Отечественной войны. Осенью посёлок оказался в прифронтовой зоне, так как прорывающиеся к столице фашисты очень близко подошли к Подольску. Через Щербинку проходили рубежи московского оборонительного пояса. Население посёлка сократилось практически вдвое. Большая часть проживавших в Щербинке мужчин была мобилизована на фронт. В посёлки пустовали целые квартиры, в которых со временем поселились расквартированные части Красной Армии. В декабре 1941 года остановил свою работу кирпичный завод, возобновив её только в 1943 году. Штамповочное предприятие, начавшее работу в 1938 году, в военные годы работало только на нужды фронта. Из-за близости к фронту и нехватки топлива на территории посёлка, а также в окрестностях Щербинки были вырублены остатки леса. В значительной мере от вырубки пострадали парки и сады бывших помещичьих усадеб.

Послевоенные годы

В послевоенные годы строительство в Щербинке возобновилось. В центре посёлка началось возведение благоустроенных трёх- и четырёхэтажных домов. Новые строения появились на Театральной улице. На площади построили Дом культуры. Финансированием строительства занимался Огнеупорный завод. Благодаря его капиталовложениям в посёлке появились медицинские учреждения и магазины, а также проводились мероприятия по благоустройству Щербинки. Не меньшую помощь в строительстве оказывает и ЦНИИ МПС. С помощью капиталовложений института в посёлке выстроили трёх- и четырёхэтажные дома, коммуникации и огромное количество объектов социального назначения. Также институт занимался застройкой микрорайона №2 и большого пустыря между Северным (Люблинским) и Центральным (Кирпичным) микрорайонами. Ранее этот пустырь использовался жителями посёлка в качестве картофельного поля.

В начале 50-х годов в посёлок прибыл Головной ремонтно-восстановительный поезд №1 МПС (ГОРЕМ-1), бывший строительной организацией железнодорожников. В микрорайоне Люблинский в кратчайшие сроки было выстроено 6 двухэтажных деревянных, 17 двухэтажных восьмиквартирных, 1 пятиэтажный и 3 четырёхэтажных дома. Специально для посёлка была заложена артезианская скважина, построены большая котельная, водонапорная башня, паропровод, канализации и водопроводные коммуникации. Московско-Курская (сегодня - Московская) железная дорога сыграла огромную роль в освоении посёлка. Окончив строительство восьмиквартирных домов, железнодорожники перешли к возведению четырёхэтажного жилья. Затем были выстроены собственная котельная, обеспечивавшая жилые дома теплом, водой и канализацией.

В начале 50-х годов на территории подсобного хозяйства было начато возведение городка для московских милиционеров. Изначально это были деревянные дома. Затем появились капитальные строения. В середине 50-х Геологонефтеразведке выделили пустовавшие земельные участки для строительства ещё одного градообразующего предприятия. В те же годы в посёлке появился лифтостроительный завод. Благоустройство Щербинки началось во второй половине 50-х годов. На улицах появились фонари, дороги были заасфальтированы. В начале 60-х было начато строительство АТС. Вскоре во многих домах Щербинки появились телефоны. В 1962 году на улице Садовая был возведён первый пятиэтажный панельный жилой дом.

Статус города

К середине 70-х годов Щербинка была уже фактически городом. Новый статус был присвоен населённому пункту в 1975 году. В 1992 году Щербинка была преобразована в город областного подчинения. В 2002 году в городе началось крупномасштабное строительство, полностью изменившее облик Щербинки. В 2004 году в городе появился новый микрорайон: в состав Щербинки вошёл посёлок Гарнизона Остафьево. В 2005 году Щербинка получила статус городского округа. В 2012 году в ходе реализации проекта по расширению границ столицы город Щербинка вошёл в городскую черту.

Начиная с этой публикации, мы будем рассказывать о городах Подмосковья в обновленном формате. В нашем рассказе будут две обязательные части — о центре и о новых районах. Нам кажется, что так можно лучше понять, что из себя представляет город.

И начнем мы с города Щербинка. В 2012 году этот город стал частью Новой Москвы, но на сегодняшний день это типичный подмосковный город-спутник. Если учесть еще и лозунг нашего сайта: «Обратная сторона МКАД — испытано на себе», то Щербинка — вполне подходящий объект для визита. Поехали!

Щербинка известна с XIV века как село Щербинино. Есть версия, что название произошло от фамилии владельца села — Щербы. Говорят, что в 1812, испугавшись французов, Щерба зарыл свои сокровища и покинул село. А после изгнания Наполеоновской армии обратно он не вернулся. Нашел ли кто-нибудь клад — неизвестно.

До 2012 года Щербинка был городом областного подчинения, а сейчас он является частью Новой Москвы. Население — 32 тысячи человек, расстояние от МКАД — 6 километров по Варшавскому шоссе.

Интересен герб города. В центре изображен рельс и кольцо, что символизирует железнодорожное экспериментальное кольцо (мы расскажем о нем ниже). Кирпичная арка — завод огнеупоров. А шестерня — лифтострительный завод. Если судить о городе по гербу, то складывается впечатление, что нам предстоит поездка в промзону с кучей дымящих труб с железнодорожным кольцом внутри. Посмотрим, так ли это.

Центр

Обычно в подмосковных городах ядром города является станция, где останавливаются пригородные электрички. Поэтому мы решили начать осмотр города именно с района возле станции. В конце апреля здесь уже работал фонтан, на фоне — невзрачная церквушка, явно современный новодел. Обычные панельные дома. Вроде ничего особенного.

Если присмотреться, то необычное можно увидеть и здесь: каждое сопло фонтана имеет свой краник, на каждом кране иероглифы. Интересно, неужели, каждое утро ответственный по фонтану включает все краники по очереди?

С другой стороны фонтана находится нечто более интересное. Детская площадка. Мы любим детские площадки. Именно по детским площадкам и нужно оценивать город. Чем их больше и чем они лучше, тем больше город пригоден для жизни молодых семей.

Емеля с щукой.

А это животное сразу и не узнать. Наверное, это чупакабра.

Посмотрим на застройку центральной части. Вот еще одна разновидность панелек.

Обычная улица города ближнего Подмосковья.

Во двор всунули бизнес-центр. Его бессмысленная и беспощадная архитектура нисколько не украшает центр города.

Зато на плакате уже красуется герб Москвы. Интересно, сколько жителей Щербинки позвонили по 02 и узнали телефон своего участкового?

Новостройки

Щербинка находится очень близко от Москвы (или теперь правильно говорить от Старой Москвы?) и, соответственно, тут должно быть много прекрасных новостроек с великолепно развитой инфраструктурой. Проверить это мы решили на примере нового микрорайона на улице Индустриальной.

«Инспекцию» начали с нашей любимой темы — детских площадок.

Катаясь с горок, дети решают уравнения…

… учат стихотворения.

Мы приятно удивились, увидев во дворе новенькие тренажеры и даже позанимались на них. Все работает, проверено на себе.

А это что? Когда люди 10 лет назад покупали здесь квартиры, то застройщик гордо отвечал: «Детский сад!». Когда квартиры были распроданы, застройщик разорился, и садик с тех пор стоит недостроенным. Самое удивительное, что с точки зрения города — это здание незаконный самострой, никаких документов и проектной документации на него нет. И как итог — в таком большом квартале детского садика нет.

Два Чехова, пожалуйста.

Удивительно было увидеть на окраине новостройки арык. Мигрантам из Средней Азии он должен напоминать родные города.

На этом мы решили закончить осмотр города и изучить окрестности.

Железнодорожное кольцо и «Кошкин дом»

Самый большой объект Щербинки — это экспериментальное железнодорожное кольцо НИИ железнодорожного транспорта. Это железнодорожное кольцо на картах Москвы с деревней в центре всегда казалось мне загадочным, и на этот раз нам предстояло его увидеть.

Железнодорожное кольцо на самом деле состоит из трех колец. Внешнее имеет протяженность 6 километров и построено в 1932 году. Это был первый в мире железнодорожный полигон. Позднее построены два внутренних кольца, которые в отличие от первого имеют уклоны. Испытания железнодорожной техники проходят на кольце и в настоящее время.

Чтобы беспрепятственно подойти к кольцу, нужно заехать внутрь — в деревню Новокурьяново. А потом пройти по полю пешком. Всю дорогу от конца дороги и до насыпи меня развлекал чибис. Удивительно, что их можно увидить всего в 6 километрах от МКАД.

Вокруг во всю цвела мать-и-мачеха.

А вот и испытания техники. Железнодорожная станция постоянно меняет свои названия: «Сюзьва», «Любинская», «Расторгуево» лишь некоторые из них.

Зачем на экспериментальном кольце вообще станция, спросите вы? Ваш вопрос абсолютно закономерен.

А вот и разгадка. Станция-то не настоящая и стоит на крыше здания. Эта станция бутафорская и используется для съемки фильмов. Работники кольца называют ее «Кошкин дом». Почему-то им показалось, что архитектура станции напоминает дом тети Кошки из известной сказки.

Неожиданно открылась дверь, и из Кошкиного Дома вышел охранник. Видимо, ему было скучно, поэтому он с объекта меня не погнал. Охранник поведал, что станцию построили еще в 70-х. Фильмы раньше тут снимали часто, а в последнее время давно уже никаких съемок не было. Последний раз станция участвовала в съемках картины «Generation П».

Табличка с одним из названий станции лежит под лавкой.

Пройдемся до высокого здания — это корпоративный университет «РЖД».

Рядом с ним стоит паровоз и будка стрелочника. Это паровоз серии Л 1954 года постройки. Один из последних в этой серии. Л — от фамилии инженера Лебедянского, главного конструктора машины. Интересно, что изначально эта серия называлась П — «Победа», но потом была переименована в честь конструктора. Если для самолетов — это было нормой, то для паровозов — исключительный случай. В народе же паровоз называли Лебедем. Этот Черный Лебедь был одним из лучших и массовых советских паровозов.

На этой фотографии хорошо виден уклон внутренних рельсов.

Полюбовавшись техникой, отправляемся в более спокойные и умиротворенные места.

Остафьево

Старательно объезжая огромные ямы в асфальте, через несколько минут паркуемся у храма в селе Остафьево. Нет, на фото не наша машина (к сожалению).

Храм Живоначальной Троицы в Остафьево был построен в 1781 году в стиле барокко. В 1929 году храм хотели закрыть, но живая еще графиня Шереметева убедила местных жителей не делать этого. В том же году она умерла, через несколько лет богослужения прекратились. Иконы храма пошли на доски для полов в сельской школе. Во время войны в нем была столовая для летчиков, а затем швейный цех. В 1991 году храм передали обратно церкви, после чего он был восстановлен.

И хотя мы не испытываем к культовым сооружениям религиозных чувств, прогуляться по территории вокруг храма любим. Тут красиво.

Цветут пролески (луковичное растения семейства спаржевые). Этот первоцвет повсеместно встречается в наших лесах и в диком виде.

Крокусы.

На территории храма есть небольшая детская площадка. Вот за все это мы и любим церкви

Переходим в усадьбу Остафьево. Вход стоит 20 рублей, посещение музея — 100 рублей. Музей закрывается в 5 часов вечера. Гулять по усадьбе можно допоздна. Здесь очень большой парк.

Уже зацвел гусиный лук (или гейджия). Это луковичное растение, родственник тюльпанов.

Главное здание усадьбы сейчас реконструируется. Но надеемся, что в 2014 году оно предстанет во всей красе.

Расцвет усадьбы связан с именем князя Петра Вяземского. Усадьба была приобретена его отцом Андреем Вяземским именно в честь рождения сына. Говорят, что князю очень понравилась старинная липовая аллея. При Петре Вяземском в имении гостил весь культурный бомонд того времени: Пушкин, Жуковский, Грибоедов, Гоголь. С именем великого поэта связан забавный анекдот, будто бы князь решил назвать усадьбу первым словом, которое произнесет собиравшийся приехать к нему в гости Пушкин. Когда экипаж остановился у дворца, лакей спросил Александра Сергеевича, что делать с его саквояжем. «Оставь его», - ответил поэт. Так и появилось название «Остафьево».

Табличка у пруда рассказала нам, что пруд — это важный элемент усадьбы. Остафьевский пруд образован плотиной на реке Любуче. Говорят, что здесь водится щука, окунь и лещ. Еще говорят, что охрана пруда гоняет рыбаков, потому что им самим рыбы мало, наверное
Но пруд и в самом деле красив.

Карамзин, автор «Истории государства Российского», приходился родственником Вяземским и долгое время жил здесь. Именно в Остафьево он и написал свой эпохальный труд. Этот дуб был посажен 150 лет назад в честь историка.

В здании усадьбы действует музей и кафе. Оба заведения работают до 17 часов, а мы приехали сюда почти к закрытию. Поэтому мы выбрали кафе, решив посмотреть музей в следующий раз. В кафе есть детский уголок.

Интерьер тут довольно неплох, если сравнивать его с кафе в Ершово или Архангельском.
Цены обычные для кафе. Еду готовят здесь же. Мы брали котлеты и отварные овощи, нам понравилось.

Перекусив и отдохнув, продолжим осмотр с новыми силами. Петр Вяземский писал о усадьбе:

Серебряная ночь взошла на небеса.
Всё полно тишины, сиянья и прохлады.
Вдоль блещущих столбов прозрачной колоннады
Задумчиво брожу, предавшись весь мечтам;

Это первый памятник книге, который я увидел за свою жизнь. Карамзин написал в Остафьево восемь томов своего труда.

Остафьево достопамятно для моего сердца: мы там наслаждались всею приятностью жизни, не мало и грустили, там текли средние, едва ли не лучшие лета моего века…

Весна 2013 года выдалась поздняя. Только в апреле природа, наконец, начала оживать.

Зацвела купальница.

Левый флигель. Архитектор усадьбы не известен.

Марсово поле. Одна из «затей» в усадьбе. Поляна была создана в честь победы в войне 1812 года.

Другой затеей была роща кенокс. Подобные рощи известны еще в Древнем Риме. Посаженные и подстриженные определенным образом деревья обеспечивают видимость по всем диагоналям. Роща восстановлена в 2004 году.

Ротонда. Табличка рядом с ротондой проинформировала нас, что беседка «Храм Аполлона» воссоздана в 2012 году. И на это ушли годы научных изысканий и более 10 миллионов рублей.

Куда точно ушло более 10 млн рублей мы сказать не можем, но не простояв и года ротонда начала разрушаться.

Горбатый мостик. Он стоял на этом месте с 1805 года. К 1950-м годам, когда в усадьбе располагался дом отдыха, мостик был разрушен и был воссоздан в 1999 году.

Полюбуемся еще немного на весеннуюю природу.

Напоследок предлагаем вашему вниманию небольшой видеоролик с панорамой усадьбы.

Отправляемся по домам. Когда я делал этот кадр, охранник вышел из своей будки и спросил: «Что же тут такого интересного? Вы уже второй эту стену фотографируете. Пойду тоже погляжу». Весна! Даже в стороже проснулось любопытство, главное сделать первый шаг, и сразу откроется много новых и интересных мест вокруг.

Справочная информация

  1. Центр (55°30’32″N — 37°33’48″E)
  2. Новостройки (55°30’11″N — 37°33’24″E)
  3. «Кошкин дом» (55°30’47″N — 37°33’18″E)
  4. Место в Новокурьяново откуда надо идти пешком к ЖД кольцу (55°31′01.4″N — 37°33′13.5″E)
  5. Остафьево (55°29’41″N — 37°30’10″E)

Сколько потратить времени: целый день.
Дети: в центре, новостройки и у храма в Остафьево есть детские площадки. Блюда в кафе усадьбы подходят для детей.
Бюджет: вход в усадьбу стоит 20 рублей, музей — 100 рулей, поесть в кафе — от 200 рублей на человека.
Как добраться: 6 километров от МКАД по Варшавскому шоссе или электричкой с Курского вокзала до станции Щербинка. До Остафьево из Щербинки ходят автобусы.

История деревни Щербинка начинает прослеживаться в начале 19 века. Тогда в этой местности существовало обширное и богатое имение помещика Щербы. Для своих крепостных Щерба основал небольшое сельцо из семи дворов, которое по фамилии хозяина получило название Щербинка.

Предание гласит, что в дни войны 1812 года помещик бежал из своего имения, а все свои ценности зарыл где-то на берегу пруда. По неизвестным причинам после изгнания Наполеона из России Щерба в свое поместье не вернулся, и с того времени владельцы Щербинки несколько раз менялись.

В начале 1860-х годов владельцем имения стал Н.О. Сушкин, который сохранил его за собой до революции 1917 года. Состоятельны ростовщик, Сушкин имел в своей собственности несколько поместий. В Щербинке Сушкин не проживал постоянно, а проводил здесь только летнее время, используя имение как дачу. Помещик организовал в Щербинке эффективное подсобное хозяйство, которое и без его постоянного присутствия приносило немалый доход.

После крестьянской реформы 1861 года местные крестьяне раздели между собой 85 десятин земли, получив наделы по одной десятине на душу. Именно на этих территориях позднее расположилась современная Щербинка. Господские владения также были преобразованы. Хозяйская часть имения была перенесена от Серпуховской дороги вглубь за пруд. На новом месте построили два жилых дома со службами, пять дач, на площади в один гектар разбили парк Пруд расчистили на нем устроили купальню и баню, а ближе к лесу посадили большой фруктовый сад, который по прошествии времени стал приносить владельцу немалый доход. Въезд в усадьбу оформили очень торжественно: через широкие железные ворота гости попадали на тополевую аллею, ведущую к господскому дому, а над воротами располагалось приветствие: "Добро пожаловать". Также у ворот можно было увидеть диковинку – солнечные часы. Вообще все в Щербинке было рассчитано на частые приемы многочисленных гостей. Дачи в летнее время сдавались московским дачникам, очень часто среди них встречались и французы.

В 1870-е годы мимо деревни пролегла железная дорога Москва-Курск, но никакой станции поначалу не было, здесь стояла только казарма путевых рабочих. Если помещик проезжал на поезде в свое имение, то он просил машиниста остановиться возле казармы. Затем, в 1890 году Сушкин добился у владельцев дороги учреждения постоянного остановочного пункта, который получил название "Платформа Щербинка". Успехом это предприятие обязано также хлопотам Баскакова, чья шерстяная фабрика уже стояла на Десне в трех верстах от железнодорожного полотна.

Новая железнодорожная станция от имения отделялась крестьянскими полями, и Сушкину пришлось выкупить у них полосу земли, а на ней построить шоссированную дорогу, оформленную по обочинам деревьями и кустарником, между которыми установили скамейки для отдыха. Эта новая дорога была предназначена исключительно для помещика и его гостей, поэтому в начале и конце пути были установлены запирающиеся шлагбаумы. В 1912 году крестьянская община подала Сушкину прошение передать эту дорогу земству, так как она была необходима и крестьянам, на что Сушкин не согласился, и перекрыл дорогу еще одним промежуточным шлагбаумом.

С юга с усадьбой соседствовали земли церкви, принадлежащей большому селу Захарьино, в котором работала приходская школа. На жирных глинистых захарьинских землях в конце 19 века было заложено небольшое кустарное производство по производству кирпича. В 1900 году этот заводик приобрела компания Зингер, собиравшаяся построить в Подольске собственное предприятие. После того, как Зингер исполнил свои планы, кирпичный завод в Щербинке перешел в руки мелкого предпринимателя В.В, Белоусова. Новый хозяин частично обновил оборудование и незначительно расширил производство. Рядом со зданием предприятия находились бараки, в которых проживали рабочие и небольшой одноэтажный дом, часть которого занимал сам Белоусов, а часть отводилась под контору. От железнодорожной платформы также отходила дорога, которая вела к старинным селам Никольскому и Остафьеву. В этих же местах располагалось имение Барыши, принадлежавшее помещику Дружинину.

К 1917 году в деревне Щербинка насчитывалось всего 17 дворов. Это была небольшая деревушка, которая даже не была нанесена на карты того времени. На них отмечалась лишь железнодорожная платформа Щербинка и постройки для проживания служащих железной дороги. Впоследствии ситуация сложилась так, что именно железнодорожники стали основными жителями будущего поселка, в который превратилась деревушка. Рабочие обратились с просьбой к властям о передаче им части национализированных церковных территорий захарьинского прихода. Просьба была удовлетворена, и железнодорожники получили в свое распоряжение участок Поповой рощи. Обязательным условием была вырубка и расчистка этой земли. Предприятия и усадьбы, располагавшиеся в окрестностях, были также национализированы, а на территории бывшего поместья Дружинина было организовано Опытно-показательное хозяйство по разведению продуктивного Холмогорского скота. Хозяйский дом с парком. Прудом и садом отдали под размещение Дома отдыха Исполкома Коминтерна.

В 1918 году новая власть взялась и за Сушкина, который, славясь своими либеральными взглядами, отдал свое имущество практически без возражений. Хотя, возможно он просто понимал бесполезность споров. Как бы там ни было, а через несколько дней супруги Сушкины навсегда покинули свое имение. В 1920 году здесь был организован колхоз, но в течение короткого срока хозяйство пришло в полнейший упадок. Дом Сушкина сгорел, парк и теннисные корты уничтожили, старый пруд зарос и заилился. Только после того, как директором совхоза назначили агронома П.А. Квитковского, хозяйство удалось возродить. Затем бывшее имение перешло в собственность Первого Государственного конного завода имени С. Каменева, а уже в тридцатые годы здесь размещалась Первомайская трудовая колония ГУЛАГ НКВД.

В 1928 году рядом со старым заводом в Щербинке начали строить новый большой кирпичный завод Райпромкомбината. Большое количество рабочих, прибывших для возведения предприятия, основали рабочий городок, состоящий из восьми бараков и двух двухэтажных домов. В 1930 году у железнодорожной платформы начали строить Экспериментальное кольцо ЦНИИ НКПС, а в 1938 году начал работу Щербинский штамповочно-механический завод. Эти три предприятия и стали основными. Которые формировали рабочий поселок Щербинка. После того, как в 1937 году начались работы по электрификации железной дороги Москва-Подольск, в этих местах появился крупный застройщик, и вдоль Серпуховского шоссе вырос ряд двухэтажных жилых домов мостовиков, составивших поселок Мостотреста. На прилегающих территориях выделялись земли под строительство жилья для москвичей, утрачивавших жилплощадь в процессе реализации плана по реконструкции Москвы. В итоге, в 1938 году Щербинка превратилась в крупный населенный пункт, которому был присвоен статус рабочего поселка. В 1939 году утвердили план развития молодого поселка, и через несколько лет здесь появились районы Новомосковский, Шарики, им. Орджоникидзе.

Проект застройки поселка был очень масштабным, но его реализации помешало начало Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года немецко-фашистские войска почти вплотную подошли к Подольску, и через земли Щербинки пролегла прифронтовая полоса. Кирпичный завод бездействовал до 1943 года, а штамповочный завод начал выпуск продукции, предназначенной для фронта. Военные действия, а также недостаток топлива привели к значительной вырубке лесов в этой местности. Относительно мало пострадали только Барыши и Липки.

После окончания войны строительство в поселке возобновилось с новой силой. В послевоенные годы благоустроенными домами в 3-4 этажа был застроен центр поселка, на главной площади появился Дом культуры и прочее. Предприятием, являвшимся основным финансистом местного строительства был Огнеупорный завод, благодаря деятельности которого в щербинке появилось множество культурных и медицинских учреждений, магазинов и прочего. Следующая волна строительства началась в Щербинке в 50-е годы прошлого века. Тогда в поселке появился даже один пятиэтажный дом, а также многие элементы коммунальной инфраструктуры. Важный вклад в развитие поселка по-прежнему вносили железнодорожники. Кроме того, в это же время началось строительство городка московской милиции. Самый большой размах строительство и благоустройство Щербинки приобрело в 1957 году. В 1975 году поселок приобрел статус города, а в 1992 году стал городом областного подчинения. В 2012 году в ходе реализации проекта по расширению границ Москвы, Щербинка вошла в городскую черту.

Историческая справка:

1870 г.г. – мимо деревни Щербинка деревни пролегла железная дорога Москва-Курск
1890 г. – была открыта платформа Щербинка
1917 г. - в деревне Щербинка насчитывалось всего 17 дворов
1928 г. - рядом со старым заводом в Щербинке начали строить новый большой кирпичный завод Райпромкомбината
1930 г. - у железнодорожной платформы начали строить Экспериментальное кольцо ЦНИИ НКПС
1938 г. - начал работу Щербинский штамповочно-механический завод
1938 г. - Щербинке присвоили статус рабочего поселка
1941 г. - немецко-фашистские войска почти вплотную подошли к Подольску, и через земли Щербинки пролегла прифронтовая полоса
1975 г. - поселок приобрел статус города
1992 г. – поселок щербинка стал городом областного подчинения
2012 г. - в ходе реализации проекта по расширению границ Москвы, Щербинка вошла в городскую черту

Факт 1. Мало кто знает реальные территориальные границы микрорайонов Нижнего Новгорода , носящих одно имя - Щербинки . Я, конечно, в курсе, что вообще мало кто в городе знает, где вообще Щербинки находятся, особенно этим страдают сормовичи и сортировочные , но даже те, кто здесь живут, слабо знают территориальную граничность своего микрорайона.

Всем известно, что есть первые Щербинки (или Щербинки-1 ), вторые Щербинки (потому что остановка так называется), а всё, что не входит в них, наверное, третьи . Но где проходят границы - не знает ни одна карта. Как же так? А вот так:

Сразу скажу - то, что здесь изображено, это плод МОИХ сведений , реальная правда может и отличаться. Но никто не пробовал хотя бы их систематизировать, а я вот хочу.


Красная область - это первые Щербинки , это самый первый микрорайон, который заменил собой деревню, носившую это название. Стоит отметить, что многие ошибочно относят к нему площадь Жукова - это неверно . Это когда-то вообще была не площадь, а маленький парк, который в район не входил. Как и рынок. Интересная его особенность - улицы в нём никак не называются. Близкие к проспекту Гагарина (который почему-то на некоторых картах имеет название "проспект Сахарова" , начиная от магистральной развязки и вплоть до Ольгино, что есть чушь и нонсенс) имеют номерацию по проспекту Гагарина (да, и из-за парка Швейцария 218 дом, например, вполне удобно стоит напротив 111 , если чо), а остальные дома - вразброс имеют просто номера, улица одна - микрорайон Щербинки .

Жёлтая область - это вторые Щербинки . Он значительно больше, центровой его улицей является улица Жукова , её дублёр - улица Голованова . Отдельно стоит отметить половинку - улицу 40-лет Победы , которая известна своей концентрацией окраинного гопничества. Тем не менее, её в отдельный микрорайон никто никогда не отделял. Хотя стоило бы, и забор ещё поставить с колючей проволокой . От бычья.

Синяя область - это третьи Щербинки . Это название дано народом. Ещё одно название - "через дорогу" , но его точно на картах не найдёте. Там улица главная одна единственная - улица Тропинина . Остальное - проспект Гагарина . Минорные улочки никак не называются, потому тоже имеют приставку - Тропинина . Дома, принадлежащие Сельхозакадемии , имеют адрес либо проспект Гагарина (даже если дом стоит в пятнадцати минутах ходьбы до него), либо Сельхозстудгородок , ни то, ни другое, к Щербинкам-3 не относится.

Многие принимают за Щербинки-3 отгрызок, обозначенный зелёным цветом . Их разделяет НИИИС. На самом деле у этого пятачка другое название - Выселки . А нумерацию они имеют крайне неожиданную и по улице Тропинина . Это сюрпризом. Зато у них единственных - двухэтажные гаражи.

Пурпурным цветом - то, что хочет стать Щербинками-4, область упорной застройки. Это вновь появившаяся улица Вятская . Она нахер никому не нужна, поэтому никаких Щербинок там не будет.

Также есть улица Кащенко, Ополченцев, Березопольская , прочие-прочие-прочие. Они в микрорайон не входят, они - общая часть Приокского района , так что пусть не обижаются.

Факт 2. Когда полупустырь-полупарк, который теперь стал гордой площадью Жукова (хотели сделать сердце микрорайона, главную площадь всего района), сделали, в центре поставили грандиозный монументальный комплекс вечного огня .



Всех школьников (и нас тоже) тогда, в 2000-ом, кажется, тогда пригнали сюда, чтобы гордо его зажечь.

Так вот, он горел ровно один день. Больше он не горел никогда. И не горит. Позорище.

Факт 3. На выезде на магистральное кольцо, рядом со въездом в микрораойн, который охраняют "Три богатыря" (три двенадцатиэтажки, они так называются, их видно издалека), распологается завод имени Фрунзе. Так вот, его центральный вход имеет огромные часы .



Так вот, поскольку это практически единственные во всём Приокском районе наружные уличные часы (вторые на НИИИСе висят, третьи рядом с этими и всё время спешат), то ВСЕ жители микрорайона Щербинки, проезжая мимо них, имеют обыкновение на них пялиться. И если не успевают, то очень расстраиваются. Пропалите в следующий раз маршрутку или троллейбус - больше половины будет выслеживать часы и пялиться на них. Это точно коренные жители Щербинок , зуб даю.

Более того, забавный эффект. Если вы едете в Щербинки по, например, Мызинскому мосту , то ровно там, где он заканчивается (то же расстояние ровно , что и от часов у входа на завод до входа в Щербинки), у людей начинается рыскание глаз - они ищут часы, чтобы на них попялиться, не находят их и расстраиваются.

Вот такая забавная традиция.

Ну и всё. И да, кстати, у нас ездит троллейбус, раскрашенный как советская банка сгущёнки . Нафиг, не знаю, но забавно.

Добро пожаловать!

Вы находитесь на главной странице Энциклопедии Нижнего Новгорода - центральном справочном ресурсе региона, выходящем при поддержке общественных организаций Нижнего Новгорода .

В настоящий момент Энциклопедия представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев. Здесь Вы свободно можете публиковать материалы информационного, коммерческого и личного характера, создавать удобные ссылки вида и вносить свое мнение в большинство существующих текстов. Особое внимание редакция Энциклопедии уделяет авторитетным источникам – сообщениям влиятельных, информированных и успешных нижегородских персон .

Приглашаем ввести больше нижегородской информации в Энциклопедию, стать экспертом , и, возможно, одним из администраторов .

Принципы Энциклопедии:

2. В отличии от Википедии, в Нижегородской Энциклопедии может быть информация и статья про любое, даже самое малое нижегородское явление. Кроме того не требуется наукообразность, нейтральность и тому подобное.

3. Простота изложения и естественный человеческий язык – основа нашего стиля и всячески приветствуется, когда помогают донести правду. Статьи энциклопедии призваны быть понятными и приносить практическую пользу.

4. Допускаются разные и взаимоисключающие точки зрения. Про одно и то же явление можно создавать разные статьи. Например – положение дел на бумаге, в реальности, в народном изложении, с точки зрения определенной группы лиц.

5. Аргументированное народное слово имеет всегда приоритет над административно-канцелярским стилем.

Читайте основные положения

Приглашаем вас написать статьи – о нижегородских явлениях в которых вы по вашему мнению разбираетесь.

Статус проекта

Нижегородская энциклопедия является полностью независимым проектом. ЭНН финансируется и поддерживается исключительно частными лицами и развивается активистами, на некоммерческой основе.

Официальные контакты

Некоммерческая Организация «Открытая Нижегородская Энциклопедия » (самопровозглашенная организация)

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....