Гоголь ревизор кратчайшее содержание. Пересказ произведения "Ревизор" Гоголя Н.В

Михайлов Андрей 04.07.2012 в 17:00

Это сентиментальная история преданного хозяину пса, неожиданно попавшего в беду. Даже не просто сентиментальная - хватающая за душу! Несмотря на сложную и неоднозначную судьбу автора книги Гавриила Троепольского, о которой мало кто сейчас догадывается, "Белый Бим Черное ухо" вошел в золотой фонд русской - точнее, советской литературы для детей.

Сюжет, на первый взгляд, прост, но в своей простоте он прекрасен и даже величественен. Шотландский сеттер Бим, наделенный с рождения белым окрасом, не соответствующим стандарту породы, живет в квартире вместе со своим хозяином, одиноким пенсионером Иваном Иванычем. Немолодой мужчина, бывший журналист, а ныне, так сказать, философствующий охотник, любит свою собаку и периодически вывозит ее на охоту в лес.

Неожиданно у хозяина случается сердечный приступ, его отвозят на операцию в Москву, а собака остается у соседке, но та не слишком внимательно следит за чужим питомцем. По недосмотру Бим выскакивает из квартиры, оказывается на улице и отправляется на поиски Ивана Иваныча. В пути пес встречает множество людей - добрых и злых, старых и молодых, каждый из них рассматривается Троепольским сквозь призму восприятия собаки, потерявшей Хозяина.

Бим сталкивается с разным отношением, от бессмысленной жестокости до сентиментальной жалости и реального желания помочь обездоленному животному. Многие люди, с которыми он случайно сталкивается на своем пути, разговаривают с ним откровеннее, чем со своими родными и близкими. Плачут, не стесняясь капающих на собачью шерсть слез. Гладят бродячего пса, как человека, нашептывая ему в плюшевое ухо про свою боль. И приютили бы его, да понимают, что он не останется ни с кем, кроме Хозяина, которого ищет. Война (а ведь действие книги происходит вскоре после ее окончания) пробила бреши в каждой семье, разорвала родственные связи, разлучила родителей с детьми, отняла мужей у жен. Кому пожалуешься, с кем поделишься тоской по утраченному счастью, если вокруг полно таких же, как и ты, людей с разбитыми войной сердцами? Вот и разговаривают с Бимом, жалуются ему, рассказывают о своих любимых.

А Биму противостоят не вражеские войска и смертоносные пули, а представители другой людской породы, для которых рана в сердце - понятие абстрактное, потому что нечего там ранить. С такими двуногими он тоже сталкивается в поисках Ивана Иваныча, и не раз. И по их же вине гибнет - безвинно, бесмысленно, нелепо и до слез трагически, чуть-чуть не дождавшись возвращения своего Хозяина. Тот очень спешил, чтобы забрать своего Белого Бима Черное ухо из приюта, куда его посадили после отлова, но не успел.

"Бим лежал носом к двери. Губы и десны изодраны о рваные края жести. Ногти передних лап налились кровью... Он царапался в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил. Свободы и доверия - больше ничего" , - пишет Троепольский в своей повести. "Это слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми" , - обращается он к своему читателю.

Получилось так, что я сначала посмотрел двухсерийный художественный фильм "Белый Бим Черное ухо", снятый в 1977 году по книге Троепольского Станиславом Ростоцким. На последних кадрах у меня обильно полились, как говорится, суровые мужские слезы, и я долго не мог выйти из зала после сеанса, даже когда зажегся свет. И вдруг я понял, что большинство зрителей в таком же состоянии. Публика тогда очень долго не расходилась…

Пошел к знакомым, взял книгу, которую до этого не читал. И вот что вышло: впечатления от чтения оказались совершенно иными, нежели от просмотра. Когда узнал, что Троепольский по образованию был сельскохозяйственником, работал агрономом в колхозе, был поражен до глубины души. Этот человек пишет поразительным языком - живым, местами чуть неловким и от этого еще более правдоподобным, идущим от самого сердца и невероятно разнообразным, по-советски романтично-патетичным и в то же время искренним до мурашек по спине.

Не могу не процитировать несколько строк из повести "Белый Бим - Черное ухо".

"…Читатель, друг! …Ты подумай! Если писать только о доброте, то для зла - это находка, блеск. Если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать. Если писать только о серьезно-печальном, то люди перестанут смеяться над безобразным…".

"…И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом - с_л_о_в_о. Может быть, поэтому я пишу о судьбе собаки, о ее верности, чести и преданности…".

Благодаря этой повести Троепольский стал классиком, и не только советской литературы. Его книгу перевели на 52 языка, а в США она вошла в список обязательных для прочтения литературных произведений в большинстве колледжей. Там же, в Америке, "Белого Бима Черное ухо" в 1994 году напечатали в книжной серии "Классики". И пока остаются на этой земле дети, торопящиеся повзрослеть, и взрослые, тоскующие по далекому детству, история Бима и его Хозяина будет делать нас чуточку добрее.

Сегодняшние люди уже осознают заботу о жизни во всех ее проявлениях как нравственный долг. И прежде всего — писатели. Незаурядным явлением стала талантливая повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Анализ произведения предлагается вашему вниманию.

Семнадцать глав книги охватывают всю жизнь собаки и ее взаимоотношения с человеком. В начале повести Бим совсем крохотный, месячный щенок, который, неуклюже переваливаясь на слабых лапах, скулит, ища мать. Он скоро привык к теплоте рук человека, взявшего его в свой дом, очень быстро стал отзываться на ласку хозяина. Почти все повествование о жизни пса связано с видением мира Бимом, с эволюцией его восприятия. Сначала это отрывочные сведения об окружающем: о комнате, где он живет; о хозяине Иване Иваныче, добром и ласковом человеке. Потом — начало дружбы с Иваном Иванычем, дружбы обоюдной, преданной и счастливой. Первые главы мажорные: Бим рано, с восьми месяцев, подает большие надежды как хорошая охотничья собака. Мир открывается Биму своими добрыми сторонами. Но в третьей главе появляется тревожная, настораживающая нота — Бим познакомился с беспризорной собакой Лохматкой и привел ее к Ивану Иванычу. Все, казалось бы, хорошо, но в середине главы появляется фраза о том, что горькая судьба еще сведет Бима и Лохматку.

Эта фраза — предвестник перемен в жизни пса: Ивана Иваныча увезли в больницу. Необходимо было оперировать осколок, который двадцать лет, со времен войны, носил он около сердца. Бим остался один, остался ждать. Это слово теперь вбирает для Бима все запахи и звуки, счастье и преданность — все, связанное с хозяином. Троепольский проводит Бима через несколько кругов испытаний: оказавшись один, он постепенно узнает, как неодинаковы люди, как несправедливы могут они быть. В жизни Бима появляются не только друзья, но и недруги: курносый человек с мясистыми отвислыми губами, разглядевший в Биме «живую заразу», крикливая тетка, которая готова уничтожить эту «паршивую собаку». Все эти персонажи даны сатирически, в них гротескно подчеркнуто отвратительное, бесчеловечное.

Бим, раньше готовый лизнуть руку этой самой тетке, не из любви к ней, а от благодарности и доверия ко всему человеческому, теперь начинает замечать в человеческом мире друзей и врагов. Легче ему с теми, кто не боится его, бродячего пса, кто понимает, что он ждет. Доверчивее всего он относится к детям.

Но пришло время — и Бим узнал, что среди детей тоже бывают всякие, такие, как рыжий конопатый мальчишка, который дразнил девочку Люсю за то, что она приютила Бима.

Пришло и более тяжелое время: Бима продали за деньги, увезли в деревню, дали ему другое имя — Черноух. Научился он и сомневаться в человеке и бояться людей. Его свирепо избил охотник за то, что Бим не стал душить раненого зайца. Еще более жестокими врагами оказались родители Толика, который привел Бима домой. Глава «счастливой и культурной семьи» Семен Петрович сделал вид, что согласился на просьбу сына оставить собаку, а сам ночью тайком отвез Бима на машине в лес, привязал к дереву и оставил там одного. Эта сцена как будто варьирует фольклорные мотивы и мотив сказки Пушкина: «И оставить ее там на съедение волкам».

Но повесть Троепольского — не сказочное произведение. Писатель показывает, что волки не бывают бессмысленно и беспричинно жестоки. Слово в оправдание и защиту волков — одно из самых сильных авторских отступлений в повести.

Начиная с двенадцатой главы события развиваются все стремительнее и становятся все напряженнее: ослабевший, израненный Бим возвращается из леса в город и снова ищет Ивана Иваныча.

«...О великое мужество и долготерпение собачье! Какие силы создали вас такими могучими и неистребимыми, что даже в предсмертный час вы движете тело вперед? Хоть помаленьку, но вперед. Вперед, туда, где, может быть, окажется доверие и доброта к несчастной, одинокой, забытой собаке с чистым сердцем».

И в конце повести, как почти забытые следы, снова проходят перед глазами читателя места, где был счастлив Бим: дверь дома, в котором он жил с Иваном Иванычем; высокий кирпичный забор, за которым был дом его друга Толика. Ни одна дверь не открылась перед израненной собакой. И снова появляется его давний враг — Тетка. Она совершает последнюю и самую страшную жестокость в жизни Бима — сдает его в железный фургон.

Бим погибает. Но повесть не пессимистична: Бим не забыт. Весною на поляну, где он похоронен, приходит Иван Иваныч с маленьким щенком, новым Бимом.

Эта сцена утверждает, что неодолим кругооборот жизни, что рождение и смерть постоянно рядом, что вечно обновление в природе. Но заключительные эпизоды повести не располагают к умилению при виде всеобщего весеннего ликования: раздался выстрел, за ним еще два. Кто стрелял? В кого?

«Может быть, злой человек ранил того красавца дятла и добивал его двумя зарядами... А может быть, кто-то из охотников зарыл собаку и ей было три года...»

Для Троепольского, писателя-гуманиста, природа не храм, располагающий к спокойствию и умиротворению. В ней идет постоянная борьба жизни и смерти. И первая задача человека — помочь жизни утвердиться и победить.

Стр. 1 из 188

Белый Бим Черное ухо
Повесть

Посвящается Александру Трифоновичу Твардовскому

Глава первая
Двое в одной комнате

Жалобно и, казалось, безнадежно он вдруг начинал скулить, неуклюже переваливаясь туда-сюда, – искал мать. Тогда хозяин сажал его себе на колени и совал в ротик соску с молоком.

Да и что оставалось делать месячному щенку, если он ничего еще не понимал в жизни ровным счетом, а матери все нет и нет, несмотря ни на какие жалобы. Вот он и пытался задавать грустные концерты. Хотя, впрочем, засыпал на руках хозяина в объятиях с бутылочкой молока.

Но на четвертый день малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека. Щенки очень быстро начинают отзываться на ласку.

Имени своего он еще не знал, но через неделю точно установил, что он – Бим.

В два месяца он с удивлением увидел вещи: высоченный для щенка письменный стол, а на стене – ружье, охотничью сумку и лицо человека с длинными волосами. Ко всему этому быстренько привык. Ничего удивительного не было уже и в том, что человек на стене неподвижен: раз не шевелится – интерес небольшой. Правда, несколько позже, потом, он нет-нет да и посмотрит: что бы это значило – лицо выглядывает из рамки, как из окошка?

Вторая стена была занимательнее. Она вся состояла из разных брусочков, каждый из которых хозяин мог вытащить и вставить обратно. В возрасте четырех месяцев, когда Бим уже смог дотянуться на задних лапках, он сам вытащил брусочек и попытался его исследовать. Но тот зашелестел почему-то и оставил в зубах Бима листок. Очень забавно было раздирать на мелкие части тот листок.

– Это еще что?! – прикрикнул хозяин. – Нельзя! – и тыкал Бима носом в книжку. – Бим, нельзя. Нельзя!

После такого внушения даже человек откажется от чтения, но Бим – нет: он долго и внимательно смотрел на книги, склоняя голову то на один бок, то на другой. И, видимо, решил так: раз уж нельзя эту, возьму другую. Он тихонько вцепился в корешок и утащил это самое под диван, там отжевал сначала один угол переплета, потом второй, а забывшись, выволок незадачливую книгу на середину комнаты и начал терзать лапами играючи, да еще и с припрыгом.

Вот тут-то он и узнал впервые, что такое «больно» и что такое «нельзя». Хозяин встал из-за стола и строго сказал:

– Нельзя! – и трепанул за ухо. – Ты же мне, глупая твоя голова, «Библию для верующих и неверующих» изорвал. – И опять: – Нельзя! Книги – нельзя! – Он еще раз дернул за ухо.

Бим взвизгнул да и поднял все четыре лапы кверху. Так лежа на спине, он смотрел на хозяина и не мог понять, что же, собственно, происходит.

– Нельзя! Нельзя! – долбил тот нарочито и совал снова и снова книгу к носу, но уже не наказывал. Потом поднял щенка на руки, гладил и говорил одно и то же: – Нельзя, мальчик, нельзя, глупыш. – И сел. И посадил на колени.

Так в раннем возрасте Бим получил от хозяина мораль через «Библию для верующих и неверующих». Бим лизнул ему руку и внимательно смотрел в лицо.

Он уже любил, когда хозяин с ним разговаривал, но понимал пока всего лишь два слова: «Бим» и «нельзя». И все же очень, очень интересно наблюдать, как свисают на лоб белые волосы, шевелятся добрые губы и как прикасаются к шерстке теплые, ласковые пальцы. Зато Бим уже абсолютно точно умел определить – веселый сейчас хозяин или грустный, ругает он или хвалит, зовет или прогоняет.

А он бывал и грустным. Тогда говорил сам с собой и обращался к Биму:

– Так-то вот и живем, дурачок. Ты чего смотришь на нее? – указывал он на портрет. – Она, брат, умерла. Нет ее. Нет… – Он гладил Бима и в полной уверенности приговаривал: – Ах ты мой дурачок, Бимка. Ничего ты еще не понимаешь.

Но прав был он лишь отчасти, так как Бим понимал, что сейчас играть с ним не будут, да и слово «дурачок» принимал на свой счет, и «мальчик» – тоже. Так что когда его большой друг окликал дурачком или мальчиком, то Бим шел немедленно, как на кличку. А раз уж он, в таком возрасте, осваивал интонацию голоса, то, конечно же, обещал быть умнейшей собакой.

Но только ли ум определяет положение собаки среди своих собратьев? К сожалению, нет. Кроме умственных задатков, у Бима не все было в порядке.

Правда, он родился от породистых родителей, сеттеров, с длинной родословной. У каждого его предка был личный листок, свидетельство. Хозяин мог бы по этим анкетам не только дойти до прадеда и пробабки Бима, но и знать, при желании, прадедового прадеда и прабабушкину прабабушку. Это все, конечно, хорошо. Но дело в том, что Бим при всех достоинствах имел большой недостаток, который потом сильно отразился на его судьбе: хотя он был из породы шотландских сеттеров (сеттер-гордон), но окрас оказался абсолютно нетипичным – вот в чем и соль. По стандартам охотничьих собак сеттер-гордон должен быть обязательно черный, с блестящим синеватым отливом – цвета воронова крыла, и обязательно с четко отграниченными яркими отметинами, рыже-красными подпалинами, даже белые отметины считаются большим пороком у гордонов. Бим же выродился таким: туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим крапом, только одно ухо и одна нога черные, действительно – как вороново крыло, второе ухо мягкого желтовато-рыженького цвета. Даже удивительно подобное явление: по всем статьям – сеттер-гордон, а окрас – ну ничего похожего. Какой-то далекий-далекий предок взял вот и выскочил в Биме: родители – гордоны, а он – альбинос породы.

В общем-то, с такой разноцветностью ушей и с подпалинками под большими умными темно-карими глазами морда Бима была даже симпатичней, приметней, может быть, даже умнее или, как бы сказать, философичней, раздумчивей, чем у обычных собак. И право же, все это нельзя даже назвать мордой, а скорее – собачьим лицом. Но по законам кинологии белый окрас, в конкретном случае, считается признаком вырождения. Во всем – красавец, а по стандартам шерстного покрова – явно сомнительный и даже порочный. Такая вот беда была у Бима.

Конечно, Бим не понимал вины своего рождения, поскольку и щенкам не дано природой до появления на свет выбирать родителей. Биму просто не дано и думать об этом. Он жил себе и пока радовался.

Но хозяин-то беспокоился: дадут ли на Бима родословное свидетельство, которое закрепило бы его положение среди охотничьих собак, или он останется пожизненным изгоем? Это будет известно лишь в шестимесячном возрасте, когда щенок (опять же по законам кинологии) определится и оформится в близкое к тому, что называется породной собакой.

Владелец матери Бима в общем-то уже решил было выбраковать белого из помета, то есть утопить, но нашелся чудак, которому стало жаль такого красавца. Чудак тот и был теперешним хозяином Бима: глаза ему понравились, видите ли, умные. Надо же! А теперь и стоит вопрос: дадут или не дадут родословную?

Гавриил Николаевич Троепольский. Белый Бим Чёрное ухо. Цитаты.

«Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни. Когда благородство души - само собой разумеющееся состояние».
29 ноября 1905 года родился автор книги «Белый Бим Черное ухо», писатель Гавриил Николаевич Троепольский.

Если писать только о добре, то для зла — это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать, если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным. И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом — слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми.

Теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы.

Доброта, безграничное доверие и ласка — чувства всегда неотразимые, если между ними не втерлось подхалимство, каковое может потом, постепенно, превратить все в ложное — и доброту, и доверие, и ласку. Жуткое это качество — подхалимаж.

Дружба и доверие не покупаются и не продаются.

так уж у собак заведено - никогда не забывать обратный путь. У людей этот инстинкт с веками пропал или почти пропал. А зря. Очень полезно не забывать обратный путь.

И ложь бывает святой, как правда… Так мать поет безнадежно больному ребенку веселую песенку и улыбается.

В чужом подъезде глубокой ночью спала чужая собака. Бывает. Не обижайте такую собаку.

Гавриил Николаевич Троепольский, русский советский писатель. Лауреат Государственной премии СССР. Автор трогательной повести про собачью верность своему хозяину.

«Белый Бим Чёрное ухо» — повесть, написанная в 1971 году была посвящена А. Т. Твардовскому, она приобрела успех сразу после выхода в свет. Книга выдержала большое количество переизданий, переведена более чем на 20 языков мира.

Бим, наделённый с рождения белым окрасом, не соответствующим стандарту породы, живёт в квартире вместе со своим хозяином, одиноким пенсионером Иваном Иванычем. Иван Иванович, бывший журналист, а ныне философствующий охотник, любит свою собаку, и систематически вывозит её на охоту в лес.

Неожиданно у хозяина случается сердечный приступ, его отвозят на операцию в Москву, а собака поручается соседке, но по недосмотру выскакивает из квартиры в поисках хозяина, и оказывается на улице. Путешествуя без надзора, Бим встречает множество людей — добрых и злых, старых и молодых, — все они описываются глазами собаки, сквозь призму её восприятия. Бим подвергается разному отношению, от жалости и попыток помочь до жестокости. В силу ряда разных причин, никому не удаётся приютить его у себя на постоянной основе. Пройдя многие испытания и почти уже дождавшись возвращения своего хозяина, Бим погибает, став жертвой предательства и наговора со стороны соседки, желающей избавиться от присутствия во дворе собаки. Хозяин успевает приехать за собакой в приют, куда она была забрана после отлова, но застаёт на месте уже только тело Бима.

В 1977 году Станислав Ростоцкий снял двухсерийный кинофильм, который также стал победителем многих кинофестивалей и получил номинацию на Оскар в категории «Лучший иностранный фильм». В 1998 году в Воронеже перед входом в местный Театр Кукол главному герою книги Биму был установлен памятник.

Вот уже 35 лет повесть «Белый Бим Чёрное ухо» не оставляет равнодушным ни одного читателя. Её читают и перечитываю, сопереживают Биму и ненавидят его врагов. А прочитав последние строки … плачут…

Гавриил Николаевич Троепольский (1905-1995), русский советский писатель. Лауреат Государственной премии СССР (1975).

Г. Н. Троепольский родился 16 (29) ноября 1905 года в селе Ново-Спасское на Елани (ныне Новоспасовка (Грибановского района Воронежской области) в семье священника.

Окончил в 1924 году сельскохозяйственное училище, работал сельским учителем, с 1931 года- агрономом.

Первые произведения появились в 1937 году. В 1976 году работал в редколлегии журнала «Наш современник».

Среди произведений — рассказы, повести, пьесы, публицистика.

— Творчество
* «Из записок агронома» (1953 — журнал «Новый мир»; в 1954 году вошли в сборник «Прохор семнадцатый и другие»;
* сценарий фильма «Земля и люди» (1955)
* «Кандидат наук» (1958; повесть)
* «Чернозем» (1958-1961; роман)
* «В камышах» (1963; повесть)
* «О реках, почвах и прочем» (1963; публицистический очерк)
* статьи в газете «Правда» в защиту природы (1966)
* «Постояльцы» (1971; пьеса)
* «Белый Бим Чёрное ухо» (1971)

— Награды и премии
* Государственная премия СССР (1975) — за повесть «Белый Бим, чёрное ухо» (1971)
* орден Трудового Красного Знамени

Троепольский Гавриил

«…Читатель, друг!…Ты подумай! Если писать только о доброте, то для зла - это находка, блеск. Если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце-концов не будут их замечать. Если писать только о серьезно-печальном, то люди перестанут смеяться над безобразным…»…И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом - слово.

Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми.

Может быть, поэтому я пишу о судьбе собаки, о ее верности, чести и преданности.

…Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой разумеющееся состояние.

…Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле…”

1. Двое в одной комнате

Жалобно и, казалось, безнадежно он вдруг начинал скулить, неуклюже переваливаясь туда-сюда, - искал мать. Тогда хозяин сажал его себе на колени и совал в ротик соску с молоком.

Да и что оставалось делать месячному щенку, если он ничего еще не понимал в жизни ровным счетом, а матери все нет и нет, несмотря ни на какие жалобы. Вот он и пытался задавать грустные концерты. Хотя, впрочем, засыпал на руках хозяина в объятиях с бутылочкой молока.

Но на четвертый день малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека. Щенки очень быстро начинают отзываться на ласку.

Имени своего он еще не знал, но через неделю точно установил, что он - Бим.

В два месяца он с удивлением увидел вещи: высоченный для щенка письменный стол, а на стене - ружье, охотничью сумку и лицо человека с длинными волосами. Ко всему этому быстренько привык. Ничего удивительного не было уже и в том, что человек на стене неподвижен: раз не шевелится - интерес небольшой. Правда, несколько позже, потом, он нет-нет да и посмотрит: что бы это значило - лицо выглядывает из рамки, как из окошка?

Вторая стена была занимательнее. Она вся состояла из разных брусочков, каждый из которых хозяин мог вытащить и вставить обратно. В возрасте четырех месяцев, когда Бим уже смог дотянуться на задних лапках, он сам вытащил брусочек и попытался его исследовать. Но тот зашелестел почему-то и оставил в зубах Бима листок. Очень забавно было раздирать на мелкие части тот листок.

Это еще что?! - прикрикнул хозяин. - Нельзя! - и тыкал Бима носом в книжку. - Бим, нельзя. Нельзя!

После такого внушения даже человек откажется от чтения, но Бим - нет: он долго и внимательно смотрел на книги, склоняя голову то на один бок, то на другой. И, видимо, решил так: раз уж нельзя эту, возьму другую. Он тихонько вцепился в корешок и утащил это самое под диван, там отжевал сначала один угол переплета, потом второй, а забывшись, выволок незадачливую книгу на середину комнаты и начал терзать лапами играючи, да еще и с припрыгом.

Вот тут-то он и узнал впервые, что такое «больно» и что такое «нельзя». Хозяин встал из-за стола и строго сказал:

Нельзя! - и трепанул за ухо. - Ты же мне, глупая твоя голова, «Библию для верующих и неверующих» изорвал. - И опять: - Нельзя! Книги - нельзя! - Он еще раз дернул за ухо.

Бим взвизгнул да и поднял все четыре лапы кверху. Так лежа на спине, он смотрел на хозяина и не мог понять, что же, собственно, происходит.

Нельзя! Нельзя! - долбил тот нарочито и совал снова и снова книгу к носу, но уже не наказывал. Потом поднял щенка на руки, гладил и говорил одно и то же: - Нельзя, мальчик, нельзя, глупыш. - И сел. И посадил на колени.

Так в раннем возрасте Бим получил от хозяина мораль через «Библию для верующих и неверующих». Бим лизнул ему руку и внимательно смотрел в лицо.

Он уже любил, когда хозяин с ним разговаривал, но понимал пока всего лишь два слова: «Бим» и «нельзя». И все же очень, очень интересно наблюдать, как свисают на лоб белые волосы, шевелятся добрые губы и как прикасаются к шерстке теплые, ласковые пальцы. Зато Бим уже абсолютно точно умел определить - веселый сейчас хозяин или грустный, ругает он или хвалит, зовет или прогоняет.

А он бывал и грустным. Тогда говорил сам с собой и обращался к Биму:

Так-то вот и живем, дурачок. Ты чего смотришь на нее? - указывал он на портрет. - Она, брат, умерла. Нет ее. Нет… - Он гладил Бима и в полной уверенности приговаривал: - Ах ты мой дурачок, Бимка. Ничего ты еще не понимаешь.

Но прав был он лишь отчасти, так как Бим понимал, что сейчас играть с ним не будут, да и слово «дурачок» принимал на свой счет, и «мальчик» - тоже. Так что когда его большой друг окликал дурачком или мальчиком, то Бим шел немедленно, как на кличку. А раз уж он, в таком возрасте, осваивал интонацию голоса, то, конечно же, обещал быть умнейшей собакой.

Но только ли ум определяет положение собаки среди своих собратьев? К сожалению, нет. Кроме умственных задатков, у Бима не все было в порядке.

Правда, он родился от породистых родителей, сеттеров, с длинной родословной. У каждого его предка был личный листок, свидетельство. Хозяин мог бы по этим анкетам не только дойти до прадеда и пробабки Бима, но и знать, при желании, прадедового прадеда и прабабушкину прабабушку. Это все, конечно, хорошо. Но дело в том, что Бим при всех достоинствах имел большой недостаток, который потом сильно отразился на его судьбе: хотя он был из породы шотландских сеттеров (сеттер-гордон), но окрас оказался абсолютно нетипичным - вот в чем и соль. По стандартам охотничьих собак сеттер-гордон должен быть обязательно черный, с блестящим синеватым отливом - цвета воронова крыла, и обязательно с четко отграниченными яркими отметинами, рыже-красными подпалинами, даже белые отметины считаются большим пороком у гордонов. Бим же выродился таким: туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим крапом, только одно ухо и одна нога черные, действительно - как вороново крыло, второе ухо мягкого желтовато-рыженького цвета. Даже удивительно подобное явление: по всем статьям - сеттер-гордон, а окрас - ну ничего похожего. Какой-то далекий-далекий предок взял вот и выскочил в Биме: родители - гордоны, а он - альбинос породы.

В общем-то, с такой разноцветностью ушей и с подпалинками под большими умными темно карими глазами морда Бима была даже симпатичней, приметней, может быть, даже умнее или, как бы сказать, философичней, раздумчивей, чем у обычных собак. И право же, все это нельзя даже назвать мордой, а скорее - собачьим лицом. Но по законам кинологии белый окрас, в конкретном случае, считается признаком вырождения. Во всем - красавец, а по стандартам шерстного покрова - явно сомнительный и даже порочный. Такая вот беда была у Бима.

Конечно, Бим не понимал вины своего рождения, поскольку и щенкам не дано природой до появления на свет выбирать родителей. Биму просто не дано и думать об этом. Он жил себе и пока радовался.

Но хозяин-то беспокоился: дадут ли на Бима родословное свидетельство, которое закрепило бы его положение среди охотничьих собак, или он останется пожизненным изгоем? Это будет известно лишь в шестимесячном возрасте, когда щенок (опять же по законам кинологии) определится и оформится в близкое к тому, что называется породной собакой.

Владелец матери Бима, в общем-то уже решил было выбраковать белого из помета, то есть утопить, но нашелся чудак, которому стало жаль такого красавца. Чудак тот и был теперешним хозяином Бима: глаза ему понравились, видите ли, умные. Надо же! А теперь и стоит вопрос: дадут или не дадут родословную?

Тем временем хозяин пытался разгадать, откуда такая аномалия у Бима. Он перевернул все книги по охоте и собаководству, чтобы хоть немного приблизиться к истине и доказать со временем, что Бим не виноват. Именно для этого он и начал выписывать из разных книг в толстую общую тетрадь все, что могло оправдать Бима как действительного представителя породы сеттеров. Бим был уже его другом, а друзей всегда надо выручать. В противном случае - не ходить Биму победителем на выставках, не греметь золотыми медалями на груди: какой бы он ни был золотой собакой на охоте, из породных он будет исключен.

Какая же все-таки несправедливость на белом свете!

Записки охотника

В последние месяцы Бим незаметно вошел в мою жизнь и занял в ней прочное место. Чем же он взял? Добротой, безграничным доверием и лаской - чувствами всегда неотразимыми, если между ними не втерлось подхалимство, каковое может потом, постепенно, превратить все в ложное - и доброту, и доверие, и ласку. Жуткое это качество - подхалимаж. Не дай-то боже! Но Бим - пока малыш и милый собачонок. Все будет зависеть в нем от меня, от хозяина.

Странно, что и я иногда замечаю теперь за собой такое, чего раньше не было. Например, если увижу картину, где есть собака, то прежде всего обращаю внимание на ее окрас и породистость. Сказывается беспокойство от вопроса: дадут или не дадут свидетельство?

Несколько дней назад был в музее на художественной выставке и сразу же обратил внимание на картину Д. Бассано (Х век) «Моисей иссекает воду из скалы». Там на переднем плане изображена собака - явно прототип легавой породы, со странным, однако, окрасом: туловище белое, морда же, рассеченная белой проточиной, черная, уши тоже черные, а нос белый, на левом плече черное пятно, задний кострец тоже черный. Измученная и тощая, она жадно пьет долгожданную воду из человеческой миски.

Вторая собака, длинношерстная, тоже с черными ушами. Обессилев от жажды, она положила на колени хозяина голову и смиренно ожидает воду.

Рядом - кролик, петух, слева - два ягненка.

Что хотел сказать художник?

Ведь за минуту до этого все они были в отчаянии, у них не было ни капли надежды. И они говорили в глаза спасшему их от рабства Моисею:

«О, если бы мы умерли от руки господней в земле египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! Ибо вывел ты нас в эту пустыню, чтобы всех собравшихся уморить голодом».

Моисей с великой горестью понял, как глубоко овладел людьми дух рабский: хлеб в достатке и котлы с мясом им дороже свободы. И вот он высек воду из скалы. И было в тот час благо всем, идущим за ним, что и ощущается в картине Бассано.

А может быть, художник и поместил собак на главное место как укор людям за их малодушие в несчастье, как символ верности, надежды и преданности? Все может быть. Это было давно.

Картине Д. Бассано около четырехсот лет. Неужели же черное и белое в Биме идет от тех времен? Не может того быть. Впрочем, природа есть природа.

Однако вряд ли это поможет чем-то отстранить обвинение против Бима в его аномалиях расцветки тела и ушей. Ведь чем древнее будут примеры, тем крепче его обвинят в атавизме и неполноценности.

Нет, надо искать что-то другое. Если же кто-то из кинологов и напомнит о картине Д. Бассано, то можно, на крайний случай, сказать просто: а при чем тут черные уши у Бассано?

Поищем данные ближе к Биму по времени.

Выписка из стандартов охотничьих собак: «Сеттеры гордоны выведены в Шотландии… Порода сложилась к началу второй половины ХХ столетия… Современные шотландские сеттеры, сохранив свою мощь и массивность костяка, приобрели более быстрый ход. Собаки спокойного, мягкого характера, послушные и не злобные, они рано и легче принимаются за работу, успешно используются и на болоте, и в лесу… Характерна отчетливая, спокойная, высокая стойка с головой не ниже уровня холки…»

Из двухтомника «Собаки» Л. П. Сабанеева, автора замечательных книг - «Охотничий календарь» и «Рыбы России»:

«Если мы примем во внимание, что в основании сеттера лежит самая древняя раса охотничьих собак, которая в течение многих столетий получала, так сказать, домашнее воспитание, то не станем удивляться тому, что сеттеры представляют едва ли не самую культурную и интеллигентную породу».

Так! Бим, следовательно, собака интеллигентной породы. Это уже может пригодиться.

Из той же книги Л. П. Сабанеева:

«В 1847 году Пэрлендом из Англии были привезены для подарка великому князю Михаилу Павловичу два замечательных красивых сеттера очень редкой породы… Собаки были непродажныя и променены на лошадь, стоившую 2000 рублей…» Вот. Вез для подарка, а содрал цену двадцати крепостных. Но виноваты ли собаки? И при чем тут Бим? Это непригодно.

Из письма известного в свое время природолюба, охотника и собаковода С. В. Пенского к Л. П. Сабанееву:

«Во время крымской войны я видел очень хорошего красного сеттера у Сухово - Кобылина, автора «Свадьбы Кречинского», и желто-пегих в Рязани у художника Петра Соколова».

Ага, это уже близко к делу. Интересно: даже старик имел тогда сеттера. А у художника - желто-пегий.

Не оттуда ли твоя кровь, Бим? Вот бы! Но зачем тогда… Черное ухо? Непонятно.

Из того же письма:

«Породу красных сеттеров вел также московский дворцовый доктор Берс. Одну из красных сук он поставил с черным сеттером покойного императора Александра Николаевича. Какие вышли щенки и куда они девались - не знаю. Знаю только, что одного из них вырастил у себя в деревне граф Лев Николаевич Толстой».

Стоп! Не тут ли? Если твоя нога и ухо черны от собаки Льва Николаевича Толстого, ты счастливая собака, Бим, даже без личного листка породы, самая счастливая из всех собак на свете. Великий писатель любил собак.

Еще из того же письма:

«Императорского черного кобеля я видел в Ильинском после обеда, на который государь пригласил членов правления московского общества охоты. Это была очень крупная и весьма красивая комнатная собака, с прекрасной головой, хорошо одетая, но сеттериного типа в ней было мало, к тому же ноги были слишком длинны, и одна из ног совершенно белая. Говорят, сеттер этот был подарен покойному императору каким-то польским паном, и слух ходил, что кобель-то был не совсем кровный».

Выходит, польский пан облапошил императора? Могло быть. Могло это быть и на собачьем фронте. Ох уж этот мне черный императорский кобель! Впрочем, тут же рядом идет кровь желтой суки Берса, обладавшей «чутьем необыкновенным и замечательной сметкой». Значит, если даже нога твоя, Бим, от черного кобеля императора, то весь-то ты вполне можешь быть дальним потомком собаки величайшего писателя… Но нет, Бимка, дудки! Об императорским - ни слова. Не было - и все тут. Еще чего недоставало.

Что же остается на случай возможного спора в защиту Бима? Моисей отпадает по понятным причинам. Сухово-Кобылин отпадает и по времени, и по окрасу. Остается Лев Николаевич Толстой:

а) по времени ближе всех;

б) отец его собаки был черным, а мать красная.

Все подходяще. Но отец-то, черный-то, - императорский, вот загвоздка.

Как ни поверни, о поисках дальних кровей Бима приходится молчать. Следовательно, кинологи будут определять только по родословной отца и матери Бима, как у них полагается: нет белого в родословной и - аминь. А Толстой им - ни при чем. И они правы. Да и в самом деле, этак каждый может происхождение своей собаки довести до собаки писателя, а там и самому недалеко до Л. Н. Толстого. И действительно: сколько их у нас, толстых-то! Ужас как много объявилось, помрачительно много.

Как ни обидно, но разум мой готов уже смириться с тем, что Биму быть изгоем среди породистых собак. Плохо. Остается одно: Бим - собака интеллигентной породы. Но и это - не доказательство (на то и стандарты).

Плохо, Бим, плохо, - вздохнул хозяин, отложив ручку и засунув в стол общую тетрадь.

Бим, услышав свою кличку, поднялся с лежака, сел, наклонив голову на сторону черного уха, будто слушал только желто-рыженьким. И это было очень симпатично. Всем своим видом он говорил: «Ты хороший, мой добрый друг. Я слушаю. Чего же ты хочешь?»

Троепольский Гавриил. Белый Бим Черное ухо. Книга. Читать онлайн. 16 Сен 2017 admin

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...