Экономика ссср после войны 1945 1953. Послевоенное восстановление народного хозяйства ссср

Раздел V. СССР В 1945 - 1953 гг.

§ 37. Восстановление экономики

Состояние экономики СССР после окончания войны. Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Она унесла почти 27 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик, 1135 шахт, 65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла примерно одну треть своего национального богатства. Население сократилось на 34,4 млн. и составило к концу 1945 г. 162,4 млн. человек. Сокращение рабочей силы, наличие около 2,6 млн. инвалидов войны, отсутствие полноценного питания и жилья вели к снижению производительности труда по сравнению с довоенным временем

К восстановлению хозяйства страна приступила еще в годы войны, когда в 1943 г. было принято специальное партийно-правительственное постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Колоссальными усилиями советских людей к концу войны удалось восстановить промышленное производство на треть от уровня 1940 г. Освобожденные районы в 1944 г. дали свыше половины общегосударственных заготовок зерна, четверть скота, около трети молочных продуктов.

Однако как центральная задача восстановления встала перед страной лишь после окончания войны.

Экономические дискуссии 1945 - 1946 гг. В августе 1945 г. правительство дало поручение Госплану (председатель Н. А. Вознесенский) подготовить проект четвертого пятилетнего плана. При его обсуждении были высказаны предложения о некотором смягчении нажима в управлении экономикой, реорганизации колхозов. «Демократическая альтернатива» проявилась и в ходе закрытого обсуждения подготовленного в 1946 г. проекта новой Конституции СССР. В нем, в частности, наряду с признанием приоритета государственной собственности допускалось существование мелких частных хозяйств крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию чужого труда. В ходе обсуждения этого проекта звучали идеи необходимости децентрализации экономической жизни, предоставления больших прав регионам и наркоматам. «Снизу» все чаще раздавались призывы к ликвидации колхозов в силу их неэффективности. В оправдание этих позиций приводились, как правило, два аргумента: во-первых, относительное ослабление государственного давления в годы войны дало положительный результат; во-вторых, проводилась прямая аналогия с восстановительным периодом после Гражданской войны, когда возрождение экономики началось с оживления частного сектора, децентрализации управления и развития легкой промышленности.

Однако в этих дискуссиях победила точка зрения Сталина, заявившего в начале 1946 г. о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построение коммунизма. Это означало и возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, а одновременно и к тем противоречиям и диспропорциям между отраслями экономики, которые сложились в 30-е гг.

Развитие промышленности. Героической страницей послевоенной истории нашей страны стала борьба всего советского народа за возрождение экономики. Западные специалисты считали, что восстановление разрушенной экономической базы займет не менее 25 лет. Однако восстановительный период в промышленности составил менее 5 лет. Возрождение промышленности происходило в очень тяжелых условиях. В первые послевоенные годы труд советских людей мало чем отличался от труда в военное время. Постоянную нехватку продуктов (карточная система была отменена лишь в 1947 г.), тяжелейшие условия труда и быта, высокий уровень заболеваемости и смертности объясняли населению тем, что долгожданный мир только наступил и жизнь вот-вот наладится.

После денежной реформы 1947 г. при средней зарплате около 500 р. в месяц стоимость килограмма хлеба составляла 3 - 4 р., килограмма мяса - 28 - 32 р., сливочного масла - свыше 60 р., десятка яиц - около 11 р. Чтобы купить шерстяной костюм, нужно было отдать 3 средние месячные зарплаты. Как и до войны, от одной до полутора месячных зарплат в год уходило на покупку облигаций обязательного государственного займа. Многие рабочие семьи по-прежнему жили в землянках и бараках, а трудились порой в неотапливаемых помещениях, на старом или изношенном оборудовании.

Тем не менее некоторые ограничения военного времени были сняты: вновь введены 8-часовой рабочий день и ежегодные отпуска, отменены принудительные сверхурочные работы. Восстановление проходило в условиях резкого усиления перемещения населения, вызванного демобилизацией армии (она сократилась с 11,4 млн. человек в 1945 г. до 2,9 млн. в 1948 г.), репатриацией советских граждан, возвращением беженцев из восточных районов. Немалые средства уходили и на поддержку союзных государств.

Огромные потери в войне обернулись нехваткой рабочей силы, что, в свою очередь, вело к росту текучести кадров, искавших более выгодные условия труда.

Компенсировать эти издержки, как и прежде, предстояло путем увеличения перекачки средств из деревни в город и развития трудовой активности рабочих. Одним из самых знаменитых починов тех лет стало движение «скоростников», инициатором которого был ленинградский токарь Г. С. Борткевич, выполнивший на токарном станке в феврале 1948 г. за одну смену 13-дневную норму выработки. Движение стало массовым. На некоторых предприятиях были предприняты попытки внедрения хозрасчета. Но для закрепления этих новаций не были приняты меры материального характера, наоборот, при повышении производительности труда понижались расценки.

После войны наметилась тенденция к более широкому использованию научно-технических разработок на производстве. Однако она проявилась главным образом на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК), где шел процесс разработки ядерного и термоядерного оружия, ракетных систем, новых образцов танковой и авиационной техники.

Наряду с приоритетным развитием ВПК преимущество отдавалось также машиностроению, металлургии, топливной, энергетической промышленности, на развитие которых уходило 88% всех капиталовложений в промышленность. Легкая же и пищевая промышленность, как и прежде, не удовлетворяла даже минимальных потребностей населения.

Всего за годы 4-й пятилетки (1946 - 1950) было восстановлено и вновь построено 6200 крупных предприятий. В 1950 г., по официальным данным, промышленное производство превысило довоенные показатели на 73% (а в новых союзных республиках - Литве, Латвии, Эстонии и Молдавии - в 2 - 3 раза). Правда, сюда были включены также репарация и продукция совместных советско-восточногерманских предприятий.

Главным творцом этих несомненных успехов стал советский народ. Его невероятными усилиями и жертвами, а также высокими возможностями директивной модели экономики были достигнуты, казалось, невозможные экономические результаты. Свою роль сыграла также традиционная политика перераспределения средств из легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы в пользу тяжелой промышленности. Значительную помощь оказали и полученные в Германии репарации (4,3 млрд долларов), обеспечившие до половины объема установленного в эти годы промышленного оборудования. Кроме того, бесплатным, но весьма эффективным был труд заключенных и около 2 млн. немецких и японских военнопленных, также внесших свой вклад в послевоенное восстановление.

Сельское хозяйство. Ослабленным вышло из войны сельское хозяйство страны, продукция которого в 1945 г. не превышала 60% от довоенного уровня. Еще более ухудшилось положение в нем в связи с засухой 1946 г., вызвавшей голод.

Тем не менее через госзакупки колхозы компенсировали лишь пятую часть расходов на производство молока, десятую часть - зерна, двадцатую - мяса. Крестьяне, работая в колхозе, практически ничего не получали. Спасало их подсобное хозяйство. Однако и по нему государством был нанесен значительный удар. За период 1946 - 1949 гг. в пользу колхозов прирезали 10,6 млн. га земли из крестьянских приусадебных участков. Были значительно повышены налоги с доходов от продаж на рынке. Сама рыночная торговля разрешалась лишь тем крестьянам, колхозы которых выполнили государственные поставки. Каждое крестьянское хозяйство было обязано сдавать государству в качестве налога за земельный участок мясо, молоко, яйца, шерсть. В 1948 г. колхозникам было «рекомендовано» продать государству мелкий скот (держать который было разрешено колхозным уставом), что вызвало массовый забой по стране свиней, овец, коз (до 2 млн. голов).

Сохранялись нормы довоенного времени, ограничивавшие свободу передвижения колхозников: они были фактически лишены возможности иметь паспорта, на них не распространялась плата по временной нетрудоспособности, они были лишены пенсионного обеспечения. Денежная реформа 1947 г. также ударила по крестьянству, хранившему свои сбережения дома.

К концу 4-й пятилетки бедственное экономическое положение колхозов потребовало очередного их реформирования. Однако власти видели его суть не в материальном стимулировании производителя, а в очередной структурной перестройке. Вместо звена (небольшой сельскохозяйственной структурной единицы, состоявшей, как правило, из членов одной семьи, а потому часто более эффективной) было рекомендовано развивать бригадную форму работы. Это вызвало новую волну недовольства крестьян. Последовавшее за этим укрупнение колхозов привело лишь к дальнейшему сокращению крестьянских наделов.

Тем не менее с помощью принятых волевых мер и ценой огромных усилий крестьянства в начале 50-х гг. удалось добиться выведения сельского хозяйства страны на довоенный уровень производства. Однако лишение крестьян еще сохранявшихся стимулов к труду вплотную подвело сельское хозяйство страны к небывалому кризису и заставило правительство принять чрезвычайные меры для снабжения продовольствием городов и армии.

Курс на дальнейшее «закручивание гаек» в экономике получил теоретическое обоснование в опубликованной в 1952 г. работе Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В ней он отстаивал идеи преимущественного развития тяжелой промышленности, ускорения полного огосударствления собственности и форм организации труда в сельском хозяйстве, выступал против любых попыток оживления рыночных отношений. Говорилось в ней и о том, что при социализме растущие потребности населения всегда будут обгонять возможности производства. Это положение «объясняло» населению господство дефицитной экономики и оправдывало ее существование.

Таким образом, выдающиеся свершения в промышленности, достижения в науке и технике стали реальностью благодаря труду и самоотверженности миллионов советских людей.

ДОКУМЕНТЫ

ИЗ РАБОТЫ И. В. СТАЛИНА

«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗМА В СССР».

1952 г .

Необходимо... путем постепенных переходов, осуществляемых с выгодой для колхозов и, следовательно, для всего общества, поднять колхозную собственность до уровня общенародной собственности, а товарное обращение тоже путем постепенных переходов заменить системой продуктообмена, чтобы центральная власть или другой какой-либо общественно-экономический центр мог охватить всю продукцию общественного производства в интересах общества...

Нельзя добиться ни изобилия продуктов, могущего покрыть все потребности общества, ни перехода к формуле «каждому по потребностям», оставляя в силе такие экономические факторы, как колхозно-групповая собственность, товарное обращение и т. п.

ИЗ ОТКЛИКОВ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ НА СНИЖЕНИЕ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ В 1952 г.

Вознесенский Р. Н., студент:

Поздравляю всех со снижением цен. Несмотря на трудную международную обстановку, наша страна растет, строится и крепнет.

Вадюхин П. В., экономист Главобувьсбыта: Несомненно, со снижением цен могут быть проведены мероприятия по снижению зарплаты за счет имевшейся надбавки на хлеб или за счет увеличения подписки на государственный заем. Савицкая М. А., художница:

Следом за снижением всегда сейчас же бывает снижение расценок и зарплаты у всех рабочих и служащих. Поэтому снижение не играет никакой роли.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Расскажите о состоянии советской экономики после войны 2. Каковы были альтернативы развития народного хозяйства в послевоенные годы? 3. В чем вы видите причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития? 4. Прочитайте приведенный фрагмент из работы И. В. Сталина Согласны ли вы с его тезисом или нет? Почему? 5. Используя приведенные отклики на снижение розничных цен в 1952 г, дайте свою оценку этому событию 6. Назовите причины бедственного положения в сельском хозяйстве после войны.

Расширяем словарный запас:

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (ВПК) - союз системы национального военного производства и политических сил, заинтересованных в его приоритетном развитии

РЕПАРАЦИИ - возмещение побежденным государством ущерба государству-победителю.

РЕПАТРИАЦИЯ - возвращение на родину военнопленных, беженцев, эмигрантов, перемещенных лиц

§ 38. Политическое развитие

«Демократический импульс» войны. Война сумела изменить общественно-политическую атмосферу, сложившуюся в СССР в 30-е гг. Сама обстановка на фронте и в тылу заставляла людей мыслить творчески, действовать самостоятельно.

Кроме того, война проломила тот железный занавес, которым страна была отгорожена от остального, «враждебного» ей мира. Участники европейского похода Красной армии (а их было почти 10 млн. человек), многочисленные репатрианты (до 5,5 млн) воочию увидели тот буржуазный мир, о котором они знали исключительно из пропагандистских материалов, «разоблачавших» его пороки. Различия в отношении к личности, в уровне жизни в этих странах и в СССР были настолько велики, что не могли не посеять у многих сомнений в правильности оценок, звучавших в устах пропагандистов.

Победа советского народа в войне породила надежды у крестьян на роспуск колхозов, у интеллигенции на ослабление политическою диктата, у населения союзных республик (особенно в Прибалтике, Западной Украине и Белоруссии) на изменение национальной политики. Даже в среде обновившейся в годы войны партийно-государственной номенклатуры зрело понимание неизбежности и необходимости перемен. В 1946 - 1947 гг. в ходе закрытом) обсуждения проектов новой Конституции СССР, Программы и Устава ВКП(б) были высказаны предложения, направленные на относительную демократизацию режима: о ликвидации специальных судов военного времени, об освобождении партии от функции хозяйственною управления, ограничении срока пребывания на руководящей партийной и советской работе, об альтернативных выборах и т. д. Недовольство выражали и те офицеры и генералы, которые, почувствовав относительную независимость в принятии решений в годы войны, оказались мосле ее окончания все теми же «винтиками» в сталинской системе.

Власть была обеспокоена подобными настроениями. Однако абсолютное большинство населения страны воспринимало победу в войне как победу Сталина и возглавляемой им системы. Поэтому в стремлении подавить возникшее социальное напряжение режим пошел по двумя направлениям: с одной стороны, по пути внешней демократизации, а с другой - усиления борьбы с «вольнодумством» и укрепления режима.

Изменения в структурах власти. Сразу после завершения Второй мировой войны, в сентябре 1945 г., было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. В марте 1946 г. Совет народных комиссаров СССР был преобразован в Совет министров. Объясняя целесообразность этого решения, Сталин заявил, что победа в войне означает, по существу, завершение переходного состояния советского общества и потому с понятиями «народный комиссар», «комиссариат» пора покончить. Одновременно шло увеличение количества министерств и ведомств, росла численность их аппарата.

В 1946 г. прошли выборы в местные советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, в результате чего обновился депутатский корпус, не менявшийся в годы войны.

К началу 50-х гг. усилилась коллегиальность в деятельности советов в результате более частого созыва их сессий, увеличения числа постоянных комиссий. В соответствии с Конституцией были впервые проведены прямые и тайные выборы народных судей и заседателей, однако вся полнота власти по-прежнему оставалась в руках партийного руководства.

В октябре 1952 г. состоялся XIX съезд ВКП(б), принявший решение о переименовании партии в КПСС. В 1949 г. прошли съезды профсоюзов и комсомола (также не созывавшиеся 17 и 13 лет). Им предшествовали отчетно-выборные партийные, профсоюзные и комсомольские собрания, на которых обновилось руководство этих организаций.

Однако в эти же годы в стране ужесточался политический режим, нарастала новая волна репрессий.

Новый виток репрессий. Система ГУЛАГа достигла своего апогея именно в послевоенные годы, так как к сидевшим там с середины 30-х гг. «врагам народа» добавились миллионы новых. Один из первых ударов пришелся по военнопленным, многие из которых после освобождения из фашистской неволи были направлены в лагеря. Туда же были сосланы «чуждые элементы» из прибалтийских республик, Западной Украины и Западной Белоруссии.

В 1948 г. были созданы лагеря «специального режима» для осужденных за «антисоветскую деятельность» и «контрреволюционные акты», в которых использовались особо изощренные методы воздействия на заключенных. Не желая мириться со своим положением, политические заключенные в ряде лагерей поднимали восстания, проходившие порой под политическими лозунгами. Самыми известными из них стали выступления в Печоре (1948), Салехарде (1950), Кингире (1952), Экибастузе (1952), Воркуте (1953) и Норильске (1953).

Наряду с политзаключенными в лагерях после войны оказалось немало других людей. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1948 г. местным властям было предоставлено право выселять в отдаленные районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве.

Опасаясь возросшей в ходе войны популярности военных, Сталин санкционировал арест маршала авиации А. А. Новикова, генералов П. Н. Понеделина, Н. К. Кириллова, ряда сослуживцев маршала Г. К. Жукова. Самому полководцу были предъявлены обвинения в сколачивании группы недовольных генералов и офицеров, в неблагодарности и неуважении к Сталину.

Репрессии затронули и часть партийных функционеров, особенно тех, кто стремился к самостоятельности и большей независимости от центральной власти. Были арестованы многие партийно-государственные деятели, выдвинутые умершим в 1948 г. членом Политбюро и секретарем ЦК ВКЩб) А. А. Ждановым из числа руководящих работников Ленинграда. Общее число арестованных по «ленинградскому делу» составило около 2 тыс. человек. Спустя некоторое время были отданы под суд и расстреляны 200 из них, в том числе Председатель Совмина России М. Родионов, член Политбюро и Председатель Госплана СССР Н. Вознесенский, секретарь ЦК ВКП(б) А. Кузнецов. «Ленинградское дело», отражавшее борьбу внутри высшего руководства, должно было стать суровым предостережением всем, кто хоть в чем-то мыслил иначе, чем «вождь народов».

Последним из готовившихся процессов стало «дело врачей» (1953), обвиненных в неправильном лечении высшего руководства, повлекшем смерть ряда видных деятелей. Всего жертвами репрессий в 1948 - 1953 гг. стали почти 6,5 млн. человек.

Национальная политика. Наряду с другими изменениями война привела к увеличению неподконтрольных «верхам» идейных и политических движений, в том числе и национальных. Особый размах они приобрели на территориях, вошедших в состав СССР в 1939 - 1940 гг., где борьба шла против коллективизации и советизации. За участие в них только в Западной Украине к 1950 г. было депортировано, сослано или арестовано около 300 тыс. человек. В Прибалтике депортации было подвергнуто 400 тыс. литовцев, 150 тыс. латышей, 50 тыс. эстонцев. Параллельно здесь шел насильственный процесс сплошной коллективизации, прерванный войной.

Вслед за переселенными в годы войны немцами Поволжья, крымскими татарами, чеченцами, ингушами, калмыками, карачаевцами, балкарами в послевоенные годы были подвергнуты насильственной депортации и представители ряда других народов (в частности, молдаване).

Усилилось и давление на национальные отряды интеллигенции, традиции и культуру «малых народов». Так, с 1951 г. началась критика национального эпоса мусульманских пародов как «клерикального и антинародного».

Особого размаха национальная нетерпимость достигла в отношении представителей еврейской нации. В годы войны был создан Еврейский антифашистский комитет (во главе его стоял выдающийся актер С. Михоэлс).

После войны представители комитета предлагали создать еврейскую автономию в Крыму или Поволжье. Это было представлено властями как свидетельство «проамериканского сионистского заговора». Михоэлс в 1948 г. был убит, как предполагают, агентами МГБ.

С ноября 1948 г. начались аресты членов Антифашистского комитета и других еврейских интеллигентов, «людей без роду, без племени», обвиненных в «космополитизме». В мае - июле 1952 г. состоялся закрытый судебный процесс, приговоривший лидеров комитета к расстрелу.

Все это не могло не вызвать в перспективе всплеска национализма в самих национальных регионах СССР.

ДОКУМЕНТ

1. Обязать Министерство внутренних дел СССР всех отбывающих наказание в особых лагерях и тюрьмах шпионов, диверсантов, террористов, троцкистов, правых, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, белоэмигрантов и участников других антисоветских организаций и групп лиц, представляющих опасность по своим антисоветским связям и враждебной деятельности, по истечении сроков наказания направлять по назначению Министерства государственной безопасности СССР в ссылку на поселение под надзор органов Министерства государственной безопасности:

в районы Колымы на Дальнем Востоке, в районы Красноярского края и Новосибирской области, расположенные в 50 километрах севернее Транссибирской железнодорожной магистрали, в Казахскую ССР...

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Почему борьба демократической и тоталитарной тенденций в послевоенные годы завершилась новой волной репрессий? 2. Используя приведенный документ, расскажите о репрессивных мерах сталинского руководства в конце 40-х - начале 50-х гг. 3. Приведите конкретные примеры усиления административно-командной системы в послевоенный период. 4. Расскажите о национальной политике сталинского руководства в 1945 - 1952 гг.

Расширяем словарный запас:

ГУЛАГ - Главное управление лагерей

НКВД (МВД) СССР. Употребляется для обозначения системы концентрационных лагерей, существовавших при Сталине

ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС - система мер, направленных на внешнюю изоляцию СССР от других стран в годы сталинского режима.

«Экономика после войны»

Зятикова С.А.,

учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ № 74

Тип урока: Урок-проект с использованием технологии критического мышления.

Оборудование урока:

  1. Компьютеры
  2. Доступ к интернету
  3. Презентация по данной теме, подготовленная учителем – Приложение 1 .

Задачи урока:

  1. Находить и обрабатывать материал в информационной среде.
  2. Создание проекта по теме урока.
  3. Развитие среды для сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик.
  4. Выступать публично и научно выражать свои мысли.

Цели урока:

Специальные:

  1. Показать особенности процесса восстановления экономики СССР после Великой Отечественной войны.
  2. Рассмотреть альтернативы возрождения страны после войны.
  3. Охарактеризовать социальные последствия экономической политики, проводившейся в СССР в 1945-1953 гг.

Общепредметные:

  1. Развитие аналитического мышления.
  2. Воспитание толерантности.
  3. Продолжить формирование основных компетенций:
  • учебно-информационных:
  • работать в информационной среде,
  • обрабатывать информацию,
  • создание презентации,
  • коммуникативных:
  • работать в группе,
  • выступать публично,
  • социальных:
  • определять тему,
  • прослеживать причинно-следственные связи,
  • аргументировано обосновывать свои выводы.

План урока.

  1. Мотивация. Введение в тему. (Постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа).
  2. Изучение нового материала:

(Работа в группах, выступления учащихся по предложенным темам, презентация).

  1. Рефлексия. (Решение проблемного вопроса, самооценка работы учащихся).
  2. Домашнее задание.

Ход урока

I. Введение в тему. (Стадия вызова).

Учитель . Победа над фашистской Германией и ее союзниками была достигнута благодаря совместным усилиям советских воинов и тружеников тыла. Уже к началу 1943 г. в СССР действовало набирающая мощь слаженное военное хозяйство, которое позволило превзойти Германию в производстве вооружений. С началом освобождения советских территорий от захватчиков к концу августа 1943 г. правительством СССР было принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». В западные районы страны стали направляться рабочие, инженеры, специалисты для восстановления разрушенного хозяйства. Промышленное производство к 1945 г. возросло по сравнению с 1940 годом на 10% и стало составлять 152 млрд рублей. Тяжелая промышленность произвела продукции на сумму 122 млрд рублей в 1945 г., а это в свою очередь по сравнению с довоенным периодом больше на 45 %. Но в тоже время значительно сократился объем производства в легкой промышленности (почти в 2 раза).

Страшная война закончилась. Эйфория победы на какой-то миг затмила страшную реальность – раны войны.

– В чем же состояла эта реальность?

– Каковы были последствия Второй мировой и Великой Отечественной войн для СССР?

Обсуждение сопровождается показом слайда 1 презентации.

Презентация, слайд 1.

Подводя итоги беседы с учащимися, учитель указывает на то, что СССР потерял в войне 30% национального богатства (679 млрд руб. в ценах 1941 г.). Невосполнимы были людские потери советского государства – 27 млн. человек.

Столь долгожданный мир настал и перед страной встали новые задачи.

– Какие встали задачи перед Советским Союзом, после окончания войны?

Ученики формулируют основные задачи послевоенного развития:

  1. Перевод страны на мирные рельсы.
  2. Восстановление экономики СССР.

Презентация, слайд 2.

Задание учащимся . На основании указанных нами задач, стоящих перед советским государством, и строк из «Баллады о детстве» В.Высоцкого сформулируйте тему урока.

Звучит песня В.Высоцкого «Баллада о детстве». Демонстрируется слайд 3 презентации, оформленный в виде кластера.

Учащиеся формулируют тема урока «Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.»

Презентация, слайд 3.

Учитель предлагает ученикам самостоятельно составить план изучения нового материала.

План изучения нового материала:

  1. Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
  2. Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
  3. Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.
  4. Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.
  5. Социальные изменения в СССР в 1945-1953 гг.

Презентация, слайд 4.

Учитель указывает на то, что во время самостоятельной работы, учащимся предстоит выяснить:

  • особенности восстановления экономики СССР;
  • социальные последствия процесса восстановления;
  • итоги экономического развития к 1953 г.,
  • источники послевоенного восстановления.

А также ответить на следующие вопросы:

  1. Каковы итоги экономического развития СССР в 1945-1953 гг.?
  2. Каковы источники восстановления народного хозяйства в советском государстве?

Презентация, слайд 5.

II. Изучение нового материала.

Изучение материала строится на основе групповой работы.

Класс делится на 5 групп. Каждая из которых получает задание.

Условия работы в группах:

  1. Самостоятельное изучение материала с помощью информации, полученной в интернете.
  2. Итог работы должен быть представлен в форме развернутого устного ответа, с использованием наглядности в виде презентации, состоящей из двух слайдов.

1 группа. Задание. Определить альтернативы восстановления экономики СССР в 1945-1953 гг.

  1. Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Модели социально-экономического развития СССР после Второй мировой войны».
  • Покажите изменения в управлении экономикой в первые послевоенные годы.
  • Охарактеризуйте основные проекты развития экономики в данный период.
  • Какая из альтернатив победила и почему?
  • Как данный выбор сказался на дальнейшем развитии страны?

2 группа. Задание. Покажите особенности развития промышленности в годы 4-й пятилетки.

  1. Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Советская промышленность в годы четвертой пятилетки».
  • Охарактеризуйте проекты и планы развития советской промышленности на годы четвертой пятилетки.
  • Укажите трудности восстановительного периода.
  • Покажите основные итоги промышленного развития в 1945-1953 гг.
  • Назовите основные источники восстановления и развития промышленности.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

3 группа. Задание. Охарактеризуйте послевоенное развитие сельского хозяйства в СССР.

  1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Послевоенное сельское хозяйство».
  • Покажите планы восстановления и развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
  • Охарактеризуйте политику советского руководства в данный период в отношении деревни. Попытки реформ.
  • Назовите итоги и последствия преобразования сельского хозяйства.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

4 группа. Задание. Дайте оценку финансовой реформе 1947 года.

  1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Денежная реформа 1947г.».
  • Укажите причины о раскройте содержание денежной реформы.
  • Покажите социально-экономические последствия данной реформы.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

5 группа . Задание. Покажите особенности социального развития советского государства в 1945-1953 гг.

  1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Социальная политика советского государства в 1945-1953гг.».
  • Охарактеризуйте социальную политика и ее последствия.
  • Покажите изменения быта советского человека.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно 3 минут.

Подведение итогов работы групп – это устное выступление групп по указанной теме, сопровождаемые показом слайдов, созданных учащимися в процессе самостоятельной работы.

(Слайды, созданные учащимися, вставляются в учительскую презентацию. Это слайды с 6 по 13 )

III. Рефлексия.

Обсуждение проблемных заданий.

– Каковы итоги экономического развития СССР к 1953 г.?

Презентация, слайд 14.

– Западные эксперты отводили СССР на восстановление разрушенной войной экономики 40-50 лет. Подумайте, какие факторы они при этом не учли.

– Каковы источники восстановления хозяйства в советском государстве послевоенный период? Презентация, слайд 15.

Подведение итогов работы учащихся на уроке подводится на основе листа «Самооценки».

Самооценка .

Ф.И.____________________________

Укажите в предложенной таблице уровень усвоения вами нового материала на уроке:

  1. Материал не усвоен. (Попытайтесь объяснить, почему не усвоен).
  2. Усвоен материал только подготовленный группой. (Попытайтесь объяснить, почему не усвоен другой материал).
  3. Усвоен материал подготовленный группой и частично материал других групп. (Укажите какой материал не усвоен. Попытайтесь объяснить, почему не усвоен).
  4. Материал усвоен полностью.

IV. Домашнее задание.

  1. Параграф 35.
  2. Написать эссе «Преимущества и недостатки советской модели социально-экономического развития в 1945-1953 гг.»

Презентация, слайд 16.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

После победоносного завершения Великой Отечественной войны начался процесс возрождения разрушенного народного хозяйства в районах, подвергшихся вражеской оккупации. Начавшийся перевод экономики на рельсы мирного развития осуществлялся в сложных условиях. Война принесла стране неисчислимые потери и разрушения. Военные действия на территории страны нанесли огромный ущерб народному хозяйству. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено свыше 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик, 1135 шахт, 65 тыс. км. железнодорожных путей.

Война нанесла глубокие раны деревне. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га, т. е. на четверть. Серьезно пострадало животноводство. По технической вооруженности сельское хозяйство было отброшено на уровень первой половины 30-х годов. Урон, причиненный Советскому Союзу, превышал потери в период Второй мировой войны всех других европейских государств вместе взятых.

В конце мая 1945 г. Государственный Комитет Обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. В августе 1945 г. правительство дало поручение Госплану подготовить проект четвертого пятилетнего плана. При его обсуждении были высказаны предложения о некотором смягчении волюнтаристского режима в управлении экономикой, реорганизации колхозов. Несколько позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Демобилизация производилась постепенно и была в основном завершена в 1947 г. Всего было демобилизовано 8, 5 млн. человек. Одновременно с демобилизацией советское государство проводило сложную работу по репатриации (возвращению на Родину), советских граждан, угнанных фашистскими оккупантами. Нужно было выявить их местонахождение и помочь вернуться домой. Эти постановления ознаменовали начавшийся переход Советского Союза к мирному строительству. Произошли изменения в структуре государственных органов и формах руководства народным хозяйством.



В сентябре 1945 г. было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. Все функции по управлению страной сосредоточились в руках Совета Народных Комиссаров (в марте 1946 г. преобразован в Совет Министров СССР). Одновременно по нарастающей шло увеличение количества министерств и ведомств, росла численность их аппарата. В то же время прошли выборы в местные советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, в результате чего обновился депутатский корпус, не менявшийся в годы войны. В соответствии с требованиями мирного времени стала проводиться реорганизация наркоматов (министерств). Перестройка народного хозяйства и общественной жизни применительно к условиям мирного времени завершилась в основном в 1946 г. На предприятиях и в учреждениях был восстановлен 8-часовой рабочий день, отменены обязательные сверхурочные работы и разрешено предоставление рабочим и служащим очередных и дополнительных отпусков. Государственный бюджет на 1945 и 1946 гг. предусматривал сокращение военных расходов, резкое увеличение ассигнований на развитие народного хозяйства, на социально-культурные мероприятия. Восстанавливалась сеть учебных заведений, библиотек, клубов. Увеличился прием в школы и вузы. Во многих вузах возобновили работу факультеты, закрытые в годы войны.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946 - 1950 гг. В нем были определены пути возрождения и дальнейшего развития экономики. Основная задача пятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить районы страны, подвергавшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти (соответственно на 48 и 23 %). План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. 1946 год оказался наиболее трудным в послевоенном восстановлении отечественной экономики. Постоянная нехватка продуктов, тяжелейшие условия труда и быта работавших, высокий уровень заболеваемости и смертности населения оказывали негативное влияние, тормозили процесс восстановления хозяйства. Но трудящиеся страны в основном признавали важность общественных задач и, несмотря на трудности, проявляли самоотверженность, стремясь как можно скорее залечить раны войны. Для переключения предприятий на выпуск гражданской продукции менялась технология производства, создавалось новое оборудование, велась переподготовка кадров. Модернизировались шахты и доменные печи, механизировались тяжелые и трудоемкие процессы, были сделаны первые шаги по автоматизации производственных процессов. Большим достижением было создание турбин и генераторов для крупных электростанций. Значительно обновился парк автомобилей и автобусов. В соответствии с пятилетним планом развернулись восстановительные работы на Украине, в Белоруссии, Молдавии. Возрождалась угольная промышленность Донбасса. Значительно увеличилась добыча нефти. Широкое развитие разведочного бурения привело к открытию целого ряда нефтяных месторождений между Волгой и Уралом, в Дагестане, в республиках Средней Азии, на Украине. Началось освоение нефтяных богатств в Каспийском море. Была восстановлена «Запорожсталь». Вступила в строй Днепрогэс. Были восстановлены также электростанции Донбасса, Приднепровья, Воронежа, Харькова, Краснодара и др. Возводились новые электростанции – Фархадская ГЭС в Узбекистане, Усть-Каменогорская на Иртыше, Мингечаурская в Азербайджане. Одновременно велось строительство новых и реконструкция действующих заводов и фабрик. Ленинградцы в сжатые сроки ввели в строй большинство разрушенных предприятий. Особое внимание было уделено Ижорскому и Кировскому заводам. На новой технической базе восстанавливались текстильная, легкая и пищевая промышленность, но они пока не удовлетворяли даже минимальных потребностей населения. За пятилетие было восстановлено и вновь сооружено свыше 6,2 тыс. промышленных предприятий. Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 г. Но на отдельных предприятиях металлургии они продолжались еще и в начале 50-х годов.

Массовый производственный героизм советских людей, выразившийся в многочисленных трудовых починах (внедрение скоростных методов работы, движение за экономию металла и высокое качество продукции, движение многостаночников и др.), способствовал успешному выполнению плановых заданий. Одним из самых знаменитых починов тех лет стало движение «скоростников», инициатором которого был ленинградский токарь Г. С. Борткевич. Движение стало массовым. К концу пятилетки уровень промышленного производства на 73 % превысил довоенный.

Война тяжело отразилась на состоянии сельского хозяйства. Было разорено свыше 100 тыс. колхозов, совхозов и машинотракторных станций. Сократились посевные площади, ухудшалась обработка полей. Почти на треть уменьшилось число трудоспособного населения. На протяжении нескольких лет на село почти не поставлялась новая техника. Тяжелые последствия войны усугубились неблагоприятными климатическими условиями. В 1946 г. Поволжье, Северный Кавказ, Центральные черноземные области, Украину, Молдавию поразила сильнейшая засуха. Она вызвала сильный голод, поразивший 1 млн. чел.

В феврале 1947 г. Пленум ЦК ВКП (б) рассмотрел вопрос «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период». Главными путями его подъема были определены: обеспечение села тракторами, сельскохозяйственными машинами и удобрениями, повышение культуры земледелия. Обращалось внимание на необходимость улучшения руководства аграрной сферой экономики. Для осуществления намеченного плана был увеличен выпуск сельскохозяйственной техники. Восстановление старых и строительство новых заводов тракторного и сельскохозяйственного машиностроения позволили расширить материально-техническую базу сельского хозяйства. Велись работы по электрификации села. Принимались чрезвычайные меры по укреплению колхозно-совхозного производства. Большое внимание уделялось мерам по предотвращению засух, строительству прудов и водоемов в степных и лесостепных районах.

Увеличение производства и поставок техники селу, меры по организационной перестройке колхозов не изменили тяжелого состояния в агросфере. В стране было много отстающих колхозов. Нерешенной оставалась зерновая проблема. Заготовки зерна в 1950 г. составили 32,3 млн. т. против 36,4 млн. т. в 1940 г. Вся производственная деятельность колхозов и совхозов находилась под контролем партийных и государственных органов власти. Крестьяне, работая в колхозе, практически ничего не получали. Периодически повышались размеры налогов на сельскохозяйственные предприятия, что вело к их обеднению. Рыночная торговля разрешалась лишь тем крестьянам, колхозы которых выполнили государственные поставки. Каждое крестьянское хозяйство было обязано сдавать государству в качестве налога за земельный участок мясо, молоко, яйца, шерсть. Были ужесточены меры в отношении индивидуальных крестьянских хозяйств, увеличивались поборы с приусадебных участков. Сохранялись нормы довоенного времени, ограничившие свободу передвижения колхозников: они были фактически лишены возможности иметь паспорта, на них не распространялась плата по временной нетрудоспособности, они были лишены пенсионного обеспечения. С помощью принятых волевых мер и ценой огромных усилий крестьянства в начале 1950-х гг. удалось добиться выведения сельского хозяйства страны на довоенный уровень производства. Но лишение крестьян стимулов к труду вплотную подвело сельское хозяйство страны к небывалому кризису.

В послевоенные годы многое делалось для повышения жизненного уровня народа. В конце 1947 г. была отменена карточная система снабжения населения продовольственными и промышленными товарами. Развивалась государственная и кооперативная торговля. В городах и селах развертывалось жилищное строительство. За пятилетку было введено в строй более 100 млн. квадратных метров жилой площади. Однако темпы строительных работ отставали от масштабов роста населения.

В 1952 г. была опубликована работа И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В ней глава государства пытался теоретически обосновать принципы проводимой в стране экономической политики. Сталин выступал против любых попыток реанимации рыночных отношений. Речь шла о приоритетности свертывания кооперативно-колхозной собственности путем ее превращения в государственную, о сокращении сферы товарного обращения. Соблюдение этих принципов, по мнению Сталина, должно было обеспечить высокие темпы роста народного хозяйства в СССР. В работе говорилось и о том, что при социализме растущие потребности населения всегда будут обгонять возможности производства. Это положение «объясняло» населению господство дефицитной экономики и оправдывало ее существование.

Завершение Великой Отечественной войны оказало значительной влияние на общественно-политическое развитие общества. Возрастание роли СССР в мировом сообществе, расширение международного научного и культурного сотрудничества как закономерного продолжения военного и политического взаимодействия стран антигитлеровской коалиции в годы войны создавали широкие возможности для активного включения советской страны в общечеловеческие процессы.

В течение трех с половиной послевоенных лет из Красной армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни миллионы бывших воинов. На родину вернулись свыше 4 млн. репатриантов (военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов, часть эмигрантов). Массовое возвращение советских людей на Родину началось после разгрома гитлеровской Германии на основе специального соглашения с союзными государствами (Англией, США и Францией) об обоюдной репатриации.

Принеся неимоверные тяготы военного времени, население ожидало улучшения условий труда и быта, положительных перемен в обществе, смягчения политического режима. Крестьяне надеялись на роспуск колхозов, интеллигенция – на ослабление политического диктата, население союзных республик (особенно в Прибалтике, Западной Украине и Белоруссии) – на изменение национальной политики. Как и в прежние годы, у большинства эти надежды были связаны с именем И. В. Сталина. Победа в войне поднимала на недосягаемую высоту авторитет Сталина, еще более утвердилась непререкаемость его мнения. Абсолютное большинство населения страны воспринимало победу в войне как победу Сталина и возглавляемой им системы.

По окончании войны Сталин был освобожден от обязанностей наркома обороны, но сохранил за собой пост председателя Совнаркома. Он продолжал оставаться членом Политбюро и Оргбюро ЦК ВКП (б)). В 1946 г. Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министерств СССР. Председателем Совета Министров СССР был утвержден И. В. Сталин. Возросший за годы войны авторитет И. В. Сталина поддерживался всей системой административно-бюрократического и идеологического аппарата. Победа показала прочность политических, государственных и общественных институтов, созданных в предвоенный период, убеждала в их незыблемости, консервировала систему.

В 1946 - 1947 гг. по поручению И. В. Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП (б). Разработку новой Программы ВКП (б) Сталин поручает специальной комиссии под председательством А. А. Жданова. Программа должна была состоять из двух частей. Во второй части должны были формулироваться основные задания партии с точки зрения движения советского общества к коммунизму в ближайшие 20 - 30 лет. Конституционный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. В ходе закрытого обсуждения проектов Конституции, Программы и Устава ВКП (б) были высказаны предложения о ликвидации специальных судов военного времени, освобождении партии от функции хозяйственного управления, ограничении срока пребывания на руководящей партийной и советской работе, об альтернативных выборах и т. д.

Решение задач восстановительного периода осуществлялось в условиях сложившейся в предшествующие годы командно-бюрократической системы. Политический режим в СССР, безраздельная власть строго иерархической партийной номенклатуры резко ужесточились. Опираясь на мощный аппарат репрессивно-карательных органов, получив из рук своих приближенных погоны Генералиссимуса, Сталин являлся никем и ничем не ограниченным диктатором. Им попирались все основные законодательные нормы и уставные правила внутренней партийной жизни.

Разработка всех законодательных актов и постановлений, формально утверждаемых затем Верховным Советом СССР, велась в высших партийных инстанциях. Руководство всеми сферами жизни общества сосредоточилось в Секретариате ЦК партии. Здесь определились планы деятельности Верховного Совета, рассматривались кандидатуры на должности министров и их заместителей, утверждался высший командный состав Вооруженных сил СССР. Для этого времени были характерны частые реорганизации, слияния и разделения министерств и ведомств, формирование мощного блока органов управления военно-промышленным комплексом страны, который возглавлял Л. П. Берия.

Большинство вопросов хозяйственного строительства рассматривалось на партийно-хозяйственных активах. Постановления ЦК ВКП (б) обязывали первичные партийные организации контролировать работу администрации промышленных предприятий и колхозов, вскрывать «ошибки и промахи хозяйственных руководителей».

Что же касается КПСС, то в ее реальной политической практике подлинный демократизм, по существу, отсутствовал. Пленумы ЦК партии проводились в 1945 - 1952 гг. лишь дважды, а Политбюро ЦК из постоянно действующего высшего коллегиального органа превратилось в некое собрание узкого круга приближенных «вождя», созываемое только по его воле.

Сложилось расслоение коммунистов на партийную верхушку, руководящий слой и рядовую партийную массу. Резко была ослаблена роль выборных партийных органов. Реальная власть перешла к исполнительным структурам КПСС – бюро, секретарям партийных комитетов, а зачастую просто к аппарату партийных органов. Партработники строго следили за исполнением спускаемых «сверху» директив и указаний. Логика административно-командной системы привела к тому, что руководящая роль КПСС трансформировалась в управленческую деятельность по решению текущих хозяйственных, социально-экономических, культурных, военных и других проблем. Партийные комитеты приняли на себя многие текущие оперативно-распорядительные функции. По существу, административно-распорядительная работа практически вытеснила политические методы руководства.

Залогом надежного функционирования этой системы являлась деятельность органов внутренних дел и государственной безопасности, роль и влияние которых было огромным и всеобъемлющим, а сами они превратились в важнейший регулятор отношений в обществе. В целях «эффективного» управления партийно-государственными структурами Сталин широко использовал репрессивные методы. Репрессии затронули часть партийных функционеров, стремившихся к самостоятельности и большей независимости от центральной власти. В начале 1948 г. были арестованы почти все лидеры ленинградской парторганизации. Общее число арестованных по «ленинградскому делу» составило около 2000 человек, 200 из них спустя некоторое время были расстреляны. Только после смерти Сталина Верховный суд СССР реабилитировал часть оставшихся в живых осужденных по «ленинградскому» и другим сфабрикованным делам. Также были спровоцированы и организованы, «дело Еврейского антифашистского комитета», дело «врачей – вредителей» и др.

В этот период достигла своего апогея система ГУЛАГа. К сидевшим там с середины 1930-х гг. «врагам народа» добавились миллионы новых. В их число вошли военнопленные. После освобождения из фашистской неволи были направлены в сибирские и ухтинские лагеря, «чуждые элементы» из Прибалтики, Западной Украины, Белоруссии. По разным данным, в эти годы «население» ГУЛАГа составляло от 4,5 до 12 млн. человек. С 1948 г. были созданы лагеря «специального режима» для осужденных за «антисоветскую деятельность» и «контрреволюционные акты», в которых использовались особо изощренные методы воздействия на заключенных. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1948 г. местным властям было представлено право выселять в отдаленные районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве.

В рамках идеологии произошел разрыв с политическими традициями, установившимися после Октября 1917 г.: окончательно оформился культ «вождя народов» и «величайшего из полководцев», усилились национал-патриотизм и пропаганда «советского образа жизни», были воссозданы многие символы имперского прошлого (например, погоны и звания, введенные в армии в годы войны, распространялись и на гражданские ведомства).

Советское государство все более остро нуждалось в создании качественно новой политической обстановки, в кардинальных политических, социально-экономических и культурно-идеологических реформах, в изменении всех сфер жизни и деятельности советских людей.

Введение

В результате Великой Отечественной войны Советскому Союзу удалось занять почетное место «великой державы», определявшей послевоенное устройство мира на международных конференциях «большой тройки». К концу войны СССР обладал самой многочисленной армией в Европе, достигнутые между союзниками соглашения закрепляли права Советского Союза на ряд новых территорий, а также на его приобретения, сделанные в 1939-1940 гг.: Прибалтику, Западную Украину и Западную Белоруссию, Бесарабию, Северную Буковину, часть Восточной Пруссии, область Печенги, Подкарпатскую Русь, Южный Сахалин и Курильские острова.

Военная мощь и право победителя подкрепляли амбиции советского руководства, его притязания на роль равноправного партнера Запада, и в первую очередь США, в решении международных проблем.

Духовный и нравственный подъем народа, победившего в справедливой, освободительной войне, вызывал в советских людях гордость за свою страну, чувство самоуважения. Благодаря активной пропаганде и сложившемуся стереотипу мышления Победа в сознании подавляющего большинства народа связывалась с прочностью режима и гениальностью советского лидера -- И.В. Сталина, для которого было введено новое звание -- генералиссимус Советского Союза.

Казалось бы, основные трудности преодолены и, несмотря на огромные жертвы страна быстро восстановится и заживет мирной жизнью, а внутренние трудности конца 1930-х гг. и извечная борьба с «врагами» канут в прошлое. Однако, во многом этим послевоенным надеждам не суждено было сбыться и в первые послевоенные годы СССР вновь пришлось столкнуться с серией серьезнейших проблем.

История СССР в первые послевоенные годы - это огромное разнообразие событий, лиц и явлений. Поэтому в данной работе остановимся лишь на таких вопросах как экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг., голод 1946-1948 гг., начало «холодной войны» и создание атомной бомбы, рассмотрим особенности политического режима и развития советской культуры.

Экономическое развитие СССР в послевоенные годы (1945-1953 гг.)

По завершении победоносной войны начался трудный для страны переход к мирному строительству. Население по очень приблизительным данным ЦСУ сократилось за период с 1 января 1941 г. по 1 января 1946 г. с 196,8 до 162,4 млн. чел., т.е. почти на 18%. Число инвалидов Отечественной войны в 1946 г. составило 2 575 694.

Огромны были и материальные потери. Полностью или частично разрушено 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сел и деревень, около 6 млн. зданий; крова лишились 25 млн. чел. Уничтожены, отобраны или угнаны в Германию свыше 7 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного рогатого скота. Материальный ущерб, нанесенный СССР в годы войны составил 2 трлн. 169 млрд. руб. (в ценах 1941 г.), т.е. страна потеряла треть своего национального богатства.

Разруха народного хозяйства СССР была столь катастрофической, что последствия ее могли быть преодолены через многие годы. Сокращение населения и, следовательно, рабочей силы, замена на предприятиях кадров трудоспособного возраста на стариков и подростков, мужчин - женщинами, квалифицированных рабочих - новичками, снижение трудоспособности вследствие плохого питания из-за сокращения поголовья скота в стране; ухудшение жилищных условий; уничтожение или износ технического оборудования; снижение национального дохода и капитальных вложений - все это подтачивало производительность труда, уровень которой не шел ни в какое сравнение с довоенным.

Трудности восстановительного периода усугублялись большими разрушениями на транспорте, исчерпанием запасов сырья, упадком сельского хозяйства, переводом экономики Прибалтийских республик на социалистические рельсы хозяйствования, что влекло за собой ломку прежних социальных отношений и требовало немалых затрат. Война вызвала глубокие изменения в сознании и настроениях людей. Народ отдал для победы все свои физические и духовные силы, все свои сбережения, десятки миллионов жизней, надеясь, что с миром придет и облегчение. Однако бедность превалировала среди большей части населения страны.

Сказывалась и международная обстановка: в рамках проводимой США «атомной дипломатии» Советский Союз резко ускорил темпы по созданию собственного атомного оружия, что требовало громадных средств.

Большую материальную поддержку оказывал Советский Союз странам народной демократии на этапе их начального становления. Положительным моментом в сложившейся ситуации стало увеличение территории СССР за счет западных областей и на Дальнем Востоке, а также то, что в результате эвакуации предприятий из Европейской России на Восток были заложены основы для дальнейшего развития промышленной базы в азиатской части страны. Но эти «положительные итоги» не шли ни в какое сравнение с потерями, понесенными Советским Союзом в ходе фашистской агрессии, особенно если учесть число убитых, уничтоженных и искалеченных войной миллионов людей.

В труднейшем положении очутилась деревня. Непомерно тяжелая для колхозов хлебозаготовительная политика в годы войны еще более ужесточилась: хлеб забирался из хозяйств подчистую, нередко для выполнения госпоставок местные органы отнимали у колхозников зерно, выданное на трудодни или выращенное в личных хозяйствах. Острый дефицит продуктов питания, создаваемый зачастую искусственно, способствовал активизации поборов колхозного имущества, хлеба, скота со стороны чиновничьего слоя, который превратил это занятие в своеобразную систему кормленчества. Недовольство крестьян росло. К тому же деревня несла более высокие людские потери по сравнению с городом, поскольку система бронирования распространялась на весьма незначительные слои сельского населения.

Помощь международного финансового капитала (в первую очередь США) в этот период была отвергнута советским руководством из-за боязни, что Запад за кредиты потребует политических уступок. Оставался, хотя и непопулярный среди населения, но единственно возможный выход - увеличить налоги на деревню, сохранив для нее законы военного времени и в мирный период.

В марте 1946 г. Верховным Советом СССР был принят закон о 5-летнем плане восстановления и развития народного хозяйства страны на 1946-1950 гг. Первоочередными ставились следующие задачи: восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта, обеспечение технического прогресса во всех отраслях (чтобы «превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами СССР»); повышение обороноспособности страны и оснащение вооруженных сил новейшей военной техникой. Пятилетним планом предусматривалось восстановление довоенного уровня промышленного производства уже в 1948 г., а к концу пятилетки его превышение на 48%. Закон о первой послевоенной пятилетке вызвал широкие отклики за рубежом. Западная печать с особым пристрастием комментировала ту часть речи Вознесенского, где говорилось о том, что «Россия, используя преимущества советской системы, может опередить капиталистические страны на всех путях прогресса, включая и технологию». Не был обойден вниманием вопрос и о широком развитии исследований в области атомной энергии.

5-летний план ставил слишком трудные задачи для истощенной войной страны. Определяя их, советское руководство исходило из сложившегося на международной арене соотношения сил между двумя различными системами (социалистической и капиталистической). Чтобы не отстать от своих западных конкурентов, усилившихся экономически за годы войны, СССР приступил к восстановлению народного хозяйства на пределе возможного.

С переходом к мирному строительству произошли соответствующие изменения в правительственных структурах. 4 сентября 1945 г. был упразднен Государственный Комитет Обороны, действовавший как временный орган на период войны и чрезвычайного положения в стране.

Законом Верховного Совета СССР от 15 марта 1946 г. Совнарком и наркоматы были преобразованы соответственно в Совет Министров и министерства, поскольку как говорилось в законе, «старое наименование уже не выражает тот объем компетенции и ответственности, который возлагает Конституция СССР на центральные органы и на лиц, стоящих во главе отдельных отраслей государственного управления» Председателем Совмина СССР и министром вооруженных сил страны был избран И. Сталин. В ближайшее его окружение входили В. Молотов, А. Андреев, А. Микоян, К. Ворошилов, Л. Каганович, Л. Берия, А. Косыгин, Н. Вознесенский, Г. Маленков.

Послевоенный период развития экономики характеризуется неоднократными реорганизациями (1946, 1948, 1953 гг.) слиянием и разделением министерств, главным образом промышленных. Отчасти это объяснялось неимоверным разбуханием государственного аппарата: за 1928-1955 гг. количество управленцев в промышленности увеличилось с 300 тыс. до 2300 тыс. чел., т.е. в 7 раз, а численность рабочих - в 4,5 раза. С одной стороны, специализация отраслей промышленности вела к увеличению их числа, с другой - к нарушению сложившихся за десятилетия связей между отраслями и предприятиями.

Переключение средств и материальных ресурсов на мирные цели началось с весны 1945 г., а к июню на выпуск гражданской продукции было переведено более 500 предприятий, в том числе - оборонных. Для их перепрофилирования были преобразованы наркоматы (с марта 1946 г. - министерства): танковой промышленности - в министерство транспортного машиностроения, боеприпасов - сельскохозяйственного машиностроения, минометного вооружения - машиностроения и приборостроения. На базе действовавших в годы войны строительных организаций были созданы наркоматы по строительству предприятий тяжелой индустрии, топливных предприятий, военных объектов. Наркоматы черной и цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности были разделены и ведали соответственно западными и восточными регионами СССР.

Особые проблемы стояли перед предприятиями, полностью переключенными в начале войны на производство военной продукции. Работа по реконверсии социалистической экономики в 1946 г. вскоре принесла свои плоды. За первый послевоенный год заметно увеличился рост производства основных видов продукции машиностроения - турбин, паровозов, вагонов, автомобилей, тракторов, комбайнов, экскаваторов и др.

Предприятия, восстановленные в течение 4-й пятилетки, дали в 1950 г. 1/5 часть добытого в стране угля, 39% выплавленной стали и проката, 40 - чугуна; на их долю приходилась значительная часть выработанной электроэнергии, продукции машиностроения и металлообработки, химической, легкой и пищевой промышленности. На месте прежних было построено около 3200 предприятий, технически более совершенных и мощных. Восстановление ряда отраслей индустрии полностью завершилось к 1953 г. Параллельно с этим осуществлялась широкая программа нового промышленного и транспортного строительства.

Техническому перевооружению промышленности СССР в значительной степени содействовал вывоз оборудования с немецких и японских предприятий (с территории Германии, отошедшей к Польше, из Австрии, Венгрии, Чехословакии и Маньчжурии). По расчетам Особого Комитета при Совмине СССР, прибывшее в Советский Союз к декабрю 1946 г. энергетическое оборудование позволяло после его ввода в эксплуатацию «увеличить мощность действующих электростанций СССР на 32,5%» (при этом большая часть его была оснащена современной электротехнической аппаратурой, автоматическими приборами запуска и контроля за работой агрегатов). Значительно увеличивался также парк оборудования машиностроительных министерств: станкостроительной промышленности более чем в два раза (на 109%), автомобильной - на 85, машиностроения и приборостроения на 83, тяжелого машиностроения на 55%. В три раза увеличился парк оборудования радиолокационной промышленности (в том числе за счет пользующихся мировой известностью институтов и предприятии фирм «Телефункен», «Сименс» и др.). За счет немецких заводов было положено начало промышленности синтетического жидкого топлива (технология которого для производства бензина, смазочных масел и пр. была основана на базе углей).

Важнейшими объектами строек в послевоенную пятилетку стали Фархадская ГЭС на Сырдарье в Узбекистане (первая очередь станции была введена в строй в феврале 1948 г.), Нижнетуринская на Урале, Щекинская ГРЭС в Подмосковье. Особое значение имела разработка нефтяных пластов Каспийского моря (в ноябре 1949 г. была задействована первая скважина в открытом море). За счет роста добычи нефти Азербайджан вышел на первое место в СССР по объему добычи жидкого топлива. Интенсивно велось шахтное строительство в Донецком, Подмосковном, Печорском угольных бассейнах, на Урале, в Кузбассе, Караганде, Хакасии, Приморье. В первые же послевоенные годы началась разработка крупных газовых месторождений в Саратовской области и на Украине.

За относительно короткий срок республики Прибалтики, западные области Украины и Белоруссии стали постепенно превращаться в индустриально-аграрные районы. Большая доля расходов покрывалась государством.

Всего за годы первой послевоенной пятилетки было восстановлено или построено заново 6200 крупных промышленных предприятий и множество других объектов хозяйственного значения.

По официальным советским данным, 5-летний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. был успешно выполнен, а важнейшие его задания значительно перевыполнены». В первую очередь это достижения черной металлургии (выплавка стали и производство проката), добыча угля и нефти, выработка электроэнергии, производство станков и машин, продукция химической промышленности. В июле 1950 г. комиссия в составе В. Молотова, Л. Кагановича, А. Микояна, М. Сабурова, И. Бенедиктова представила Сталину проект директив пятого 5-летнего плана на 1951-1955 гг. В нем предусматривалось повысить уровень промышленного производства за пятилетие примерно в 1,8 раза (при среднегодовом темпе роста валовой продукции промышленности на 12%). Для производства средств производства (группа «А») темпы роста устанавливались в размере 18%, а для производства предметов потребления (группа «Б») - 11. Вдвое должны были возрасти капиталовложения в промышленность.

Важную роль в стабилизации финансовой системы страны сыграли денежная реформа и отмена карточек на продовольственные и промышленные товары в декабре 1947 г. Правительство планировало сделать это еще в 1946 г., но помешали засуха и голод, охватившие многие районы страны.

В ходе реформы Госбанк СССР провел обмен старых денег на новые из соотношения 10:1 (металлическая монета обмену не подлежала и принималась к платежам по номинальной стоимости). Не подлежали переоценке вклады населения размер которых не превышал 3 тыс. руб. (число таких вкладчиков составляло около 80%); остальные вклады переоценивались из соотношения 3:2 (если размер вклада не превышал 10 тыс. руб.), свыше 10 тыс. руб. - из соотношения 2:1 Одновременно проводилась конверсия всех ранее выпущенных государственных займов в единый двухпроцентный 1948 года (обмен облигаций прежних займов на новый проводился по курсу 3:1).

Таким образом, денежная реформа в СССР в 1947 г. целиком была проведена за счет интересов трудящихся. По мнению правительства, реформа позволила ликвидировать последствия войны в области денежного обращения, ликвидировать крупные накопления, образовавшиеся «у отдельных групп населения в результате высоких рыночных цен, а также спекуляции». Был значительно сокращен государственный долг по займам и уменьшены связанные с ним расходы государственного бюджета.

Проведение реформы явилось необходимым условием отмены карточной системы.

После отмены карточек (проведена в декабре 1947 г. одновременно с денежной реформой) продовольственные и промышленные товары стали продаваться в порядке открытой торговли по единым государственным розничным ценам (взамен коммерческих и пайковых цен). Например, цены на хлеб и крупы устанавливались на 10-12% ниже пайковых, на другие продовольственные товары - на уровне пайковых; на промышленные товары - повышались в сравнении с пайковыми, но были ниже коммерческих примерно в 3 раза.

После войны правительство неоднократно снижало государственные розничные цены на продукты массового потребления. Данная политика получила различные оценки в отечественной историографии - от восторженных до резко отрицательных. Нужно подчеркнуть, что снижение цен проводилось целиком за счет деревни, за счет перенапряжения ее сил и резкого ухудшения материального положения.

По идеологическим соображениям правительство не было заинтересовано в поощрении зажиточной прослойки общества, сложившейся за военные годы. Снижая после отмены карточек государственные розничные цены, власти пытались проводить политику не в направлении закрепления социального расслоения, а, наоборот, в плане уравнивания всех со всеми. Как заметил по этому поводу В. Молотов: «Никого не обижать, но и никого не баловать. Только так можно навести порядок. Тут и нужна генеральная линия».

В январе 1953 г. начальник ЦСУ В. Старовский доложил Сталину о том, что за два года пятой пятилетки среднегодовые темпы прироста в промышленности валовой продукции, а также прирост по важнейшим ее видам (чугун, сталь, прокат, электроэнергия и пр.) превышали плановые задания, но некоторое отставание в темпах прироста наблюдалось в добыче нефти, производстве крупных металлорежущих станков и по некоторым другим показателям. Эти достижения позволили СССР создать к началу 50-х годов значительные сырьевые ресурсы для успешного развития народного хозяйства страны в будущем. Так, государственные резервы хлеба на начало 1953 г. выросли в сравнении с довоенным уровнем в 4 раза, цветных металлов - в 10; нефтепродуктов - в 3,3; угля в 5,1; дров в 2,7 раза. Таким образом, стратегическая цель, о которой говорил в феврале 1946 г. Сталин, была выполнена, так как накопленные запасы были важнейшим условием гарантии СССР «от всяких случайностей».

Именно эти резервы, полученные в результате героического труда всего народа, позволили Хрущеву провести большинство своих реформ и начинаний.

1. Экономика СССР после войны Потери СССР в Великой Отечественной войне: -Разрушено городов – Уничтожено сел и деревень – 70 тысяч -Взорваны и выведены из строя – млн. заводов и фабрик -Уничтожено шахт – Уничтожено железнодорожных путей – 65 тыс.км. -Сократились посевные площади – на 36,8 млн. человек




К восстановлению хозяйства страна приступила еще в годы войны К концу войны удалось восстановить народное хозяйство на одну треть от уровня 1940 г. Освобожденные районы в 1944 г. Дали: -Свыше половины общегосударственных заготовок зерна -Четверть скота -Около трети молочных продуктов


2. Экономические дискуссии гг. В августе 1945 г. Правительство дало поручение Госплану (председатель Н.А.Вознесенский) подготовить проект четвертого пятилетнего плана




«Снизу» все чаще раздавались призывы к ликвидации колхозов Говорили об их неэффективности Говорили о положительном ослаблении государственного давления на производителей в годы войны Проводили аналогии с нэпом Но победила точка зрения Сталина о продолжении курса на строительство коммунизма


3. Развитие промышленности Западные специалисты считали, что восстановление экономики в СССР займет не менее 25 лет На самом деле он составил 5 лет Возрождение промышленности происходило в очень тяжелых условиях: -Нехватка продуктов -Тяжелые условия труда и быта -Высокий уровень заболеваемости и смертности -Покупка облигаций -Многие жили в землянках и бараках






Решить острые проблемы предстояло: -путем перекачки средств из деревни в город -С помощью развития трудовой активности рабочих -Одним из самых знаменитых починов тех лет стало движение «скоростников», инициатором которого стал ленинградский токарь Г.С.Борткевич


На некоторых предприятиях были предприняты попытки внедрения хозрасчета При повышении производительности труда понижались расценки Шире использовались научно-технические разработки (в основном на предприятиях военно-промышленного комплекса), где шел процесс разработки ядерного и термоядерного оружия, ракетных систем…


Кроме ВПК, преимущество отдавалось также: -Машиностроению -Металлургии -Топливной -Энергетической промышленности на развитие которых уходило 88% всех капиталовложений в промышленность -Легкая и пищевая промышленность не минимальных потребностей населения


В 1950 г. Промышленное производство превысило довоенные показатели на 73% Славным творцом этих успехов стал народ Большое значение имели: -сверхцентрализованная экономическая модель -Перераспределение средств из легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы в пользу тяжелой промышленности -Значительную роль сыграли репарационные платежи Германии -Роль труда заключенных и военнопленных


4. Сельское хозяйство Из войны вышло ослабленным Его продукция в 1945 г. Не превышала 60% от довоенного уровня В 1946 г. – сильная засуха Начался голод И засуху победим!" - плакат 1946 г




Колхозников спасало подсобное хозяйство Но в гг. в пользу колхозов прирезали 10,6 млн. га земли из крестьянских приусадебных участков Были повышены налоги с доходов от продаж на рынке Торговать разрешали крестьянам, колхозы которых выполнили поставки государству


В 1948 г. колхозникам было «рекомендовано» продать государству мелкий скот, что вызвало массовый забой (до 2 млн. голов) Денежная реформа 1947 г. Больнее всего ударила по крестьянству, хранившему свои сбережения дома Колхозники фактически лишены была паспортов, им не оплачивали дни, когда они не работали по болезни, не платили пенсии по возрасту






6. Курс на «закручивание гаек» Этот курс получил теоретическое обоснование в 1952 г. в работе Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» В ней он отстаивал идеи: -преимущественного развития тяжелой промышленности -Ускорения полного огосударствления собственности и форм организации труда в сельском хозяйстве -Отрицание оживления рыночных отношений




Задание: 1. В чем причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития? 2. Почему восстановление народного хозяйства было завершено к началу 50-х гг.? 3. Почему сельское хозяйство находилось в бедственном положении после войны?

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...