Цитаты на тему Комплекса неполноценности. Цитаты про комплекс неполноценностиАфоризмы, высказывания и мысли

Цитаты про комплекс неполноценности
Афоризмы, высказывания и мысли.

Комплекс неполноценности – огромная сила. Вот только неясно – разрушительная или созидательная...
Сергей Довлатов

Ведущие психологи утверждают, что настоящая любовь укрепляет и исцеляет психику, снимает комплекс неполноценности, восстанавливает баланс гормонов и улучшает цвет лица.
Роберт Шекли

Если человек пускает пыль в глаза, то это только потому, что он чувствует неполноценность и не ощущает в себе достаточно сил для того, чтобы состязаться с другими в чем-то полезном. Вот почему он продолжает заниматься бесполезными вещами.
Альфред Адлер

Чтобы быть полноценным человеком, нужно обладать комплексом неполноценности...
Альфред Адлер

Быть человеком - значит обладать чувством неполноценности.
Альфред Адлер

Человек, уверенный в своей способности преодолеть свои трудности, не будет нетерпеливым. Самонадеянность, нетерпение, драчливость - признаки сильного чувства неполноценности у детей.
Альфред Адлер

Комплекс неполноценности: ревновать жену к каждому мужчине; мания величия: считать, что она любит вас одного.
Борис Крутиер

О том, действительно ли Православие развивает в человеке комплекс неполноценности, где грань между смирением и самоедством и когда стремление к самоуничижению превращается в патологию, мы беседуем с известным психиатром и поэтом из Одессы Борисом Херсонским.

«Православные» комплексы

Борис Григорьевич, где грань, за которой покаяние, попытка смириться переходит в патологический комплекс вины и ощущение собственной никчемности?

Мне кажется, что сам человек не в состоянии отметить эту границу: она может быть почти неуловима и пролегает не внутри, а вовне - в отношении к другим людям, к ближнему.

Есть один верный критерий: пока самоумаление ведет к близости с другими, доброжелательности, умению прощать - о патологии не может быть речи. А если человек отворачивается от других, целиком уходит во внутренний мир, утрачивает радость жизни, окончательно осуждает себя самого, не пытаясь ничего исправить, - перед нами уныние, депрессия - на профессиональном нашем языке. И, разумеется, хоть в депрессии есть и «плотский уровень» (страдает, скажем, обмен серотонина), но не видеть в ней душевной и духовной составляющих означает оставаться на уровне примитивного материализма.

- Среди православных депрессия на такой почве действительно встречается чаще, чем среди других людей?

Не думаю. Первая половина моей врачебной практики проходила в условиях почти тотального атеизма. Но в депрессивных пациентах и в людях с комплексами недостатка не было. Сейчас количество верующих увеличилось на два порядка. И если бы религия действительно всерьез была патогенным фактором, то это повлияло бы на общую частоту депрессивных состояний. А она остается прежней…

Чувство ущербности - откуда оно?

- Давайте разберемся в определениях: комплекс неполноценности , низкая самооценка и комплекс вины - это одно и то же? Если нет, то в чем разница?

Термин «комплекс неполноценности» вошел в психологическую литературу с легкой руки австрийского психиатра Альфреда Адлера, наряду с «комплексом превосходства» и «социальным чувством». Комплекс неполноценности, как и многие иные комплексы, не выдумка, а психологическая реальность.

- Откуда он берется?

Он возникает из постоянного соотнесения себя с другими людьми. Возможно, впервые - в раннем детском возрасте, когда маленький «царь вселенной», вокруг которого вращался мир, внезапно осознает себя слабым, беспомощным и ничтожным существом. Фигуры взрослых и старших детей вырастают до гигантских размеров. В каком-то смысле детство - это путешествие Гулливера в страну великанов.

И даже сравнявшись с великанами в росте, человек продолжает чувствовать себя ничтожным и беспомощным: всегда рядом будут люди сильнее и значительнее его. Комплекс неполноценности подпитывается чувством зависти и страхом отвержения. В религиозном отношении это зависть к Богу. Желание «у Бога отнять небеса» (слова из советской песни). При ясном понимании, что Богу завидовать невозможно: если Его нет, то как завидовать «нулю», который «проповедуют атеисты» (Ф. Достоевский). Если же Бог есть, то человек всегда будет ничтожен перед Тем, для Кого звезды - искры.

Я думаю, что сам по себе комплекс неполноценности не патология, а часть нормального отношения человека к миру. Гораздо большее количество проблем порождает комплекс превосходства, он же - гордыня, он же прелесть в старом понимании этого слова - прельщение.

А разве комплекс неполноценности - не обратная сторона гордыни? Ведь в таком состоянии человеку нужно постоянно чем-то подпитывать свое самолюбие…

Нет, не обратная. Хотя внешние результаты близки: человек избегает общения. Но в первом случае он считает себя недостойным, боится провала, боится быть отвергнутым. А в случае комплекса превосходства он - выше всех и не хочет опускаться до общения с теми, кто его заведомо не поймет.

- В первом случае - тщеславие, во втором - гордыня?

Да. Тщеславие направлено на коммуникацию, оно нуждается в поддержке извне. Гордыня - личное дело человека, он и так считает, что всё о себе знает, а все остальные - ниже его, так что их мнения не имеют значения. Конечно, это схематичное объяснение.

Когда Вы говорите, что комплекс неполноценности не патология, а часть нормального отношения к миру, что Вы имеете в виду?

Человек, правильно относящийся к миру, осознает ограниченность своих возможностей. В том числе и ограниченность своего разума. То есть он понимает, что не всемогущ, не всеведущ. И уж точно - не всеблаг…

- Осознание ограниченности своих возможностей и комплекс неполноценности - тождественны, таким образом?

В известном смысле. Но закомплексованному человеку осознание ограниченности возможностей начинает мешать в повседневной жизни. То есть приводит к социальным фобиям. Например, так: «Я не смогу этого сделать, потому что я плохой»; или, скажем, «я не буду участвовать в благотворительной программе просто потому, что меня никто не послушает и дело только проиграет». Это признак того, что граница нормы уже пройдена.

- Что нужно для преодоления таких установок?

Комплекс неполноценности требует компенсации и сверхкомпенсации. Речь идет о достижениях, об успехах в соревновании. К примеру, пишут о комплексе Демосфена, у которого был дефект речи. И он стремился сверхкомпенсировать его, пытался говорить, набивая рот галькой, то есть работал над собой, терпеливо исправлял свой дефект и в итоге стал оратором. Похожая история случилась с самим Адлером. Он не успевал по математике и должен был быть отчислен из гимназии. Чувство неполноценности заставило его взяться за дело, и он стал первым учеником.

Кстати, Адлер писал, что компенсации может быть на «полезной стороне жизни» и на «бесполезной», «темной». Иными словами, хулиганство в школе - частая форма компенсации недостаточных успехов в обучении.

Но ведь это не преодоление проблемы, а преодоление ее симптомов. Не становится ли человек таким образом болезненно зависимым от своих успехов и неудач?

Об этом и речь. Компенсация всегда предусматривает соревновательность и ориентацию на достижение. Если успеха не будет, то комплекс, разумеется, вернется с новой силой.

- Стало быть, он неистребим? Но ведь у смиренного человека вроде бы комплексов быть не должно…

У смиренного человека в идеале - не должно. Но путь к этому - духовный и очень напряженный, приступы депрессии и самоуничижения часты на этом пути.

Другой разговор, что в жизни верующего это нормально, поскольку в его мировоззрении присутствует вертикальное измерение: он видит перед собой цель, видит идеал - Христа, и земную жизнь воспринимает как борьбу за то, чтобы приблизиться к этому идеалу. «Я буду умаляться, а Христос во мне - расти».

Как не скатиться к тому, чтобы в своем самоумалении и попытках «смириться» начать смаковать чувство собственной никчемности?

Меньше думать о себе. Адлер говорил, что королева безобразия - все равно королева. Смакование собственной никчемности в этом смысле мало отличается от смакования собственного величия.

На волоске от лицемерия

- Давайте перейдем к чувству вины - это, казалось бы, обычное состояние православного человека…

Комплекс вины куда глубже комплекса неполноценности и имеет более четкий религиозный оттенок. Достаточно сказать, что для преодоления неполноценности необходимо соревнование, совершенствование, компенсация. А для преодоления чувства вины - искупление и прощение.

- Действительно ли православная традиция покаяния провоцирует комплекс вины?

В некотором смысле - провоцирует. Но это не значит, что православное понимание покаяния заведомо неправильное. Ведь первые слова в Евангелии говорит не Христос, а Иоанн Креститель, и это - слова о покаянии: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное! Потребность в покаянии вытекает из ощущения близости Христа.

Осознание своей личной греховности - отправная точка духовного роста. Христианство вообще не религия самодовольных и самоуверенных. И, если можно так выразиться, стиль нашей духовной жизни направлен на преодоление наших несовершенств с помощью Божией. Но ведь нужно знать, что именно ты преодолеваешь? Совесть - тонкий инструмент, который должен быть правильно настроен. Вот православная аскетика, молитва - это своеобразный настройщик души.

В ежедневных молитвах, в последовании богослужений постоянно подчеркивается наша греховность и виновность перед Богом. Покаянный 50-й псалом мы читаем ежедневно: Вот, я в беззаконии зачат и во грехе родила меня мать моя…

В молитве перед Причастием - называем себя первыми от грешников. А текст Великого покаянного канона Андрея Критского, в котором наша душа приравнивается к душам всех библейских грешников и злодеев, включая Ламеха, похвалявшегося перед женами смертоубийством?

В молитвах при чтении Псалтири от имени усопшего произносятся самообвинения в таких грехах, которых покойный, может быть, и не знал… А есть еще и знаменитое «Покаяние скитское». Эта весьма поэтичная молитва, имевшая, по-моему, хождение преимущественно в старообрядческой среде, содержит такой список грехов, что удивляешься, как в него не попали вдох и выдох.

Я бы не назвал такое отношение к себе подлинно православным. Какой тут простор для лицемерия! Вспоминаю рассказ Куприна «Мирное житие», в котором подлый человек с удовольствием слушает канон Андрея Критского. Он представляет себя смиренным и очень православным, но при этом обдумывает донос, слушая покаянный канон. И не чувствует противоречия.

Это, в некотором смысле, весьма знакомый мне тип.

- То есть опасность надеть на себя «маску смирения» касается всех, кто проходит через покаяние…

Да, и подчеркнуто «смиренный» человек на поверку легко может оказаться жестким, негибким, да и недобрым. Я несколько раз имел дело с подобными людьми. Пример. Какое-то время тому назад я формально руководил православным центром милосердия. Формально, потому что моя «заместительница» отличалась редким своеволием и блокировала любые мои начинания, не забывая каждый раз просить прощения с опущенными глазами… Естественно, прощение она получала столь же формальное, сколь и просьба о нем. Я считаю, что дело, которым мы занимались, от этого пострадало сильно…

С точки зрения психологии маска - это норма. А с духовной точки зрения - что может быть хуже лицемерия? Горе вам, фарисеи лицемеры! - это ведь наиболее частая инвектива, которую мы слышим из уст Спасителя.

Если человек на самом деле себя самым плохим не считает, но продолжает говорить «я грешный, я хуже всех», это обязательно приводит к внутреннему конфликту и лицемерию?

Не совсем. Парадоксально, но лицемер как раз и не переживает внутреннего конфликта и, со своей точки зрения, - совершенно здоров. И, следовательно, никогда не обратится к психологу. У него прекрасно работают механизмы психологической защиты. В каком-то смысле жизнь для такого человека - маскарад, он может радоваться тому, что маска ему к лицу, что она лучше, чем другие маски. Психологи говорят о «масках», о «ложном я». Совсем недавно прочел статью известного детского психолога Дональда Виннекота на эту тему. Он считает доминирование ложных представлений о себе весьма опасным состоянием. Не то чтобы человек от этого заболеет. Он просто не проживет свою жизнь…

- В каком смысле?

Он будет все время гнаться за несуществующим идеалом, пытаться соответствовать некоему образу себя, который сложился у него в голове и который он считает достойным одобрения окружающих людей.

- Может ли вообще самообвинение - нелицемерное - считаться нормальным, здоровым состоянием человека?

Самообвинение - обычное состояние души того, кто вникает в смысл богослужебных текстов и стремится в молитве отождествить себя с окончательно падшим грешником. Но зачастую бывает, что мы чрезмерно подчеркиваем свою греховность - это значит, что мы либо скользим по поверхности покаянных молитв, не понимая и не вслушиваясь, либо это какой-то внутренний протест…

Во всем нужна мера. Погрязать в мыслях о грехах столь же опасно, как и погрязать в грехах. Только опасности разные.

Но как в таком случае относиться к словам покаянных молитв, если ты их искренне не можешь принять на свой счет?

Иногда это нужно глубоко прочувствовать. Для того чтобы воззвать из глубины. Но это уже далеко от психологической тематики, я бы эти вопросы оставил духовнику.

Смирение и/или достоинство?

- А что такое смирение на языке психологии?

Мне кажется, что это спокойное состояние души, готовность принять любые испытания. Психологи скажут «высокая фрустрационная толерантность», но на вопросы о смирении отвечать нашими терминами не подобает. Кроме того смирение предполагает готовность спокойно и правильно действовать с другими людьми, «никого не огорчая и не смущая», как говорится в молитве последних оптинских старцев.

Нарциссизм, болезненная обидчивость, раздражительность - все это противоречит понятию смирения. О смирении можно сказать почти то же, что апостол Павел говорит о любви - не превозносится, не ищет своего…

- С точки зрения психологии какой позитивный момент есть в смирении и покаянии?

В самоумалении есть серьезная доля реальности. Мы ведь не только считаем себя грешниками. Мы действительно таковы. Наши достижения тоже не столь велики. И мир наш не столь совершенен. И все мы бессильны перед величием Бога и Его творения. А умение видеть себя в мире таким, какой ты есть в действительности, - великое дело. В конце концов, самоконтроль и трезвый взгляд на себя - это именно то, что должен выработать у своего клиента хороший психолог.

Есть, впрочем, психологические направления, которые побуждают человека забыть страх и упреки совести, открыто выражать свою враждебность и агрессию. Но я к этим направлениям не принадлежу.

- Искореняя свои недостатки, умаляя себя, верующий человек, выходит, не имеет права замечать свои достоинства и придавать значение своим успехам? Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк 17:10)…

Скорее - не должен акцентироваться на своих успехах, но, конечно, каждый человек свои успехи замечает. И неужели верующий не может оценить то, что делает? Другой разговор, что верующий знает цену этим успехам. И что мы не имеем права трубить на всех перекрестках о «благодеяниях», совершенных нами. Мы не носимся со своей самооценкой как с писаной торбой. В каком-то смысле, в идеале, вера должна быть прививкой против нарциссизма.

Вот что важно! Не искать побед во взаимоотношениях с Богом. Вот финал стихотворения Рильке, переведенного Пастернаком:

Кого тот Ангел победил,

Тот правым, не гордясь собою,

Выходит из такого боя

В сознаньи и расцвете сил.

Не станет он искать побед.

Он ждет, чтоб высшее начало

Его все чаще побеждало,

Чтобы расти ему в ответ.

- А слова: «Все плохое во мне - от меня, все хорошее - от Бога» - позиция слабого, пассивного человека?

Не стоит всерьез говорить об этом. На мой взгляд, такая формулировка вступает в противоречие с известными словами Христа: Царство Божие - внутри вас.

А представление о том, что верующий заведомо неполноценен, слаб - оскорбительно и не соответствует реальности. Список великих верующих настолько огромен, что нет даже смысла обсуждать этот вопрос.

Не страдает ли чувство собственного достоинства, индивидуальность человека оттого, что он старается смиряться и не придает значения своим успехам?

Индивидуальность - никоим образом! Она описывается тысячью психологических характеристик, и нарциссически раздутая самооценка лишь в патологии может быть названа ведущей из них. Аккуратность, педантизм, сдержанность, импульсивность - разве зависят эти черты от самоумаления?

- А чувство собственного достоинства?

Смирение и признание собственных грехов и слабостей не умаляет достоинства человека, а просто снимает этот вопрос. Потому что, с точки зрения верующего, если Бог «немного умалил его пред ангелами, славою и честью увенчал его» - не в этом ли высшее достоинство человека? Не в неуничтожимом ли образе Божием?

Что делать?

Каков признак того, что верующему пора бороться с комплексом вины? И с чего начать, если ты привык в себе копаться и выискивать собственные недостатки?

Критерий может быть таким: если ты начинаешь себя ненавидеть и при этом отдаляться от людей, замыкаться в себе, то пришла пора бороться уже не с собой, а с ненавистью к себе. И с отчуждением от окружающих. И думаю, что начать нужно с попытки совладать с этим самостоятельно. Вдумчивый и не слишком строгий духовник может здесь быть хорошей опорой. Но иногда необходимо обращение к психологу, реже - к психиатру. Верующему христианину поможет психотерапевт, с уважением относящийся к духовному миру своего клиента. В идеале - если этот специалист сам верующий. Но вовсе не обязательно.

Многие сомневаются, что психология может быть полезна верующему. Ведь есть священники, с которыми можно поговорить, посоветоваться…

Есть простой ответ: по вопросам душевной жизни - лучше обращаться к психотерапевту, по вопросам духовной жизни - к духовнику. Сложность начнется, когда мы станем определять границу…

- Вопросы, которые мы обсудили, - чувство вины и чувство собственной неполноценности - куда относятся? К духовной или душевной сфере?

И к тому, и к другому. Все зависит от уровня. Если я чувствую вину перед другом - к душевному. Если я чувствую себя виноватым, безвозвратно погибшим перед Богом - это уже другое…

Иллюстрации Дины Гатиной.

Быть человеком - значит обладать чувством неполноценности.
- Альфред Адлер
***
Депрессивные и больные люди всегда являются центром внимания в семье.
Таким образом, комплекс неполноценности является источником их силы. Они беспрестанно жалуются, что чувствуют слабость, теряют в весе, и прочее, но несмотря на это, они сильнее всех остальных. Они подавляют здоровых людей - факт, который не должен нас удивлять, так как в нашей культуре болезнь может давать определённую силу и власть. (И если бы мы задались вопросом, кто сильнейшие люди в нашей культуре, логично было бы ответить - младенцы. Младенцы правят, сами же оставаясь неподвластными.)
- Альфред Адлер
***
Если человек пускает пыль в глаза, то это только потому, что он чувствует неполноценность и не ощущает в себе достаточно сил для того, чтобы состязаться с другими в чем-то полезном. Вот почему он продолжает заниматься бесполезными вещами.
- Альфред Адлер
***
Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений.
И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт. Говорят, Сальери выглядел куда более полноценным...
- Сергей Довлатов
***
Знаю, что вы много слышали о чувстве неполноценности, которое характеризует как раз невротиков. Оно проявляется, в частности, в так называемой художественной литературе. Писатель, употребивший словосочетание «комплекс неполноценности», считает, что этим он удовлетворяет всем требованиям психоанализа и поднимает своё творение на более высокий психологический уровень. В действительности искусственное словосочетание «комплекс неполноценности» в психоанализе почти не употребляется. Он не является для нас чем-то простым, тем более элементарным. Сводить его к самовосприятию возможного недоразвития органов, как это любят делать представители школы так называемой индивидуальной психологии, кажется нам недальновидным заблуждением.
***
Комплекс неполноценности – огромная сила. Вот только неясно – разрушительная или созидательная...
- Сергей Довлатов
***
Комплекс неполноценности: ревновать жену к каждому мужчине;
мания величия: считать, что она любит вас одного.
- Борис Крутиер
***
Насколько мне известно, только у древних греков были боги вина и веселья - Вакх и Дионис. А у нас вместо них - Фрейд, комплекс неполноценности и психоанализ, боязнь громких слов в любви и склонность к громким словам в политике. Скучная мы порода, не правда ли?
- Эрих Мария Ремарк, «Триумфальная арка»
***
Человек, уверенный в своей способности преодолеть свои трудности, не будет нетерпеливым. Самонадеянность, нетерпение, драчливость - признаки сильного чувства неполноценности у детей.
- Альфред Адлер
***
Чтобы быть полноценным человеком, нужно обладать комплексом неполноценности...
- Альфред Адлер
***
Чувство неполноценности имеет глубоко эротические корни. Ребёнок чувствует себя неполноценным, если замечает, что он нелюбим, и точно так же взрослый. Единственный орган, который может рассматриваться как неполноценный, это рудиментарный пенис, клитор девочки. Но по большей части чувство неполноценности происходит из отношения Я к своему Сверх-Я, являясь, так же как чувство вины, выражением напряжения между ними. Чувство неполноценности и чувство вины вообще трудно отделить друг от друга. Возможно, было бы правильно видеть в первом эротическое дополнение к чувству моральной неполноценности.
- Зигмунд Фрейд. «Лекции по введению в психоанализ»

50 основных психологических ловушек и способы их избежать Медянкин Николай

Чем опасен комплекс неполноценности

Человек, страдающий комплексом неполноценности, постоянно недоволен и собой, и миром. Жизнь кажется ему слишком тяжелой и полной страданий. И, как правило, он не замечает, что причина такого мироощущения – лишь в плохом отношении к самому себе. Стоит улучшить отношение к себе – и жизнь заиграет новыми красками, и окажется, что мир не так уж плох!

Самые опасные следствия комплекса неполноценности – это страх сделать или сказать «что-то не то», повести себя «как-то не так», опасение вызвать насмешки, неодобрение, осуждение. В результате человек может вообще отказаться совершать поступки, принимать решения, и даже замкнуться в себе, уйти от общения, только бы избежать риска неудач и ошибок. Поэтому к страданиям от собственной мнимой ущербности добавляются еще и страдания от нереализованности – ведь, живя в постоянном страхе перед любой необходимостью как-то проявить себя, просто невозможно достичь хотя бы чего-нибудь.

Результатом становится постоянная грусть, подавленность, доходящая до депрессии, а порой и нежелания жить. Это один из вариантов последствий комплекса. В другом варианте комплекс неполноценности способен перерастать в озлобленность и агрессию, направленные на всех окружающих. Еще один вариант проявления комплекса неполноценности – когда человек начинает постоянно самоуничижаться, играть роль жертвы, чуть ли не бравируя этим. Однако внутренне более счастливым его это не делает – напротив, толкает все в более глубокие бездны негативного восприятия себя и мира.

Человек, уверенный в себе и умеющий позитивно к себе относиться, столь же позитивно относится к жизни и к другим людям. Тогда как жизнь человека с комплексом неполноценности чрезвычайно трудна и безрадостна, ведь нередко он живет под негласным девизом: «Я плохой, люди плохи, и жизнь плоха».

Тот, кто способен осознать, что в реальности все не так плохо, как ему представляется, имеет немалые шансы избавиться от комплекса неполноценности .

Упражнение 1.

Заведи свой «дневник успеха»

В первую очередь надо разоблачить такие ошибочные убеждения, как «Я хуже всех» и «Меня никто не любит». Возьмите лист бумаги, ручку, и припоминайте, начиная с самого детства, когда вы что-то делали лучше других. Пусть это будут маленькие достижения и победы – важно вспомнить, что они были! Порадуйтесь за себя и похвалите. Пусть с опозданием, но это никогда не лишнее.

Возьмите другой лист бумаги, и, опять же начиная с детства, впишите туда всех людей, кто вас любил, или просто хорошо, по-доброму к вам относился. Вспоминайте все добрые слова, улыбки, полные любви взгляды, все поступки других людей, свидетельствовавшие о хорошем отношении к вам. Любовь далеко не всегда выражается словами – даже, пожалуй, чаще без слов, в поведении и поступках. Может быть, вы поймете, что вас любили даже те, кого вы считали не любящими. Просто их любовь выражалась непривычно для вас. Но это не значит, что ее не было.

Перечитайте ваш список, вспомните этих людей и их отношение к вам, и скажите себе: «Меня любят, любили и будут любить. На свете множество людей, способных хорошо ко мне относиться. И я этого достоин».

С сегодняшнего дня заведите дневник, в котором вы будете отмечать, во-первых, все свои успехи и достижения, а во-вторых, все проявления хорошего отношения к вам со стороны других людей. Только не забывайте заполнять его каждый день! Вскоре от комплекса неполноценности не останется и следа.

Упражнение 2.

Измени отношение к своим ошибкам и недостаткам

Задумайтесь о том, за какие ошибки, промахи и недостатки вы привыкли осуждать и критиковать себя. Теперь представьте себе, что эти ошибки, промахи и недостатки – не ваши, что они имеют отношение к другому человеку. Посмотрите на них как бы со стороны. Вы заметите, что слишком преувеличивали их. Вы считали каждую мелкую ошибку чуть ли не преступлением и судили себя очень строго. Хотя заслуживаете гораздо более мягкого и снисходительного отношения к себе.

Все, что вам нужно – это перестать быть себе судьей, а стать для себя добрым и снисходительным другом, все понимающим и прощающим.

Как только почувствуете, что опять судите и казните себя, говорите себе: «Стоп! Это такая мелочь, которую нужно скорее простить и забыть. Я перед самим собой ни в чем не виноват. А что другие думают – это их дело».

Поймите простую вещь: все люди совершают ошибки и промахи, все люди имеют недостатки. Вы – не исключение. Ваши ошибки, промахи и недостатки ничуть не больше и не значительнее, чем у других людей. Это вовсе не повод чувствовать себя ущербным. Лучше улыбнуться над собой доброй улыбкой, и сказать: «Ну, подумаешь, ну, ошибся, с кем не бывает. А все равно я прекрасный, замечательный и очень хороший».

И не бойтесь себя перехвалить. Тому, кто вечно сомневается в себе, это ни в коем случае не повредит, а пойдет только на пользу.

Упражнение 3.

Преодолей плохое отношение к себе

Если у вас приступ плохого настроения – так и знайте: причина в том, что вы опять недовольны собой. Люди, склонные к комплексу неполноценности, постоянно переносят отношение к себе на весь мир. Им кажется: если я плох – то и мир плох.

Снова и снова преодолевайте плохое отношение к себе! Будьте внимательны к себе, и заметьте, почему вы собой недовольны. Что-то сделали не так, как бы хотелось? Упрекаете себя за какой-то недостаток?

Если вы ругаете себя за это – прекратите делать это. Как только заметите, что думаете о себе плохо, критикуете, называете плохими словами – остановите себя, и скажите: «Все равно я хороший человек. Я хорошо отношусь к себе, и имею на это право, что бы ни произошло».

Убеждайте себя в том, что ваше хорошее отношение к себе не должно ни от чего зависеть. Что бы ни было, как бы вы себя ни вели, как бы ни относились к вам другие, повторяйте: «Я – хороший человек! И точка! Это вообще не подлежит никакому сомнению! И я очень, очень хорошо отношусь к себе!»

Признавайтесь себе в любви, как самому близкому, самому родному самому любимому человеку! Ведь вы такой и есть, в чем не может быть сомнений.

Из книги Деловой этикет. Почему нужно вести себя так, а не иначе автора Баженова Елизавета Викторовна

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ ОПАСЕН ДЛЯ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ Деловой стиль обязывает строить по-особому рабочие отношения, он полностью меняет ритм жизни человека. У того появляется четкий распорядок дня, каждая минута этого распорядка имеет значение. Но жить в таком ритме

Из книги Экономика для обычных людей: Основы австрийской экономической школы автора Кэллахан Джин

Из книги Учимся по методу фоточтения автора Мельников Илья

Комплекс 1 Прежде чем возьметесь за выполнение комплекса упражнений, необходимо взвесить свои возможности и не брать заведомо завышенные и не выполнимые обязательства, даже если вы считаете этот дело крайне важным и полезным для вас. Лучше выбрать промежуточную и

Из книги Технология обучения скорочтению автора Мельников Илья

Комплекс 1 Упражнение 11. Прочтите и запомните три цитаты.– «Лучший способ сохранить свое обещание – никогда не давать его». (Наполеон Бонапарт).– «Само слово “христианство” является недоразумением – в действительности есть только один христианин, и он умер на кресте

Из книги Скорочтение с помощью тренажёра автора Мельников Илья

Комплекс 2 Упражнение 11. Припомните цитаты из прошлого комплекса упражнений2. Запишите их по памяти.Упражнение 22. Прочитайте и запомните три цитаты.– «Жизнь-это то, то с вами случается как раз тогда, когда у вас совсем другие планы.» (Джон Ленон)_ «Если бы вам удалось

Из книги Как повысить самооценку и достичь успеха автора

Комплекс 3 Упражнение 11. Припомните цитаты из прошлого комплекса упражнений2. Запишите их по памяти.Упражнение 22. Прочитайте и запомните три цитаты.– «Когда ты прав, никто не запоминает, а когда ошибешься – никто не забудет.» (Мухаммед Али)– «Имей смелость иметь своё

Из книги Как поднять самооценку и стать уверенным в себе. Тесты и правила автора Тарасов Евгений Александрович

Комплекс 4 Упражнение 11. Вспомните цитаты из второго упражнения комплекса № 3.2. Запишите эти цитаты.Упражнение 21. Прочитайте и запомните следующие цитаты:– «Люди ведут себя так, как должны, не потому, что страшатся наказания». (П. Коэльо).– «Жить надо так, чтобы тебя

Из книги Новая школа жизни. I том. Сила в тебе самом автора Шмидт К. О.

Комплекс 3 Упражнение 11. Повторите по памяти цитаты, приведенные в предыдущем комплексе упражнений.2. Запишите их по памяти.Упражнение 21. Запомните приведенные ниже цитаты– «Муж – это человек, который всегда забывает твой день рождения и никогда не упустит случая

Из книги Таинственный помощник внутри тебя автора Шмидт К. О.

Из книги 50 основных психологических ловушек и способы их избежать автора Медянкин Николай

Из книги Как укротить эмоции. Техники по самоконтролю от профессионального психолога автора Жуковец Руслан

Преодоление чувства неполноценности Все сказанное выше об устранении внутренних барьеров, препятствующих достижению успеха, справедливо и в отношении преодоления комплексов неполноценности. Под ними мы подразумеваем эмоциональные негативные представления,

Из книги автора

Как преодолеть комплексы неполноценности Если тебе удастся быть хоть немного добрым по отношению к себе, ты безо всяких усилий сумеешь преодолеть свои комплексы неполноценности. Вот самый простой путь.1. Первый шаг на этом пути к внутренней свободе, силе и превосходству

Из книги автора

Ошибка 18. Комплекс неполноценности Откуда берется чувство «я хуже всех» Если человеку кажется, что он хуже всех, что все окружающие в чем-то его превосходят – у него можно диагностировать комплекс неполноценности. Это означает, что человек вообще-то полноценен (как и все

Из книги автора

Чем опасен шантаж в отношениях? Все способы шантажа и манипулирования несут большую угрозу подлинному чувству любви, и неизбежно приводят к страданиям человека, ставшего жертвой шантажиста. Рассмотрим основные из них.Угроза разрывом. Вы часто слышите от партнера или

Из книги автора

Чем опасен скепсис? Скепсис – это не что иное, как оборотная сторона синдрома неудачника. Скептик не признается себе в том, что он – неудачник, вместо этого он винит жизнь: мол, здесь и не может быть ничего хорошего, как ни старайся. Но такая позиция вовсе не спасает его от

Комплекс неполноценности.

Комплекс неполноценности впервые был описан Альфредом Адлером. Комплекс неполноценности - совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие разнообразных причин, таких, как: дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и неудачи, и т.п.
Комплекс неполноценности существенно влияет на самочувствие и поведение человека.
Люди, страдающие комплексом неполноценности, рассматривают себя как нечто незначительное и ущербное. У многих пациентов на его почве развиваются депрессии, за которыми в тяжёлых случаях может последовать опасность самоубийства.

Нередко характерны попытки возместить комплекс собственной неполноценности выставленной напоказ ролью жертвы. У молодых мужчин для маскировки ощущения неполноценности часто наблюдаются повышенная агрессивность и потребление алкоголя, а также символы статуса, такие как спортивные автомобили, характерная одежда и т.п. Чрезмерное высокомерие также может свидетельствовать о внутренне нарушенном чувстве собственного достоинства.
Чувство неполноценности и вытекающие из него депрессии нередко уходят корнями в раннее детство. Научно доказано, что недостаточное внимание к ребёнку и постоянная критика могут подорвать развитие здорового чувства собственного достоинства у подростка.
Наряду с психологическими факторами в развитии комплекса неполноценности, не менее важна и роль других внешних факторов - демографических, социальных, политических, религиозных, этнических

Комплекс неполноценности - в целом, негативное явление. Однако, в некоторых случаях, он может мотивировать человека на достижение позитивных целей в жизни.
Интересно описан комплекс неполноценности в томалогии:
Неполноценность можно обнаружить только в идее о собственной полноценности. Когда есть неполноценность, у человека существует компенсационная идея о собственной полноценности, с которой он отождествляется. У него по каждому пункту есть идея о том, кто он такой, и какой он необыкновенный. И когда отражение его другими людьми не соответствует этой идее, а оно никогда не соответствует, и не может соответствовать идее, его страдания и униженность бесконечны.
У такого человека существует страх быть отражённым неблагополучно. Он зависит от отражения и постоянно тревожится, беспокоясь о том, чтобы быть отражённым согласно своей собственной идее о полноценности. Если его полноценность отражена, он человечен, если нет, если кто-то отражает его не так, как он хочет, то у него возникает злость, защитная ненависть, бравада, он начинает конфликтовать.
Идея неполноценности входит только тогда, когда происходит отказ от самого себя. Это случается в раннем возрасте, когда ребёнок начинает сравнивать себя с другими детьми, когда родители, учителя, воспитатели провоцируют ребёнка на такое сравнение
Взрослые, воспитывая ребёнка на сравнении и показывая ему, что «другой хороший, а он плохой», делают его невротиком. Пока его ум не навели определённым способом и не сказали, что «тот такой, а ты не такой», он сам не будет сравнивать, обязательно кто-то должен его толкнуть в эту пропасть. А толкают все кому не лень, потому что сравнивают своих детей, показывая, подчёркивая состоятельность других детей, и несостоятельность собственных. По сути, это неприятие родителями собственных детей, которое маскируется под воспитание. И вот таким образом, сверяя собственных детей с другими детьми, с достижениями других детей, ребёнка приговаривают на неполноценность.

Ребенок полноценен, невинен и простодушен. Ему обязательно будут доступны все его внутренние богатства, весь его внутренний потенциал, однако для этого понадобится время. И у взрослых должно быть колоссальное терпение, любовь и уважение к детям. Дети - это будущее, и они будут жить в совершенно другом мире, в другие годы, в другом информационном пространстве.
Но мы сразу делаем ребёнка невротичным, чтобы можно было им управлять, манипулировать и обладать. Однако во всем этом пропадает его уникальность, она теряется и ему никогда не узнать самого себя, свою индивидуальность, свой талант, он теперь не встретится с собой, если не начнёт свой рост в сознании, своё самопознание. Вот так теряется каждый ребёнок, потому что он мог бы совершенно мягко развиваться и раскрывать свой собственный потенциал, то, что так необходимо человечеству, но он не может этого сделать, потому что ребёнку не дают возможность развиваться согласно своей природе. <…>

Искажение начинается очень рано. Взгляд ребёнка поворачивают так, чтобы он сравнивал, чтобы можно было им манипулировать, чтобы он жил всё время в страхе. Возникает неполноценность, а неполноценность - это страх, страх сделать что-нибудь не так, это неуверенность в себе, это робость, это смущение, это постоянная проверка, так ли мы одеты, так ли мы выглядим. Вся индустрия работает на человека, потому что у него существует неполноценность - если ты неполноценен, то для того, чтобы компенсировать свою неполноценность у тебя должно быть десять тысяч долларов, пятьдесят тысяч долларов, колье, машина, и не простая, а именно вот такая, яхта - вот так создаётся полноценность.
На самом деле речь должна вестись не о полноценности, а о целостности. Нет полноценности, полноценность - это претензия. Есть целостность человека, и человек обязательно станет целостным на земле, если не сломать его в самом начале, если этот бутон не взять и не сжать в своей собственной руке. Но тогда к детям нужно будет подходить с любовью, тогда на самом деле придется любить детей, не заботиться лишь о том, как их накормить, как их одеть и обуть - их надо будет любить. Их надо будет наблюдать, быть осознанным, внимательным, направлять их движения, показывать направление. И даже не показывать, а идти следом и поправлять, но тогда мы обязательно должны быть осознанны.
Если из целого выбирается лишь фрагмент, то целое пропадает и упускается. Не живя в целостности, живя только на фрагменте, мы отказываемся от своей судьбы и стараемся найти утешение, бегая к гадалкам, астрологам, чтобы у них узнать о своей судьбе. Мы ждем, чтобы нас утешили, сообщив, что на следующем перекрестке нас ждут удача, деньги и большая любовь, не понимая, что судьба наша - это целостность. Именно целостность позволяет человеку осуществить собственное предназначение на земле.

Материал взят из Википедии - свободной энциклопедии.

Интересно было бы послушать участников сообщества на эту тему, опирающихся на собственный опыт.

Последние материалы раздела:

Страна с трагической судьбой
Страна с трагической судьбой

Апофеозом гражданской войны в Анголе и Войны за независимость Намибии стала оборона ангольскими правительственными войсками, кубинскими...

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...