Что послужило источником создания поэмы 12. История создания и анализ поэмы "Двенадцать" Блока А.А

История создания Поэма была написана Блоком в январе 1918 года, почти через год после Февральской революции, и всего через два месяца после Октябрьского переворота. Поэма сочинялась единым духом, в послереволюционном, застывшем от холода Петрограде, в состоянии какого-то полубессознательного лихорадочного подъёма, всего за несколько дней, и на её окончательную доработку понадобился лишь один месяц. Закончив текст поэмы вчерне, непосредственно после легендарной финальной фразы «…в белом венчике из роз, впереди Иисус Христос…» , Блок оставляет несколько сумбурную, но очень показательную реплику в своей записной книжке 1918 года, полностью посвящённой периоду поэмы «Двенадцать» Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь (чтобы заглушить его - призывы к семейному порядку и православию)… Сегодня я - гений.

Необходимо очень хорошо представлять себе, в какой обстановке создавалось это произведение, совершенно необыкновенное и для Блока, и для всей русской поэзии. Всего два месяца после большевистского переворота, меньше года - после всеобщей эйфории демократической Февральской революции… Резкий душевный подъём и вместе с тем - усталость после двух лет, проведённых на фронте, пронизывающий зимний холод и начинающаяся разруха, расправы и разбой на улицах столицы, и тревога перед наступающими на Петроград немецкими войсками.

3 марта по новому стилю поэма «Двенадцать» была опубликована в газете эсеров «Знамя труда» , а в мае впервые вышла отдельной книгой Блок рассказывал, что начал писать «Двенадцать» с середины, со слов: «Уж я ножичком полосну, полосну!» , затем перешёл к началу и единым духом написал первые восемь песен поэмы. Числовая символика тоже возникла с самого начала. О том, что красногвардейские патрули на самом деле состояли из 12 человек, говорят и документы, и мемуары (в частности, книга Джона Рида). В черновике поэмы есть пометка Блока: «Двенадцать (человек и стихотворений)» .

Шум и грохот «мировой истории» , с которого начиналась поэма «Двенадцать» , постепенно затих, уступив место тишине, давящей тишине, а потом и мёртвой. В феврале 1919 года Блок был арестован петроградской Чрезвычайной Комиссией. Его подозревали в участии в антисоветском заговоре. Через день, после двух долгих допросов Блока всё же освободили, так как за него вступился Луначарский. Однако даже эти полтора дня тюрьмы надломили его. В 1920 году Блок записал в дневнике: «…под игом насилия человеческая совесть умолкает; тогда человек замыкается в старом; чем наглей насилие, тем прочнее замыкается человек в старом. Так случилось с Европой под игом войны, с Россией - ныне» .

Символические образы и их смысл в поэме Блока “Двенадцать” Поэму Блока “ Двенадцать ” нельзя считать произведением, посвященным исключительно Октябрьской революции. Александрович использовал символы для того, чтобы с их помощью предать глубокий смысл самым обычным сценам. Блок употреблял в своей поэме множество символов: это и имена, и числа, и цвета. Лейтмотив поэмы возникает с первых тактов: в разрыве и противопоставлении «белого» и «черного» . Черный цвет – цвет смутного, тёмного начала. Белый цвет символизирует чистоту, духовность, это цвет будущего. В поэме встречаются словосочетания: чёрное небо, чёрная злоба, белые роза. «черное небо» , нависшее над городом, сродни «черной злобе» , скопившейся в сердцах «двенадцати» .

В поэме также фигурирует красный цвет. Он символизирует кровь, огонь. Блок размышляет о возможности перерождения человека в очистительном огне революции. Революция для автора – рождение гармонии из хаоса. Символично также число двенадцать. Двенадцать – число человек в отрядах, которые патрулировали Петроград. . «Двенадцать» символизируют саму революцию стремящуюся избавиться от прошлого, идущую стремительно вперёд, уничтожая всех своих врагов. «Нищий пес голодный» символизирует в поэме «старый» , уходящий мир. Мы видим, что этот пёс везде преследует «двенадцатью» так же, как прежний мир преследует новый строй, революцию. Из этого можно сделать вывод, что сторонники нового времени ещё не могут избавиться от пережитков прошлого. Блок так же не дает прогнозов, каким будет будущее, хотя и осознаёт, что оно не будет радужным.

Для Блока его «двенадцать» настоящие герои, так как они являются исполнителями великой миссии, совершают святое дело – революцию. Как символист и мистик, святость революции автор выражает религиозно. Подчёркивая святость революции, её очистительную силу, Блок ставит перед этими «двенадцатью» незримо идущего Христа. По мнению Блока красногвардейцы несмотря на стихийность их движения, впоследствии, перерождаются и становятся апостолами новой веры.

Действие совершается в Санкт-Петербурге, в разгар революции, зимой 1917-1918 гг. Питер тем не менее представляет собой и реальный город, и центр мироздания, точку мировых катастроф.

Поэма Блока "12": краткое содержание

Первая глава произведения изображает морозные, снежные улочки города, истязаемого бунтами и переворотами. Народ продвигается по тропинкам, глядя на слоганы. На нерегулируемых собраниях, скорее всего, поэт рассуждает о проданной стране. Среди пешеходов есть следующие герои поэмы Блока "12": безрадостный священник, богач, помещица, испуганные старушки. Слышны отрывочные вопли с пограничных митингов. Смеркается, ветер усиливается.

Следующая глава: в ночи шагает группа из 12 людей. Морозу сопутствует чувство абсолютной независимости; человек намерен сделать все возможное, дабы отстоять новый мир. По пути солдаты говорят о своем товарище — Ваньке, сблизившемся с зажиточной девицей Катькой, бранят его.

В третьей главе исполняется удалая песенка, несомненно, людьми из двенадцати. Конечные слова — обещание большого пожара, в котором исчезнут все толстосумы. Разрешение на пожар просится тем не менее у Господа.

Четвертая глава изображает вышеупомянутого солдата: они с Катькой едут по Санкт-Петербургу. Симпатичный боец заключает в объятия девушку, что-то болтает ей, и она, оживленная, радостно хохочет.

В последующей главе Ванька обращается к Катьке. Он вспоминает былые времена куртизанки, которая перебежала от офицеров к рядовым. Легкомысленное поведение девушки сказалось на ее прекрасном теле — рубцами и ранами от ударов ножами бывших любовников. В достаточно жестких оборотах боец вспоминает развратной девице об убийстве некоего офицера, с которым Катька, очевидно, имела связь. И в этот момент Ванька просит: «Попляши!», «Поблуди!», «Согреши!»

В шестой главе кучер, который подвозит солдата и Катьку, встречается с группой из двенадцати человек. Люди с оружием набрасываются на сани, палят по тем, кто в них сидит, угрожая бойцу растерзанием за то, что прикарманил чужое. Под этим они подразумевают девушку. Кучер тем не менее увозит солдата из-под обстрела; Катька с продырявленной головой покоится на снегу.

Отряд из двенадцати людей шагает вперед так же энергично, как перед схваткой с лихачом. Только душегуб — Петруха — печалится по девушке, которая когда-то являлась его возлюбленной. Приятели порицают его, говоря, что для этого сейчас вовсе не подходящее время. И он в самом деле, забыв о грусти, расположен продолжать ход. Расположение духа в отряде по-настоящему воинственное.

Бессвязные размышления Петрухи, который очень грустил об убитой Катьке, раскрываются в восьмой главе; он умоляет упокоить ее душу. Собственное уныние он намеревается развеять новым кровопролитием.

В девятой главе звучит романс в честь краха прежнего мира. Вместо полицейского на дороге зябнет богач, за ним — отлично подходящая под данную сутулую фигуру паршивая собака.

Отряд продолжает свое движение сквозь метельную ночь. Петруха вспоминает Бога, поражаясь силе вьюги. Товарищи сетуют на его неосознанность и вновь говорят, что он уже запачкан кровью Катьки, а это означает, что от Господа поддержки не стоит ждать.

Таким образом, отряд с красным знаменем решительно шагает вперед, настроенный в любую минуту отразить удар неприятеля. Его ход становится бессрочным.

В заключительной главе за двенадцатью идет паршивая псина, то есть старый мир. Солдаты угрожают ему штыками, стараясь отгонять. Впереди, во мгле, они лицезрят кого-то; силясь понять, кто это, они берутся за стрельбу. Вот о чем мы узнаем из краткого содержания поэмы "12" Блока. Тип, однако, не пропадает, он настойчиво ступает впереди.

История создания

Поэма «12» Блока является апогеем его поэзии. В целом в русской литературе также считается сильным трудом. Рождена работа была через год после Февральской революции. Поэма писалась крайне стремительно. Питер того периода был опустошен.

Город словно затих, зловещее молчание тяготило обитателей. Что удивительно, во время смуты произошел неимоверный взлет в поэзии. Воздух был пропитан духом свободы, а чувство реальности своих только недавно неосуществимых революционных задумок было родником искусства.

Факты

Автор скоро закончил поэму, а на редактирование у него ушло не больше месяца. Для стихотворения подобной величины это большая редкость. Поэтому многие находят историю создания поэмы "12" Блока очень интересной.

Писатель давал высокую оценку своей поэме. В своем дневнике во время написания стихотворения он отметил, что ощущает себя великим. Тогда он будто ненароком сопоставил свои гулы в голове с гулами несравненного Гоголя. Очевидно, незримая сила придала поэту творческий подъем.

Образы

Образы старого мира, которые использует поэт, вполне логичны: священник, буржуй, спрятавший в воротнике свой нос, старуха не одержат верх над революцией.

Отнюдь не каждому переворотные идеи казались нужными и ясными. А связь со священником в толпе говорит о том, что былые принципы, старорусские обычаи разрушаются. Нет прошлой религиозности и почтения к храму. Беззаконие и грех господствуют повсюду. Таково краткое содержание поэмы Блока "12".

Символы

Неистовствуют империалистические ураганы, старый мир противится, не выпускает людей. И в такой атмосфере возникают 12 бойцов Красной Армии, которые шагают в новый мир. На самом деле "двенадцать" - центральное слово произведения, и массу символов можно объединить именно с ним. 12 часов - наступает полночь, 12 месяцев - заканчивается год. Зарождается мысль о “рубежной” цифре. Таким образом, завершение прежнего дня, как и наступление нового, - это вечно прохождение некоторой границы, шаг в неведомое будущее. Это главная тема поэмы "12" Блока.

Особенности

Для писателя подобной чертой являлось крушение старого мира. Иная цифровая связь - это двенадцать апостолов.

Вместе с тем в окончании поэмы их ходом внезапно руководит, хотя и незримо для них, Иисус Христос с багряным флагом. Они не знают сочувствия, им не чуждо хищение и душегубство. Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что даже краткое содержание поэмы "12" Блока вполне объясняет основную мысль произведения.

Преподаватель спрашивает учащихся о впечатлениях после прочтения поэмы. Скорее всего, получает ответ о сложности и непонятности этого произведения. На это замечает, что трудно было и современникам Блока. И рассказывает студентам об истории создания поэмы «12».

Истории создания

1. Внешний контекст

Январь 1918 года: первая послереволюционная зима, мороз, голод, начинающаяся разруха, стрельба на улицах.

2. Внутренний контекст

Поэма «вызревала» месяц, написана за несколько дней.

А. А. Блок:

«К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов».

«Весь день – «Двенадцать». <…> Внутри дрожит».

«Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. <…> Сегодня я – гений».

3. Реакция

Недоумение современников: приветствие революции или проклятие ей? Блока хвалили и ругали. Причем хвалили мало, а ругали много. И ругали люди зачастую противоположных убеждений:

А. А. Блок:

«Вечер «Арзамаса» в Тенишевском училище. Люба читает «Двенадцать». От участия в вечере – отказались – Пяст, Ахматова и Сологуб».

Всеволод Иванов в своих воспоминаниях пишет о своей встрече за чашкой чая с адмиралом Колчаком и передаёт его слова: «Горький и в особенности Блок талантливы. Очень, очень талантливы… И всё же обоих, когда возьмём Москву, придётся повесить…».

Только немногие смотрели глубже:

М. А. Волошин:

«Сейчас её используют как произведение большевистское, с тем же успехом её можно использовать как памфлет против большевиков, исказив и подчеркнув другие её стороны. Но её художественная ценность, к счастью, стоит по ту сторону временных колебаний политической биржи».

Хронотоп

Преподаватель перечитывает со студентами 1 главу поэмы:

– каков хронотоп поэмы? как в ней совмещено конкретно-историческое и космическое?

Петроград 1918 года, расширяющийся до «всего божьего света», космоса, вселенной и предстающий как этап в развитии истории России.

Персонажи

Преподаватель перечитывает со студентами главы со 2-ой по 7-ую:

1. В центре – 12 красногвардейцев («Как пошли наши ребята / В красной гвардии служить…», «Вперёд, вперёд, вперёд, / Рабочий народ!») [патрули часто состояли именно из 12 человек]

Аллюзия на балладу «О двух великих грешниках» Н. Некрасова: «Жило двенадцать разбойников…» («В зубах цыгарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!», «Запирайте етажи, / Нынче будут грабежи! / Отмыкайте погреба, / Гуляет нынче голытьба!»)

Аллюзия на Евангелия и образ 12 апостолов («Мировой пожар в крови – / Господи, благослови!» + образ Христа в конце поэмы + двое из них носят имена Андрюхи и Петрухи – имена апостолов).

2. Катька («толстоморденькая») = простой человек, который хочет выжить; простодушная, страстная, религиозная

Вариант блоковской Вечной Женственности: сниженный, народный.

Вариант маленького человека, погибшего от стихии (как Параша в «Медном всаднике»).

3. В начале поэмы – обзор петроградских жителей: старушка, писатель-вития, поп, барыня, бродяга → все социальные слои = старый мир, одна-две детали = эмблематичность.

Стиль

Преподаватель возвращает учащихся к началу первой главы:

– какие цвета являются основными в поэме?

1. Основные цвета:

а. чёрный («чёрный вечер», «винтовок чёрные ремни», «черноусый» Ванька, Катька – «чернобровушка», ночи, проведённый с Катькой, – «черные, хмельные», «чёрная злоба»);

б. белый («белый снег», «белый венчик», вьюга, снег, сугробы);

→ принцип контраста

Принцип контраста распространяется на соотнесение других мотивов поэмы: старый мир – новый мир, 12 красногвардейцев – незримый классовый враг, страх обывателей – ярость революционеров, мистика революции – любовная история и так далее.

Принцип контраста присутствует в разделении лексики поэмы на 2 стилевых потока: высокий («Упокой, Господи, душу рабы твоея») и низкий («Шоколад Миньон жрала»).

в. красный («В очи бьётся / Красный флаг», «Это – ветер с красным флагом…», « – Кто там машет красным флагом?»)

→ новый – страшный – мир окрашен в цвет крови (вариант лиловых миров второго тома)

– какие мотивы являются основными в поэме?

2. Мотивы стихий – ветра, вьюги («Ветер хлёсткий!», «Ветер весёлый», «Гуляет ветер»; «Разыгралась чтой-то вьюга, / Ой, вьюга, ой, вьюга!», «И вьюга пылит им в очи / Дни и ночи / Напролёт…», «Только вьюга долгим смехом / Заливается в снегах».

→ принцип хаоса

«Музыка»

(жанр, ритм, музыка)

Преподаватель зачитывает отрывок из статьи А. А. Блока «Интеллигенция и революция»:

«Бороться с ужасами может лишь дух. К чему загораживать душевностью пути к духовности? Прекрасное и без того трудно. А дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушаться духа музыки. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию».

– какую музыку услышал поэт в поэме «Двенадцать»? в чём её особенности?

– почему поэма написана стихом, не имеющим единого ритма?

– какие ритмы вы услышали в поэме? какие музыкальные жанры в ней представлены? как форма каждого фрагмента соотносится с его содержанием?

1. Музыка петроградской взвихренной улицы, рваная, грубая.

3. Жанры:

– частушка («Мы на горе всем буржуям / Мировой пожар раздуем»),

– плясовая песня («Эх, эх, попляши! / Больно ножки хороши!»),

– марш («Революционный держите шаг! / Неугомонный не дремлет враг!»),

– молитва («Упокой, Господи, душу рабы твоея…»),

– городской романс («Не слышно шуму городского, / Над невской башней тишина, / И больше нет городового – / Гуляй, ребята, без вина!») [ + пародия на городской романс на стихи Н. Ф. Глинки: «Не слышно шуму городского, / За Невской башней тишина, / И на штыке у часового / Горит полночная луна»].

+ народный театр (формат балаганного зазывалы, вышучивающего прохожих):

А это кто? – Длинные волосы
И говорит в полголоса:
– Предатели!
– Погибла Россия!
Должно быть, писатель -
Вития...

А вон и долгополый –
Сторонкой за сугроб...
Что нынче не веселый,
Товарищ поп?

Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?

Вон барыня в каракуле
К другой подвернулась:
– Уж мы плакали, плакали...
Поскользнулась
И – бац – растянулась!

+ кинематограф (быстрая смена эпизодов, надписи-титры («Вся власть Учредительному Собранию!»), реплики персонажей).

– чем скреплено, объединено это внешне хаотическое нагромождение разных ритмических элементов? что является в поэме организующей силой?

Ответ: кольцевая структура и маршевый ритм.

Преподаватель, дополняя ответ учащихся, цитирует Е. Г. Эткинда:

«В «Двенадцати» важно то, что стройный, предельно гармоничный композиционный ритм сталкивается с множеством разнородных элементов, кажущихся хаотическим нагромождением случайных стиховых форм. Ритм, образуемый композиционным костяком поэмы, мы назовем ее «большим ритмом» или макроритмом: он обращен не к физическому восприятию, не к чувствам читателя или слушателя, а к его подсознанию. <…>

Композиционная стройность поэмы «Двенадцать» отвечает архитектоническим принципам крупных музыкальных форм и блоковскому представлению о музыке как непременной основе народной революции. <…>

В. М. Жирмунский весьма точно определил «музыкальное» своеобразие «Двенадцати»; к его характеристике поэмы как «грандиозного неразрешенного диссонанса» следует добавить противоречие между симметричной композиционной структурой и мнимо хаотическим нагромождением разнороднейших стилистических форм, из которых слагается словесно-стиховая ткань поэмы. Есть, однако, в «Двенадцати» сквозной динамический элемент, который изнутри организует это мнимо хаотическое нагромождение. Таковым является маршевый ритм, он постепенно крепнет и одолевает противоборствующую ему поэтическую тему, тему разбушевавшейся стихии».

– какая форма, по-вашему, более всего подошла бы для музыкальной интерпретации поэмы: симфония, оратория, симфоническая поэма? Предложите свой музыкальный жанр и аргументируйте свой мнение.

– какие музыкальные инструменты вы бы использовали? с какими образами поэмы был бы связан тот или иной инструмент?

– где был бы кульминационный момент музыкального произведения: какими средствами вы создали бы максимальное напряжение в этот момент?

– каким представляется вам финал музыкального произведения?

Смысл финала

Так идут державным шагом –Позади – голодный пёс.Впереди – с кровавым флагом, И за вьюгой неведим, И от пули невредим,Нежной поступью надвьюжной,Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз – Впереди – Исус Христос.

Преподаватель:

– почему в конце поэмы появляется образ Христа?

После предложенных учащимися вариантов ответа преподаватель цитирует А. А. Блока:

«Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа».

Преподаватель озвучивает основные интерпретации появления Христа в финале «12» и говорит об особенности этого образа в контексте творчества поэта.

1. Различные интерпретации образа Христа:

– Христос возглавляет и благословляет красногвардейцев,

– Христа ведут на расстрел как жертву,

– Христос как ошибка, на самом деле – «матрос»;

– Христос = Блок, принимающий на себя весь грех красногвардейцев,

– не Христос, а антихрист и т. д.

2. Христос как завершающий образ блоковского мифа о воплощении мировой души «Прекрасная Дама – Незнакомка – Россия – Христос «12»): в Христе присутствуют мотивы женственности («белый венчик из роз» – мотив Богородицы)

Сам А. А. Блок:

««…Христос с красногвардейцами». Едва ли можно оспорить эту истину, простую для людей, читавших Евангелье и думавших о нём. <…> Разве я «восхвалял»? <…> Я только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь "Исуса Христа". Но я иногда сам глубоко ненавижу этот женственный призрак».

Иллюстрации

Преподаватель, отмечая, что сам Блок называл их параллельным графическим текстом, рисованным близнецом своей поэмы, предлагает учащимся рассмотреть иллюстрации Ю. Анненкова к поэме.

– в чём своеобразие этих иллюстраций?

– какими средствами художник передаёт музыку блоковской поэмы?

– к какой главе вы отнесли бы каждую из иллюстраций?

– какую из них вынесли бы на обложку?

ЭТИКА

Отражение разрушительного, смертельного хаоса революции, мистики революции; констатация оправдания государственного насилия над маленьким человеком (продолжение пушкинской темы)

Домашнее задание:

Прочесть стихотворения Н. С. Гумилёва: «Я конквистадор в панцире железном…», «Я и Вы» («Да, я знаю, я вам не пара…»), «Жираф», «Капитаны» («На полярных морях и на южных…»), «Слово», «Попугай», «Шестое чувство», «Сон», «Наступление», «Заблудившийся трамвай», «Память», «Деревья», «Канцона» (« И совсем не в мире мы, а где-то…»), «Лес», «Мои читатели», «Слонёнок» («Моя любовь к тебе сейчас – слонёнок…»)

По желанию учащихся:

Подготовить реферат на тему: «Некрасовская традиция в творчестве А. А. Блока».




Поэма сочинялась единым духом, в послереволюционном, застывшем от холода Петрограде, в состоянии какого-то полубессознательного лихорадочного подъёма, всего за несколько дней, и на её окончательную доработку понадобился лишь один месяц. Закончив текст поэмы вчерне, непосредственно после легендарной финальной фразы«…в белом венчике из роз, впереди Иисус Христос…», Блок оставляет несколько сумбурную, но очень показательную реплику в своей записной книжке 1918 года, полностью посвящённой периоду поэмы «Двенадцать»:финальной Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь(чтобы заглушить его призывы к семейному порядку и православию)…Гогольправославию Сегодня я гений. (29 января 1918, А.А.Блок, записные книжки).А.А.Блок


3 марта 3 марта по новому стилю поэма «Двенадцать» была опубликована, что показательно, в газете эсеров«Знамя труда», а в мае впервые вышла отдельной книгой. Вот что писал о тонком внутреннем настрое Блока художник Юрий Анненков, первый иллюстратор поэмы «Двенадцать», весьма тесно общавшийся с поэтом именно в этот год.эсеров Знамя труда Юрий Анненковиллюстратор «…В годах Блок, несомненно, был захвачен стихийной стороной революции. Мировой пожар казался ему целью, а не этапом. Мировой пожар не был для Блока даже символом разрушения: это был мировой оркестр народной души. Уличные самосуды представлялись ему более оправданными, чем судебное разбирательство. Ураган, неизменный спутник переворотов. И снова, и всегда Музыка. Музыка с большой буквы. Те, кто исполнен музыкой, услышат вздох всеобщей души, если не сегодня, то завтра,- говорил Блок ещё в 1909 году. В 1917 году Блоку почудилось, что он её услышал. В ом, повторив, что дух есть музыка, Блок говорил, что революция есть музыка, которую имеющий уши должен услышать, и заверял интеллигенцию: Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте революцию. Эта фраза была ровесницей поэмы Двенадцать.1917 стихийнойреволюциисамосудыпереворотов Музыка 1909 годуинтеллигенцию (Ю.П.Анненков, «Воспоминания о Блоке»).


«Поэма Двенадцать, пробила брешь в широкую толпу, ту толпу, которая никогда раньше Блока не читала. Поэму Двенадцать эта толпа опознала по слуху, как родственную ей по своей словесной конструкции, словесной фонетике, которую вряд ли можно было тогда назвать книжной и которая скорее приближалась кчастушечной форме. Несмотря на наступившее творческое молчание поэта, его популярность, благодаря уличной фонетике Двенадцати, росла со дня на день».фонетикечастушечной (Ю.П.Анненков, «Воспоминания о Блоке»).

Поэма «12» Блока была написана в январе 1918 года. Произведение стало откликом писателя на события Октябрьской революции. Поэма А. Блока «Двенадцать» является одним из самых ярких произведений русской литературы эпохи символизма.

События поэмы разворачиваются в революционном Петербурге зимой 1917–1918 гг. При этом сам город в произведении является олицетворением всей России.

Главные герои

Отряд из двенадцати – красногвардейцы.

Ванька – бывший красногвардеец, ставший солдатом.

Катька – гулящая девка, была убита Петрухой во время перестрелки.

Петруха – один из отряда двенадцати, любил Катьку, но убил ее.

1

«Черный вечер. Белый снег. Ветер» . Метель и гололедица, прохожие «не стоят на ногах» , перемещаться очень тяжело. Между зданиями протянут канат с плакатом: «Вся власть Учредительному Собранию!» .

Проходящая мимо старушка «убивается – плачет» . Она не понимает, зачем нужно было «такой огромный лоскут» пускать на плакат, ведь из него можно было бы сделать портянки стольким «раздетым, разутым» ребятам. Старушка возмущается, что «большевики загонят в гроб» .

На улице встречается и «буржуй» , который от холода прячет нос в воротник, и писатель, скандирующий о том, что погибла Россия. Мимо сугроба, «сторонкой» , проходит «невеселый товарищ поп» , а раньше ходил брюхом вперед и оно «крестом сияло» на народ. Барыня, жалуясь другой о том, что ей пришлось много плакать, поскальзывается и падает.

«Ветер веселый
И зол, и рад.
Крутит подолы,
Прохожих косит».

Ветер «рвет, мнет и носит» плакат. Издалека доносятся слова проституток, которые именно в этом здании обсудили и постановили, сколько с кого брать за время и за ночь.

Поздний вечер, на улице пусто, только «один бродяга сутулится» и ветер свищет.

2

«Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек» с винтовками. Автор отмечает, что им «на спину б надо бубновый туз» – знак, отличающий ссыльных каторжан.

В это время в кабаке с Катькой сидит «сукин сын, буржуй» Ванька, который раньше был тоже революционером, но теперь стал солдатом.

Шагая вперед, двенадцать человек держат революционный шаг, помнят, что «не дремлет враг» .

«Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем‑ка пулей в Святую Русь [тесть, в «старую» Русь] –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!»

3

Отряд из двенадцати исполняет песню. В ней идет речь о том, как «наши ребята» пошли служить в Красную гвардию. «Служить – буйну голову сложить!».

В рваных «пальтишках» и с австрийскими ружьями они готовы «на горе всем буржуям» раздуть «мировой пожар в крови» , заручаясь помощью у высших сил: «Господи, благослови!» .

4

Метель. Ванька с Катькой спешат, едут «на оглобельках» экипажа «лихача» . Ванька в солдатской шинели, с черными усами, плечист. Он обнимает Катю, «заговаривает» , называя ее «толстоморденькой» .

5

Ванька напоминает Кате о ее прошлом. У нее на шее не зажил еще шрам от ножа, свежа и «царапина» под грудью. Напоминает ей, как она ходила в кружевном белье и «блудила с офицерами» . Один из тех офицеров «не ушел от ножа» – она его убила.

«Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала,
С юнкерьем гулять ходила –
С солдатьем теперь пошла?».

И просит ее «согрешить» с ним – «будет легче для души» .

6

Экипаж, на котором едут Ванька с Катькой, сталкивается с двенадцатью. Красноармейцы налетают на Ваньку. Начинают стрелять, крича: «будешь знать, как с девочкой чужой гулять» . Ваньке и лихачу удается сбежать. Катька же умирает в перестрелке – ее убил Петруха. Девушку так и бросают: «лежи ты, падаль, на снегу» .

7

Двенадцать продвигаются дальше. Только у убийцы, Петрухи, «не видать совсем лица» . Он жалеет о смерти Катьки, так как он ее любил – «ночки черные, хмельные с этой девкой проводил» . Товарищи говорят ему, чтобы он перестал «выворачивать душу наизнанку» , он же не «баба» , и держал над собой контроль: «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой!» .

Он опять веселеет – двенадцать идут «позабавиться» .

«Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!»

8

Красноармеец убивает «буржуя» ножичком «за зазнобушку, чернобровушку…» и молится за упокой ее души. Но после кровавой сцены убийце «скучно» .

9

На перекрестке стоит «голодный и безмолвный буржуй» , упрятав в воротник нос, возле него – «паршивый пес» с поджатым хвостом.

«И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним [буржуем], поджавши хвост».

10

Разыгралась вьюга – за четыре шага ничего не видно. Товарищи спрашивают у Петьки, который постоянно обращается к Богу: от чего же спасал его «золотой иконостас» ? Они называют Петьку «бессознательным» , ведь у него уже все равно «руки в крови» , а значит, Бог не поможет. И напоминают, что нужно держать революционный шаг – «близок враг неугомонный» .

11

«…И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…»

В глаза ветром «бьется красный флаг» . Все ожидают, что скоро «проснется лютый враг» . Вьюга «пылит им в очи» , но рабочий народ движется вперед.

12

Двенадцать замечают, что впереди кто-то машет красным флагом. Они обращаются к идущему, но никто не отвечает.

За двенадцатью ковыляет «нищий пес голодный» . Идущие пытаются прогнать штыком то ли пса, то ли «старый мир» . Но «волк голодный» , «пес безродный» скалит зубы и не отстает.

Революционеры приказывают идущему впереди с красным флагом выйти, не прятаться за сугроб, иначе они будут стрелять. Раздаются выстрелы. Но «только вьюга долгим смехом заливается в снегах» .

Двенадцать продолжают идти «державным шагом» . Позади них – голодный пес.

«Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим»
«В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос»

Заключение

В поэме «Двенадцать» Блок противопоставляет отряд из двенадцати красногвардейцев другим, встречающимся на улицах города персонажам – старушке, буржую, барыне, товарищу попу и остальным. Они являются частью «старого мира» . Отряд из двенадцати – представители «нового мира» , за которыми плетется, скаля зубы, «старый мир» в образе пса. Фигура Христа в поэме неоднозначна – даже сам Блок не мог до конца объяснить сложную символику этого образа.

Пересказ «12» будет интересен школьникам и студентам при подготовке к проверочным работам, а также всем, кто любит творчество Блока и русскую литературу XIX века.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 995.

Последние материалы раздела:

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...