Что можно вообразить и нарисовать. Как развить воображение у взрослых

В предыдущих уроках серии мы узнали, как «приручить» карандаш и освоили координацию рук и глаз. Надеюсь, у вас было достаточно времени, чтобы испробовать эти уроки на практике! Сегодня я представляю серию упражнений, которые, по сути, являются продолжением темы, и для некоторых из вас это может быть началом «настоящего рисования» - создания предметов вместо их срисовывания.

Я объяснила философию и механизм рисования из воображения в другом уроке, поэтому перейдем сразу к сути. Прежде чем начать выполнять этот урок, убедитесь, что вы прочитали статью и практиковали предыдущие упражнения достаточно долго!

Что изучать

Прежде чем начать упражнения, давайте определимся с нашей целью. Прочитайте, пожалуйста, комментарий, добавленный к одному из моих уроков, а именно к уроку со 2 стадией:

«Я не умею рисовать. Я, правда, не умею, но эти упражнения для меня легки. Я могу нарисовать 10 линий одной длины и точки на определенном расстоянии, и я не могу представить кого-либо, для кого это будет сложно».

Очень интересно, не так ли? Он не умеет рисовать, но на самом деле он умеет. Проблема здесь кроется в определении. Мы уже разделили умение рисовать на 4 стадии, представленные здесь в упрощенном виде:

  1. Рисование - создание границ.
  2. Рисование - контроль границ.
  3. Рисование - создание границ, напоминающих реальные предметы.
  4. Рисование - создание границ, напоминающих реальные предметы нереальным образом.

Все эти стадии касаются умения рисовать, однако, каждая из них основана на совершенно разном наборе способностей. Два человека, которые говорят «Я не умею рисовать» думают о двух разных вещах, и, возможно, им понадобятся разные упражнения, чтобы справиться с проблемой.

Первые две стадии - технические. Они не касаются воображения или креативности, они касаются непосредственно действия - рисования. Другие две стадии включают в себя творческую часть - вы используете техническую способность рисовать, чтобы передать картинки, возникающие в вашем сознании. Люди передают свои идеи разными способами, например, при помощи музыки или поэзии, но если ваши идеи касаются зрительного восприятия, рисование кажется наиболее подходящим способом для их передачи.

Однако даже освоение технических способностей не гарантирует, что вы сможете рисовать то, что вы хотите. На этом месте техническая часть способности рисовать заканчивается, ибо рисование по воображению не касается исключительно технического умения что-то делать, а скорее относится к пониманию того, что вам следует делать.

Если вы можете срисовать что угодно с картинки или фотографии идеально и точно, но не можете рисовать по воображению, это не значит, что вы не умеете рисовать - на самом деле, вы очень хороши в рисовании! Проблема заключается в том, что вы пытаетесь нарисовать. В случае с картинкой вы точно знаете, что это, и все-все линии находятся прямо у вас перед глазами. Но с воображением так не выйдет! Вы можете «видеть» лицо своего друга очень четко в своей голове, но если я спрошу вас цвет его глаз - вы потеряетесь.

Исходя из этого, мы можем заключить, что рисование из воображения касается не столько рисования, сколько знания вещей, которые вы хотите нарисовать. Вы знаете, как готовить, но вам нужны рецепты, чтобы приготовить что-либо. Со временем вы сможете создавать свои собственные рецепты, но для начала вам необходимо узнать, как они выглядят!

И, последнее предупреждение: в этих упражнениях предполагается, что у вас нет проблем с точным копированием с источника. Если это не так, вернитесь к предыдущей части, или, если это слишком скучно, практикуйтесь в копировании с источника, пока это у вас не будет получаться с легкостью. Иначе, для вас это покажется слишком сложным, как, например, использовать рецепты, не зная, как включить духовку!

Как научиться

Этот урок будет отличаться от предыдущих. Вы больше не новичок, поэтому вы должны уметь работать более независимо. Также, эти упражнения имеют иную структуру, чем «делайте это, пока не станет скучным». Вот как долго вы должны делать данные упражнения:

  • 1: Пока вы не поймете концепцию
  • 2, 3, 4: Пока вы не сможете рисовать формы без больших усилий и очевидных ошибок (очевидные ошибки - это ошибки, которые вы видите сразу после того, как их сделаете)
  • 5: Пока вы не выработаете набор линий, который вы сможете воссоздать легко и без усилий
  • 6: Пока вы не будете укладываться во временные ограничения
  • 7 : Пока вы не найдете набор форм, который вы сможете воссоздать легко и без усилий
  • 8: Пока в уроке для вас не останется ничего удивительного (долгосрочное упражнение)
  • 9: Пока вы не разовьете навык до автоматизма (долгосрочное упражнение)
  • 10: Пока вы не сможете нарисовать предмет точно, не видя никаких источников долгое время (долгосрочное упражнение)

Я буду часто говорить вам вернуться к предыдущему упражнению, если что-то не получается так, как должно. Пусть вас это не расстраивает. Несомненно, было бы здорово, если бы все прошло гладко, но лучше видеть ошибки и исправлять их, чем не знать, почему рисунок выглядит плохо, и претворяться, что это не так. Структура этого урока иерархическая, а это значит, что неисправленная ошибка из одного упражнения будет преследовать вас в следующем. Не позвольте этому случиться!

1. Поймите концепцию глубины

Даже от одного слова «перспектива» по коже бегут мурашки. На ум приходит архитектура и куча аккуратно вымеренных линий. Однако, это не то, что значит перспектива. Перспектива позволяет нам представить , как объект, который мы наблюдаем, будет выглядеть, если его повернуть или переместить. Отсюда следует, что этого нельзя избежать, если вы хотите рисовать по воображению!

Когда вы срисовываете с картинки, вам не нужно думать о перспективе. Все, что вам нужно, уже есть на картинке. Но если вы попытаетесь рисовать из воображения, становится невыносимо трудно нарисовать какую-либо позу верно помимо изначальной позы. Талантливые люди обычно останавливаются здесь, и оттачивают умение рисовать эту единственную позу, потому что лишь ее одну они могут нарисовать. И они даже не представляют, что они могут научиться рисовать то, что они не умеют!

Рисование только одной позы похоже на добавление одного и того же соуса ко всем блюдам. Не важно, насколько соус универсальный и вкусный, со временем он станет обыденным, и даже самые интересные ингредиенты не сделают ваши блюда восхитительными. Также, существует разница между добавлением соуса потому, что он подходит к блюду, и добавлением его везде и всюду, потому, что вы не знаете, как использовать другие соусы.

Сейчас есть два пути, по которым вы можете пойти. Я написала две статьи о перспективе - теоретическая и практическая . Вам следует прочитать хотя бы первую, но если она покажется вам слишком запутанной, попробуйте другой путь. Сделайте свой собственный анализ - возьмите маленькую коробку и подвигайте ее перед глазами. Посмотрите, что произойдет, если вы подвинете ее вверх, вниз, в стороны, вперед и назад, и если вы ее повернете. Постарайтесь найти в этом некую закономерность, и сделайте пометки для дальнейшей работы.

2. Узнайте ингредиенты

В предыдущих частях вы практиковались с линиями, но проблема в том, что их очень легко использовать, но очень трудно запомнить . Это делает их бесполезными, когда приходит время рисовать по воображению - они имеют слишком много форм.

Чтобы легче запомнить, нам нужно разделить все эти формы на несколько простых блоков. Это как писать: неграмотный человек может скопировать все строки вместе со стилем букв, в то время как грамотный человек будет копировать буквы - не строки, а, скорее, их идею.

В этом упражнении вы научитесь буквам рисования. Понять это очень и очень важно. На самом деле, существует шанс того, что если вы поймете его, остальные упражнения будут для вас практически очевидными. Будьте крайне внимательны при выполнении упражнения и помните: если вы в любой момент заметите, что вы недостаточно контролируете ситуацию (например, овал не выглядит так, как вам хотелось бы), отвлекитесь от упражнения и ненадолго займитесь практикой точности.

Используя правила создания глубины, практикуйтесь в рисовании форм. Они не должны быть на 100% точными в отношении перспективы; все, что вам нужно - это верно определенные стороны. Вы должны суметь определить, где перед, зад, верх, низ и боковые стороны, какие из них видимы, а какие нет.

Вам не нужно быть излишне точным при рисовании фигуры, но постарайтесь держать линии чистыми, насколько это возможно, без использования ластика. Рисование слишком большого количества линий указывает на неуверенность, и, возможно, на недостаток способностей. Если вы заметите, что ваши линии перекрываются слишком сильно, вернитесь к предыдущим упражнениям.

Шаг 1. Эллипсоид

Эта форма похожа на сферу, но вместо круга в поперечном сечении у нее эллипс. Фигура хорошо подходит для основы тела живых существ.

Шаг 2. Цилиндр

Цилиндр похож на 3D форму линии - линии с добавлением объема. Он идеален для построения конечностей.

Шаг 3. Коробка

Несмотря на то, что коробки не кажутся такими уж органичными, для них найдется место среди частей тела, например, в бедрах животных.

3. Модифицируйте буквы

Было бы здорово, если бы все, что было бы нам необходимо для построения чего угодно, ограничивалось этими тремя буквами, не правда ли? Плохая новость - этого не достаточно; хорошая новость - остальные нужные нам «буквы» могут быть созданы на основе этих трех.

В этом упражнении позвольте себе повеселиться с тремя основными буквами. Представляйте их, как материальные формы, добавляйте к ним что-то. Сжимайте, растягивайте, сгибайте…Суть в том, чтобы понимать их перспективу, что бы вы с ними не делали. Скажу вновь, если это слишком сложно, вернитесь к практике перспективы. Не ругайте себя, будьте спокойны - торопиться некуда!

4. Рисуйте простые структуры по воображению

Пришло время рисовать по воображению! Не драконов, еще нет. Посмотрите, сможете ли вы представить простую структуру, построенную из всех форм, которые вы отрабатывали ранее. Затем нарисуйте их, но не единожды. Поверните их в своем воображении и нарисуйте снова. Убедитесь, что ваши формы не меняются, что это не просто удачное совпадение. Вам не следует основывать свои способности на удаче!

Начните с простых конструкций, затем стройте более и более сложные.

5. Найдите ритм объекта

Начиная с этой минуты, мы будем более специфичны. Выберите тему, которая вам интересна. Помните: вы не научитесь рисовать, скажем, животных, сделав одно упражнение. Орел похож на скорпиона не более, чем на стул - название «животное», которое делят орел и скорпион не делают их одним и тем же. Некоторые группы животных, несомненно, похожи, но это может быть обманчиво. Львы и волки идентичны, но если их можно было бы нарисовать одним и тем же способом, они бы не были разными животными!

Поэтому, будьте специфичны. Если вы хотите рисовать животных, вы можете выбрать льва. Его анатомию легко понять, есть много фотографий львов в интернете, а еще они разделяют несколько качеств с большинством животных, которых вы можете захотеть нарисовать, как, например, волки или даже лошади. И если вы хотите рисовать драконов, львы - все еще хороший выбор, если вы, конечно, представляете драконов более похожих на динозавров, чем на ящериц.

Шаг 1

Соберите несколько источников (картинок, фото) с выбранным животным в разных позах. В случае со львом лучше выбрать львицу или молодого льва, так как грива зачастую скрывает важные анатомические детали.

Мой любимый способ сбора источников - использование Google Картинки. Чтобы получить точный результат, постарайтесь быть специфичны в своем запросе:«львица идет/бежит/охотится/играет» лучше, чем просто «львица». Предупреждение: будьте внимательны, Google не всегда прав насчет того, что пометили «лев».

Шаг 2

Посмотрите на все картинки, и постарайтесь найти некий общий ритм. Например, эти позы сильно различаются между собой, находятся в разных перспективах, но у них у всех есть что-то общее. Найдите эти элементы и набросайте их, используя настолько мало линий, насколько возможно. Рисовать эти линии нужно просто - никаких деталей, никаких корректив. Вы должны нарисовать их быстро, по крайней мере, когда вы их уже отработаете. Эти рисунки делайте небольшими - так будет легче сохранить правильные пропорции.

Если это вам кажется слишком сложным, возможно вам будет полезно взглянуть на скелет животного и попытаться представить его в живом теле. Помните: ваши наброски не должны выглядеть, как мои. Они должны быть результатом вашего анализа и понимания, а попытки копирования меня только усложнят для вас задачу в будущем.

Вам не обязательно рисовать прямо на картинках, это лишь иллюстрация того, что вы должны видеть, смотря на них

6. Практикуйте ритм

Шаг 1

Время протестировать ваши «линии ритма». Нарисовать их должно быть легко, и они должны построить целый силуэт очень минималистично. Чтобы проверить, так ли это, воспользуйтесь этим онлайн-создателем слайд-шоу . Используйте тот же запрос, что и ранее, отрегулируйте опции поиска, если необходимо (если вы не хотите сюрпризов, вам лучше выбрать Strict SafeSearch (Безопасный поиск)), и когда слайд-шоу начнется, нажмите «very slow» (очень медленно).

Вы также можете использовать любую галерею на deviantArt для этой цели, если вы предпочитаете особую подборку картинок.

Шаг 2

На старт, внимание, марш! Рисуйте линии с текущего слайда так быстро, как можете. Не волнуйтесь, если сначала вы не успеваете, ваша цель в данном случае - подстроить линии ритма, разработанные вами под нужную скорость. По ходу дела упрощайте их, и воспринимайте это, как вызов, а не как соревнование.

Однако если вы чувствуете, что вы действительно не можете сделать это, замедлитесь. Остановите картинку, нарисуйте ее так быстро, как можете, а затем переключитесь на следующую картинку вручную. Нарисуйте несколько картинок таким образом, затем попробуйте продолжить с таймером. Если времени для вас все еще недостаточно, вернитесь к предыдущему упражнению - может, есть ритм, который вам нравится больше?

Пропускайте неточные слайды, и если какая-то картинка приковывает ваше внимание (если это интересная поза), вы также можете поставить презентацию на паузу, чтобы поработать над ней подольше. Однако не злоупотребляйте этой функцией!

Шаг 3

Когда у вас уже полностью получается, и вы набрасываете каждую картинку за секунды, вы можете приступить к рисованию по воображению. Лучше всего выполнять это упражнение сразу после предыдущего - ваша рука и ваш разум будут достаточно разогреты и сфокусированы на нужной теме.

Нарисуйте несколько поз по памяти и несколько по воображению. Не ограничивайте себя простыми позами, доходите до безумств! Это просто для вас? Отлично! Вы можете продолжить. Если нет - вернитесь к Шагу 1. На этот раз вы можете выбрать другой запрос, например, если вы использовали «львица бежит», на этот раз введите «львица сидит». Чем больше разных поз вы нарисуете, тем сильнее они отпечатаются у вас в голове.

7. Найдите рецепт

Как только вы сможете рисовать любую позу из воображения за секунды, чисто и без использования ластика, вы готовы к созданию рецепта тела.

Шаг 1

Вновь займитесь поиском источников для вашей темы, но на этот раз будьте более избирательны. Выберите только несколько из них, но каждая их этих картинок должна показывать позу так, как другие не могут. Постарайтесь найти одну для вида сбоку, одну для вида спереди, и, по желанию, по одной для вида сзади и сверху.

Шаг 2

Распечатайте картинки с пониженной непрозрачностью. Вы можете сделать это при помощи Photoshop или любого другого приложения для работы с графикой, или же отрегулировать непрозрачность в настройках принтера. Можете использовать черно-белые картинки.

Шаг 3

Посмотрите на эти картинки, и сравните их с диаграммой мышц льва . Представьте тело, заполненное простыми формами, которые мы отрабатывали ранее. Как бы вы могли построить что-то, напоминающее тело из наименьшего возможного количества таких форм?

Используйте ваш карандаш или шариковую ручку, чтобы рисовать формы прямо на картинках. Сделайте их одинаковыми для всех картинок - это 3D формы, и они должны быть построены согласно перспективе поз. Сделайте эти рисунки настолько точными, насколько возможно, не используя слишком большого количества форм.

Если ваши наброски стали грязными, распечатайте лист с картинками еще раз. Не торопитесь, так как это очень важный шаг!

Подсказка: если у вас получится очень реалистичная фигура животного, включите ее в свой анализ. Нет ничего лучше 3D-модели, когда дело доходит до понимания формы чего-либо!

Помните, это должен быть ваш анализ - не копируйте меня!

Это упражнение поможет вам понять, что даже конечности не плоские, и они могут выглядеть не так, как вы ожидаете в некоторых видах.

Шаг 4

Вернитесь к своим наброскам из упражнения 6. Используйте ваши «схемы тела» в качестве источника, и положите 3D-формы на «скелеты». Когда вы приступите к этому заданию, не бойтесь модифицировать и упрощать структуру. Ваша схема должна позволять вам быстро создать ощущение реалистичного животного, не оставляя много воображению, но также и без излишней детализации.

Шаг 5

Вновь воспользуйтесь слайд-шоу по собственному выбору и начните набрасывать, на этот раз используя и ритм, и тело. На этом этапе это должно быть легко для вас! Если это не так, убедитесь, что в ваших телах есть все необходимые линии, но не линией больше. Ищите пути сокращения количества линий, посмотрите, какие линии могут быть соединены в одну, и какие вы можете пропустить.

8. Добавьте специи

Это упражнение самое медленное, без четкой конечной точки. Ваша цель здесь - показать тщательный анализ деталей. Нарисуйте глаза, нос, уши, бакенбарды, рот, зубы; проанализируйте складки шерсти, части костей, видимые через кожу, направление роста шерсти на всем теле. Используйте картинки хорошего качества для этого упражнения, и никогда не останавливайтесь на одной.

У деталей тоже есть свои способы сокращения, но в этот раз вам нужно быть более осторожными при их создании. Любая ошибка в пропорциях будет сильно заметна, поэтому иногда лучше оставить набросок незаконченным, чем дополнять его неверно понятыми деталями.

9. Практикуйтесь, практикуйтесь, практикуйтесь!

После того, как все эти упражнения станут предсказуемыми и скучными, вы можете начать упражнение, которое должно отпечатать эти знания в вашей голове надолго. На этом этапе это должно быть достаточно легко сделать, а если это не так, что ж, вы знаете, что делать.

Включите хорошую музыку или аудиокнигу, или что угодно, что вам нравится слушать, когда вы делаете что-либо, особо не задумываясь. Используйте огромный набор источников и набрасывайте их все, один за другим, быстро и эффективно. Ваша работа на день будет завершена, когда вы поймете, что думаете о чем-то другом, и делаете наброски автоматически, что наброски начинают получаться без каких-либо осознанных усилий с вашей стороны.

10. Протестируйте знания

Проблема с памятью заключается в том, что информация, которая не используется, быстро забывается. Рисовать невероятные вещи после целого дня практики, а через несколько дней вернуться к уровню дошкольника в порядке вещей.

Чтобы убедиться, что информация сохранится у вас в голове, вам нужно убедить свое сознание, что она вам действительно необходима. А чтобы сделать это, использовать информацию необходимо регулярно. Каждая осознанная попытка вспомнить работу освежает информацию. Представьте, будто между вашей памятью и вашим сознанием есть дорога, и чем чаще вы по ней ходите, тем больше она подходит для прогулок. Но как только вы перестанете ходить по этой дороге, она исчезнет под травой и сорняками.

Эти упражнения полностью о рисовании по воображению. Если вы практиковались с рисованием львов, теперь рисуйте их без каких-либо картинок. Используйте все позы, которые приходят вам в голову: как львы охотятся, прыгают, крадутся, лежат лапами кверху…Убедитесь, что вы не угадываете, что вы берете всю необходимую информацию из своей памяти. Чем чаще вы будете это делать, тем легче будет получить доступ к этой информации в будущем.

И если вы вдруг поймете, что вам приходится угадать что-либо, потому что вы это забыли, или не научились этому вовсе, пожалуйста, воспользуйтесь картинкой, чтобы этому научиться. Это не будет мошенничеством - обучение есть постоянный процесс, и умение рисовать льва по воображению вовсе не означает, что ни одна из поз никогда не будет для вас проблемой. Хотя, со временем, таких проблем будет меньше, если вы действительно будете фокусироваться на теме.

Что теперь?

Я часто вижу, как люди жалуются, что они не могут рисовать по воображению. Я уверена, что после того, как вы выполните эти требующие времени упражнения, вы поймете всю абсурдность, скрытую в этих словах. Рисование по воображению - это не способность, которую вы имеете или нет. Это навык, многопространственный навык. Вы можете научиться рисовать львов по воображению, а волки все так же могут остаться для вас загадкой.

Вам необходимо решить, что вы хотите уметь рисовать по воображению. Каждая тема займет немало вашего времени и сил, и все, чему вы научитесь, потребует от вас практики, дабы сохранить навыки в хорошем виде, поэтому, выбирайте мудро. Научиться всему совершенно не обязательно!

И у меня для вас есть еще одно задание. Когда вы услышите, как кто-то говорит «Я не могу рисовать по воображению; я знаю, как выглядит лев, но когда я пытаюсь его нарисовать, он выглядит ужасно», объясните им, почему так выходит. Если вы знаете, каково блюдо на вкус, это вовсе не значит, что вы сможете приготовить его без рецепта! Если вы действительно хотите научиться, покажите им, как. Вместе мы сможем избавиться от опасного мифа!

Фантазировать не только приятно, но ещё и полезно, так что воображение можно и даже нужно развивать. Но как это делать?

Итак, как развить свою фантазию? Полезные советы:

  1. Каждый из нас смотрит телевизор, но делать это можно с пользой для воображения. Так, включите фильм или мультфильм, но отключите звук. Следите за происходящим на экране и пробуйте мысленно озвучивать главных героев, представляя, что они могли бы сказать. Придумайте сюжет, подумайте, какой могла бы быть интонация персонажей.
  2. Если вы недавно видели какой-то фильм или спектакль, то можно поставить себя на место одного из героев, подумать, как поступили бы вы в той или иной ситуации. Также попробуйте придумать другой финал или даже нафантазировать ещё одного героя.
  3. Если у вас возникли трудности, извлеките из них максимум пользы. Даже если вы нашли вариант решения, представьте, как могла бы развиться ситуация по-другому. Придумайте ещё несколько способов решения проблемы, причём необязательно возможных и реальных. Например, можно вообразить, что у вас есть какие-то уникальные способности, которые могут помочь вам.
  4. Мечтайте! Да-да, мечтать должен каждый, это помогает не только развивать воображение, но и стремиться к осуществлению задуманного. Например, если вы мечтаете о собственном доме, то представьте место, в котором он будет располагаться. Это может быть даже берег моря или остров. Продумайте до мелочей интерьер жилища, его фасад. Мысленно расставьте мебель, пофантазируйте о том, как вы живёте в новом доме.
  5. Если у вас есть ребёнок, то можно подключить и его. Вместе придумывайте сказки. Попросите малыша придумать одного персонажа, а вы придумайте другого. Вместе поразмышляйте о том, чем занимаются герои, как они живут. Затем нафантазируйте какое-то удивительное событие, которое изменит жизнь персонажей и ход сказки. Продумайте, как будут вести себя герои, чем всё в итоге закончится.
  6. Если вы ездите в общественном транспорте, то рассматривайте людей. Но делайте это ненавязчиво, иначе ваше поведение вызовет подозрения. Просто взгляните на человека один раз, зафиксируйте в памяти его образ и придумайте его жизнь, судьбу. Представьте, кем бы он мог работать, опишите всех его членов семьи, его родных, хобби и так далее.
  7. Развить воображение поможет простой приём под названием «Пять точек». На листе в хаотичном порядке поставьте пять точек. Теперь соедините их таким образом, чтобы у вас получился какой-то рисунок. Затем вновь поставьте пять точек и соедините их другим способом. Сделайте несколько рисунков, дополните каждый, чтобы получились композиции.
  8. Помочь тренировать и развивать фантазию художнику поможет рисование различных процессов и явлений. Например, попробуйте нарисовать свои мысли, утро в космосе, ночь на другой планете, какое-нибудь несуществующее мифическое существо. Изображения могут быть абстрактными, это только приветствуется. Непременно добавляйте краски, причём самые разные, яркие.
  9. Можно попробовать придумывать «фанфики», как фанаты известных фильмов и сериалов. Вообще, «фанфик» — это предыстория, иной вариант или продолжение ранее придуманной кем-то истории. Если у вас есть любимый фильм, то подумайте, с чего всё могло начаться, как всё могло закончиться иначе, как всё могло бы продолжиться после финала.
  10. Разносторонне развивать личность и тренировать фантазию помогут книги, причём непременно без картинок. Читайте, мысленно описывайте героев, их мимику, мысли, окружающие их предметы.
  11. Попробуйте иногда менять руку. За каждую руку отвечает определённое полушарие (за правую – левое, а за левую – правое). И если задействовать обе, то работать будут сразу два полушария, что, конечно, поможет мыслить творчески.
  12. Поиграйте в увлекательную и интересную игру «А что, если». Просто представляйте разные необычные явления. Например, подумайте, что будет, если человек сможет летать, если люди не будут спать, если животные начнут разговаривать, если небо стает розовым, если начнут продавать новые мозги и так далее. И чем более неожиданными и порой даже сумасшедшими будут ваши мысли, тем активнее будет работать воображение.
  13. Поможет развивать фантазию творчество, причём любое. Можно рисовать, сочинять стихи или песни, разрабатывать новые фасоны одежды, создавать мыло, шить или вышивать, вязать и так далее.
  14. Попробуйте придумывать необычные названия для самых обычных предметов. Например, вилка могла бы называться «едонатыкалка», а ложка «вротложилка». В общем, думайте, ассоциируйте вещи с какими-то действиями, и из этих действий составляйте необычные слова. Это не только весело, но ещё и полезно.
  15. Не дарите своим друзьям и близким банальные подарки, придумывайте приятные и необычные сюрпризы. Например, если друг занимается бизнесом, то преподнесите ему «Копилку идей». Пусть это будет обычная банка. Сложите в неё записки с полезными советами, которые, по вашему мнению, могли бы помочь увеличить доход. Если мама – продавец, то преподнесите ей мягкое сиденье для стула с «двигателем продаж», роль которых могут играть пружины. В общем, фантазируйте и мыслите креативно, чтобы не только развивать воображение, но и радовать близких.
  16. Рассматривайте облака и думайте о том, на что похоже каждое из них. Всматривайтесь в очертания, не думайте о реальном, мыслите абстрактно и подключайте воображение. Например, в круглом облаке можно рассмотреть лицо или морду какого-то животного.
  17. Можно ставить на листе бумаги кляксы и думать, на что они похожи.
  18. Попробуйте гадать на воске, это очень увлекательно! Возьмите блюдце, наполните его водой. Подготовьте свечу, подожгите её и капайте плавящийся воск в воду. В образующихся застывающих фигурах пытайтесь рассмотреть предметы или даже события.
  19. Больше общайтесь с интересными и творческими людьми, это интересно и полезно. Обсуждайте их идеи, просите рассказать о мыслях, интересуйтесь мнением.
  20. Ищите вдохновение. Его источником могут быть путешествия, новые впечатления, какое-то интересное хобби и так далее.
  21. Ищите необычные решения проблем. Например, если у вас что-то сломалось, попробуйте провести мини-ремонт, используя подручные материалы, или же вовсе заменить вещь другой.
  22. Занимайтесь визуализацией. Например, если вы к чему-то стремитесь, то чётко представьте, что это уже произошло. Так, если вы разрабатываете проект, продумайте, какой будет его презентация, как вы будете выступать, как ваши идеи одобрят.

Пусть советы помогут вам научиться использовать воображение и мыслить креативно!

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Большинство существующих образовательных программ ориентированно на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок и так уже умеет делать.

Однако умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.

Потребность в целенаправленном формировании логического мышления в процессе изучения конкретных образовательных дисциплин уже осознаётся психологами и педагогами.

Проблема состоит в том, что учащимся для полноценного усвоения материала требуются навыки логического анализа . Учителя начальной школы в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления.

Одним из видов такой деятельности, где развиваются элементы логического и творческого мышления, является рисование .

В процессе рисования происходит развитие человека его познавательных процессов, в процессе рисования с натуры происходит собственное ощущение и раскрытие таких понятий как цвет, объем, пространство и т.д.

На занятиях рисования с натуры ученик не должен лукавить, выдумывать, сочинять он должен откликаться своими переживаниями на то, что его волнует в данной натуре, но выражать это в своем рисунке грамотно.

Развивающееся пространственное и образное мышление во время работы с натуры заставляет человека по-новому видеть и воспринимать окружающий мир, по-новому его отображать в своих рисунках.

Методика преподавания рисования в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э.И. Кубышкина, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, композиции и т.д. Впервые за многие годы вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и средней школы.

Уроки рисования являются еще одним эффективным средством развития логического мышления у детей младшего школьного возраста. Уроки изобразительного искусства не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это - основная задача личностно-ориентированного обучения.

Коррекция негативных эмоциональных комплексов через рисование у детей



Имеется еще два довода в пользу терапии через рисунок:

детский рисунок является основным коммуникативным средством ребенка, средством выражения чувств, а также традиционной для детской субкультуры спонтанной психотехникой;

рисование легко совмещается с другими техниками, применяемыми в детской психотерапии.

Эти рассуждения являются базой для разрабатываемой и апробированной в течение 7 лет методики коррекции эмоциональных нарушений у детей 5-9 лет.

В основу методики легли следующие принципы

рисунок рассматривается как сфера совмещения диагностики и коррекции;

рисунок рассматривается как феномен, т.е. комплексно, когда любой отдельный показатель рисунка не может быть однозначно связан с какой-либо отдельной психологической характеристикой ребенка;

любая характеристика рисунка со временем может изменять свое значение для одного и того же ребенка;

рисование обязательно должно сопровождаться беседой терапевта с ребенком о его рисунке;

главный персонаж рисунка является метафорой личности ребенка, а события, происходящие на рисунке - метафорами субъективного восприятия событий, в которые эмоционально вовлечен ребенок;

принцип безопасности: использование метафорического пространства позволяет избежать прямого, грубого воздействия на психику ребенка;

Терапевтическая работа с ребенком через рисунок проводится только с согласия родителей или опекунов; присутствие родителей на сессии крайне желательно не только во избежание недоразумений, но также как своеобразный позитивный «якорь», необходимый при работе с негативными переживаниями;

каждая сессия должна заканчиваться позитивными переживаниями ребенка.

Опыт показал, что применение данной техники эффективно, если:

умственный возраст ребенка не ниже 5-летнего;

ребенку нравится рисовать, т.е. он активно использует визуальные образы.

В противном случае рисование может применяться в диагностических целях, а также в качестве средства перехода к другим техникам.

В этой статье:

Современное общество все больше нуждается в творческих личностях, обладающих способностью подходить нестандартно к решению любых проблем. Основа личности закладывается в дошкольном возрасте. Именно поэтому родителям, желающим научить ребенка нестандартному мышлению, следует подумать об этом заблаговременно. Как говорится – пока не поздно. И те, кто действительно задумался над этим вопросом, даже догадываются, как добиться положительного результата, ведь сами мыслят нешаблонно. Специалисты рекомендуют развивать нестандартное мышление путем развития творческого воображения в рисовании.

Развитие творческого воображения

Развитие творческого воображения детей очень важно потому, что данный психологический процесс является ключевым в творческой деятельности человека. Сегодня вопрос о роли творческого воображения в интеллектуальном развитии детей стоит особенно остро. Причина проста – отсутствие интереса не только к развитию, но и к жизни в целом. Все хотят получать всё и сразу, причем ничего не делая и не отдавая взамен. Вот только о героях русских сказок, которые получают все «по щучьему велению, по моему хотению», следует забыть. Кстати, сказки также влияют на развитие воображения, и их тоже следует подбирать правильно. Но сейчас речь не о них. А о рисовании и том, как через него можно воспитать не просто гармоничную и любознательную личность, но еще и нестандартно мыслящую.

Воображение – это
гарантия результативного усвоения новых знаний и мотиватор самостоятельного совершенствования. Воображение развивается только при наличии желания, необходимости и таланта. Работа воображения – преобразование и обработка данных восприятия и прочих материалов, полученных в прошлом и ставших опытом, в результате чего образуются новые впечатления.

Максимальные возможности для того, чтобы творческое воображение развивалось, предоставляет именно рисование, которое также именуется ИЗО – изобразительная деятельность. И если в школьном учебном учреждении ей отводятся конкретные часы и даже целый предмет, то в дошкольных учреждениях она проходит стихийно, как и любое другое мероприятие, в котором одновременно участвует большое количество маленьких детей. Чтобы получить максимальный эффект от творчества, ребенку следует заниматься в составе небольшой группы либо индивидуально с преподавателем или же регулярно творить шедевры под руководством родителей.

Художественная деятельность в процессе детского развития

Развитие творческого воображения построено на художественной деятельности. Рисунки дошкольников вызывают неподдельный интерес у специалистов всего мира, подвергающих их многочисленным исследованиям. Причем результаты зачастую впечатляют, так как позволяют по самым обычным для кого-то
каракулям рассказать не только о малыше, его чувствах и отношении к той или иной ситуации, но и о его окружении.

Детский рисунок подвергается тщательному изучению. Психологов интересуют аспекты, позволяющие составить психологический портрет ребенка. Искусствоведы пытаются разобраться в истоках происхождения творчества. А педагоги стараются при помощи изобразительного искусства раскрыть самих детей – авторов необычных творений, подыскивая подходящие методики обучения, которые способствовали бы всестороннему развитию маленькой личности.

Что же это за деятельность такая – изобразительная? Что она собой представляет? Какую ценность несет? Как способствует развитию маленького человека и влияет на его будущее? В первую очередь это наиболее доступное средство самовыражения детей. Они рисуют то, что им интересно и то, о чем думают, вкладывая в рисунок себя, свою жизнь и отношение к тем или иным ее моментам.

Кто-то считает рисование забавой, а специалисты утверждают, что это полноценная творческая работа. При этом данный труд одновременно задействует в работе зрительные, двигательные и мускульно-осязаемые анализаторы. Через рисунки взрослые могут лучше изучить ребенка, его задатки и внутренний мир. Все это становится более понятным и открытым. Причина проста: в процессе рисования кроха не только фантазирует, но еще думает, анализирует и сравнивает.

Одни детки рисуют несуществующие предметы и миры, других привлекают обычные домики и цветочки, а кто-то увлекается волшебниками, феями и принцессами. Также дети рисуют не только фантастический мир, но и события реальной жизни, которые имеют влияние на их психику. Рисование, как и игры, помогает детям осваивать окружающий мир и адаптироваться к социальному окружению.

Может ли ребенок самостоятельно добиться успехов в рисовании? Нет. Для этого нужна помощь взрослых, причем регулярная. Только при условии систематического влияния старших у ребенка разовьются все необходимые качества воображения: произвольность, широта, оригинальность и устойчивость.

При этом обозначенное влияние должно быть представлено не контролем и диктовкой правил. Функция воздействия взрослых – обогащение и уточнение восприятия и представлений ребенка об окружающей действительности. Не стоит навязывать «готовые» темы. Творчество любит свободу!

Также задача родителей и преподавателей состоит в знакомстве с действительностью, ее изображением, развитием навыков оперирования образами, чтобы впоследствии на их основе появлялись новые. Кроме того, у детей следует создавать познавательный интерес, который стимулирует развитие творческого воображения. Тогда к началу учебного процесса ребенок будет готов к усвоению большого количества учебного материала, требующего сформированного воображения.

В чем особенность детского воображения?

Воображение дошкольников отличается от воображения взрослых. К его особенностям относятся:

Если верить общественной культуре, то дошкольник не создает ничего принципиально нового. Новизна образов отмечается только самим ребенком, который сравнивает их с наличием подобного опыта в предшествующих работах.

С четырех-пяти лет участие творчества в ИЗО постоянно растет. Особенно явно это проявляется в играх, ручной деятельности, рассказе историй и пересказе сказок/сюжетов мультфильмов. В это же время у детей появляются мечты о будущем. Эмоционально они становятся нестабильны, подвержены событиям и откликам собственной психики на тот или иной момент жизни.

Дошкольники начинают мысленно отрываться от конкретных ситуаций, обретая чувство свободы и независимости. Это невозможно не заметить, и внимательные родители обязательно отметят этот факт. При помощи воображения ребенок учится подниматься над ситуацией и видеть ее со стороны, причем не только глазами других людей, но еще и животных и даже
предметов. Это также развитие творческого мышления, вернее, одна из его ступеней.

Обретение воображением произвольности позволяет дошкольникам учиться создавать замыслы и планировать их достижение. Таким образом, у детей появляется возможность не только фантазировать, но и через воображение познавать окружающий мир, заполняя пробелы в познаниях, объединяя разрозненные впечатления, создавая целостные картинки жизни и мира в целом.

Виды и приемы детского воображения

Воображением называют возможность создать нечто новое в форме образа или идеи, представленной в собственном мире иллюзий. Чтобы понять развитие воображения, необходимо узнать о его видах. Так, воображение бывает активным (воссоздающим и творческим) и пассивным (непреднамеренным и преднамеренным).

Посредством активного воображения дети влияют на изменение окружающей действительности. При пассивном воображении образы не выходят дальше детской головы, но при этом они имеют непосредственное влияние на развитие творческого потенциала крохи.

К приемам воображения относят:

  • агллютинацию – объединение разных по свойствам и характеристикам образов, качеств, свойств;
  • гиперболизацию – уменьшение или увеличение предметов/живых существ/образов;
  • акцентирование или заострение, подчеркивающее какие-либо признаки;
  • типизацию – выделение типичных повторений однородных или однотипных образов;
  • схематизацию – объединение отдельных представлений при сглаживании различий, когда четко выступают схожие черты.

Развитие творческого мышления через рисование

Рисование считается первым шагом к самовыражению, поэтому дети во всем мире проявляют одинаковый интерес к карандашам, фломастерам, мелкам и краскам. Дети не могут выражать
собственные ощущения от поступаемой информации в виде слов, в результате чего рисуют.

В процессе рисования малыши учатся думать, выражать свои мысли на бумаге, раскрывать свой внутренний мир и обогащать его новыми красками-мыслями. Одновременно с этим у детей развивается память, внимание, сосредоточенность, усидчивость и анализаторские способности, когда приходится сравнивать предметы, образы или узоры. То есть рисование ускоряет и улучшает интеллектуальное развитие.

Однако это не все положительные аспекты рисования – так же оно благотворно воздействует на моторику пальчиков, развитие личности и умственное развитие детей, так как включает в себя другие науки (геометрию, математику, зоологию и т.д.), учит самостоятельности, способствует развитию эмоциональной сферы и помогает определять настроение маленького художника соответственно используемым в рисунке цветам.

Если у малыша не получается рисовать – краски расплываются, карандаши выходят за контуры, а линии получаются кривыми, – на помощь должны прийти родители. Первое, что следует сделать,
– успокоить ребенка, второе – помочь. Малыш ни в коем случае не должен утратить интерес к изобразительной деятельности!

К тому же совместная деятельность – это именно то, что поможет сблизиться, создав тесную связь между родителями и их чадом. А еще у малыша появится уверенность в окружающих его людях, а впоследствии – в собственных силах. Ведь если мама с папой безоговорочно верят в его успех, значит, он действительно может его достичь, тем более с такими умелыми взрослыми помощниками!

Не каждый ребенок станет художником, но каждый должен рисовать.

Навыки работы с карандашами и кистями в будущем облегчат процесс обучения и адаптации к школе. Кроме того, рисование успокаивает и поднимает настроение. Главное, чтобы процесс сопровождался только положительными эмоциями и ассоциациями.
Например, родителям ни в коем случае нельзя ругать кроху за грязные руки, вещи или мебель. Все это отстирывается и отмывается, а вот душевное равновесие ребенка восстанавливается не так быстро. Да и негативные воспоминания никуда не деваются. При этом в будущем рисование ассоциируется с недовольством, печалью, оскорблением и обидой. Это ли не повод вообще не рисовать? Еще какой! Поэтому, дорогие родители, делайте выводы и никогда не ругайте малыша за творчество. Это касается также других видов деятельности.

А теперь конкретнее о рисовании. Когда можно начинать рисовать? С того самого момента, как малыш начнет уверенно держать в руках предметы, в том числе карандаши. Начать лучше всего именно с них, так как в этом возрасте кроха еще может позволить себе брать в рот то, что держит в руках. Лучше, чтобы он не насосался краски из фломастеров или акварели. Вряд ли что-либо из этого понравится его желудку.

На чем рисовать? На столе, полу или мольберте. Последний является наиболее востребованным среди детей и родителей, так как позволяет рисовать неограниченное количество раз, подготавливая чистое полотно одним
движением тряпочки. Это главный плюс мольберта, а вот минус состоит в том, что такие рисунки нельзя будет сохранить, сложить в папочку, повесить в рамочку.

Лучший холст – это альбом для рисования. Лучшее место – стол. Так ребенок будет учится не только рисовать, но и правильно сидеть, развивая усидчивость. Например, регулярное рисование на полу может негативно сказаться на осанке, поэтому оно не рекомендуется специалистами. Да и за столом у ребенка все находится под рукой – от альбома до карандашей и ластика. Здесь же может лежать и перекус в виде печенья или яблочка.

Начинать обучение рисованию лучше с трафаретов. Их можно купить или заготовить самостоятельно. Первый способ – нарисовать от руки контуры яблочек, зверей или домиков с машинками. Второй – распечатать такие трафареты, скачав из интернета. После того как кроха научится разукрашивать трафареты, можно усложнить задание, не дорисовывая отдельные части изображаемого предмета или выделяя их пунктиром.

Усложняя рисунки, не стоит забывать предоставлять малышу больше материалов для творчества. Также следует оставлять простор для фантазии. В таком случае она будет развиваться, как и мышление крохи. А ведь это именно то, чего хотелось бы добиться каждому родителю и то, что нужно для творческого воображения. Именно этого мы вам от всей души и желаем!

Хорошее воображение – один из лучших инструментов в мире для достижения успеха! Самые преуспевающие люди, как правило, творческие личности и воображение играет далеко не последнюю роль в их жизни. Представляя что-то, человек быстрее учится это делать. Вы тоже хотите развить свое воображение? Тогда просто перейдите к первому шагу!

Шаги

Часть 1

Развиваем свое воображение

    Мечтайте. Мечтание – это процесс, который помогает строить разные логические связи и вспоминать информацию, не отнимая при этом много времени. Мечтание – далеко не бессмысленная деятельность. На самом деле оно способствует формированию состояния высокой концентрации и увлеченности. Пока вы мечтаете, вам в голову вдруг может прийти совершенно гениальная идея!

    • Старайтесь не отвлекаться на компьютер/видеоигры/Интернет/кино и т.д. Если вы постоянно отвлекаетесь на разные мелочи, мозг не сможет сосредоточиться и воспринимать информацию.
    • Лучшее время для мечтаний – это утро (прямо перед тем, как встать с кровати) и ночь (перед тем, как заснуть). Обычная прогулка без наушников с музыкой и других отвлекающих факторов тоже подходит для мечтаний.
  1. Ищите новые впечатления. Будьте открыты, не бойтесь пробовать новое. Новый опыт может принести кучу эмоций и стать пищей для размышлений и фантазий. Например, посещая занятия по кулинарии, вы уже начинаете мечтать о том, как проведете отпуск, посещая разные кафе и кушая разные деликатесы. Новые впечатления всегда открывают новые возможности и развивают воображение.

    • Конечно, не стоит ехать на другой конец света, чтобы заняться чем-нибудь и набраться опыта. Как раз наоборот! Посмотритесь внимательнее к своему окружению. Вы всегда можете сходить на разные лекции и кружки. Попробуйте найти новое хобби, займитесь садоводством или просто пройдитесь по местам вашего города, в которых вам еще не довелось побывать.
  2. Наблюдайте за людьми. В кафе, метро или на скамейке в парке наблюдайте за людьми, которые проходят мимо. Составляйте рассказы и истории об этих людях, подумайте, что с ними могло случиться в жизни, используйте ваше воображение, проникнитесь к ним сочувствием или искренне порадуйтесь. Быть может, наблюдая за людьми, вы вдруг найдете ответ на давно интересующий вас вопрос.

  3. Занимайтесь искусством. Не имеет значения, каким видом искусства вы решили заняться. Главное, в нем вы должны попробовать выразить себя. Не следуйте шаблонам и стереотипам, делайте так, как вам больше нравится. Например, если вы рисуете, то нарисуйте солнце не желтым, каким мы его привыкли видеть на картинках, а зеленым. Используйте свое воображение, чтобы ваши рисунки получались нестандартными.

    • Вы можете попробовать заняться любым другим видом искусства, например, писать стихи, лепить из глины. Помните, что вы не обязаны быть мастером в этом деле. Суть в том, чтобы развить свое воображение, а не стать художником или скульптором мирового уровня.
  4. Как можно меньше времени уделяйте СМИ. Фильмы, телешоу, Интернет, компьютерные игры – все это очень весело и интересно, но не увлекайтесь, иначе ваш творческий потенциал начнет заметно уменьшаться.

    • В наше время люди, особенно дети, превращаются в потребителей, а не творцов. Они ничего не создают, а только следуют уже придуманным шаблонам.
    • Вам следует контролировать себя. Например, когда вам скучно, постарайтесь не включать компьютер или телевизор. Используйте это свободное время для того, чтобы посидеть в тишине и спокойно о чем-нибудь подумать и помечтать.

Часть 2

Используйте свое воображение
  1. Ищите творческие решения! Как только использование воображения вошло у вас в привычку, вам не составит труда придумать творческие пути выхода из любых ситуаций. Это значит, что хорошее воображение поможет вам выходить за рамки и придумывать новые способы решения любых проблем.

    • Одна из проблем, с которыми часто сталкивается большинство людей – ограниченность. В том смысле, что человек, у которого в меньшей степени развито воображение, сможет придумать меньше решений данного вопроса, сосредотачивая свое внимание только на предложенном предмете (ситуации) и не выходя за рамки. В одном эксперименте людям предложили следующее задание: нужно было коснуться двух противоположных стен веревкой, висевшей под потолком. Единственный дополнительный предмет в комнате – плоскогубцы. Большинство испытуемых не смогли найти решения, которое заключалось в том, чтобы привязать плоскогубцы к веревке (т.е. использовать плоскогубцы в качестве утяжелителя), а зачем раскачать ее, коснувшись противоположных стен.
    • Попрактикуйтесь придумывать необычные решения, походив вокруг вашего дома. Наткнувшись на какие-нибудь препятствия, подумайте, как можно их обойти, придумайте что-нибудь нестандартное. Приглядитесь к разным предметам и попробуйте пофантазировать, что с ними можно сделать и куда их можно применить. У каждой вещи есть набор функций, которые она выполняет, но это не значит, что ее нельзя использовать для чего-нибудь еще!
  2. Не бойтесь провала и неудачи. Иногда ваше воображение не может вам ничем помочь, иногда вы просто не можете его использовать из-за усталости или неумения. Но существует пара трюков, которые помогут разбудить ваше воображение, чтобы вы могли использовать его в любой момент.

    • Спросите себя, как бы вы решили эту проблему, если бы не существовало неверных решений. Подумайте, что бы вы могли предпринять, если бы знали, что при этом не будет никаких последствий.
    • Поразмышляйте, каким был бы ваш первый шаг, если бы вы могли использовать для решения проблемы любые ресурсы, источники и предметы.
    • Что бы вы сделали, если бы смогли попросить совета у любого человека на свете?
    • Отвечая на эти вопросы, вы освобождаете свой ум от любых возможностей провала, что, в свою очередь, открывает вам перспективу на любые пути решения проблемы. Конечно, все получится не сразу, найти творческий подход получится не к любой ситуации, но, следуя этим советам, вы значительно улучшите свое воображение.
  3. Визуализируйте! Используйте свое воображение, чтобы представлять разные ситуации, которые могут случиться в вашей жизни. Например, вы можете представлять, как выигрываете соревнование и получаете награду, в то время как вы всего лишь тренируетесь, чтобы участвовать в этих соревнованиях.

    • Чем точнее и детальнее вы представите себе ту или иную ситуацию, тем больше вероятность того, что обстоятельства сложатся так, чтобы эта ситуация с вами действительно произошла.
  • Можете заняться этим в самолете, поезде, метро или машине (только если вы не за рулем). Просто удобно сядьте, сложите руки и начинайте мечтать.

Предупреждения

  • Мечтание – отличный способ развить воображение и даже поднять себе настроение. Но на работе, при важном разговоре или встрече все же лучше быть сконцентрированным, чем витать в облаках.

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...