Что красота пустой сосуд или. Огонь, мерцающий в сосуде
«Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»
Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения. Именно этому аспекту человеческих взаимоотношений посвящено стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», написанное в 1948 году. В основе этого произведения – увиденная автором сцена из обычной жизни, главной героиней которой является обычная московская девочка. Природа не наделила ее красотой, которой могут похвастаться дети в ее возрасте, и среди своих сверстников «она напоминает лягушонка».
Описывая внешность этой девочки, автор не использует гиперболы, а пытается максимально точно и правдиво передать то, что увидел . А заметить ему удалось довольно много – и то, что у юной особы «рот длинен», а «зубки кривы», ее рыжие локоны в беспорядке рассыпаны по плечам, ее «черты лица остры и некрасивы», а одета незнакомка в «худую рубашонку». Однако совсем не это привлекает в девочке автора. Местные мальчишки, которым родители подарили велосипеды, тут же забывают о своей подружке и самозабвенно «гоняют по двору». Казалось бы, в такой ситуации любая девчонка должна обидеться, спрятав за этим чувством свою зависть. Но героиня стихотворения Николая Заблоцкого совсем иная. Она бегает за своими друзьями по пятам, и «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется». Чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство . Он осознает, что этому ребенку еще не веведомы такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. Счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. В ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.
Однако Николая Заболоцкий понимает, что очень скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей. Причем, именно тех, кого она добровольно впустит в свое сердце, считая самими близкими, надежными и преданными друзьями. Автор с сожалением отмечает, что ему бы очень не хотелось, чтобы однажды героиня его стихотворения вдруг осознала, что «посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка». Поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать . Но даже если это произойдет, автор очень надеется на то, что тот «чистый пламень», который горит в душе этой некрасивой девчушки, «всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень».
Николай Заболоцкий отдает себе отчет в том, что его героине будет очень сложно стать счастливой в этом жестоком и бескомпромиссном мире. Однако он видит, что «младенческая грация души уже сквозит в ее движенье». А раз так, то наверняка в ее окружении найдутся люди, которые смогут оценить эти качества по достоинству. В финале стихотворения автор вновь задается вопросом, что же есть человеческая красота, и что важнее — сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»? Ответ на него поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.
Красота понятие довольно субъективное. В разные эпохи у разных народов существовали свои эталоны красоты, и у каждого из нас свое понятие красоты. Как говорит русская пословица: « На вкус и цвет товарищей нет». Есть красота внешняя: броская, яркая, ее видно и слышно; но есть и другая – внутренняя: скрытая красота, красота души человеческой. По моему мнению, именно эта вторая и является главной, но не каждый может в ней рассмотреть. Фея из феерии Мориса Метерлинка говорит об этом так: «Надо быть смелым, надо уметь различать и то, что не на глазах!.. Странный народ эти Люди!..»
Но как только человек начинает видеть прекрасное в обычном, он становится добрее, терпимее и душевнее, это именно те качества, который так не хватает современному обществу. Хотя видеть прекрасное так легко! Нужно только с самого раннего детства приучать ребенка видеть не просто первый снег, а «... сотни тонн разбитого стекла рассыпали на белых простынях...»; или не просто туман, а «... в этом огромном белом мире, словно разлитое молоко...»; грустную осеннюю пору тоже можно увидеть по-особому красиво «... горят пожаром рощи и сады, леса в кумач и золото одетые...». И так во всем нужно просто быть внимательнее к окружающему.
Так что же такое красота? Сколько бы мы не рассуждали, единого ответа на этот вопрос мы не найдем, а следовательно не сможем объяснить это явление. Но именно поэтому мы можем ответить на вторую часть вопроса. Издревле люди обожествляли то, чему не могли найти объяснения: гром, молнию, извержение вулкана, например. Прошла не одна сотня лет, прежде чем ученые сумели разгадать эти загадки природы. Возможно, пройдет еще несколько сотен лет, и будущие поколения придут к единого определения красоты, а пока нужно учиться видеть прекрасное вокруг себя.
Красота… Какое изящное, дивное слово. Услышав его, каждый представил в воображении что-то своё, прекрасное, невероятное, неповторимое… Так что же такое КРАСОТА, и почему её обожествляют люди?
Красота – это величина вселенского масштаба, она имеет огромное влияние на все сферы жизни. На мой взгляд, красота вселяет гармонию в наши сердца и окрыляет наши души. Касаясь нашего разума, она дарит нам искру вдохновения, благодаря которой рождается истинное искусство. Музыкант, опьянённый красотой, создаёт музыку, которая ласкает слух и будоражит кровь слушателя, заставляя его в упоении посвящать своё сердце волшебной мелодии. Художник, обладая красотой мысленного воображения, рисует картину, даруя всему прекрасному целую вечность. Поэт, выращивая цветы красноречия, пишет стих, обликая величие мысли в нежные аккорды стихов.
Рассматривая особенности красоты, нельзя говорить только об искусстве, ведь она царит во всём, что нас окружает. Мы находим её отражение в природе, в быту и в нас самих.
Любуясь природой, человек невольно осязает натуральную красоту во всём её проявлении, утопая в чувстве восхищения и умиротворения. Данную мысль неоднократно подтверждали великие мыслители.
Поэт Игорь Северянин говорит о природе так:
Я природой живу и дышу,
Вдохновенно и просто пишу,
Растворяясь душой в простоте,
Я живу на земле в красоте.
Писатель Яков Полонский не менее красочно отзывается о природе:
Нет правды без любви к природе,
Любви к природе нет без чувства красоты.
Из этих примеров мы видим, что природа и красота – это слова синонимы. Только истинное великолепие может вызвать в душе поэта такие живописные слова.
Рассуждая о человеческой красоте я хочу рассмотреть понятия «внешняя» и «внутренняя» красота. Человеческое тело – прекрасно, оно всегда было центральным воплощением красоты в искусстве. Философ Артур Шопенгауэр считал: «Красота - это открытое рекомендательное письмо, заранее завоевывающее сердце». Человеческая красота является матерью такого всеобъемлющего и великого чувства как любовь. Когда мы влюбляемся в человека, мы восхищаемся его внешностью. Можно сказать что любовь – это ода красоте. Внутренняя же красота – это более глубокое понятие, это наш духовный мир. В отличие от внешней красоты, внутреннюю мы можем создать сами. Только мы решаем: дать ли цветам прекрасного раскрыться в нашей душе. Внешняя привлекательность это всего лишь оболочка, которая служит украшением богатой духовной культуры. Эту мысль иллюстрирует высказывание Уильяма Шекспира: «Внешняя красота еще драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю. Книга, золотые застежки которой замыкают золотое содержание, приобретает особенное уважение».
Говоря о красоте в повседневной жизни, я хочу уточнить, что именно красота даёт нам силы жить, именно она помогает нам увидеть всё разнообразие человеческого бытия, именно она ставит нам цель существования. Мы все стремимся к красоте, ищем спутника жизни приятной внешности; выбираем работу, которая бы вызывала у нас чувство прекрасного; окружаем себя красивыми вещами, создавая в своём доме уют; наслаждаемся красотой и роскошью общения.
Подытожить всё выше сказанное я хочу стрОками собственного сочинения о красоте:
Она - изысканна, всесильна, совершенна,
Мы для неё - покорные рабы.
И наша жизнь лишь потому бесценна,
Что в красоту мы адски влюблены.
А теперь, уважаемые читатели, задумайтесь, что же для Вас значит КРАСОТА?
Креатив-проект по риторике
2014 г.
Рецензии
Красота - когда ощущаешь прелесть окружающего мира, сосредотачивая внимание под час на каком-то одном элементе, или, в следующий раз, на другом. и не думаешь, не осознаёшь, что созерцаешь её. Просто тебе хорошо, комфортно и появляются мысли, что надо делать нечто доброе, хорошее, чтобы сохранить виденное и создать что-то, что другие очень захотят сохранить.
Красота - желание беречь и созидать всё лучшее в этом мире. Сокрушаться, когда не удается, но всё равно не оставлять усилий пока не добьёшься победы прекрасного, пока красота не восторжествует. Вот это - красота!
Анастасия, всё сказанное тобой интересно, мудро и познавательно. И стихи очень хорошие. Я лишь дополнил своими рассуждениями, которые можно и оспаривать.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №10
с углублённым изучением отдельных предметов
Что такое красота и почему её обожествляют люди?
Выполнила учитель музыки и МХК
МОУ СОШ №10
С углублённым изучением отдельных предметов
Евдокимова М.В.
г.о. Жуковский 2015
«…Что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»
(Н.Заболоцкий)
Что такое красота? Мы часто, увидев что-то, восклицаем: «Прекрасно!» Что же такое красота? О ней много написано, ею восхищались во все времена. Может это привлекательная внешность, может душа, может природа или любовь?
Вот об этом мы часто размышляем с моими учениками на уроках музыки и мировой художественной культуры.
За многовековым «вопрошанием» человечества: «Что есть Прекрасное?», «Как познать Как приобщиться к Красоте?»… - глубокая духовная потребность в Реальности бытия.
Я – УЧИТЕЛЬ с многолетним стажем, на своих уроках мы поём красивые песни, слушаем красивую музыку, смотрим красивые картины, и вообще, говорим о красоте .
Как же почувствовать красоту? Это летучее, хрупкое, но понятное каждому состояние души. Или, может быть, это не состояние души, а состояние окружающего мира?
Мы с ребятами выходим на красоту через произведения искусства.
Я – УЧИТЕЛЬ. А что такое работа учителя?Подвиг во имя будущего, растянутый в десятки лет. Полная самоотдача, самопожертвование, неизмеримая ничем душевная щедрость, любовь… Вернее ЛЮБОВЬ и КРАСОТА! Именно так, с большой буквы, если ты, конечно, настоящий учитель.
Именно в школе надо отвести особое место воспитанию через искусство и прекрасное, понимая красоту в самом всеобъемлющем смысле этого слова. Наше школьное воспитание обращает слишком большое внимание на развитие интеллекта и отвлечённого мышления, но слишком мало развивает духовные функции: воображение, наблюдательность, чуткость и находчивость, наконец, - духопонимание, человеколюбие и т.п., всё то, что в богатой мере даётся искусством и красотой.
Говоря о красоте, мы заполняем наши души любовью, счастьем. Я стараюсь, чтобы дети уходили с моих уроков счастливые, красивые духовно, со светлыми мыслями, с хорошим настроением, всегда с вопросом: « А почему во все времена красоту обожествляли люди?»
Красота – не только в природе и в человеческой личности. Она – в поэтическом слове о них.
В прекрасном мы видим некий духовный отблеск. Красота есть гармония, и в этом разгадка её всеобщности. Гармония во всём: во внешности, в душе, в природе.
Красивым» люди всегда восхищались, боготворили. Символом красоты, гармонии и грации издревле считают Мадонну, Богоматерь. В ней воплощён образ женщины-матери. На протяжении всей истории человечества женщину воспевали поэты, изображали художники, ей посвящали музыку и песни композиторы.
Одна из моих тем уроков «Женский образ в искусстве». Тема проходит через уроки музыки и мировой художественной культуры с 1 по 11 классы. И здесь говорим о красоте, слушаем красоту, видим её, поём о ней.
Идя на работу, на урок, мы снова будем говорить о прекрасном, о красоте, петь красивые песни, слушать чудесную музыку.
Вспомним и другое назначение музыки – очистительное, что она должна заставить сердце ребёнка вострепетать к благу.
На уроках музыки я обращаю особое внимание на внутреннее сознательное сосредоточение и вникание в смысл гармонии, на развитие в ребёнке чувства ритма и цельности.
Мы говорим о том, что помимо физической красоты в человеческой культуре сформировалось представление о нравственной , духовной красоте. Это категория применима к людям, независимо от их возраста и пола, и определяет отношение к мудрости, честности,порядочности человека.
На мой взгляд, красота - это гармония. Гармония во всём: во внешности, в душе, в природе, в слове. Красота присутствует везде, но не все её видят, не все обращают на неё внимание. Давайте присматриваться к себе и к окружающим, и тогда мы увидим нечто прекрасное и в нашей однотонной жизни, ведь «Красота спасёт мир», произносим мы вслед за Ф.М. Достоевским.
Порой мы слышим о том, что красота – это единственная сила, способная покорять пространство и время, вдохновляя музыкантов, художников и поэтов, что никто не может устоять перед её загадочным притяжением.
В поисках совершенства каждый человек проводит всю жизнь. И в этом поиске он тянется к прекрасному, потому что только «красота обладает силой и даром вносить мир в сердца» (М. Сервантес)
Я учу своих учеников видеть красоту и находить её во всём, даже в малом.
С 1995 года в этот день в мире особенно приветствуется всё красивое, прекрасное, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
Поэтому во многих городах и странах именно 9 сентября повсеместно проводятся конкурсы красоты.
Красота, точнее, мода на определённый тип красоты, как и всё на земле, подвержена изменениям. Возможно, это одна из причин, по которой никто до сего дня не смог дать всеобъемлющее понятие красоты.
Для обычного человека красота – то, на что хочется смотреть и смотреть, будь это необычных красок закат над морем, Миланский собор, устремлённый в небо, произведение искусства, цветок или женское лицо.
Возможно пройдёт ещё несколько сотен лет, и будущие поколения придут к единому определению красоты, а пока нужно учиться видеть прекрасное вокруг себя.
Задача и роль эстетического воспитания заключается в формировании такой личности, которая по своим эстетическим способностям была бы органично вписана в неувядаемую красоту мира, выступающую неотъемлемым условием осуществления морального выбора человека в обществе.
Истинная красота растёт из любви и страданий. Истинной красотой является только та, которая увеличивает любовь и жажду красоты вечной. Перед нами простая формула красоты в человеке: «Люби – и раскроешь красоту в себе и в других».
Когда поёт душа?
Когда её не душат.
Когда за слово каждое не отдерут за уши,
Когда она летит от края и до края,
Свободна и вольна, от счастья замирая.
Тогда она живёт, творит, не умирает…
Е. Победимская
Порой мы слышим о том, что красота – это единственная сила, способная покорять пространство и время, вдохновляя музыкантов, художников и поэтов; что никто не может устоять перед ее загадочным притяжением. Вслед за Ф. Достоевским произносим мы: “Красота спасет мир”. Так сделать ли нам красоту всеобщей истинной религией?
Но стоит поразмыслить, и мы приходим к убеждению, что подобная религия невозможна. Как раз-таки по той простой причине, что представления о красоте менялись не только по эпохам, но и странам и континентам. Когда мы, пораженные увиденным, восклицаем: “Красота!”, мы чаще всего подразумеваем: “Великолепно!”. Но как отреагирует на то же зрелище австралийский абориген, китаец, африканец или американский индеец? Как бы отреагировали наши собственные предки? Ведь когда мы включаем магнитофонную кассету с современными молодежными песнями, то слышим из уст своих бабушек и дедушек примерно следующее: “Тьфу! Чертовщина какая-то!”
И это реакция людей, с которыми нас разделяет всего лишь одно поколение – наших родителей. Что же тогда говорить о представлениях о красоте, которые существовали в разные эпохи?
Например, на заре цивилизации смысл красоты состоял в гармоничном сожительстве человека и природы. Древний человек еще не превратился в воинственного покорителя. Он жил естественной жизнью в естественной среде обитания и в этом, как мне кажется, видел красоту.
Существовало ли в те времена представление о женской красоте? Если да, то культ женской красоты заключался в способности женщины соответствовать плодородной земле. Об этом говорят и тучные формы древних женщин на наскальных рисунках, и статуэтки с их изображением.
Представления о совершенной красоте, которая близка даже нашему времени, возникают в античности. Гармония, пропорции, правильные линии мужских и женских силуэтов. Но все это красота, воспринимаемая зрительно. Мне же куда более совершенной представляется красота, запечатленная в слове. Она не может оставить равнодушным, не может не поразить мысль и воображение. Я имею в виду певца Гомера, который в своей бессмертной “Илиаде” дает, на мой взгляд, гениальное описание женской красоты Елены Прекрасной. Он не говорит, какого роста была Елена, какие у нее были волосы, глаза, губы, улыбка или что-то еще. Гомер устами мудрых старцев говорит, что это была красота, достойная изнурительной десятилетней войны.
Идеал красоты, близкий античному, возникает в эпоху Возрождения. В это время в мужчине и женщине снова начинают ценить цветущую силу, которая воспринимается важнейшей предпосылкой творческой мощи. Совершенная красота эпохи Возрождения предполагала категорическое устранение из мужского образа женственности, а из женского образа – мужественности. Мужчина считался красивым, если в нем были развиты признаки, которые характеризовали его половую активность: сила и энергия.
Совершенную красоту имели те женщины, которые обладали данными, необходимыми для выполнения роли материнства. В противоположность Средневековью, предпочитавшему женщину с узкими бедрами и стройной талией, в женщине стали ценить широкие бедра, крепкую талию, толстые ягодицы и пышную грудь.
Но вот наступил век Просвещения, и вместе с ним возникли новые представления о красоте. Сила и мощь стали восприниматься эстетически безобразными, потому что физический труд стал позором. Идеалом красоты становится человек изнеженный, праздный. Восхищение вызывают женщины, обладающие болезненной бледностью, маленькой ножкой, узкими кистями, стройным тонким станом.
Очередная смена эпох произвела перемену и в представлениях о красоте. Наступил буржуазный век, который идеалом красоты провозгласил ясный, энергичный взгляд, прямую напряженную осанку, жесты и выражения, исполненные силы воли, руки, способные не только хватать, но и удерживать захваченное, ноги, энергично ступающие и твердо стоящие на завоеванной позиции. Эти качества одинаково ценились как в мужчине, так и в женщине.
Однако буржуазный век привнес в идеал красоты красоту душевную.
Размышляя о красоте человеческой души, русский поэт Н. Заболоцкий писал:
Что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
Взгляд на представления о красоте сквозь эпохи позволяет заключить, что красота – относительное понятие. В поисках совершенства каждый человек проводит всю жизнь. И в этом поиске он тянется к прекрасному, потому что только “красота обладает силой и даром вносить мир в сердца” (М. Сервантес).
(Пока оценок нет)
Сочинения по темам:
- Так что есть красота. Зимнее утро. Идет снег, укрывая землю белой пеленой. Снежинки похожи на белые пушистые звездочки. На улицах...