Что будет если нас засосет черная дыра. Чёрная дыра может засосать Землю: Ученые бьют тревогу

Был составлен 2000 лет тому назад греческим писцом. Он считал, что их невозможно уничтожить. Современный мир и поныне завораживает этот волшебный список.

Колосс Родосский занимает в нем почетное место. Народ острова возвел эту статую в благодарность богу Гелиосу за заступничество во время годовой осады города сорокатысячным войском.

Где находится Колосс Родосский?

Теперь уже нигде. Но, как уже говорилось, по преданию, он был возведен на и был виден далеко с моря. Именно здесь, по свидетельству древних писателей, находилась статуя: второе солнце встречалось лицом к лицу с первым. Она была создана около 280 г. до н. э. учеником Каресом. И хотя через 60 с лишним лет Колосс Родосский упал, говорят, что даже руины на земле впечатляли. В конце концов, статуя была разрушена арабскими солдатами и продана Сирии по камням.

Сегодня невозможно отыскать даже следов на том месте, где она стояла. Классические ученые утверждают, что статуи подобного типа, как правило, располагались позади храма. Но на Родосе храм Гелиоса находится на вершине холма в центре города, а следов Колосса там найти не удалось. Хотя благодаря этому утверждению удалось открыть другой, не менее важный факт. Оказалось, что огромные стены времен Колосса окружают город и спускаются к порту. Это доказывает, что гавань острова Родос во многом искусственного происхождения. А это значит, что статуя Колосса Родосского могла быть окончанием стены гавани, как и в прочих древних искусственных гаванях. Она не могла перекрывать вход в нее. Для этого она должна быть в четверть мили высотой. Но ни металл, ни камень не могут выдержать того напряжения, которое оказывают зимние штормы. Сегодня на конце стены гавани стоит средневековая крепость св. Николая. Наполовину она сделана из камней, обтесанных в древности. Если посмотреть внимательно на куски мрамора, послужившие строительным материалом для этой маленькой крепости, можно понять, что они высечены мастерами времен Колосса Родосского.

В Средневековье люди нашли им новое применение. Самое интересное в этих камнях то, что они не являются квадратными. Каждый из них является фрагментом 17-метрового круга, имеет закругления. 17 метров - это точный диаметр башни внутри маленькой крепости. Возможно, что средневековые зодчие начали строить прямо на древнем фундаменте, служащем постаментом для упавшей статуи.

На что был похож Колосс Родосский и как он был сделан?

Летописец, во времена которого статуя еще стояла, говорит, что она строилась по тому же принципу, что и дом. Фрагменты других древних фигур демонстрируют, что они были построены так же мастерски, как и Зевс Фидия. Фрагмент за фрагментом из каркаса из стали и камня. Покрыт Колосс Родосский был бронзовыми листами. Что касается позы, то на самом деле никто не знает: стоял ли он, сидел или, например, вел колесницу. Хотя, какие-то намеки можно попытаться отыскать в копии статуи, сделанной самим Лисиппой из мрамора для Александра. Но, скорее всего, Колосс не был таким уставшим и напыщенным, как старый Геркулес. Скорее это был молодой человек с прекрасным лицом, таким же, как и голова безымянной статуи, найденной на Родосе, что дает нам новое понимание. Особенность этого фрагмента заключается в наличии множества одинаковых отверстий по кругу. Если вставить в них штыри, видно, что они расходятся симметрично, как солнечные лучи на статуе Гелиоса, то есть это, скорее всего, и есть его голова. К тому же датируется она (в пределах плюс-минус 100 лет) тем же временем, что и создание Колосса. Если внимательно посмотреть на лицо, можно увидеть тот же приоткрытый рот, повернутую шею, открытые глаза. Один в один То есть та же школа скульпторов, которой был сооружен Колосс Родосский, создала и образ царя, который впоследствии обошел весь мир.


Жители Родоса, племя дорийцев,
колосс этот медный
Величиной до небес, Гелий,
воздвигли тебе.
(Неизвестный античный поэт)

Колосс Родосский (греч. Κολοσσός της Ρόδου, лат. Colossus Rhodi) - одно из античных семи чудес света, явное и неопровержимое доказательство богатства и могущества Родоса. Колоссом Родосским называли в Древней Греции огромную бронзувую статую на острове Родос. Как и большинство из семи чудес света, эта скульптура не сохранилась до наших дней. От него вообще ничего не осталось, кроме упоминаний в античных исторических трудах и мифах. Несмотря на это, историки и археологи упорно пытаются научными методами уточнить форму статуи и место, где она стояла.

При всей неопределенности сведений о полумифическом Колоссе историческая наука все-таки накопила немалое количество объективных данных об этом древнегреческом чуде. Судя по античным источникам, высота Колосса была от 30 до 36 метров.


Georg Balthasar Probst.

В третьем веке до н.э. на остров Родос напал полководец Деметрий. Однако одолеть родосцев ему не удалось, не смотря на специальные осадные машины - последнее слово военной техники. Деметрий отступил, бросив на берегу огромную обитую железом осадную башню с таранами и перекидным мостом, катапультами, площадками для десанта - гелиополиду, которую приводили в движение 3400 воинов. Эта гелиополида - то же своего рода чудо света - вместо разрушения принесла городу неожиданную выгоду и всемирную славу. Предприимчивые купцы, купили у родосцев гелеополиду “на металлолом” за баснословные деньги - 300 талантов. На деньги, вырученные от продажи башни, и возвели статую Гелиоса - покровителя острова Родос. Это одно из семи чудес света было воздвигнуто в 292 - 280 г.г. до н.э.


After Marten de Vos. 1614

Автором проекта был, предположительно, скульптор Хадес из города Линдос на Родосе, ученик Лисиппа. Конструкция гигантской статуи состояла из трёх массивных каменных столбов, выполнявших роль опор в ногах статуи и покрывале. На уровне плеч и в поясе столбы соединялись железными поперечными балками.

Сотрудник Британского музея Мэрлион предполагает, что сечение железных брусков на уровне щиколотки статуи было примерно 4,5 кв. дюйма. Выше и ниже этого места величина сечения постепенно уменьшалась. Столбы и балки служили основой железного каркаса (есть версия, что каркас был обмазан глиной, "колосс на глиняных ногах"?), который покрыли чеканными листами бронзы толщиной 1,6 миллиметра.

Статуя сооружалась 12 лет. Для работы над изображением бога непосредственно на месте его установки, Харес использовал оригинальный прием: с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее; холм был впоследствии срыт, и статуя в полном виде была раскрыта изумленным жителям острова.

На изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно около 13 и около 8 тонн). Колосс породил и своего рода моду на гигантские статуи, на Родосе уже во II в. до н. э. было установлено около ста колоссальных скульптур.

Бог Гелиос был представлен в виде прямостоящего обнаженного юного атлета с лучезарным венцом на голове. Могучие ноги юноши были чуть расставлены, ладонь правой руки приставлена к глазам, в левой он держал ниспадающее до земли покрывало. Слегка отклонившись назад, юноша всматривался вдаль.

Основными источниками фактических данных о легендарном бронзовом великане стали произведения Плиния, Филона и короткие тексты - надписи и посвящения. Ни в одном из этих текстов не указано, где стоял Колосс. Нет там и детального описания статуи - только самые общие сведения.

Долго полагалось, что Колосс стоял перед гаванью Мандраки, одной из многих в городе Родес. Хорошо известно изображение Колосса Родосского с широко расставленными ногами, возвышающегося наподобие арки над входом в гавань. Учитывая высоту статуи и ширины входа гавани, это соображение невозможно. При высоте Колосса 36 м, расстояние между его ногами не могло составлять 400 м (ширина входа в гавань), иначе он выглядел бы приблизительно так:

Кроме того, Колосс блокировал бы вход в гавань. Отсутствуют не только конкретные археологические подтверждения, но и косвенные указания на такое расположение прославленной статуи. Недавние исследования говорят, что Колосс был установлен или на восточном мысе гавани Мандраки, или даже у неё внутри. В пользу гипотезы об установке Гелиоса в гавани можно привести еще тот факт, что жители соорудили своего Колосса в честь снятия острова с осады, а противник прибыл со стороны моря.

Быстро распространилась молва об этом чуде света, чья жизнь оказалась весьма короткой, но слава прочной. Колосс простоял 65 (по другим сведениям- 56) лет, В 226 (222 г.?) году до н.э. она была разрушена сильным землетрясением. Самым уязвимым местом оказались колени - выше колен статуя согнулась таким образом, что голова и плечи упёрлись в землю.

Сальвадор Дали. Colossus of Rhodes.

Родосцы и их соседи пытались поднять поверженного гиганта. Египетский царь прислал искусных мастеров и несколько сот талантов меди. К сожалению, восстановить статую не удалось.(Оракул запретил новый монтаж.) Почти 1000 лет лежала на берегу бухты расколотая статуя, ставшая достопримечательностью Родоса. Как пишет Страбон, «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Но и тогда Колосс вызывал удивление своими размерами. Плиний Старший упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи. "Даже будучи расположенным на земле, это является чудом ", сказал Плиний Старший.

Только в 977 году арабский наместник продал её предприимчивому купцу на переплавку. Колос был разрезан на части, и дорогостоящую бронзу увезли на 900 верблюдах.


1608

Самое старое изображение Колосса Родосского сохранилось с 1556 года. Не известна истинная форма и история появления Колосса, современные реконструкции статуи, стоящей вертикально более точны, чем ранние рисунки. Хотя это чудо и исчезло, оно вдохновило современных художников, как например Французского скульптора Августа Бартолди, известного своей работой "Статуя Свободы".

Теперь при входе в гавань Мандраки на колоннах стоят две бронзовые статуи оленей, являющиеся эмблемой современного Родоса. Считается, что колонны стоят на месте ног колосса. Изображение Колосса Родосского можно увидеть повсюду: на марках, открытках, старинных гравюрах.

В ноябре 2008 года было объявлено о намерении реконструировать статую в виде светотехнической инсталляции. По словам руководителей проекта, конструкция будет в несколько раз выше своего оригинала - от 60 до 100 метров. Бюджет проекта оценивается в 200 миллионов евро, которые будут выручены у международных спонсоров, а также из личных средств немецкого деятеля искусств Герта Хофа (Gert Hof).


Церетели хочет построить в Сочи 47-метровый "Колосс Олимпийский". По проекту З.Церетели, внутри этой 47-метровой скульптуры будут лифты, а под ней будут помещения для музеев.

Родос являлся крупным экономическим центром античного мира. Расположенный на юго-западном побережье Малой Азии он часто выступал в роли лакомого кусочка для правителей соседних держав. Так, в 357 году до н.э. новым властителем города стал известный царь Мавлос, а через 17 лет город попал во владения персидской Империи. В 322 году до н.э. Родос был покорен Александром Македонским, но после его смерти между наследниками великого полководца начались междоусобицы и один из них - Антигон - послал своего сына Деметрия, чтобы тот захватил и разрушил мятежный город.


Колосс Родосский

Идея строительства

Следует отметить, что длительная осада не принесла успеха, и полководец был вынужден отступить. На берегу острова его воины бросили огромную осадную башню, которая была настоящим инженерным чудом того времени, а предприимчивые тут же решили ее продать. На вырученные деньги было решено построить статую Гелиоса - покровителя Родоса, чтобы вознести хвалу богу солнца за то, что избавил город от захватчиков.

Начало строительства статуи приходится приблизительно на 304 год до н.э. Создание Колосса было поручено Харесу, ученику известного античного скульптора Лисиппа. Было предложено изобразить Гелиоса стоящим, и в левой руке он должен был держать ниспадающее до самой земли покрывало, а правой прикрывать глаза от солнца. Несмотря на то, что такая поза не соответствовала некоторым канонам скульптуры того времени, мастер понимал, что огромная статуя не удержится на ногах, если Колосс будет указывать рукой вдаль.

Три массивных каменных столба послужили основой 36-метрового изваяния. Они были скреплены железными балками на уровне плеч Колосса, что должно было обеспечить ему устойчивость. Строительство продолжалось на протяжении 12 лет, после чего мир увидел величайшую статую, голову которой украшал лучистый венец.

Гибель Колосса

Буквально через полвека остров сотрясли сильнейшие землетрясения, и ноги Колосса Родосского надломились. Статуя бога упала в море и пролежала у побережья около 1000 лет. Поверженный гигант обрастал легендами, но в 977 году н.э. его решили разобрать, переплавить и продать. В летописях сохранились данные, что для переправки бронзы, которой была отделана статуя, понадобилось 900 верблюдов.

Современные интерпретации великой статуи

Колосс Родосский вошел в список Семи чудес света. В настоящее время предпринимаются даже некоторые меры по восстановлению огромной статуи. Согласно некоторым данным стоимость современной скульптуры Гелиоса будет составлять около 200 млн. евро. Впрочем, идея создания монументальных скульптур по примеру Колосса Родосского была использована гораздо ранее - в Нью-Йоркской бухте установлена статуя женщины, держащей в руках огромный факел. Этот памятник больше известен миру, как Статуя Свободы, но в основу ее создания лег образ именно родосского шедевра.

В Греции, на берегу Эгейского моря, располагается древний остров Родос. Именно там, в 280 году до нашей эры было сооружено шестое чудо света — Колосс Родосский . Все началось с того, что после развала империи , Деметрий I напал на Родос. С ним было около сорока тысяч воинов.

Обложив главный портовый город, он держал осаду более года. Потом, несмотря на то, что было затрачено много усилий по установлению осадных машин, Деметрий решил отступить, бросив все постройки.

Родосские жители, потрясенные таким поворотом событий, продали все вещи, оставленные оккупантами, решив на вырученные деньги поставить памятник богу Солнца Гелиосу. По легенде именно Гелиос являлся создателем острова. Кстати, мы публиковали отдельно.

Монумент был заказан выдающемуся скульптору того времени – Хересу. Изначально жители решили строить статую, в десять раз превышавшую средний рост человека, то есть 18-метровую. Однако через некоторое время высоту решили удвоить, заплатив Хересу в два раза больше денег.

Тем не менее, даже такой суммы не хватало, ведь увеличивая рост статуи вдвое, расход остального материала увеличивался до восьми раз! Знаменитый мастер занял огромные суммы денег у родных и друзей, чтобы закончить свое детище.


Через 12 лет титанического труда, глазам жителей города предстало 36-метровое чудо света Колосс Родосский. Гигант был выполнен из глины и бронзы, основываясь на металлическом каркасе. Он стоял прямо у входа в гавань и был виден с ближайших островов.

Примечательна судьба главного скульптора и архитектора Колосса – Хереса. После того, как стройка окончилась, его стали преследовать кредиторы и заимодавцы, требовавшие вернуть занятые деньги. Однако несчастный Херес оказался совершенно разоренным и покончил жизнь самоубийством.

В наше время огромными, чуть ли не стометровыми статуями, мало кого удивишь – в последние годы их возвели немало. И всё равно, высота такого монумента, как Колосс Родосский поражает, удивляет и восхищает находящихся рядом с ним людей.

А вы только представьте себе, что чувствовали люди пять тысяч лет назад, когда стояли у подножья самой первой, огромной, ранее не виданной по размерам статуи и, не веря глазам своим, смотрели вверх. А воплощала она Гелиоса, бога Солнца.

Гелиос, бог Солнца, жил на восточном побережье Эгейского моря в шикарном золотом дворце. Ежедневно, с самого утра, он на своей золотой колеснице, в которую были запряжены четыре крылатых коня, отправлялся на запад, где у него находились другие хоромы, в которых он проводил день, а вечером, в золотой ладье, возвращался в восточный дом.

Он целыми днями работал, освещая Землю, момент, когда боги делили мир, он пропустил – и оказался ни с чем. Но Гелиос не растерялся и решил взять дело в свои руки, подняв с морского дна остров и назвав его в честь своей супруги Роды – Родосом.


С тех самых пор люди, поселившиеся здесь, почитали и прославляли его, а когда он спас их город от врага, решили возвести ему памятник, невиданных по тем временам масштабах.От кого Гелиос спас Родос

После того как умер Александр Македонский, его империю разделили между собой три его соратника и полководца – Селевк, Антигон и Птоломей (именно последнего и поддержали обитатели Родоса). Антигону это не понравилось (как-никак, Родос этот в то время считался одним из важнейших стратегических и экономических центров) – и он приказал своему сыну захватить остров.

Сделать это было довольно непросто – столицу, носившую одноименное с островом название, окружала чрезвычайно высокая, толстая и прочная стена, поэтому, чтобы завоевать её, надо было очень постараться (и это даже несмотря на то, что численность вражеского войска в разы превышала количество местных жителей). В ход пошли высокие осадные машины, оснащенные мощными катапультами.


Несмотря на то что столица была полностью взята в окружение и атакована со всех сторон как с суши, так и с моря, осаждающие покорить её не смогли: жители острова отчаянно сопротивлялись, выливая на головы осаждающим кипящую смолу, нечистоты и грязь.

Продержав Родос в осаде целый год, враг отступил (это произошло в 304 г. до н.э.), бросив под городом оружие, катапульты и другие осадные машины. Свое спасение жители связали с Гелиосом и возвели ему статую, которая в наше время по праву входит с список «Семь чудес света» – и назвали скульптуру Колосс Родосский.

История создания

Создать статую невиданных по тем временам масштабам доверили Харесу, известному архитектору и скульптору того времени. Трудился он над ней ни много ни мало – 12 лет, при этом во время работ ему пришлось думать не только над образом статуи и решать, каким образом воплотить свои идеи в жизнь, но и искать новейшие технические решения своим задумкам, поскольку создание огромной чудо статуи требовало применения новейших технологий того времени (если вначале жители острова заказали ему 18-метрового исполина, то затем передумали, и потребовали создать Колосса в два раза больше).


Материалы

Статую скульптор принял решение делать из глины, с внешней стороны оббив её бронзовыми листами. А в качестве каркаса были использованы соединенные железными обручами каменные столбы – поэтому внешне он чрезвычайно сильно напоминал человеческий скелет.

Для возведения Колосса Родосского потребовалось около 13 тонн бронзы и почти 8 тонн железа – благо, этих материалов на острове было предостаточно, поскольку при отступлении многие враги побросали не только своё оружие, но и осадные машины, полностью окованные бронзой и железом.

Стоит заметить, что из бронзы под строгим надзором Хереса кузнецы выковывали листы, форма которых должна была четко соответствовать заданным скульптором параметрам – если в них была замечена неточность, то их приходилось переделывать.

Как возводили статую

Каркас Колосса Родосского, состоящий из трёх массивных каменных столбов, соединенных между собой обручами, строители обшивали листами, изготовленными из бронзы, после чего в образовавшуюся форму выливали глину. Чудо статую возводили начиная от основания, поэтому насыпь, на которой находились мастера, вокруг неё постоянно увеличивалась (строительных лесов тогда ещё не было и, таким образом, рабочим было легче собирать скульптуру). Отровитяне не имели возможности наблюдать за ходом работ, а Колосса Родосского увидели уже после того, как насыпь была убрана.

Сбор средств

Вначале деньги на постройку скульптуру Харесу дали жители острова, при этом никто не остался в стороне – и каждый внес свою лепту. Также удалось выручить немало средств от продажи брошенного врагом оружия, драгоценных металлов и другого добра.

Пока речь шла о возведении статуи Колосса Родосского высотой в 18 метров, средств вполне хватало.

Но потом жители острова передумали и решили, что скульптура должна быть значительно выше, и потребовали возвести монумент, высота которого составляла бы 36 метров (уже к собранной сумме добавили ровно такую же).

И вот тут денег оказалось недостаточно, поскольку, несмотря на то, что статую нужно было возвести больше в два раза, расход материалов увеличился в восемь раз . Сбор недостающих средств, согласно легендам, был возложен на Хареса, которому пришлось эти деньги одалживать – при этом сумма займа оказалась колоссальной (по одной из версий, именно из-за этих долгов скульптор впоследствии покончил с собой, по другой – из-за того, что увидел трещину в конструкции ещё до её открытия).

Как выглядела статуя. Гипотезы

До наших дней сведений о том, как именно выглядела статуя, входящая в список «Семь чудес света», не сохранилось. Более-менее детальные воспоминания о нём можно встретить в записях Плиния и Филония, другие авторы тех времён о скульптуре в своих заметках упоминали вскользь. Поэтому нет информации не только о том, как выглядела статуя, но и где точно была установлена.

Гипотез на этот счет существует немало. Многие сходятся на том, что правая рука статуи была приложена ко лбу, а не вытянута в жесте благословения, как требовали того каноны того времени – если бы сделано было иначе, то рука долго не продержалась бы, и обломилась бы под собственной тяжестью.

Подвергается сомнению (но не опровергнута) версия о том, что Статуя Колоссу Родосскому находилась на побережье, поскольку насыпь возводить на берегу, как и саму скульптуру, из-за переменчивых погодных условий на море, довольно-таки непросто. Она имеет право на существование, поскольку в своё время на дне гавани была найдена кисть бога Солнца.

Высота постамента (по одной из версий – мраморного) составляла около 15 м, тогда сам статуя была от 33 до 36 м. Скульптуру поддержали три колонны, соединенные в районе пояса и плеч толстыми железными трубами. Голову солнечного юноши украшала корона, от которой расходились лучи в разные стороны света.

Согласно одной из версий, статуя Колосса Родосского представляла собой юношу, стоящего на белом мраморном постаменте, который, немного отклонившись назад, вглядывался в море.

Установлена огромная скульптура была возле входа в гавань и была до того огромной, что её можно было увидеть даже с соседних островов.

Ещё одна версия говорит о том, что юноша, выпрямившись, стоял, подняв факел в руке, ноги его при этом были широко расставлены, одна нога с одной стороны гавани, другая – с другой, а под ними проплывали морские судна. Несмотря на то, что эта гипотеза – одна из наиболее популярных, этот вариант маловероятен, поскольку один берег от другого отделяет четыреста метров, а Колоссу, при всех его грандиозных размерах, длины ног попросту не хватило бы.

Согласно ещё одной гипотезе, в левой руке Колосс Родосский придерживал ниспадающую к земле накидку, а правую он приложил ко лбу.

Один из вариантов несколько отличается от общепринятых и говорит о том, что статуя, входящая в список «Семь чудес света», находилась в центре столицы, при этом правую руку Гелиос поднял ко лбу, а сам он всматривался вдаль.

Колосс Родосский — одно из семи чудес света простояло недолго. По разным данным от пятидесяти до шестидесяти лет – разрушило его в 220 г. до н.э. сильное землетрясение, во время которого глиняные ноги статуи надломились в коленях, и огромная скульптура рухнула, развалившись на части (а в обиходе появилось выражение «колосс на глиняных ногах»).

Но и падший, в разваленном состоянии, Колосс Родосский ещё долгое время удивлял своими размерами.

Например, есть упоминания о том, что большой палец статуи двумя руками могли охватить далеко не все (если при возведении скульптуры пропорции тела были соблюдены правильно, то рост скульптуры вполне мог быть не около тридцати метров, как принято считать, а целых шестьдесят).


Многие сочувствовали островитянам, и даже предлагали, например, египетский правитель, немалую финансовую помощь для восстановления статуи. Но они, испугавшись гнева Гелиоса, о котором их предостерег оракул в случае восстановления статуи (землетрясение было довольно-таки сильным и, помимо гавани, разрушило ещё и немало домов на острове), Колосса реконструировать отказались.

Жизнь после смерти

Обломки провалялись на острове почти тысячу лет, пока из-за нехватки денег некоторая часть металлических и бронзовых частей статуи не была отправлена на переплавку. Ещё некоторое время спустя, захватившие остров арабы, по одной из версий, продали обломки скульптуры одному купцу (при этом их было так много, что тому только для того, чтобы увезти бронзовые пластины, понадобилось около девятисот верблюдов), который вывез их в Сирию и продал богатым евреям.

Статуя в современном мире

В наше время ученые задумали статую Колосса Родосского все-таки восстановить – но несколько по-другому. Согласно замыслу, её соорудят из светящихся деталей, она будет значительно выше оригинала (от 60 до 100 м), и установят её там, где согласно предположениям, наиболее вероятно находился Колосс. Предварительная стоимость такого проекта составляет приблизительно 200 млн. евро – при этом спонсоры уже найдены: львиную долю денег на осуществление этой идеи согласился выделить немецкий деятель искусств Герт Хоф.

Последние материалы раздела:

Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?
Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?

Клод Элвуд Шеннон – ведущий американский учёный в сфере математики, инженерии, криптоаналитики. Он приобрёл мировую известность, благодаря своим...

Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...