А может украли есть такие подлецы.

Марья Павловна посмотрела им вслед.

Один трус, а другой грубиян, - сказала она с сожалением.

Ну и ябедничайте! - крикнули ей ребята.

Настали неприятные дни.

Старуха обязательно пожалуется, - говорил Левка.

Мальчики поминутно вызывали друг друга и, прижав губы к круглой дырке в заборе, справлялись:

Ну как? Влетело тебе?

Нет еще… А тебе?

И мне нет!

Вот злющая какая! Она нарочно нас мучает, чтобы мы боялись больше. А если б про нее рассказать, как она нас обругала… Попало б ей на орехи! - шептал Левка.

И чего она прицепилась за какое-то несчастное стекло? - возмущался Сережа.

Вот подожди… я ей устрою штуку! Будет она знать…

Левка показал на мирно спящего за окном Мурлышку и зашептал что-то на ухо товарищу.

Да, хорошо бы, - сказал Сережа.

Но кот дичился чужих людей и ни к кому не шел. Поэтому, когда Левке удалось его поймать, Сережа проникся уважением к товарищу.

«Вот ловкач!» - подумал он про себя.

Укрывшись с головой одеялом и освободив одно ухо, Сережа прислушивался к разговору родителей. Мать долго не ложилась спать, открывала окно, и, когда со двора доносился голос Марьи Павловны, она разводила руками и спрашивала отца:

Как ты думаешь, Митя, куда он мог деться?

Ну что я могу думать! - усмехнулся отец. - Пошел кот погулять, вот и все. А может, украл кто-нибудь? Есть такие подлецы…

Сережа похолодел: вдруг соседи видели их с Левкой?

Не может быть, - решительно сказала мать, - на этой улице все знают Марью Павловну. Никто так не обидит старую, больную женщину…

А ты вот что, - зевая, сказал отец, - если утром кот не найдется, отряди Сережу хорошенько поискать по соседним дворам. Ребята скорее найдут.

«Как бы не так…» - подумал Сережа.

Утром, когда Сережа пил чай, в кухне послышались громкие голоса. Жильцы обсуждали пропажу кота. Сквозь шум примусов слышно было, как соседка Эсфирь Яковлевна бегала из кухни в комнату и кричала своему мужу:

Миша, почему ты не интересуешься чужим несчастьем? Я спрашиваю, где найти этого кота?

Старичок профессор, заложив за спину коротенькие пухлые руки, взволнованно шагал по кухне.

Пренеприятное событие… Невозможно оставаться равнодушным…

Сережа отхлебнул холодный чай и отодвинул чашку. «Все орут… и чего орут, сами не знают. Велика важность - кот! Если б еще служебная собака пропала…»

Из соседней комнаты вышла мать:

Эсфирь Яковлевна! Вы не волнуйтесь, я сейчас отправлю Сережу на поиски.

Ох, умоляю вас… ведь этот Мурлышка - чтоб он сгорел! - вся ее жизнь.

Сережа схватил тюбетейку и незаметно проскользнул мимо женщин.

«Вот тарарам подняли! Знал бы, не связывался, - с досадой подумал он. - А старуха тоже хороша! Расплакалась на весь двор!»

Его потянуло посмотреть на Марью Павловну.

Засунув руки в карманы и небрежно покачиваясь, он пошел по саду. Из-за забора выглянул Левка. Сережа подошел ближе.

Слезай, - сказал он хмуро. - Наделал, дурак, шуму на весь двор.

А что? Ищет она? - спросил Левка.

Ищет… Всю ночь проплакала…

Я говорил, привязать за лапу только, а ты совсем отдал, дурак этакий!

Эх ты! Испугался! - прищурился Левка. - А я вот ни чуточки!

Идет, - тревожно шепнул Сережа.

Марья Павловна прыгающей, неровной походкой шла по дорожке. Седые волосы, связанные узлом на затылке, растрепались, и одна прядь рассыпалась по смятому воротничку. Она подошла к мальчикам.

У меня Мурлышка пропал… Не видели вы его, ребятки? - Голос у нее был тихий, глаза серые, пустые.

Нет, - глядя в сторону, сказал Сережа.

Марья Павловна вздохнула, провела рукой по лбу и медленно пошла домой. Левка скорчил гримасу.

Подлизывается… А вредная все-таки, - он покрутил головой, - такими словами ругается! «Грубиян»! Это хуже не знай чего! А теперь подлизывается: «Мальчики, не видали моего котика?» - тоненько протянул он.

Сережа засмеялся.

И правда, сама виновата… Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!

Фи! - свистнул Левка. - Плакса какая! Подумаешь - рыжий кот пропал!

Да он, говорят, у нее еще при сыне был. Так она его на память держала.

На память? - удивился Левка и вдруг, хлопнув себя по коленке, захлебнулся от смеха. - Рыжего кота на память!

Мимо прошел старик профессор. Подойдя к раскрытому окошку Марьи Павловны, он постучал указательным пальцем в стекло и, положив локти на подоконник, заглянул внутрь комнаты.

Ну как, Марья Павловна? Не нашелся еще?

Мальчики прислушались.

А этот-то чего лезет? - удивился Левка.

Жалеет ее, - шепнул Сережа. - Всем жалко почему-то… Обругала бы их, как нас, не стали бы жалеть! Пойдем послушаем: может, она на нас наговаривать ему будет.

Они подошли близко и спрятались за кустами.

Марья Павловна говорила:

Долго он Колю забыть не мог… И на кладбище со мной ходил… Было что-то теплое, живое… Колино…

Окошко звякнуло. Мальчики испуганно посмотрели друг на друга. Старик профессор заволновался:

Марья Павловна! Голубушка! Что вы? Что вы? Выручим мы вашего Мурлышку. Вот я тут придумал кое-что. - Он дрожащими пальцами поправил пенсне и полез в боковой карман. - Вот тут объявленьица я написал, хочу попросить ребяток расклеить где-нибудь на столбах. Только успокойтесь, пожалейте себя!

Он оторвался от окна и зашагал к дому.

Ребята! Ребятки!

Иди! - вдруг струсил Левка.

Сам иди! - огрызнулся Сережа.

Старик подошел к ним.

А ну-ка, молодые люди! К вам поручение имеется. Не откажите старику: сбегайте повесьте объявления где-нибудь на людных местах. А? Живенько! - Он кивнул на окошко. - Жалко старушку, надо помочь ей как-нибудь…

Мы… пожалуйста, - промямлил Сережа.

Левка протянул руку:

Давайте! Мы сейчас… быстро. Айда, Сережка!

Ну-ну, вот и молодцы!

Мальчики выскочили на улицу.

Прочти-ка, чего тут? - сказал Сережа.

Левка развернул листок.

Пять рублей! Ого! Сколько денег-то! За какого-то рыжего кота! Спятил он, что ли?

Сережа пожал плечами.

Все спятили, - хмуро сказал он. - Может, все жильцы дадут. Мой отец дал бы тоже. На кнопки, держи.

А где повесим? На людных местах надо.

Пошли к кооперативу. Там всегда народ толчется.

Мальчики побежали.

А другую бумажку на вокзале повесим - там тоже много людей, - запыхавшись, сказал Сережа.

Но Левка вдруг остановился.

Тпру, Сережка, стой! Ведь мы же влипнем с этой штукой, как мухи в мед влипнем! Ну и дураки! Вот дураки!

Сережа схватил его за руку.

Бабушка принесет, да? И скажет про нас, да?

Левка, что-то соображая, яростно грыз ногти.

Как же теперь быть? - заглядывая ему в лицо, спросил Сережа.

Порвем, - топнул ногой Левка, - и в землю закопаем!

Не надо, - сморщился Сережа, - все спрашивать будут… Опять врать придется…

Ну и что - врать? В одно будем говорить!

А может, бабушка принесла бы кота, и делу конец? Может, не рассказала бы про нас?

- «Может, может»! - передразнил Левка. - Понадейся на старуху, а она подведет, разболтает по всему двору.

Верно, - вздохнул Сережа. - Никак нельзя! Папа сказал: «Подлецы украли какие-то…»

Здорово живешь, еще подлецами сделают! Пошли за угол, порвем и зароем под скамейкой.

Мальчики завернули за угол и сели на скамейку. Сережа взял бумажки и, комкая их в руках, сказал:

А она-то опять ждать будет… Пожалуй, и спать не ляжет сегодня…

Ясно, не ляжет… А отчего у ней сын-то умер?

Не знаю… Болел долго… А еще раньше муж умер. Один кот остался, а теперь и кота нет… Обидно ей все-таки!

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Максима Анисимовича Кронгауза: «То, как мы говорим, рисует наш портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательным ».

Когда писатель создает портрет своего героя, он часто использует не только описание внешности или характера, но и речевую характеристику. То, какие слова человек употребляет, характеризует его тем или иным образом. Ведь вежливый человек не будет ругаться грубыми словами, культурный не сделает грубых ошибок, а тот, кто презрительно зовет нашу страну «рашка», едва ли является патриотом.

Вот и в этом тексте мы видим, что Лёвка говорит очень грубо и самоуверенно, «дерзко», по определению самого автора (предложение 8). «Наплевать», «старуха», «плакса» - это, конечно, не ругательства, но все же показывает неуважительное, пренебрежительное отношение мальчика к соседке, которая всего лишь сделала ему обоснованное замечание.

И совсем иначе характеризует Марью Павловну ее речь. Видно, что это добрая и мягкая женщина. Даже замечание мальчикам она сделала в мягкой форме: «нехорошая игра», а не «прекратите». И потом она обращается к приятелям, которые ведь разбили ее окно: «ребятки» (предложение 33). Да и кличка ее кота - Мурлышка - показывает ее нежное отношение к животному.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «- А может, украл кто-нибудь? Есть такие подлецы… »

«Свинье необязательно вести себя по-свински, а ты по-человечески обязан поступать»,- писал Б. Заходер. И это напоминание хорошо бы некоторым написать для себя большими буквами и читать как можно чаще, чтобы не совершать свинских, подлых поступков, как мальчишки из рассказа Осеевой.

Мальчики обиделись на соседку, которая сделала им замечание, и украли ее кота - единственное, что было ей дорого. Трудно представить себе, что вполне нормальные, по-видимому, ребята могли решиться на такой жестокий и непорядочный поступок. Даже родители, которые обсуждали это событие, не могли себе представить, что «подлецы», как сказал о них папа, - это их сын и его приятель.

Однако все же в ребятах заговорила совесть, хотя и далеко не сразу - тогда чуть было не стало уже слишком поздно! Марья Павловна на тот момент уже лежала с сердечным приступом, а найти женщину, которой отдали бедного Мурлышку, помог счастливый случай. Что было бы, если бы Марья Павловна не пережила бы приступа, или не встретилась бы мальчикам женщина, новая хозяйка кота, или ей надоело бы слушать вопли животного и она просто выгнала бы его на улицу? Как тогда мальчики стали бы жить с таким грузом, ведь это была бы уже не просто подлость, а самое настоящее преступление!

Любой подлый поступок может потянуть за собой много плохого и в результате привести к настоящей трагедии. Именно поэтому папа Сережи говорит о том, кто украл кота, так жестко и бескомпромиссно.

15.3. Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание? », взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Сострадание - это такое свойство человека, которое помогает ему понимать чужую боль и сочувствовать другим людям.

В рассказе Осеевой, который приведен в этом варианте, говорится о двух мальчиках, которым эта способность свойственна, похоже, лишь в очень незначительной степени. Однако хорошо, что хотя бы немного способности к состраданию им досталось, иначе трудно себе представить, чем бы все закончилось! Сначала мальчики, обидевшись на старушку, похитили ее кота. И даже когда Марья Павловна их прямо спросила, не видели ли они Мурлышку, жалость не шевельнулась в их душах. Ребята поняли, что они натворили, лишь тогда, когда у старушки случился сердечный приступ: только после этого они догадались, что поступили подло, и попытались исправить свой поступок. Хорошо, что хоть теперь!

К сожалению, нередко бывает уже слишком поздно исправлять содеянное. Например, в книге Л. Коконина «Стая» говорится о непорядочном отношении людей к щенку, которого они взяли в дом, но не воспитывали и обращались с ним без сострадания, а потом просто не стали искать, когда он сбежал. А между тем, пес стал вожаком стаи, которая стала нападать на людей, чтобы отобрать сумку с едой, одну женщину собаки сильно погрызли. И этот же юноша, который мальчиком просил щенка, а потом не стал с ним заниматься, участвовал в облаве на эту стаю собак. Но разве теперь перевоспитаешь этих собак и разве теперь вернешь здоровье искалеченной жертве стаи - а по сути, жертве равнодушных людей, которые относятся к животному как к игрушке?

Сострадание - очень важное качество, надо стараться воспитывать его в себе - и к людям, и к животным.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста современного лингвиста М.А. Кронгауза:

«То, как мы говорим, рисует наш речевой портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательвым»

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами российского лингвиста Л. Ю. Максимова.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента

текста:« - А может, украл кто-нибудь? Есть такие подлецы...»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему:

«Что такое сострадание» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Как-то летом Лёвка, примостившись на заборе, помахал рукой Серёже.

- (2)Смотри-ка... рогатка у меня. (З)Сам сделал! (4)Бьёт без промаха!

(5)Рогатку испробовали. (6)Марья Павловна выглянула из окна.

- (7)Это нехорошая игра, ведь вы можете попасть в моего кота.

- (8)Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? - дерзко спросил Лёвка.

(9)Марья Павловна пристально посмотрела на него, взяла Мурлышку на руки, покачала головой и закрыла окно.

- (10)Ну и наплевать! - сказал Лёвка. - (11)Мне в водосточную трубу попасть хочется.

(12)Он долго выбирал камешек покрупнее, потом натянул длинную резинку - из окна Марьи Павловны со звоном посыпались стёкла. (13)Мальчики замерли.

- (14)Бежим! - крикнул Лёвка, и ребята бросились наутёк.

(15)Настали неприятные дни ожидания расплаты.

- (16)Старуха обязательно пожалуется, - говорил Лёвка. - (17)Вот злющая какая! (18)Подожди... я ей устрою штуку! (19)Будет она знать...

(20)Лёвка показал на Мурлышку, которого любили все соседи, потому что он никому не доставлял хлопот, а целыми днями мирно спал за окном, подтолкнул Серёжу и зашептал что-то на ухо товарищу.

- (21)Да, хорошо бы, - сказал Серёжа.

(22)Прошло несколько дней.

...(23)Укрывшись с головой шерстяным одеялом и освободив одно ухо, Серёжа прислушивался к разговору родителей.

- (24)Как ты думаешь, куда он мог деться?

- (25)Ну что я могу думать, - усмехнулся отец. - (26)Может, пошёл кот погулять, вот и всё. (27)А может, украл кто-нибудь? (28)Есть такие подлецы...

- (29)Не может быть, - решительно сказала мать, - на этой улице все знают Марью Павловну. (З0)Никто так не обидит старую, больную женщину... (31)Ведь этот Мурлышка - вся её жизнь!

(32)На другой день Марья Павловна подошла к мальчикам.

- (ЗЗ)Ребятки, вы не видели Мурлышку? - (34)голос у неё был тихий, глаза серые, пустые.

- (35)Нет, - глядя в сторону, сказал Серёжа.

(З6)Марья Павловна вздохнула, провела рукой по лбу и

медленно пошла домой. (37)Лёвка скорчил гримасу.

- (38)Подлизывается... (39)А вредная всё-таки, - он покрутил головой. - (40)И правда, сама виновата... (41)Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!

- (42)Фи! - свистнул Лёвка. - (43)Плакса какая! Подумаешь - рыжий кот пропал!

(44)Так прошло ещё несколько дней. (45)Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.

(46)И ребята не выдержали.

- (47)Надо найти старушку, которой мы отдали кота, - решили они.

(48)Но легко сказать «найти», а где её сыщешь теперь, когда столько дней прошло.

(49)Неожиданно им повезло: они увидели её на городском рынке и опрометью бросились к пожилой женщине, которая даже испугалась:

- (50)Да чего вам от меня надобно-то?

- (51)Котика рыжего, бабушка! (52)Помните, мы отдали вам на улице.

- (53)Ишь ты... (54)Назад, значит, взять хотите? (55)Кот ваш орёт днём и ночью. (56)Совсем не нравится он мне.

(57)Когда старушка привела их к своему домику, Лёвка прыгнул в палисадник, уцепился обеими руками за деревянную раму и прижался носом к окну:

- (58)Мурлышка! (59)Усатенький...

(60)Через минуту мальчишки торжественно шагали по улице.

- (61)Только б не упустить теперь, - пыхтел Лёвка. - (62)Нашёлся-таки! (6З)Усатый-полосатый!

(По В. Осеевой) *

* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902-1969) - детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

Пояснение.

Приведём примеры сочинений-рассуждений

15.1. Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.

От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Наша речь – это показатель нашей культуры или бескультурья, нашей духовности или бездуховности, нашего внутреннего богатства или нищеты. Именно об этом и говорит высказывание М.А. Кронгауза: «То, как мы говорим, рисует наш речевой портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательвым».

Попробуем подтвердить наше предположение примерами из текста В. Осеевой. Так, например, в предложении 10 (Ну и наплевать! - сказал Лёвка) представленная речь мальчика не отличается богатством и выразительностью: использование грубого слова не лучшим образом характеризует героя.

Предложение 33 (Ребятки, вы не видели Мурлышку?) приводит нам речь другой героини – Марьи Павловны. Предложение осложнено обращением, причём, это обращение – слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом - так одно слово в речи героини уже позволяет проникнуться к ней с симпатией.

Таким образом, нам удалось доказать, что речь человека – показатель его ума, души, его сути. Следовательно, прав был М.А. Кронгауз, утверждая, что наша речь многое может сказать о человеке.

15.2. В приведённом фрагменте текста отец с осуждением называет тех, кто мог бы украсть любимого кота соседки, подлецами, даже не догадываясь, что эти самые подлецы рядом. Кот – единственное живое суще-ство, к которому привязана Марья Павловна, лишить её этого существа – значит лишить её самого дорогого, что у неё было.

Мальчишки решили отомстить соседке, возомнив себе, что она пожалуется на них родителям. В предложениях номер 16 -19 находим подтверждение этому. Страх сподвиг героев на подлое дело.

Хорошо, что ребята правильно оценили свой поступок и вовремя смогли его исправить. Угрызения совести заставили-таки мальчишек отправиться на поиски кота. Вот почему после встречи с Мурлышкой, они почувствовали себя освобождёнными от груза своего стыда. Неслучайно в предложении номер 60 об их возвращении с котом домой сказано, что они шли «торжественно».

Вся жизнь человека состоит из постоянного выбора, выбора между добром и злом, между правдой и ложью, между милосердием и равнодушием. Важнейшими формами нравственного сознания являются стыд, совесть, долг, обязанность, ответственность. Герои В. Осеевой обладают этими качествами, поэтому, вероятнее всего, в жизни будут избегать поступков, противоречащих их нравственным ориентирам.

15.3. Сострадание – умение переживать чужую боль как свою собственную, желание прийти на помощь, искреннее посочувствовать, не осудить. Способностью к состраданию обладают далеко не все, потому, навер-ное, в нашем обществе растёт недоверие друг к другу. Неспособность сострадать прикрывается подозрительностью, поиском тысяч причин не прийти на помощь.

Мальчишки, герои текста В. Осеевой, решили отомстить соседке, возомнив себе, что она пожалуется на них родителям. Страх сподвиг их на подлое дело. Хорошо, что ребята правильно оценили свой поступок и вовремя смогли его исправить. Они поняли, что кот – единственное живое существо, к которому привязана Марья Павловна, лишить её этого существа – значит лишить её самого дорогого, что у неё было.

Когда у наших соседей случился пожар, все наши знакомые откликнулись на беду: приносили вещи, мебель, деньги. Эта беда стала нашей общей бедой. Пройти мимо означало перестать быть человеком. Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь – важные проявления человечности.

Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему преумножение добра всегда воздаётся сторицей.




ВАРИАНТ 3. Прочитайте текст и выполните задания 2-14.

(1) Как-то летом Лёвка, примостившись на заборе, помахал рукой Серёже.

    (2)Смотри-ка... рогатка у меня. (3)Сам сделал! (4)Бьёт без промаха! (5)Рогатку испробовали. (6)Марья Павловна выглянула из окна.

    (7)Это нехорошая игра, ведь вы можете попасть в моего кота.

- (8)Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? - дерзко спросил
Лёвка.

(9) Марья Павловна пристально посмотрела на него, взяла Мурлышку на руки, покачала головой и закрыла окно.

- (10)Ну и наплевать! - сказал Лёвка. - (11)Мне в водосточную трубу попасть хочется.

(12) Он долго выбирал камешек покрупнее, потом натянул длинную резинку - из окна Марьи Павловны со звоном посыпались стёкла. (13)Мальчики замерли.

- (14)Бежим! - крикнул Лёвка, и ребята бросились наутёк.
(15)Настали неприятные дни ожидания расплаты.

- (16)Старуха обязательно пожалуется, - говорил Лёвка. - (17)Вот злющая
какая! (18)Подожди... я ей устрою штуку! (19)Будет она знать...

(20) Лёвка показал на Мурлышку, которого любили все соседи, потому что он никому не доставлял хлопот, а целыми днями мирно спал за окном, подтолкнул Серёжу и зашептал что-то на ухо товарищу.

- (21)Да, хорошо бы, - сказал Серёжа.
(22)Прошло несколько дней.

...(23) Укрывшись с головой шерстяным одеялом и освободив одно ухо, Серёжа прислушивался к разговору родителей.

- (24)Как ты думаешь, куда он мог деться?

    (25)Ну что я могу думать, - усмехнулся отец. - (26)Может, пошёл кот погулять, вот и всё. (27)А может, украл кто-нибудь? (28)Есть такие подлецы...

    (29)Не может быть, - решительно сказала мать, - на этой улице все знают Марью Павловну. (30)Никто так не обидит старую, больную женщину... (31)Ведь этот Мурлышка - вся её жизнь!

(32) На другой день Марья Павловна подошла к мальчикам.

    (33)Ребятки, вы не видели Мурлышку? - (34)Голос у неё был тихий, глаза серые, пустые.

    (35)Нет, - глядя в сторону, сказал Серёжа.

(36)Марья Павловна вздохнула, провела рукой по лбу и медленно пошла домой. (37)Лёвка скорчил гримасу.

    (38)Подлизывается... (39)А вредная всё-таки, - он покрутил головой. - (40)И правда, сама виновата... (41)Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!

    (42)Фи! - свистнул Лёвка. - (43)Плакса какая! Подумаешь - рыжий кот пропал!

(44) Так прошло ещё несколько дней. (45)Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом. (46)И ребята не выдержали.

- (47)Надо найти старушку, которой мы отдали кота, - решили они.
(48)Но легко сказать «найти», а где её сыщешь теперь, когда столько дней прошло.
(49) Неожиданно им повезло: они увидели её на городском рынке и опрометью бросились к пожилой женщине, которая даже испугалась:

    (50)Да чего вам от меня надобно-то?

    (51)Котика рыжего, бабушка! (52)Помните, мы отдали вам на улице.

    (53)Ишь ты... (54)Назад, значит, взять хотите? (55)Кот ваш орёт днём и ночью. (56)Совсем не нравится он мне.

(57) Когда старушка привела их к своему домику, Лёвка прыгнул в палисадник, уцепился обеими руками за деревянную раму и прижался носом к окну:

- (58)Мурлышка! (59)Усатенький...

(60)Через минуту мальчишки торжественно шагали по улице.

- (61)Только б не упустить теперь, - пыхтел Лёвка. - (62)Нашёлся-таки!..
(63)Усатый-полосатый!
(По В. Осеевой)*

* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902-1969) - детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Лёвка и Серёжа решили украсть кота у Марьи Павловны? »

    Марья Павловна была злой старухой и не нравилась ребятам.

    Марья Павловна считала, что дети играют в плохую игру, и обещала пожаловаться родителям.

    Лёвка и Серёжа решили, что таким поступком покажут умение «постоять за себя».

    Кот орал днём и ночью и поэтому не нравился ребятам.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.

    Ведь этот Мурлышка - вся её жизнь!

    А вредная всё-таки, - он покрутил головой.

    - Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? - дерзко спросил Лёвка.

    Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.

4. Из предложений 36-45 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.

5. Из предложений 49-60 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).

6. Замените разговорное слово «примостившись» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «городской рынок», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 30.

9. Среди предложений 22-28 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

    Как ты думаешь/ 1 куда он мог деться?

    Ну что я могу думать/ 2 - усмехнулся отец. - Может/ 3 пошёл кот погулять/ 4 вот и всё. А может/ 5 украл кто-нибудь? Есть такие подлецы...

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 41. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

- Надо найти старушку/ 1 которой мы отдали кота/ 2 - решили они. Но легко сказать «найти»/ 3 а где её сыщешь теперь/ 4 когда столько дней прошло.

13. Среди предложений 15-21 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 46-52 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1,15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2,15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя современного лингвиста М.А. Кронгауза: «То, как мы говорим, рисует наш речевой портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательным». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.А. Кронгауза.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «- А может, украл кто-нибудь? Есть такие подлецы...» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Не надо было разбрасывать. Под диван не надо было запихивать ногою. Но я разбрасывал. И запихивал, эх… Конечно, они бегут от меня. Иногда парами, но чаще по одному. А второму тогда что? Какая жизнь? Носки – они ведь как лебеди. Не живут поодиночке.
Но в этом конкретном случае я не виноват. Я их не обижал, правда. Просто один взял и и сгинул. А может, украл кто. На счастье.
Второй, оставшись без пары, затосковал сильно. Невыносимо было смотреть. И да, я взялся утешать его, а что? Он один на свете, да и я, в общем, тоже…
Имя долго не могли подобрать. Я предлагал Федей или Игорем назвать, а ему нравилось Густав.
- Фу… Претенциозно. Тогда уж Густав-Катарина-Юлиан фон Козяускас.
- Ой! Козяускас? Да! Буду Козяускас!
Ну и зажили потихоньку. Вдвоём всё же легче.
Оказалось, что я ничего не знаю о природе носков. Думал, их на фабриках делают, из ниток. Оказалось не так. На фабриках только красят, пакуют и этикетки клеят. Красят, потому что все носки рождаются чёрными. Они появляются из Тьмы. Тьма – это мягкий, очень длинный, но довольно тонкий Змий. По ночам он обвивает практически всё небо, а днём прячется под землёю. Когда Змий сбрасывает шкуру, она распадается на носки, а специальные люди потом их собирают в горах и пустынях и отвозят на фабрики. Там окрашенные носки скоро забывают своё змеиное прошлое, а вот чёрные – нет. Не забывают. И нам не стоит об этом забывать.Я очень хорошо отношусь к Козяускасу и многим ему обязан, но всё же стараюсь помнить, что он – порождение мрака.
Но это совершенно не мешает нам жить душа в душу. И когда приходится расставаться, мы скучаем. Когда, например, я уезжаю надолго, или он где-то шастает по нескольку суток.
Зато как уж радостно встречаемся после разлуки! Нет, внешне это, может и не выглядит бурной радостью… Ну там, обнимемся, может, иногда, но это редко. Обычно я так спокойно, со скукой даже, говорю: «Привет. Явился, наконец?» Или: «Ну, как ты тут без меня?» А он мне: «Дарова, старый хрен.» Вот и всё. Но на душе теплеет. А чего же ещё надо? Просто чтоб теплело иногда. Наверное, это люди и называют счастьем.
Вообще, я дожен сказать, что мир, в общих чертах, прекрасен. Дни его прекрасны и ночи. Сумерки бывают отменно хороши. Да и остальное всё. Лазает, правда, по всей этой прелести некая костлявая грымза и портит общее впечатление. Стараешься, конечно, не замечать её, но это уж как получится.
Последнее время, что-то слишком уж часто стала она мелькать поблизости. Но вплотную пока не подходит, опасается. Нас всё же двое, а она одна. Пусть только сунется.
Когда-нибудь и сунется, конечно, а как же. Дело такое. Но на этот случай у нас для неё сюрприз. Мы с Козяускасом тогда обернёмся птицей. Чёрно-белым воробьём, одним на двоих. Фырь – и нету нас, упорхнули. Летим себе такие, ветер в перьях свистит, глаза ясные, сухие. Только в левом вроде слезинка. Да не, показалось… Долго будем лететь, а когда долетим, там и посмотрим, чего дальше.

Рецензии

Нет, ну надо же так писать! Среди цветных стёклышек радости и озорства автор коварно рассыпает репей самых экзистенциальных сомнений. Замучаешься эти колючки вычёсывать, а сам хитрый сказочник - порх! - и улетел с носком на пару, и только слезинка в воздухе на мгновение зависла. Кап на темечко. Не дождь ли? Ан нет, Миша Поторак воробьём упорхнул. Сами Вы Козяускас, вот!
С любовью (куда уж без неё),

Есть у меня друг Серёга, изумительный поэт. Один из лучших нынешних поэтов, думаю. Так вот, Серёга полагает этот текст самым грустным у меня)Я, правда, с ним не согласен))

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....