1 ое лицо единственное число. Личные местоимения: правила, произношение

Писать от третьего лица просто, надо лишь немного попрактиковаться. Его использование в академических, то есть учебных или научных текстах означает отказ от местоимений «я» или «вы», как правило, с целью достижения более объективного и формального стиля. В художественной литературе третье лицо может принять форму различных точек зрения - точки зрения всезнающего автора, ограниченного повествования от третьего лица (одного или нескольких фокальных персонажей) или объективного повествования от третьего лица. Выбирайте сами, с какой из них вы будете вести свой рассказ.

Шаги

Академическое письмо от третьего лица

    Используйте третье лицо для любых академических текстов. Описывая результаты исследований и научные доказательства, пишите от третьего лица. Так ваш текст будет более объективным. В академических или профессиональных целях эта объективность важна, чтобы написанное вами производило впечатление непредвзятости и, следовательно, заслуживало большего доверия.

    Используйте правильные местоимения. В третьем лице о людях говорится «со стороны». Используйте существительные, имена собственные или местоимения третьего лица.

    • К местоимениям третьего лица относятся: он, она, оно, они и их формы во всех падежах - его, ее, их, ему, ей, им, ими и так далее.
    • Имена людей также подходят для изложения от третьего лица.
    • Пример: «Орлов полагает иначе. Согласно его исследованиям, более ранние заявления по данной теме неверны».
  1. Избегайте местоимений первого лица. Первое лицо предполагает личную точку зрения автора, а значит, такое изложение выглядит субъективным и основанным на мнении, а не на фактах. В академическом эссе следует избегать первого лица (если заданием не предусмотрено иное - скажем, изложить ваше мнение или результаты вашей работы).

    Избегайте местоимений второго лица. Посредством их вы обращаетесь непосредственно к читателю, как будто знаете его лично, и стиль вашего письма становится слишком фамильярным. Второе лицо никогда не следует использовать в научных работах.

    Говорите о субъекте общими словами. Иногда автору нужно сделать отсылку к субъекту, не называя его конкретно. Другими словами, ему требуется упомянуть человека в общем, а не какое-то уже известное лицо. В этом случае обычно и возникает искушение написать «вы». Однако в данном случае уместно будет воспользоваться существительным, носящим обобщенный характер, или местоимением - неопределенным, определительным или отрицательным.

  2. Избегайте избыточной конструкции «он или она». Иногда современные авторы пишут «он или она» вместо «он», хотя субъект изначально упомянут в мужском роде.

    • Такое использование местоимений продиктовано политкорректностью и является нормой, к примеру, в английском языке, но в русском обычно лишь делает фразу избыточной. После существительного «ученый», «врач», «ребенок», «человек» можно и нужно писать «он».
    • Неправильно: «Свидетель хотел дать анонимные показания. Он или она боялся пострадать, если его или ее имя станет известно».
    • Правильно: «Свидетель хотел дать анонимные показания. Он боялся пострадать, если его имя станет известно».

    Точка зрения всезнающего автора

    1. Перемещайте фокус от одного персонажа к другому. Когда вы пишете художественный текст с точки зрения всезнающего автора, повествование перескакивает от одного персонажа к другому, а не следует за мыслями, действиями и словами одного героя. Автор знает все о каждом из них и о мире, в котором они живут. Он сам решает, какие мысли, чувства или поступки открыть читателю, а какие скрыть от него.

      • Допустим, в произведении четыре главных действующих лица: Уильям, Боб, Эрика и Саманта. В разные моменты повествования писателю следует изобразить действия и мысли каждого из них, причем он может делать это в пределах одной главы или абзаца.
      • Пример: «Уильям подумал, что Эрика солгала, но ему хотелось верить, что у нее была на то веская причина. Саманта тоже была уверена, что Эрика лжет, к тому же ее мучила ревность, так как Тони посмел подумать хорошо о другой девушке».
      • Авторам всеведущих повествований следует избегать резких скачков - не стоит менять взгляды персонажа в пределах одной главы. Это не нарушает канонов жанра, но является признаком повествовательной рыхлости.
    2. Раскрывайте любую информацию, какую пожелаете. С точки зрения всезнающего автора рассказ не ограничен переживаниями и внутренним миром единственного персонажа. Наряду с мыслями и чувствами, писатель может открывать читателю прошлое или будущее героев непосредственно по ходу повествования. Кроме того, он может высказывать собственное мнение, оценивать события с позиции морали, описывать города, природу или животных отдельно от сцен с участием персонажей.

      • В определенном смысле автор, пишущий с этой точки зрения, является кем-то вроде «бога» в своем произведении. Писатель может наблюдать за действиями любого персонажа в любой момент, причем, в отличие от наблюдателя-человека, он не только видит внешние проявления, но и способен заглянуть во внутренний мир.
      • Знайте, когда следует скрыть информацию от читателя. Хотя автор может рассказать обо всем, о чем он пожелает, произведению может пойти на пользу доля недосказанности, когда некоторые вещи открываются постепенно. Например, если один из героев окутан аурой загадочности, разумно будет не допускать читателя до его чувств, пока не раскроются его истинные мотивы.
    3. Избегайте использования местоимений первого и второго лица. Местоимения первого лица - «я», «мы» и их формы - могут появляться только в диалогах. То же самое относится ко второму лицу - «ты» и «вы».

      • Не используйте первое и второе лицо в повествовательной и описательной части текста.
      • Правильно: «Боб сказал Эрике: „По-моему, это довольно страшно. А ты как думаешь?”»
      • Неправильно: «Я подумал, что это довольно страшно, и Эрика с Бобом согласились. А вы как думаете?»

    Ограниченное повествование от третьего лица (один персонаж)

    1. Выберите героя, с точки зрения которого вы поведете рассказ. При ограниченном повествовании от третьего лица автор имеет полный доступ к действиям, мыслям, чувствам и взглядам единственного персонажа. Он может писать непосредственно с позиции мыслей и реакций этого персонажа или же отступить в сторону для более объективного рассказа.

      • Мысли и чувства остальных персонажей остаются неизвестными для рассказчика на протяжении всего текста. Выбрав ограниченное повествование, он уже не может свободно переключаться между разными действующими лицами.
      • Когда повествование ведется от первого лица, рассказчик выступает в роли главного героя, в то время как в повествовании от третьего лица все с точностью до наоборот - здесь автор отдаляется от того, что пишет. В этом случае рассказчик может раскрыть какие-то детали, каких не раскрыл бы, если бы повествование велось от первого лица.
    2. Описывайте поступки и мысли персонажа «со стороны». Хотя писатель и фокусируется на одном персонаже, он должен рассматривать его отдельно от себя: личности рассказчика и героя не сливаются! Даже если автор неотступно следует за его мыслями, чувствами и внутренними монологами, вести повествование нужно от третьего лица.

      • Иными словами, местоимения первого лица («я», «меня», «мой», «мы», «наш» и так далее) могут использоваться только в диалогах. Рассказчик видит мысли и чувства главного героя, но герой не превращается в рассказчика.
      • Правильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно после ссоры со своим парнем».
      • Правильно: «Тиффани подумала: „Я чувствую себя ужасно после нашей с ним ссоры”».
      • Неправильно: «Я чувствовала себя ужасно после ссоры с моим парнем».
    3. Показывайте действия и слова других персонажей, а не их мысли и чувства. Автору известны только мысли и чувства главного героя, с позиции которого ведется рассказ. Однако он может описывать других персонажей так, как их видит герой. Рассказчик может все то, что может его персонаж; он только не может знать, что творится в голове у других действующих лиц.

      • Писатель может строить догадки или предположения в отношении мыслей других персонажей, но только с точки зрения главного героя.
      • Правильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно, но, видя выражение лица Карла, она понимала, что и ему не лучше - а то и хуже».
      • Неправильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно. Однако она не знала, что Карлу было еще хуже».
    4. Не раскрывайте информацию, которой не владеет герой. Хотя рассказчик может сделать отступление и описать место действия или других персонажей, он не должен говорить ни о чем, чего не видит или не знает герой. Не перескакивайте от одного персонажа к другому в пределах одной сцены. Действия других персонажей могут стать известными, только если они происходят в присутствии героя (или он узнает о них от кого-то еще).

      • Правильно: «Из окна Тиффани видела, как Карл подошел к дому и позвонил в дверь».
      • Неправильно: «Как только Тиффани вышла из комнаты, Карл вздохнул с облегчением».

    Ограниченное повествование от третьего лица (несколько фокальных персонажей)

    1. Переключайтесь с одного персонажа на другой. Ограниченное повествование от лица нескольких персонажей, называемых фокальными, означает, что автор ведет рассказ с точки зрения нескольких героев поочередно. Используйте видение и мысли каждого из них, чтобы раскрыть важную информацию и помочь развитию сюжета.

      • Ограничьте количество фокальных персонажей. Вам не следует писать с точки зрения множества действующих лиц, чтобы не запутать читателя и не перегрузить произведение. Уникальное видение каждого фокального персонажа должно играть определенную роль в повествовании. Спросите себя, каков вклад каждого из них в развитие сюжета.
      • Например, в романтической истории с двумя главными героями - Кевином и Фелицией - автор может дать читателю возможность понять, что творится на душе у них обоих, описывая события попеременно с двух точек зрения.
      • Одному персонажу можно уделить больше внимания, чем другому, но каждый фокальный персонаж должен получить его долю в тот или иной момент развития истории.

    Лицо глагола мы можем определить в формах повелительного и изъявительного наклонения. В повелительном наклонении глагол всегда имеет форму второго лица, то есть согласуется с местоимениями ты или вы : ты отрежь, поешь, сложи; вы протрите, отправьте, спойте.

    В изъявительном наклонении изменяются по лицам и числам, то есть спрягаются, глаголы в формах настоящего и будущего времени. В прошедшем времени у глагола лица нет , а можно определить род: поплавал, поплавала, поплавало.

    В настоящем и будущем времени изъявительного наклонения лицо глагола определяется по личным окончаниям:

    Я пиш-у мы пиш-ем я буд-у писать мы буд-ем писать

    ты пиш-ешь вы пиш-ете ты буд-ешь писать вы буд-ете писать

    он пиш-ет они пиш-ут он буд-ет писать они буд-ут писать

    Лицо глагола в отличие от рода глагола можно определять по местоимению и по вопросам к глаголам.

    К 1 лицу относятся местоимения Я - МЫ - что делаю? или что делаем?

    Ко 2 лицу относятся местоимения ТЫ - ВЫ - что делаешь? или что делаете?

    К 3 лицу относятся местоимения ОН - ОНА - ОНО - ОНИ - что делает? или что делают?

    Подставляя вместо существительного местоимение к глаголу узнаем лицо глагола. Какое местоимение, такое и лицо глагола.

    Но лицо в глаголах определяется только в настоящем и будущем времени, в прошедшем определять нельзя.

    Мама идет - она идет - что делает? - 3 лицо.

    Дерево упадет - оно упадет - что делает? 3 лицо.

    В изъявительном наклонении определить лицо глагола не сложно, для этого надо просто задать соответствующий вопрос. Например возьмем этот же глагол Определять В настоящем времени он будет спрягаться по лицам. Я что делаю? - Определяю, Он что делает? - Определяет. Ты что делаешь? - Определяешь. Главное запомнить, что местоимения Я-Мы относятся к 1 лицу, Ты-Вы - ко второму, а Он-Они-Оно-Она - к третьему.

    Лицо глагола можно определить только в будущем или настоящем времени, потому что в прошедшем мы получим Я что делал? - Определял, Ты что делал? - Определял. То есть в прошедшем времени мы можем получить только род: Она что делала? - Определяла.

    Ну а в повелительном наклонении мы имеем только Определяй и Определяйте для местоимений Ты и Вы.

    Лицо глагола в русском языке это грамматическая категория глаголов, которая определяет отношение происходящего действия к участникам речи.

    Проще говоря, лицо глагола указывает на того, кто совершает действие.

    Для того, чтобы определить лицо глагола выделяем личное окончание глагола и задам вопросы :

    • Что делаю? Что сделаю? Что делаем? Что сделаем? - на эти вопросы отвечают глаголы 1 лица.
    • глаголы 2 лица будут отвечать на: Что делаешь? Что сделаешь? Что делаете? Что сделаете?
    • а глаголы 3 лица: Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?

    То есть глаголы 1-го лица - это я, мы.

    Второго лица ты, вы.

    Третье лицо - он, она, они, оно.

    Лицо глагола определяем по личным окончаниям. Причем сделать это можно лишь в настоящем и будущем воемени глагола изъявительного наклонения. Что же касается повелительного наклонения, то глагол будет второго лица.

    Глаголы в изъявительном наклонении, которые будут относиться/относятся

    • к 1 - ому лицу будут иметь/имеют следующие окончания: -ую-, -аю-, -яю-, -им-, -ем-.
    • ко 2 - ому лицу с окончаниями: -ишь-, -ешь-, -ете-, -ите-.
    • к 3 - ему же лицу отнесем глаголы с такими окончаниями: -ит-, -ет-, -ют-, -ут-, -ат- и -ят-.

    Пою, играю, мою, плаваю, пьем, танцуем и тд - первое лицо;

    Пьешь, играешь, моешь, плаваете, танцуете и тд - второе лицо;

    Пьет, играет, моют, танцуют и тд - третье лицо.

    Если вы хотите определить лицо глагола, то для этого нужно обращать внимание на окончание глагола и задать ему вопрос. У каждого лица глагола свой вопрос. Вот таблица, по которой можно посмотреть какие вопросы относятся к какому лицу:

    Для того чтобы осуществить определения лица глагола, необходимо просто напросто подставить подходящее местоимение и соответственно задать от него к вашему глаголу вопрос. Вот на основании это и будет определено лицо.

    А вот более детальный разбор с примерами:

    Чтобы определить к каому лицу относится тот или иной глагол достаточно посмотреть на его окончание, задать соответствующий вопрос и определить спряжение.

    • К примеру, 1-е лицо имеет окончание: -у, -ю,
    • А вот второе лицо -ешь (и во втором спряжении -ишь),
    • В третьем лице будет -ет и -ит.
    • а дальше надо смотреть множественное число.

    Лицо глагола как определить по окончанию :

    Лицо у глаголов можно определить либо по окончаниям глаголов, либо попробовать подобрать местоимение к ним.

    Так, 1 лицо - я, мы. Пример: я читаю, мы читаем.

    2 лицо - ты, вы. Пример: ты читаешь, вы читаете.

    3 лицо - она, он, оно, они. Пример: он читает, она читает, оно читает, они читают.

    Лицо у глаголов можно определить только у глаголов в изъявительном и повелительном наклонениях.

    Нужно смотреть либо на окончание глагола, либо на сопутствующее существительное - в ряде случаев второй вариант будет наиболее простым и быстрым. В первом же случае вам пригодится вот такая табличка:

    Стоит только немного разобраться в этом вопросе, потом лицо будет определяться уже интуитивно (да, это высший пилотаж у школьника).

    При этом нужно помнить, что у инфинитива, а также глаголов в прошедшем времени лицо определить не удастся, можно даже не мучиться.

Лица в русском языке являются важным морфологическим признаком самостоятельных частей речи. Хорошо владея этим правилом, можно без труда определять тип односоставных предложений, а также правильно составлять

Русский язык богат своим словесным многообразием, но и среди такого огромного выбора есть основа, фундамент языка. Этой основой являются самостоятельные части речи. в русском языке может «научить» правильно писать сложные орфограммы глаголов, правильно согласовывать их с другими частями речи, а также правильно составлять видовые формы. Глагол - это одна из главных самостоятельных частей речи, обозначающая «действие» предмета, совершаемое кем-то/чем-то. К основным морфологическим признакам глагола относятся: спряжение, вид, время, лица. Русский язык в "сундуке знаний" имеет два спряжения, правильно определить которые опять же поможет только хорошее знание лиц.

Итак, лица в русском языке бывают трех видов: 1-е лицо, 2-е и 3-е.

Так как лицо - это признак глагола, определяющий «кто» или «что» совершает действие, то определять его нужно с помощью местоимений.

Первое лицо указывает на то, что действие совершает сам рассказывающий (это значит, что к глаголу нужно подставлять личное местоимение «я»): я слушаю, я вижу. Что же касается множественного числа, то здесь подставляется местоимение «мы»: мы делаем, мы готовим.

Второе лицо указывает на то, что действие совершает собеседник рассказчика (подставляют местоимения «ты» - в единственном числе, или «вы» в множественном числе): ты делал, ты знаешь, вы видели, вы работали. Определить помогает именно знание второго лица: для этого глагол нужно представить в совокупности с местоимением «ты» и по окончанию уже будет точно видно I-е или II-е спряжение (если глагол имеет окончание ЕШЬ, то это I-е спряжение, если же окончание ИШЬ, то - II-е).

Лица в русском языке имеют и третью форму, которая указывает на предмет осуществления действия. В этом случаи к глаголу следует подставить местоимения «он/она/оно» для единственного числа и «они» для множественного: они спешат, оно светит, он рисует, она играет.

Таким образом, хорошо усвоив это правило, можно избежать многих грамматических и Также знание этого правила помогает при определении типа односоставного простого предложения.

Бывают безличными, неопределенно-личными и определенно-личными. Для предложений первого типа характерны глаголы в начальной форме (инфинитив), а также безличные глаголы. Стоит отметить, что особенностью этого типа односоставного предложения является выраженность в нем глагола через слово "нет".

В определенно-личных предложениях чаще всего встречаются глаголы 2-го лица, причем как в множественном, так и в единственном числе.

Неопределенно-личные имеют в своем составе глаголы 3-го лица (то есть с местоимением «кто-то/они»).

Лица в русском языке являются определяющим признаком частей речи. Они помогают правильно сочетать слова, правильно писать их суффиксы/окончания, а также грамотно излагать свои мысли.

Глаголы 2 лица: Что делаешь? Значение 3-го лица в грамматиках называют предметно-личным, т.к. субъектом ситуации, обозначаемой формой 3-го лица, может быть как лицо, так и неодушевленный предмет. Спряжение - это изменение глаголов в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам (аналогично склонению для имен существительных).

Лицо — это важнейшая категория глагола, с помощью которой указывается, кто производит действие. Категория лица присуща глагольным формам настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, а также формам повелительного наклонения. 1 лицо глагола – обозначает, что действие относится непосредственно к говорящему, он является субъектом речи (я варю кофе, я куплю яблок). 3 лицо глагола – выражает отношение действия к лицу либо к предмету, который не участвует в речи (он идет в кино, она погладит рубашку).

Глаголы 1 лица отвечают на вопросы: Что делаю? Что сделаю? В повелительном наклонении формы 1-го и 3-го лица образуются при помощи частиц давайте, да, пусть, пускай. Среди них есть крошечные, с булавочную головку, и крупные, такие, как киты. В океанах живут акулы. Они тоже бывают разные.

Что такое лицо глагола в русском языке?

Лицо - словоизменительная грамматическая категория глагола, свойственная финитным (см.) формам настоящего-будущего времени (cм. Время) (презенса). Лицо имеет черты как синтаксической, так и номинативной категории. В русской грамматической традиции формы, имеющие лично-числовой показатель, называются личными, или спрягаемыми (см. Система форм глагола, Финитность).

Глагол дать и производные от него имеют во мн.ч. окончание II-го спряжения в 1-м и 2-м лице (дад-им, дад-ите) и окончание I-го спряжения в 3-м лице (дад-ут). Глагол есть и производные от него спрягаются во мн.ч. по II-му спряжению. Спрягаемые формы глагола быть (буду, будешь и т.д.) относятся к будущему времени. В парадигму повелительного наклонения традиционные грамматики включают формы 2-го лица единственного и множественного числа и формы совместного действия.

1.2. Выражение категории лица: повелительное наклонение

ПРИМЕЧАНИЕ. В формах повелительного наклонения обнаруживаются элементы агглютинации, в целом не свойственной для русской морфологии. Типичным способом выражения грамматических значений в русском языке является флективный – выражение нескольких (или всех) грамматических значений в пределах одного показателя, флексии. У глаголов совершенного вида и глаголов однонаправленного движения (типа идти, лететь) несовершенного вида форма совместного действия синтетическая.

Синтетические формы без -те могут употребляться и при обращении к нескольким лицам: Ребята, бежим!; Девочки, зайдем в магазин! Аналитическая форма давай может употребляться только при обращении к одному адресату: Маша, давай зайдем в магазин!

2.4. Употребление личных форм в собственном значении

Вопрос о статусе категории лица не имеет в отечественной грамматической традиции однозначного решения. Существует подход, в рамках которого лицо трактуется как чисто синтаксическая (согласовательная) категория, не имеющая собственного номинативного значения.

2.3. Лицо и семантика глагола. Личные и безличные глаголы

При таком подходе даже в безличных и неопределенно-личных предложениях постулируется нулевое подлежащее. Категория лица глагола имеет слишком много отклонений от этой схемы, чтобы рассматривать выбор лица как каноническое согласование. Во-первых, у контролера согласования нет грамматической категории лица. У личных местоимений лицо является лексическим, а не грамматическим значением. Другое дело, что по форме 3-го лица, в отличие от 1-2 лица, нельзя определить референт субъекта глагола.

2.4.1. Изъявительное наклонение

2-му лицу, адресату. На употребление и интерпретацию лично-числовых форм глаголов влияют различные семантические, синтаксические и коммуникативные факторы. Значение конструкции 3-го лица (Пусть он войдет!) также, по-видимому, содержит имплицитный «адресатный компонент» (что-то вроде ‘скажи ему, чтобы он вошел’). У личных глаголов, т.е. глаголов, формально имеющих полную личную парадигму, употребительность тех или иных форм лица зависит от лексического значения глагола.

Значение категории лица глаголов

12) В настоящее время обучаюсь по вечерней форме на 5 курсе Финансовой Академии при Правительстве Российской Федерации, факультет: «Финансы и кредит». Кроме собственных (прямых) употреблений каждая форма лица имеет несобственные (расширительные или переносные) употребления. Форма 1-го лица единственного числа практически не поддается обобщению.

54) Иногда ты играешь с ней в одной сцене и не понимаешь, что она делает, пока не посмотришь отснятый материал. 58) Я с неким злорадством смотрю на него, он поворачивается ко мне, козыряет и, отдавая документы, произносит: «Всё в порядке, можете ехать». И наоборот, в современной разговорной речи иногда встречается выбор формы сказуемого по реальному числу референта подлежащего вопреки вежливому «Вы», ср.: *Выпила лекарства?

Существуют также глаголы, употребляющиеся только в форме 3-го Л. ед. ч. и в безличном значении: Смеркается; Меня знобит (см. Безличные глаголы). В этом случае они требуют при себе не формы инфинитива, а формы 1-го лица множественного числа (ср. с синтетической формой совместного действия от тех же глаголов).

Ни для кого не составляет труда говорить без ошибок. Произнося слова русского языка, никто даже не задумывается над их составлением и произношением. Однако в письменной речи требуется соблюдение определённых правил. Иногда на уроках русского языка школьникам предлагается определить лицо глагола. Для того чтобы справиться с этой задачей, необходимо придерживаться необходимых рекомендаций. И прежде всего нужно понимать, что представляет собой эта категория?

Определение

Лицом глагола называется грамматическая группа, которая изменяет слово и выражает сопоставимость действия, указанного этим словом по отношению к собеседнику . Другими словами, она обозначает того, кто выполняет это действие. Эта категория свойственна формам в настоящем и будущем времени в изъявительном и повелительном наклонениях и считается одним из признаков, подверженных частым изменениям. Поэтому очень важно знать правила его определения.

Для того чтобы правильно определить эту категорию слов, следуйте нижеперечисленным советам.

Поставьте вопрос к нужному слову:

  • Для 1 лица: что делаю? что делаем? (читаю, читаем).
  • Для 2: что делаешь? что делаете? (читаешь, читаете).
  • Для 3: что делает? что делают? (читает, читают).

Становится понятным, что ко всем словам ставится вопрос как для единственного , так и для множественного числа.

Очень легко можно установить эту категорию с помощью местоимения, подходящего по смыслу. Для этого нужно совершить следующие действия:

  • Для 1 лица: я, мы. – Я сижу, мы сидим.
  • Для 2: ты, вы. – Ты сидишь, вы сидите.
  • Для 3: он она, оно, они. – Она сидит, они сидят.

Уделите внимание личным окончаниям:

  • Глагол 1 лица единственного числа имеет окончания -аю (я бегаю, я падаю) -ую (я рисую, танцую), -яю (я гуляю, стреляю). Во множественном числе: -им, -ем (мы едим, пишем).
  • Во 2 лице единственного числа имеет окончания -ишь, -ешь (ты слышишь, пишешь), а множественного числа: -ите, -ете (вы сидите, пишете).
  • В 3 лице единственного числа имеет окончания -ит, -ет (он сидит, она пишет), а множественного числа: -ут, -ют, -ат, -ят (они идут, гуляют, спешат, сидят).

Неплохо будет воспользоваться специальной таблицей, содержащей примеры. Её можно составить самостоятельно, заполнив примерными словами с каждым видом окончаний . Такой способ поможет с лёгкостью научиться узнавать правильность написания, выучив наизусть окончания.

Запомните: невозможно определить эту категорию слов у глаголов прошедшего времени. Это касается и инфинитива.

Приведём примеры: пела (ты, она, я), петь (тебе, ему, мне). Безличные (морозило, темнело) также не подлежат изменению в такой форме. При помощи подставки нужных местоимений можно сделать вывод, что у подобных форм эта категория отсутствует!

В особенно трудных случаях применяйте способы определения, которые знаете. Формы 1 и 3 лица могут быть выражены повелительном наклонении. В этом случае их образование происходит при участии частиц да, давайте, пусть, пускай .

Последовательность определения

Расскажем поэтапно, как определить эту категорию:

Определение возвратных глаголов, их лица и числа

Возвратный глагол отличается от невозвратного в виде суффиксов -ся и -сь.

  • Суффикс -сь следует за гласными буквами (получилось, понизилось, понравилось).
  • Суффикс -ся следует за окончаниями слов (берёт – берётся, говорит – говорится) и за согласными (обижаются, убеждаются).

Чтобы объяснить, что это такое, приведём примеры:

Роман оделся и собрался на работу. Татьяна обиделась на подругу. Солнце закатилось за тучу.

За словами такой формы никогда не употребляются существительные и местоимения в винительном падеже.

Лицо возвратного глагола в единственном числе определяется по существительному или местоимению, которое относится к глаголу, а также по окончаниям глаголов.

Например: я смеюсь (1), ты смеёшься (2), он смеётся (3), дом строится (3). Во множественном числе эта категория слов определяется так же. Например: они смеются, он смеётся (3), смеёшься, вы смеётесь (2), я смеюсь, мы смеёмся (1).

Лицо глагола является одной из важнейших его категорий. Для того чтобы грамотно писать на русском языке, необходимо научиться правильному определению этой категории. Тщательно изучите правила и алгоритм определения и строго соблюдайте их при письме. Это даст возможность не допустить ошибок.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...