Зачем использовать в речи наречия. Всё, что нужно знать о наречии

Цели урока:

1) обобщить и расширить знания о наречии как части речи, обогатить речьучащихся наречиями;
2) вырабатывать навыки правильного написания наречий;
3) воспитание интереса к урокам русского языка.

Ход урока

1. Беседа о наречии.

– Можно ли обойтись без наречий в нашей речи? Для чего они нам нужны? Что такое наречие? Каковы отличительные признаки наречия? От какой части речи оно зависит? Подберите к глаголам читать, работать как можно больше наречий.

(Читать громко, тихо медленно, красиво, старательно, легко, вдумчиво, выразительно; работать допоздна, тщательно, аккуратно, умело, сознательно, весело, тяжело, добросовестно, вручную, изредка, усердно, рано, поздно )

Вывод: наречие – часть речи, обозначает признак действия, не изменяется: не склоняется, не спрягается, отвечает на вопросы как? когда? где? куда? зачем? с какой целью?

Задание 1. Запишите. Подчеркните наречия как члены предложения.

Есть существа, способные так прямо, и верно, и открыто, и сияющее смотреть, что сами станов..тся похожи на солнце. Сколько есть таких светл..любивых р..стений с цветом-солнцем посреди. (М.Пришвин)

– К наречию верно подберите синоним, придумайте предложение, используя наречия-синонимы в качестве однородных членов.

(Текст станет бессмысленным. Обозначая признак действия, наречия необходимы для того, чтобы более точно характеризовать действие, предмет, признак, передать наше отношение к ним. Верно – преданно. – Он служил делу верно и преданно.)

Задание 2. Замените фразеологизмы наречием:

Задание 3. Составьте и запишите словосочетания с данными наречиями. Какие из данных наречий являются родственными. Устно подберите проверочные слова.

Т..инственно, невд..леке, уд..влённо, вд..ли, непод..лёку, напр..мик, изд..вна, дот..мна, изд..лека, изр..дка, исподт..шка, бер..жно, вс..мером, доч..ста, впл..тную, ш..потом.

(Шептать таинственно, находиться невдалеке, смотреть удивлённо, разгорается вдали, увидеть неподалёку, идти напрямик, жить издавна, гулять дотемна, услышать издалека, изредка вспоминать, делать исподтишка, относиться бережно, репетировать всемером, вымыть дочиста, подойти вплотную, говорить шёпотом )

(Невдалеке, неподалёку, издавна, издалека .)

– От какой части речи зависит наречие?

Вывод: наречие зависит от глагола.

4. Прослушайте стихотворение С.Я.Маршака “Друзья – товарищи”. Какая часть речи встречается в этом стихотворении? Каким членом предложения являются наречия? Сделайте морфологический, словообразовательный и морфемный разбор одного из наречий.

Вывод: наречие – неизменяемая часть речи, не имеет окончания, образуется от прилагательных.

5. Синтаксический разбор предложения.

Впереди перед другими понёсся витязь всех бойчее, всех прекраснее.

– Из какого произведения это предложение? (Н.В.Гоголь “Тарас Бульба”)

– Чем отличаются наречия в этом предложении? (Стоят в превосходной степени )

Вывод: наречия имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.

6. Прочитай правильно: пиши красивее, сядь удобнее, вытри дочиста, сделай иначе, уехать надолго.

(пиши краси?вее, сядь удо?бнее, вытри до?чиста, сделай и?на?че, уехать надо?лго)

7. Сценка “Рецепт”.

Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:

– В каком классе ты учишься, молодой человек?

– В седьмом.

– А дружно вы живёте в своём классе?

– Нормально. Жутко дружно, ужасно весело...

– Жутко дружно, ужасно весело! А учитесь-то хорошо?

– Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

– Нормально... В пух и прах хвалит... Да, болезнь серьёзная, у тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

Врач даёт рецепт – учебник русского языка.

– Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? Как их исправить?

(Жутко дружно – очень дружно, жутко весело – очень весело, в пух и прах хвалит – часто)

8. Рассмотрите таблицу и сделайте вывод: какая гласная в приставке отрицательного наречия пишется при отрицательном сказуемом?

9. Продолжите предложения, используя наречия:

Читай задание к упражнению (как?)...

(Внимательно, вдумчиво)

К учёбе относись (как?)...

(Старательно)

Воспитанный человек должен относиться к окружающим (как?)...

(Хорошо – неплохо, прекрасно, превосходно, доброжелательно)

Физминутка с наречими.

Встаньте прямо , поверните голову налево , направо, посмотрите вверх, вниз ; слегка закройте глаза, сильно зажмурьте глаза, посмотрите вдаль, сядьте правильно , слушайте внимательно, пишите аккуратно .

10. Прочитайте пословицы и поговорки. Спишите, подчеркните наречия. Что общего в этих предложениях?

1) Кто без устали болтает, в том толку (не) бывает. 2) Делать наспех – сделать на смех. 3) Неправдой нажитое впрок (не) пойдёт. 4) Предупредить (во)время – дело друзей. 5) И мешок (не) покажется тяж..лым, если его поднимать (в)двоём. 6) Колос зреет – голову клонит (к)низу, человек богатеет – голову зад..рает (к)верху.

1) Кто без устали болтает, в том толку не бывает. 2) Делать наспех – сделать на смех. 3) Неправдой нажитое впрок не пойдёт. 4) Предупредить вовремя – дело друзей. 5) И мешок не покажется тяжёлым, если его поднимать вдвоём. 6) Колос зреет – голову клонит книзу , человек богатеет – голову задирает кверху.

11. Выберите нужное слово из двух данных и вставьте в предложение.

1) Весна торопит: ... она ранняя. Я... вновь еду в деревню. (Нынче, вновь) 2) Хорошо слушать, как... ворчит собака. Хозяин, придя со службы, ... обедал, отдыхал. (Сытно, сыто) 3) Полежав... минут пять, он опять повернулся на спину. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лёг, играя, ... на песок. (Ничком, навзничь)

Вывод: надо различать наречия по смыслу.

12. К данным наречиям подберите антонимичные наречия.

Вниз -..., вперёд -..., вдали – ..., вперёд – ..., встарь – ..., часто – .., засветло -..., поздно -..., глубоко -..., узко -..., рассеянно -..., небрежно – ..., тяжело -..., медленно – ... .

(Вверх, вниз, вблизи, назад, вновь, редко, затемно, рано, мелко, широко, сосредоточенно, старательно, легко, быстро)

13. Диктант “Проверь себя”. Какое из наречий отличается по правописанию о т других?

Сделать точ..(в)точ.., идти еле(еле), жить (по)прежнему, когда(нибудь) сбудет..ся, где(то) встретит..ся, одет..ся (по)зимнему, предл..гать (во)первых, насч..тал (во)время.

14. Найди в загадках наречия.

1) Вечером наземь слетает,
Ночь на земле прибывает,
Утром опять улетает. (Роса)
3) Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил. (Дождь)
4) Зимой греет, весной тлеет,
Летом умирает, осенью оживает. (Снег)
2) Громко стучит, звонко кричит,
А что говорит, никому не понять
И мудрецам не узнать. (Гром)
5. Что вверх корнем растёт? (Сосулька)
6. Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд)
3) Сперва блеск, за блеском треск,
За треском плеск. (Молния, гром, дождь )
7. Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

– Для чего нам нужны наречия?

– Что нужно помнить об их морфологических признаках? О правописании?

Рефлексия.

– Понравился вам наш урок?

– Что особенно понравилось?

– Было ли вам интересно?

– Понадобятся ли вам знания, полученные на уроке для сдачи ГИА?

Домашнее задание. 1) разгадайте кроссворд.

Заполните клеточки кроссворда наречиями. Как они пишутся с приставками?

1. Уклониться в сторону. 2. Запомнить надолго. 3. Сделать что-то очень быстро. 4. Прийти в нужный час. 5. Бежать, догоняя кого-то. 6. Разбить на мелкие кусочки.

(Вбок, навек, наспех, вовремя, вдогонку, вдребезги )

2) Контрольное списывание текста. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Подчеркните наречия. Сделайте морфологический разбор выделенных наречий.

1) Пар..ход сел на мель на рас..вете. Он долго работал то (в)перёд то назад (из)под колёс буграми била вода но снят..ся с мели было (не)вмоч.. . Вода (на)пролом в..лочила грунт на перекате с такой силой что было видно как песчан..ое дно перел..вает..ся (в)низ по течению. Засели (на)долго и проч..но. Пар..ход жалобно загудел но всем стало ясно что гудеть бе..полезно и гудок (в)скоре затих. Ост..валось ждать попутного или встречного буксира в од..ночку было (не) справит..ся. (К. Паустовский)

2) Последнее кувыркание (в)воздухе от..желё..ого листвой ж..лтого листа,– и он (на)всегда рас..таёт..ся с формой листа и пр.соединяет..ся (в)низу к масс..е ароматной тлеющ.. листвы. Лист упавший на листву был ведь тоже единствен..ый, как и я среди людей, и едва ли найдёт..ся во всём лесу другой такой листик чтобы с ним мог жилка в жилку сл..жит..ся а теперь в листве он будет слёживат..ся вместе преть и соединят..ся с масс..ой как удобрение. (М. Пришвин)

3) Индивидуальная работа.

Используя данные ниже примеры, заполните таблицу.

Приставки в наречиях пишутся

(На)бок, (на)века, (на)верх, (на)верху, (на)зло, (на)кануне, (по)два, (по)уши, (на)авось, (по)французски, (по)польски, (по)братски, (на)слово, (на)смех, (на)вытяжку, (на)глухо, (на)силу, (по)верху, (по)долгу, (по)птичьи, (по)прежнему, (по)дружески, (на)берегу, (на)глаз, (на)славу, (в)глубь, (в)высь, (в)верх, (в)низ, (в)начале, (с)начала, (до)тла, (до)верху, (до)низу, (до)свидания, (до)отвала, (по)одиночке, (с)плеча, (с)роду, (к)стати, (в)сухомятку, (в)плавь, (от)части, (по)зарез, (по)неволе, точь(в)точь, (во)первых.

Изучать части речи на уроках русского языка довольно сложно. Особенно большие трудности вызывает раздел морфологии "Наречие".

Чтобы облегчить школьникам усвоение основных понятий, нужно построить уроки так, чтобы интерес ученика не ослабевал. Когда же весь материал изучен, можно обобщить и повторить самое главное, сложить целостную картину о наречии.

Презентация по теме «Наречие» раскрывает эту сложную для учеников тему легко и доступно, с яркими примерами, интересными заданиями.

Работая с предложенными заданиями, выписывая наречия из художественного текста, ученики повторяют понятие наречия, его смысловые группы, способы образования, основные признаки, синтаксическую роль, орфографические правила.

Презентация подготовлена специально для проведения урока обобщения и повторения в 7 классе в качестве подготовки к контрольной работе по теме «Наречие». Презентация поможет учителю выстроить задания к уроку в нужной форме, вполне доступной для работы с классом.

Описание слайдов.

1. Титульный слайд.

2. Что обозначает наречие?

Наречие обозначает признак

действия: медленно бежать, тихо говорить;

признака: очень мягкий, кричаще ярко, достаточно вызывающий;

предмета: дом напротив, яйцо всмятку.

3. Определите значение наречий.

  • Лишь кое-где притаится снег.
  • Всё кругом спит.
  • Солнце выглянет утром, высоко поднимется в небо.
  • Чуть неверный шаг - по колено.
  • В березняке снегу ещё немало.
  • Вчера по этой лыжне ушёл от нас дедушка Мороз.
  • Коньки напрокат не выдаются.

4. Разряды наречий по значению.

Образа действия

Как? Каким образом?

Где? Куда? Откуда?

Когда? Как долго?

Меры и степени

Сколько? В какой мере?

5. Примеры.

žОбраза действия: мягко, странно, чудовищно, страшно, быстро, галопом, пешком, вплавь, вперемешку, вхолостую, наотмашь, наверняка.

žВремени: весной, зимой, осенью,вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, иногда, сейчас, всегда, тотчас.

žЦели: назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно.

Причины: сдуру, сослепу, сгоряча, поневоле, недаром.

žМеры и степени: много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно.

6. Определите разряд наречий.

Ближе к осинникам перебрались моховики-глухари.

Не встретишь теперь в елках ни снегиря, ни дрозда.

Еловых шишек в этом году уродилось много.

Еловые чешуйки полетят вниз, прямо в снег.

Кто кормится еловыми семенами да ещё как ни в чём не бывало распевает песни?

Быстро повисают на ветвях клесты и тут же замолкают.

Редко когда клёст расправится с шишкой даже наполовину.

7. Две группы наречий.

Есть наречия знаменательные: называют какой-нибудь признак прямо (тихо, громко, вечером).

Есть наречия местоименные: не называют признака, а только указывают на:

на образ действия (так, как-то, кое-как),

время действия (тогда, тогда-то, когда-то),

причину (потому, поэтому, почему-то),

цель (затем, зачем-нибудь).

8. Способы образования наречий.

9. Определите способ образования наречий.

1 вариант

Певуче, затем, вдали, кое-как, мало-помалу, шагом, по-волчьи, вперёд.

2 вариант

Врассыпную, наудачу, по-видимому, потом, сразу, крест-накрест, поэтому, справа.

10. Образование форм сравнения.

11. Образуйте формы сравнения.

  • Сильно.
  • Быстро.
  • Высоко.
  • Вкусно.
  • Низко.
  • Прямо.
  • Налево.

От какого наречия невозможно образовать формы сравнения?

12. Синтаксическая роль.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Важные события произошли в доме напротив.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО:
Кругом стояла тишина.
Он по-лисьи хитро взглянул на меня.

СКАЗУЕМОЕ:
Она не замужем.

13. Какими членами предложения являются наречия?

  • Мама имела немного усталый вид.
  • Вокруг не видно ни одного человека.
  • Весной вся природа оживает.
  • Мы ели мясо по-французски.
  • Где-то очень далеко начинался шторм.

14. Самопроверка.

15. Роль наречий в тексте.

Эмоционально окрашивают отдельные художественные детали (метафоры, олицетворения, эпитеты).

Уточняют и конкретизируют описание в целом (указывая на время, место, образ действия, его цель, меру и степень).

16. Выпишите наречия с определяемыми словами.

Уже вечереет. Ярко полыхает на г..ризонте заходящ..е солнце. (Не)смело дует тёплый ветерок. Уд..вительно красиво и красочно выгляд..т закат.

Мы ст..им на вершине холма, а (в)низу тихо плещ..тся море. Вдали беле..т парус рыбацкой лодки. (Не)заметно наступают сумерки, резко темне..т, а на вечерн..м небе (не)ожиданно появля..тся лу(н,нн)ый диск.

17. Самопроверка.

18. Правописание наречий

НЕ с наречиями
Ь после шипящих
Дефисно-слитно-раздельно
О и А на конце наречий
О-Ё после щипящих
НН-Н в суффиксах наречий

19. НЕ с наречиями на -о, -е.

Пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом а: Не хорошо, а плохо (драться нехорошо).

Если к наречию относятся слова далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько: Это мне вовсе не интересно.

20. Ь в наречиях после шипящих.

Пишется ВСЕГДА: наотмашь, навзничь, сплошь.

Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

21. Дефис в наречиях.

а) Дефис в наречиях пишется после приставок по-, в-, во-, если в этих словах есть суффиксы -ому, -ему, -ых, -их, -и: во-вторых, по-прежнему, по-моему, по-русски, по-летнему.

б) После приставки кое- и перед суффиксами -то, -либо, -нибудь: кое-где, как-нибудь, как-то.

в) В сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или путём повтора: белым-бело, точь-в-точь, чуть-чуть.

22. Буквы -О, -А на конце наречий.

Используйте слово «окно»! Работает при приставочно-суффиксальном способе образования наречия!

ВлевО (в окно), СправА (с окна), ИЗдавнА (из окна).

Но: доверчивО, доходчивО, справедливО.

23. -О,-Е после шипящих на конце наречий.

žПод ударением пишется буква О:горячо, свежо.

žВ безударном положении – буква Е: блестяще, проще.

Исключение: ещё.

24. Н и НН в наречиях.

увлечённо – увлечённый (прич.)
сильно – сильный (прилаг.)
разбросанно – разбросанный (прич.)
ужасно – ужасный (прилаг.)
усиленно – усиленный (прич.)
совершенно – совершенный (прилаг.)
интересно – интересный (прилаг.)

25. ТРЕНИРОВКА.

Вставь , где нужно, Ь:

Спряч.., настеж.., меч.., молодёж.., смотриш.., уж.., напроч.., могуч.., свеж.., наотмаш.., замуж.., проч.., мелоч.., туш.., мыш.., ветош.., грош.., вскач.., невтерпёж…

26. Самопроверка.

27. Слитно или раздельно?

(Не)далеко от дома р..стёт дуб.
На душе (не)весело, а очень грус…но.
Мы разговаривали нисколько (не)громко.
Работа выполнена (не)ак..уратно.
Мальчик одет (не)ряшливо.
(Не)громко звучала музыка.

28. Самопроверка.

29. Е или И? Поставь ударение!

36. Самопроверка.

37. Н или НН? Определи часть речи!

Взволнова..о говорить.
Безум..о посмотрел.
Отчая..о закричал.
Внимание ребят рассея..о.
Ветром рассея..ы семена по полю.
Медле..о шёл по городу.
Заснеже..о белели крыши домов.
Карти..о подбоченясь.

38. Самопроверка.

39. Что-то непонятно – спроси! Ошибся – повтори!

Открытый урок по русскому языку.

Урок-исследование в 7-м классе

"Для чего нам нужны наречия?"

Цели урока:

1) обобщить и расширить знания о наречии как части речи, обогатить речь учащихся наречиями; 2) вырабатывать навыки правильного написания наречий;3) воспитание интереса к урокам русского языка.

Ход урока

1. Беседа о наречии.

– Можно ли обойтись без наречий в нашей речи? Для чего они нам нужны? Что такое наречие? Каковы отличительные признаки наречия? От какой части речи оно зависит? Подберите к глаголам читать, работать как можно больше наречий.

(Читать громко, тихо медленно, красиво, старательно, легко, вдумчиво, выразительно; работать допоздна, тщательно, аккуратно, умело, сознательно, весело, тяжело, добросовестно, вручную, изредка, усердно, рано, поздно)

Вывод: наречие – часть речи, обозначает признак действия, не изменяется: не склоняется, не спрягается, отвечает на вопросы как? когда? где? куда? зачем? с какой целью?

Задание 1. Запишите. Подчеркните наречия как члены предложения.

Есть существа, способные так прямо, и верно, и открыто, и сияющее смотреть, что сами станов..тся похожи на солнце. Сколько есть таких светл..любивых р..стений с цветом-солнцем посреди. (М. Пришвин)

– К наречию верно подберите синоним, придумайте предложение, используя наречия-синонимы в качестве однородных членов.

(Текст станет бессмысленным. Обозначая признак действия, наречия необходимы для того, чтобы более точно характеризовать действие, предмет, признак, передать наше отношение к ним. Верно – преданно. – Он служил делу верно и преданно.)

Задание 2. Замените фразеологизмы наречием:

Возможно это вас заинтересует:

  1. Дорого яичко ко Христову дню! Урок развития речи. 3 класс. Тема: Сочинение на основе личного опыта «Как мы сделали пасхальное яйцо» Цель: Написание сочинения из...

  2. Открытый урок по русскому языку для 7-го класса по теме "Разряды прилагательных" Медведева Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы Статья отнесена к разделу: Преподавание...

  3. Государственное образовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа №626 им. Н.И. Сац Конспект открытого урока русского языка для 2 класса по программе «Школа России», реализуемой согласно...

  4. Курсовая работа. Открытый урок. Учитель: Макарова Маргарита Станиславовна Гимназия № 63 Калининского р-на г. Санкт-Петербурга 4 класс Общеобразовательная система « Школа 2100» Тема урока: «...

  5. Открытый урок в 9 классе Тема: «Сложное предложение» Цель: дать общее представление о признаках разграничения сложных и простых предложений Задачи: -закрепить умение отличать простые предложения...


  • Рейтинговые записи

    • - 15 556 просмотров
    • - 11 059 просмотров
    • - 10 618 просмотров
    • - 9 751 просмотров
    • - 8 691 просмотров
  • Новости

      • Популярные эссе

          Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

          “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова - произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического,

          Открытый урок «Площадь криволинейной трапеции» 11класс Подготовила учитель математики Козляковская Лидия Сергеевна. МБОУ СОШ № 2 станицы Медведовской Тимашевского района

          Знаменитый роман Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на

          ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ. 2015-2014 уч. год Цели предметной недели: - повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;

      • Экзаменационные сочинения

          Организация внеклассной работы по иностранному языку Тютина Марина Викторовна, учитель французского языка Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков Система

          Я хочу, чтоб жили лебеди,И от белых стайМир добрее стал…А. ДементьевПесни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских

          «Тарас Бульба» - не совсем обычная историческая повесть. В ней не отражены какие-то точные исторические факты, исторические деятели. Неизвестно даже,

          В повести “Суходол” Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода Хрущевых. Когда-то богатые, знатные и могущественные, они переживают период

          Урок русского языка в 4 «А» классе

Открытый урок по русскому языку.

Урок-исследование в 7-м классе

"Для чего нам нужны наречия?"

Цели урока:

    обобщить и расширить знания о наречии как части речи, обогатить речьучащихся наречиями;
    2) вырабатывать навыки правильного написания наречий;
    3) воспитание интереса к урокам русского языка.

Вид урока – урок обобщения и практических самостоятельных работ исследовательского типа (презентация, работа по карточкам с текстами).

Методы и приемы обучения – метод эвристической беседы, фронтальных и исследовательских заданий разного уровня.

Структура урока – формирование умений и навыков употребления наречий в речи на базе усвоенных знаний в учебной деятельности (отработка навыков определения роли наречий путем выполнения различных заданий и уп ражнений).

Ход урока

1. Беседа о наречии.

Можно ли обойтись без наречий в нашей речи? Для чего они нам нужны? Что такое наречие? Каковы отличительные признаки наречия? От какой части речи оно зависит? Подберите к глаголам читать, работать как можно больше наречий.

( Читать громко, тихо медленно, красиво, старательно, легко, вдумчиво, выразительно; работать допоздна, тщательно, аккуратно, умело, сознательно, весело, тяжело, добросовестно, вручную, изредка, усердно, рано, поздно )

Вывод: наречие – часть речи, обозначает признак действия, не изменяется: не склоняется, не спрягается, отвечает на вопросы как? когда? где? куда? зачем? с какой целью?

Задание 1. Запишите. Подчеркните наречия как члены предложения.

Есть существа, способные так прямо, и верно, и открыто, и сияющее смотреть, что сами станов..тся похожи на солнце. Сколько есть таких светл..любивых р..стений с цветом-солнцем посреди. (М.Пришвин)

К наречию верно подберите синоним, придумайте предложение, используя наречия-синонимы в качестве однородных членов.

( Текст станет бессмысленным. Обозначая признак действия, наречия необходимы для того, чтобы более точно характеризовать действие, предмет, признак, передать наше отношение к ним. Верно – преданно. – Он служил делу верно и преданно.)

Задание 2. Замените фразеологизмы наречием:

Задание 3. Составьте и запишите словосочетания с данными наречиями. Какие из данных наречий являются родственными. Устно подберите проверочные слова.

Т..инственно, невд..леке, уд..влённо, вд..ли, непод..лёку, напр..мик, изд..вна, дот..мна, изд..лека, изр..дка, исподт..шка, бер..жно, вс..мером, доч..ста, впл..тную, ш..потом.

( Шептать таинственно, находиться невдалеке, смотреть удивлённо, разгорается вдали, увидеть неподалёку, идти напрямик, жить издавна, гулять дотемна, услышать издалека, изредка вспоминать, делать исподтишка, относиться бережно, репетировать всемером, вымыть дочиста, подойти вплотную, говорить шёпотом )

( Невдалеке, неподалёку, издавна, издалека .)

От какой части речи зависит наречие?

Вывод: наречие зависит от глагола.

4. Прослушайте стихотворение С.Я.Маршака “Друзья – товарищи”. Какая часть речи встречается в этом стихотворении? Каким членом предложения являются наречия? Сделайте морфологический, словообразовательный и морфемный разбор одного из наречий.

Вывод: наречие – неизменяемая часть речи, не имеет окончания, образуется от прилагательных.

5. Синтаксический разбор предложения.

Впереди перед другими понёсся витязь всех бойчее, всех прекраснее.

Из какого произведения это предложение? (Н.В.Гоголь “Тарас Бульба”)

Чем отличаются наречия в этом предложении? (Стоят в превосходной степени )

Вывод: наречия имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную .

6. Прочитай правильно: пиши красивее, сядь удобнее, вытри дочиста, сделай иначе, уехать надолго.

( пиши краси?вее, сядь удо?бнее, вытри до?чиста, сделай и?на?че, уехать надо?лго)

7. Сценка “Рецепт”.

Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:

В каком классе ты учишься, молодой человек?

В седьмом.

А дружно вы живёте в своём классе?

Нормально. Жутко дружно, ужасно весело...

Жутко дружно, ужасно весело! А учитесь-то хорошо?

Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

Нормально... В пух и прах хвалит... Да, болезнь серьёзная, у тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

Врач даёт рецепт – учебник русского языка.

Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? Как их исправить?

( Жутко дружно – очень дружно, жутко весело – очень весело, в пух и прах хвалит – часто)

8. Рассмотрите таблицу и сделайте вывод: какая гласная в приставке отрицательного наречия пишется при отрицательном сказуемом?

Никак не ожидал

Никуда не торопился

Некуда спешить

Нисколько не удивился

Никогда не возражал

9. Продолжите предложения, используя наречия:

Читай задание к упражнению (как?)...

(Внимательно, вдумчиво)

К учёбе относись (как?)...

(Старательно)

Воспитанный человек должен относиться к окружающим (как?)...

(Хорошо – неплохо, прекрасно, превосходно, доброжелательно)

10. Прочитайте пословицы и поговорки. Спишите, подчеркните наречия. Что общего в этих предложениях?

1) Кто без устали болтает, в том толку (не) бывает. 2) Делать наспех – сделать на смех. 3) Неправдой нажитое впрок (не) пойдёт. 4) Предупредить (во)время – дело друзей. 5) И мешок (не) покажется тяж..лым, если его поднимать (в)двоём. 6) Колос зреет – голову клонит (к)низу, человек богатеет – голову зад..рает (к)верху.

1) Кто без устали болтает, в том толку не бывает. 2) Делать наспех – сделать на смех. 3) Неправдой нажитое впрок не пойдёт. 4) Предупредить вовремя – дело друзей. 5) И мешок не покажется тяжёлым, если его поднимать вдвоём. 6) Колос зреет – голову клонит книзу , человек богатеет – голову задирает кверху.

11. Выберите нужное слово из двух данных и вставьте в предложение.

1) Весна торопит: ... она ранняя. Я... вновь еду в деревню. (Нынче, вновь) 2) Хорошо слушать, как... ворчит собака. Хозяин, придя со службы, ... обедал, отдыхал. (Сытно, сыто) 3) Полежав... минут пять, он опять повернулся на спину. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лёг, играя, ... на песок. (Ничком, навзничь)

Вывод: надо различать наречия по смыслу.

12. К данным наречиям подберите антонимичные наречия.

Вниз -..., вперёд -..., вдали – ..., вперёд – ..., встарь – ..., часто – .., засветло -..., поздно -..., глубоко -..., узко -..., рассеянно -..., небрежно – ..., тяжело -..., медленно – ... .

(Вверх, вниз, вблизи, назад, вновь, редко, затемно, рано, мелко, широко, сосредоточенно, старательно, легко, быстро)

13. Диктант “Проверь себя”. Какое из наречий отличается по правописанию о т других?

Сделать точ..(в)точ.., идти еле(еле), жить (по)прежнему, когда(нибудь) сбудет..ся, где(то) встретит..ся, одет..ся (по)зимнему, предл..гать (во)первых, насч..тал (во)время.

14. Найди в загадках наречия.

Выводы.

Для чего нам нужны наречия?

Что нужно помнить об их морфологических признаках? О правописании?

Рефлексия.

Понравился вам наш урок?

Что особенно понравилось?

Было ли вам интересно?

Понадобятся ли вам знания, полученные на уроке для сдачи ГИА?

Домашнее задание.

1. Составьте кроссворд, используя наречия.

2) Контрольное списывание текста . Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Подчеркните наречия. Сделайте морфологический разбор выделенных наречий.

1) Пар..ход сел на мель на рас..вете. Он долго работал то (в)перёд то назад (из)под колёс буграми била вода но снят..ся с мели было (не)вмоч.. . Вода (на)пролом в..лочила грунт на перекате с такой силой что было видно как песчан..ое дно перел..вает..ся (в)низ по течению. Засели (на)долго и проч..но. Пар..ход жалобно загудел но всем стало ясно что гудеть бе..полезно и гудок (в)скоре затих. Ост..валось ждать попутного или встречного буксира в од..ночку было (не) справит..ся. (К. Паустовский)

2) Последнее кувыркание (в)воздухе от..желё..ого листвой ж..лтого листа,– и он (на)всегда рас..таёт..ся с формой листа и пр.соединяет..ся (в)низу к масс..е ароматной тлеющ.. листвы. Лист упавший на листву был ведь тоже единствен..ый, как и я среди людей, и едва ли найдёт..ся во всём лесу другой такой листик чтобы с ним мог жилка в жилку сл..жит..ся а теперь в листве он будет слёживат..ся вместе преть и соединят..ся с масс..ой как удобрение. (М. Пришвин)

3) Индивидуальная работа.

Используя данные ниже примеры, заполните таблицу.

Приставки в наречиях пишутся

(На)бок, (на)века, (на)верх, (на)верху, (на)зло, (на)кануне, (по)два, (по)уши, (на)авось, (по)французски, (по)польски, (по)братски, (на)слово, (на)смех, (на)вытяжку, (на)глухо, (на)силу, (по)верху, (по)долгу, (по)птичьи, (по)прежнему, (по)дружески, (на)берегу, (на)глаз, (на)славу, (в)глубь, (в)высь, (в)верх, (в)низ, (в)начале, (с)начала, (до)тла, (до)верху, (до)низу, (до)свидания, (до)отвала, (по)одиночке, (с)плеча, (с)роду, (к)стати, (в)сухомятку, (в)плавь, (от)части, (по)зарез, (по)неволе, точь(в)точь, (во)первых.

Открытый урок

Урок-исследование в 7 классе

Учитель: ХашиеваТанзилаАлихановн

20016г.

Русский язык, несомненно, один из самых красочных и выразительных языков мира. Что же помогает делать русскую речь настолько яркой? Какие части речи позволяют не только точно, но и образно описывать действия, предметы, явления? С помощью каких слов образуется большинство художественных средств выразительности? Хотелось бы рассказать подробнее о ближайшем «родственнике» имени прилагательного - наречии. Итак, что же это за часть речи такая - наречие? В первую очередь стоит сказать о том, что наречие указывает на признак действия. Что будет звучать понятнее - «Я провел время на вечеринке» или «Я ВЧЕРА ЗАМЕЧАТЕЛЬНО провел время на вечеринке». Разница очевидна. В первом случае имеет место лишь сухое изложение факта, а вот с помощью второго можно показать свое отношение к этому факту и указать на время, когда он произошел. Таким образом, повышается и информативность, и эмоциональность высказывания. Еще одно свойство наречия - его неизменяемость, делает эту часть речи наиболее привлекательной в глазах школьников. Не нужно думать ни о правильности написания окончаний, как у прилагательных, ни о согласовании времен, как у глаголов. Практически всегда наречие «живет» и работает с глаголами, примыкает к ним, поясняет, уточняет, придает четкость определению того или иного действия. Наречие - это настоящий «почемучка» - оно отвечает практически на любые вопросы. Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? И как? С их помощью можно указать и время совершения действия, и его причины, понять с какой целью это действие совершалось, узнать меру и образ действия. Наречие - хороший помощник и в случае, когда необходимо сравнить один предмет или действие с другим. Ведь гораздо проще сказать, например, что: «Вася играет в теннис хуже, чем Саша», чем: «Вася хороший игрок в теннис, но Саша превосходит его в этом». Первый вариант и понятнее, и короче. А, как известно, краткость - сестра таланта, да и залог понятной речи. Нельзя не сказать и о наречиях, которые выражают отрицание. Сравните: «В нашем городе нет мест, в которых можно хорошо провести время» и «в нашем городе негде хорошо провести время». Существует несколько правил, запомнив которые, нетрудно употреблять наречия и делать это грамотно. Во-первых, если у наречия на конце шипящее, то после него обязательно ставится мягкий знак (за исключением всего трех слов: уж, замуж, невтерпеж). Во-вторых, в отрицательных наречиях гласная в приставке зависит от ударения: не - под ударением, ни - безударная. Также стоит запомнить правила написания наречий через дефис, не забывать о том, что написание гласных на конце наречий зависит от приставки, знать, какие наречия пишутся слитно, а какие раздельно. Правил немного, и запомнить их не составит труда. Используя наречия, можно значительно сократить время, описывая те или иные события, разнообразить свою как устную, так и письменную речь, делая ее более красочной и выразительной, показывать свое отношение к определенным событиям. Все это указывает на то, какая это важная и необходимая часть русской речи!

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....