За что депортировали крымских татар в 1944 году. «1944»: как на самом деле депортировали и возвращали в родные края крымских татар

Депортация крымских татар в последний год Великой Отечественной войны представляла собой массовое выселение местных жителей Крыма в ряд районов Узбекской ССР, Казахской ССР, Марийской АССР и других республик Советского Союза.

Произошло это сразу же после освобождения полуострова от гитлеровских захватчиков. Официальной причиной акции назвали преступное содействие многих тысяч татар оккупантам.

Коллаборационисты Крыма

Выселение производилось под контролем МВД СССР в мае 1944-го. Приказ о депортации татар, якобы входивших в коллаборационистские группировки во время оккупации Крымской АССР, Сталин подписал незадолго до этого, 11-го мая. Берия обосновал причины:

Дезертирство 20-ти тысяч татар из армии за период 1941-1944;
- неблагонадежность крымского населения, особенно ярко выраженная в пограничных районах;
- угроза безопасности Советского Союза из-за коллаборационистских действий и антисоветских настроений татар Крыма;
- угон 50-ти тысяч мирных граждан в Германию при содействии крымско-татарских комитетов.

В мае 1944-го правительство Советского Союза еще не обладало всеми цифрами, касающимися реального положения в Крыму. После разгрома Гитлера и подсчета потерь стало известно, что в Германию на самом деле угнали 85,5 тысяч новоиспеченных «рабов» Третьего Рейха только из числа мирного населения Крыма.

Почти 72 тысячи казнили при непосредственном участии так называемой «Шумы». Schuma – вспомогательная полиция, а по сути - карательные крымско-татарские батальоны, подчинявшиеся фашистам. Из этих 72-х тысяч 15 тысяч коммунистов были зверски замучены в самом большом концлагере Крыма, бывшем колхозе «Красном».

Основные обвинения

Часть коллаборационистов после отступления гитлеровцы увезли с собой в Германию. Впоследствии из их числа был сформирован особый полк СС. Другая часть (5 381 человек) были арестованы чекистами после освобождения полуострова. Во время арестов изъяли много оружия. Правительство опасалось вооруженного мятежа татар из-за их близости Турции (последнюю Гитлер рассчитывал втянуть в войну с коммунистами).

По исследованиям российского ученого, профессора истории Олега Романько, в годы войны 35 тысяч татар Крыма так или иначе помогали фашистам: служили в немецкой полиции, участвовали в расстрелах, выдавали коммунистов и пр. За это даже дальним родственникам предателей полагалась ссылка и конфискация имущества.

Основным аргументом в пользу реабилитации крымско-татарского населения и его возврата на историческую родину стало то, что депортация фактически производилась не по реальным деяниям конкретных людей, а по национальному признаку.

В ссылку отправлялись даже те, кто никак не содействовал фашистам. При этом 15% мужчин-татар сражались вместе с другими советскими гражданами в Красной армии. В партизанских отрядах 16% составляли татары. Их семьи тоже были депортированы. В этой массовости как раз и отразились опасения Сталина, что крымские татары могут поддаться протурецким настроениям, поднять мятеж и оказаться на стороне врага.

Правительство хотело максимально быстро устранить угрозу с юга. Выселение производилось в срочном порядке, в товарных вагонах. В дороге многие гибли из-за тесноты, нехватки пищи и питьевой воды. Всего из Крыма в годы войны было выслано порядка 190 тысяч татар. 191 татарин умер во время транспортировки. Еще 16 тысяч погибли на новых местах проживания от массового голода в 1946-1947.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Ежегодно в мае татары отмечают годовщину депортации. В этом году российские власти запретили проводить акцию в Симферополе

18-20 мая 1944 года бойцы НКВД по приказу из Москвы согнали к железнодорожным вагонам почти все татарское население Крыма и отправили в сторону Узбекистана 70-ю эшелонами.

Это принудительное выселение татар, которых советская власть обвинила в сотрудничестве с нацистами, стало одной из наиболее быстро проведенных депортаций в мировой истории.

Как татары жили в Крыму до депортации?

После создания СССР в 1922 году Москва признала крымских татар коренным населением Крымской АССР в рамках политики коренизации.

В 1920-х годах татарам позволяли развивать свою культуру. В Крыму выходили крымскотатарские газеты, журналы, работали образовательные учреждения, музеи, библиотеки и театры.

Крымскотатарский язык, вместе с русским, был официальным языком автономии. Им пользовались более 140 сельских советов.

В 1920-1930-х годах татары составляли 25-30% от всего населения Крыма.

Однако в 1930-х советская политика в отношении татар, как и других национальностей СССР, стала репрессивной.

Правообладатель иллюстрации hatira.ru Image caption Крымскотатарский государственный ансамбль "Хайтарма". Москва, 1935

Сначала началось раскулачивание и выселение татар на север России и за Урал. Затем произошли насильственная коллективизация, Голодомор 1932-33 годов и чистки интеллигенции в 1937-1938 годах.

Это настроило многих крымских татар против советской власти.

Когда произошла депортация?

Основная фаза насильственного переселения произошла в течение неполных трех суток, начавшись на рассвете 18 мая 1944 года и закончившись в 16:00 20 мая.

Всего из Крыма депортировали 238,5 тысяч человек - почти все крымскотатарское население.

Для этого НКВД привлекла более 32 тысяч бойцов.

Что стало причиной депортации?

Официальной причиной насильственного переселения стало обвинение всего крымскотатарского народа в государственной измене, "массовом уничтожении советских людей" и коллаборационизме - сотрудничестве с нацистскими оккупантами.

Такие аргументы содержались в решении Госкомитета обороны о депортации, которое появилось за неделю до начала выселений.

Однако историки называют другие, неофициальные причины переселения. Среди них - тот факт, что крымские татары исторически имели тесные связи с Турцией, которую СССР в то время рассматривал как потенциального соперника.

Правообладатель иллюстрации hatira.ru Image caption Супруги на Урале, 1953

В планах СССР Крым был стратегическим плацдармом на случай возможного конфликта с Турцией, и Сталин хотел перестраховаться от возможных "саботажников и предателей", которыми он считал татар.

В пользу этой теории свидетельствует тот факт, что из прилегающих к Турции кавказских районов переселяли и другие мусульманские этносы: чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев.

Татары поддерживали нацистов?

В антисоветских боевых отрядах, сформированных немецкими властями, служили от девяти до 20 тысяч крымских татар, пишет историк Джонатан Отто Пол.

Некоторые из них стремились защитить свои деревни от советских партизан, которые, по свидетельству самих татар, часто преследовали их по национальному признаку.

Другие татары присоединились к немецким отрядам из за того, что попали в плен к нацистам и хотели облегчить тяжелые условия пребывания в лагерях для военнопленных в Симферополе и Николаеве.

В то же время 15% взрослого мужского крымскотатарского населения воевали на стороне Красной армии. Во время депортации их демобилизовали и отправили в трудовые лагеря Сибири и Урала.

В мае 1944-го большинство из тех, кто служил в немецких отрядах, отступили в Германию. Под депортацию попали преимущественно жены и дети, оставшиеся на полуострове.

Как происходило насильственное переселение?

Служащие НКВД заходили в татарские жилища и объявляли хозяевам, что из-за измены родине их выселяют из Крыма.

Чтобы собрать вещи, давали 15-20 минут. Официально каждая семья имела право взять с собой до 500 кг багажа, однако реально позволяли забрать значительно меньше, а иногда - вообще ничего.

Правообладатель иллюстрации memory.gov.ua Image caption Марийская АССР. Бригада на лесоповале. 1950

Людей грузовыми автомобилями отвозили к железнодорожным станциям. Оттуда на восток отправили почти 70 эшелонов с наглухо закрытыми товарными вагонами, переполненными людьми.

Во время переезда погибли около восьми тысяч человек, большинство из которых - дети и пожилые люди. Самые распространенные причины смерти - жажда и тиф.

Некоторые люди, не выдержав страданий, сходили с ума. Все имущество, оставшееся в Крыму после татар, государство присвоило себе.

Куда депортировали татар?

Большинство татар отправили в Узбекистан и соседние с ним районы Казахстана и Таджикистана. Небольшие группы людей попали в Марийскую АССР, на Урал и в Костромскую область России.

Какие были последствия депортации для татар?

За первые три года после переселения от голода, истощения и болезней умерли, по разным оценкам, от 20 до 46% всех депортированных.

Среди умерших за первый год почти половина - дети до 16 лет.

Из-за нехватки чистой воды, плохой гигиены и отсутствия медицинской помощи среди депортированных распространялись малярия, желтая лихорадка, дизентерия и другие болезни.

Правообладатель иллюстрации hatira.ru Image caption Алиме Ильясова (справа) с подругой, имя которой неизвестно. Начало 1940-х годов

Новоприбывшие не имели естественного иммунитета против многих местных недугов.

Какой статус они имели в Узбекистане?

Подавляющее большинство крымских татар перевезли в так называемые спецпоселения - окруженные вооруженной охраной, блокпостами и огражденные колючей проволокой территории скорее напоминали трудовые лагеря, чем поселения мирных людей.

Приезжие были дешевой рабочей силой, их использовали для работы в колхозах, совхозах и на промышленных предприятиях.

В Узбекистане они обрабатывали хлопковые поля, работали в шахтах, на стройках, заводах и фабриках. Среди тяжелых работ было возведение Фархадской ГЭС.

В 1948 году Москва признала крымских татар пожизненными переселенцами. Те, кто без разрешения НКВД выходил за пределы своего спецпоселения, например, чтобы навестить родственников, подвергались опасности 20-летнего заключения. Такие случаи были.

Еще до депортации пропаганда разжигала среди местных жителей ненависть к крымским татарам, клеймя их как предателей и врагов народа.

Как пишет историк Грета Линн Углинг, узбекам рассказывали, что к ним едут "циклопы" и "каннибалы", и советовали держаться подальше от пришельцев.

После депортации некоторые местные жители ощупывали головы приезжим, чтобы проверить, что на них не растут рога.

Позже, узнав, что крымские татары одной с ними веры, узбеки были удивлены.

Дети переселенцев могли получить образование на русском или узбекском языках, но не на крымскотатарском.

К 1957 году были запрещены любые публикации на крымскотатарском. Из Большой советской энциклопедии изъяли статью о крымских татарах.

Эту национальность также запретили вписывать в паспорт.

Что изменилось в Крыму без татар?

После выселения из полуострова татар, а также греков, болгар и немцев, в июне 1945 года Крым перестал быть автономной республикой и стал областью в составе РСФСР.

Южные районы Крыма, где раньше жили преимущественно крымские татары, опустели.

Например, по официальным данным, в Алуштинском районе осталось только 2600 жителей, а в Балаклавском - 2200. Впоследствии сюда начали переселять людей из Украины и России.

На полуострове провели "топонимические репрессии" - большинство городов, сел, гор и рек, которые имели крымскотатарские, греческие или немецкие названия, получили новые русские имена. Среди исключений - Бахчисарай, Джанкой, Ишунь, Саки и Судак.

Советская власть уничтожала татарские памятники, сжигала рукописи и книги, в том числе тома Ленина и Маркса, переведенные на крымскотатарский.

В мечетях открывали кинотеатры и магазины.

Когда татарам разрешили вернуться в Крым?

Режим спецпоселений для татар просуществовал до эпохи хрущевской десталинизации - второй половины 1950-х. Тогда советское правительство смягчило для них условия жизни, но не стало снимать обвинения в государственной измене.

В 1950-1960-е годов татары боролись за свое право вернуться на историческую родину, в том числе с помощью демонстраций в узбекских городах.

Правообладатель иллюстрации hatira.ru Image caption Осман Ибриш с женой Алиме. Поселение Кибрай, Узбекистан, 1971

В 1968 году поводом одной из таких акций стал день рождения Ленина. Власти разогнали митинг.

Постепенно крымским татарам удалось добиться расширения своих прав, однако неформальный, но от этого не менее строгий запрет на их возвращение в Крым, действовал до 1989 года.

За четыре последующих года на полуостров вернулась половина всех крымских татар, живших тогда в СССР - 250 тысяч человек.

Возвращение в Крым коренного населения было сложным и сопровождалось земельными конфликтами с местными жителями, которые успели освоиться на новой земле. Крупных противостояний все же удалось избежать.

Новым вызовом для крымских татар стала аннексия Крыма Россией в марте 2014 года. Некоторые из них покинули полуостров из-за преследований.

Другим российские власти сами запретили въезд в Крым, в том числе лидерам крымских татар Мустафе Джемилеву и Рефату Чубарову.

Имеет ли депортация признаки геноцида?

Некоторые исследователи и диссиденты считают, что депортация татар соответствует определению геноцида, принятому в ООН.

Они утверждают, что советское правительство намеревалось уничтожить крымских татар как этническую группу и целенаправленно шло к этой цели.

В 2006 году курултай крымскотатарского народа обратился к Верховной Раде с просьбой признать депортацию геноцидом.

Несмотря на это, в большинстве исторических трудов и дипломатических документов принудительное переселение крымских татар сейчас называют депортацией, а не геноцидом.

В Советском Союзе употребляли термин "переселение".

Ирина Симоненко

Ежегодно 18 мая крымские татары отмечают День памяти жертв депортации. Стараниями украинских политтехнологов и их кураторов, из изначального дня скорби депортации крымских народов, этот день методично и целенаправлено превратился в День памяти жертв исключительно крымско-татарского, «без вины наказанного» народа.

Особенно циничны слова Петра Порошенко «Мы обязаны дать крымским татарам право на самоопределение в рамках единого украинского государства. Это то, что мы задолжали крымским татарам. Украинская власть это должна была сделать по крайней мере 20 лет назад. И сейчас ситуация была бы совершенно другой».


К слову того самого определения, как бы ни просили и не умоляли «представители» киевских крымских татар, им никогда не получить. Этот народ для Киева всегда был инструментом для манипуляций. И дальше обещаний за всю историю Украины дело не доходило, только раз за разом «подчеркивается необходимость внесения изменений в 10 раздел Конституции Украины», но в реальности этого никогда не допустит.

Украина состоит из разных областей, которые когда-то принадлежали Речи Посполитой, Турции, Российской империи. И если крымские татары получат самоопределение о котором с упоением рассказывает Гарант Конституции каждое 18 мая, то такой же «автономии» вполне способны возжелать и в Закарпатье. А там и дальше по цепочке незалежна может лишиться всех своих земель.

Украинские политики продолжают водить за нос крымскотатарский народ обещая свою землю, свое правительство и золотые горы. Но даже на бумаге оформить такие изменения в отношении уже утерянной территории Крыма, по-прежнему не желают, откладывая принятие документа еще на год, два, три. И так до бесконечности.

Сегодня число исторических мистификаций, связанных со «сталинской высылкой народов» только нарастает и донные эксперты уже называют это «спланированным геноцидом».

Не будет лишним будет разобраться в этом вопросе. Каковы были причины депортации? Что на самом деле происходило на территории Крыма в годы войны? Осталось очень мало живых свидетелей тех событий, которые могли бы поведать о том, как всё было на самом деле. Но и того что рассказывают не многочисленные очевидцы, и то что записано в советских и немецких хрониках достаточно что бы понять, что переселение было единственным и наиболее верным решением.

Хотелось бы сразу расставить точки над i - я ни в коем случае не хочу сказать, что все крымские татары плохие. Множество крымских татар доблестно защищало общую советскую Родину в рядах Красной Армии, в рядах крымских партизан превращали жизнь немецких и румынских нацистов в Крыму в ад, тысячи были награждены государственными наградами. Их подвиги заслуживают отдельного поста. Здесь, я хочу разобраться в том, почему случилось то, что случилось.

Депортация обосновывалась фактами участия народа в коллаборационистских формированиях, выступавших на стороне нацистской Германии во время Великой Отечественной войны.

Из 200 000 всего крымско-татарского населения, 20 000 стали бойцами вермахта, карательных отрядов, и иными способами перешло на службу немецким оккупантам, то есть практически все мужчины призывного возраста, о чем свидетельствуют доклады немецкого командования. Как бы ужились они с вернувшимися с фронта красноармейцами, что бы с ними сделали ветераны войны, узнав о том, что творили татарские каратели на территории Крыма во время немецкой оккупации? Началась бы резня, и переселение было единственным выходом из сложившийся ситуации. А мстить красноармейцам было за что, и это не советская пропаганда, фактах об их зверствах предостаточно как с советской, так и с немецкой стороны.

Так, в Судакском районе в 1942 году группой самооборонцев-татар был ликвидирован разведывательный десант Красной Армии, при этом самооборонцами были пойманы и сожжены живьём 12 советских парашютистов.

4 февраля 1943 года крымско-татарскими добровольцами из селений Бешуй и Коуш захватили четырёх партизан из отряда С.А.Муковнина.

Партизаны Л.С.Чернов, В.Ф.Гордиенко, Г.К.Санников и Х.К.Киямов были зверски убиты: исколоты штыками, уложены на костры и сожжены. Особенно обезображенным оказался труп казанского татарина Х.К.Киямова, которого каратели, видимо, приняли за своего земляка.

Столь же зверски расправлялись крымско-татарские отряды и с мирным населением. Доходило до того, что, спасаясь от расправы, русскоязычное население обращалось за помощью к немецким властям.

Начиная с весны 1942 года на территории совхоза «Красный» действовал концентрационный лагерь, в котором за время оккупации было замучено и расстреляно не менее 8 тыс. жителей Крыма.

Концентрационный лагерь был крупнейшим фашистским концлагерем времён Великой Отечественной войны на территории Крыма, в котором за годы оккупации было замучено около 8 тысяч советских граждан.

Немецкую администрацию в нем представляли комендант и врач.

Все остальные функции осуществляли бойцы 152-го татарского добровольческого батальона, которых начальник лагеря обершарфюрер СС Шпекман привлекал для выполнения «самой грязной работы».

С особенным удовольствием будущие «невинные жертвы сталинских репрессий» издевались над идеологически неправильными пленными. Своей жестокостью они напоминали татарскую орду далёкого прошлого, и отличались особо «творческим» подходом к вопросу уничтожения заключенных. В частности, матерей с детьми не раз топили в ямах с фекалиями, вырытых под лагерными туалетами.

Также практиковалось массовое сожжение: живых людей, связанных колючей проволокой, складывали в несколько ярусов, обливали бензином и поджигали. Очевидцы утверждают, что «больше всего везло тем, кто лежал снизу» - они задыхались под весом человеческих тел еще до казни.

За прислужничество немцам многие сотни карателей из числа крымских татар были награждены особыми знаками отличия, утверждёнными Гитлером — «За храбрость и особые заслуги, проявленные населением освобождённых областей, участвовавших в борьбе с большевизмом под руководством германского командования».

Так, согласно отчёту Симферопольского мусульманского комитета, за 01.12.1943 — 31.01.1944 года:

«За заслуги перед татарским народом Германским командованием награждены: знаком с мечами II степени, выпущенным для освобождённых восточных областей, председатель Симферопольского татарского комитета Джемиль Абдурешид, знаком II степени Председатель отдела религии Абдул-Азиз Гафар, работник отдела религии Фазыл Садык и Председатель Татарского стола Тахсин Джемиль».

Джемиль Абдурешид принимал активное участие в создании Симферопольского комитета в конце 1941 г. и, в качестве первого председателя комитета, проявил активность в деле привлечения добровольцев в ряды германской армии.

В ответной речи председатель татарского комитета Джемиль Абдурешид сказал следующее:

«Я говорю от имени комитета и от имени всех татар, будучи уверен, что выражаю их мысли. Достаточно одного призыва немецкой армии и татары все до одного выступят на борьбу против общего врага. Для нас большая честь иметь возможность бороться под руководством фюрера Адольфа Гитлера — величайшего сына немецкого народа. Заложенная в нас вера придаёт нам силы для того, чтобы мы без раздумывания доверились руководству немецкой армии. Наши имена позже будут чествовать вместе с именами тех, кто выступил за освобождение угнетённых народов».

10 апреля 1942 года. Из послания Адольфу Гитлеру, принятого на молебне более 500 мусульман г. Карасу-базара:

«Наш освободитель! Мы только благодаря Вам, Вашей помощи и благодаря смелости и самоотверженности Ваших войск, сумели открыть свои молитвенные дома и совершать в них молебны. Теперь нет и не может быть такой силы, которая отделила бы нас от немецкого народа и от Вас. Татарский народ поклялся и дал слово, записавшись добровольцами в ряды немецких войск, рука об руку с Вашими войсками бороться против врага до последней капли крови. Ваша победа — это победа всего мусульманского мира. Молимся Богу за здоровье Ваших войск и просим Бога дать Вам, великому освободителю народов, долгие годы жизни. Вы теперь есть освободитель, руководитель мусульманского мира — газы Адольф Гитлер.

Наши предки пришли с Востока, и до сих пор мы ждали освобождения оттуда, сегодня же мы являемся свидетелями того, что освобождение идёт к нам с Запада. Может быть, первый и единственный раз в истории случилось так, что солнце свободы взошло на Западе. Это солнце — Вы, наш великий друг и вождь, со своим могучим германским народом, и Вы, опираясь на незыблемость великого германского государства, на единство и мощь германского народа, несёте нам, угнетённым мусульманам, свободу. Мы дали клятву верности Вам умереть за вас с честью и оружием в руках и только в борьбе с общим врагом.

Мы уверены, что добьёмся вместе с Вами полного освобождения наших народов из-под ига большевизма.

В день Вашего славного юбилея шлём Вам наш сердечный привет и пожелания, желаем Вам много лет плодотворной жизни на радость Вашего народа, нам, крымским мусульманам и мусульманам Востока."

Абдул-Азиз Гафар и Фазыл Садык, несмотря на свои преклонные лета, проводили работу среди добровольцев и проделали значительную работу по налаживанию религиозных дел в Симферопольском районе.

Тахсин Джемиль в 1942 г. организовал Татарский стол и, работая в качестве его председателя до конца 1943 г., оказывал систематическую помощь «нуждающимся татарам и семьям добровольцев».

Помимо этого, личному составу крымско-татарских формирований предоставлялись всяческие материальные льготы и привилегии. Согласно одному из постановлений Главного командования вермахта, «всякое лицо, которое активно боролось или борется с партизанами и большевиками», могло подать прошение о «наделении его землёй или выплате ему денежного вознаграждения до 1000 руб.»

При этом его семья должна была получать от отделов социального обеспечения городского или районного управления ежемесячную субсидию в размере от 75 до 250 руб.

После опубликования 15 февраля 1942 года Министерством оккупированных восточных областей «Закона о новом аграрном порядке» всем татарам, вступившим в добровольческие формирования, и их семьям стали давать в полную собственность по 2 гектара земли. Немцы предоставляли им лучшие участки, отнимая землю у крестьян, которые не вступили в эти формирования.

Как отмечалось в уже цитированной докладной записке наркома внутренних дел Крымской АССР майора госбезопасности Каранадзе в НКВД СССР «О политико-моральном состоянии населения Крыма»:

«В особо привилегированном положении находятся лица, входящие в добровольческие отряды. Все они получают зарплату, продовольствие, освобождены от налогов, получили лучшие наделы фруктовых и виноградных садов, табачные плантации, отобранные у остального нетатарского населения.

Добровольцам выдают вещи, награбленные у еврейского населения».

Все эти ужасы не выдумка советских политруков, а горькая правда. Можно привести ещё очень много примеров «невинности крымских татар» но эта статья не об этом.

Вся проблема в том, что современные татары не обязаны носить до конца своих дней клеймо предателей, ведь они тогда даже не родились. Так же и современные россияне не имеют отношения к депортации татар. Нам всем нужно жить дальше, жить в мире и согласии. А для этого нужно перестать рыдать о своём многострадальном прошлом, и задуматься о нашем общем будущем. Русский татарин и украинец должны вместе развивать экономику Крыма, перестать доставать скелеты из шкафов, обвиняя друг друга в том, что сделал прадед или прапрадед соседа.

А пока каждое 18-е мая крымские татары предоставляют отличный повод для всякого рода спекуляций со стороны украинского Меджлиса и их кураторов в Украине и дальше на запад, и благодаря их позиции «обиженных и угнетённых» используют как разменную монету для создания нестабильности в регионе.

Крым в общефедеральной повестке на этой неделе появился дважды, и оба появления связаны с цифрой 1944. Во-первых, это победа крымскотатарской певицы Джамалы с песней «1944» на Евровидении (чему порадовались многие татарстанцы), а во-вторых, это то, что прошло 72 года после начала операции по депортации татар из Крыма. Эльвина Сеитова, кандидат исторических наук из Крыма, в своей статье для «Реального времени» рассказывает о тех страшных событиях, делится своим мнением о Джамале и радуется новому герою из числа татар.

Сначала депортировали немцев

Крым был освобожден в мае: Севастополь – 9 мая, последние бои прошли на мысе Херсонес 13 мая 1944 года. Буквально в то же время, 11 мая, было принято решение о депортации крымских татар. До этого, уже в августе 1941 года, выслали немцев. Позже, 27 июня 1944 года, депортации подверглись болгары, греки и армяне. Формулировка во всех документах о депортации была одна и та же: обвинение в коллаборационизме, в связях с оккупантами.

Крымских татар увезли очень быстро. События разворачивались ровно 72 года назад – 18 мая 1944 года. Ворвались в дома крымских татар рано утром, дали буквально считаные минуты на сборы, не было никакой возможности взять с собой что-то ценное. Люди буквально успевали взять с собой Священную книгу и первые попавшиеся вещи. Депортировали в большей степени женщин, стариков и маленьких детей, потому что основная часть мужского населения находилась на фронте. Все было очень быстро, людей вывозили без какого-либо имущества, даже без документов.

Их препровождали в эшелоны, которые были предназначены для перевозки крупного рогатого скота. Они не были оборудованы для людей. Всех загружали в эти вагоны в огромных количествах. Естественно, не было никакого медицинского обслуживания и каких-либо удобств. В вагоны людей, можно сказать, утрамбовывали. Таким образом, в считаные дни абсолютно всех крымских татар вывезли из Крыма.

«Их препровождали в эшелоны, которые были предназначены для перевозки крупного рогатого скота. Они не были оборудованы для людей. Всех загружали в эти вагоны в огромных количествах». Фото gazeta.ua

«Дорога ада»

Основным местом депортации крымских татар была Узбекская ССР. Туда перевезли 82,5% всех депортированных крымских татар. Также их депортировали в Казахстан и Таджикистан, на Урал и в Костромскую область.

Эшелоны из Крыма шли около месяца. Перевозили в «скотских» вагонах, кормили соленой рыбой, не давали воды. Люди в огромных количествах умирали, не было никакой возможности их похоронить. Приходилось выбрасывать тела умерших близких людей прямо на дорогу. Если эшелон останавливался, то быстро хоронили. Было огромное количество заболеваний – в первую очередь дизентерия и сопутствующие заболевания. Многие люди умерли именно от тех болезней, которые были приобретены во время этой дороги, которую прозвали «дорога ада».

Годы сразу после депортации были невероятно сложными для всего народа. Крымских татар никто не ждал. Их депортировали в эти регионы – там тоже им были не особо рады. В первые годы они не получали никакой помощи, поддержки. Впоследствии люди привыкали, находили общий язык, вместе работали. Но в первые годы после депортации было очень сложно. Наши бабушки и дедушки говорят, что приходилось рассчитывать только друг на друга. Людей просто оставили в голых полях, в районах, где толком не было ни жилья, ни питания. Людей оставили – и все, выживайте, как хотите. Очень сложно было с нуля наладить быт – без поддержки местного населения, без имущества, без решающей мужской поддержки. Не было воды. Учитывая, что Узбекистан – очень засушливый регион, людям приходилось пить воду буквально из луж, отсюда и все эти болезни. Это и сыграло решающую роль в том, что в первые годы после депортации многие люди погибли. Никакого жилья, никакой еды предоставлено не было, люди были оставлены на произвол судьбы. Они селились в каких-то свободных бараках, где никто не жил. Кому-то «посчастливилось» там поселиться, кому-то приходилось совсем из подручных средств строить себе жилье, по несколько семей.

Кроме крымских татар депортации подверглись болгары, греки и армяне. Их выслали 27 июня 1944 года, отправляли в Казахскую ССР, Свердловскую область, Кемеровскую область, Башкирскую АССР. Крымские татары с ними не пересекались, потому что их депортировали в разные дни и в разные регионы.

Крымские татары в местах спецпоселений после депортации в 1944 году. Фото memory.gov.ua

Депортировали 25% населения Крыма

Вопрос о количестве депортированного населения в историографии очень дискуссионный. Принято считать, что было депортировано около 200 тыс. человек. Это то население, которое жило в своих домах, без учета воевавшего населения. По переписи 1926 года крымские татары составляли по Крымской АССР чуть более 25%.

Эта трагедия объединяет весь народ. К ней причастны крымские татары всех поколений. Крымскотатарские дети с молоком матери впитывают воспоминания о депортации, рассказы бабушек и дедушек об этих трагических событиях. Это не истории, которые где-то вычитаны, – это трагедия каждой семьи, каждого крымского татарина. Эти истории будоражат души и умы всех нас. Прежде всего, это связано с теми нечеловеческими условиями содержания крымских татар, в которых их перевозили. Почти половина, 46% всего депортированного населения погибла в депортации в первый год, в 1944-1945 годах.

Крымские татары в Великой Отечественной войне

Во всех оккупированных территориях всегда есть коллаборационисты. Были они и в Украинской ССР, и в российских регионах, были они и в Крыму среди разных национальностей, не только среди крымских татар. Но говорить о том, что крымские татары все поголовно были коллаборационистами, - оснований для этого никаких нет. Крымские татары гордятся своим вкладом в Великую Победу, своим участием в Великой Отечественной войне - я говорю это как внучка советского солдата. Прежде всего, когда мы говорим о роли крымскотатарского народа в Великой Отечественной войне, стоит вспомнить наших героев Советского Союза. Это – дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан, Абдраим Решидов, Абдуль Тейфук, Узеир Абудараманов, Сеитнафе Сеитвелиев, Фетислям Абилов.

Отдельно я хотела бы сказать о нашей прославленной героине Алиме Абденановой, она была резидентом отдела разведки. Удивительная вещь: когда война началась, ей было всего 17 лет. Совершенно юная девушка решила внести свой вклад в борьбу народа против оккупантов. К сожалению, в феврале 1944 года ее группа была раскрыта, и 5 апреля 1944 года она была расстреляна. До недавнего времени ее имя не было отмечено, и только в 2014 году благодаря решению президента России ей было присвоено звание Героя России. Это очень большое событие для нас. Помимо этого, у крымских татар были кавалеры ордена Славы третьей степени. Крымские татары внесли свой вклад в Великую Победу.

«Были созданы крымскотатарские поселки, начался долгий, очень изнурительный процесс социально-бытового обустройства. Прежде всего, это строительство домов». Фото Александра Клименко (mycentury.tv)

Возвращение: строить дома заново

Процесс возвращения крымских татар в Крым начался в 1989 году. Тогда началось массовое возвращение крымских татар. Это – еще один сложный рубеж в истории крымских татар, потому что возвращение совпало со сложными событиями в стране. Процесс возвращения вновь был осложнен в определенной степени непониманием местного населения.

Самой большой проблемой вновь оказалось социально-бытовое обустройство. Крымские татары стояли перед выбором: возвращаться в дома своих родственников, в которых уже жили другие люди, или искать другой путь. Первый путь был однозначно связан с обострением национального вопроса. Было принято решение пойти по пути так называемого «самозахвата крымских земель». Были созданы крымскотатарские поселки, начался долгий, очень изнурительный процесс социально-бытового обустройства. Прежде всего, это строительство домов. Как мы шутим, каждый крымский татарин – это строитель. Помимо своей основной специальности, он еще и строитель: все крымскотатарские семьи вынуждены были самостоятельно обустраиваться, строить себе заново дома. Были также сложные вопросы с гражданством, с работой (на работу не брали крымских татар), с образованием, созданием крымскотатарских школ. Этот процесс длится до сих пор, многие вопросы так и не решены. В депортации осталось, по разным оценкам, от 10 до 150 тыс. крымских татар. Однако абсолютное большинство крымских татар вернулось.

На данный момент во всех регионах полуострова живут крымские татары. Но больше всего нас в Симферопольском и Бахчисарайском, а также Белогорском районах. Очень много крымских татар в таких городах, как Судак, Старый Крым, Бахчисарай, Симферополь, Джанкой.

«Что касается проблем – их всегда много, они были, есть и будут. Прежде всего, это проблемы социального обустройства, укрепления инфраструктуры». Фото reuters.com

Недостаток школ и дорог

Сразу после известных событий, произошедших два года назад, был издан указ президента от 21 апреля 2014 года «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и о государственной поддержке их возрождения и развития». Это первый документ за все эти годы о реабилитации. Раньше такого документа принято не было. Безусловно, мы благодарны: с психологической и моральной точки зрения этот документ имеет очень большой вес.

Что касается проблем – их всегда много, они были, есть и будут. Прежде всего, это проблемы социального обустройства, укрепления инфраструктуры. Эти вопросы очень болезненные для крымских татар, потому что они живут преимущественно в местах компактного проживания, но, к сожалению, не во всех из них есть дороги, коммуникации. Крымские татары нуждаются в большем количестве национальных школ и детских садов, в развитии языка и поддержке культуры. Эти вопросы до сих пор актуальны, но, к счастью, крымские татары находят понимание у крымских и федеральных властей. Мы очень надеемся, что при тесной поддержке мы сможем все эти проблемы вместе решить.

Евровидение не для политики

Джамала, безусловно, очень талантливая артистка, неординарная и самобытная. Представила Украину, думаю, достойно. Мы рады этому. Но все-таки хотелось бы, чтобы такой известный музыкальный конкурс, как Евровидение, который пользуется популярностью, не являлся платформой для политического противостояния.

Эльвина Сеитова

Справка

Эльвина Сеитова - кандидат исторических наук, сотрудник Крымского научного центра Института истории имени Ш. Марджани, старший преподаватель ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет».

Так, друзья — сегодня будет пост о достаточно трагических событиях — исполняется ровно 75 лет со дня сталинского геноцида крымских татар в . 18 мая 1944 года произошла депортация крымских татар в товарных вагонах из Крыма в отдалённые районы СССР — в частности, в малонаселённые районы Казахстана и Таджикистана. Депортация была проведена карательными органами НКВД, а приказ о депортации был подписан лично .

"А зато Сталин победил в войне!" — выступают в комментариях любители СССР —"Если бы Сталин не отправлял людей в концлагеря — то это за него сделал бы Гитлер!" — вторят им неосталинисты и конспирологи. Однако правда заключается в том, что никаких оправданий этому геноциду быть не может - как нет оправдания и другим преступлениям Сталина — вроде депортации и .

Итак, в сегодняшнем посте я расскажу вам о депортации крымских татар — о чём нельзя забывать сегодня, чтобы это не повторилось вновь под вскрики "можем повторить!" В общем, обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте)

Почему началась депортация?

Был создан в 1922 году, и в том же году Москва признала крымских татар коренным населением Крыма. В межвоенный период, в 1920-30-х годах татары составляли почти треть населения Крыма — около 25-30%. В тридцатые годы, после прихода к власти Сталина, начались массовые репрессии против татарского населения Крыма — раскулачивание и выселение татар, репрессии, массовые "чистки" интеллигенции 1937-38 годов.

Всё это настроило многих татар против советской власти — во время войны несколько тысяч татар воевали против СССР с оружием в руках — собственно, этого вопроса я немгого касался в посте с — как и почему люди воевали против СССР. В послевоенные годы якобы именно это стало "официальной причиной" депортации крымских татар — хотя по такой же логике можно было депортировать всех русских из России — которых только в армии Власова (не считая других соединений) воевало не менее 120-140 тысяч человек.

На самом же деле татар депортировали совсем по другим причинам — крымские татары исторически были сильно связаны с Турцией а также были мусульманами — и Сталин решил депортировать их именно по этой причине — так как они не укладывались в его голове в картину "идеального СССР" и были "лишним народом". В пользу этой версии говорит и то, что вместе с татарами из прилегающей к Турции районам выселяли и другие мусульманские этносы — чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев.

Как именно происходила депортация?

Солдаты НКВД врывались в татарские дома и объявляли людей "врагами народа" — якобы из-за "измены родине" их навсегда выселяют из Крыма. Согласно официальным документам — каждая семья могла взять с собой до 500 килограммов багажа — однако реально людям удалось забрать значительно меньше, а чаще всего они шли в товарные вагоны просто в том, в чём были одеты — дома и оставленные вещи разграблялись военными и солдатами НКВД.

Грузовиками людей свозили на железнодорожные станции — позже отправив на восток около 70 эшелонов с наглухо закрытыми и забитыми гвоздями дверьми товарных вагонов, переполненных людьми. Только во время самого перемещения людей на восток погибло более 8000 человек — чаще всего люди умирали от тифа или от жажды. Многие, не выдержав страданий, сходили с ума.

За первые два года около половины (до 46%) всех депортированных людей погибло — так и не сумев приспособиться к суровым условиям земель, куда их выслали. Почти половина из этих 46% были дети в возрасте до 16 лет — им было сложнее всего. Люди умирали от нехватки чистой воды, от плохой гигиены — из-за которой среди депортированных распространялись малярия, дизентерия, желтая лихорадка и другие болезни.

Советские концлагеря и стёртая память.

Во всей это трагедии есть ещё один очень важный момент — о котором умалчивают российские источники. Сами поселения, куда выслали людей — не были какими-то там деревнями или городами. Больше всего они были похожи на настоящие концлагеря — это были огороженные колючей проволокой спецпоселения, вокруг которых стояли блок-посты с вооружённой охраной.

Сосланные татары использовались на рабских работах в виде почти бесплатной рабочей силы — работали за еду в колхозах, совхозах и на промышленных предприятиях — сосланным крымским татарм поручали самую тяжёлую и грязную работу, вроде ручной уборки обработанного ядохимикатами хлопка или возведения Фархадской ГЭС.

В 1948 году советская Москва заявила, что так будет всегда — татары признавались пожизнёнными заключёнными и не имели права покидать территории лагерей-спецпоселений. Ещё советская власть постоянно разжигала ненависть к крымским татарм — местным рассказывали жуткие истории, что к ним едут жуткие "предатели родины, циклопы и каннибалы" — от которых нужно держатся подальше. По свидетельствам очевидцев — многие местные узбеки ощупывали потом крымских татар, чтобы узнать — не растут ли у тех рога?

В 1957 году в СССР начали стирать всю память о крымскотатарском народе К этому году были запрещены все публикации на крымскотатарском языке, а из Большой советской энциклопедии о крымских татарах — словно их и не было никогда .

Преступления без срока давности. Вместо эпилога.

Всё время, которое произошло с момента депортации — крымские татары боролись за своё право вернуться на родину — постоянно напоминая советской власти о том, что такой народ есть, и стереть память о нём не удасться. Татары проводили митинги и боролись за свои права — и наконец, в 1989 году добились восстановления своих прав, а Верховнй Совет СССР в ноябре 1989 года признал депортацию крымских татар незаконной и преступной .

Как по мне — эти преступления советской власти не имеют срока давности и ничем не отличаются от гитлеровского Холокоста — тот тоже выбрал себе "неугодный народ" и старался уничтожить и его, и всю память о нём.

Хорошо то, что сам СССР признал эти действия преступлениями. Плохо то, что сейчас наметился поворот вспять — многие со стороны России сейчас вновь смотрят на сталинские делишки и покрикивают "Крымнаш!" и "можем повторить" — видимо, это потомки тех, кто когда-то строил концлагеря для крымских татар и стоял на блокпостах с автоматами...

Напишите в комментариях, что вы обо всём этом думаете.

Последние материалы раздела:

Элективные питательные среды
Элективные питательные среды

Питательные среды в микробиологии - это субстраты, на которых выращивают микроорганизмы и тканевые культуры. Они применяются для диагностических...

Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв
Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв

Мировая история содержит в себе огромное количество событий, имен, дат, которые помещаются в несколько десятков или даже сотен различных учебников....

Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям
Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям

Последний дворцовый переворот в истории России Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема...