Возникновение легенде граде китеже связано с нашествием. Око планеты информационно-аналитический портал

Гробовщику Прохорову повезло: он переехал в дом, о котором давно мечтал. Дом этот находился совсем недалеко от его предыдущего, с Басманной улицы он перебрался на Никитинскую. Ему всегда тяжело давалось все новое, этот переезд был не исключением и радости ему не доставил. Вскоре он привык и обжился.

Андриян Прохоров принялся за чаепитие и печально задумался. Его беспокоило чтобы после смерти Трюхиной, о нем не забыли и не сговорились с подрядчиками. К нему в гости наведался сосед. Его звали Готлиб Шульц и работал он сапожником. Шульц пригласил его на серебряную свадьбу. Андриян согласился и предложил соседу чая. Соседи мгновенно подружились.

На следующий день Андриян Прохоров пришел с соседу на праздник, прихватив с собой двух своих прекрасных дочерей. Дом был наполнен друзьями Шульца. Все они были ремесленниками-немцами. Первый тост был отдан супругу к своей жене и все друзья выпили за ее здоровье. Все изрядно напились и один из гостей, булочник, предложил выпить за здоровье их работодателей. Все начали уважительно пить друг за друга так как сами и являлись работодателями друг друга, так как пользовались всеми своими услугами. Булочник решил пошутить и предложил выпить за умерших, и это очень обидело Прохорова.

Домой он вернулся сильно выпившим и очень сердитым. Он посчитал, что немцы смеялись над ним и его работой, а она казалась ему крайне важной, ведь он не палач, а гробовщик. Он решил, что не все гости Шульца попадут в гости на его новоселье, а лишь те, которые кто дает ему работу. Его помощница испугалась и перекрестилась, но Андриян был доволен своей идеей.

Приказчик купчихи разбудил его рано утром, еще перед рассветом, и передал что Трухина умерла. Андриян начал хлопотать и созваниваться с близкими умершей. Вечером он направился домой и увидел, что некто открыл его калитку и проник во двор.

Когда же он вошел домой, то был в негодовании от того, что весь его дом был полон усопшими, на которых он некогда работал. Они радовались встрече с ним. Один из мертвецов обнял хозяина, но тот оттолкнул его, и покойный рассыпался. Все остальные ополчились на него, а Прохоров от ужаса упал без чувств.

Выспавшись гробовщик проснулся и вспомнил события, произошедшие накануне, с содроганием сердца. Когда вошла работница, она рассказала, что приходили соседи и узнавали о его самочувствии. Он спросил не было ли кого от госпожи Трюхиной, но работница сказала, что она жива и им еще не с чего заходить. Тут он понял, что все это ему приснилось, позвал своих детей и попросил работников заварить самовар.

Гробовщика зовут Андриян Прохоров. Он купил дом, о котором давно мечтал. Собрав все свои пожитки, он с семьей поселился туда. Придя на новое место, Андриян немного взгрустнул и даже стал нервничать.

Он с семьей расставил все по комнатам, а в гостиной поместил изделия: гробы всех видов и размеров, траурные шляпы, мантии, факелы. На воротах повесил вывеску «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашенные, также отдаются на прокат и починяются старые».

Андриян Прохоров соответствовал своему ремеслу своей профессии и настроению. Он был угрюмым и задумчивым человеком. Часто ругал своих дочерей, когда они смотрели в окно, т.е. бездельничали.

После переезда Андриян сам сидел у окна, пил чай и размышлял. Думал о дожде на похоронах отставного бригадира, об убытках от этого дождя. Андриян надеялся возместить убытки на купчихе Трюхиной, которая находилась при смерти. Он переживал, что родственники купчихи могут полениться и не послать к гробовщику в такую даль. Эти размышления потревожил визит соседа гробовщика Готлиба Шульца, который пришел познакомиться с героем и пригласить его на свою годовщину свадьбы. Он сапожник. Андриян предложил чай и они разговорились о работе и о спросе на нее. Затем Готлиб Шульц попрощался и ушел. На следующий день Андриян Прохоров с дочерями Акулиной и Дарьей отправились на праздник. Девушки были одеты нарядно. На празднике было много гостей. Там Андриян познакомился с Юрко, он был будочником. Праздник сопровождался весельем, множеством еды и выпивки. Жену сапожника звали Луиза. У них была семнадцатилетняя дочь Лотхен. Готлиб очень любил жену и часто поднимал бокалы пива за ее здоровье, но потом пили за здоровье каждого.

Андриян много выпил, и, вдруг, среди тостов прозвучало предложение выпить за тех, для кого работают гости и за их здоровье. И тут все засмеялись, а Юрко сказал гробовщику, чтоб тот пил за здоровье своих мертвецов. Андриян в тот момент обиделся.

Придя домой, Прохоров стал твердить, что хотел позвать тех гостей на новоселье, но теперь позовет мертвецов. И лег спокойно спать.

Наутро к нему прибежали от купчихи Трюхиной. Она скончалась. Целый день гробовщик работал. Когда вернулся домой, не поверил своим глазам. В доме творилась чертовщина. Он был наполнен мертвецами, которые перемещались по комнатам. Как сказал один бригадир, который когда-то был похоронен с участием Прохорова «Все, кто еще цел, поднялись на приглашение гробовщика». Мертвецы ласково улыбались Андрияну. Тут один из покойников полез обнимать Андрияна, ведь когда-то Гробовщик подарил этому мертвецу гроб. Но Андриян оттолкнул его, а тот упал и рассыпался. Все умершие гости стали судить и винить гробовщика. Но тот упал и потерял сознание.

Когда Прохоров проснулся он увидел свою работницу Аксинью. тогда он узнал, что Трюхина не умерла, никаких трупов не было. Это все был сон. Андриян попросил чай, он был рад, что ничего не было на самом деле. Он позвал дочерей.

Гробовщик Адриян Прохоров переезжает с Басманной улицы на Никитскую в давно облюбованный домик, однако не чувствует радости, так как новизна немного пугает его. Но вскоре порядок в новом жилище устанавливается, над воротами прикрепляется вывеска, Адриян садится у окна и приказывает подать самовар.

Распивая чай, он погрузился в печальную думу, так как от природы был мрачного нрава. Житейские заботы смущали его. Главной же заботой было то, чтобы наследники богатой купчихи Трюхиной, умиравшей на Разгуляе, вспомнили бы в последнюю минуту о нем, а не сговорились с ближайшим подрядчиком. Пока Адриян предавался этим размышлениям, к нему с визитом пожаловал сосед, немец-ремесленник. Он назвался сапожником Готлибом Шульцем, объявил, что живет через улицу, и пригласил Адрияна на следующий день к себе по случаю своей серебряной свадьбы. Приняв приглашение, Адриян предложил Шульцу чаю. Соседи разговорились и быстро подружились.

В полдень следующего дня Адриян с двумя дочерьми направился в гости к сапожнику. В доме собрались друзья Готлиба Шульца, немцы-ремесленники с женами. Началось застолье, хозяин провозгласил здоровье своей жены Луизы, а потом здоровье своих гостей. Все пили очень много, веселье сделалось шумнее, как вдруг один из гостей, толстый булочник, предложил выпить за здоровье тех, на кого они работают. И все гости начали друг другу кланяться, ибо все были клиентами друг друга: портной, сапожник, булочник… Булочник Юрко предложил Адрияну выпить за здоровье его мертвецов. Поднялся всеобщий хохот, который обидел гробовщика.

Разошлись поздно. Адриян вернулся домой пьян и сердит. Ему показалось, что инцидент был намеренной насмешкой немцев над его ремеслом, которое он почитал ничем не хуже других, ведь гробовщик не брат палачу. Адриян даже решил, что пригласит на новоселье не новых своих знакомцев, а тех, на кого работает. В ответ на это его работница предложила ему перекреститься. Но Адрияну эта мысль понравилась.

Разбудили Адрияна еще затемно, так как прискакал приказчик купчихи Трюхиной с сообщением, что она этой ночью скончалась.

Адриян отправился на Разгуляй, начались хлопоты и переговоры с родственниками покойной. Закончив дела, он уже вечером пешком отправился домой. Подойдя к дому, он заметил, что кто-то отворил его калитку и вошел в нее. Пока Адриян соображал, кто бы это мог быть, подошел еще один человек. Лицо его показалось Адрияну. знакомым. Войдя в дом, гробовщик увидел, что комната полна мертвецами, освещенными луной, сиявшей через окно. С ужасом узнал в них гробовщик своих бывших клиентов. Они приветствовали его, а один из них даже попытался обнять Адрияна, но Прохоров оттолкнул его, тот упал и рассыпался. С угрозами обступили его остальные гости, и Адриян упал и лишился чувств.

Открыв утром глаза, Адриян вспомнил вчерашние события. Работница сказала, что заходили соседи справиться о здоровье его, но она не стала его будить. Адриян поинтересовался, не приходили ли от покойницы Трюхиной, но работница удивилась словам о смерти купчихи и рассказала, что гробовщик, как вернулся от сапожника пьян и завалился спать, так и дрых до этой самой минуты. Тут только понял гробовщик, что все ужасные события, так напугавшие его, произошли во сне, и приказал ставить самовар и звать дочерей.

Вы прочитали краткое содержание повести Гробовщик. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание повести Гробовщик не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию повести.

», второе – «Метель », четвёртое – « », пятое – «Барышня-крестьянка ».)

Московский гробовщик Адриан Прохоров, поднакопив деньжат, переселился из ветхой лачужки на Басманной улице в уютный жёлтый домик на Никитской. После недолгих хлопот всё внутри нового жилища было приведено в порядок. В кухне и гостиной поместились изделия Прохорова: гробы всех цветов и всякого размера. Над воротами была повешена его вывеска, изображающая дородного Амура с опрокинутым факелом в руке. Новоселье стало гробовщику в копеечку, но Адриан надеялся выместить убыток на казавшихся уже близкими похоронах старой купчихи Трюхиной, которая уже около года находилась при смерти.

Едва Прохоров обосновался в доме, к нему постучался живший напротив сапожник-немец Готлиб Шульц. Назавтра он праздновал серебряную свадьбу и, радушно приглашая на неё всех соседей, не миновал и только что поселившегося рядом гробовщика. Адриан с благодарностью принял приглашение.

На другой день он с двумя приодетыми дочерьми отправился к Шульцу. Квартирка сапожника была наполнена гостями. Пиво и шампанское лилось рекой, Готлиб нежно целовал свежее лицо супруги. Пьянея всё более, хозяин и присутствующие всё чаще провозглашали тосты. Пили друг за друга, за Москву, за целую дюжину германских городов. Под конец один из гостей-ремесленников предложил выпить «за здоровье наших клиентов». Услышав такое пожелание и уже зная, что Адриан – гробовщик, сидевший за столом будочник Юрко с хохотом предложил ему выпить «за здоровье своих мертвецов». Эта довольно невинная шутка сильно раздосадовала Прохорова.

Придя домой в сильном хмелю, он продолжал с неудовольствием вспоминать её. «Разве моё ремесло нечестнее прочих? разве гробовщик брат палачу? – говорил он раздевавшей его работнице Аксинье. – Хотел я позвать соседей на новоселье, но раз они смеются надо мной, то не дождутся моего угощения. Созову я лучше тех, на которых работаю: мертвецов православных». Услышав эти слова, служанка посоветовала ему перекреститься и не городить дури.

Адриан захрапел, но вскоре его разбудили с вестью о смерти купчихи Трюхиной. Предвкушавший хороший заработок гробовщик обрадованно дал нарочному гривенник на водку. Целый день он хлопотал, разъезжая от Разгуляя, где хоронили Трюхину, к своему новому дому и обратно. Под вечер Прохоров сладил всё к большой своей выгоде и вновь отправился к себе – спать.

А. С. Пушкин «Гробовщик». Аудиокнига

Не доходя немного до ворот, он увидел, как кто-то отворил его калитку и прошёл в дом. Адриан удивился: он никого не ждал и опасался, не был ли это вор или, чего доброго, любовник к одной из дочерей. У самых ворот он столкнулся с ещё одним человеком. Его лица гробовщик не успел рассмотреть, но оно показалось ему как будто бы знакомым. Человек попросил его идти без церемоний вперёд и указывать дорогу гостям.

Зайдя в свою комнату, Прохоров увидел, что вся она полна мертвецами, ранее похороненными в его гробах. Покойники толпой обступили гробовщика с приветствиями и благодарностями за приглашение на пир. Все были одеты благопристойно: дамы в чепцах, мертвецы чиновные – в мундирах, купцы – в праздничных кафтанах. Недавно умерший бригадир, бывший тут за старшего, пояснил: к Адриану пришли лишь те, кто не успел ещё совсем развалиться в земле. Из прочих не утерпел только один: отставной сержант Пётр Курилкин, которому Прохоров в 1799 году продал свой первый сосновый гроб, выдав его за дубовый.

К гробовщику протиснулся скелет Курилкина и широко открыл ему объятия. Адриан с громким криком оттолкнул его – и… проснулся, увидев перед собой работницу Аксинью, раздувавшую самовар. Аксинья подивилась вопросу Прохорова насчёт похорон Трюхиной. Оказалось, что купчиха и не думала умирать, а сам гробовщик беспробудно спал с того самого времени, как вернулся вчера сильно пьяным от немца.

Сказание о граде Китеже представляет собою летопись - свидетельство о подлинных событиях. До сих пор рассказывает народ о Китеже с серьёзностью и строгостью подлинной веры, а «Китежский летописец» почитается как книга о святом. В прямом смысле это и есть книга о святом: основатель и мученик Китежа, князь Георгий Всеволодович, причислен православной церковью к лику святых.

Итак, письменная версия китежской легенды начинается генеалогией «святого благоверного и великого князя Георгия Всеволодовича». Суздальский князь Юрий II (1189–1237), герой злополучной битвы на реке Сити, внук Юрия Долгорукого, ведёт здесь своё происхождение от псковского князя Всеволода Мстиславича, которому, в свою очередь, приписаны не соответствующие исторической действительности факты: например, обращение из язычества в христианство. Вслед за легендарной родословной Георгия Всеволодовича, которая оканчивается 6671 (1163) г., рассказывается о его прибытии из Пскова к «благоверному и великому князю Михаилу Черниговскому» и о дружеской их встрече. Георгий Всеволодович испрашивает у князя Михаила «грамоту в Русии нашей по градом церкви божии строити, тако же и грады». Князь Михаил соглашается и предрекает князю Георгию «за сие доброе изволение мзду в день пришествия Христова». Затем, повелев написать грамоту, едет сам провожать гостя. Указан при этом 6672 (1164) год.

Князь Георгий Всеволодович, сын святого князя Всеволода - Гавриила Псковского, являлся великим храмостроителем Древней Руси. Он ездил по городам и строил церкви. Знаменательно, что храмы, построенные им, были в честь Богоматери. В Новгороде он построил церковь во имя Успения, через Псков проехал в Москву и там также воздвиг Успенскую церковь. В Ростове встретился он с Андреем Боголюбским, поставил храм в честь Богоматери и, обретя мощи просветителя Ростовской земли, епископа Леонтия, повелел Андрею Боголюбскому ехать в Муром и там заложить церковь во имя Успения. Сам же поехал в Ярославль, что на берегу Волги-реки, сел в струг и поплыл вниз по Волге. Пристав к берегу, построил там град Малый Китеж. Жители Малого Китежа молили святого князя внести в их град чудотворную Феодоровскую икону Богоматери, но «образ той не пойде с места того, ни мало не поступи», и на том месте, где осталась икона, князь построил монастырь.

От Малого Китежа начинается «сухой путь» князя Георгия.

Он переехал реку Керженец и прибыл к озеру Светлояру. Увидев, что «место то вельми прекрасно», закладывает на берегу озера град именем Большой Китеж. Копают рвы, возвдигают три церкви (церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, церковь во имя Пресвятой Богородицы Успения и церковь во имя Благовещения), дважды обмеривают будущий город в длину и в ширину, и, наконец, три года спустя город построен. Произошло это в 6676 (1167) г. Город был в длину двести сажен, а в ширину сто пятьдесят.

Выстроив его, князь Георгий возвращается в Малый Китеж и приказывает измерить расстояние между Большим Китежем и Китежем Малым. Потом, воздав хвалу Всевышнему и повелев написать книгу «Летописец», едет в родной Псков. Люди провожают его с великой честью. Благоверный же князь Георгий Всеволодович, когда приехал во град свой, много дней пребывал в молитве и посте, раздавая милостыню нищим.

Большой Китеж простоял на земле всего только семьдесят пять лет. В 6747 (1239) г. пришёл на Русь воевать нечестивый и безбожный царь Батый. Князь Георгий, уже глубокий старец, молитвой собрал рать и сразился с Батыем: была битва велика и кровопролитна. Затем князь бежал в Малый Китеж, затворился там на некоторое время, а потом, ночью, тайно, отступил с войском к Большому Китежу. Батый взял Малый Китеж, истребил всех жителей и стал искать пути в стольный град Китеж. Нашёлся изменник, Гришка Городня, или Кутерьма: не вынесши мук от татар, он повёл их к Большому Китежу «Батыевой тропой», которую доныне показывают в заволжских лесах. Батый подошёл к Большому Китежу, напал на город со своим огромным войском. Воинство князя Георгия разбито под стенами города, сам же он пал в битве четвёртого февраля.

Далее следует повествование о чуде над градом Китежем или, вернее, апология чуда: ссылками на жития святых отцов доказывается, что «невидим будет Большой Китеж даже до пришествия Христова» и что «в последние дни и времена будет сие, что грады и монастыри сокровенные будут». Сказание о Китеже знает три варианта рассказа о невидимом существовании града.

По одному преданию, Большой Китеж укрыла земля. Его церкви, соборы, святые ворота, ограды скрыты отныне в земле, там же, где они стояли до Батыева разорения. Под большим холмом находится собор Воздвижения - в этом месте долго и прилежно молятся, как перед главной китежской святыней. Китежские ворота совсем недалеко от поверхности земли, всего четверти на две: когда мужики в прежние времена пахали в этом месте, случалось, что их соха задевала за кресты.

По другой версии, град Китеж укрылся в светлых водах озера Светлояра Там, в чистой глуби, сияют его кресты, и оттуда доносится его благословенный звон. По Светлояру не ездят в лодке, грех купаться в его священных водах, грех ловить рыбу: если рыбу из Светлояра выловить, то и в Волге её не будет.

По третьей версии, град Китеж не ушёл в землю и не скрылся под водой: он стоит на тех же холмах, где стоял, так же блещут золотом восьмиконечные кресты его храмов, так же гудит успенский звон, так же крепки его стены и святые ворота, так же жив праведный люд и священнический чин - и лишь мы, по грехам нашим, не видим этого. Для нас незрим этот город, но прошедшие путь подвига и веры видят своими очами незримые нам соборы, тесные иноческие кельи.

Вслед за этой второй, апологетической частью повествование снова ненадолго возвращается к событиям и лицам историческим: говорится о «погребении честных мощей» Георгия Всеволодовича, об убиении Батыем князя Михаила Черниговского и боярина Фёдора, затем Меркурия Смоленского. Эта третья часть оканчивается указанием, что «запустение Московского царства и того Большого Китежа» было в лето 6756 (1248).

Наконец, последняя, четвёртая часть, начинающаяся словами «Аще ли же который человек обещается истинно итти в него, а не ложно», представляет собою совершенно самостоятельное, мало с предыдущим связанное рассуждение о пути подвижника в «сокровенный» Китеж. Речь идёт о духовном искусе и злых соблазнах, предшествующих вступлению в чудесный град или, как он чаще тут называется, монастырь. В конце следует славословие Богу, Богородице и всем святым.

Последние материалы раздела:

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...

Скачать Тесты по психологии на андроид v
Скачать Тесты по психологии на андроид v

– приложение на андроид с развлекательным характером. С его помощью пользователь узнает свои стороны личности, а также познакомится ос страхами и...

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...