Виды впр по окружающему миру. Система оценивания выполнения всей работы

    Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года №127-ФЗ (с доп. и изм. от 2011 г.)

    Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса. Утверждены распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий от 12.08.1994 г. №31-р

  1. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов /Лысенко д.В. – м.: инфра-м, 2013. – 320 с. – (Высшее образование)

  2. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие /Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, А.Л. Басовский. М.: ИНФРА-М, 2007. – 222с.

    Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие /Г.В. Савицкая – 4 изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2009. - 288с.

    Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. – 6 изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 284 с. - (Вопрос - ответ)

    Савицкая Е.А. Апробация SWOT-анализа хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий Тюменской области //Сибирский вестник сельскохозяйственной науки, 2010. - №12 (216). – с. 97-102

    Экономический анализ: основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник /Под ред. проф. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2007. – 513 с.

    Тематика курсовой работы * ( по выбору студента )

Тематика курсовых работ строится на фактическом материале соответствующих предприятий и учреждений, итогах производственной практики, научных работах преподавателей кафедры и студенческих кружков с широким привлечением литературы, отражающей новейшие достижения науки и техники.

    Анализ эффективности использования производственных основных фондов.

    Анализ оборотных активов предприятия и эффективности их использования.

    Анализ использования материальных ресурсов, затрат на материалы и выявление резервов их снижения.

    Анализ материальных и трудовых затрат по данным калькуляции.

    Анализ обеспеченности и использования рабочей силы.

    Анализ производительности труда и его оплаты.

    Анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли.

    Анализ объема и качества продукции.

    Анализ объема реализации продукции.

    Анализ затрат на производство и себестоимости продукции растениеводства.

    Анализ затрат на производство и себестоимости продукции животноводства.

    Анализ движения денежных средств.

    Анализ долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

    Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.

    Анализ запаса финансовой устойчивости предприятия.

    Маркетинговый анализ хозяйственной деятельности предприятия.

    Анализ формирования финансовых результатов деятельности предприятия.

    Анализ распределения и использования прибыли предприятия

    Анализ влияния инфляции на финансовые результаты.

* Студент может предложить свой вариант темы курсовой работы и согласовать его с преподавателем. При этом следует учесть, что тематика курсовых работ должна отвечать целям и задачам учебной дисциплины «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности», а процесс выполнения направлен на формирование соответствующих компетенций.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный аграрный университет»
Д. А. Коробейников

КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

для студентов бакалавриата по направлению 080100.62 «Экономика»

профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Практикум

Волгоград

Волгоградский ГАУ

УДК 330(075.8)

ББК 65.053я73

Рецензенты:

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой финансов, бухгалтерского учета и аудита Волгоградского филиала Московского гуманитарно-экономического института Л.А. Наконечникова ; кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и финансов Волгоградского ГАУ А.А. Карпова

К-68 ^ Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия : практикум для студентов бакалавриата по направлению 080100.68 «Экономика» профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Д.А. Коробейников. – Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ, 2013. - 72 с.
ISBN
Представлены практические задания в табличной форме, охватывающих базовые разделы дисциплины «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия», методические указания по их выполнению, требования к содержанию и оформлению выводов и предложений по результатам проведенного анализа.

Практикум предназначен для студентов высших учебных заведений (бакалавров), обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика» профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

УДК 330(075.8)

ББК 65.053я73

ISBN

© ФГБОУ ВПО Волгоградский государственный аграрный университет, 2013

Д.А. Коробейников, 2013

ВВЕДЕНИЕ
В условиях многогранности и сложности экономических отношений между хозяйствующими субъектами существенно возрастает приоритетность и роль экономического анализа, основным содержанием которого является комплексное системное исследование хозяйственного и финансового механизма организации.

Комплексный экономический анализ, осуществляемый, как правило, работниками бухгалтерской или финансовой службы организации, является неотъемлемым элементом системы управления, средством выявления неиспользованных резервов и разработки программы их реализации, инструментом прогнозирования и планирования, выполняет контрольные функции. При этом прикладные аспекты применения типовых методик анализа требуют их адаптации применительно к специфическим условиям функционирования организаций конкретной отрасли, в том числе сельскохозяйственного производства. Дополнительные сложности создает непрерывный процесс реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности, сопряженный с трансформациями информационной базы анализа. Все это требует использования новых подходов к оценке финансово-хозяйственных процессов, обучению студентов новым методикам экономического анализа с учетом особенностей отдельных отраслей экономики.

Учебное пособие преследует цель привить студентам бакалавриата, обучающимся по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», навыки прикладного использования методов экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий агропромышленного сектора. Изучение курса комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия проводится на заключительном этапе подготовки бакалавра и опирается на знание теории финансов, теории бухгалтерского учета, экономической теории, теории экономического анализа, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой учебной дисциплины «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия» и охватывает содержание основных разделов курса. Все прикладные задания адаптированы под содержание типовых форм отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, что обеспечивает возможность их выполнения по материалам реально существующих сельскохозяйственных предприятий.

^ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Выполнение практических заданий по дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия» является важной составной частью учебного процесса при подготовке бакалавров по направлению 080100.62 «Экономика», развивает навыки самостоятельной работы студентов с экономической информацией и имеет своей целью:

Углубление и систематизацию знаний, полученных студентом при прослушивании курса лекций, самостоятельном изучении научной и учебной литературы;

Формирование у студентов бакалавриата целостного представления о комплексном анализе хозяйственной деятельности как важнейшей функции управления, осмысление и понимание основных методов экономического анализа и их применения на разных стадиях процесса разработки и принятия управленческих решений;

Развитие умений обосновывать основные направления комплексного анализа, определять последовательность и взаимосвязь их проведения, готовить исходные данные для расчета аналитических показателей и осуществлять их расчет с учетом существующих методик и действующей нормативно-правовой базы;

Выработку умения и практических навыков по анализу и оценке различных направлений производственно-хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности предприятий АПК, интерпретации полученных результатов, выявлению закономерностей и тенденций развития, обоснованию выводов и комплексной оценке эффективности хозяйственной деятельности.

В процессе выполнения практических заданий студенты изучают годовые отчеты, регистры синтетического и аналитического учета, бизнес-планы реально существующих предприятий АПК и обобщают теоретические знания по общеобразовательным, технологическим и специальным дисциплинам, полученные за годы обучения.

Практические задания выполняются студентом самостоятельно по данным хозяйства, где он проходил последнюю практику. Перед закрытием очередного контрольного модуля рабочая тетрадь подлежит сдаче преподавателю для проверки правильности расчетов, логичности и полноты выводов по итогам проведенного анализа деятельности исследуемого предприятия (результаты учитываются при выставлении рейтинговой оценки).

Выполнение практических заданий позволит студентам приобрести как общенаучные, так и профессиональные компетенции: владеть навыками самостоятельной работы по сбору и обработке исходных данных, организовывать и выполнять на основе типовых методик расчеты по определению аналитических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, выполнять анализ и интерпретацию финансовой, бухгалтерской и иной информации содержащейся в отчетности, быть готовым к использованию полученных в ходе анализа сведений для обоснования управленческих решений.
^ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ

ЗАДАНИЙ
Поскольку практические задания выполняются каждым студентом по данным конкретного предприятия, важным условием является правильный подбор исходных материалов. Предлагаемые в учебном пособии задания построены таким образом, что для их решения достаточно данных, содержащихся в формах отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса (годовом отчете сельхозпредприятия). Однако для адекватной интерпретации полученных результатов и формирования обоснованных выводов, отражающих причинно-следственные связи, закономерности и тенденций развития объекта исследования необходимо привлечение дополнительной информации (регистров аналитического и синтетического учета, планово-нормативной документации предприятия и т.д.).

По результатам решения предлагаемых заданий должны быть составлены аналитические таблицы, проведен их анализ, сделаны обоснованные выводы и даны предложения, направленные на оптимизацию отдельных аспектов деятельности предприятия. Для анализа студентом привлекаются материалы не менее чем за 2-3 года, самостоятельно подбирается и изучается экономическая и специальная литература.

Выводы и предложения по каждой таблице и теме в целом должны вытекать из анализа предшествующего материала и содержать основные результаты исследования, быть конкретными. Изложение должно быть четким, последовательным и логичным; отражать содержание проделанной работы, её теоретическое и практическое значение. В них показывается, как решены поставленные задачи и что можно рекомендовать для совершенствования исследуемого аспекта деятельности предприятия. Выводы и предложения желательно излагать в виде отдельных пунктов или абзацев, при этом необходимо стремиться к кратким и точным формулировкам.

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Анализ использования земельных ресурсов.
Задание 1. Изучить показатели структурной характеристики сельскохозяйственных угодий, дать оценку произошедшим изменениям с точки зрения обеспеченности предприятия земельными ресурсами и соответствия производственной специализации (табл. 1.1)

Таблица 1.1

Показатели наличия и структурной характеристики сельскохозяйственных угодий в ____«____________»


Показатели

20__ г.

20__ г.

Абсолютное отклонение

Общая земельная площадь, га

в том числе площадь сельскохозяйственных угодий

из них

сенокосы

и т.д.


Удельный вес площади сельскохозяйственных угодий в общей земельной площади (сельскохозяйственная освоенность земельного фонда), %

Удельный вес площади пашни в общей земельной площади (распаханность территории), %

Удельный вес площади пашни в площади сельскохозяйственных угодий (распаханность сельскохозяйственных угодий), %

Удельный вес обрабатываемой пашни в общей площади пахотных земель (пашня + перелоги + залежи), %

Удельный вес многолетних насаждений в общей площади сельскохозяйственных угодий, %

Удельный вес площади природных кормовых угодий в площади сельскохозяйственных угодий, %

Удельный вес площади посевов в площади пашни, %

Удельный вес площади орошаемых земель в площади сельскохозяйственных угодий, %

Удельный вес площади улучшенных сенокосов в общей площади сенокосов, %

Удельный вес площади культурных пастбищ в общей площади пастбищ, %

Задание 2. Изучить показатели интенсивности использования сельскохозяйственных угодий и дать оценку произошедшим изменениям (табл. 1.2). Дополнительно охарактеризовать интенсивность использования сельскохозяйственных угодий с точки зрения структуры земельного фонда и его трансформации за период.

Таблица 1.2

Анализ интенсивности использования сельскохозяйственных угодий

в ____«____________»


Показатели

20__ г.

20__ г.

Отклонения

абсолютное

темп прироста, %

Приходится на 100 га сельскохозяйственных угодий:

Основных средств, тыс. руб.

Затрат труда. тыс. чел.-ч.

Производственных затрат в растениеводстве, тыс. руб.


Приходится на 100 га пашни:

Энергетических мощностей, л.с.

Тракторов всех марок, шт.


Приходится на 100 га посевов зерновых зерноуборочных комбайнов, шт.

Нагрузка пашни на работника, занятого в сельскохозяйственном производстве, га

В том числе на работника растениеводства

Задание 3. Изучить обобщающие, частные и вспомогательные показатели эффективности использования сельскохозяйственных угодий, дать оценку произошедшим изменениям (табл. 1.3). При формулировании выводов помимо динамических сравнений необходимо сопоставить данные по нескольким хозяйствам со сходными условиями по почвенному плодородию, то есть провести сравнительный анализ.

Таблица 1.3

Анализ эффективности использования сельскохозяйственных угодий

в ____«____________»


Показатели

20__ г.

20__ г.

Отклонения

абсолютное

темп прироста, %

Валовая продукция на 1 га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб.

в том числе в растениеводстве


Выручка от продаж на 1 га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб.

в том числе в растениеводстве


Валовой доход на 1 га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб.

в том числе в растениеводстве


^ Окончание таблицы 1.3

Чистый доход на 1 га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб.

в том числе в растениеводстве


Прибыль от продаж на 1 га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб.

в том числе в растениеводстве


Урожайность, ц/га

зерновые

подсолнечник

овощи открытого грунта

и т.д.


Произведено в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий, ц

мяса КРС в живой массе

мяса овец в живой массе

шерсти


Произведено в расчете на 100 га пашни мяса свиней в живой массе, ц

Произведено в расчете на 100 га посевов зерновых

яиц, тыс. шт.

мяса птицы в живой массе, ц

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...