Видение будущего. — Что я хочу делать? Отказ от интерпретаций

Здравствуйте читатели сайта . В этой статье мы построим Вашей жизни.

Условия построения видения

В порядке важности

  1. Ваше видение должно отражать Ваши реальные и настоящие желания.
  2. Вы должны допускать возможность реализации такого видения.
  3. Видение должно быть предельно четким.
  4. Видение должно содержать как можно больше деталей.
  5. Видение должно описывать все области Вашей жизни.

Человек все воспринимает посредством 5 органов чувств. Постарайтесь описывать каждый аспект Вашего видения с точки зрения каждого чувства.

Я Вам помогу понять, как построить видение своей жизни. Теперь давайте подумаем о том, как бы Вы хотели , чтобы Ваша жизнь выглядела через 10-15 лет в следующих областях:

10 вопросов, которые помогут построить видение

  1. Каково Ваше видение в ?
  2. Какую сумму денег Вы хотите зарабатывать? Постарайтесь назвать максимальную сумму, которую хотите зарабатывать через 10 лет. Поверьте, у найдется способ, как доставить Вам любую сумму, потому не скромничайте.
  3. Каким образом Вы хотите зарабатывать? Отвечайте на данный вопрос только в том случае, если Вы и вправду испытываете сильную тягу к чему-либо и ясно понимаете, что это Ваше. Если Вы еще не нашли дело Вашей жизни - не отвечайте, Вселенная самостоятельно Вас направит. Ваше задача только создать и найти область, которая идеально для Вас подходит.
  4. Каково Ваше видение самого себя?
  5. Каково Ваше видение квартиры или дома, в котором Вы будете жить?
  6. Какая у Вас будет машина, на которой Вы будете ездить?
  7. Где и как Вы видите Ваш отдых?
  8. С какими людьми Вы будете общаться?
  9. Каким будет Ваше здоровье?
  10. Как будет выглядеть Ваш обычный день?

На каждый вопрос напишите минимум 10 предложений. Ответы должны быть описательного характера. Даже если ответ можно сформулировать одним словом, все равно составьте расширенный ответ. Также можно ответить на вопросы: Почему? Для чего? и другие, которые помогут более детально описать Ваш ответ. Не бойтесь выходить за рамки данного вопроса. На вопрос «На какой машине Вы будете ездить?» не бойтесь перечислить, сколько у Вас будет машин, какого цвета. Опишите каждую машину, опишите, когда, кто и в каких ситуациях будет ездить на них. Опишите гараж для каждой машины. И так далее. В общем, пишите все, что придет в голову. Помните, как в школе нужно было за урок написать сочинение? Мы писали все, что придет в голову, особо не задумываясь, относится оно к теме или нет. Так и тут, пишите, пишите, пишите. Хочу особо отметить, что это упражнение необходимо выполнять в письменной форме!

Вот почему это столь важно:

  1. Вы достигнете намного большей четкости в описании.
  2. То, что Вы напишете, Вы уже не забудете. Самый короткий карандаш намного лучше, чем самая длинная память.
  3. То, что Вы пишете, намного сильнее впитывается в Ваше , чем то, о чем Вы думаете и говорите.

Советы по повышению эффективности Вашего видения

  1. Каждый день (хотя бы 1 раз в день) проигрывайте в воображении свое видение.
  2. Когда воображаете свое видение, испытывайте сильные чувства радости и .
  3. Добейтесь максимальной отчетливости своего видения.
  4. Чем чаще в течение дня Вы проигрываете свое видение, тем быстрее оно осуществится.

Самое важное в этом процессе это повторение, повторение, повторение...!

Формирование стратегического Видения организации

Для того, чтобы сформировать видение компании, необходимо четко осознать, что это такое. Прежде всего, видение компании не является ее стратегическим планом, также как и пункт назначения не может одновременно являться дорогой. Видение отражает то, где мы хотим оказаться, или то какими мы хотим стать. Только после этого можно формулировать шаги по реализации и осуществлять дальнейшие этапы стратегического планирования.

Некоторые компании при формировании видения пытаются забегать вперед, и сразу переходить к планированию. Представьте себе, что Вы садитесь в машину, и пытаетесь с помощью навигатора выстроить маршрут, не указав конечную точку пути.

Очевидная польза видения заключается в том, что опираясь на него гораздо легче расставлять стратегические приоритеты и реагировать на возникающие возможности. Каждый день ставит нас перед выбором - принять то или иное решение. Иногда решения, которые пытаются увести Вас в сторону от Вашего видения очень заманчивы. Но рассматривая, их Вы будете понимать, отняв у Вас время - они дадут Вам гораздо меньше, чем то Видение, к которому Вы стремитесь. В расчет берутся только те возможности, которые помогают Вашей компании достигнуть стратегического видения.

Жизнь коротка, и когда мы тратим время на что-то второстепенное, мы растрачиваем свои ресурсы и ресурсы своей организации впустую. У Ваших партнеров и конкурентов может быть свое видение, могут быть разные взгляды и у ваших работников, и у кого-то из акционеров. Но имеет смысл идти вперед лишь с теми, кто готов помочь Вам реализовать Ваше видение. Самое большое счастье - это работать на создание такого будущего, которое Вы выбрали сами. И даже когда весь мир на мгновение станет одержим сомнениями, именно Видение поможет Вам устоять и достигнуть .

Некоторые могут подумать, что создание видения компании - это что-то очень сложное, и в общем-то не особо срочное. Поэтому за это лучше не браться. Но все как раз наоборот, самое главное начать эту работу, и мысленная энергия, которую Вы направите на создания видения компании, практически сразу же начнет приносить свои плоды и подпитывать Вашу организацию изнутри, позволяя от небольших улучшений перейти к кардинальному прорыву в Вашей деятельности.

Для примера рассмотрим алгоритм формирования видения компании, который предлагает известный бизнесмен и совладелец собственной бизнес-империи Ари Вайнцвейг. Также, благодарим за помощь консультанта по вопросам стратегии и видения, Вячеслава Ардентова, за перевод и адаптацию этого алгоритма к российской практике.

Алгоритм формирования стратегического Видения организации:

Восемь шагов для формирования видения компании

Описанные шаги подходят как для самостоятельной работы, так и для работы в команде. В случае если Вы хотите провести , то рекомендуем два варианта. В первом варианте Вы можете последовательно пройти все шаги используя коллективное обсуждение. Во втором варианте, более интересном, Вы даете задание каждому члену команды проделать эту работу индивидуально, а потом собираетесь вместе, чтобы свести результаты воедино и подвести итоги. Если нужна будет помощь - пишите нам!

Шаг 1. Определите конкретную область для создания видения.

Видение не может быть сразу и обо всем. С другом стороны, разные области могут потребовать различных подходов, и возможно даже для каждой из них будет свое видение. Вы хотите сразу сформировать видение компании в целом? Или сначала разработать видение для какого-то из ее подразделений?

Шаг 2. Выберите горизонт времени

Как далеко Вы хотите заглянуть в будущее? Какого-то точного ответа на вопрос о том, какой срок нужно выбирать для формирования видения компании - не существует. Самое главное, чтобы образ Видения помог Вам выйти за рамки существующих проблем (дал возможность Вам взглянуть на все с высоты птичьего полета, или как еще говорят посмотреть методом вертолетного обзора Helicopter view). И с другой стороны, чтобы это был срок такого обозримого будущего, которое имеет смысл достигать. На первых порах мы просим Вас удержаться от горизонта времени в 50 лет, попробуйте сначала более короткие промежутки. Для компании таким горизонтом времени может быть , для человека при формировании своего личного видения эффективным может быть даже промежуток в один год (Ваше идеальное видение себя через года)

Шаг 3. Подготовьте и составьте список Ваших достижений.

Для создания смелого и амбициозного видения нужна энергия и уверенность в себе. Посомневаться в том, что Вы придумали, Вы еще успеете. В этой работе главное - настроить свое мышление на то, что Вам действительно по-настоящему хочется! В этом помогает концентрация на тех успехах, и достижениях, которые у Вас были до этого. Выпишите 10 достижений (компании, вашей команды, или свои собственные), которыми гордитесь. Очень важно, чтобы при создании видения Вы опирались на то, благодаря чему у Вас это получилось (убеждения, действия, способности, таланты, и любые другие ресурсы). К примеру этот список может выглядеть так:

1. Всего три года назад родилась мысль о том, что нам надо создать компанию.

2. Мы успешно растем уже три года, и имеем в клиентах таких заказчиков, как….

3. У нас сформировалась отличная команда (и далее по 2 сильных качества про каждого члена команды)

4. В прошлом году нашим главным успехом стало…..

5. Из последней критический ситуации, мы выкрутились благодаря….

Составьте список, и на этом остановитесь. Почувствуйте гордость и внутреннюю силу. Да, это ваша компания, и Ваша команда!


Шаг 4. Включите фантазию и напишите первый вариант видения Вашей компании

Итак, представьте Вашу организацию в будущем, ее идеальный образ, те результаты и масштабы деятельности, которые Вам представляются. Самое главное доверьтесь самому себе и начните писать. Не ожидайте ничего, не обращайте внимание на красоту формулировок. Самое главное фокусировка на идее, и список того, что Вам удастся визуализировать, а записать его вы можете даже на салфетке из кафе. Количество времени и серьезность процесса никак не влияют на его качество, скорее наоборот, чем больше Вы готовитесь и чем сильнее себя принуждаете - тем меньше Вы напишете.

Если Вам удобно Вы можете сначала просто подумать об этом, представить образ, рисовать какие-то рисунки, абстрактные или конкретные. А после этого в нескольких словах для себя, запишите это переведя в словесную форму в любом стиле и формате.

Вот еще несколько советов о том, что может Вам помочь в написании первого драфта Вашего видения:

Совет 1: Задумайтесь о чем-то Великом!

Да, да, поднимите планку, расширьте масштаб идеи в несколько раз и добавьте побольше амбиций. Если Вы думаете о том, как открыть первое представительство Вашей компании в другом городе, то лучше . Например, представьте, как выглядит Ваша филиальная сеть в масштабах всей страны. Попробуйте найти границу между невозможным и реальным, Вам не надо сейчас создавать второй Фейсбук, но вполне можно задуматься о первых 500 000 пользователях. Идея должна быть реалистичной, но мысли о ее реализации должны вызывать страх! Если Вы не испытываете волнения, думая о Вашем Видении, значит Вы поставили перед собой слишком легкую цель.

Совет 2: Пишите от чистого сердца.

Не думайте о том, что скажут об этом другие люди. Пишите о том, к чему лежит у Вас душа. Большинство идей столько раз попадало под критику других, и столько раз незаслуженно получало ярлык «Невозможно», что так никогда и не появились на свет. Представьте, что, кому-то долго твердили что лампочка, мобильный телефон и интернет невозможны! И услышав это изобретатель расстроился и не стал ничего делать!

Совет 3. Пишите так, как будто это уже случилось.

Мы проходили этот процесс тысячу раз, и хотим Вам сказать, что гораздо легче и полезнее описывать Видение Вашей компании, как свершившийся факт. Представляйте себя в будущем! Это самое главное. Это перепрограммирование Вашего сознания. Вместо «Наша компания хочет выйти на рынок….», пишите, «Мы успешно работаем на рынке и занимаем долю в ХХ%».

Совет4. Пишите быстро.

Если Вы не знаете с чего начать, заведите таймер на Вашем смартфоне, поставьте 4-5 промежутков по 5-7 минут. И дайте себе слово, что в эти пол часа не прервете этого занятия. Когда таймер начнет работать - начинайте думать, держа в руках ручку и бумагу. Когда возникнет необходимость, тогда можно начинать писать. Услышав звук, даже будучи еще с чистым листом, мысленно возвращайте себя к работе. И постарайтесь завершить эту работу максимум через 40 минут. Ваша задача №1 - четко выдержать время. Задача №2 записать хотя бы несколько предложений о том, какой Ваша компания (или Вы сами) представляется Вам в будущем. Нельзя редактировать написанное. Оценивать будете потом.

Совет 5. Видение должно отражать Ваши устремления.

Пишите все, что хотели бы видеть в будущем. Если Видение вашей компании и Ваше собственное расходятся, то так и записывайте. Например, моя компания полностью самостоятельная и работает под управлением наемного менеджера. В моем видении, я уже представляю себя миллионером, который сидит с удочкой, свесив ноги в воду на берегу пруда. И тогда опишите отдельно, что еще такого есть в Вас, и какой уже является компания, которая способна работать без Вас.

В завершение описания варианта Видения Вашей компании, настоятельно рекомендуем остановить этот процесс через 30-40 минут, НЕ ПЕРЕЧИТЫВАТЬ, и убрать подальше от себя на 2-3 дня минимум. Пусть для Вас это будет сюрпризом. Вы все равно будете об этом думать, вспоминать о том, что написали. Но когда чуть-чуть забудете текст оригинала, то сможете уже с ясной головой подходить к оценке и редактированию Видения!


Шаг 5. Пересмотрите и доработайте Ваше описание спустя 2-3 дня

«Когда можно пересмотреть написанное?», - спрашивают самые нетерпеливые из визионеров. Ответ очень простой, вы будете примерно от 24 до 36 часов носить в голове то, что Вы написали, а потом свежие события и новые эмоции переключат Вас на что-то другое. И ровно после этого, Вы уже будете готовы оценить написанное свежим взглядом. Когда будете готовы к перепросмотру, сначала просто прочитайте весь проект от начала до конца. Для этого сохраните написанное Вами ранее в новом файле, и пока ничего не удаляйте.

По нашему опыту, от 60 до 80% от первоначального варианта остается неизменным (конечно в том случае, если Вы писали искренне). И все же редакция и доработка нужна. Вы начнете видеть большее количество деталей, и самым первым порывом будет начать оценивать описанное видение. Но подождите! Обратите внимание на самое главное! Как звучит то, что Вы читаете? Отзывается ли это в Вашем сердце? Насколько яркие эмоции вызывает образ Вашего видения? Вам в самом деле хочется именно этого? Вы точно хотите видеть Вашу компанию именно такой? Все ли Вас устраивает в таком будущем? Готовы ли Вы не спать ночами, и вставать в 5 утра ради него? Насколько Вы взволнованы, когда это читаете? Обратите внимание, что в данном контексте, взволнован, не исключает беспокойство о проблемах реализации.

Как оценивать полученные результаты? Чем более сформулировано и описано Видение, тем лучше. Большее количество деталей помогает сделать Видение более реальным. Держитесь подальше от расплывчатых фраз вроде «мы заняты предоставлением лучших услуг для клиентов» (Каких именно? В чем лучших? Для каких групп клиентов?). Также используйте реальные цифры продаж, которые что-то значат. Без конкретики у Вас не будет понимания того, что такое успех и как он на самом деле выглядит.

"Я хочу быть богатым" - это хорошо, но у одного человека представление о том, что такое богатство это всего лишь «только-чуть-лучше-чем-бедные». Поэтому уточните: каковы основные финансовые показатели, которые определяют успех для вас? Какой объем продаж? Зарплата? Экономия? Статус?

Также избегайте попадания в ловушку магии цифр. «Мы хотим 10 млн. долларов прибыли, 100 человек в штате и 1000 постоянных клиентов». И вот Вы уже стали заложниками красивых, круглых и неправдоподобных цифр. Или увеличение продаж на 50% в год, при снижении издержек на 25% у год? И выплате акционерам по 20% в год. Нет, такие цифры можно использовать, но проверьте их еще раз на реальность, а то, чтобы они не противоречили друг другу, и подумайте, а почему именно столько? Что будет, если больше и если меньше?

То же самое применимо и к оценке формулировок из личного видения. Вы можете написать: "я провожу много времени с моими детьми." Это здорово, как Вы поймете сколько именно? Если Вы напишете что-то более конкретное, например, что-то вроде: "я провожу две-три недели в год путешествуя по стране со своими детьми. Удивительно, сколько удовольствия мы получаем." Или, "один вечер в неделю я посвящаю ужину со всей моей семьей". А ведь это будет Вас мотивировать гораздо больше!

Шаг 6. Проведите дополнительное редактирование Видения

(не более 3х раз - шаг 6.1, 6.2 и 6.3)

Если Вам действительно хочется уделить этому время и доработать какие-то существенные детали, то, пожалуйста, сделайте это! И критерий тут один - дописывать и редактировать имеет смысл только в том случае, если это приносит Вам удовольствие. Если Вам вообще ничего не нравится из того, что Вы написали, значит Вам нужна поддержка кого-то из членов Вашей команды, или работа с коуч-консультантом.

Пользоваться ли поддержкой близких людей? Это на Ваше усмотрение! Если близкие люди верят в Вас больше, чем Вы сами, тогда да! Но если их представления о границах Ваших возможностей мешают Вам сформулировать Великое Видение, тогда лучше не стоит с ними советоваться, пока этот образ окончательно не вызрел в Вашем воображении

Обратите внимание, что в описании шагов нет пункта 6.4, т.к. если Вы уже сделали три подхода, то волевым усилием переключайте себя на Шаг 7. Иначе Вы потом будете говорить «Я работал над формулировкой Видения последние несколько лет, но я до сих пор не закончил». Мы через это уже проходили, и поверьте нам - это не работает!

Шаг 7. Соберите мнения о Вашем Видении у значимых для Вас людей

Настало время посмотреть на Ваше Видение глазами других людей! Это очень непростой момент. Представьте, что чувствовал, например Ф.М. Достоевский или Ж. Верн, когда поставив последнюю точку в своем романе, они думали, кому же теперь его показать. Перед тем, как это делать - запомните! Это Ваше Видение, это Ваша компания, никто другой не вправе отнимать у Вас Ваши мечты!

Но лишь взгляд со стороны может добавить реалистичности в Ваше видение, и обратить Ваше внимание на те моменты, которые Вы возможно не до конца продумали.

Кому стоит показывать проект описания сформулированного Видения? Во-первых, безусловно, тем людям из Вашего окружения, которые имеют знания и опыт в этой сфере, или имеют какое-то отношение к Вашему Видению! Возможно, это будет кто-то из Ваших деловых партнеров, который больше всего верит с Вас. Или супруга, или кто-то другой из членов семьи. Но согласитесь, кого бы Вы не выбрали, Вы будете испытывать некоторое волнение, т.к. знаете этого человека достаточно давно, а он знает Вас.

Всегда следует помнить, что если Вы показываете проект Видения вашей компании тому, кто потенциально должен будет быть вовлечен в реализацию этого Видения, то у него всегда будут как аргументы за, так и аргументы против. Есть только один способ беспристрастного анализа того, что Вы написали - это показать Ваше Видение коуч-консультанту! Да! Именно коучу! Потому что в этом случае Вы вместе сможете проработать еще раз все важные моменты Видения, проверить все ли в них Вас устраивает, и подготовить стратегию обсуждения Вашего Видения с каждым из членов Вашей команды и семьи.

В процессе изложения Вашего Видения другим людям концентрируйте свое внимание на Ваших эмоциях, не позволяйте им захлестнуть Вас больше чем нужно, и самое главное - делайте пометки о том, на какие детали и вопросы указали Ваши слушатели. Это и будут дополнительные подсказки, которые помогут Вам достроить картину Вашего видения!

И последний совет, как сказал кто-то из великих: «Не позволяйте другим людям отнять у Вас Вашу страсть!»!


Шаг 8. Подготовьтесь и презентуйте Ваше Видение для тех, с кем Вы планируете реализовать его!

Если Вы формулировали видение Вашей организации в одиночку, то настал момент решить, в какой форме преподнести его Вашим партнерам по бизнесу, Вашим заместителям и всем сотрудникам. Хорошо работает такой метод, когда несколько собственников по очереди презентуют описание своего Видения, а также рассказывают о тех ролях, в которых они видят друг друга в будущем. После этого обсуждают, что объединяет все их сценарии, и какие могут быть окончательные идеи.

Если Вы создавали Видение компании в малой группе, и в процессе работы обсудили все главные детали между собой, то следующим шагом может быть презентация для большего количества людей, либо для инициативной группы Ваших приверженцев, либо для всех сотрудников компании.

В процессе презентации Видения наиболее эффективно обозначить общее направление, и вовлечь слушателей в обсуждение. А еще лучше запустить процесс групповой работы, в которой бы слушатели дополнили бы конкретикой какие-то общие моменты.

На презентации Видения для сотрудников компании очень важно уделить достаточное количество времени ответам на вопросы. И не бойтесь того, что будет много таких вопросов, на которые у Вас пока нет ответов! Это же Видение будущего! Вы и не должны точно знать, как Вы собираетесь туда попасть! Делая первые шаги и начиная приближаться к Вашему Видению вы откроете для себя много нового, неизведанного и интересного! Вы идете своим путем! Это главное!

Что делать, если общее Видение не формируется?

Когда люди не согласны с вашим видением - то может быть достаточно много причин, по которым это происходит. Но несогласие это вполне нормально, особенно на первом этапе, возможно, это лишь просто страх или возражение. Если Вы единственный лидер в Вашей компании, и предпочитаете принимать все стратегические решения самостоятельно, тогда успех трансляции Вашего Видения сотрудникам зависит от того, как Вы это делаете.

Но большинство из нас работает с партнерами, членами семьи или ключевыми менеджерами, с которыми мы взаимодействуем на равных, и согласование с ними Вашего Видения является очень важным и деликатным моментом. Все зависит от подхода и настроя, как у Вас, так и у Ваших партнеров. Учитесь вместе настраиваться на сотрудничество и на поддержку друг друга! В идеале при согласовании общего Видения, все заинтересованные стороны должны ощутить всю гамму чувств и, в конце обсуждения, увидеть, насколько сильна и важна поддержка друг друга, благодаря которой возникает синергетический эффект!

В наших консалтинговых проектах и на стратегических сессиях, мы начинаем этот процесс с так называемого выравнивания общего Видения. В мини-группах или в большой группе сразу, запускается определенный процесс, который позволяет познакомиться с различными вариантами Видения всех присутствующих.

Одна из черт всех успешных людей - это иметь своё представление о том, как должно сложиться будущее. Представление об их карьере или семье, компании или продукте, отпуске или свадьбе. Это называется видение. Неважно, сколь велика цель, которую вы ставите перед собой. Важно то, насколько детально вы представляете результат и путь её достижения. Конечно, в пути к цели ваше виденье может поменяться, но делать первые шаги стоит тогда, когда знаешь куда идешь. Выделяйте сферы. Хорошо, когда у тебя есть представление о твоей жизни в целом. Только вот на пути от общего к частному очень сложно достичь полной детализации. Поэтому стоит разделять общую картину видения на блоки, а их, в свою очередь, - на кирпичики желаний и надежд. Например, представьте сначала вашу идеальную работу, потом как выглядит ваш дом и быт в нем, какая ваша семья, закончите вашими достижениями. Порядок не имеет значения, важно выделить составные части вашего видения, детализировать его. Согласовывайте. Ваше представление о будущем может противоречить представлению людей, которые вас окружают. Для того чтобы этого не происходило, в компаниях создается корпоративное видение, прописывается миссия. Это важно, чтобы разные люди были объединены одним представлением о цели и пути ее достижения. Но еще важнее, чтобы ваше видение было внутренне не противоречивым. Поэтому регулярно проводите, как «синхронизацию» представлений с другими людьми, так и ревизию вашего видения, согласовывайте его части с друг другом. Осознавайте ваши страхи и желания. Движущей силой творчества являются наши желания. Когда они осознаны, просты и понятны, то нам не нужна внешняя стимуляция. Чтобы было проще составлять список действия для реализации вашего видения, стоит понимать, чем является данный фрагмент: вашим желанием (микроцелью, это самый лучший вариант), необходимостью для претворения видения в жизнь или защитой от вашего страха неудачи. Формируйте видение систематически. В любом деле нужна регулярность. Конечно, видение относится больше к творчеству, чем к логике. Но и в формировании картины будущего можно применять те или иные методы. Вот те методы, которые я использую: Рассказ о будущем как о прошлом. Например, если речь идет о видении продукта, то можно рассказать от лица потребителя как он им пользуется, как купил и что ему в продукте ему нравится. Список контрольных вопросов, положительные ответы на которые покажут, что виденье стало реальностью. Например, при покупке квартиры это может быть как ключи, документы в ваших руках, так и первая генеральная уборка. Коллаж из фотографий желаний. Такой своеобразный wish-list помогает как сгруппировать ваши желания по сферам, так и выработать последовательность их реализации. Хронология ваших будущих достижений. Простой список с примерными датами будет не таким ярким, как коллаж или рассказ, но рамки, которые он ставит, может помочь вам больше действовать, чем мечтать. Перечень ошибок, которые вы не хотите допустить. Как бы психологи не прославляли отпимизм, все мы в той или иной мере пессимисты. Вместо того, чтобы пытаться изменить это в себе стоит составить список «мест, где вы не хотите очутится». Такие своеобразные антимаяки. Умейте отказываться от видения. Основной причиной отсутствие видения является страх разочароваться. Откуда он идет? Из нашего прошлого. Это очень больно признавать, что наше видение никогда не станет реальностью. Но надо уметь стирать с доски мечты, брать в руки свежие краски и рисовать своё будущее заново. Не перерисовывать, не стирать отдельные мазки, а именно стирать всё и рисовать заново. Дай вам бог, чтобы вам это не приходилось делать. Удачи, и пусть видение будет вашим маяком. Возможно данное мотивационное видео поможет кому то из вас найти "Своё Видение" и предназначение в этом мире. Подписывайтесь на канал, добавляйте ролик себе. Лайки, перепосты и комментарии приветствуются. С лучшими пожеланиями - Команда Инвикта.

Если от перспективы достижения вашей организацией таких высот визионерства и воображения у вас перехватывает дыхание, то в этом вы схожи со многими. К сожалению, наши эксперты не могут однозначно и четко объяснить, каким образом Черчилль обрел идею речи о звездном часе, Дисней замыслил создать Диснейленд или Кинг выработал свою мечту. Наши гуру говорят лишь то, что процесс, ведущий к видению, длителен, сложен и непредсказуем. Например, Джей Конджер называет его «фрагментированньтм, эволюционным. преимущественно интуитивным [и] очень медленным. творческим процессом» 27 . Ян Р.Катценбах, консультант McKinsey & Company и соавтор книги «Real Change Leaders», считает этот процесс смутным и неопределенным, а Барт Нанус описывает его как беспорядочный, интроспективный и труднообъяснимый - в том числе и для человека, который формирует видение 28 .

Даже когда наши гуру пытаются говорить понятнее, их объяснения оказываются не слишком полезными. Например, Барт Нанус предлагает описание четырехстадийного процесса, состоящего из ряда вопросов, отвечая на которые вы и ваша команда сможете построить «мечту» вашей организации (см. табл. 1.10). Нанус советует нам начать с оценки имеющихся ресурсов, т.е. с постановки следующих вопросов: каким бизнесом мы на самом деле занимаемся; какие ценности исповедует компания в настоящее время; согласны ли ее служащие с направлением, в котором она идет, или не согласны. Затем мы обязаны провести проверку реальности, ставя, например, такие вопросы: есть ли у нашей компании важные клиенты и другие заинтересованные лица и организации и удовлетворяет ли компания их потребности. Далее Нанус советует нам определить контекст видения постановкой следующих вопросов: какие процессы в будущем могут оказать воздействие на видение и каковы некоторые сценарии будущего. Наконец, нам надо разработать альтернативы и выбрать видение.

­ Конец страницы 31 ­

¯ Начало страницы 32 ¯

Таблица 1.10. Предлагаемый Бартом Нанусом системный подход

В разработке новых видений

Стадия процесса Главные проблемы
Оценка имеющихся ресурсов Каким бизнесом мы на самом деле занимаемся? 1. Какова миссия вашей компании или ее цель в настоящее время? 2. Какие ценности дает ваша компания обществу?
3. Каков характер отрасли, в которой действует компания, или институциональные рамки этой деятельности?
4. В чем заключается уникальность положения вашей компании в данной отрасли или в институциональной структуре?
5. Что необходимо для успеха вашей компании?
Как мы работаем? 1. Какие ценности и какая организационная культура регулируют поведение сотрудников и принятие решений?
2. Какие сильные и слабые стороны вашей компании проявляются в процессе ее деятельности?
3. Какой стратегии придерживается компания в настоящее время и можно ли отстаивать эту стратегию?
Проверка видения 1 . Есть ли у компании четко сформулированное видение? Если да, то каково оно?
2. Если компания продолжает двигаться по наезженной колее, то в каком направлении она пойдет через десять лет? Насколько верным будет такое направление?
3. Знают ли руководители компании, куда она идет, и согласны ли они с направлением движения?
4. Обеспечивают ли структуры, процессы, персонал, системы стимулирования работников и информационные системы поддержку того направления, по которому идет компания в настоящее время?
Проверка реальности - проведение границ видения Кто входит в число важных заинтересованных сторон и каковы их потребности? 1. Кто входит в число самых важных (ключевых) заинтересованных сторон (как в самой компании, так и вне ее) и кто из них является первым?2. Каковы главные интересы и ожидания, которые пять или шесть ключевых заинтересованных сторон связывают с будущим вашей компании?
3. Какие угрозы или возможности исходят от ключевых заинтересованных сторон?
4. Представьте себя заинтересованным лицом. Каких изменений в компании вы бы лично очень хотели?

­ Конец страницы 32 ­

¯ Начало страницы 33 ¯

.Таблица 1.10 (продолжение)

Стадия процесса Главные проблемы Вопросы, которые должны быть поставлены
Как следует ограничить новое видение? 1. Каковы границы (временные, географические, социальные) вашего нового видения?
2. Что должно совершить видение? Как узнать, что оно успешно реализовано?
3. Каковы самые важные проблемы, которые должны быть решены видением?
Определение контекста видения, т.е. того положения, которое будет занимать организация в будущей внешней среде Какие процессы в будущем могут оказать воздействие на видение? 1. Какие крупные изменения в потребностях и нуждах, удовлетворяемых вашей компанией, можно ожидать в будущем?
2. Какие изменения в составе ключевых заинтересованных сторон можно ожидать в будущем?
3. Какие существенные изменения той экономической среды, в которой действует ваша компания, можно ожидать в будущем?
4. Какие существенные изменения той общественной среды, в которой действует ваша компания, можно ожидать в будущем?
5. Какие существенные изменения в политическом окружении вашей компании можно ожидать?
6. Какие существенные изменения в технологической среде можно ожидать?
7. Какие другие существенные сдвиги во внешнем окружении вашей компании можно ожидать?
Какие будущие процессы и события смогут оказать наибольшее воздействие на направление, по которому пойдет ваша компания, в том случае, если они произойдут? Приоритет 1 = максимальное воздействие Приоритет 2 = воздействие, близкое по силе к максимальному Приоритет 3 = среднее по силе воздействие Приоритет 4 = минимальное воздействие
Какие три-четыре сценария вероятны в случае наступления событий, способных оказать максимально сильное воздействие (обозначенное выше как Приоритет 1)? Запишите четыре или пять сценариев будущего. Возможны два варианта работы: начать с настоящего и описывать будущие события в порядке их наступления вплоть до какого-то конкретного момента или выбрать некоторый период в будущем и описать его, уделяя особое внимание тому, как мир пришел к состоянию, которое вы предвидите.
(окончание на следующей странице)

­ Конец страницы 33 ­

¯ Начало страницы 34 ¯

Таблица 1.10 (окончание)

Стадия процесса Главные проблемы Вопросы, которые должны быть поставлены
Выбор видения: четкое формулирование и оформление нового видения Каковы альтернативные видения? Какие из всех возможных направлений, по которым может пойти ваша компания в ближайшие 5 - 7 лет, обещают максимальное улучшение ее позиций, а также достижение ею и ключевыми заинтересованными сторонами наибольшего успеха?
Какие возможные видения лучше всего отвечают критерию хорошего видения? (На с. 121- 126 своей книги «Visionary Leadership and Leaders» Нанус предлагает метод оценки альтернатив по очкам и взвешивания альтернатив.) 1 . Ориентировано ли видение на будущее? 2. Принесет ли оно лучшее будущее компании? 3. Гармонирует ли оно с историей, культурой и ценностями компании? 4. Предлагает ли оно стандарты совершенства и отражает ли возвышенные идеалы? 5. Делает ли оно цель и направление бизнеса более ясными? 6. Пробуждает ли оно энтузиазм и укрепляет ли лояльность сотрудников? 7. Отражает ли оно уникальность вашей компании и присущие ей возможности и что эти возможности означают? 8. Обладает ли ваше видение честолюбием и амбициозностью?

НАШЕ МНЕНИЕ

В выделенных Нанусом стадиях и поставленных им вопросах нет ничего неправильного. Они, по меньшей мере, так же хороши, как и большинство визионерских процессов, предлагаемых нашими гуру, а во многих отношениях и лучше. И все же нельзя не почувствовать, что в подходе Нануса что-то упущено. Смог бы Дисней вообразить свое Сказочное королевство, если бы следовал прописям Нануса? Разве таким путем в его мечту явился Король? Вероятно, нет. И действительно, когда Нанус старательно пытается приложить свой подход к разработке видения для вымышленной компании по производству кормов для домашних животных, он приходит к следующему славному результату: «Использование исследовательского потенциала нашей материнской компании с целью стать лидером инноваций в нашей отрасли, так что через семь лет ныне действующие производственные линии будут давать до 40% прибылей нашей компании» 29 . Эта длинная фраза определенно лишена того энергетического заряда, который присущ озарившему Форда видению массового автомобиля или речи Черчилля о звездном часе Британии.

Даже в тех случаях, когда наши гуру предлагают более простые способы обретения видений, их советы обычно приводят нас в замешательство. Возьмите, например, подход пяти «почему», рекомендуемый

­ Конец страницы 34 ­

¯ Начало страницы 35 ¯

Метод непринужденного визионерства Наше видение состоит в том, чтобы быть ___________________________________________ первейшей и главнейшей; ведущей; выдающейся; обладающей мировым классом; развивающейся (выбрать одно определение) компанией, поставляющей ________________________________________________________ инновационные; высокоэффективные; специализированные; разнообразные; высококачественные (выбрать одно определение) _________________________________________________________________________________ товары; услуги; товары и услуги (выбрать одно из трех) для того, чтобы __________________________________________________________________ обслуживать мировой рынок; создать доход акционерам; выполнить наши обязательства перед участниками компании; порадовать наших потребителей (выбрать нужное) в переживающих стремительные перемены отраслях, которые решают _________________________________________________________________________________ информационные; предпринимательские; потребительские; финансовые проблемы (выбрать что-то одно). Источник: Stewart Т.A. Refreshing Change: Vision Statements That Make Sense // Fortune, 1996, September 30, p. 195.

Джеймсом Коллинзом и Джерри Поррасом в статье, опубликованной в 1996 г. в журнале «Harvard Business Review»: «Начните с описательного утверждения „Мы производим ^продуктов" или „Мы оказываем X услуг", а затем пять раз подряд поставьте вопрос: „Почему это важно?". После того как вы дадите два-три ответа на этот вопрос, вы обнаружите, что добрались до фундаментальной цели организации» 30 . Ну что ж, и это возможно.

Мы советуем вам испробовать процесс, предложенный Нанусом, пять «почему» и даже издевательский метод «мастера-визионера» (см. врезку «Метод непринужденного визионерства»), рекомендуемый Томасом Стюартом в журнале «Fortune» за 1996 г. Все уловки и лакомства, предлагаемые нашими гуру, либо помогут вам создать видение, либо окажутся бесполезными. Только не ждите, что выполнение этих рекомендаций само собой приведет к появлению видения, подобно тому как приготовление блюд по кулинарным рецептам может дать изысканную, отлично приготовленную пищу.

В целом мы не слишком-то верим в возможность разрабатывать высококачественные видения с помощью любых методов поэтапного прозрения. Результаты применения этих методов вполне бесцветны и призрачны, т.е. прямо противоположны тому, чем, по общему мнению, являются подлинные видения. Механическое вовлечение многих людей в процесс визионерства посредством организованной тем или иным образом конференции не гарантирует большего успеха. Ян Катценбах утверждает, что «собирать людей для того, чтобы во второй половине дня они пофантазировали, граничит с чем-то искусственным и непродук-

­ Конец страницы 35 ­

¯ Начало страницы 36 ¯

тивным, если не откровенно глупым» 31 . Подобно Уоррену Беннису, мы не можем удержаться от мысли, что «никакое сборище не создало еще ни одного великого видения, так же как ни один художественный совет не написал ни одного великого полотна» 32 . Когда дело доходит до визионерства, вас предоставляют вашему собственному чутью.

В основном эксперты требуют, чтобы вы начинали визионерский процесс с концентрации внимания на организации, которую вы хотите возглавить. По нашему мнению, это ошибка. Как можно разработать неотразимо привлекательное видение для фирмы, если у вас нет столь же завораживающего видения собственной жизни - лучшего понимания ваших ценностей, потребностей, ожиданий, надежд и мечтаний? Когда Уолт Дисней описывал Диснейленд, он говорил не о парке развлечений; он представлял место, где он будет счастлив. Его видение было в высшей степени личным и воплощало его собственные ценности, ожидания, его собственные мечты.

Мартин Лютер Кинг выразил словами свою личную мечту - мечту, которая в конечном счете внесла в движение за гражданские права искру более высокой цели, но начиналась она с личного видения. Подобно Диснею и Кингу, вы должны начать с себя. В конце концов, визионерство сопряжено с необходимостью быть предельно честным в ответах на вопросы, кто вы есть и кем вы хотите быть.

Как вы делаете это? Вот несколько мыслей Хуаны Бордас, старшего научного сотрудника Центра созидательного руководства в Колорадо Спрингс (штат Колорадо), президента-основателя и высшего управляющего Национального испаноязычного института руководителей 33 .

1. Найдите спокойное, благоприятствующее размышлениям место, где вы сможете отвлечься от повседневной работы и заняться серьезными размышлениями. (В качестве такого места Бордас предлагает церковь, сад, вершину горы, место под дубом позади вашего дома, берег моря, парк или ваше самое удобное, окруженное растениями кресло, в котором вы сидите, слушая успокаивающую музыку.) Оставьте ваш сотовый телефон подальше от этого места.

2. Подумайте о вашем раннем детстве, о том, что сформировало ваше развитие. Ищите модели, мотивации и ценности, вынесенные вами из детства. Бордас предлагает следующие темы для размышлений:

Отношения в семье. Каким по старшинству ребенком в семье вы были, каковы были семейные правила, ожидания и экономическое положение? Какие чувства вы питаете к вашей семье? Каковы ваши традиции? Попробуйте определить, какие ваши личностные характеристики являются генетическими или унаследованными.

Значение пола. Наш пол, безусловно, влияет на то, как мы мыслим и что считаем возможным. Чтобы понять важность пола, опишите десять отличий, которые появились бы в вашей жизни, будь вы человеком противоположного пола.

­ Конец страницы 36 ­

¯ Начало страницы 37 ¯

Влияние географии. Где вы родились? Даже в пределах одной страны в различных регионах имеют место разные культуры и стили жизни. Расспросите людей, родившихся в других регионах или странах, об обычаях, развлечениях и аспектах жизни, которые представляются им уникальными особенностями детства в местах их рождения.

Культурный фон. Для некоторых культурная идентичность является ключом к пониманию того, кто они, тогда как другие слабо осознают свое наследие. Как бы вы описали вашу собственную культуру? Насколько важную роль она сыграла в формировании вашей жизни? Как ваша культура вплетена в ткань той цели, которую вы преследуете как лидер?

Влияние поколения. Речь идет о событиях, произошедших в течение того конкретного периода, когда родились данные люди. Эти события формируют их жизнь и отличают их поколение. Чтобы понять важность таких влияющих на жизнь факторов, как телевидение или компьютеры, достаточно просто поговорить с человеком, родившимся в конце 1940-х или в 1950-х гг. Некоторые факторы (например, изменение роли женщин на работе и в семье, пришествие глобального рынка или демографические изменения, происходящие в Америке) столь всеобъемлющи, что затрагивают жизнедеятельность большинства людей. Как эти и другие влияния, испытанные вашим поколением, воздействовали на ваши убеждения, стандарты, ожидания?

3. Изобразите вашу жизнь в виде линии и укажите на ней ваши главные занятия и места работы в хронологическом порядке. Возле каждой записи перечислите навыки и таланты, проявленные вами. Сгруппируйте их по категориям - умение выстраивать отношения с людьми, техническая грамотность, интеллектуальные навыки, навыки общения и т.д. Каковы были ваши самые сильные стороны? Какими умениями и талантами вам нравилось пользоваться? В каких сферах вы добились совершенства? Что вам далось легко? Чему вы научились? Каков глубинный смысл пережитого вами? Что вдохновляло вас и почему?

4. Задумайтесь над теми моментами вашей жизни, когда вы принимали важные решения - не обязательно самые логичные или целесообразные, а просто «правильные». Что говорили вам тогда ваши интуиция, прозрение, восприятие и чувства о ваших действительных ценностях?

5. Спросите себя: что бы я стал делать, если бы мне не платили за мою деятельность? Чем бы я хотел заниматься? Что составляет мою страсть? Что бы я сделал, если б выиграл в лотерею, зная, что мне осталось жить полгода или еще сто лет? Да, возможно, вы ответите: играл бы в гольф, путешествовал или делал покупки вплоть до последнего вздоха.

­ Конец страницы 37 ­

¯ Начало страницы 38 ¯

Не удивляйтесь, если разработка привлекательного видения вашей собственной жизни окажется нелегким делом. Уоррен Беннис предупреждает, что «если познание самого себя и личностное бытие были бы столь же легки, как болтовня обо всем этом, то, пожалуй, не нашлось бы такого множества людей, копирующих других, изрекающих чужие, подержанные мысли, отчаянно пытающихся вписаться и соответствовать, а не выделяться» 34 . Хорошо ли это или плохо, но кажется, что большинство из нас просто плывут по течению, никогда не избирая определенного курса. Противясь выбору курса, мы вверяем нашу жизнь случайности, а не собственному суждению. Мы идем за людьми, создавшими притягательные личные видения, особенно если эти люди способны выразить свою мечту так, чтобы она соединилась с нашими устремлениями. В конечном счете, это метод и путь, следуя которым преуспели Кинг, Дисней, Форд, Черчилль и все прочие великие лидеры-визионеры. Они познали себя и связали себя с другими. У них были обладавшие притягательной силой собственные идеи, которые могли разделить и другие люди. Они выражали то, что не сумели выразить остальные, - а это, как считают наши гуру, именно то, что вы должны делать, если хотите быть лидером.

Одна из черт всех успешных людей — это иметь своё представление о том, как должно сложиться будущее. Представление об их карьере или семье, компании или продукте, отпуске или свадьбе. Это называется ви дение. Неважно, сколь велика цель, которую вы ставите перед собой. Важно то, насколько детально вы представляете результат и путь её достижения. Конечно, в пути к цели ваше виденье может поменяться, но делать первые шаги стоит тогда, когда знаешь куда идешь.

Давайте разберем, как сформировать видение, чтобы не вышло, как у этого крысюка из комикса.

Выделяйте сферы . Хорошо, когда у тебя есть представление о твоей жизни в целом. Только вот на пути от общего к частному очень сложно достичь полной детализации. Поэтому стоит разделять общую картину видения на блоки, а их, в свою очередь, — на кирпичики желаний и надежд. Например, представьте сначала вашу идеальную работу , потом как выглядит ваш дом и быт в нем, какая ваша семья , закончите вашими достижениями . Порядок не имеет значения, важно выделить составные части вашего видения, детализировать его.

Согласовывайте . Ваше представление о будущем может противоречить представлению людей, которые вас окружают. Для того чтобы этого не происходило, в компаниях создается корпоративное видение, прописывается миссия. Это важно, чтобы разные люди были объединены одним представлением о цели и пути ее достижения. Но еще важнее, чтобы ваше видение было внутренне не противоречивым. Поэтому регулярно проводите, как «синхронизацию» представлений с другими людьми, так и ревизию вашего видения, согласовывайте его части с друг другом.

Осознавайте ваши страхи и желания . Движущей силой творчества являются наши желания. Когда они осознаны, просты и понятны, то нам не нужна внешняя стимуляция. Чтобы было проще составлять список действия для реализации вашего видения, стоит понимать, чем является данный фрагмент: вашим желанием (микроцелью, это самый лучший вариант), необходимостью для претворения видения в жизнь или защитой от вашего страха неудачи.

Формируйте видение систематически . В любом деле нужна регулярность. Конечно, видение относится больше к творчеству, чем к логике. Но и в формировании картины будущего можно применять те или иные методы. Вот те методы, которые я использую:

  • Рассказ о будущем как о прошлом . Например, если речь идет о видении продукта, то можно рассказать от лица потребителя как он им пользуется, как купил и что ему в продукте ему нравится.
  • Список контрольных вопросов , положительные ответы на которые покажут, что виденье стало реальностью. Например, при покупке квартиры это может быть как ключи, документы в ваших руках, так и первая генеральная уборка.
  • Коллаж из фотографий желаний . Такой своеобразный wish-list помогает как сгруппировать ваши желания по сферам, так и выработать последовательность их реализации.
  • Хронология ваших будущих достижений . Простой список с примерными датами будет не таким ярким, как коллаж или рассказ, но рамки, которые он ставит, может помочь вам больше действовать, чем мечтать.
  • Перечень ошибок, которые вы не хотите допустить . Как бы психологи не прославляли отпимизм, все мы в той или иной мере пессимисты. Вместо того, чтобы пытаться изменить это в себе стоит составить список «мест, где вы не хотите очутится». Такие своеобразные антимаяки.

Умейте отказываться от видения . Основной причиной отсутствие видения является страх разочароваться. Откуда он идет? Из нашего прошлого. Это очень больно признавать, что наше видение никогда не станет реальностью. Но надо уметь стирать с доски мечты, брать в руки свежие краски и рисовать своё будущее заново. Не перерисовывать, не стирать отдельные мазки, а именно стирать всё и рисовать заново. Дай вам бог, чтобы вам это не приходилось делать.

Удачи, и пусть видение будет вашим маяком.

Последние материалы раздела:

Страна с трагической судьбой
Страна с трагической судьбой

Апофеозом гражданской войны в Анголе и Войны за независимость Намибии стала оборона ангольскими правительственными войсками, кубинскими...

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...