Критическая ситуация. Раздел iv

Рассматривая целевые группы общественности, мы зачастую забываем, что помимо таких важных групп, как потребители, клиенты, акционеры, конкуренты, СМИ, органы власти, существует и еще одна общность, чье отношение к деятельности компании может стать буквально решающим для успеха всей ее деятельности. Эта общность - сотрудники компании.

Известно, что потери компаний от нелояльного отношения персонала в среднем в три раза выше, чем от деятельности конкурентов или недружественных СМИ. Тем не менее в современной российской практике лишь немногие компании ведут осознанную работу по установлению благоприятных коммуникаций со своим персоналом.

Внутренний PR направлен на разрешение кризисных ситуаций, поддержание корпоративной культуры, формирование среди сотрудников высокой лояльности к своей компании. Главное же в ней - соответствие целям, которых компания стремится достигнуть, выстраивая систему взаимоотношений со своей внутренней аудиторией, что улучшает работу организации. Кроме того, создание позитивного имиджа компании в глазах сотрудников влияет на имидж компании во внешнем мире, т.к. персонал является одним из каналов трансляции информации вовне.

Таким образом, внутренний и внешний PR являются частью как маркетинговой, так и кадровой политики и способствуют эффективным коммуникациям организации. Современный бизнес диктует менеджерам такие требования, которые, по всей видимости, заставят одних руководителей развивать Public Relation, а остальных - взяться за их формирование.

Андрюшина Е.С.

ПОНЯТИЕ КРИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ И ЕЁ ПРИЗНАКИ

Ситуации, предъявляющие к людям требования, которые превышают их обычный адаптивный потенциал, обозначаются разными терминами: жизненные трудности, критические ситуации, негативные жизненные события, стрессовые события, травматические события, жизненные кризисы. Каждая из таких ситуаций таит в себе либо вызов, либо угрозу жизнедеятельности человека, а то и вызывает невосполнимые потери, ограничивает активность индивида, предъявляя ему требования, зачастую превышающие его способности, моральные и материальные ресурсы. В данной статье рассматриваемые ситуации описываются как критические жизненные ситуации.

Психологическая ситуация представляет собой единство внешних условий и их субъективной интерпретации, ограниченное во времени и побуждающее человека к избирательной активности. Критическая жизненная ситуация - это эмоционально переживаемые жизненные обстоятельства, которые в восприятии человека представляют сложную психологическую проблему, трудность, требующую своего разрешения или преодоления.

Критическая ситуация в самом общем плане может быть определена также как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.). Главное в данной ситуации - та ценность, которая в определенных условиях может быть потеряна или уничтожена. Для того чтобы её сохранить, защитить, утвердить субъект прибегает к различным приемам изменения ситуации. При этом, чем более значительное место в смысловой сфере личности занимает ценность и чем более интенсивной воспринимается личностью угроза её потери, тем выше мотивационный потенциал совладения с возникшей трудностью.

Критические ситуации определяются также как ситуации, которые находятся на грани адаптивных возможностей личности и характеризуются появлением неравновесных состояний.

С позиций системного подхода и концепций самоорганизации неравновесные состояния представляют собой функциональную структуру, образующуюся при нарушении симметрии между личностью и средой. Нарушение симметрии возникают вследствие процессов, обусловленных внесением потока информации и энергии в открытую систему, которой является человек. В результате вследствие самоорганизации складывается новое функциональное образование системы - неравновесное состояние. Оно формируется в виде внезапного скачкообразного ответа системы на изменения внешних условий. Функциональная структура обладает определенным количеством энергии, которая

рассеивается посредством действий, поступков субъекта, т.е. соответствующего поведения, или обусловливает возникновение новых структур и новообразований в личности. Возникшее новообразование (например, новое понимание, смысл, значение) закрепляются и приводят к сглаживанию неравновесности и переходу системы (субъекта) в относительно устойчивое состояние. Этим завершается цикл "равновесие - неравновесие - равновесие" до следующего нарушения равновесия - критической ситуации, приводящей субъекта в состояние неравновесности. Актуализация такого состояния часто является причиной нерационального, неадекватного, а иногда и трагического поведения.

Критические ситуации делятся на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда "наготове", и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека.

Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной литературе описываются критические жизненные ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса. Тип критической ситуации определяется характером состояния "невозможности", в котором оказалась жизнедеятельность субъекта. "Невозможность" определяется, в свою очередь, тем, какая жизненная необходимость (ценность) оказывается парализованной в результате неспособности имеющихся у субъекта типов активности справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности.

Следовательно, критические жизненные ситуации - это события жизни, требующие от индивида таких действий и условий, которые находятся на грани его адаптивных возможностей или далее превосходят имеющиеся у него резервы. Важной особенностью определения субъектом ситуации как критической, напряженной и угрожающей является её личностный смысл, осознаваемый как "значение для меня". Следствие этого - пристрастность, значимость ситуации, выделение в ней наиболее существенного обстоятельства, фактора, который вносит основное дезорганизующее начало в жизнедеятельность личности.

На основе современных исследований данной темы в области психологии, социологии, философии можно выделить основные характеристики критических жизненных ситуаций:

Во-первых, субъективная интерпретация той или иной ситуации именно как критической, в большей или меньшей степени нарушающей нормальное течение жизнедеятельности человека, запускающая адаптивные процессы.

Во-вторых, личностная оценка ситуации как угрожающей, требующей новых форм поведения и адаптации.

В-третьих, критическая ситуация это ситуация невозможности, когда человек оказывается не в силах преодолеть трудности действительности, встающие перед ним затруднения, внутренние противоречия, сложности мира.

В-четвертых, неотвратимый, естественный, закономерный характер рассматриваемых ситуаций для развития личности.

Практически все авторы указывают на их двойственную природу влияния на человека. С одной стороны, данные ситуации оказываются конструктивными, мобилизирующими, содержат в себе потенциал развития личности. В результате их разрешения личность может перейти на качественно новый способ жизнедеятельности: то, что служило поводом и причиной для переживания, может перевоплотиться в результате реакции преодоления во внутренний опыт, регулирующий дальнейшие принципы и программу жизнедеятельности. Но с другой стороны, критическое противоречие может быть и неразрешимым, трагическим. Это может произойти как в силу внешних причин, так и в силу сугубо личностных причин - из-за неспособности человека постичь суть происходящего, из-за бессилия перед фактами, объяснения которым лежит далеко за пределами внутреннего мира личности.

К основным субъективным признакам критических жизненных ситуаций можно отнести:

1)частичную или полную утрату контроля над происходящим;

2)неприятное открытие, которое вызывает крайне сильное стрессовое состояние;

3)неожид анность;

^неопределенность;

5)опасность;

6)длительное страдание;

7)изменение привычного хода событий: человек переходит из упорядоченного, привычного для него мира в новый, непредсказуемый;

8)тревогу;

9)физические признаки: эмоциональное и физическое беспокойство, напряжение; нарушение сна, аппетита, физическая усталость, истощение; апатия.

Анализируя критические ситуации, можно прийти к выводу, что причины их вызывающие, могут быть сгруппированы по четырем направлениям: 1) наличие стрессоров; 2) ограниченное или искаженное восприятие; 3) дезадаптация; 4) отсутствие или отказ систем внешней поддержки.

Оценку ситуации как критической с точки зрения самого человека определяют три основных фактора: это эмоции, ассоциирующиеся с данной ситуацией; неопределенность, вследствие нехватки информации для адекватной оценки ситуации и сужения когнитивной сферы личности; значимость происходящего.

Таким образом, критическая жизненная ситуация характеризз"ется особым состоянием человека, имеющим свои объективные и субъективные характеристики и процессом их переживания, адаптации к ним. Все критические ситуации от сравнительно легких до самых трудных (стресс, фрустрация, конфликт, и кризис) требуют от человека различной внутренней работы, определенных умений по их преодолению и адаптации к ним. Общей характеристикой всех критических жизненных ситуаций является необходимость их конструктивного разрешения.

Ардальянова А.Ю.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦ ИЙ

За последние десять лет в России происходило достаточное количество изменений политического социального и идеологического характера, которые, в свою очередь, приводили то к улучшению социальной обстановки, то к ее дестабилизации. Так или иначе, но можно отметить, что современная Россия уже вступила на путь социальных реформ проводимых государством. Но немаловажную роль в поддержании хода этих реформ и в формировании социального государства в целом играет благотворительная деятельность различного рода организаций и частных лиц. Эта деятельность своеобразным образом шлифует государственную поддержку, оказывая помощь социально незащищенным группам населения, вносит определенные коррективы в деятельность социальных служб.

Благотворительность понимается как безвозмездная материальная помощь бедным, основанная на милосердии и желании делать добро другим, которая предоставляется государством, организациями и частными лицами. Сегодня большого интереса заслуживает благотворительная деятельность религиозных организаций, так как данный вид деятельности подразумевает не только материальную, но и духовную помощь всем нуждающемся, что, несомненно, имеет большое значение в идеологически нестабильном обществе. Зачастую любая другая деятельность религиозных организаций в современном обществе не одобряется ни законом, ни морально этическими установками. Иногда она не имеет даже фактического закрепления в священных текстах, а строится лишь на личностных мировоззренческих установках лидеров этих организации, или специфическом толковании учения. Такая деятельность зачастую носит деструктивный характер. Однако, благотворительная деятельность религиозных организаций относится к конструктивному виду социальной деятельности. Исследователи отмечают, что подавляющая часть современных религиозных конфессий в России проповедуют общечеловеческие ценности, в которых благотворительности отводится довольно большая роль.

Аспекты благотворительной деятельности религиозных организаций закреплены в священных тексах, гражданским и религиозным законом. Интенсивность благотворительной деятельности религиозной организации отражает силу той социальной концепции, которая лежит в основе каждого религиозного учения. Так, например, каждый мусульманин знает пять «столпов» ислама, одним из которых является «закят» - обязательный налог на имущество и доходы. Этот налог идет на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Из личного стремления каждого помочь своему ближнему рождается достаточно сильная организация. Помимо этого, благотворительная деятельность мусульманских религиозных организаций направлена на восстановление мечетей и памятников мусульманской культуры, а также на помощь беженцам. Можно найти обоснование благотворительной деятельности и в буддийской философии. Здесь основными считаются шесть парамит, или ступеней, которые должен пройти адепт для достижения состояния батхисаттвы (мудрости про-стикающей из непосредственного восприятия истины, наряду с которой пробуждается сострадание).

В различных жизненных ситуациях эмоции обеспечивают первичную ориентировку, именно эмоции побуждают к использованию наиболее результативных возможностей.
Эмоции – это внутренний организатор процессов, которые регулируют внешнее поведение человека в напряженных ситуациях. Эмоция страха, которая возникает в опасной ситуации, обеспечивает преодоление этой опасности путем активизации ориентировочного рефлекса, учащения дыхания и сердцебиением, напряжением мышц, необходимых для борьбы.

Эмоции связаны с инстинктами, например, если человек находится в состоянии гнева, то у него появляются реакции его предков: оскал зубов, сужение век, сжимание кулаков, прилив крови к лицу. Немного сглаживаются эмоции за счет волевой регуляции. В критических ситуациях эмоции практически всегда берут верх.

Критические ситуации отличаются от обычных. Следовательно, и поведение человека в этих случаях будет не таким, как всегда.

К критическим ситуациям относятся стресс, конфликт, фрустрация и кризис.
Стресс – это нервно-психическое перенапряжение, которое вызвано сверхсильным воздействием, адекватная реакция на стресс должна быть найдена в такой ситуации. Стресс – это мобилизация всех сил организма на поиск выхода из опасного положения.
Стрессовые ситуации возникают во всех случаях угрозы для жизни человека.
Понятие стресса было введено канадским ученым Г.Селье, который определил стресс, как совокупность защитно-адаптационных реакций организма человека на воздействия, которые вызывают психическую или физическую травму.

Селье выделил три этапа в развитии стресса - это тревога, сопротивление, истощение. Реакция тревоги состоит из фазы шока и фазы противотока, это когда восстанавливаются нарушенные психические функции. Стадия сопротивления – возникновение устойчивости к действию стрессоров. Если же организм подвергается длительному воздействию стрессов, то он истощается, зарождаются дистрофические процессы.

Фрустрация - это тоже состояние нервно-психического напряжения, если на пути достижения определенной цели встают препятствия, материальные или идеальные. Конфликт – это более сложная форма проявления критических ситуаций Конфликт связан с противоборством различных мнений, позиций, тенденций.

Кризис - это особое состояние, в которое попадает человек. К примеру: кризис возраста, кризис болезни, кризис, связанный с утратой близкого человека.
Все критические ситуации человек переживает болезненно и по-разному проявляет себя на поведенческом уровне.
Можно выделить способы реагирования на такие ситуации – пассивность, активность и импульсивность.
При пассивном способе реагирования человек отстраняется от ситуации, замыкается в себе, может впадать в апатию.
При активном способе – человек ищет выход из ситуации, стремится преодолеть трудности.
При импульсивном способе реагирования, человек эмоционально переживает определенную критическую ситуацию, реагирует на нее неадекватно.
Именно активная форма реагирования помогает человеку жить дальше, не зацикливаться на проблеме, преодолевать трудности.

Человек должен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях, использовать средства психологической защиты. Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями конкретного человека, его способностью к выживанию в очень тяжелых обстоятельствах. Зависит это от его силы нервной системы.

Во время преодоления стресса проявляются два поведенческих типа личности – экстерналы, которые рассчитывают на помощь других людей и интерналы – которые рассчитывают только на себя. Есть еще так называемый тип «достойного поведения» и «жертвы». Очевидно, что человек будет либо решать проблему, либо жалеть себя и искать виноватых.

Отдельную разновидность стресса представляет собой «стресс жизни», это конфликтные состояния личности, которые вызваны стратегически значимыми социальными стрессорами: угроза социальному статусу, крах престижа и другие. При социально обусловленном стрессе возникает неадекватность в общении. Регуляция поведения переходит на эмоциональный уровень. Некоторые люди могут стать агрессивными, мстительными и жестокими. Возможен и неадаптивный уход от стрессовой ситуации, то есть человек направляет свою активность на решение второстепенных задач, уходит от проблем.

Поэтому стресс может оказывать и мобилизующее влияние, и угнетающее. Для формирования адаптивного поведения человека необходимо накопление опыта нахождения в трудных ситуациях, а также овладение способами выхода из них.
Стрессовые явления могут возникнуть и в случае длительного пребывания человека в условиях нормативной неопределенности, разнонаправленности интересов, устремлений.

Есть приемы самозащиты человека от травмирующих нагрузок в критических ситуациях, такие ситуации могут возникать постепенно или внезапно. Если такая ситуация возникает постепенно, то человек успевает предпринять меры психологической защиты. Например, рационализация приближающегося негативного события, снижение степени его неопределенности, привыкание к нему. Можно снизить травматическое воздействие путем обесценивания его значения.

Защитные механизмы – это бессознательные действия или противодействия в поведении человека, которые направлены на защиту от угроз внешнего мира или внутреннего мира человека. С помощью этих механизмов наше «Я» обороняется от ограничений внутренних и внешних.
Выделяются следующие способы поведения человека, когда в работу включаются защитные механизмы.

Изоляция – это отделение негативных событий. Человек старается не испытывать чувства по поводу определенной негативной ситуации. В этот момент бессознательные чувства накапливаются, и в итоге напряжение все время возрастает.

Вытеснение – это изгнание того, что было в сознании, в бессознательное. То есть Вы делаете вид, что забываете о каком-то неприятном инциденте. Это может привести к неврозу, ведь проблема не ушла, она осталась с Вами.
Реактивное образование – это подмена неприемлемых побуждений противоположными тенденциями. Например, человек не любит своего коллегу по работе, но будет очень дружелюбен с ним. Однако такой защитный механизм вреден, так как негативные эмоции накапливаются и могут привести к нервному срыву.

Регрессия – это возвращение к более примитивным способам мышления. Человек начинает вести себя, как ребенок, обижается, капризничает.
Рационализация – это, когда человек логически объясняет свои мысли и действия, а в реальности скрывает их настоящие мотивы. Это очень распространенный механизм защиты, и он очень опасен, так как является самообманом.

Смещение – при этом виде защитной реакции все негативные чувства переносятся на более удобный и приемлемый объект. Например, человек, которой испытывает недовольство начальством. Но не может высказаться на работе, а выплескивает агрессию дома.

Проекция – это отнесение к другому человеку желаний, мыслей, чувств и мотивов, которые на сознательном уровне мы отвергаем. Например, у других людей недостатки видны, а у себя – нет.

Все эти защитные механизмы, вызваны подсознанием.
Хочется человеку или нет, ему необходимо адаптироваться к действию факторов, которые оказывают на него воздействие. Необходимо решать проблему, а не убегать от нее.
Что делать, если Вам на пути встретились хамы? Как можно защититься от агрессии?

Попробуйте использовать разные приемы психологической защиты.

Воспользуйтесь техникой «вентиляции» эмоций . Когда Вам говорят неприятные слова, представьте себе, как Вы распахиваете дверцу внутри себя, и ветер уносит эти слова, они не остаются внутри, не прилипают к душе.

Еще один прием психологической защиты – доведение ситуации до абсурда . Кто-то говорит Вам что-то неприятное – преувеличьте эти слова так, чтобы это выглядело глупо, так Вы выбьете из рук хама психологическое оружие.

Прием «Стеклянная стена» . Представьте, что между вашим обидчиком и Вами стоит стеклянная толстая стена – Вы не видите и не слышите слов, которые Вам говорят.

Прием «Детский сад» . Обращайтесь с такими людьми, как с малыми детьми, ведь не будете же Вы обижаться на детей. Представьте себе, что маленькие дети хотят вывести Вас из себя, но Вы невозмутимо реагируете на их капризы.

Можете также использовать прием «Театр кукол» , представьте, что люди, которые Вас раздражают, всего лишь куклы.

И, конечно, не забывайте про смех. Смех вызывает релаксацию, повышает энергию, положительно влияет на здоровье, делает нас психологически более защищенными.
Если Вы попали в критическую ситуацию, мобилизуйте все свои силы и постарайтесь выйти из нее с наименьшим вредом для себя.

(Фото в материале: paul prescott [фото 1], zentilia [фото 2], Shutterstock.com)

"У вас сложилась критическая ситуация!", "Ситуация по договору у вас критичная!", "У вас очень сложная ситуация" и масса разных вариантов на один лад. Начнем с того, что все эти фразы призваны надавить на вашу психику. По телефону очень сложно взаимодействовать с человеком, тем более, если он сомневается и задает вопросы. Если же он не сомневается, а глупо отвечает и поддакивает неизвестно кому, то с ним проще, ведь единственная психотактика вашего "допроса" это сделать из вас отвечающего, а ни задающего вопросы. Есть ли какие-то параметры, когда работники банка назовут вашу ситуацию "критической". Таковых нет, слово настолько информативное, что его употребляют и к месту и не к месту. Если ваша задолженность равняется двум тысячам рублей, то работники банка могут назвать ситуацию критичной. Нет никакой градации ни по сумме, ни по срокам. Самое интересное, что если вы исходите из того момента, что суд это цивилизованный, законный, объективный способ разрешения споров , то никакой критичности в ситуации быть не может. Если вы решили закрыть ту задолженность, которую вам насчитал банк, так и закрывайте ее. Если вы решили не закрывать во внесудебном порядке, или закрывать вам просто нечем, а суммы уже измеряются ни просто тысячами, а десятками и сотнями тысяч (если не больше), то готовьтесь к суду. Готовьтесь к тому, что банк будет истребовать не только сумму задолженности, но и весь остаток по кредиту. Слова в телефоне остаются словами. Кого-то устраивает тот тон общения, которые выбирают многие работники банков, кого-то нет. Кто-то просто игнорирует их и или забывает, кто-то нет. На кого-то фраза "У вас сложилась критическая ситуация" действует так, что у него начинают трястись коленки, а кому-то просто смешно. Все мы разные, и воздействие чего-либо или кого-либо на нас разное. Каждый рисует в своем разуме свои ассоциации со словом "критичная". Я бы ситуацию, которую работники банка называют критичной назвал бы сложной, причем сложной для банка. Есть такая задолженность, которая нецелесообразная к судебному взысканию. Обычна она определяется небольшой суммой. Проще говоря банку пока лень подавать на вас в суд, ведь у него есть масса звонящих , которым они платят зарплату или коллцентры, коллекторские агентства , с которыми у них агентские договора . Добавить ваше ФИО и номер к списку тысяч проблемных заемщиков им не составит труда. Глядишь, есть шанс, что звонки вам надоедят, и вы пойдете и заплатите эту задолженность. И они ничего не потратили, даже больше, приобрели несоразмерную неустойку , и работник коллцентра или банка не переработал, потому что он на зарплате, и на суд не тратили ни сил, ни времени, ни нервов. Каждый раз, когда я слышу слово критическая ситуация сложилась у заемщика, я пытаюсь спросить голос в трубке, а что это значит? Каждый предоставляет свой вариант фантазий, некоторые не отвечают вовсе, поскольку фраза эта шаблонная. Кто-то пугают даже судом , считая, что это самое критичное, что может быть в жизни заемщика. На мой субъективнейший взгляд, самое важное, что я бы вам порекомендовал запомнить, это то, что все слова, которые вам скажут, так и останутся словами, никакого ни юридического, ни практического значения они не имеют. И вы можете либо их принять, либо выбрать судебный порядок. Я считаю, что банку следует нанимать более грамотных и культурных звонящих, чтобы они могли не только говорить слова "сложный", "критичный" и т.д., но и смогли объяснить что-то человеку, а ни просто запугать или задавить морально. Ничего критичного и сложного в ситуации нет, в подтверждение этому, если работнику банка ничего не удалось от вас получить, кроме отказа, который они фиксируют всегда и всюду, все что они могут сказать (пужать), это что вам перезвонят еще и еще раз.

Понятие критической ситуации. Виды критических ситуаций и их возможные последствия.

Критическая ситуация определяется как ситуация невозможности реализации человеком внутренних крайне важно стей своей жизни: мотивов, стремлений, ценностей (Ф.Е.Василюк). Рассмотрим следующие виды критических ситуаций: стресс, фрустрация, кризис.

Рассмотрим подробно каждый из видов критической ситуации, которая может возникнуть как результат пребывания человека в зоне аномальных жизненных разломов: военные действия, потеря близких, горе, болезнь, резкая смена места и образа жизни.

Стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у ребенка в деятельности и повсœедневной жизни. Понятие ʼʼстрессʼʼ было введено канадским физиологом Г.Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. Стресс может оказывать как положительное влияние. так и отрицательное, вплоть до полной дезорганизации поведения и деятельности личности.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требований. С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. В случае если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату живым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны. но их стрессорное действие - неспецифическое требование приспособлении к новой ситуации - должна быть одинаковым: соматические нарушения, резкое обострение болезни, сердечный приступ, нарушение сна, депрессия, агрессия и прочее.

Стресс, таким образом, связан с приятными и неприятными переживаниями. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю (это означало бы, согласно Г.Селье, смерть). Вредоносный или неприятный стресс принято называть ʼʼдистрессʼʼ.

Фрустрация - психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели, удовлетворению потребности. Ребенок в состоянии фрустрации испытывает беспокойство и напряжение, чувство безразличия, апатии, утраты интереса, вину, тревогу, ярость, враждебность - всœе это характеризует фрустрационное поведение. Фрустрацнонная ситуация нарушает внутреннее равновесие, вызывает напряжение или стремление восстановить равновесие с помощью нового действия. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, фрустрация выступает как новая мотивация. Необходимыми признаками фрустрационной ситуации являются наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующие этому достижению. Вспомните Лису из басни И.Крылова, которая хочет достать виноград и не может этого сделать. Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, бывают следующими:

Ø физическими - узник, которому камера не дает возможности передвигаться; непогода, мешающая уборке урожая; недостаточный доход, мешающий хозяйке приобрести то, что ей хочется;

Ø биологическими - болезнь, возрастные ограничения, физические дефекты;

Ø психологическими - страх, интеллектуальные недостатки;

Ø социокультуриыми - нормы, правила, запреты, которые мешают человеку достичь его целœей.

Дети реагируют на фрустрирующую ситуацию различными способами. Опишем возможные модели фрустрационного поведения.

Двигательное возбуждение - ребенок совершает бесцельные и неупорядоченные действия.

Апатия - в эксперименте К.Левина один из детей в фрустрирующей ситуации просто лег на пол и смотрел в потолок.

Агрессия является частой реакцией на фрустрацию. При этом не всякая агрессия является негативной: некоторые действия бывают вполне уместными и эффективными для достижения поставленной цели. Агрессивное поведение является негативным при подмене предмета. то есть когда объект агрессии не является причиной фрустрации. Агрессивное поведение направлено, в таком случае, на козла отпущения, независимо от того. является ли им человек или предмет. Выделяют следующие виды агрессивных реакций:

Кризис - критический момент и поворотный пункт жизненного пути. Внутренней крайне важно стью жизни является реализация человеком своего пути, своего жизненного замысла. Когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения ребенка или подростка, воля оказывается бессильна, то возникает специфическая ситуация - кризис.

Жизненные события квалифицируются как кризисные, в случае если они создают актуальную или потенциальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей ребенка. Кризис ставит проблему, от которой человекне может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычным способом.

Можно выделить два рода кризисных ситуаций, различающихся по степени возможности для совладания с ними. Кризис первого рода может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем всœе еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни. Это испытание, из которого человек может выйти сохранившим в существенном свой жизненный замысел. Ситуация второго типа, собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результатом этого является метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей и жизненной стратегии.

Можно обобщить, что симптомами переживания критической ситуации в неконструктивном русле являются следующие признаки в поведении и жизненной организации детей:

Ø Агрессия и упрямство;

Ø Тревожность и вредные привычки (кусание пальцев, теребление одежды, навязчивые действия и т.п.);

Ø Потеря аппетита и нарушение сна;

Ø Снижение интереса к учебе и разрушение былых потребностей;

Ø Нарушение системы взаимоотношений со сверстниками;

Ø Самоизоляция, стремление быть в одиночестве;

Ø Эйфорическое настроение с элементами безразличия по отношению к себе и окружающим;

Ø Разрушительное поведение (тобакокурение, прием алкоголя, наркотики, аутоагрессия, попытки суицида);

Ø Страхи и депрессия;

Ø Плаксивость;

Ø Ступор и нежелание проявлять активность как в учебе так и в игре;

Понятие критической ситуации. Виды критических ситуаций и их возможные последствия. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие критической ситуации. Виды критических ситуаций и их возможные последствия." 2017, 2018.

Критические или кризисные ситуации возникают в жизни любой социальной структуры или отдельного человека. Временами разражаются кризисы крайне разрушительного характера. Для их преодоления или, как минимум, уменьшения разрушительных последствий, нужно уметь принимать соответствующие меры.

Следует отметить, что кризисная или критическая ситуация – это такая ситуация, в которой субъект сталкивается­ с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.). Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются такого рода ситуации: стресс, фрустрация, конфликт и кризис.

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

По замечанию Р. Люфта, “многие считают стрессом всё, что происходит с человеком, если он не лежит в своей кровати”

Г. Селье полагает, что “в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс”, и приравнивает отсутствие стресса к смерти. По Селье, стрессовые реакции присущи всему живому, в том числе и растениям.

Фрустрация (лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания.

Человек, будучи фрустрированным, испытывает беспокойство и напряжение, чувства безразличия, апатии и утраты интереса, вину и тревогу, ярость и враждебность, зависть и ревность и т.д.

Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – социальное явление, способ взаимодействия людей при столкновении их несовместимых взглядов, позиций интересов, противоборств взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

И, наконец, кризис – крайнее обострение противоречий развития; нарастающая опасность банкротства, ликвидации; рассогласование в деятельности экономической, финансовой и др. систем; переломный момент в процессах изменений.

Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса:

1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем;

2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными;

3) ещё большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;

4) если всё оказывается тщетным, наступает четвёртая стадия, характеризуемая повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадёжности, дезорганизацией личности.

Кризис может закончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.

Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по своей сути. Необходимость в разветвлённой классификации кризисов связана с дифференциацией средств и способов управления ими. Если есть типология кризиса , появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания.



Существуют общие и локальные кризисы. Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные – только часть её. Это разделение кризисов по масштабам проявления.

По проблематике кризиса можно выделить макро- и микро- кризисы. Макрокризису присущи довольно большие объёмы и масштабы проблематики. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.

Особенностью кризиса является то, что он будучи даже локальным или микрокризисом, как цепная реакция, может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает тогда, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации кризиса и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса.

По структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики её развития можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, технологических кризисов.

Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др.

Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов ил дочерних фирм.

Психологические кризисы также не редки в современных условиях социально-экономического развития. Это кризисы психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворённостью работой, правовой защищённостью и социальным положением. Это кризисы в социально-психологическом климате общества, коллектива или отдельной группы.

Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений. В более обобщённом плане такие кризисы могут выглядеть кризисами научно-технического прогресса – обострение противоречий между его тенденциями, возможностями, последствиями. Например, в настоящее время переживает явный кризис идея мирного использования атомной энергии, строительства атомных электростанций и кораблей.

По причинам возникновения кризисы разделяются на природные, общественные, экологические. Первые вызваны природными условиями жизни и деятельности человека. К причинам таких кризисов относятся землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения. Всё это не может не отражаться на экономике, психологии человека, социальных и политических процессах. При определённых масштабах такие явления природы рождают кризисы.

Причиной кризисов могут быть и общественные отношения во всех видах их проявления.

В современных условиях большое значение имеет понимание и распознавание кризисов взаимоотношения человека с природой – экологических. Это кризисы, возникающие при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека, – истощение ресурсов, загрязнение окружающей Среды, возникновение опасных технологий, пренебрежение требованиями законов природного равновесия.

Кризисы могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными). Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления фактов возникновения кризиса – потребности реструктуризации производства, изменения структуры интересов под воздействием научно-технического прогресса.

Неожиданные кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов.

Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис. Он может возникать периодически и имеет известные фазы своего наступления и протекания.

Кризисы бывают глубокими и лёгкими. Глубокие кризисы часто ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок. Лёгкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.

Вся совокупность возможных кризисов разделяется также на группы кризисов, затяжных и кратковременных. Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.

Распознавание кризисных ситуаций ставится сегодня на профессиональную основу. Профессионализм управления не ограничивается навыками нормального, успешного управления. Он должен проявляться и в условиях повышенного риска, экстремальных ситуациях, кризиса.

Последние материалы раздела:

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...