Вид предложения по наличию второстепенных чл предложения. Виды простых предложении по наличию главных членов

Тема урока: виды предложений по наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные). 5 класс

Цели урока:

деятельные: создание условия для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков адекватной самооценки и оценки работы одноклассников;

ХОД УРОКА.

I .Оргмомент. (Включение учащихся в деятельность).

- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем с вами урок.

Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда - Вниманье умных ваших глаз! Мое настроение + тепло ваших рук= солнце! Главное не лениться, а творить и работать так же, как солнце.

II . Проверка домашнего задания. (активизация полученных знаний).

- А начинаем мы свою работу с проверки домашнего задания.

Упр. 277, с.126.

Какую же интересную работу выполняли дома? Какой знак препинания помогал вам при этом? Что же у вас получилось? Какие чувства вам ближе? (страх или восторг)

(проверяем выборочно).

- Молодцы! Мне было интересно вас слушать.

- Зачем же мы в речи употребляем восклицательные предложения?

(Чтобы выразить человеческие чувства, эмоции: восхищение, гнев, удивление, радость).

III . Изучение нового материала. (создаем проблемную ситуацию).

Ребята, вы уже знаете виды простых предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, а на сегодняшнем уроке мы познакомимся с еще одним видом простых предложений. Интересно ли узнать с каким? Это пока секрет. Я думаю, что вы поможете мне его раскрыть.

Внимание!

- Перед вами картина. Какое время года на ней изображено? (зима). А как вы узнали? Опишите то, что вы видите.

- А вот как описывают картину ваши ровесники. Читаем.

Тихо падает снег. Какой стоит чудесный зимний день! Все деревья нарядились в зимние шубки.

Падает снег. Стоит день. Деревья нарядились.

Чье описание вам понравилось больше? Из каких предложений по цели высказывания оно состоит? Есть ли в тексте восклицательные предложения?

Итак, первый текст интереснее, эмоциональнее. Почему? Что есть в предложениях 1-го текста кроме грамматической основы? Виды предложений по наличию второстепенных членов и есть тема нашего урока.

(Распространенные и нераспространенные предложения).

- Попробуйте сами догадаться, какие предложения из текста можно назвать нераспространенными?

Какие – распространенными? Верны ли ваши выводы и наблюдения. У нас есть возможность это проверить. Открываем с. 1 51. Читаем про себя. Есть ли в учебнике сведения, которыми можно дополнить наши полученные знания о распространенных и нераспространенных предложениях. (обращаем внимание на графическое оформление этих предложений, т. Е. схемы). Восстановите их на доске.

IV . Физкультминутка.

- Ребята, мы серьезно поработали над новой темой. Наверное, устали.

Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед. Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили. Всем улыбки подарили.

V . Первичное закрепление.

Грохочет гром. – Вдали грохочет гром.

Умолкли птицы. – Перед грозой умолкли птицы.

Сверкнула молния. – Огненной вспышкой сверкнула молния.

О каком времени года заставили нас вспомнить эти предложения? Чем пары предложений отличаются друг от друга? Какие второстепенные члены распространяют предложения?

VI . Работа с учебником.

Вот мы вспомнили зимой о лете! А теперь мы на стр. 128 из упр. 281-го прочитаем 2-е четверостишие выразительно. Получилось? С каким еще временем года познакомило нас это четверостишие? (осенью)

А теперь мы запишем его. Только вспомним, на какие вопросы отвечают подлежащее? Сказуемое? Зачем мы это должны вспоминать? Обратимся к заданию этого упражнения.

(1 - у доски, а остальные – в тетради). Проверить орфограммы и объяснить! Кто допустил ошибку? Какую? (самопроверка, выставление оценок).

Молодцы!

VII . Работа в парах.

- А сейчас поработаем творчески с упражнением 283-м (411). Задание № 1.

(Выборочно проверяю весь текст. Учащиеся читают его вслух).

VIII . Устная коллективная работа на повторение.

- А теперь в устной форме мы проверим свои знания по пройденному ранее и по сегодняшнему материалу.

Задание: выберите, какая характеристика предложения является правильной?

Не шуми листвой!

    побудительное, восклицательное, с двумя главными членами, распространенное.

    Повествовательное, восклицательное, с одним главным членом, распространенное.

    Побудительное, восклицательное, с одним главным членом, распространенное.

О чем поет в листве соловушка?

    Вопросительное, невосклицательное, с двумя главными членами, распространенное.

    Вопросительное, восклицательное, с двумя главными членами, нераспространенное.

На лесном озере расцвели кувшинки.

    Повествовательное, невосклицательное, с двумя главными членами, распространенное.

    Повествовательное, невосклицательное, с двумя главными членами, нераспространенное.

    Побудительное, восклицательное, с двумя главными членами, распространенное.

- Приятно вспоминать зимой о лете!!!

IX . Итог урока.

- Итак, подведем итоги.

    Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов).

    Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные).

    Какие предложения называются распространенными, а какие – нераспространенными?

- А теперь запишем задание на дом.

Домашнее задание: правило на с.127 (151),

Упражнение 282(410).

- В домашнем упражнении выполнить такое же задание, как делали в классе по упр.283-му.

Оценки за урок получили:

- Я довольна вашей работой.

- Я вас благодарю, я вам благо дарю. Вы слышите, каково слово!

К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны… И когда я слышу: - Извини меня! - Это значит: - Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Свое пространство. Свои рубежи. И когда я слышу: - Береги меня! Это значит: -Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: -Защити меня! - Это значит: - Спрячь меня под своим щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть - Слово тебе сотворит добро.

Задание В4 проверяет умение экзаменуемых

    выделять грамматическую основу предложения

    вычленять сказуемое в грамматической основе предложения

    анализировать односоставные предложения и опознавать их виды

    вычленять простые предложения в составе сложных

    различать двусоставные неполные и односоставные полные предложения

Экзаменуемым предлагается найти в анализируемом тексте предложение с определенными характеристиками (односоставное предложение, предложение в составе сложного и т.п.) и выписать его номер.

Алгоритм выполнения задания. Если нужно найти сложное предложение, то простые сразу отметаем. Если простое - то наоборот. В оставшихся предложениях выделяем грамматические основы, анализируем предложения и выбираем то, которое подходит по формулировке задания.

Какие теоретические знания нам понадобятся для выполнения задания В4?

Грамматическая основа предложения - это его главные члены, т.е.подлежащее и сказуемое.

Виды сказуемых:

    Простое глагольное (выражается одним глаголом в форме какого-нибудь наклонения: Я пою. Я пел. Я буду петь. Принесите мне воды.)

    Составное глагольное (состоит из двух глаголов и соответствует схеме вспомогательный глагол+инфинитив: Ветер начал усиливаться. Она не хочет уезжать. Я обязан работать каждый день.)

    Составное именное (состоит из двух слов и соответствует схеме глагол-связка+именная часть: Я был расстроен, она весела. Дом казался сказочным теремом.)

Двусоставные предложения - предложения, в которых есть два главных члена, необходимых для понимания смысла предложения.

Односоставные предложения - предложения, в которых есть только 1 главный член, необходимый для понимания смысла предложения. Второй главный член для понимания смысла предложения не нужен.

Виды односоставных предложений:

    Назывное (главный член предложения - подлежащее, выраженное существительным в форме именительного падежа: Осень. Лужи. Дождь. Степь. Бескрайняя русская степь.)

    Определенно-личное (предложение со сказуемым-глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее восстанавливается путем подстановки местоимений я, мы, ты, вы: Учись, мой сын! Каждую ночь просыпаюсь и читаю.)

    Неопределенно-личное (предложение со сказуемым-глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящее и будущее время) или в форме множественного числа в прошедшем времени. Важно само действие, а не кто его совершает: На веранде заменили стекла. Что новенького пишут в газетах?)

    Безличное (предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. В таких предложениях обычно сообщается о состоянии человека или природы: Посвежело. Мне не о чем беспокоиться.)

    Обобщенно-личное (предложение, действие которого относится к обобщенному лицу. Главный член обычно употребляется в форме 2 лица единственного числа: Бездонную бочку водой не наполнишь. Реже - в форме 3 лица множественного числа: Цыплят по осени считают.)

Предложения могут быть полными и неполными.

Неполное предложение - это предложение, в котором пропущен какой-либо член, легко восстанавливаемый из речевой ситуации. Например: Я сделал шаг в сторону, он - за мной (пропущено сказуемое двинулся или последовал).


Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения (распространенные и нераспространенные).

  1. Актуализация знаний
- Что такое предложение?

- Назовите главные члены предложения? (подлежащее, сказуемое)

- Чем в предложении может быть выражено подлежащее? (Существительным, местоимением и др.частями речи)

- Чем может быть выражено сказуемое? (глаголом, им.существительным и др.частями речи)

Какие второстепенные члены предложения вы знаете. Расскажите о них.

Запись под диктовку

Днём и ночью мчатся по дороге машины. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Зимой тополя задерживают снег. А знойным летом деревья спасают от жары.

- О чём текст? (О тополе)

- Какую пользу приносит это дерево ? (Тополь очищает воздух, задерживает снег, спасает от жары)

- А что ещё вам известно об этом дереве? (Один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей. Тополя не прихотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок высотой 30 см, то уже к осени вырастет метровое дерево. Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождём мелкие частицы пыли. Он свисает на длинном черенке благодаря этому листья очень подвижны и хорошо улавливают пыль. Вот почему в больших городах высаживают очень много тополя.)

- Назовите главные члены предложения. Подчеркните.

- А теперь прочитайте текст, используя только главные члены

- Всё ли понятно? (нет)

- А что помогает, уточняет прочитанное? (Другие слова, члены предложения.)

- Эти члены предложения называются второстепенными членами предложения.

- С помощью каких членов предложений мы узнали о тополе?

(С помощью второстепенных членов)

-Подумайте как можно назвать предложения, состоящие только из грамматических основ?

(нераспространённые)

-Подумайте как можно назвать предложения, состоящие из грамматических основ и других членов?

(распространённые)

Сделайте вывод.

Орфоэпическая работа. (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)

/ / / / / / / / /

Крапива, щавель, красивее, звонит, тефтели, жалюзи, торты, каталог, договор.

Составить с данными предложениями расп. и нераспр. предложения

Работа с учебником

По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.

Грамматическая основа двусоставных простых пред­ложений состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого, например: Белая берёза, под моим окном принакрыласъ снегом точно серебром (С. Есенин).

В двусоставных простых предложениях состав сказуемого обычно находится после состава подлежащего: Бесконечная дорога убегает лентой вдаль (С. Есенин).

Примечание. Нередко подлежащее или слова состава подле­жащего могут располагаться вперемежку со словами состава сказуемого: Пеной рос заря туманится, словно глубь очей невестиных (С. Есенин).

Это следует учитывать при разборе простого двусоставного предложения по членам и при назывании словосочетаний в таком предложении.

У односоставных простых предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена - подлежащего или сказуемого. В зависимости от этого они бывают назыв­ными и глагольными.

Назывные - это такие односоставные предложения, у которых главный член - подлежащее. В этих предложениях сообщается о каком-либо предмете, явлении, о которых утвер­ждается, что они есть в настоящем, например: Зима!.. Кре­стьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь (А. Пуш­кин).

Назывные предложения произносятся с интонацией сооб­щения.

Назывные предложения чаще всего употребляются в пуб­лицистическом и художественном стилях, в разговорной речи.

В глагольных односоставных простых предложениях главный член - сказуемое. Глагольные односоставные предло­жения делятся на виды в зависимости от формы сказуемого.

Определённо-личными называются предложения со сказуемым - глаголом в форме 1-го или 2-го лица: При­ветствую тебя, пустынный уголок! (А. Пушкин).

Примечания. 1. В определённо-личных предложениях ска­зуемое не может быть выражено глаголом в форме 3-го лица единственного числа и в прошедшем времени: это лицо не является определённым, а прошедшее время вообще не указы­вает на лицо.

2. Определённо-личные предложения по смыслу синонимич­ны двусоставным предложениям, поэтому они нередко исполь­зуются для избежания повторения одного и того же слова.

В неопределённо-личных предложениях глагол-сказуемое выражается формами 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множе­ственного числа в прошедшем времени: За рекой косили. Оттуда несло запахом свежескошенной травы.

Обобщённо-личные предложения указывают на обобщённое лицо. Им обычно является 2-е лицо. Действие в этих предложениях может быть отнесено к любому лицу, к группе лиц, поэтому в форме таких предложений выступают чаще пословицы, например: Что посеешь, то и пожнёшь.

Обобщённое значение может иметь и форма 3-го лица множественного числа: По одёжке протягивают ножки (посло­вица).

Безличные предложения - это односоставные предло­жения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего, например: Знобит с утра. Быстро смеркается

Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается безличными глаголами, но нередко в них используются лич­ные глаголы в значении безличных: Бурей снесло крышу.

В качестве сказуемого могут выступать глаголы в не­определённой форме, а также наречия на -о(-е), например: Не догнать тебе бешеной тройки! (Н. Некрасов); Весело жить в такой земле! (М. Лермонтов).

Практическая работа №5

Подчеркните главные члены предложения. Укажите тип предложений.

Образец: Сильный ветер, (наз.) Лежу себе и думаю, (о/л) Говорили о музыке, (н/л)

Майский полдень. (..............................) Топот и фырканье. (...................)

Вот и дворянское собрание и подъезд со швейцаром. (...............................................)

Расскажите мне что-нибудь веселенькое. (........................................)

Будь осторожен и всегда бойся огня и воды. (..............................................)

Желаю всего хорошего. (.................................)

В газетах бранят его очень. (......................................)

Зазвонили и в других церквах. (.......................................)

На этот вопрос нельзя ответить сразу. (..........................................)

Дождя уже не было слышно. (......................................)

Ему стало стыдно за человечество. (.......................................)

Чуть брезжило. (....)
Запахло зимой. (..............................)

Мне уже было скучно спорить и хотелось спать. (................................................)

Определите вид односоставного предложения

1) Вижу чудное приволье. (Песня.) 2) Будем мир беречь! (Песня.) 3) Вдыхай свежо и молодо весны тепло и золото. (Песня.) 4) Приучайте себя к сдержанности и терпению. (И. П.) 5) На­учитесь делать чёрную работу в науке. (И. П.) 6) Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты. (И. П.) 7) Не хотите ли чаю? (М. Г.) 8) Зажгите-ка спичку. (М. Г.) 9. Родные русские картины засну и вижу вас во сне (Ес). 10. Его зарыли в шар земной (Орлов). 11. Река разливаясь на глинистый берег неслась куда-то. 12. Небо над двором! Прек­расное, синее, бездонное! 13.. Светло на улице, и виден сад насквозь. 14. Люблю необъятное море, сияние зимних ночей (Бук.).

3. Определите, какие это предложения по наличию грам­матической основы.

1. Ожидая неприятного разговора, я несмело вошёл в комнату. 2. На небе начинало сереть. 3. Чистые стены, обитые лесом. 4. Утром принесли газету „АиФ" 5. Получив телег­рамму, они поехали на вокзал. 4. Пахло милыми ландышами. 5.. Буду слушать ти­хую музыку любимого певца. 6. Объявили посадку на самолёт Ту-134. 7. Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все кон­цы (Ес). 8. Легко дышится в лесу сосновом. 9. Не жалею, не зову, не плачу (Ес). 10. Как больно милая как странно... (А. Кочет­ков). 11.Осенний день шуршал ломкой листвой. 12. Спрашивали у встречных дорогу к музею.

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИИ ПО НАЛИЧИЮ ИЛИ ОТСУТСТВИЮ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ

По наличию (или отсутствию) второстепенных членов пред­ложения простые предложения - двусоставные и односостав­ные - делятся на нераспространённые и распро­странённые .

Нераспространённые простые предложения в своём составе имеют только главные члены. Например: Ка­тятся ядра, свищут пули... (А. Пушкин); Вечереет. Ночь.

Распространённые простые предложения в своём составе имеют второстепенные члены: Скучная картина! (А. Плещеев); Весело сияет месяц над селом (И. Никитин); Раскрылось небо голубое меж облаков в апрельский день (И. Бунин).

Примечание. Не являются нераспространёнными одно­составные предложения, в которых есть второстепенные члены.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения, называются второстепенными , например: 1) У самой дороги вспорхнул стрепет (А. Чехов) - главные члены вспорхнул стрепет; второстепенные члены, поясняющие главные члены: вспорхнул (г д е?) у самой дороги. 2) Полная луна плыла по ясному безоблачному небу (В. Арсеньев) - второстепенные члены предложения ясному и безоб­лачному поясняют второстепенный член предложения небу: (плыла) по небу (каком у?) ясному, безоблачному.

По грамматическим значениям второстепенные члены де­лятся на следующие виды:

Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначающий лицо, предмет, понятие или явление.

Способы выражения дополнения

Дополнение может также выражаться неделимыми сло­восочетаниями, включающими существительные в косвенном падеже, например: На каникулы я поеду к отцу с матерью. Пароход ведёт из Нижнего с ярмарки в Астрахань четыре баржи (М. Горький).

Дополнение как зависимое слово в словосочетании связы­вается с главным при помощи управления или п р и мыкания.

Значения дополнения

Дополнения бывают прямые и косвенные .


Прямые дополнения относятся к переходным гла­голам (т.е. глаголам, сочетающимся с именем существительным в винительном падеже) и обозначают предмет, на который направлено дейст­вие, например: Я сегодня поймал было (к о г о?) рыбку (А. Пушкин). Прямые дополнения выражаются винительным падежом без предлога или, реже, родительным падежом.

Родительный падеж прямого дополнения употребляется: 1) если нужно показать, что действие направлено не на весь предмет, а только на его часть: Я выпил воды (какую-то часть воды).- Я выпил воду (всю воду, которая была); 2) в не­которых случаях при отрицательном сказуемом: Я хорошо помню этот кинофильм. - Я не помню этого кинофильма; 3) при некоторых глаголах: Бояться темноты.

Все остальные дополнения называются косвенными.

Практическая работа № 6

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....