В каком слове все согласные звонкие. Звонкие согласные звуки

  • Оглавление
  • Занятия
  • Обсуждение
  • О курсе

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

Звон­кие и глу­хие со­глас­ные звуки

Вспом­ним, как рож­да­ют­ся звуки речи. Когда че­ло­век на­чи­на­ет го­во­рить, то вы­ды­ха­ет воз­дух из лёг­ких. По ды­ха­тель­но­му горлу он бежит в узень­кую гор­тань, где на­хо­дят­ся осо­бые мышцы – го­ло­со­вые связ­ки. Если че­ло­век про­из­но­сит со­глас­ные звуки, то за­кры­ва­ет (хоть немно­го) рот, из-за этого по­лу­ча­ет­ся шум. Но шумят со­глас­ные по-раз­но­му.

Про­ве­дем опыт: за­жмем уши и про­из­не­сем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы про­из­нес­ли звук [б], связ­ки на­тя­ну­лись и на­ча­ли дро­жать. Это дро­жа­ние пре­вра­ти­лось в голос. В ушах немно­го за­зве­не­ло.

Можно про­ве­сти по­хо­жий опыт, по­ло­жив руки на шею с пра­вой и левой сто­ро­ны, и про­из­не­сти звуки [д] и [т]. Звук [д] про­из­но­сит­ся на­мно­го звон­че, более звуч­но. Такие звуки учё­ные на­зва­ли звон­ки­ми , а звуки, ко­то­рые со­сто­ят толь­ко из шума –глу­хи­ми.

Пар­ные по звон­ко­сти-глу­хо­сти со­глас­ные звуки

По­про­бу­ем раз­де­лить звуки на две груп­пы по спо­со­бу про­из­но­ше­ния. За­се­лим фо­не­ти­че­ские до­ми­ки в го­ро­де зву­ков. До­го­во­рим­ся: на пер­вом этаже будут жить глу­хие звуки, а на вто­ром – звон­кие. Жи­те­ли пер­во­го до­ми­ка:

[б] [д] [з] [г] [в] [ж]
[п] [т] [с] [к] [ф] [ш]

Эти со­глас­ные звуки на­зы­ва­ют­ся пар­ны­ми по звон­ко­сти – глу­хо­сти.

Рис. 1. Пар­ные звон­кие и глу­хие со­глас­ные звуки (Ис­точ­ник)

Они очень по­хо­жи друг на друга – на­сто­я­щие «двой­няш­ки», их и про­из­но­сят почти оди­на­ко­во: оди­на­ко­во скла­ды­ва­ют­ся губы, оди­на­ко­во дви­га­ет­ся язык. Но у них есть пары и по мяг­ко­сти – твёр­до­сти. До­ба­вим их в домик.

[б] [б’] [д] [д’] [з] [з’] [г] [г’] [в] [в’] [ж]
[п] [п’] [т] [т’] [с] [с’] [к] [к’] [ф] [ф’] [ш]

У зву­ков [ж] и [ш] нет пар­ных мяг­ких зву­ков, они все­гда твёр­дые . А ещё их на­зы­ва­ют ши­пя­щи­ми зву­ка­ми.

Все эти звуки обо­зна­ча­ют­ся бук­ва­ми:

Непар­ные звон­кие со­глас­ные звуки

Но не все со­глас­ные звуки и буквы об­ра­зу­ют пары. Те со­глас­ные, ко­то­рые пар не имеют, на­зы­ва­ют непар­ные. По­се­лим непар­ные со­глас­ные звуки в свои до­ми­ки.

Во вто­рой домик – непар­ные звон­кие со­глас­ные звуки:

На­пом­ним, что звук [й’] все­гда толь­ко мяг­кий. По­это­му в нашем до­ми­ке он будет жить один. Эти звуки обо­зна­ча­ют на пись­ме бук­ва­ми:

(эль)

(и крат­кая)

Звуки вто­ро­го до­ми­ка на­зы­ва­ют ещё со­нор­ны­ми , по­то­му что об­ра­зу­ют­ся они с по­мо­щью го­ло­са и почти без шума, они очень звуч­ные. Слово «со­нор­ный» в пе­ре­во­де с ла­тин­ско­го «со­но­рус» озна­ча­ет звон­кий.

Непар­ные глу­хие со­глас­ные звуки

В тре­тий домик мы по­се­лим непар­ные глу­хие со­глас­ные звуки:

[х] [х’] [ц] [ч’] [щ’]

Вспом­ним, что звук [ц] все­гда твёр­дый , а [ч’] и [щ’] – все­гда мяг­кие. Непар­ные глу­хие со­глас­ные звуки обо­зна­ча­ют на пись­ме бук­ва­ми:

Звуки [ч’], [щ’] – ши­пя­щие звуки.

Вот мы и за­се­ли­ли наш город со­глас­ных зву­ков и букв. Те­перь сразу по­нят­но, по­че­му со­глас­ных букв – 21, а зву­ков – 36.

Рис. 2. Звон­кие и глу­хие со­глас­ные звуки (Ис­точ­ник)

За­креп­ле­ние зна­ний на прак­ти­ке

1. Рас­смот­рим кар­тин­ки и пре­вра­тим одно слово в дру­гое, за­ме­нив толь­ко один звук. Под­сказ­ка: вспом­ним пары со­глас­ных зву­ков.

д очка – точка

б очка – почка

ш ар – жар

удоч­ка – уточ­ка

2. Су­ще­ству­ют за­гад­ки, смысл ко­то­рых за­клю­чён в зна­нии со­глас­ных зву­ков, они на­зы­ва­ют­ся ша­ра­ды. По­про­буй­те их от­га­дать:

1) С глу­хим со­глас­ным на­ли­ва­юсь в поле,
Со звон­ким - сам звеню я на раз­до­лье. (Колос - голос )

2) С глу­хим - траву она сре­за­ет,
Со звон­ким - ли­стья объ­еда­ет. (Коса - коза)

3) С «эм» - при­я­тен, зо­ло­тист, очень сла­док и ду­шист.
С бук­вой «эль» зимой бы­ва­ет, а вес­ною ис­че­за­ет. (Мёд- лёд)

Для того чтобы раз­вить уме­ние про­из­но­сить ка­кие-то звуки, осо­бен­но ши­пя­щие, учат ско­ро­го­вор­ки. Ско­ро­го­вор­ку рас­ска­зы­ва­ют сна­ча­ла мед­лен­но, а потом уско­ря­ют темп. По­про­бу­ем вы­учить ско­ро­го­вор­ки:

  1. Шесть мышат в ка­мы­шах шур­шат.
  2. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
  3. Два щенка щека к щеке грыз­ли щётку в угол­ке.

Итак, се­год­ня мы узна­ли, что со­глас­ные звуки могут быть звон­ки­ми и глу­хи­ми и как обо­зна­ча­ют­ся на пись­ме эти звуки.

В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б - [б], в - [в], г - [г], д - [д], ж - [ж], й - [й], з - [з], к - [к], л - [л], м - [м], н - [н], п - [п], р - [р], с - [с], т - [т], ф - [ф], х - [х], ц - [ц], ч - [ч], ш - [ш], щ - [щ].

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] - кон [кон], лук [лук] - люк [л’ук].

Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.

парные непарные твёрдые мягкие только твёрдые только мягкие [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’] [ж], [ш], [ц] [ч’], [щ’], [й’]

Звонкие и глухие согласные звуки

Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар - жар, кол - гол, дом - том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.

Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью - глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные - это пара из глухой и звонкой согласной.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.
парные непарные звонкие глухие только звонкие только глухие [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’] [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с], [с’] [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’]

Сонорные, шумные и шипящие согласные

Сонорные - звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:

  1. Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
  2. Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].

Парные и непарные согласные звуки

Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:

Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.

Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать гласные звуки и правила фонетики.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «еж» и «ёж» будут разными!

В русском языке существуют слова, состоящие только из звонких согласных, например: вой, годный, знание, вазон, забор, дворовой, двор, заморозил, мороженое, мольба, дружба, заводной, розданный.

В этот перечень можно добавить слова, в которых происходит озвончение глухих согласных:

отбор, отбивная, сбавил, сбор, сбруя, отгорожу, отбрею, вокзал, отжим.

В русском языке множество слов, в которых все согласные звуки звонкие. Это такие слова, как, например, корабль, балерина, гребень, зрение, лимон, лимонный, дерево, деревянный, заря, молодой, и многие другие.

Слова, в которых все согласные буквы звонкие будут следующие (примеры):

  • галерея
  • реальный
  • гримм
  • железо
  • дерево
  • бревно
  • знамя
  • гроза
  • города, борода
  • мода, модель
  • лужа, луга
  • голень
  • жена, жаба,
  • воробей
  • война
  • модный
  • загар
  • лимон
  • сбор (збор)

В русском языке достаточно много слов, которые состоят только из звонких согласных. приведём примеры таких слов: зная, голень, лимон, море, лимон, загар, луга, дерево, железо, базар, мода, мороженое, знания, гром, балерина, забор, корабль.

Приведём примеры слов, в которых все согласные буквы будут звонкие:

Вероятно, имеется в виду, что гласные то звуки в этих словах все-таки тоже присутствуют, просто согласные — только звонкие. Таких слов в нашем языке вовсе немало, они самые разные, приведу несколько из них для примера: газон, вой, роза, мимоза, гром, нагородил, зажим, забой, бревно и многие другие.

В русском языке звонкими являются следующие согласные: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Из одних согласных, конечно, слово состоять не может, но есть слова, которые содержат только звонкие согласные: бой, год, глагол, зомби, район и т.д.

В русском языке встречаются слова, состоящие только из звонких согласных. В качестве примера приведём следующие слова: забор, двор, заморозил, загар, знамя, дружба, заводной, гром, гроза, воробей, жена, море, нора, галерея.

В русском языке встречаются достаточно много слов, в которых только звонкие согласные, например: звон, вой, заря, знание, рыба, гора, забор, двор, мороженое, дружба, галерея, воробей, жена, гром, гроза, мода, базар.

В русском языке масса таких слов. Можно даже придумать алгоритм их создания. Не образуют пар звонкие согласные — л, м, р, й. То есть, эти буквы могут стоять и в начале слова, и в конце без гласной и не оглушаться.

Например: мама, лама, море, ром, рой, лом, лай.

А также можно брать иные звонкие согласные, только следить, чтобы не было звук не становился глухим — базар, гора, мода, мороженое.

Все согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие и на глухие и звонкие. Чем же отличаются звонкие согласные звуки? На этот вопрос отвечает наша статья.

Как образуются звонкие звуки

В процессе образования согласного звука участвует не только голос, но и различные шумы. Они возникают из-за того, что во рту образуются различные преграды, преодолеваемые затем потоком воздуха. Например, при произнесении звука [б] мы смыкаем губы, а выдыхаемый воздух с силой разрывает эту преграду.

Ребята, изучающие в третьем классе русский язык, различают звуки по глухости-звонкости только указанным способом. Но иногда школьники в 5 – 6 классах выделяют еще сонорные (очень звучные) и шипящие. В последних вообще нет голоса – только шум (за исключением Ж).

Например, звонкий согласный звук в начале слова «рысь» сонорный, а глухой в начале слова «щука» — шипящий.

Сонорные согласные «л» и «р» могут даже брать на себя некоторые функции гласного и образовывать слог. Это происходит, например, в слове «смысл» (поэтому его иногда ошибочно пишут «смысол»).

Как отличить звонкий звук

Существует несколько признаков, по которым можно отличить звонкий согласный.

Можно вслух произнести звук, положив руку на горло в районе голосовых связок; если ощущается вибрация, звук звонкий.

Можно просто заучить глухие и звонкие согласные звуки. Или запомнить, опираясь на пары по глухости-звонкости.

Есть мнемотехнические формулы, позволяющие запомнить глухие и звонкие. Это фраза или слово, где все звуки либо глухие, либо звонкие. Приведем примеры таких формул.

  • Глухие : Степка, хочешь щец? – Фи. (В этой фразе все звуки глухие)
  • Звонкие : Нормальный (только сонорные)

Парные и непарные звонкие согласные

Большинство звонких согласных образуют пары по глухости-звонкости. В помещенной ниже таблице в верхнем ряду приведены все звонкие звуки, а в нижнем — парные им глухие. Если в том или другом ряду стоит прочерк, значит звук непарный.

Озвончение и оглушение

В потоке речи звуки зависят от своих «соседей», поэтому они могут менять свое качество под воздействием окружения.

В русском языке возможно несколько явлений:

  • Оглушение
  • Ассимиляция (уподобление) по глухости-звонкости.

Оглушение происходит на конце слова. Звонкий согласный в абсолютном конце слова произносится как своя глухая пара. Например , [гр’ип] (гриб).

Ассимиляция происходит в середине слова. В русском языке на звук влияет сосед справа. Чаще всего звонкий звук становится глухим из-за того, что соседствует с другим глухим звуком. Примеры ассимиляции: кадка, загадка. Реже согласный становится «за компанию» звонким. Например, просьба [проз’ба].

Подобные процессы происходят в разных языках, но по-разному. Например, в чувашском языке глухой согласный, оказавшись между двумя гласными, становится звонким.

Как проверить сомнительную согласную

Из-за этих языковых процессов согласные звуки в некоторых позициях делаются на себя непохожи. Поэтому их требуется проверить.

Для определения, какой звук, глухой или звонкий, надо писать в данном слове следует изменить слово или подобрать однокоренное, чтобы после согласной была гласная. Например , столб-столбы, косьба-косить, указка-указать.

Абсолютный конец слова не является сильной позицией, позволяющей различить согласные по глухости-звонкости.

Есть слова, которые невозможно проверить. Например , футбол, рюкзак и т. д. Их надо запомнить или посмотреть в словаре.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали, что согласные звуки в русском языке бывают звонкими и глухими. Для образования звонкого согласного нужно больше голоса, чем шума. Мы узнали, какие звуки составляют пару по глухости-звонкости, а какие – нет. Узнали, что такое сонорные и шипящие звуки.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 467.

Ответы:

1 – б; 2 – в, е; 3 – а, г; 4 – б, д; 5 – б; 6 – г; 7 – б; 8 – 1) а, 2) а, 3) б, 4) б; 9 – а; 10 – б; 11 – 1) б, 2) а, 3) б, 4) б, 5) а; 12 – в; 13 – а; 14 – б, в; 15 – 1) б, 2) б, 3) в, 4) а, 5) б, 6) б; 16 – г; 17 – в, д; 18 – в.

Урок №11 Проверочная работа №2 по теме «Фонетика»

Тест

Вариант 1

1. В каких словах все согласные звуки звонкие?

а) берег; в) снова;

б) сдобный; г) взморье .

а) межинститутский; в) цирк;

б) к итогам; г) чисто.

3. В каком слове четыре звука?

а) шьешь; в) поют;

б) лён; г) ядро.

4. В каком слове есть звук [д]?

а) дело; в) подкова;

б) отбросил; г) семнадцать.

5. В каком слоне нет звука [з]?

а) сдать; в) езжу;

б) езда; г) вокзал.

6. В каком слоне нет согласного звука [ j ]?

а) почтальон; в) поёт;

б) полёт; г) льётся.

7. В каком слоне неверно поставлено ударение? Исправьте ошибку.

а) началúсь; в) áвгустовский;

б) цéмент; г) óптовый.

8. В каком слове выделенный согласный произносится твердо?

а) академия; в) тенденция;

б) термин; г) тенор.

9. Разделите слова на слоги.

Майка, открытие, одноклассник, былинный, предъюбилейный.

Укажите все возможные варианты переноса слова «открытие».

10. Выполните фонетический разбор следующих слов.

Сияние, лавка, мягкий.

Вариант 2

1. В каком слове все согласные звонкие?

а) мороз; в) вдруг;

б) вглубь; г) обида.

2. В каком слове или сочетании слов нет звука [ы]?

а) циркуль; в) личный;

б) в институте; г) жить.

3. В каком ряду слов звуков больше, чем букв?

а) бурьян, только; в) дождь, южная;

б) ночью, юг; г) поющая, яростная.

4. В каком ряду во всех словах есть звук [к]?

а) вдруг, мягкий; в) окружность, пробег;

б) кинуть, к дому; г) к делу, кататься.

5. В словах какого ряда нет звука [ж]?

а) жизнь, книжка; в) пейзаж, дружба;

б) перебежчик, сторожка; г) намажьте, жонглировать!

6. В каком слове нет звука [ j ]?

а) яшма; в) паять;

б) занять; г) Ямайка.

7. В каком слове неверно поставлено ударение? Исправьте ошибку

а) обеспечéние; в) откýпорить;

б) плéсневеть; г) чéрпать.

а) терраса; в) тест;

б) тембр; г) бутерброд.

9. Разделите слова на слоги.

Очертание, суббота, отъявленный, лайковый, предпринять.

Укажите все возможные варианты переноса слона «очертания».

Легкий, поевший, водоворот .

Вариант 3

1. В каких словах все согласные звуки глухие?

а) берег; в) качаться;

б) сдобный; г) записать.

2. В каком слове или сочетании слов нет звука [ы]?

а) хлипкий; в) безынтересный;

б) житейское; г) нация.

3. В каком слове букв больше, чем звуков?

а) мясо; в) драться;

б) пьет; г) елочка.

4. В каком слове происходит оглушение?

а) спичка; в) глобус;

б) травка; г) сделать.

5. В каком слове нет звука [д]?

а) подарок; в) дверной;

б) подъезжать; г) бедствие.

6. В каком слове нет согласного звука [щ]?

а) грузчик; в) летчик;

б) извозчик; г) пильщик.

7. И каком слове неверно поставлено ударение? Исправьте ошибку

а) мизéрный; в) áвгустовский;

б) катáлог; г) звонúт.

8. В каком слове выделенный согласный произносится мягко?

а) академия; в) дезориентировать;

б) дека; г) тезис.

9. Разделите слова на слоги.

Отъезд, сталелитейный, зверолов, старинный, предыстория.

Укажите все возможные варианты переноса слова «предыс­тория».

10. Выполните фонетический разбор следующих слов.

Поющий, книжка, купаться.

Кодификатор

№ умения

Проверяемое умение

№ задания

Определить звонкие согласные

Определить, в каком слове нет звука [ы]

Определить, в каком слове 4 звука

Определить слово, в котором есть звук [д]

В каком слоне нет звука [з]

Определить, в каком слове нет [й’]

Исправить ошибку

Определить, в каком слове выделенный согласный произносится твердо

Разделить слова на слоги

Выполнить фонетический разбор слов

Схема анализа

№ задания

Фамилия, имя учащегося

Действия учащихся

Определили звонкие согласные

Определили отсутствие [ ы ]

Определили слово с 4-мя звуками

Определили слово со звуком [д]

Определили слово без звука [з]

Определили слово без звука [й’]

Исправили ошибку

Последние материалы раздела:

Элективные питательные среды
Элективные питательные среды

Питательные среды в микробиологии - это субстраты, на которых выращивают микроорганизмы и тканевые культуры. Они применяются для диагностических...

Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв
Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв

Мировая история содержит в себе огромное количество событий, имен, дат, которые помещаются в несколько десятков или даже сотен различных учебников....

Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям
Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям

Последний дворцовый переворот в истории России Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема...