В каком году была авария танкера. Нефть: разлив

У берегов Аляски .

В результате катастрофы около 10,8 миллионов галлонов нефти (около 260 тыс. баррелей или 40,9 миллионов литров) вылилось в море, образовав нефтяное пятно в 28 тысяч квадратных километров. Всего танкер перевозил 54,1 миллиона галлонов нефти. Было загрязнено нефтью около двух тысяч километров береговой линии .

Эта авария считалась наиболее разрушительной для экологии катастрофой, которая когда-либо происходила на море вплоть до аварии буровой установки DH в Мексиканском заливе 20 апреля 2010 года.

Район аварии был труднодоступным (туда можно добраться только по морю или на вертолётах) что сделало невозможным быструю реакцию служб и спасателей. В этом районе обитал лосось , морская выдра , тюлень и множество морских птиц. В течение первых дней после аварии нефть покрыла огромный район в проливе принца Вильгельма .

Авария

Причины инцидента

Было определено множество причин, которые привели к возникновению инцидента.

В свете вышеизложенных выводов и других открытий, репортёр-расследователь Грег Паласт заявил в 2008:

«Забудьте сказочку о выпившем шкипере. Что касается капитана Джозефа Хейзлвуда, он находился под палубой, отсыпаясь после попойки. Как кормчий судна, третий помощник никогда бы не налетел на Блайт-риф, если бы увидел его на экране радара системы RAYCAS. Но радар не был развёрнут. Факт, что судовой радар был сломан и неработоспособен более чем за год до катастрофы и менеджеры Эксона это знали. (По мнению Эксона) было слишком дорого починить радар и работать с ним.»

Компания Эксон обвинила капитана Хейзлвуда в том, что танкер сел на мель.

Согласно материалам курса «Безопасность программных систем» профессора Нэнси Г. Ливсон из Массачусетсткого технологического университета есть другие причины инцидента:

  • Экипажам танкеров не было известно о том, что Береговая охрана прекратила практику проводки судов мимо Блайт-рифа.
  • Нефтяная промышленность обещала, но так никогда и не установила современное оборудование по наблюдению за айсбергами.
  • Exxon Valdez отклонился от обычного курса, чтобы избежать столкновения с небольшими айсбергами, которые могли быть в этом районе.
  • Экипаж танкера в 1989 году был вдвое меньше экипажа в 1977, люди работали по 12-14 часов за смену плюс сверхурочно. После заливки нефти экипаж спешил покинуть Вальдес.
  • Береговая охрана не провела инспекции танкера, и число его обслуги было сокращено.
  • Недостаток оборудования и людей затруднили очистку от нефти.

Ликвидация последствий аварии

Первые действия по очистке заключались в использовании диспергентов , поверхностно-активных веществ и растворителей. 24 марта частная компания распыляла с вертолёта диспергент. Поскольку поверхность моря была спокойной, больших волн не было, и диспергент не перемешивался с нефтью, его использование было прекращено. Однако проверка имела относительный успех: из 113 400 литров нефти образовалось 1134 литра отстоя, который мог быть удалён. На ранних стадиях был проведён ликвидационный поджиг нефти, изолированной от остального региона огнестойким ограждением. Он был достаточно успешным, однако из-за неблагоприятной погоды не были проведены дополнительные поджиги. К дополнительному сжиганию нефти не стали прибегать из-за неподходящей погоды.

К механической очистке приступили сразу же после катастрофы, используя боны и скиммеры, но скиммеры не могли быть готовы раньше 24 часов, прошедших после аварии, толстый слой нефти, перемешанный с бурыми водорослями засорял оборудование.

Компания Эксон повсеместно критиковалась за вялые усилия по очистке, Джон Девенс, мэр Вальдеса заявил, что его земляки чувствовали себя преданными неадекватным ответом компании на возникший кризис. Тем не менее Эксон потратил на мероприятия по очистке такую сумму, которая превысила какие бы то ни было расходы при предыдущих нефтяных утечках. Более 11 тысяч местных жителей штата Аляска работали вместе с сотрудниками Эксона по всему региону, пытаясь спасти окружающую среду.

Ввиду того, что в берегах пролива принца Уильяма есть множество пещер, куда стекала и собиралась нефть, её решили удалить оттуда, подавая горячую воду под высоким давлением. Однако эта мера уничтожила бактериальную популяцию береговой линии, многие из этих организмов (например, планктон) были основой пищевых цепочек береговой морской фауны, а другие (например, некоторые виды бактерий и грибов) могли разлагать нефть. В то время как научное, так и общественное мнение склонялось ко всеобщей очистке, более развивалось понимание процессов самовосстановления природной среды. Несмотря на массовые усилия по очистке, согласно данным исследования NOAA , более 98 тысяч литров нефти впиталось в песчаные почвы береговой линии. Это количество сокращается по меньшей мере на 4 % ежегодно.

В 1992 году компания Эксон выпустила видеофильм под названием «Учёные и растекание нефти на Аляске». Фильм был распространён по школам с пометкой «видео для студентов». Критики заявили, что фильм плохо отражает процесс очистки от нефти.

Как кратковременные, так и долговременные последствия утечки нефти были всесторонне рассмотрены. Вскоре после аварии погибли тысячи животных, наиболее достоверные оценки определяют числа в 250 тыс. морских птиц, как минимум 2800 каланов, приблизительно 12 речных бобров, 300 тюленей, 247 белоголовых орланов и 22 касатки, также погибли миллиарды лососёвых и сельдяных икринок. Последствия разлива нефти ощущаются даже сегодня. Были отмечены сокращения численности популяции различных видов океанических животных, а также задержка роста популяции розового лосося. В последующие годы отмечалась высокая смертность среди каланов и уток, поскольку они потребляют пищу из загрязнённой почвы. Остатки нефти также попадают на их мех или перья.

На протяжении почти 20 лет после аварии группа учёных университета Северной Каролины установила, что последствия длятся гораздо дольше, чем ожидалось. Команда оценила, что для восстановления некоторых видов арктических обитателей потребуется 30 лет. Компания Exxon Mobil отвергает любые заявления по этому поводу, заявляя, что они не ожидают, того, что оставшиеся фракции нефти вызовут какие либо долговременные экологические последствия, в соответствии с 350-ю рецензируемыми исследованиями.

Судебные процессы и штрафные выплаты

Иски предъявили 38 тыс. истцов. В решении по делу Бейкер против Exxon суд города Анкоридж обязал компанию выплатить 287 млн. долларов за фактический ущерб и 5 млрд. долларов штрафов. Сумма штрафов была равна сумме годовой прибыли компании в то время. Для того, чтобы защитить себя в случае, если приговор суда будет утверждён, компания Exxon взяла кредит в 4,8 млрд долларов у финансовой компании JPMorgan Chase . Это дало возможность компании JPMorgan создать первый современный кредитный дефолтный своп в 1994 году, так что у компании пропала нужда держать такую сумму в резерве (8 % от суммы кредита по Basel I) в случае риска дефолта компании Еххоn.

Компания обжаловала приговор в Апелляционном суде 9-го округа , который вынудил судью Рассела Холанда снизить величину штрафа до 2,5 млрд. долларов. 6 декабря 2002 судья объявил, что снижает размер штрафа до 4 млрд долларов, так как по его заключению эта сумма была оправдана обстоятельствами дела и не была чрезмерно завышена. Компания вновь подала апелляционную жалобу, и дело вернулось в суд. Согласно недавнему решению Верховного суда по похожему делу Холанд увеличил сумму штрафа до 4,5 млрд плюс проценты.

После многих апелляций и слушаний в апелляционном суде 9-го округа 27 января 2006 года, решением суда от 22 декабря 2006 года размер штрафа был урезан до 2.5 млрд долларов. Апелляционный суд опирался на недавние постановления Верховного суда о пределах штрафных выплат.

Компания Exxon снова подала апелляционную жалобу. 23 мая 2007 года апелляционный суд 9-го округа отказал компании в проведении ExxonMobil третьего слушания и оставил в силе своё решение о штрафе в 2,5 млрд долларов. Компания подала апелляционную жалобу в Верховный суд, который согласился провести слушания. 27 февраля 2008 года Верховный суд провёл 90-минутное слушание. Судья Сэмюэль Алито взял самоотвод, так как у него в то время была вложена сумма от 100.000 до 250.000 в акции Exxon. В решении от 25 июня 2008 года судья Дэвид Сутер аннулировал решение о штрафе в 2,5 млрд и возвратил дело в суд низшей инстанции, так как он нашёл, что чрезмерный размер штрафа противоречит принципам морского права. Действия компании Exxon были расценены как: «более чем небрежными, но менее чем вредоносными»." Согласно решению суда размеры штрафа были ограничены пределами выплат компенсаций, что составило 507,5 млн долларов. Некоторые законодатели, например председатель юридического комитета Сената Патрик Дж. Лихи порицал это решение как «другое в ряду случаев, когда верховный суд неправильно истолковывал намерения Конгресса в интересах больших корпораций.» 27 августа 2008 года компания согласилась выплатить сумму в 75 % от штрафа в 507,5 млн долларов. В июне 2009 года постановление федерального суда обязало компанию выплатить дополнительных 480 млн долларов процентов за их просроченные штрафные платежи.

Согласно официальной позиции компании Exxon штрафные выплаты более чем в 25 млн долларов были неоправданны, так как утечка нефти произошла в ходе несчастного случая и ввиду того, что компания потратила 2 млрд долларов на мероприятия по очистке и в дальнейшем 1 млрд долларов на урегулирование гражданских и уголовных обвинений. Адвокаты истцов заявляли, что Exxon несёт ответственность за возникновение несчастного случая, так компания «поставила пьяного за управление танкером в проливе Принца Уильяма.»

Благодаря страховым выплатам по случаю аварии танкера Эксон сумел покрыть значительную часть расходов на очистку от нефти и на услуги юристов. В 1991 Эксон сумел договориться об отдельной выплате убытков, причинённых группе Seattle Seven (производителей пищи из даров моря) которые катастрофа нанесла промышленности морепродуктов Аляски. По соглашению группа Seattle Seven получала 63,75 млн. долларов, но оговаривалось, что компании морепродуктов будут вынуждены возместить почти все штрафные убытки, по другим судебным процессам. Позднее, по решению суда штрафные выплаты Эксона должны были составить 5 млрд. долларов и Seattle Seven мог бы получить большую сумму, как часть общих штрафных выплат, если бы не пришёл к сделке раньше. Другие истцы опротестовали это секретное соглашение и, когда оно всплыло на свет, судья Холланд постановил, что компании Эксон следовало с самого начала проинформировать жюри, что соглашение уже было достигнуто, таким образом жюри смогло бы точно определить, сколько Эксону придётся заплатить.

Последствия

Политические

В качестве ответной меры на выброс нефти Конгресс США выпустил Акт об утечке нефти 1990 г. который запрещает любому кораблю, вызвавшему после 22 марта 1989 г выброс нефти более чем в 1 млн. американских галлонов нефти (3,800 м3) в любой области моря заход в пролив Принца Уильяма.

В апреле 1998 г компания предприняла судебный процесс против федерального правительства с целью добиться возврата танкера в воды Аляски. Компания заявила, что Акт об утечке нефти является на самом деле биллем об опале, правиле, которое нечестным образом направлено против одной компании Эксон. В 2002 окружной суд 9-го округа вынес решение против компании Эксон. В результате в 2002 г Акт об утечке нефти не дал возможность 18-ти кораблям войти в пролив Принца Вильгельма .

Акт об утечке нефти также наметил постепенный переход к двойным корпусам, что предусматривало слой между нефтяными резервуарами и океаном. Хотя наиболее вероятно, что двойной корпус не предотвратил бы катастрофу танкера, но согласно результатам исследования Береговой охраны это, скорее всего, сократило бы утечку нефти на 60 процентов.

После аварии Стив Коупер, губернатор Аляски выпустил постановление, согласно которому два буксира должны эскортировать каждый загружённый танкер, проходящий проливом Принца Уильяма до входа Хинчинбрук . Этот план был развёрнут в 1990-х, один из буксиров был заменён на 64-метровый эскортный спасательный транспорт. Большинство танкеров, посещающих Вальдес более не имеют ординарный корпус. Конгресс ввёл в действие закон, предписывающий к 2015 году, чтобы все танкеры были с двойным корпусом.

Международный союз рабочих нефтяной, химической и атомной промышленности, представляющий интересы почти 40 тыс. рабочих объявил о своей оппозиции бурению в национальном арктическом парке дикой природы, пока Конгресс не осуществит всеобъёмлющую национальную политику в области энергии.

Экономические

В связи с падением численности местных морских видов (особенно моллюсков, сельди и котиков) компания Chugach Alaska Corporation объявила было о своём банкротстве, но всё же смогла восстановиться.

Согласно нескольким исследованиям, профинансированным штатом Аляска , утечка нефти породила как кратковременные, так и долговременные экономические эффекты. Это упадок рекреационного спорта, рыбалки, туризма, а также уменьшение так называемого значения существования, т.е. того, что для публики означал нетронутый пролив Принца Вильгельма.

Экономика города Кордова (Аляска) пострадала после катастрофы, снизившей численность лосося и сельди в районе. Несколько местных жителей, включая и бывшего мэра, покончили с собой после катастрофы.

Прочие

Через три дня после того, как корабль затонул, шторм разнёс свежую нефть в направлении скалистых берегов острова Рыцаря.

Доклад, составленный командой национального американского центра реагирования подвёл итог событиям и привёл ряд рекомендаций, таким как изменения в порядке работы экипажа Эксон с целью предотвращения причин аварии.

Супертанкер Exxon Valdez был отбуксирован в Сан-Диего и прибыл туда 10 июля. Ремонтные работы начались 30 июля. Было убрано и заменено 1600 американских тонн (1500 метрических тонн) стали. Ремонт обошёлся в 30 млн. долларов. В июне 1990 г танкер, переименованный в «S/R Mediterranean» покинул залив. По состоянию на январь 2010 г танкер совершает рейсы, зарегистрирован в Панаме, принадлежит гонконгской компании и носит название Dong Fang Ocean.

В 2009 капитан танкера Exxon Valdez Джозеф Хазелвуд принёс «искренние извинения» народу Аляски, заявив, что он был несправедливо обвинён в катастрофе. Он сказал: «Подлинная история – для тех, кто хочет смотреть фактам в лицо, но это не сексуальная история и это нелёгкая история».

Сноски

  1. 1989 год катастрофа Exxon Valdez, Аляска, США
  2. Questions and Answers . History of the Spill . Exxon Valdez Oil Spill Trustee Council. Архивировано из первоисточника 24 апреля 2012. Проверено 26 мая 2009.
  3. Oil Spill Case Histories 1967–1991, Report No. HMRAD 92-11 . - Seattle: National Oceanic and Atmospheric Administration, 1992. - P. 80.
  4. The Captain Went Down with the Ship | OutsideOnline.com
  5. Graham, Sarah . Environmental Effects of Exxon Valdez Spill Still Being Felt , Scientific American (19 декабря 2003). Проверено 9 марта 2008.
  6. Exxon Valdez disaster – 15 years of lies . Greenpeace News . Greenpeace (24 марта 2004). Архивировано из первоисточника 24 апреля 2012. Проверено 10 марта 2008.
  7. Sierra Club (2005-03-23).

Крушение танкера «Prestige»

На третьем месте снова экологическая катастрофа.

13 ноября 2002 года нефтяной танкер Prestige взорвался, 77000 тонн горючего ушло в океан, что стало крупнейшим в истории Европы разливом нефтепродуктов. Убытки в ходе работ по устранению нефтяного пятна составили 12 миллиардов долларов.

Проходя Бискайский залив 13 ноября 2002, судно попало в сильный шторм возле берегов Галисии, в результате чего в корпусе образовалась трещина длиной 35 метров, после чего танкер начал давать утечку около 1000 тонн мазута в сутки. Испанские береговые власти отказали судну зайти в ближайшие к месту аварии порты. Была предпринята попытка отбуксировать судно в ближайшие порты Португалии, однако Португалия запретила вход аварийного танкера в свои воды. Аварийное судно было отбуксировано в море.

19 ноября 2002 года корабль раскололся на две части и затонул в 210 км от берегов Галисии. Останки корабля легли на грунт на глубине ок. 3700 м. В результате в море вылилось более 20 миллионов галлонов нефти. Нефтяное пятно растянулось на тысячи километров возле береговой линии, тем самым нанеся огромный урон всей морской и береговой фауне, а также местной рыбной промышленности. Разлив нефти стал самым масштабным экологическим бедствием за всю историю Испании и Западной Европы. Последствия катастрофы считаются более тяжелыми, нежели в аналогичной катастрофе танкера Эксон Валдез.

В результате катастрофы пораженными оказались тысячи километров Атлантического побережья Европы, над ликвидацией последствий аварии работали 300.000 добровольцев со всей Европы. Общий ущерб от катастрофы оценивается в € 4 млрд.

Хайме Доресте (Jaime Doreste), адвокат испанской неправительственной организации «Экологи в действии» заявил, что все последствия для здоровья и окружающей среды от нефтяного пятна не были обнародованы. В исследовании, опубликованном испанскими экологами в 2010 году, сообщается, что у испанских рыбаков, принимавших участие в очистке побережья, наблюдаются генетические нарушения и заболевания легких.

Каждое из этих событий связано с выбросом десятков миллионов галлонов нефти, что зачастую приводило к уничтожению экосистемы.

10. Атлантический океан, Канада, 1988 (43 млн галлонов)


10 ноября 1988 года посреди Атлантического моря, а точнее в северной его части, у побережья Канады взорвался нефтяной танкер «Одиссея». 43 миллиона галлонов нефти было выброшено в океан. Нефтяной танкер, действующий с 1977 года, принадлежал лондонской компании и направлялся в город Ком-бай-Чанс (Сome-by-Chance) в Ньюфаундленде и Лабрадоре, Канада.

Взрыв был настолько мощным, что судно разорвало на две части, начался сильный пожар, и в результате ни один член экипажа не выжил. Хотя большие объемы нефти, перевозимой танкером, были потеряны из-за сгорания, значительное её количество попало в океан. К счастью, выпущенная жидкость не достигла берегов Канады, но вместо этого океаническими течениями она была перенесена прямо к Европе. Этот разлив имел весомое влияние на морскую популяцию криля, однако, попав в океан, нефть разбавилась большим количеством воды, по причине чего необходимости запуска операции по очистке не ощущалось.

9. Ла-Манш, Франция, 1978 год (69 млн галлонов)


16 марта 1978 года крупный танкер с сырой нефтью «Amoco Cadiz», принадлежащий американской компании Amoco, затонул в водах Ла-Манша. Причиной катастрофы стал тяжелый удар волны, вызванной штормом. Танкер раскололся на три части и затонул, 69 миллионов галлонов нефти смешались с морской водой.

Последствия катастрофы ужасны: гибель более 20 000 морских птиц и 9 000 тонн устриц, вымирание огромных популяций рыб, иглокожих и ракообразных. Рыбаки еще долго вылавливали рыбу покрытую язвами и опухолями. В следствие катастрофы особенно пострадали рыболовство и . Ущерб оценен в $250 млн.

8. Залив Салданха, Южная Африка, 1983 год (79 млн галлонов)


6 августа 1983 года в Салданха у побережья Южной Африки загорелся и затонул испанский нефтяной танкер «MT Castillo de Bellver», перевозивший почти 250 000 тонн сырой нефти. Все, находящиеся на борту, остались в живых, так как спасатели успели спасти их до того, как корабль пошёл ко дну. Чем был вызван пожар, так и не выяснили. Большие объемы нефти попали в океан, но, к счастью, течение несло жидкость в направлении моря, и ущерб, нанесенный пляжам, был совсем незначительным. Потери среди животных также не высоки, худшая участь постигла 1500 бакланов.

7. Атлантический океан, Ангола, 1991 год (80 млн галлонов)


28 мая 1991 года нефтяной танкер «ABT Summer», перевозивший 260 000 тонн нефти из Ирана в Роттердам, постигла катастрофа, которая привела к массовой утечке нефти в Атлантический океан (около 80 миллионов галлонов нефти). Нефтяной танкер внезапно загорелся, вследствие чего произошел взрыв, он догорал еще три дня, прежде чем погрузиться в океан.

Инцидент произошел в 1300 километрах от побережья Анголы. Поскольку катастрофа произошла далеко от побережья, было решено, что океанские воды вскоре полностью разбавят нефть, и нет острой необходимости в полномасштабной очистке воды от загрязнений.

6. Персидский залив, 1983 (80 млн галлонов)


Ирано-иракская война 1980-х годов связана с несколькими разливами нефти в Персидском заливе. Один из худших разливов произошел в 1983 году: танкер врезался в морскую нефтяную платформу в Персидском заливе, дестабилизировав её, что привело к выбросу около 80 миллионов галлонов нефти в море.

Бурные столкновения между боевыми группировками помешали принять меры по очищению воды, и только через семь месяцев после разлива нефтяная скважина была перекрыта, во избежание дальнейшего выпуска нефти в Персидский залив. Сама операция по перекрытию скважины привела к гибели 11 человек.

5. Ферганская долина, Узбекистан, 1992 (88 млн галлонов)


Разлив нефти в Ферганской долине (Узбекистан), также известный как разлив нефти в Мингбулаке, стал одним из крупнейших когда-либо известных миру. Нефть, распространившаяся по долине, горела в течение двух месяцев. Ежедневные потери составляли 35 000 - 150 000 баррелей нефти, а после подсчета общего убытка была оглашена цифра 88 миллионов галлонов.

Разлив остановился сам по себе, однако были предприняты усилия для предотвращения распространения пролитой нефти на большие площади – место катастрофы было окружено дамбами.

4. Карибское море, Тринидад и Тобаго, 1979 год (88 млн галлонов)


19 июля 1979 года произошел один из страшнейших нефтяных разливов в истории – два танкера, «Атлантическая императрица» и «Эгейский капитан», столкнулись друг с другом выпустив около 88 миллионов галлонов нефти в Карибское море. Корабли столкнулись недалеко от острова Литл Тобаго (Little Tobago), и вскоре после катастрофы «Атлантическая Императрица» загорелась.

Хотя огонь успел задеть и второй корабль, однако его сумели отбуксировать в безопасное место. Экипаж погиб в катастрофе, а Атлантическая Императрица, горевшая около двух недель, 3 августа ушла на дно.

3. Залив Кампече, Мексика, 1979 год (140 млн галлонов)


Еще один крупный разлив произошел 3 июня 1979 года. Разрыв исследуемой нефтяной скважины в бухте Кампече (Мексика) привел к выбросу около 140 млн галлонов нефти в море, что несколько негативно повлияло на экосистему региона. Погибло большое количество морских черепах Кемпа, рыб, крабов, моллюсков и других водных и полуводных видов.

Из-за сильных течений в океане, нефтяное загрязнение затронуло береговую линию Мексики и даже достигло Техаса. Мексиканское и американское правительства начали широкомасштабные операции по борьбе со стихийными бедствиями, чтобы сдержать разлив нефти, закрыть нефтяную скважину и уберечь от катастрофы тех, кого она до сих пор не затронула.

2. Мексиканский залив, 2010 (210 млн галлонов)


20 апреля 2010 года произошла авария на нефтяной вышке (Deepwater Horizon Rig), расположенной в Мексиканском заливе и эксплуатируемой Би-Пи (BP – British Petroleum). В катастрофе пострадало 17 человек, а 11 ушли из жизни. Нефть вскоре начала загрязнять обширные районы океана, ставя под угрозу жизнь морского пространства: для многих представителей водного мира и птиц удар закончился смертельным исходом, многие из них сейчас на грани исчезновения.

Более 210 миллионов галлонов нефти попали в море в течение 87 дней, и появились сообщения о том, что даже после закрытия скважины в июле 2010 года нефть продолжала проливаться в океан. Катастрофа затронула 26000 км прибрежных земель. Множество людей приняло участие в операции по спасению животных, пострадавших в ходе катастрофы и очистке нефтяного разлива.

1. Персидский залив, 1991 год (~ 300 миллионов галлонов)


Ужаснейший нефтяной разлив в мировой истории, к сожалению, был вызван умышленным актом человека, а не случайными обстоятельствами. Катастрофа произошла в 1991 году в Персидском заливе. Авария была искусственно вызвана иракскими солдатами, отступавшими от Кувейта, в качестве мстительной военной операции.

Солдаты приступили к обстрелу нескольких нефтяных вышек в пустынях Кувейта и открыли клапаны нефтяных скважин и колодцы, принадлежащие Кувейту, в результате огромные объемы нефти, до 300 галлонов, попало в Персидский залив.

Это бездумное действие загрязнило обширные участки прибрежной среды в Кувейте и Саудовской Аравии и оказало катастрофическое воздействие на морские популяции редких и находящихся под угрозой исчезновения видов.

Это видео расскажет о страшных последствиях утечек нефти и их влиянии на окружающую среду:

АВАРИЯ НА ТАНКЕРЕ «ТОРРИ КАНЬОН»

Аварии танкеров – судов для перевозки нефти – относятся к числу так называемых техногенных катастроф, причина которых вызвана хозяйственной деятельностью людей. Происходят они по многим причинам: от халатности по отношению к технике и невнимания до банального непрофессионализма и «стечения обстоятельств». Однако несмотря на то что общая вероятность их составляет всего 0,4 на 1000 рейсов, а вероятность разлива нефти в зависимости от обстоятельств – от 0,05 до 0,25, каждая авария наносит огромный ущерб людям и животным, экологии планеты Земля в целом. А самое первое серьезное загрязнение океана нефтью произошло при гибели супертанкера «Торри Каньон» в 1967 году.

Для полноты представления этот рассказ стоит начать с кратких статистических данных. Сейчас танкерный флот обеспечивает транспортировку половины добываемой на мировом шельфе нефти – ежегодно от 1,5 млрд тонн. Причем пятая часть нефти и добывается непосредственно в море, а 7–8 тонн из 10-ти доставляется к местам переработки также морским транспортом. Такие темпы добычи требуют соответственных судов, и если в 1960-х годах дедвайт (полная грузоподъемность, или водоизмещение) танкеров составлял не более 200 тыс. тонн, то в конце XX – начале XXI века он уже составляет от 500 тыс. тонн нефти до 1 млн. На некоторых участках Мирового океана происходит буквально вавилонское столпотворение. К примеру, через пролив Ла-Манш, ширина которого составляет 29 км, каждый день проходит более 1000 танкеров с нефтью, поэтому неудивительно, что количество аварий здесь тоже велико. Пик танкерных катастроф пришелся на 1970–1980-е годы, однако и теперь серьезные аварии случаются почти каждый год. И количество нефти, оказавшейся в океане, растет прямо пропорционально количеству и дедвайту танкеров.

Самым ужасным по количеству танкерных катастроф до сих пор остается 1967 год: в Регистре Ллойда упомянуто о 337 судах, погибших в разных районах океана, причем 15 из них исчезли бесследно, и причины этого так и не выяснены. Большинство же остальных потерпели крушение из-за наиболее частых факторов: поступления воды в отсеки, столкновения, пожар на борту, посадка на мель или риф.

Застрахованному на 18 млн долларов танкеру «Торри Каньон», возвращавшемуся из Персидского залива, Регистром Ллойда был присвоен класс 100А1 – наивысший для судов данного типа. Экипаж его составлял 36 человек – включая капитана Пастренго Руджиати. Танкер этот был одним из наибольших в мире – оснащенный всеми необходимыми приборами и средствами связи, длиной 296,8 м, он фактически состоял из множества плавающих цистерн, вмещающих 850 тыс. баррелей (117 тыс. тонн) нефти, небольшой надстройки для экипажа и двух паровых турбин. «Торри Каньон» был заполнен очень вязкой, омагниченной сырой нигерийской нефтью, принадлежащей английской компании «Бритиш Петролеум». Однако само судно не было британским: приписанное к столице Либерии Монровии, оно принадлежало компании «Барракуда танкер корпорейшн», размещавшейся на Бермудских островах. Последняя являлась холдингом компании «Юнион ойл». Все эти тонкости в дальнейшем стали головной болью истцов, не знавших, с кого требовать погашения ущерба.

18 марта 1967 года танкер вплотную приблизился к островам Силли – 48 безжизненным скалам, выступавшим из воды на расстоянии 33–46 км от полуострова Корнуолл в Англии. В 8 часов 18 минут не выспавшийся Руджиати направил танкер в один из проходов Ла-Манша – шириной 6,5 мили и глубиной 60 м, между Силли и гранитным рифом Севен Стоунз, не зная о том, что большим судам категорически не рекомендуется им пользоваться. Утром пролив, как обычно, был усеян рыболовными судами, в результате чего «Торри Каньон» не сумел повернуть в нужном месте, и уже в 8 часов 48 минут капитан понял, что курс лег прямо на риф Поллар Рок, что в 16 км от Корнуолла. Переключатель рулевого управления работал в автоматическом режиме, и в результате танкер не успели развернуть: через два минуты «Торри Каньон» сел на риф, как на палочку от мороженого, – Поллар Рок вонзился в судно на 5 метров.

На сигналы SOS откликнулось несколько судов, и через несколько часов на танкер уже были высажены спасатели, английские ВМС прислали вертолеты, способные в случае необходимости снять всех людей с погибающего судна. «Торри Каньон» к тому времени был уже частично затоплен и бился о скалы. Из пробитых танков в море вылилось более 5 тысяч тонн нефти, а экипаж, чтобы уменьшить массу танкера, самостоятельно выкачивал за борт оставшуюся нефть, в результате чего вокруг судна образовалось нефтяное пятно диаметром около 9 км. Поскольку морская вода выталкивает нефть, «Торри Каньон» полностью утратил плавучесть в носовой части и медленно шел ко дну. Тем временем к танкеру подходили все новые спасательные буксиры и корабли, доставившие 4,5 тыс. галлонов эмульгатора (детергента), способного связать нефть. В ночь на 18 марта буксир «Утрехт», принадлежавший компании «Вейсмюллер», которая раньше спасла знаменитый «Маре Нострум», предпринял безуспешную попытку снять «Торри Каньон» с рифа. После этого с борта забрали почти всю команду: остались только капитан Руджиати, трое членов экипажа и двое спасателей. За 30 часов, прошедших со времени крушения, нефтяное пятно уже достигло размеров 27x6 км и вблизи танкера уходило вглубь на полметра.

В понедельник, 20 марта, по заявлению английского руководства, в очистке моря от нефти участвовало уже 20 кораблей, имеющих на борту 200 тыс. галлонов детергента. Через время стало известно, что из 18 танков «Торри Каньон» 14 разорваны рифом. На следующий день нефтяное пятно разлилось уже по площади в 225 км 2 , причем двигалось оно к Корнуоллу – наибольшему приморскому курорту Великобритании. Отношения между британским правительством и хозяевами танкера становились все более напряженными. Несмотря на политические неурядицы, спасательные работы ни на час не останавливались. В полдень 22 марта погибающий танкер потряс взрыв машинного отделения: многие члены команды были ранены, один человек скончался по дороге в больницу, однако «Вейсмюллер», работающая по принципу «Нет спасения – нет и вознаграждения» и вложившая в спасательную операцию уже немалые деньги, не собиралась отказываться от попытки снять «Торри Каньон» со скалы. Спасение виделось в прокачке танкера сжатым воздухом, чтобы он всплыл на поверхность, и 24–26 марта была предпринята последняя попытка. Однако и она провалилась: не помогли и три буксира, общая мощность двигателей которых составляла почти 7 тыс. лошадиных сил, и работающие в полную силу компрессоры, и высокий прилив, который, как надеялись, должен был помочь снять судно. Танкер ни на сантиметр не сдвинулся с рифа. Более того: материал корпуса не выдержал постоянных ударов о камни: к 12 часам дня 27 марта 1967 года «Торри Каньон» разломился пополам и пошел ко дну.

В то время уже действовал научно-технический комитет, который должен был рассмотреть различные варианты поведения в случае провала операции по спасению танкера. Было решено уничтожить «Торри Каньон», в танках которого оставалось еще 80 тыс. тонн нефти, а в случае неудачи – бороться с нефтью непосредственно на побережье. Войска английских ВМС должны были очистить от пленки, толщина которой в иных местах достигла уже 1,5 м, территорию моря, а сухопутная армия – 300-метровые прибережные воды и пляжи, 100 км которых уже в пятницу были залиты нефтью. Однако в действительности количество загрязненных пляжей было значительно больше: ведь совершенно чистый, на первый взгляд, песок мог быть на значительной глубине пропитан нефтью, и единственным способом ее обнаружения было глубокое боронование.

28 марта компания «Вейсмюллер» отказалась от дальнейших попыток спасения остатков «Торри Каньон», а «Юнион Ойл» отказалась от прав на танкер в пользу страховщиков. Сразу же после этого британская авиация начала его бомбардировку с воздуха, чтобы воспламенить и сжечь нефть, прежде чем та окончательно зальет корнуолльские пляжи, так как один из способов ликвидации последствий аварии – использовать подводные подрывные снаряды – был слишком рискованным. Бомбардировщики «Бакэнир» сбросили в место крушения «Торри Каньон» более 40 бомб по 450 кг каждая, из которых в цель попало всего 30. В основной состав бомб был добавлен алюминий, чтобы усилить пламя. Следом за бомбардировщиками реактивные истребители «Хантер» с той же целью сбросили в разгорающийся огонь более 20 тыс. л бензина. Этого хватило всего на два часа чудовищного пожара. 29 марта нефть поджигали ракетами, напалмом, который не сработал, и снова бензином; 30 марта было сброшено еще около 120 бомб. Все это время над морем стоял густой черный дым, невыносимый запах и летел пепел. Так продолжалось несколько дней, и после исследований затонувшего танкера 7-13 апреля выяснилось, что жидкой нефти в нем практически не осталось.

Из-за этой катастрофы пострадала не только Англия. 9-11 апреля пленка нефти размером 45x8 км достигла Бретани между Лесе-Хаум и заливом Ланьон. Французское правительство, не успевшее принять никаких мер по защите своего побережья, в то время как нефтяная масса неслась к нему со скоростью 65 км/ч, было вынуждено выделить 3 млн долларов для очистки пляжей: чтобы не применять детергенты, но хоть как-то связать нефть, ее посыпали опилками, а на берегу ее вручную собирали лопатами местные жители.

Одновременно все силы были брошены на очистку побережья Корнуолла – борьба с нефтью только теперь началась по-настоящему. В операции принимали участие 2200 британских морских пехотинцев и солдат, 86 летчиков, 78 пожарных команд. Добровольцев же, в отличие от Франции, в Великобритании было мало, а проку от них – еще меньше. Исключением оказался разве что женский добровольческий корпус. Осложняло уборку нефти и то, что Корнуолл – это довольно скалистая местность, поэтому к труднодоступным участкам люди добирались по сброшенным со скал канатам, а иногда их вместе с запасами детергента приходилось спускать с вертолетов. В конце концов нечеловеческие усилия закончились успехом. В середине мая войска возвратились на места дислокаций, а к началу июня пляжи были полностью очищены от нефти. К концу лета корнуолльские курорты привычно заполнили отдыхающие.

Не будем вдаваться в политические тонкости и подоплеку операции по спасению танкера «Торри Каньон». Следует только заметить, что 3 апреля в Генуе начались заседания следственной комиссии, официально созданной правительством Либерии, которая признала, что Пастренго Руджиати несет полную ответственность за гибель «Торри Каньона». Капитан и сам признался в грубых нарушениях правил судовождения и в сентябре 1967 года был лишен капитанского диплома без права восстановления. Шум, поднятый многими наблюдателями по поводу якобы предвзятого решения комиссии, пытавшимися доказать, что подлинными виновниками являются компании «Барракуда танкер корпорейшн» или «Юнион ойл», ни к чему не привел. В связи с аварией вскоре были приняты и три международные конвенции: Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 год (в 1973 году был принят Протокол, распространяющий конвенцию на другие опасные и вредные вещества); Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (1969) и Конвенция о международном фонде (1979), который компенсировал бы ущерб, в результате уже повышенной ответственности операторов судов, сверх 14 млн долларов и до 60 млн долларов.

Главной же темой аварии «Торри Каньона» остаются страшные экологические последствия. Как показали результаты операции по спасению танкера, применение химических средств явилось наилучшим способом борьбы с крупными загрязнениями нефтью. Но беда в том, что нефти оказалось слишком много. Еще до начала бомбардировки танкера ее вытекло около 50 тысяч тонн; примерно 15 тысяч тонн из этого количества испарилось или рассеялось естественным путем. Таким образом, на поверхности моря осталось 35 тысяч тонн. В ходе операции было израсходовано приблизительно 3,5 тысячи тонн детергентов-эмульгаторов – количество, достаточное для связывания 15 тысяч тонн нефти. А 20 тысяч тонн нефти, как известно, было выброшено на берег.

И здесь не все так просто. Дело в том, что плавающая на поверхности в открытом море нефть не причиняет вреда морским организмам. Однако после обработки детергентом она становится чрезвычайно ядовитой для морской растительности и живых организмов приливной зоны. Свидетельство тому – их гибель. В районе аварии у крабов отпадали конечности и они умирали; все чаще попадались мертвые омары. Погибли морские ежи, моллюски, морские собачки, прилипалы, песчаные угри, многие виды рыб, а в прибрежной зоне – все мидии… Но страшнее всего последствия крушения отразились на птицах. Их пропитанные нефтью и детергентом перья теряли водоотталкивающие свойства и переставали удерживать тепло, что приводило к быстрому охлаждению тела; легкие, горло, кишечник, забитые пеной из нефти и детергентов, были обожжены. Нефть, кроме того, вызывала перитониты, нарушение деятельности печени и почек, паралич и слепоту. Птицы, перья которых были сильно пропитаны нефтью, умерли все без исключения; среди пострадавших выжило менее 20 %. Только на побережье Корнуолла погибло 20 тысяч кайр и 5 тысяч гагарок – 90 % птиц этих районов…

Авария «Торри Каньона» оказала большое влияние на некоторые аспекты спасательных работ в море. Ее отклики до сих пор звучат во многих странах мира – она помогла осознать всю опасность загрязнения окружающей среды и привела к утверждению законов и правил, обусловливающих необходимость разработки новых методов спасательных работ для предотвращения загрязнения поверхности моря в случае аварии подобных гигантских танкеров. В этой области ведутся масштабные разработки. Так, американская компания «Оушн сайенз энд инжиниринг» по контракту с Береговой охраной США осуществляет проектирование специального устройства для перекачки нефти с потерпевшего аварию танкера. «Бритиш Петролеум», чья нефть переправлялась на «Торри Каньон», ведет опыты по утилизации нефти с помощью «пожирания» ее микроорганизмами, а немецкая фирма «Бадише анилин унд зода фабрик» создала специальный вид пенопласта «гигромулл», который сбрасывается в море с борта судна, впитывает и удерживает значительный объем загрязненной нефтью воды, а затем удаляется с поверхности моря с помощью насосов.

Все эти меры очень пригодятся в нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности. Ведь доля танкерных аварий и на самом деле ничтожна: в три раза больше нефти поступает в акватории за счет промывки цистерн танкеров и сброса этой воды; в четыре раза интенсивнее загрязняют моря и океаны отбросы нефтехимических заводов, почти столько же нефти поставляют и аварии морских буровых…

Из книги Как мы спасали челюскинцев автора Молоков Василий

Моторы на севере. Авария На следующий день я хотел вылететь в лагерь опять, но погода снова испортилась. Шел снег, была пурга. 10, 11, 12 и 13 марта погода стояла переменная. Я каждый день вылетал, но возвращался обратно из-за погоды и из-за неисправности мотора. Кстати о моторах в

Из книги Как мы спасали челюскинцев автора Молоков Василий

Летчик Е. Конкин. Авария После первого полета в лагерь к челюскинцам, 5 марта, когда мы вывезли женщин, нам было приказано перенести базу из Уэллена в Ванкарем. Выполняя приказание, мы устроили совещание с летно-подъемным составом и решили подготовить для этого самолет

Из книги Холодная война - глубины океана… автора Орлов Борис Александрович

Авария Выпью спирт, разбавив дистиллятом, И войду в реакторный отсек. Я покрою матом мирный атом, Что нам укорачивает век. Эту жизнь, дневную и ночную, Я люблю – и знаю в жизни толк. А реактор заглушу вручную… Мирный атом – как домашний

автора Кубеев Михаил Николаевич

Горючая нефть с «Торри Каньон» Эта экологическая катастрофа, не имеющая аналогов по своим печальным последствиям, произошла ранним субботним утром 18 марта 1967 года с крупнейшим итальянским нефтеналивным танкером «Торри Каньон», построенным в США и плававшим под

Из книги 100 великих катастроф автора Кубеев Михаил Николаевич

ГОРЮЧАЯ НЕФТЬ С «ТОРРИ КАНЬОН» Эта экологическая катастрофа, не имеющая аналогов по своим печальным последствиям, произошла ранним субботним утром 18 марта 1967 года с крупнейшим итальянским нефтеналивным танкером «Торри Каньон», построенным в США и плававшим под

Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

АВАРИЯ НА ТАНКЕРЕ «ВАЛДЕЗ» До недавнего времени авария танкера «Валдез» у берегов Аляски, происшедшая в марте 1989 года, считалась самой крупной экологической катастрофой в мире, связанной с нефтяным загрязнением. Как показали недавние исследования, истинных масштабов

автора Горз Джозеф

ГИБЕЛЬ «ТОРРИ КЭНЬОНА» 1967 год, отмеченный спасением «Маре нострума» и гибелью «Торри кэньона», был особенно ужасным. Как свидетельствует Регистр Ллойда, он оказался самым тяжелым годом за всю историю судоходства – в различных районах океана погибло 337 судов общим

Из книги Подъём затонувших кораблей автора Горз Джозеф

АВАРИЯ К-13 Другой успешно проведенной Янгом операцией явился подъем К-13, большой (длиной 101,8 м) новейшей английской лодки подводным водоизмещением 2600 т, снабженной дизельными двигателями, электродвигателями и паровой турбиной. Самой интересной особенностью К-13 было

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

АВАРИЯ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС Слово «Чернобыль» известно сейчас всему миру. Оно стало грозным напоминанием о том, какое разрушительное оружие находится в руках человека, насколько важно уделять внимание экологическим проблемам. После крупнейшей техногенной катастрофы

Из книги Рихард Зорге - Подвиг и трагедия разведчика автора Ильинский Михаил Михайлович

Авария Рихард с мучительным чувством открыл глаза. Маленькая чистая комната. Окно - во всю стену. Белые шторы. Белые занавески. Белая спинка кровати. И вдруг - яркое красное пятно. Оно расплывалось, прыгало, превращалось в обжигающий огненный шар. Шар катался в воздухе,

Из книги Приключения на орбитах автора Салахутдинов Гелий Малькович

Авария на «Скайлэбе» Окончание лунной гонки означало, что пилотируемая космонавтика оказалась на перепутье. Всем было ясно, что пилотируемые полеты на Луну неоптимальны и неэффективны. Но в каком направлении двигаться дальше, не знал никто. Еще во время полетов

Из книги Археология. В начале автора Фаган Брайан М.

Астрономия юго-запада и каньон Чако Земледелие и религия пронизывали жизнь индейцев пуэбло на юго-западе (США), где осадки были непредсказуемыми и расчет времени сбора урожая и посадок быт буквально всем. Мир пуэбло характеризует взаимозависимосты между земледелием и

Из книги Броненосец «Слава». Непобежденный герой Моонзунда автора Виноградов Сергей Евгеньевич

Кампания 1910 г. - авария «Славы» Кампанию 1910 г. Балтийский отряд в составе «Славы», «Цесаревича» и крейсеров «Рюрик» и «Богатырь» начал 9 мая. 10-го на корабли прибыл новый выпуск гардемарин (на «Цесаревич» и «Слава» по 36 чел., на «Рюрик» - 40, на «Богатырь» - 27). Весь май,

Из книги Великие тайны и загадки истории автора Брайан Хотон

БОЛЬШОЙ КАНЬОН: ЕГИПЕТСКАЯ СОКРОВИЩНИЦА? Фотография Скотта Ктрона (Лицензия свободной документации «GNU»). Видна Большой каньон с пика Тийо, Северный Рим5 апреля 1909 г. на первой странице газеты «Аризона гэзетт» появилась статья неизвестного автора под названием

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Авария 1832 год, 17 октября. В течение 2 дней русичи берут Гимры. Кази-мулла убит. Шамиль успевает бежать.1834 год. Гамзат-бек, ученик убитого Кази-муллы, с бандой в 20 000 нападает на Аварию. Не сумевши взять столицу Аварии, Гамзат-бек вероломно и подло убивает на переговорах 2 (двух)

Из книги Американские подводные лодки от начала XX века до Второй Мировой войны автора Кащеев Л Б

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...