Урок литературного чтения "А. Плещеев

Урок литературного чтения

1 класс

Тема урока: «Стихотворение А.Н.Плещеева «Весна»

Цели:

познавательные:

Ознакомление со стихотворением А.Н.Плещеева «Весна»;

Осознанное восприятие литературного произведения;

Формулирование ответов на вопросы по содержанию прочитанного и прослушанного произведения;

Построение рассуждений;

регулятивные:

Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану;

Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые

коррективы;

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности,

искать их причины и пути преодоления.

коммуникативные:

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в

общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,

формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою

точку зрения;

Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

личностные:

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать

имеющиеся;

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Участвовать в творческом процессе.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование: проектор, презентация, видеоролик «Картины русских художников. П.И.Чайковский «Апрель», учебник «Литературное чтение», карточки с заданиями.

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 1

Прозвенел звонок и позвал нас на урок литературного чтения. Я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным и познавательным.

2. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.

Слайд 2

1)- Предположите, почему так говорят «У природы нет плохой погоды…»?

Каждое время года неповторимо, прекрасно по-своему. Говорить мы с вами будем о природе. А о каком времени года пойдет разговор, и как называется произведение, вы узнаете, выполнив задание.

2) Работа в паре.

Слайд 3

Работать вы будете в паре. Возьмите на столе листочки, отгадайте загадку, приведите доказательства. У каждого ряда своя загадка.

1. Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник зацветет.

2. Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

3. Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

Прочитайте загадку, назовите отгадку, докажите, почему так решили. (Весна)

Слайд 4

Верно угадали и доказали, что это весна. Весна – замечательное и прекрасное время года, вся природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну «утром года».

Как называется произведение, над которым будем работать? («Весна»)

3) Для того чтобы определить в каком жанре написано произведение «Весна», нужно постараться и из слогов составить слово:

тво, ре, сти, хо, е, ни

Итак, какова тема сегодняшнего урока?

3. Изучение нового материала.

Слайд 5

1) Слайд 6

Перед вами портрет поэта. А.Н.Плещеев родился в Костроме в 1825 году в дворянской семье. Он рано лишился отца, но мать смогла дать сыну хорошее образование и воспитание. Много испытаний выпало на долю поэта, но Алексей Николаевич всегда оставался добрым, отзывчивым и чутким человеком.

2) Слайд 7 физминутка «Ветер»

3) Чтение стихотворения учителем (книги закрыты).

Внимательно послушайте стихотворение и постарайтесь представить описанную картину. Можно закрыть глаза.

Что представили себе, когда слушали стихотворение?

4) Слайды 8,9

Словарная работа.

Во время чтения в тексте встретятся незнакомые слова:

повеяло – подуло

лазурь – синева, светло-синий цвет

буря – ненастье

миновала – прошла

5) Слайд 10

Работа над стихотворением.

Откройте учебники на странице 39. Прочитаем стихотворение вслух.

Какие слова помогают понять, что весна уже наступила?

Что сказано о лесе?

Как понимаете слова «лес оденется листвою»?

Что сказано о соловьях?

Что говорит поэт о метели?

Какие звуки можно услышать при чтении и прослушивании стихотворения?

Какое настроение было у поэта, когда он писал стихотворение?

Любит ли поэт весну? Почему?

6) Слайд 11 физминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке,

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

7) Выразительное чтение.

Где нужно делать паузы, остановки?

На каком знаке нужно сделать длительную паузу?

Чье чтение вам больше понравилось? Почему?

8) Весна в работах художников, композиторов.

Свои произведения весне посвящали не только поэты и писатели, но и композиторы и художники. Предлагаю вам посмотреть репродукции картин русских художников о весне и послушать музыкальный отрывок «Апрель»

П.И.Чайковского из цикла «Времена года». (2 мин)

9) Слайды 12, 13

Творческое задание (устное коллективное).

А теперь попробуем составить синквейн – пятистишие к слову «весна».

(использовать карточки со словами, прикреплять магнитом).

Весна

Какая она? (2 слова) зеленая, теплая, яркая, светлая

Что делает? (3 слова) распускается, тает, бегут, журчит, растет, звенит

Что можно сказать о весне? Составьте предложение. Наступила долгожданная весна. Пришла теплая весна.

Заключение-вывод. Что вызывает у нас весна? (1 слово) тепло, ярко, свежо, нарядно, солнце, радость

4. Рефлексия.

Что нового узнали?

Что понравилось?

Что вызвало затруднение?

У вас на партах желтые и красные солнышки. Если у вас все получилось на уроке, вам было интересно – поднимите желтое солнышко, если было трудно и скучно – красное.

Итак, весна – это тепло, солнце, радость. Мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. Улыбнитесь друг другу, подарите радость и хорошее настроение.

Слайд 14 А солнышко дарит вам свою улыбку.

Слайд 15 Спасибо за урок! Вы молодцы!

Конспект показательного интегрированного урока по литературе в 4 классеТема:«А.Фет, А. Плещеев «Весна»(тема весны в литературе, музыке, живописи)Цели:
создать целостное представление о ранней весне (по стихотворению А.Фета «Я пришёл к тебе с приветом»; картине И.Левитана «Март»; музыкеП.И.Чайковского «Март»);
сопоставить особенности изображения весны в этих произведениях; развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения; тренировать навыки анализа лирического произведения;
воспитывать любовь к искусству.
Задачи:
познакомить с выдающимися произведениями искусства о весне; выяснить особенности каждого из них;
развивать кругозор учащихся, умение видеть и понимать прекрасное.
Оборудование:
доска,
репродукция картины И.Левитана «Март»,
магнитофон,
запись музыки П.Чайковского «Времена года»;
план анализа стихотворения;
портреты поэтов
Ход урокаI. Организационный момент.II. Объявление темы урока
Русская пословица:
красна цветами, а осень пирогами.
-Какое слово пропущено? (Весна)
-Сегодня мы будем говорить о теме весны в поэзии, музыке и живописи
(эпиграф на доске) С природой одною он жизнью дышал Е.А.Баратынский 1. Слово учителя.Весна Всякий человек по-своему любит это время года. Кому-то оно дорого птичьим
гомоном, кому-то – шумным ледоходом. У многих весна вызывает прилив жизненных сил, неведомую радость, вселяет надежду.Люди всегда восхищались весной. Давайте подберём эпитеты к слову ВЕСНА(На плакате написано ВЕСНА. Дети на отдельных листочках записывают эпитеты к слову,приклеивают их к плакату)- Как называют весну? (красна – красивая)Да, весна прекрасна. Этим временем года восхищались многие поэты и писатели, художники и музыканты, и каждый из них по-своему показывал весны в своих произведениях.2.Знакомство с творчеством Алексея Николаевича Плещееваа) Биография А.Плещеева
Алексей Николаевич Плещеев родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода. Далекий предок поэта участвовал в битве с татарами на Куликовом поле.
Алеша провел детство в Нижнем Новгороде, учился в Петербурге, в школе гвардейских подпрапорщиков, затем, оставив ее, - в университете, на восточном факультете. В 1844 году выступил с первыми стихами в "Современнике", в 1846 г напечатал отдельный сборник стихотворений, принесший ему широкую известность.
б)Чтение детьми стихотворений А.Плещеева, подготовленных самостоятельно
- Записывайте эпитеты и сравнения к слову ВЕСНА, встречающиеся в тексте.

в) Чтение стихотворения «Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи,В окно повеяло весною...Засвищут скоро соловьи,И лес оденется листвою!Чиста небесная лазурь,Теплей и ярче солнце стало,Пора метелей злых и бурьОпять надолго миновала.И сердце сильно так в грудиСтучит, как будто ждет чего-то,Как будто счастье впередиИ унесла зима заботы!- Что вы представили, слушая стихотворение?- У каждого произведения есть настроение. Какое настроение у этого стихотворения?
Найдите строчки, доказывающие это.
г) Повторное чтение детьми по две строчки, объяснение прочитанного.- Какой художественный приём использует поэт в словосочетании «лес оденется листвою»?(олицетворение)- Что такое олицетворение?- А есть ли ещё примеры олицетворения? (Унесла весна заботы)
- Прочитайте 1 абзац. Чего больше: описания или повествования? Прочитайте.
- А во втором абзаце?- Какие чувства вызывает приход весны у Плещеева? А у вас?
- Найдите слова, которые вам не понятны. Кто их может объяснить?Вывод Плещеев написал о радостных чувствах, которые переполняют человека каждую весну.

3. Знакомство с творчеством А. Фета
- Стихи какого автора вы ещё подготовили?

а) Чтение стихов А.Фета, подготовленных дома
Б) слово о поэте (чтение учителем, показ слайдов)Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года.
История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери.
Он окончил университет, где учился сначала на юридическом, а затем на филологическом факультете. В это время, в 1840 году он и издал отдельной книгой свои первые произведения, не имевшие, однако, никакого успеха.
В 1892 году поэт скончался, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен он в селе Клейменово - родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.
в) Чтение стихотворения в учебнике с.

А какие слова повторяются? Зачем?(повтор усиливает эмоциональное воздействие)
- Чем похожи произведения Фета и Плещеева?4. Теперь о живописи.Картина И.Левитана «Март» (1895)Если поэт может переносить действие с одного места на другое, то художник пишет только то, что в состоянии охватить один человеческий взгляд.
Он словно говорит: «Мгновение, остановись!»Обратимся к картине И.Левитана «Март»а) беседа с учащимися- Как мы называем картины, на которых изображена природа?(пейзаж)- Что изображено на картине?- По чему видно, что это начало весны?(не бегут ручьи, не слышно щебета птиц)- Из чего видно, что это всё-таки уже весна?(мягкий солнечный свет, всё ждёт тепла – стена дома залита солнечным светом, дремлет лошадка у крыльца – ей, наверное, тепло, начал подтаивать снег на крышах, оседают сугробы)Картина тёплая, радостная.- Есть ли люди на картине?(нет)Но ждёт у крыльца лошадка, дверь приоткрыта, на бревне у дома скворечник. Эта картина хранится в Третьяковской галерее.- Какие краски использует художник?(голубой цвет у Левитана – цвет надежды на лучшее; коричневый – цвет земли, цвет тепла, он согревает душу. использованы оранжевый, светло-фиолетовый цвета)- Какое настроение передаёт художник?(жизнерадостное)- Какие строки из стихотворения Тютчева созвучны этой картине? Прочитайте их.Вывод От картины веет радостью, зритель согрет ожиданием тепла и солнца.
4. А теперь музыка.Сегодня мы услышим музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года» Звучит музыка.- Что вы представили себе, слушая музыку?- Какую весну изобразил Чайковский?(раннюю)- Какие образы представили вы?- Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?(радость обновления)III. ЗакреплениеСегодня мы познакомились с выдающимися произведениями литературы, живописи и музыки о ранней весне.- Что их объединяет?- Почему поэты, музыканты и художники обращались в своём творчестве к весне?(восхищались ею)Вывод Их произведения – гимн весне, обновлению жизни. Мы смогли увидеть взаимосвязь
музыки, литературы и живописи.IV. Итоги урока

13PAGE 14115


Приложенные файлы

Оборудование: портрет А.Н. Плещеева, репродукция картины И.С. Остроухова «Ранняя весна», книги кубанских поэтов, мультимедийная презентация к уроку, учебник Л.Ф.Климановой «Литературное чтение. Родная речь» для 2 класса.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний . Введение в тему урока.

Я - ... - красна, бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход!

Назовите ключевое слово.

III

IV. Изучение нового материала.

1 .


(Рифма, ритм)


(Получить удовольствие, почувствовать настроение…)

Сегодня мы познакомимся с произведениями великого русского поэта А.Н. Плещеева. (Показ портрета поэта)

2. .

3.

4. .
- Оправдались ли предположения, касающиеся названия стихотворения?

Что описывает поэт?

5.

Повеяло - подуло

Лазурь - светло-синий цвет, синева

Миновала - прошла

Буря - ненастье.

6. Выборочное чтение.


- Какие выразительные средства языка использует поэт в стихотворении?

Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно. Что значит читать выразительно?

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою! (один ученик размечает)

Выделим главные слова (вместе).

В каком темпе? (2-3 ученика читают выразительно)

Чьё чтение показалось более удачным, выразительным? Кто смог передать настроение?

Прочитайте.

8. Слушание музыки
- Какие приметы весны мы можем слышать? (пение птиц, капель, ручьи)

Слушание музыки

Что же удалось передать композитору этой мелодией? (красоту весеннего дня, хорошее настроение, журчание воды…)

Как называется такое состояние природы? (пробуждение)

Справка:

Родина слова «апрель» - Древний Рим. Оно означает тёплый, солнечный. Апрель - снегогон. П.И. Чайковский ценил творчество А.Н. Плещеева. Поэт подарил ему один из своих сборников стихов с автографом.

9. Словесное рисование.

-

-

10. Работа по репродукции картины И.С. Остроухова «Ранняя весна» (иллюстрация картины).

Физкультминутка:

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тиши, тише,

Деревцо всё выше, выше!

-

1. Словарная работа.

Что означает слово «сени»?

(Сени - нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей).

2.

3.

4. Выборочное чтение.

5. Краеведческий материал.

Что вы знаете о них?

К сведению: деревенские ласточки возвращаются в мае и селятся под крышами деревянных строений. Гнездо слеплено из грязи, которую ласточка собирает по краям луж и скрепляет слюной, конским волосом и соломинками.

Городские ласточки гнездятся под крышами каменных строений. Два вида этих ласточек находятся под защитой человека. Есть ещё и береговые ласточки (изображение ласточек).

В Москве и Московской области можно встретить не только эти виды ласточек, но и много других птиц, которые также охраняются законом.

7. Мини - тест.

А. Барто, А. Плещеев, Ф. Тютчев.

Весна, з има, осень.

Ласточки, воробьи, соловьи.

4.

Природа, с олнце, птицы.

Дополнительно по времени: Отрывок из сказки С.Я.Маршака "12 месяцев"
(время: 12:39 - 14:48)

8. Итог урока

    Что нового узнали на уроке?

    Что понравилось на уроке?

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения "Стихи о весне А.Н.Плещеева" »

Конспект урока литературного чтения

Тема: «Стихи о весне А.Н.Плещеева"

Цель: ознакомить детей со стихотворениями о весне А.Н.Плещеева;

    развивать навыки правильного, выразительного чтения.

Задачи:

    обогатить словарный запас детей;

    развивать память, внимание, наблюдательность, воображение;

    прививать любовь к природе и русской словесности.

Оборудование: портрет А.Н. Плещеева, репродукция картины И.С. Остроухова «Ранняя весна», книги кубанских поэтов, мультимедийная презентация к уроку , учебник Л.Ф.Климановой «Литературное чтение. Родная речь» для 2 класса.

    1. Ход урока
      1. I . Организационный момент.
      2. II . Актуализация знаний . Введение в тему урока.

Предлагаю литературную разминку, которая поможет определить тему урока. Для этого необходимо ваше внимание, наблюдательность и хорошее настроение. Итак, прочитайте и назовите пропущенное слово.

Я – ... – красна, бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход!

Назовите ключевое слово.

Определите литературный жанр произведения.

Кто может сформулировать тему урока?

      1. III . Проверка домашнего задания. Конкурс чтецов.
      2. -Кто помнит и хочет рассказать отрывок из стихотворения А. Барто "Верёвочка"?
      3. IV. Изучение нового материала.

1 . Подготовка к восприятию текста .

Чем отличаются стихи от прозы?
(Рифма, ритм)

Кто может предположить, с какой целью читают стихи?
(Получить удовольствие, почувствовать настроение…)

Сегодня мы познакомимся с произведениями великого русского поэта А.Н. Плещеева.

2. Краткие библиографические сведения о поэте .

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) - поэт, переводчик, литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых.

3. Подготовка к восприятию текста (продолжение).

Первое стихотворение, которое мы будем читать, называется «Весна».

По названию произведения можем ли мы предположить о чём (о ком) расскажет поэт?

4. Чтение стихотворения «Весна» учителем . Проверка первичного восприятия.

Оправдались ли предположения, касающиеся названия стихотворения?

Что описывает поэт?

5. Словарная работа. Подготовка к чтению произведения вслух.

Перечитайте текст. Отметьте слова, требующие пояснения.

Повеяло - подуло

Лазурь - светло-синий цвет, синева

Миновала - прошла

Буря - ненастье.

6. Выборочное чтение.

Какие слова помогают нам понять, что весна уже наступила?

Что сказано о лесе и соловьях?

В поведении соловьев существуют интересные факты. Кто весной раньше прилетает, самки или самцы? Где обустраивают жилища? В какое время суток выводят звонкие трели? (Уч-ся даётся домашнее задание: найти информацию о птицах к следующему уроку)

      1. 7. Работа над выразительным чтением

        Какие выразительные средства языка использует поэт в стихотворении?

      2. (лит. приём - олицетворение: передача свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым)

Какие картины весны наблюдает поэт?

С каким настроением говорит о них?

Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно.

    Выбрать нужный тон и темп чтения.

    Передать своё отношение к тому, что читаешь.

Давайте подумаем, где мы будем делать паузы.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

(один ученик размечает)

Выделим главные слова (вместе).

Каким тоном прочитаем эти строчки?

В каком темпе?

2-3 ученика читают выразительно.

Чьё чтение показалось более удачным, выразительным?

Кто смог передать настроение?

Что происходит с приходом весны в душе человека?

Подготовьте следующие строчки для выразительного чтения.

Прочитайте.

8. Слушание музыки
- Какие приметы весны мы можем слышать? (пение птиц, капель, ручьи)

Кто помогает людям услышать и представить пробуждение природы?

Послушайте фрагмент произведения П.И. Чайковского «Апрель» и предположите, что хотел передать композитор этой мелодией?

Слушание музыки

Что же удалось передать композитору этой мелодией?

(красоту весеннего дня, хорошее настроение, журчание воды…)

Как называется такое состояние природы?

(пробуждение)

Какие строки из стихотворения «Весна» подходят к музыкальному произведению?

Почему композитор выбрал именно такое название, «Апрель»?

Родина слова «апрель» - Древний Рим. Оно означает тёплый, солнечный. Апрель – снегогон. П.И. Чайковский ценил творчество А.Н. Плещеева. Поэт подарил ему один из своих сборников стихов с автографом.

9. Словесное рисование.

- Какие образы природы смогли бы вы отразить в своих картинах?

Постарайтесь дома выполнить этот вид работы и подготовиться к выразительному чтению стихотворения.

- Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Картины родной природы особенно чувствуют художники.

10. Работа по репродукции картины И.С. Остроухова «Ранняя весна».

Что вы видите на переднем плане?

Какие признаки весны, указанные в стихотворении «Весна», можно увидеть на репродукции картины?

(тает снег, ярко светит солнце…)

Какое настроение, какие чувства хотел передать художник?

Что заинтересовало в этой картине?

      1. Физкультминутка:

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тиши, тише,

Деревцо всё выше, выше!

      1. V. Продолжение работы над новым материалом.

- Продолжим изучать творчество поэта. Произведение, которое авторы учебника предлагают нам для работы на уроке называется «Сельская песенка».

О чем (о ком) пойдёт речь в стихотворении?

1. Словарная работа.

Что означает слово «сени»?

(Сени – нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей).

2. Первичное чтение стихотворения А.Н. Плещеева

Понравилось ли вам стихотворение?

Слышали ли вы раньше это произведение?

(Стих. звучит в фильме «12 месяцев»)

3. Самостоятельное чтение стихотворения.

(Обращается внимание детей на расстановку знаков препинания).

4. Работа над выразительным чтением текста. Выборочное чтение.

Радуется поэт приходу весны или нет?

В каких строках это выражено?

Какие приметы весны можно увидеть, а какие услышать? Найдите и прочитайте их.

Что объединяет произведения А.Н. Плещеева?

Представьте, что вы композиторы. Какую бы музыку написали для этого произведения? (Весёлую, задорную, грустную?)

5. Краеведческий материал.

О какой птице на протяжении всего текста говорит поэт в стихотворении «Сельская песенка»?

Является ли ласточка весенней птицей?

Что вы знаете о них?

К сведению: деревенские ласточки возвращаются в мае и селятся под крышами деревянных строений. Гнездо слеплено из грязи, которую ласточка собирает по краям луж и скрепляет слюной, конским волосом и соломинками.

Городские ласточки гнездятся под крышами каменных строений. Два вида этих ласточек находятся под защитой человека. Есть ещё и береговые ласточки.

В Москве и Московской области можно встретить не только эти виды ласточек, но и много других птиц, которые также охраняются законом.

Почему некоторые виды птиц занесены в Красную книгу?

Какую пользу приносят птицы?

Что нужно сделать, чтобы сократилось количество видов птиц, занесённых в Красную книгу? Что можете сделать вы для того, чтобы птицам жилось лучше?

      1. 7. Мини – тест.

А. Барто, А. Плещеев, Ф. Тютчев.

2. Время года, которое описывает поэт?

Весна, з има, осень.

3. Название птиц из стихотворения «Весна».

Ласточки, воробьи, соловьи.

4. Что является источником творческого вдохновения А.Н. Плещеева?

Природа, с олнце, птицы.

Дополнительно по времени:
Отрывок из сказки С.Я.Маршака "12 месяцев"
(время: 12:39 - 14:48)

      1. 8. Итог урока

    Что нового узнали на уроке?

    Какое стихотворение запомнилось?

    Что понравилось на уроке?

Учитель начальных классов Кутенкова Н.А.
ГБОУ Школа № 384 имени Д.К. Корнеева
Урок литературного чтения 2 класс
Тема: Стихи А. Плещеева о весне
Цели:
 ознакомить детей со стихотворениями о весне А.Н.Плещеева;
 развивать навыки правильного, выразительного чтения.
Задачи:
 обогатить словарный запас детей;
 развивать память, внимание, наблюдательность, воображение;
 прививать любовь к природе и русской словесности.
Планируемые результаты:
Предметные:
­ обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения читать
стихотворения выразительно; представлять картины весенней природы и находить в
стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины, объяснять
отдельные выражения в лирическом тексте.
Метапредметные:
 Познавательные: анализировать стихотворение, выделять в нём главную мысль,
отвечать на вопросы на основе текста стихотворения.
 Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа
материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать,
планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать
свою работу на уроке.
 Коммуникативные: обсуждать в паре ответы на вопросы, соблюдая правила
общения, уметь доказывать свою точку зрения.
Личностные:
­ установление учениками связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Средства обучения:
портрет А. Плещеева; выставка книг, учебник, презентация, отрывок фильма
«Двенадцать месяцев».
Тип урока: «Урок открытия нового знания».

Ход урока
1.
2.
Организационный момент
Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока.
­ Предлагаю литературную разминку, которая поможет определить тему урока. Для
этого необходимо ваше внимание, наблюдательность.
­ Отгадайте загадку
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса.
Значит, к нам пришла... ВЕСНА
­ О каком времени года мы будем говорить на уроке?
­ Какие жанры литературы вы знаете? (Сказка, стихотворение, загадка, рассказ и т.д.)
­ Определите жанр этого произведения.
Чтение стихотворения А. Плещеев « Осень наступила».
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
­ Кто автор стихотворения? (Алексей Николаевич Плещеев)

На доске карточки со словами: ВЕСНА, СТИХОТВОРЕНИЕ, А.Н. ПЛЕЩЕЕВ
­ Кто попробует сформулировать тему урока?
­ Сегодня мы познакомимся с произведениями великого русского поэта
А.Н. Плещеева.
Краткие библиографические сведения о поэте.
­ Алексей Николаевич Плещеев (1825­1893). Поэт, переводчик, литературный критик.
Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена
Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич
написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых.
3. Изучение нового материала.
1. Подготовка к восприятию текста.
­ Чем отличаются стихи от прозы?
(Рифма, ритм)
­ Кто может предположить, с какой целью читают стихи?
(Получить удовольствие, почувствовать настроение…)
­ Первое стихотворение, которое мы будем читать, называется «Весна».
­ По названию произведения можем ли мы предположить о чём (о ком) расскажет поэт?
«Весна» Алексей Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
­ Помогают эти слова понять, что весна уже наступила?
Чтение стихотворения «Весна» (аудиозапись).
Проверка первичного восприятия.

­ Оправдались ли предположения, касающиеся названия стихотворения?
­ Какое время года описывает поэт?
­ Какие картины весны наблюдает поэт, рисует? (Приход весны)

­ Что сказано о лесе, о соловьях, о метели?
­ Какую картину вы можете представить по этому стихотворению?
Речевая разминка

Летит скворец ­ зиме конец.
Увидел скворца ­ весна у крыльца.
Летит скворец ­ весны гонец.
­ Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
­ Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
­ Начните читать шёпотом и постепенно усиливайте голос.
­ Начните читать громко и постепенно переходите на шёпот.
Вот вы и готовы читать стихи.
Чтение стихотворения. Работа с текстом.
Первичное знакомство
­ Ребята, давайте откроем наш учебник и прочитаем это стихотворение
самостоятельно.
­ Какое слово вам было не понятно? Отметьте слова, требующие пояснения.
­ (Лазурь)­ посмотрите оно выделено в нашем учебнике синим цветом.
­ А как вы думаете, что оно обозначает?
(Толкование слова «лазурь» ­ светло­ синий цвет, синева)
Словарная работа. Подготовка к чтению произведения вслух.
Чтение слов по слогам, а затем целыми словами
По ­ ве – я ­ ло – повеяло (= дуть)
За ­ сви ­ щут – засвищут (= запоют)
о ­ де – нет – ся – оденется
ми – но – ва – ла – миновала (= прошла)
се – ни – сени (нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей)
про – ще – бечь – прощебечь
Что обозначают данные слова? Найдите слова синонимы?
­ Перечитайте текст.
Первичная проверка понимания.
­ Какие картины весны наблюдает поэт?
­ Какой приём использует поэт, чтобы мы могли ярче представить весенние картины?

или
­ Какие выразительные средства языка использует поэт в стихотворении?
(литературный приём ­ олицетворение)
Вставьте пропущенные олицетворения
«Уж тает снег,…… ручьи».
« Засвищут скоро соловьи
И лес ……. листвою»».
«Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце……»
­ С каким настроением говорит о них?
­ Где надо делать паузы при чтении стихотворения?
­ Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать
стихотворение выразительно.
2. Работа над выразительностью чтения.
­ Что значит читать выразительно?
1.
2.
3.
4.
Читать целым словом и без ошибок.
Выбрать нужный тон и темп чтения.
Выделить голосом главные слова.
Передать своё отношение к тому, что читаешь.
Чтение стихотворения «Весна» (1­2 ученика читают стихотворение)
Физкультминутка
­ Продолжим изучать творчество поэта. Авторы учебника предлагают нам для работы
стихотворение, которое называется «Сельская песенка».
­ О чем (о ком) пойдёт речь в стихотворении?
1. Словарная работа.
­ Что означает слово «сени»?
(Сени – нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей).
­ Прощебечь, т.е. пропой
2. Первичное чтение стихотворения А.Н. Плещеева
­ Почему автор дал такое название? ­ Как вы думаете, о чём оно?

­ Понравилось ли вам стихотворение?
­ Слышали ли раньше это произведение?
(Отрывок стихотворения звучит в фильме «12 месяцев»)
Просмотр отрывка из фильма.
­ П.И. Чайковский ценил творчество А.Н. Плещеева. Поэт подарил ему один из своих
сборников стихов с автографом.
Чтение стихотворения «Сельская песенка»
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...
­ Назовите ключевые слова.
Весна, Солнышко, Травка, Ласточка, песню
­ Нравится ли весна поэту?
­ Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждёт весну?
­ С какой просьбой обращается поэт к ласточке?
­ Какие приметы весны можно увидеть, а какие ­ услышать?
­ Найдите и прочитайте о них.
3. Самостоятельное чтение стихотворения.
(Обращается внимание детей на расстановку знаков препинания).
4. Работа над выразительным чтением текста. Выборочное чтение.

­ Радуется поэт приходу весны или нет?
­ В каких строках это выражено?
­ Какие приметы весны можно увидеть, а какие услышать? Найдите и прочитайте их.
­ Что объединяет произведения А.Н. Плещеева?
Закрепление изученного
­ Возьмите карточки и соотнесите название стихотворения с автором.
«Весенние воды»
«Весна»
«Зима недаром злится…» Ф. Тютчев
«Сельская песенка»
А. Плещеев
­ Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга.
Мини – тест



Весна, зима, осень.

Ласточки, воробьи, соловьи.
Плещеева?
Природа, солнце, птицы.
1. Автор стихотворений «Весна», «Сельская песенка».
А. Барто, А. Плещеев, Ф. Тютчев.
2. Время года, которое описывает поэт?
Весна, зима, осень.
3. Название птиц из стихотворения «Весна».
Ласточки, воробьи, соловьи
4. Что является источником творческого вдохновения А.Н.
Плещеева?
Природа, солнце, птицы.
Рефлексия деятельности (итог урока)
­ Стихи какого русского поэта мы сегодня читали? О чём эти стихи?

­ Какое настроение вызвали у вас прочитанные стихи?
­ Что нового узнали на уроке?
­ Все ли мы сказали на уроке или надо еще подумать и поразмышлять?
­ Как вы поработали на уроке?
­ Какое стихотворение запомнилось?
­ Что понравилось на уроке?
­ Что вызвало затруднение?
­ Появился ли интерес к поэзии?
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению А. Плещеева.
Выучить одно стихотворение наизусть (на выбор).

Цели : познакомить учащихся со стихотворениями А. Плещеева о весне; развивать навыки правильного, выразительного чтения, память, внимание, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Оборудование : портрет А. Плещеева, выставка его книг; визуальные материалы по теме; фрагмент фильма (или мультфильма) «Двенадцать месяцев» (если есть возможность); карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Прочитайте стихотворение «жужжащим» способом.

Весенняя гостья

Милая певунья,

Ласточка родная,

К нам домой вернулась

Из чужого края.

Под окошком вьется

С песенкой живою:

«Я весну и солнце

Принесла с собою...»

Прочитайте выразительно. Постановка целей урока

IV. Проверка домашнего задания

Чтение стихотворений наизусть.

V. Работа по теме урока

1. Разговор об А. Плещееве

Что вы знаете об этом поэте?

Материал для учителя

Алексей Николаевич Плещеев (1825—1893) — замечательный русский поэт, писатель, переводчик. Современники вспоминали, что он был исключительно деликатным, мягким и доброжелательным человеком всегда готовым прийти на помощь. Однако жизнь самого Плещеева складывалась нелегко: после ссылки он многие годы находился под полицейским надзором, а в 1863 г. в связи с делом Чернышевского был вызван в Сенат по обвинению (фальшивому, как ему удалось доказать) в противоправительственной деятельности. Всю жизнь он боролся с нуждой, чтобы содержать семью (в 1864 г. умерла его жена, позднее он женился вторично, и от обоих браков у него были дети), вынужден был определиться на службу, не оставляя вместе с тем и литературных занятий.

Своим современникам, писавшим для детей, он говорил так: «Помните, что маленькие читатели — будущие строители жизни русской. Научите их любить добро, родину, помнить свой долг перед народом».

2. Стихотворение «Весна»

— Прочитайте стихотворение А. Плещеева «Весна» (с. 112).

— Найдите объяснение слова «лазурь».

— Какие картины весны наблюдает поэт? С каким настроением говорит о них?

VI. Физкультминутка

Утро - с зарядки

Солнце глянуло в кроватку —

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться — три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

VII. Продолжение работы по теме урока

Стихотворение «Сельская песенка»

— На с. 113 прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем оно?

(Предположения детей.)

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

— Слышали вы это стихотворение раньше? Кто помнит? (Ответ. Стихотворение звучит в фильме «Двенадцать месяцев». Если есть возможность, учитель может показать этот фрагмент.)

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Радуется поэт приходу весны или нет?

— В каких строках это выражено?

Какие приметы весны можно увидеть, а какие услышать? Найдите и прочитайте о них.

VIII. Рефлексия

Что вы узнали на уроке?

За что вы похвалили бы себя?

Что у вас особенно получилось?

IX. Подведение итогов урока

Какие стихотворения мы читали?

Прочитаем маленькое стихотворение.

Шепчет солнышко

Шепчет солнышко листочку:

— Не робей, голубчик!

И берет его из почки

За зеленый чубчик.

В. Орлов

Домашнее задание

Выучить любое стихотворение А. Плещеева.

Последние материалы раздела:

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...

Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т
Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т

МОУ «ООШ с. Озёрки Духовницкого района Саратовской области » Киреевой Татьяны Константиновны 2009 – 2010 год Введение. «Грамотное письмо – не...

Презентация: Монако Презентация на тему
Презентация: Монако Презентация на тему

Религия: Католицизм: Официальная религия - католичество. Однако конституция Монако гарантирует свободу вероисповедания. В Монако есть 5...