Уравнения реакций по химии 8. Как балансировать химические уравнения
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: помочь обучающимся сформировать знания о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать ранее изученный материал;
  • обучать умению составлять уравнения химических реакций.

Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные навыки (работа в паре, умение слушать и слышать).

Развивающие:

  • развивать учебно-организационные умения, направленные на выполнение поставленной задачи;
  • развивать аналитические навыки мышления.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, оценочные листы, карта рефлексии, “набор химических знаков”, тетрадь с печатной основой, реактивы: гидроксид натрия, хлорид железа(III), спиртовка, держатель, спички, лист ватмана, разноцветные химические знаки.

Презентация урока (приложение 3)

Структура урока.

І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация знаний и умений.
ІІІ. Мотивация и целеполагание.
ІV. Изучение нового материала:
4.1 реакция горения алюминия в кислороде;
4.2 реакция разложения гидроксида железа (III);
4.3 алгоритм расстановки коэффициентов;
4.4 минута релаксации;
4.5 расставь коэффициенты;
V. Закрепление полученных знаний.
VІ. Подведение итогов урока и выставление оценок.
VІІ. Домашнее задание.
VІІІ. Заключительное слово учителя.

Ход урока

Химическая натура сложной частицы
определяется натурой элементарных
составных частей,
количеством их и
химическим строением.
Д.И.Менделеев

Учитель. Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Обратите внимание: у вас на столе лежит тетрадь с печатной основой (Приложение 2), в которой вы сегодня будете работать, и оценочный лист, в нем вы будете фиксировать свои достижения, подпишите его.

Актуализация знаний и умений.

Учитель. Мы с вами познакомились с физическими и химическими явлениями, химическими реакциями и признаками их протекания. Изучили закон сохранения массы веществ.
Давайте проверим ваши знания. Я предлагаю вам открыть тетради с печатной основой и выполнить задание 1. На выполнение задания вам дается 5 минут.

Тест по теме “Физические и химические явления. Закон сохранения массы веществ”.

1.Чем химические реакции отличаются от физических явлений?

  1. Изменение формы, агрегатного состояния вещества.
  2. Образование новых веществ.
  3. Изменение местоположения.

2. Каковы признаки химической реакции?

  1. Образование осадка, изменение цвета, выделение газа.
  • Намагничивание, испарение, колебание.
  • Рост и развитие, движение, размножение.
  • 3. В соответствии с каким законом составляются уравнения химических реакций?

    1. Закон постоянства состава вещества.
    2. Закон сохранения массы вещества.
    3. Периодический закон.
    4. Закон динамики.
    5. Закон всемирного тяготения.

    4. Закон сохранения массы вещества открыл:

    1. Д.И. Менделеев.
    2. Ч. Дарвин.
    3. М.В. Ломоносов.
    4. И. Ньютон.
    5. А.И. Бутлеров.

    5. Химическим уравнением называют:

    1. Условную запись химической реакции.
  • Условную запись состава вещества.
  • Запись условия химической задачи.
  • Учитель. Вы выполнили работу. Я предлагаю вам осуществить ее проверку. Поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку. Внимание на экран. За каждый правильный ответ – 1 балл. Общее количество баллов занесите в оценочные листы.

    Мотивация и целеполагание.

    Учитель. Используя эти знания, мы сегодня будем составлять уравнения химических реакций, раскрывая проблему “Является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций”

    Изучение нового материала.

    Учитель. Мы привыкли считать, что уравнение-это математический пример, где есть неизвестное, и это неизвестное нужно вычислить. А вот в химических уравнениях обычно ничего неизвестного не бывает: в них просто записывается все формулами: какие вещества вступают в реакцию и какие получаются в ходе этой реакции. Посмотрим опыт.

    (Реакция соединения серы и железа.) Приложение 3

    Учитель. С точки зрения массы веществ, уравнение реакции соединения железа и серы понимается следующим образом

    Железо + сера → сульфид железа (II) (задание 2 тпо)

    Но в химии слова отражаются химическими знаками. Запишите это уравнение химическими символами.

    Fe + S → FeS

    (Один ученик пишет на доске, остальные в ТПО.)

    Учитель. Теперь прочитайте.
    Обучающиеся. Молекула железа взаимодействует с молекулой серы, получается одна молекула сульфида железа (II).
    Учитель. В данной реакции мы видим, что количество исходных веществ равно количеству веществ в продукте реакции.
    Всегда надо помнить, что при составлении уравнений реакций ни один атом не должен потеряться или неожиданно появиться. Поэтому иногда, записав все формулы в уравнении реакции, приходиться уравнивать число атомов в каждой части уравнения – расставлять коэффициенты. Посмотрим еще один опыт

    (Горение алюминия в кислороде.) Приложение 4

    Учитель. Запишем уравнение химической реакции (задание 3 в ТПО)

    Al + O 2 → Al +3 O -2

    Чтобы записать правильно формулу оксида, вспомним что

    Обучающиеся. Кислород в оксидах имеет степень окисления -2, алюминий – химический элемент с постоянной степенью окисления +3. НОК = 6

    Al + O 2 → Al 2 O 3

    Учитель. Мы видим, что в реакцию вступает 1 атом алюминия, образуется два атома алюминия. Вступает два атома кислорода, образуется три атома кислорода.
    Просто и красиво, но неуважительно по отношению к закону сохранения массы веществ – она разная до и после реакции.
    Поэтому нам необходимо расставить коэффициенты в данном уравнении химической реакции. Для этого найдем НОК для кислорода.

    Обучающиеся. НОК = 6

    Учитель. Перед формулами кислорода и оксида алюминия ставим коэффициенты, чтобы число атомов кислорода слева и справа было равно 6.

    Al + 3 O 2 → 2 Al 2 O 3

    Учитель. Теперь получаем, что в результате реакции образуется четыре атома алюминия. Следовательно, перед атомом алюминия в левой части ставим коэффициент 4

    Al + 3O 2 → 2Al 2 O 3

    Еще раз пересчитаем все атомы до реакции и после нее. Ставим равно.

    4Al + 3O 2 _ = 2 Al 2 O 3

    Учитель. Рассмотрим еще один пример

    (Учитель демонстрирует опыт по разложению гидроксида железа (III).)

    Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + H 2 O

    Учитель. Расставим коэффициенты. В реакцию вступает 1 атом железа, образуется два атома железа. Следовательно, перед формулой гидроксида железа (3) ставим коэффициент 2.

    Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + H 2 O

    Учитель. Получаем, что в реакцию вступает 6 атомов водорода (2х3), образуется 2 атома водорода.

    Обучающиеся. НОК =6. 6/2 = 3. Следовательно, у формулы воды ставим коэффициент 3

    2Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + 3 H 2 O

    Учитель. Считаем кислород.

    Обучающиеся. Слева – 2х3 =6; справа – 3+3 = 6

    Обучающиеся. Количество атомов кислорода,вступивших в реакцию, равно количеству атомов кислорода, образовавшихся в ходе реакции. Можно ставить равно.

    2Fe(OH) 3 = Fe 2 O 3 +3 H 2 O

    Учитель. Теперь давайте обобщим все сказанное ранее и познакомимся с алгоритмом расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций.

    1. Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части уравнения химической реакции.
    2. Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти НОК.
    3. Разделить НОК на индексы – получить коэффициенты. Поставить их перед формулами.
    4. Пересчитать количество атомов, при необходимости действие повторить.
    5. Последним проверить количество атомов кислорода.

    Учитель. Вы хорошо потрудились и, наверное, устали. Я предлагаю вам расслабиться, закрыть глаза и вспомнить какие-либо приятные моменты жизни. У каждого из вас они разные. Теперь откройте глаза и сделайте круговые движения ими сначала по часовой стрелке, затем – против. Теперь интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо – налево, и вертикали: вверх – вниз.
    А сейчас активизируем мыслительную деятельность и помассируем мочки ушей.

    Учитель. Продолжаем работу.
    В тетрадях с печатной основой выполним задание 5. Работать вы будете в парах. Вам необходимо расставить коэффициенты в уравнених химических реакций. На выполнение задания дается 10 минут.

    • P + Cl 2 →PCl 5
    • Na + S → Na 2 S
    • HCl + Mg →MgCl 2 + H 2
    • N 2 + H 2 →NH 3
    • H 2 O → H 2 + O 2

    Учитель. Проверим выполнение задания (учитель опрашивает и выводит на слайд правильные ответы) . За каждый правильно поставленный коэффициент – 1 балл.
    С заданием вы справились. Молодцы!

    Учитель. Теперь давайте вернемся к нашей проблемы.
    Ребята, как вы считаете, является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций.

    Обучающиеся. Да, в ходе урока мы доказали, что закон сохранения массы веществ – основа для составления уравнений химических реакций.

    Закрепление знаний.

    Учитель. Все основные вопросы мы изучили. Теперь выполним небольшой тест, который позволит увидеть, как вы освоили тему. Вы должны на него отвечать только “да” или “нет”. На работу дается 3 минуты.

    Утверждения.

    1. В реакции Ca + Cl 2 → CaCl 2 коэффициенты не нужны. (Да)
    2. В реакции Zn + HCl → ZnCl 2 + H 2 коэффициент у цинка 2. (Нет)
    3. В реакции Ca + O 2 → CaO коэффициент у оксида кальция 2. (Да)
    4. В реакции CH 4 → C + H 2 коэффициенты не нужны. (Нет)
    5. В реакции CuO + H 2 → Cu + H 2 O коэффициент у меди 2. (Нет)
    6. В реакции C + O 2 → CO коэффициент 2 надо поставить и у оксида углерода (II) , и у углерода. (Да)
    7. В реакции CuCl 2 + Fe → Cu + FeCl 2 коэффициенты не нужны. (Да)

    Учитель. Проверим выполнение работы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

    Итог урока.

    Учитель. Вы справились хорошо с заданием. Сейчас подсчитайте общее количество набранных баллов за урок и поставьте себе оценку согласно рейтингу, который вы видите на экране. Сдайте мне оценочные листы для выставления вашей оценки в журнал.

    Домашнее задание.

    Учитель. Наш урок подошел к концу, в ходе которого мы смогли доказать, что закон сохранения массы веществ является основой для составления уравнений реакций, и научились составлять уравнения химических реакций. И, как финальная точка, запишите домашнее задание

    § 27, упр. 1 – для тех, кто получил оценку “3”
    упр. 2– для тех, кто получил оценку “4”
    упр. 3 – для тех, кто получил оценку
    “5”

    Заключительное слово учителя.

    Учитель. Я благодарю вас за урок. Но прежде чем вы покинете кабинет, обратите внимание на таблицу (учитель показывает на лист ватмана с изображением таблицы и разноцветными химическими знаками). Вы видите химические знаки разного цвета. Каждый цвет символизирует ваше настроение.. Я предлагаю вам составить свою таблицу химических элементов (она будет отличаться от ПСХЭ Д.И.Менделеева) – таблицу настроения урока. Для этого вы должны подойти к нотному листу, взять один химический элемент, согласно той характеристике, которую вы видите на экране, и прикрепить в ячейку таблицы. Я сделаю это первой, показав вам свою комфортность от работы с вами.

    F Мне было на уроке комфортно, я получил ответ на все интересующие меня вопросы.

    F На уроке я достиг цели наполовину.
    F Мне на уроке было скучно, я ничего не узнал нового .

    Инструкция

    Задача. Вычислить массу сульфида алюминия, если в реакцию с серной кислотой вступило 2,7 г алюминия.

    Записываем краткое условие

    m(Al2 (SO4) 3)-?

    Перед тем задачи по , составляем уравнение химической . При с разбавленной кислотой образуется соль и выделяется газообразное вещество – водород. Расставляем коэффициенты.

    2Al + 3H2SO4 = Al2 (SO4) 3 + 3H2

    При решении всегда нужно обращать внимание только на вещества, для которых известны, а также необходимо найти, параметры. Все остальные в расчет не берутся. В данном случае это будут: Al и Al2 (SO4) 3

    Находим относительные молекулярные массы этих веществ по таблице Д.И.Менделеева

    Mr(Al2 (SO4) 3) =27 2(32 3+16 4 3) =342

    Переводим эти значения в молярные массы (М), умножив на 1г/моль

    M(Al) =27г/моль

    M(Al2 (SO4) 3) =342г/моль

    Записываем основную формулу, которая связывает между собой количество вещества (n), массу (m) и молярную массу (M).

    Проводим расчеты по формуле

    n(Al) =2,7г/27г/моль=0,1 моль

    Составляем два соотношения. Первое соотношение составляется по уравнению на основании коэффициентов, стоящих перед формулами веществ, параметры которых даны или нужно найти.

    Первое соотношение: на 2 моль Al приходится 1 моль Al2 (SO4) 3

    Второе соотношение: на 0,1 моль Al приходится Х моль Al2 (SO4) 3

    (составляется, исходя из полученных расчетов)

    Решаем пропорцию, учитывая, что Х – это количество вещества

    Al2 (SO4) 3 и имеет единицу измерения моль

    n(Al2 (SO4) 3)=0,1моль(Al) 1 моль(Al2 (SO4) 3):2моль Al=0,05 моль

    Теперь имеется количество вещества и молярная масса Al2(SO4)3, следовательно, можно найти массу, которую выводим из основной формулы

    m(Al2 (SO4) 3)=0,05 моль 342г/моль=17,1 г

    Записываем

    Ответ: m(Al2 (SO4) 3)=17,1 г

    На первый взгляд, кажется, что решать задачи по химии очень сложно, однако это не так. И чтобы проверить степень усвоения, для этого сначала попробуйте решить эту же задачу, но только самостоятельно. Затем подставьте другие значения, используя то же самое уравнение. И последним, завершающим этапом будет решение задачи по новому уравнению. И если удалось справиться, что же – вас можно поздравить!

    Видео по теме

    Полезный совет

    Замечательным помощником при решении задач является пособие, проверенное временем «Задачи по химии для поступающих в ВУЗы» Г.П.Хомченко. И не бойтесь его использовать – в нем предложено решение задач с самых азов!

    Источники:

    • решить задачу по химии

    Школьная программа достаточно насыщенная, теоретические знания усваиваются, но практических навыков решения нет. Что делать и как научиться решать задачи по химии? Что в первую очередь требуется от ученика?

    Решение задач по химии имеет свою специфику, и нужно найти отправную точку, которая поможет научиться разбираться в этом нелегком деле.

    Что необходимо знать для решения задач по химии

    Чтобы правильно решать задачи по химии, в первую очередь необходимо знать, валентность элементов. От этого зависит составление формулы вещества, уравнение химической реакции также без учета валентности не составить и не уравнять. Таблица Менделеева используется практически в каждом задании, нужно научиться ею правильно пользоваться, чтобы получать необходимые сведения о химических элементах, их массе, электронным . Чаще всего в задачах требуется вычислить массу либо объем получаемого в итоге продукта, это – основа.

    Если валентность определить неправильно, все расчеты окажутся неверными.

    И далее другие, более сложные задачи, будут решаться легче. Но прежде всего – формулы веществ и правильно составленные уравнения протекающих реакций, с указанием того, что в итоге получится, и в каком виде. Это может быть жидкость, свободно выделяющийся газ, твердое вещество, выпадающее в осадок либо растворенное в воде или иной жидкости.

    С чего начинать при решении задач по химии

    Для решения задачи кратко записывается ее условие. После этого составляется уравнение реакции. Для примера можно рассмотреть конкретные данные: нужно определить массу полученного вещества, сульфида алюминия, при реакции металлического алюминия с серной кислотой, если алюминия взято 2,7 грамма. Обращать внимание следует лишь на вещества, что известны, после – на те, что требуется найти.

    Начинать решать нужно с перевода массы в граммах в молярную. Составить формулу реакции, подставить в нее значения массы и рассчитать пропорцию. После того, как решена простая задача, можно попробовать освоить самостоятельно аналогичную, но с другими элементами, что называется, набить руку. Формулы будут такими же, только элементы изменятся. Все решение задач по химии сводится к написанию правильной формулы вещества, далее – к правильному составлению уравнения реакции.

    Все задачи решаются по одному принципу, главное, правильно расставить коэффициенты в уравнении.

    Для упражнений можно использовать интернет, в нем огромное количество самых разных заданий, и тут же можно посмотреть алгоритм решения, который далее применять самостоятельно. Преимущество в том, что всегда можно увидеть правильный ответ, и если собственный итог не совпал, разбираться, чтобы найти ошибку. Еще для обучения можно использовать справочники и сборники задач.

    Источники:

    • Как решать задачи по химии

    Тема: Химические уравнения

    Цель : повторить и расширить знания о химических реак­циях; сформировать понятие о химическом уравне­нии как об условном изображении химической реакции; пояснить правила составления уравнений химических реакций, подбора коэффициентов на ос­новании закона сохранения массы вещества; стимулировать познавательную деятельность учащихся через дидактические игры, настроить их на использование имеющихся знаний для изучения нового материала.

    Мотивация: Что такое химические уравнения и зачем они нужны?

    Оборудование и реактивы : Периодическая система химических элементов

    Д. И. Менделеева; карточки.

    Тип урока: усвоение новых знаний

    Формы проведения: химическая разминка, работа в парах, работа с учебником,

    самостоятельная работа.

    Ход урока

      Организационный этап

    Подготовка класса к уроку.

      Актуализация опорных знаний

    Разминка

      Блиц-опрос:

    1. Что изучает химия? (Вещество.)

    2. Что такое вещество? (Это определенный вид материи, то, из чего состоит тело).

    3. Как мы выражаем состав вещества? (С помощью химических формул).

    4. Как составить химическую формулу? Что для этого необходимо знать?

    (Химические знаки элементов, валентность.)

      Угадай химический элемент (работа с карточками)

    H, O, S, Fe, Cu, Al, Na, Cl.

    Ответ по плану:

    Название химического элемента,

    Название простого вещества

    Валентность,

    Относительная атомная масса

      Игра «Крестики-нолики»

    Выигрышный путь – простые вещества

    Какие вещества называются простыми, какие – сложными?

    Выигрышный путь – химические явления

    Горение угля

    Ржавление гвоздя

    Плавление стекла

    Какие явления называются физическими, какие – химическими?

    Перечислите признаки химических реакций.

      Работа с текстом:

    «При взаимодействии водорода Н 2 и кислорода О 2 образуется вода Н 2 О»

    «При горении (взаимодействии с кислородом О 2) угля С образуется углекислый газ СО 2 »

    О каком явлении идет речь? Как записать данную химическую реакцию?

    Проблема: Как записать химическую реакцию?

    Что такое химическое уравнение?

      Мотивация:

      Что вам известно об уравнении вообще?

      На каких предметах вы встречались с уравнениями?

    Уравнение – это математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами.

      Что такое, по-вашему, химическое уравнение?

    Возвращаемся к нашим текстам.

      Как можно выразить (записать) химическую реакцию?

      Какой закон необходимо применять при составлении химических уравнений? О чем он гласит?

      Изучение нового материала

      Составление уравнений химических реакций взаимодействия простых веществ

    Принцип составления уравнений реакций получения бинарных соединений из простых веществ:

    в левой час­ти уравнения должны присутствовать те простые вещества, атомы элементов которых присутствуют в соединении в правой части урав­нения. Так, для получения, воды, необходимо, чтобы между собой прореагировали водород и кислород.

    Запишем уравнение реакции и расставим коэффициенты:

    Н 2 + O 2 H 2 O .

    Укажите в уравнении реагенты и продукты химической реакции.

      Что такое реагенты?

      Что такое продукты реакции?

    В общем виде алгоритм составления химического уравне­ния имеет такой вид с. 66 учебника:

    1. Составь схему взаимодействия: слева запиши форму­лы реагентов, ставя между ними знак «+». Справа запиши формулы продуктов реакции. Если их несколько, также поставь между ними знак «+». Между левой и правой частя­ми схемы поставь знак «».

    2. Подбери коэффициенты к формулам каждого из ве­ществ так, чтобы количество атомов каждого элемента в ле­вой части была равна количеству атомов этого элемента в правой части схемы.

    3. Сравни количества атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы. Если они одинаковы, замени знак «» знаком « = ».

    По химическим уравнениям вычисляют массы реагентов и продуктов реакций.

    Итак: сформулируем определение химического уравнения:

    Химическое уравнение – условная запись химической реакции с помощью химических формул, математичес­ких знаков и коэффициентов.

    Уравнения химических реакций составляют на основе закона сохранения массы веществ.

    Коэффициенты в химическом уравнении показывают простейшие соотношения между количествами струк­турных частичек реагентов и продуктов реакции.

    Количества атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения одинаковы.

      Закрепление и обобщение знаний

      «Нагретый железный порошок внесли в колбу с газом желто-зеленого цвета – хлором, молекулы которого двухатомны. Порошок воспламенился, в результате появился коричневый дым, образованный частичками хлорида железа (III)». Запишите уравнение реакции.

    2. Подберите коэффициенты для следующих реакций:

    а) Fe + Cl 2 FeCl 3 ;

    б) Na + Br 2 NaBr ;

    в) Р + О 2 Р 2 О 3 ;

    г) КС1О 3 КС1 + О 2 ;

    д) FeCl 2 + С1 2 FeCl 3 ;

    е) FeCl 3 + Br 2 FeBr 3 + С1 2

    3. Запишите уравнения взаимодействия следующих простых ве­ществ и расставьте коэффициенты:

    а) водорода и серы;

    б) маг­ния и кислорода;

    в) алюминия и кислорода;

    г) алюминия и серы;

    д) цинка и кислорода;

    е) натрия и серы;

    ж) магния и серы.

    3. Из каких простых веществ образуются: А1С1 3 , СО 2 , ZnS, Na 2 О, CuO, СН 4 , Са 3 Р 2 ?

    Запишите уравнения реакций.

    4. Расставьте коэффициенты в следующих схемах химических реакций. Сумма всех правильно расставленных коэффициен­тов должна быть равна относительной молекулярной массе гашеной извести Са(ОН) 2 .

    а) Fe(OH) 3 Fe 2 О 3 +Н 2 О;

    б) А1 2 О 3 + H 2 SО 4 Al 2 (SО 4) 3 + Н 2 О;

    в) НС1 + Сг 2 О 3 СгС1 3 + Н 2 О;

    г) Na + Н 2 О NaOH + Н 2 ;

    д) А1 + О 2 А1 2 О 3 ;

    е) А1С1 3 + NaOH А1(ОН)з + NaCl;

    ж) Fe 2 О 3 + HN О 3 Fe (N О 3)з + H 2 О;

    з) А1 + I 2 А1I 3 ;

    и) Fe 2 О 3 + Н 2 Fe + Н 2 О;

    к) Fe + Cl 2 FeCl 3 .

      Домашнее задание: Изучить § 20, выучить определения; выполнить задание: № 3, 4, 5 стр.67-68.

      Подведение итогов урока.

    Итак, сегодня мы узнали, что такое химическое уравнение. Рассмотрели, что нужно для составления химического уравнения.

    Чему научились на уроке, какие моменты требуют дальнейшей отработки?



    Запишите химическое уравнение. В качестве примера рассмотрим следующую реакцию:

    • C 3 H 8 + O 2 –> H 2 O + CO 2
    • Эта реакция описывает горение пропана (C 3 H 8) в присутствии кислорода с образованием воды и диоксида углерода (углекислого газа).

    Запишите количество атомов каждого элемента. Сделайте это для обеих частей уравнения. Обратите внимание на подстрочные индексы возле каждого элемента, чтобы определить общее количество атомов. Запишите символ каждого входящего в уравнение элемента и отметьте соответствующее количество атомов.

    • Например, в правой части рассматриваемого уравнения в результате сложения получаем 3 атома кислорода.
    • В левой части имеем 3 атома углерода (C 3), 8 атомов водорода (H 8) и 2 атома кислорода (O 2).
    • В правой части имеем 1 атом углерода (C), 2 атома водорода (H 2) и 3 атома кислорода (O + O 2).
  • Оставьте водород и кислород на потом, так как они входят в состав нескольких соединений в левой и правой части. Водород и кислород входят в состав нескольких молекул, поэтому лучше сбалансировать их в последнюю очередь.

    • Прежде чем балансировать водород и кислород, придется еще раз пересчитать атомы, так как могут понадобиться дополнительные коэффициенты, чтобы сбалансировать другие элементы.
  • Начните с наименее часто встречающегося элемента. Если необходимо сбалансировать несколько элементов, выберите такой, который входит в состав одной молекулы реагентов и одной молекулы продуктов реакции. Таким образом, сначала следует сбалансировать углерод.

  • Для баланса добавьте коэффициент перед единственным атомом углерода. Поставьте коэффициент перед единственным атомом углерода в правой части уравнения, чтобы сбалансировать его с 3 атомами углерода в левой части.

    • C 3 H 8 + O 2 –> H 2 O + 3 CO 2
    • Коэффициент 3 перед углеродом в правой части уравнения указывает на то, что получается три атома углерода, которые соответствуют тремя атомам углерода, входящим в молекулу пропана в левой части.
    • В химическом уравнении можно менять коэффициенты перед атомами и молекулами, однако подстрочные индексы должны оставаться неизменными.
  • После этого сбалансируйте атомы водорода. После того как вы уравняли количество атомов углерода в левой и правой части, несбалансированными остались водород и кислород. Левая часть уравнения содержит 8 атомов водорода, столько же их должно быть и справа. Добейтесь этого с помощью коэффициента.

    • C 3 H 8 + O 2 –> 4 H 2 O + 3CO 2
    • Мы добавили коэффициент 4 в правой части, так как подстрочный индекс показывает, что у нас уже есть два атома водорода.
    • Если умножить коэффициент 4 на подстрочный индекс 2, получится 8.
    • В результате в правой части получается 10 атомов кислорода: 3x2=6 атомов в трех молекулах 3CO 2 и еще четыре атома в четырех молекулах воды.
  • Химия 8 кл

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: «УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».

    Тип урока: изучение нового материала

    Задачи:

    1.Образоватетельные: 1) сформировать понятие об уравнениях химических реакций; 2)начать формировать умение составлять уравнения химических реакций.

    2.Развивающие: 1) развивать у учащихся умение наблюдать и анализировать увиденное; 2) формировать навыки самоконтроля усвоения изученного материала; 3) развивать познавательный интерес и эмоции учащихся, внося в содержание урока элемент новизны знаний, связь их с другими предметами, с жизнью; 4) активизировать мышление учащихся с помощью беседы и эксперимента.

    3.Воспитывающие: 1) применение полученных знаний на следующих уроках (типы химических реакций);2) содействовать профилактике утомляемости школьников в ходе урока, используя такие приемы поддержания работоспособности, как применение разнообразных видов работы, демонстрации опытов.

    ЦЕЛЬ: Сформировать понятие об уравнениях химических реакций как об условной записи, отражающей превращения веществ. Начать формировать у учащихся умение составлять уравнения химических реакций.

    ХОД УРОКА.

    1.Организация начала урока (2 мин.).

    Тема сегодняшнего урока:«Уравнения химических реакций».

    Задача: Мы сегодня с вами познакомимся с условной записью химических реакций – уравнениями. Научимся составлять уравнения химических реакций, а также расставлять коэффициенты в них.

    2.Проверка домашнего задания(5 мин.).

    Давайте с вами повторим, какие явления называются физическими?

    Физическими явлениями называются такие, при которых могут изменяться размеры, форма тел и агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным.

    А какие явления называются химическими?

    Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, называются химическими явлениями, или химическими реакциями.

    Какие признаки химических реакций вы знаете?

      Изменение окраски

      Появление запаха

      Образование осадка

      Растворение осадка

      Выделение газа

      Выделение или поглощение тепла, иногда выделяется свет.

    А теперь, попробуйте догадаться, о каких явлениях в этих стихах идет речь.

    3.Подготовка к усвоению новых знаний(5-7 мин.).

    Сейчас я проведу несколько опытов, и мы с вами попробуем составить схему наблюдаемого превращения.

    Опыт 1. Горение магния.

    Что вы наблюдаете? Составим схему наблюдаемого явления.

    Магний + кислород → оксид магния

    Исходные вещества продукт реакции

    Эта условная запись называется схемой реакции. В левой части схемы записывают исходные вещества (т. е. те вещества, которые были взяты для взаимодействия), в правой части - продукты реакции (т. е. те вещества, которые образовались в результате взаимодействия).

    Опыт 2. Получение углекислого газа

    В пробирку положим кусочек мела, нальем 1-2 мл раствора соляной кислоты. Что мы наблюдаем? Что происходит? Каковы признаки этих реакций?

    Составим с помощью химических формул схему наблюдаемого превращения:

    карбонат кальция + соляная кислота →

    исходные вещества

    СаСО 3 + HCl→

    хлорид кальция + вода +углекислый газ

    продукты реакции

    СаСl 2 + Н 2 О + СО 2

    4.Усвоение нового материала.

    Формирование понятия «коэффициенты и умения расставлять коэффициенты в уравнении химической реакции.

    Сейчас мы с вами узнаем о законе сохранения массы веществ, который открыл М.В.Ломоносов в 1756г.

    Закон сохранения массы веществ (Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее).

    Материальными носителями массы веществ являются атомы химических элементов, т.к. они при химических реакциях не образуются и не разрушаются, а происходит их перегруппировка, то становится очевидным справедливость этого закона.

    Число атомов одного элемента в левой части уравнения должно быть равно числу атомов этого элемента в правой части уравнения.

    Задание 1 (для групп). Определите число атомов каждого химического элемента, участвующего в реакции. 1. Вычислите число атомов:

    а) водорода: 8NH 3 , NaOH, 6NaOH, 2NaOH, Н з РО 4 , 2H 2 SO 4 , 3H 2 S0 4 , 8H 2 SO 4 ;

    6) кислорода: C0 2 , 3C0 2 , 2C0 2 , 6CO, H 2 SO 4 , 5H 2 SO 4 , 4H 2 S0 4 , HN0 3 .

    2. Вычислите число атомов: а) водорода:

    1) NaOH + HCl 2)CH 4 +H 2 0 3)2Na+H 2

    б) кислорода:

    1) 2СО + 0 2 2) С0 2 + 2Н.О. 3)4NO 2 + 2H 2 O + O 2

    Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций

    Порядок выполнения операций

    пример

    1. Определить число атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы реакции

    А1 + О 2 А1 2 О 3

    А1-1 атом А1-2 атома

    О-2 атома 0-3 атома

    2. Среди элементов с разным числом атомов в левой и правой частях схемы выбрать тот, число атомов которого больше

    О-2 атома слева

    О-3 атома справа

    3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) числа атомов этого элемента в левой части уравнения и числа атомов этого элемента в правой части уравнения

    4. Разделить НОК на число атомов этого элемента влевой части уравнения, получить коэффициент для левой части уравнения

    Аl + ЗО 2 Аl 2 О 3

    5. Разделить НОК на число атомов этого элемента в правой части уравнения, получить коэффициент для правой части уравнения

    А1 + ЗО 2 2А1 2 О 3

    6. Если выставленный коэффициент изменил число атомов еще какого-либо элемента, то действия 3, 4, 5 повторить еще раз.

    А1 + ЗО 2 2А1 2 О 3

    А1 - 1 атом А1 - 4 атома

    4А1 + ЗО 2 2А1 2 О 3

    5.Первичная проверка усвоения знаний(8-10 мин.) . Формирование

    В левой части схемы два атома кислорода, а в правой - один. Число атомов нужно выровнять с помощью коэффициентов. Число атомов нужно выровнять с помощью коэффициентов . Подведем итог работы на уроке:

    1)2Mg+O 2 →2MgO

    2) СаСО 3 + 2HCl→ СаСl 2 + Н 2 О + СО 2

    Задание 2

    Fe 2 O 3 + А1 А1 2 О 3 + Fe;

    Mg + N 2 Mg 3 N 2 ;

    Al + S A1 2 S 3 ;

    A1 + СA1 4 C 3 ;

    Al + Cr 2 0 3 Cr + A1 2 O 3 ;

    Ca + PCa 3 P 2 ;

    С + H 2 CH 4 ;

    Ca + ССаС 2 ;

    Fe + O 2 Fe 3 O 4 ;

    Si + MgMg 2 Si;

    Na + SNa 2 S;

    CaO + СCaC 2 + CO;

    Ca + N 2 Ca 3 N 2 ;

    Si + C1 2 SiCl 4 ;

    Ag + SAg 2 S;

    Упражнение (резерв)3.

    Н 2 + С1 2 НС1;

    N 2 + O 2 NO;

    СО 2 + С СО;

    HI → Н 2 + 1 2 ;

    Mg + НС1 MgCl 2 + Н 2 ;

    FeS + НС1 FeCl 2 + H 2 S;

    Zn+ HC1 ZnCl 2 + H 2 ;

    Br 2 + KIKBr+ I 2 ;

    Si + HF (r) SiF 4 + H 2 ;

    HCl+Na 2 C0 3 C0 2 +H 2 O+ NaCl;

    KC1O 3 + SKC1+ SO 2 ;

    C1 2 + KBr KC1 + Br 2 ;

    SiO 2 + С Si + CO;

    SiO 2 + С SiC + CO;

    Mg + SiO 2 Mg 2 Si + MgO

    Mg 2 Si + HC1 MgCl 2 + SiH 4

    6.Подведение итогов(2 мин.).

    Итак, мы сегодня с вами познакомились с понятием «уравнение химических реакций», учились расставлять коэффициенты в этих уравнениях на основе закона сохранения массы.

    Что такое уравнение химической реакции?

    Что записывают в правой части уравнения? А в левой?

    Что означает знак «+» в уравнении?

    Зачем расставляют коэффициенты в уравнениях химических реакций?

    7.Домашнеее задание. § 27, упр. 1,3(пис.).

    Оценки за урок.

    Раздаточный материал:

    Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент изменяет число атомов только одного элемента):

    Fe 2 O 3 + А1 А1 2 О 3 + Fe;

    Mg + N 2 Mg 3 N 2 ;

    Al + S A1 2 S 3 ;

    A1 + СA1 4 C 3 ;

    Al + Cr 2 0 3 Cr + A1 2 O 3 ;

    Ca + PCa 3 P 2 ;

    С + H 2 CH 4 ;

    Ca + ССаС 2 ;

    Fe + O 2 Fe 3 O 4 ;

    Si + MgMg 2 Si;

    Na + SNa 2 S;

    CaO + СCaC 2 + CO;

    Ca + N 2 Ca 3 N 2 ;

    Si + C1 2 SiCl 4 ;

    Ag + SAg 2 S;

    Упражнение 3 * .

    Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент одновременно изменяет число атомов двух элементов):

    Н 2 + С1 2 НС1;

    N 2 + O 2 NO;

    СО 2 + С СО;

    HI → Н 2 + 1 2 ;

    Mg + НС1 MgCl 2 + Н2

    Последние материалы раздела:

    Элективные питательные среды
    Элективные питательные среды

    Питательные среды в микробиологии - это субстраты, на которых выращивают микроорганизмы и тканевые культуры. Они применяются для диагностических...

    Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв
    Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв

    Мировая история содержит в себе огромное количество событий, имен, дат, которые помещаются в несколько десятков или даже сотен различных учебников....

    Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям
    Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям

    Последний дворцовый переворот в истории России Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема...