Упражнения для развития диапазона и усиления голоса. Диапазон голоса – увеличь его креативно! Упражнение «Зарядка для голоса и тела»
Исследование произношения сочетания чн показывает, что во всех словах, за исключением конечно, прачечная, горчичник, скворечник, яичница, двоечник, троечник, произносится /с"п/, а не /§п/; например, булочная произносится как /bula£"naja/, а не /bulasnaja/, горничная - как /gom"ic"naja/, а не /gom"isnaja/ и т.п.
Произнесение сочетания чн как /с"п/ или /§п/ оказывается связанным с конкретным словом, в состав которого входит это сочетание. Объяснить причину выбора того или иного варианта оказывается довольно сложно. Под влиянием написания большого количество слов и ряда диалектов, в которых чн всегда произносится как /с"п/, произношение чн как /§п/ встречается в современном языке все реже (81% дикторов произнесли /с"п/, 19% - /5п/), В словах позднего происхождения, в частности, образованных после Октября 1917 г. - всегда /с’п/: многостаночный, сварочный и т.п.; в небольшом числе случаев ведущим вариантом является вариант с /§п/: конечно, скучно, нарочно, пустячный, яичница, горчичник, скворечник. Вместе с тем объяснять распространение произнесения /с"п/ в первую очередь влиянием написания вряд ли возможно, в основе процесса развития этого произношения, по-видимому, лежат глубинные морфонологические факторы (см. с. 111).
Исследование произношения сочетания чт показывает, что в слове что и его производных произносится /St/.
В сочетаниях стн, здн, стл, стк, стек, тск (властный, праздник, счастливый, марксистский, советский) /V и /d/ не произносятся; в сочетании вств (здравствовать) не произносится /f/. Особого рассмотрения требуют сочетания двух согласных, второй из которых - мягкий.
Известно, что, согласно старой московской произносительной норме, необходимо было во всех случаях при втором мягком согласном произносить и первый согласный как мягкий (каплет /кар"1"it/, 85
твердый /t"v"ordtij/); при этом петербургский вариант нормы требовал произнесения мягких только в случаях сочетания двух переднеязычных согласных.
В современном русском языке наблюдается общая тенденция к замене в сочетаниях первого мягкого согласного на твердый. Экспериментально-фонетическое исследование 298 сочетаний согласных указанного типа показало, что почти в 80% - 1-ый согласный твердый. Из всех сочетаний лишь в 7 сочетаниях согласных одного активного артикулирующего органа - 1-ый согласный мягкий: /s"t"/ (степь /st"ep"/); /z"d"/ (здесь /z"d"es"/); /п"с7 (венчик /v"en"fi"ik/); /n"t"/ (винтик /v"in"t"ik/); /n"d"/ (Индия /in"d"ija/); /n"s"Z (пенсия /p"en"s"ija/); /n"z"/ (бензин /b"in"z"in).
Перед /j/ все губные, как правило, произносятся твердо: пьют /pjut/, объём /abjom/, семья /s"imja/, тряпьё /t"ripjo/, а переднеязычные - мягко (на стыках корня и суффикса): судья /sud"ja/, шитье /zbit"jo/, колосья /kalds"ja/, полозья /paloz"ja/, комарьё /kamar"jo/; вороньё fr/asaa"}bl\ на стыках приставки и корня произносятся твердо и переднеязычные: отъезд /atjest/, съезд /sjest/, подъезд /padjdst/.
Исследование зависимости мягкости-твердости первого согласного сочетания от того, в какой части слова находятся сочетания согласных: внутри корня, на стыке корня и суффикса или на стыке приставки и корня, - показало, что нет существенных различий в процессах, происходящих внутри морфемы и на стыке морфем; ср.: стянуть /s"t"inut"/ и степень /s"t"dp"in"/, сделать /z"d"elat"/ и здесь /z"d"es"/, разведка /razv"etka/ и зверь (п/"етЧ.
В ряде случаев нет существенных различий даже в сочетаниях согласных внутри корня и на стыке предлога со следующим словом; ср.: с тенью /s"t"en"ju/ и степь /s"t"ep"/, с дерева /z"d’er"iva/ и здесь /z"d"es"/.
Особого рассмотрения требуют и вопросы ассимилятивной звонкости-глухости на стыках слов. Здесь необходимо различать стыки двух знаменательных слов и служебного и знаменательного. Так, на стыках двух знаменательных слов чередование глухого со звонким происходит только перед звонким шумным согласным (например, город большой /goradbal"soj/); если второй согласный сонант или М - чередования не происходит (например, город великий /goratv"1"Гк"у/, город летний /goratl"etn"ij/).
На стыках служебных и знаменательных слов во всех указанных случаях сонант, с которого начинается заимствованное слово, ведет себя как звонкий шумный согласный: перед ним обязательно произносится звонкий согласный (например, над веткой /nadv"etkaj/, через 86 век Zc"irizv"ekZ, под липой Zpadl"ipajZ, без места Zb’izm"estaZ, через лето /c"ir"izl"eta/). Это может объясняться в данном случае влиянием написания на произношение, так как в конце предлогов над, под, близ, через, без пишутся буквы д, з, соответствующие звонким согласным (ср.: к веку Ікч"&мІ, от века Zatv"eka/).
Следует обратить внимание на широкое распространение ряда просторечных явлений, таких, например, как произнесение щелевого вместо аффрикаты: росточек как /rastoS"ik/, а не Zrastod’ikZ; твердого губного вместо мягкого в позиции абсолютного конца слова: семь как Zs"emZ вместо Zs"em"Z; произнесение Zs"Z вместо сочетания Zs"t"Z в конце слов: шесть как ZCes"Z вместо Zges"t"Z и т.п.
Несмотря на широкую распространенность этих явлений, они не могут считаться нормативными. Вместе с тем широкое употребление этого варианта говорит о некотором вторжении просторечных элементов в реальную норму.
Таким образом, мы можем наблюдать процесс образования единой произносительной нормы, лишенной местных черт. Об устранении различий между вариантами нормы Л.В. Щерба писал: «...в произношении будущего будет отметено все чересчур местное, московское или ленинградское, орловское или новгородское, не говоря уже о разных отличительных чертах других языков, вроде кавказского или среднеазиатского «гортанного» х, украинского г, татарского ы и т.д.» .
Какое место в этом выравнивании территориальных вариантов русского литературного языка занимает сознательная нормирующая деятельность, а какое -живые миграционные процессы, предстоит еще выяснить при исследовании различных аспектов развития литературного языка.
В отношении литературного произношения выделяются некоторые сочетания согласных, строго определенные по своему составу. Такие сочетания встречаются на морфологических стыках слов (конечный согласный приставок и начальный согласный корня, конечный согласный корня и начальный согласный суффикса), а также в местах слияния предлога с начальным согласным знаменательного слова.
1. Сочетания еж - зж, сш - зш на стыке морфем, а также предлога и следующего слова произносятся как двойной твердый согласный , : сжал, без жира, сшил, без шины, несший, влезший - [ ал], [б"и е ыръ], [ ыл], [б"и е ыны], [н"о ы ], [вл"е ы ].
2. Сочетания зж, а также жж внутри корня произносятся как долгий мягкий согласный [ "]: езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи - [еj "у], [в"и "у], [по "ь], [во "и], [дро "и] (см. § 57, п. 5) (допустимо произношение жж как ).
3. Сочетания сч, зч на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий или [ш"ч"]: переписчик [ "ик], [-ш"ч"ик], заказчик [- "ик], [-ш"ч"ик]. На стыке приставки и корня или предлога со следующим словом на месте сч, зч произносится [ш"ч"]: без числа [б"ьш"ч"исла], расческа [рΛшчоскъ].
4. Сочетания тч, дч на стыке морфем произносятся как двойной мягкий [ "]: летчик [л"о "ик], молодчик [мΛло "ик], отчет [Λ "от].
5. Сочетание тс на стыке глагольных окончаний с постфиксом -ся произносится как двойной твердый : гордится и гордиться [гΛрд"и ъ];
тс, дс (в сочетаниях тск, дск, тств, дств) на стыке корня и суффикса произносятся как [ц]: братский [брацки ], заводской [зъвΛцкоi], родство [рΛцтво].
6. Сочетания тц, дц на стыке морфем, реже в корнях, произносятся как двойной : братца [бра ъ], подцепить [пъ э ы п"ит"], двадцать [два ът"].
7. Сочетание чн, как правило, произносится как [чн], а в следующих словах как [шн]: скучно, конечно, нарочно, яичница, пустячный, прачечная, скворечник и в женских отчествах типа Никитична.
8. Сочетание чт, как правило, произносится не как [чт], а как [шт]: что, чтоб, чтобы, что-то (-либо, -нибудь), ничто.
9. Сочетания гк, гч обычно произносятся как [хк], [хч]: мягкий [м"ахк"и ], легче [л"ехч"ь].
Непроизносимые согласные
При произношении слов некоторые морфемы (обычно корни) в определенных сочетаниях с другими морфемами утрачивают тот или иной звук. Вследствие этого в написаниях слов оказываются буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. К числу непроизносимых согласных относятся:
1) т - в сочетаниях стн (ср.: косный и костный), cтл (счастливый), нтск - ндск (ср.: гигантский - интриганский, голландский - хулиганский), стск (ср.: марксистский и тунисский);
2) д - в сочетаниях здн (ср.: праздник и безобразник), рдц (ср.: сердце и дверца);
3) в - в сочетаниях вств (ср.: чувствовать и участвовать), лвств (безмолвствовать);
4) л - в сочетании лнц (ср.: солнце и оконце).
Наиболее естественное звучание русской речи достигается чередованием согласных и гласных звуков и незначительным употреблением консонатных сочетаний , т.е. сочетаний нескольких согласных. В нашей фонетической системе консонатные сочетания чаще двучленны (друг, брат) , иногда трехчленны (взрыв, строй) ; сочетание четырех и более согласных, которое может появиться на стыке двух слов, нарушает благозвучие речи (конкурс взрослых…) . Еще М.В. Ломоносов, говоря о звуковой организации речи, рекомендовал «оберегать непристойного слуху противного стечения согласных, например: всех чувств взор есть благороднее, ибо шесть согласных, рядом положенные - вств-вз , язык весьма запинают».
Для создания благозвучия важно, сколько звуков входит в консонатное сочетание, какие это звуки, какова их последовательность, в начале, в середине или в конце слова они находятся, «Желая точно установить законы сочетания звуков в современном русском языке, мы обязаны последовательно разграничивать два случая:
- сочетание фонетически невозможно, на него наложен запрет живым, сейчас действующим законом, такого сочетания нет в современных русских словах;
- сочетание фонетически возможно, т.е. не запрещено законами сочетаемости звуков в современном русском языке, но представлено только в одном, двух или даже совсем не представлено в реально существующих русских словах».
Стилистический интерес представляют сочетания второго типа.
В русской лексике, как правило, сочетание согласных подчиняется законам благозвучия . Но есть в языке и неблагозвучные слова, в которых согласных больше средней нормы или нарушена их обычная последовательность (взвизгнуть, взбрыкнуть, встрепенуться, споткнуться, измызгать, вспугнуть, взрыв, встряска) .
Обычны в русском языке сочетания из двух согласных в начале и середине слова (снег, степь, весло, добрый) , но перемещение их в конец слова затрудняет артикуляцию (добр, кругл) . Появление между такими согласными беглых гласных возвращает благозвучие (ср. весна - весен, интересный - интересен). Такие сочетания звуков, как тл, зл , чаще встречаются в начале и середине слов и очень редко - в конце (злой, узлы, дятла, жезл, метл) .
Исследование звуковой стороны русской лексики дает возможность выделить редкие формы, оканчивающиеся стечением согласных: краткие прилагательные (черств, тускл) , формы родительного падежа множественного числа существительных (бегств, достоинств, знакомств, лакомств) . Однако большинство таких словоформ в живой речи или совсем не употребляются, или используются редко.
Благозвучие речи в художественной литературе не только служит общим эстетическим целям красоты и музыкальности слога, но может быть использовано как средство выразительности. При этом благозвучие, как, впрочем, и другие особенности фоники, всегда должно быть подчинено законам эстетической целесообразности. Иногда стремление поэтов к выразительности художественной речи подсказывает им такую фонетическую организацию стиха, которая далека от напевного, гармонического звучания. Еще А.Н. Радищев писал: «стих «во свет рабства тьму претвори»… очень туг и труден на изречение (…) Согласен… хотя иные почитали, сей стих удачным, находя в негладкости стиха изобразительное выражение трудности самого действия…».
Право писателей использовать в художественных произведениях неблагозвучные сочетания не вызывает сомнения; важно только, чтобы употребление их было эстетически мотивировано. Об этом знали русские писатели задолго до того, как в стилистике были выработаны критерии благозвучия. Эстетическая целесообразность определяет употребление и других стилистически значимых элементов фоники в художественной речи.
Сочетание ti произносится перед гласным как [ци]: natio [нацио] народ , Latium [ляциум] Латий , перед согласным как [ти]: Latinus [лятинус] латинский . После s, t, х, а также на стыке основы и формообразующего окончания сочетание ti читается как [ти]: bestia [бэстиа] животное , Attius [аттиус] Аттий , mixtio [микстио] смешение . Если гласный i в сочетании ti долгий, оно также читается как [ти]: totī us [тотиус] целого (род. пад. ед. ч.).
Сочетание su перед гласным, с которым оно образует один слог (как правило, перед гласными а, е ), произносится как [св]: sua-vis [свавис] сладкий , но: su-us [суус] свой .
Сочетание ngu перед гласным произносится как [нгв]: lingua [лингва].
Сочетания согласных
В заимствованиях из греческого языка встречаются сочетания согласных с буквой h :
Примечание:
Сочетание ch употребляется в двух словах латинского происхождения: pulcher красивый , Gracchus Гракх .
Ударение. Слогораздел. Количество слога
Ударение
Ударение в латинском языке классического периода было музыкальным, тоническим, т.е. заключалось в повышении тона при произнесении ударного слога, если он был долгим. К 5 в. н. э., после утраты количественных различий между гласными, характер латинского ударения изменился: оно стало силовым, эспираторным, как в белорусском и русском языках.
Правила ударения
I. В словах, состоящих из двух и более слогов, ударение никогда не ставится на последнем слоге. В двусложных словах ударение падает на первый слог. В словах, состоящих из трех и более слогов, место ударения определяется по предпоследнему слогу.
II. Ударение ставится на предпоследний слог, если он содержит:
1) долгий гласный (т.е. гласный, долгота которого обозначена знаком долготы): natūra [нату"ра] природа ;
2) дифтонг или диграф: Argonautae [аргонаў"тэ] аргонавты , Lacaena [ляцэ"на] спартанка ;
3) гласный, стоящий перед двумя и более согласными (т.е. гласный закрытого слога) 1 , а также перед буквамиx, z (т.е. гласный открытого слога): argumentum [аргумэ"нтум] доказательство , correxi [коррэ"кси] я исправил , oryza [ори"за] рис ;
4) буквосочетания ar, or, ur, al, os, at : orator [ора"тор] оратор.
Примечания:
1. Если предпоследний слог содержит краткий гласный, который стоит перед сочетанием смычных b, p, d, t, g, c с сонорными l, r (muta cum liqu ĭ da ), то ударение падает на третий слог от конца: arbĭtri [а"рбитри] судьи (им. пад. мн. ч.).
2. Если предпоследний слог содержит краткий гласный, который стоит перед сочетаниями qu, ch, ph, rh, th , то ударение падает на третий слог от конца: relĭquus [рэ"ликвус] остальной , elĕphas [э"лефас] слон .
III. Ударение ставится на третий слог от конца, если предпоследний слог:
1) содержит краткий гласный (т.е. гласный, краткость которого обозначена знаком краткости): arbĭter [а"рбитэр] судья ;
2) содержит гласный, стоящий перед другим гласным: justitia [юсти"циа] справедливость ;
3) является открытым слогом: praesidium [прэзи"диум] защита;
4) содержит буквосочетания ol , ul : discipula [дисци"пула] ученица.
Слогораздел. Открытые и закрытые слоги
Слогораздел проходит:
а) между двумя гласными: du-o два ;
б) между дифтонгом (диграфом) и одиночным гласным: Gnae-us Гней ;
в) перед одиночным согласным: fi-li-a дочь ;
г) между двумя согласными (кроме сочетаний muta cum liqu ĭ da ): sil-va лес ;
д) перед сочетанием qu , ch, ph, rh, th : an-ti-quus древний ;
е) перед сочетанием смычного (p , b , d , t , g , c ) с сонорным r , l (muta cum liqu ĭ da ): ca-pra коза ;
ж) при наличии групп из трех и более согласных слогораздел проходит внутри группы, при этом сочетания qu и muta cum liquida не разделяются: cas-tra лагерь , junc-tus соединенный , mons-tro показывать ;
з) согласный j между гласными обозначает два звука [йй], которые относятся к разным слогам: major [май-йор] старейший ;
и) при слогоразделе приставка выделяется: in-scri-bo вписывать .
Количество слога
В классической латыни слоги различались по количеству, т.е. могли быть долгими или краткими.
1. Открытый слог, содержащий краткий гласный, краток: arb ĭ ter судья .
2. Открытый слог перед гласным в большинстве случаев краток justiti a справедливость .
3. Открытый слог, содержащий долгий гласный, дифтонг или диграф, долог: nat ū ra природа , Argonau tae аргонавты , Lacae na спартанка .
4. Закрытый слог всегда долог, независимо от количества содержащегося в нем гласного: argumen tum доказательство .